Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доходность государственного пенсионного фонда России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Общий объем расходов ПФР в 2022 году составит 10,155 трлн руб., что на 5,98% больше, чем в 2021 году. Из них, например:
- 8,792 трлн руб. направят на пенсионное обеспечение граждан;
- 435,6 млрд руб. — на выплату ЕДВ;
- 77 млрд — на федеральные социальные доплаты к пенсии;
- 443,6 млрд руб. — на материнский капитал и так далее.
На отдельных статьях расходов Пенсионного фонда стоит остановиться подробнее.
На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Пенсионного фонда в 2022 году направят 126,104 млрд руб. Детализация расходов представлена в таблице:
Направление | Сколько средств потребуется в 2022 году в млн руб. |
---|---|
Международное сотрудничество | 10,4 |
Общегосударственные вопросы, из них: | 125452,3 |
|
94617,8 |
|
11189,1 |
|
1350,0 |
|
10824,7 |
|
1945,5 |
|
301,8 |
|
88,6 |
|
890,2 |
|
1026,9 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников | 105,4 |
Научные исследования в области социальной политики | 20,0 |
Компенсационные выплаты на детей до 3-х лет сотрудников ПФР | 2,5 |
Информационно-разъяснительная работа | 703,0 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения гражданам возможности проактивно получать адресную поддержку | 3028 |
Среднемесячный размер зарплаты работников ПФР в 2022 году составит 48,4 тыс. руб. (годом ранее — 47,4 тыс.). Расходы на заработную плату сотрудников ПФР рассчитаны с учетом запланированной на 1 октября 2022 года индексации на 4%. Сокращение штата сотрудников не планируется, штатная численность в 2022 году планируется на уровне 124258 человек.
На предоставление материнского (семейного) капитала в бюджет ПФР на 2022 год закладывают 443,62 млрд руб. Это всего на 0,1% больше, чем годом ранее. Финансирование будет произведено за счет трансферта из федерального бюджета, а также остатков средств фонда на конец 2021 года.
Расчет произведен исходя из количества запланированных обращений за распоряжением средств МСК. Предполагается, что в 2022 году распорядиться маткапиталом решат 1,19 млн человек, из которых 133,6 тыс. — это семьи, получившие МСК в связи с рождением первого ребенка.
80582
48028
48410
47364
24078
Госдума заложила рост пенсий в бюджет ПФР
Фото 9530
Гарантированное увеличение обеспечения в части индексации пенсий застрахованных, уже прекративших трудовую деятельность, закреплено Федеральным Законом № 350 (Закон) от 3 октября 2018 года. Исходя из положений Закона, пересчет страховых отчислений в сторону увеличения с поправкой на размер инфляции прошедшего года — обычная процедура, которая проводится по установленному шаблону. Но, относительно периода 2019-2024 гг. проведение индексации предполагается в соответствии с расчетными коэффициентами, предварительно спрогнозированными и зафиксированными в ФЗ. Первый расчет по предложенной модели намечено провести с 2022 года. Чтобы рассчитать повышение пенсии уже сегодня, достаточно ее нынешнюю величину без учета социальных дотаций и компенсационных выплат, умножить на заложенный в перспективу процент повышения.
Принятым в декабре 2015 года Федеральным законом № 385, правительством введен мораторий на повышение обеспечения в результате инфляционных процессов, тем пенсионерам, которые продолжают трудовую деятельность. Действие закона началось в 2016 году и предписание осталось прежним на 2021 и следующий 2022 год.
Единственная дополнительная выплата, предназначенная для работающих пенсионеров ожидается в августе. В рабочем режиме, по стандартной методике Пенсионный Фонд произведет перерасчет страхового стажа и баллов, которые получены в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) за предыдущий год. Размер прибавки зависит от числа накопленных баллов по результатам полученных отчислений с зарплаты и дополнительного стажа после официального получения статуса пенсионера.
C 1 августа текущего года для всех пенсионеров в автоматическом режиме будет произведена индексация накопительной части обеспечения. Возможность увеличения изыскана за счет капитализации накоплений за 2020 год, расчет выполнится по результатам инвестирования.
В определенные законодательством Российской Федерации сроки предусмотрена индексация всех видов обеспечения — страховой пенсии по возрасту; социальной, которая назначается в случаях инвалидности или утрате кормильца. На 2022 по 2024 годы для расчета страховой пенсии планируется увеличение ее базовой части и пенсионного коэффициента, или балла. Изменятся также и социальные пенсии. Подробно, какая индексация пенсий будет в 2022 году для получателей:
Перечисление государственных денежных выплат, носит не только регулярный характер, но также ежегодно, 1 апреля социальные пенсии и государственное пенсионное обеспечение повышаются по результатам инфляции в стране. Поправочный коэффициент определяется на основании сведений о темпах роста размера прожиточного минимума пенсионеров. Для примера, — по предварительному прогнозу Минэкономразвития РФ, стоимость ключевых продовольственных продуктов на следующий год увеличится на 7,7%, из чего вытекает процент индексации пенсий в 2022 году. При применении индекса к текущей выплате не сложно получить ожидаемый рублевый эквивалент.
В результате такого пересчета увеличится обеспечение для следующих категорий граждан, получающих социальные пенсии:
- Инвалиды 2 или 3 группы
- Социально незащищенная категория граждан — по старости
- Инвалиды 1 или 2 группы, установленной с детства
- Одинокие матери
- Лица, потерявшим одного/двух кормильцев
- Дети — инвалиды
Стоит акцентировать внимание, что коррелирующие показатели закладываются в процессе подготовки федерального бюджета. Точный коэффициент индексации на планируемый период будет утвержден Правительством РФ весной 2022 года.
Предварительные показатели на 2022-2024 г.г. сведены в таблице:
Год |
2022 |
2023 |
2024 |
Процент |
7,7 |
0,3 |
9,9 |
В России принят проект бюджета ПФР на 2022—2024 годы
Это вид пенсии предусмотрен как компенсация застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования в связи с потерей ими дохода после наступления нетрудоспособности по причине старости. Назначается при соответствии критериям, установленным Законом. Производится ежемесячно. Повышается ежегодно с 1 января.
По результатам индексации, прогнозируемый размер среднегодового страхового обеспечения по достижении возраста для неработающих пенсионеров ожидается:
Год |
2022 |
2023 |
2024 |
Рублей |
18447-00 |
19399-00 |
20388-00 |
Помимо, некоторым категориям пенсионеров оказывается социальная поддержка. Получение единовременных доплат и надбавок носит заявительный характер. В рассматриваемый период, одновременно с пенсией будут повышены надбавки, которые также исчисляются от величины ее базовой части, они коснутся таких выплат, как:
- Доплата за иждивенцев
- Северный стаж на Крайнем Севере, также приравненных регионах
- Стаж за работу в сельском хозяйстве
- За инвалидность 1 группы
- Лицам старше 80 лет
Данный перерасчет пройдет автоматически, без заявления; получить положенные доплаты станет возможным уже с января 2022 г.
Кроме индексации, в случаях, когда пенсия меньше прожиточного регионального минимума, производится повышение обеспечения до должного уровня за счет доплат из федерального бюджета. Такая доплата называется социальной выплатой, предоставляется только неработающим пенсионерам или имеющим статус самозанятых. Размер регламентирован — до установленного минимума федерального показателя.
Если сравнивать организации по количеству участников, то рейтинг будет выглядеть так:
Фонд | Количество участников | Количество участников, получающих пенсию | Доходность |
---|---|---|---|
АО «НПФ Сбербанка» | 1 746 588 | 33 742 | 5.42% |
АО «НПФ «Благосостояние» | 1 349 661 | 425 681 | 6.93% |
АО «НПФ «Открытие» | 530 242 | 154 074 | 4.63% |
АО «НПФ «Телеком-Союз» | 295 216 | 95 901 | 3.79% |
АО «Ханты-Мансийский НПФ» | 266 648 | 180 941 | 2.44% |
АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» | 234 548 | 176 102 | 6.33% |
АО «НПФ Эволюция» | 227 479 | 103 146 | 6.14% |
АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» | 175 600 | 18 937 | 5.21% |
АО «НПФ «Транснефть» | 142 351 | 29 696 | 7.61% |
АО «НПФ «Социум» | 128 981 | 30 771 | 9.6% |
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда на трехлетний период 2020 — 2022 годов.
В соответствии с документом, доходы бюджета в следующем году составят 8 923,9 млрд рублей и по сравнению с 2019 годом увеличатся на 3,1%, или 269,8 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут на 3,4% и составят 9 042,3 млрд рублей, что на 298,5 млрд рублей выше уровня 2019 года.
Объем дефицита бюджета ПФР в 2020 году составит 118,4 млрд рублей с учетом дефицита по распределительной части в размере 123,0 млрд рублей и профицита по накопительной части в размере 4,6 млрд рублей.
Дефицит обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшихся в результате их неполного использования.
Профицит бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2020 год образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что обусловлено снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.
На 2022 год профицит планируется в размере 18,5 млрд рублей и образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных управляющими компаниями, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию женщин 1967 года рождения.
В трехлетнем периоде предусмотрено ежегодное уменьшение зависимости ПФР от федерального бюджета. Доля трансферта на обязательное пенсионное страхование в общей сумме трансфертов снижается с 29,8% в 2020 году до 24,9% в 2022 году. При этом объем страховых взносов в общем объеме доходов увеличивается с 62,9% в 2020 году до 66,2% в 2022 году. Поступление взносов на выплату пенсий прогнозируется в 2020 году на уровне 5,6 трлн рублей с ростом до 6,4 трлн рублей к 2022 году.
В бюджете ПФР предусмотрены дальнейшие меры по индексации пенсий и пособий. В частности, индексация опережающими рост инфляции темпами. В следующем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,6%, что обеспечит рост выплат в среднем на тысячу рублей в месяц. Индексация пройдет с 1 января, на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.
В результате средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырастет в 2020 году до 16,4 тыс. рублей. У участников и инвалидов ВОВ. получающих две пенсии и повышенные социальные выплаты, средний доход вырастет до 46,5 тыс. и 39,9 тыс. рублей соответственно.
Пенсии по государственному обеспечению с 1 апреля планируется проиндексировать на 7% в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2020 году. Повышение коснется почти 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. На выплату пенсий по государственному обеспечению в следующем году предусмотрено 584,4 млрд рублей.
Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг, предоставляемые 15 млн граждан, у которых есть право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, с 1 февраля будут проиндексированы на 3,8%. Расходы бюджета на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты составят 423 млрд рублей.
Повышения пенсий и пособий в следующем году будут реализованы с учетом нового механизма индексации сверх прожиточного минимума, который обеспечивает повышение выплат, даже если пенсионеру установлена социальная доплата, компенсирующая разрыв между доходами пенсионера и ПМП.
В бюджете также учтены повышенные выплаты сельским пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет на селе, с учетом 25-процентной прибавки к фиксированной выплате. Список профессий и должностей работников сельского хозяйства, имеющих право на прибавку, был расширен в середине 2019-го постановлением Правительства. В 2020 году Пенсионный фонд продолжит устанавливать повышенную пенсию всем жителям села, которые обратятся за ней при наличии соответствующего права.
Для пенсионеров, которые работали в 2019 году, в бюджете предусмотрено беззаявительное повышение с 1 августа страховых пенсий в соответствии с приобретенными пенсионными коэффициентами.
Бюджет ПФР учитывает новые льготы по досрочному выходу на пенсию, включая назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста, а также досрочное назначение пенсии многодетным мамам и работникам, имеющим высокий стаж.
В трехлетнем бюджете ПФР учтено возобновление ежегодной индексации материнского капитала по уровню инфляции. В 2020 году размер капитала планируется увеличить до 466,6 тыс. рублей. Точный размер индексации будет определен по итогам 2019 года. Общие расходы на предоставление материнского капитала с учетом проиндексированного размера в следующем году составят 316,2 млрд рублей.
В расходах Фонда также учтена повышенная компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей в месяц родителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы. Расходы на компенсационные выплаты в 2020 году запланированы в сумме 64,3 млрд рублей.
Таким образом, все расходы по социальным и пенсионным обязательствам ПФР финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.
Накопительная пенсия — это пожизненная выплата пенсионных накоплений, производимая ежемесячно. Согласно закону «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» сами накопления персонифицированы и выплачиваются только тому лицу, который их вносил или за кого они были внесены (в отличие от солидарной системы).
Накопительное пенсионное обеспечение может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе. Им предоставлялась до конца 2015 года возможность выбора: формировать только страховую часть пенсии или накопительную вместе с ней.
Страховые взносы лиц 1966 года рождения и старше направляются только на формирование страхового обеспечения. У них есть возможность формировать накопления только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий и других источников.
Обязательным условием для назначения накопительной пенсии является наличие средств на пенсионном счете или в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также наличие права на страховую пенсию. Выплачивают накопительное обеспечение Пенсионный фонд РФ (ПФР) или Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в зависимости от места его формирования.
Расходы ПФР в 2022 году превысят 10 трлн рублей
График повышения пенсий, по которым они индексируются еще с 2019 года, был утвержден в 2018 году – в одном законе вместе с повышением пенсионного возраста. Тогда авторы просчитали все так, чтобы пенсии росли примерно на тысячу рублей каждый год – аж до 2024 года включительно.
Так, в 2019-м пенсии выросли на 7,05%, в 2020-м – на 6,6%, в 2021-м – на 6,3%. Каждая индексация проводилась с 1 января, и до 2024 года график индексации выглядит так:
- с 1 января 2022 года – на 5,9%. Стоимость пенсионного балла поднимается с 98,86 до 104,69 рублей, фиксированная выплата – с 6044,48 до 6401,1 рубля, средняя пенсия составит 18 447 рублей (это страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров);
- с 1 января 2023 года – на 5,6%. Пенсионный балл будет стоить 110,55 рублей, фиксированная выплата составит 6759,56 рублей. Средняя пенсия вырастет до 19 399 рублей;
- с 1 января 2024 года – на 5,5%. Пенсионный балл «подорожает» до 116,63 рублей, фиксированная выплата – до 7131,34 рублей. В среднем пенсионеры будут получать 20 388 рублей.
Все эти цифры были утверждены заранее, а сейчас от них рассчитывается федеральный бюджет на ближайшие три года. Как можно заметить из утвержденного документа, все три года средняя страховая пенсия неработающих пенсионеров будет выше, чем средняя пенсия в целом всех пенсионеров. Это, к сожалению, говорит о том, что индексацию пенсий работающим пенсионерам не вернут.
Еще когда в России повышался пенсионный возраст для мужчин и женщин – в 2018 году – в том же законе прописали, что с 2019 по 2024 годы индексация пенсий должна идти быстрее, чем растут цены. А так как целевой показатель по инфляции Центробанк заложил на уровне 4% в год, то индексацию запланировали с запасом.
И до 2021 года все получалось:
- за 2018 год инфляция составила 4,3%, а пенсии с 2019-го подняли на 7,05%;
- за 2019 год инфляция упала до 3,04%, а индексация пенсий с 2020-го составила 6,6%;
- за 2020 год инфляция выросла до 4,9%, но пенсии с 1 января 2021 года повысили на 6,3%.
Но дальше могут возникнуть проблемы – на 1 января 2022 года запланирована индексация страховых пенсий на 5,9%, однако инфляция может оказаться выше.
Пенсии примерно 3 миллионов пенсионеров в России не дотягивают до прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Таким пенсионерам выплачивается социальная доплата до прожиточного минимума – федеральная (если региональный ПМ меньше или равен общероссийскому) или региональная (если он выше общероссийского). И такие пенсии повышаются по своим правилам.
Прежде всего, с 1 января каждого года в каждом регионе пересчитывается прожиточный минимум в целях определения социальной доплаты. Со следующего года прожиточный минимум пенсионера в регионах должны будут считать так:
- посчитать прожиточный минимум на душу населения в целом по России. Это 44,2% от медианных доходов населения за позапрошлый год (то есть, для расчета минимума на 2022 год берутся доходы за 2020-й);
- умножить его на коэффициент региональной дифференциации. Эти коэффициенты утверждает правительство (последний документ – от июня 2021 года), они зависят от уровня цен и в целом от условий жизни в регионе. Например, коэффициент для Москвы равен 1,2, для Чукотского АО – 2,61, а для Белгородской области – 0,84;
- умножить полученное значение на коэффициент, соответствующий прожиточному минимуму пенсионера – он всегда равен 0,86.
Медианные доходы населения в 2020 году, по данным Росстата, составили 27 036 рублей. Соответственно, отсюда можно посчитать минимальную величину прожиточного минимума пенсионера для любого региона. Так, для Москвы (1,2) он составит 12 332,30 рублей, для Кировской области (0,89) – 9 146,46 рублей.
А если в 2021 году соотношение фактического прожиточного минимума в регионе к общероссийскому было больше, чем коэффициент, то регион должен умножить прожиточный минимум 2021 года на ожидаемый уровень инфляции за год, и эту цифру считать прожиточным минимумом. К тому же, каждый регион при наличии финансовых возможностей может повышать прожиточный минимум по своему усмотрению.
Однако это еще не все. Прожиточный минимум, скорее всего, вырастет на величину инфляции или даже меньше, но пенсии для получателей социальной доплаты вырастут иначе. С середины 2019 года действует особый порядок для их индексации:
- сначала расчетная пенсия (то есть, рассчитанная по общим правилам) повышается до прожиточного минимума;
- затем сумма расчетной пенсии умножается на процент индексации (в 2022 году – 5,9%);
- полученная сумма прибавляется к пенсии, увеличенной до прожиточного минимума.
Другими словами, пенсионер будет получать прожиточный минимум в своем регионе плюс 5,9% от своей расчетной пенсии. А как именно вырастет общая сумма выплаты – сказать сложно, так как каждый регион может поднять прожиточный минимум по своему усмотрению. К тому же на сумму доплаты влияют другие выплаты вроде ЕДВ или компенсаций стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Кроме собственно страховых пенсий, в России также есть социальные и военные пенсии. И они будут индексироваться по иному графику, чем страховые:
- социальные пенсии – вырастут с 1 апреля 2022 года на 7,7%. Такой процент получился, потому что он рассчитывается от роста прожиточного минимума пенсионера в целом по России. Такие пенсии получают те, кому не хватило стажа или пенсионных баллов для выхода на пенсию, а также те, кому назначена государственная пенсия (она рассчитывается в процентах от социальной). Но пожилые люди в любом случае не получают менее прожиточного минимума – а потому их выплаты по факту вырастут все равно 1 января;
- военные пенсии – вырастут с 1 октября. Повышение будет состоять из двух частей: роста денежного довольствия военнослужащих на 4% и роста понижающего коэффициента до 0,74 (по факту пенсии прибавят 0,45%). Соответственно, выплаты бывшим военным и сотрудникам силовых органов поднимутся на 4,45%.
Некоторые пенсионеры получают также доплаты к пенсии. Но то, как они вырастут и с какой даты, зависит от типа доплаты:
- ежемесячные денежные выплаты вырастут с 1 февраля ориентировочно на 5,8%. Их получают федеральные льготники – инвалиды, ветераны, «чернобыльцы», Герои России и некоторые другие категории;
- доплаты к фиксированной выплате. Это доплаты за иждивенцев, за «северный» стаж или возраст более 80 лет. Такие доплаты рассчитываются от фиксированной выплаты, которая вырастет с 1 января 2021 года на 5,8% – соответственно, доплаты вырастут тогда же и на такой же процент;
- региональные доплаты, например, ветеранам труда. Каждый регион самостоятельно решает, когда и как поднимать эти выплаты – соответственно, это нужно узнавать на местах.
И еще одна доплата ждет работающих пенсионеров с 1 августа. Тогда им добавят на индивидуальный счет пенсионные баллы, заработанные за 2021 год. То есть, доплату получат работающие пенсионеры, ИП, самозанятые (которые перечисляют добровольные взносы) и занятые по договорам ГПХ. Правда, повышение серьезным не будет – работающим пенсионерам начисляют не более 3 пенсионных баллов в год, что даже при увольнении с работы в 2022 году даст всего 314,07 рублей доплаты.
Предельные суммы для начисления страховых взносов 2022
Страховые взносы в 2021 году: ставки (таблица)
Сроки уплаты страховых взносов в 2017 году
Снижение страховых взносов с 30% до 15%
Срок уплаты налогов и взносов за май 2020
Для разных категорий плательщиков (страхователей) применяются разные тарифы страховых взносов. Взносы с выплат своим работникам уплачивают ИП и юрлица, а предприниматели также обязаны платить страхвзносы «за себя». О том, какими в следующем году будут фиксированные страхвзносы ИП, мы рассказывали в предыдущей публикации, а здесь рассмотрим, какие ставки по страховым взносам на 2022 год предусмотрены законодательством для страхователей, производящих выплаты физлицам.
Госдума приняла проект бюджета ПФР на 2022—2024 годы во втором чтении
Одним из ключевых показателей успешности страны, зафиксированных в национальных целях, является снижение бедности в два раза и опережение пенсионными выплатами темпов инфляции. Чтобы добиться заявленных условий, без третьего накопительного пенсионного компонента не обойтись. По словам председателя Комитета Госдумы по финрынкам Анатолия Аксакова, последние два года Минфин и ЦБ искали варианты повышения благосостояния пенсионеров и в конце концов наши, в том числе используя международный опыт. Сначала был разработан индивидуальный пенсионный капитал, но после критики от него решено было отказаться, а многие его позитивные элементы перешли в ГПП.
Эффективность нового этого продукта, уверен первый зампред Центробанка Сергей Швецов, зависит от самих негосударственных пенсионных фондов, которым надлежит хорошо постараться, чтобы убедить граждан нести деньги именно сюда, а не прятать под матрасом. После того как в 2014 году накопительная система была заморожена, а сами негосударственные пенсионные фонды прошли процедуру акционирования и тотального аудита, робость потенциальных инвесторов вполне предсказуема.
Восстановить доверие граждан можно будет, только увеличивая доходность пенсионных вложений темпами выше, чем это делают государственные ценные бумаги, те же ОФЗ.
«Но следует помнить, что какие бы схемы ни были предложены, важно то, насколько государство подталкивает гражданина к таким схемам. Речь идёт не столько о деньгах, сколько о технологиях. Элемент подталкивания в ИПК был не очень продуманный, поэтому его и было решено изменить», — сказал Швецов.
Он пояснил, что уникальным ГПП делают два фактора — понятность продукта и фактическая его доходность, которая должна показать населению целесообразность и незыблемость долгосрочных вложений.
ГПП предполагает две стадии. Первая — накопительная, очень похожая на обязательную пенсионную систему (ОПС), которая предусматривает ежемесячные зачисления гражданином средств на свой индивидуальный счёт в НПФ. Эти деньги затем инвестируются в высокодоходные проекты либо самостоятельно пенсионным фондом, либо через управляющую компанию, и на них начисляются проценты, за счёт которых растёт объём накоплений.
При этом гражданину возвращаются 13 процентов НДФЛ с перечисленной суммы (до шести процентов от объёма зарплаты), а работодателю, который помогает отчислять деньги, предоставляется льгота по налогу на прибыль.
Выплаты предполагаются либо при наступлении пенсионных оснований граждан (55 лет у женщин, 60 лет у мужчин), либо после прошествия 30 лет с момента первого взноса. После выхода на пенсию гражданам, имеющим накопления по линии ГПП, будет предоставлена возможность забрать все деньги сразу, но в этом случае из средств будут вычтены 13 процентов НДФЛ. Если же пенсионер примет мудрое решение и оставит накопления в НПФ, то его помесячные выплаты освободят от налогов.
На данный момент, по словам Швецова, пока ещё в стадии обсуждения находятся два возможных пенсионных плана: первый пожизненный, второй — 15-летний срочный, предполагающий ежегодную индексацию пенсий. При этом накопления можно снять и досрочно, но только в исключительных случаях, связанных с тяжёлой жизненной ситуацией или болезнью.
Государство в случае смерти гарантирует наследование пенсионных средств. Наследник может либо забрать средства, выплатив НДФЛ, либо положить на свой счёт в рамках ГПП без налогов.
Главное преимущество ГПП перед остальными пенсионными продуктами, существующими на финансовом рынке, — невозможность досрочного снятия средств. По мнению Швецова, граждане не всегда способны побороть малодушие и не оборвать преждевременно своё беззаботное финансовое благополучие в будущем какой-нибудь легкомысленной покупкой в настоящем. Нередко, поддавшись соблазну, они снимают деньги и тратят их на текущие нужды.
«Мы понимаем, что рано или поздно пенсия будет и надо копить, но мозг отталкивает эту информацию. Ведь нужно воспитывать детей, имеются другие потребности, на которые не хватает средств. Нужно иметь сильный характер, чтобы сохранить достигнутое», — подметил первый зампред ЦБ текущие ментальные трудности россиян.
Помимо невозможности забрать деньги по дороге (за исключением критичных ситуаций, которые могут не позволить человеку дожить до пенсии), структура ГПП предполагает неприкосновенность средств по искам третьих лиц и в случае бракоразводного процесса.
Кроме того, все накопления граждан будет оберегать инвестиционная декларация, которая гарантирует профпригодность лиц, управляющих капиталами будущих пенсионеров. Но если они сработают в минус, то НПФ компенсирует убытки из собственных средств. Швецов убеждён, что ГПП — это стабильная система, потому что накопленные средства индексируются раз в пять лет.
Все накопления граждан будет оберегать инвестиционная декларация, которая гарантирует профпригодность лиц, управляющих капиталами будущих пенсионеров.
В 2002 году в соответствии с нормами Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стране появились страховая и накопительная пенсии. С тех пор каждый работодатель ежемесячно отчисляет в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) 22 процента из зарплаты своих сотрудников, из которых ранее 16 процентов шли на страховую часть пенсии, а шесть — на накопительную. При этом россияне получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Эти шесть процентов граждане могли переводить в НПФ, которые должны были вкладывать их в высокодоходные финансовые инструменты, зарабатывая на привлечённом капитале проценты для своих клиентов. В 2014 году все эти накопления в НПФ были заморожены. В настоящее время все 22 процента пенсионных отчислений идут в ПФР.
Правительство России предприняло ряд мер, нацеленных на изменение социальной политики. Это повлияло на размеры фиксированных страховых взносов в 2022 году. Президент РФ подписал законопроект, которым были утверждены ставки для индивидуальных предпринимателей. Закон № 322-ФЗ был опубликован на официальном портале правительства и вступил в силу с 2021 года.
На законодательном уровне предполагалось, что с 2021 года будут пониженные страховые взносы. Планировалось введение ставки в размере 15%, но уже в 2022 году это нововведение будет отменено. Соответствующее решение было принято 28 мая, когда Председателем российского Правительства Мишустиным было проведено совещание, посвященное обсуждению объемов финансирования мероприятий общенационального масштаба, нацеленных на восстановление экономики и повышение доходов населения.
Как специалисты, занимающиеся частной практикой, так и индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных сотрудников, также должны вносить средства в счет обязательного страхования. Вот категории налогоплательщиков, которые обязаны уплачивать страховые взносы за себя:
- ИП, работающие без наемных работников;
- адвокаты, нотариусы, юристы (частники);
- оценщики, аудиторы, медиаторы;
- арбитражные управляющие, работающие частно;
- фермерские хозяйства (будут обязаны выплачивать обязательные взносы по фиксированным тарифам с 2022 года);
- другие лица, ведущие частную практику или занимающиеся предпринимательством, без привлечения сотрудников в свое дело.
Такие категории регулярно (ежегодно) уплачивают фиксированные суммы в рамках обязательного пенсионного и медицинского страхования. Величины платежей установлены законодательно и определены заранее на расчетные периоды. Так, на данный момент в НК имеются данные о суммах за 2018-2021 годы. Но уже разработан законопроект, корректирующий 430-ую статью второй части кодекса и фиксирующий показатели взносов на период с 2022-го по 2024-ый год.
В 2022 году будут установлены такие фиксированные взносы:
- на пенсионное страхование – 36455;
- на медицинское страхование – 8763.
В 2021 году ставка ОПС составляет 32448 рубля в год, а выплаты за ОМС составляют 8426. Эти ставки актуальны лишь для тех ИП и частников, которые зарабатывают официально не более 300 тысяч рублей в год. Для тех же, чьи доходы превышают этот предел, действует фиксированная ставка плюс 1% от той суммы дохода, которая была получена свыше 300 000 рублей.
Свежие новости предупреждают о том, что в 2022 году ожидаются некоторые перемены – изменится процент страховых взносов, но процедура останется практически неизменной. Оплата в 2022 году будет производиться в стандартном порядке. Сумма всех видов взносов будет переводиться в ФНС России. В тех случаях, если требуется перечисление по ОСС, это оплачивается отдельно – средства поступают в Фонд социального страхования.
Ежемесячная уплата страховых взносов должна переводиться не позднее 15 числа. Исключение составляют случаи, когда 15 число выпадает на выходной день, в такой ситуации крайний срок оплаты переносится на следующий рабочий день. Также важно составлять отчетность строго в указанные сроки. Отчеты подаются ежеквартально, их необходимо предоставить в течение месяца после завершения отчетного периода. При большом количестве кадров – от 10 человек, отчеты разрешено подавать в электронном формате.
Важно учитывать и нюансы оплаты. Для оплаты ОПС формируется платежное поручение с использованием кода бюджетной классификации. Также существуют отдельные коды для социальных и медицинских страховых взносов. Уточнить КБК для каждого типа перечислений можно в региональном налоговом органе. Также можно воспользоваться онлайн-справочником.
Как можно увидеть, ставки страховых взносов в 2022 году будут расти. Изменения коснутся всех индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику. Сроки уплаты останутся прежними, а также категории лиц, освобожденных от взносов, останутся теми же.
В Госдуме рассказали об индексации пенсий с 2022-2024 годы
- Пенсионные накопления: выбор способа управления 2013 / Федотов Д.Ю.
- Пенсионные накопления: выбор способа управления 2013 / Федотов Д. Ю.
- Государственное регулирование рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации 2019 / Реутова Ирина Михайловна
- Механизм регулирования инвестиционных рисков участников накопительного компонента пенсионной системы Российской Федерации и пути его совершенствования 2014 / Мельников Р.М.
- Инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами как фактор повышения эффективности системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 2015 / Спасская Н.В., Такмакова Е.В., Стеценко А.В.
ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 336.6:364(47) Д. Ю. ФЕДОТОВ
ББК 65.271.312(2Рос) доктор экономических наук, доцент,
Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ В 2013-2040 гг. В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ*
Пенсионная система России регулярно реформируется. Очередной этап пенсионной реформы связан с принятием в 2012 г. Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Данным документом предусматриваются ощутимые преобразования в деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также в части управления пенсионными накоплениями российских граждан. В частности, Стратегией предусмотрены меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании. В ходе данного исследования составлен прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России с применением модели актуарного оценивания негосударственного пенсионного страхования России; выявлено, что сохранение существующих тенденций развития негосударственных пенсионных фондов России позволит к 2040 г. увеличить численность его участников. Как показало исследование ощутимый толчок к активизации деятельности российских негосударственных пенсионных фондов должны дать предусмотренные Стратегией меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии для застрахованных лиц, не переведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании, по увеличению размера пенсионных накоплений.
Ключевые слова: пенсионная система; прогноз; пенсия; негосударственный пенсионный фонд; пенсионные накопления.
D. YU. FEDOTOV
Doctor habil. (Economics), Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
FORECAST OF RUSSIAN NON-STATE PENSION FUNDS DEVELOPMENT IN 2013-2040 UNDER THE CONDITIONS OF A PENSION REFORM
The Russian pension system is reformed on the regular basis. A prerequisite for the next stage of a pension reform was an adoption of the Strategy of the Russian pension system development in 2012. This document presupposes a big range of tangible changes in the performance of non-state pension funds, as well as in the Russian citizens’ pension savings management system. The Strategy includes measures on reduction of premiums rates for pension savings intended for the insured who didn’t transfer their pension savings from the State Pension Fund. One of the findings of this research is a forecast of the Russian non-state pension funds development which is based on a model of actuarial evaluation of the non-state pension insurance sector. It has also been concluded that adherence to the current trends in development of Russian non-state pension funds enables to increase the number of their participants by 2040.
The findings of the research also show that special measures on reduction of premiums rates for pension savings intended for the insured who didn’t transfer their pension savings from the State Pension Fund, are expected to invoke an increase in the Russian non-state pension funds’ performance.
Keywords: pension system; forecast; pension; non-state pension fund; pension savings.
* Работа выполнена при финансовой поддержке научно-исследовательского проекта ФБ-100 «Повышение уровня жизни населения на основе развития пенсионной системы России» (№ 12-32-01233а2, номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201255176).
Законопроект определяет параметры бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Фонд). Основные из них – следующие.
Доходы на 2020 год прогнозируются в сумме 8923,8 млрд рублей (7,9% к объёму ВВП), из них 8876,9 млрд рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2021 год – 9296,5 млрд рублей и 9247,6 млрд рублей, на 2022 год – 9720,8 млрд рублей и 9646,5 млрд рублей.
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В Госдуме сообщили об индексации пенсий на 2022-2024 годы
Пенсионный фонд недавно в очередной раз напомнил участникам программы, что желающим пополнить специальную часть счета нужно сделать взнос до конца года. Не до 1 декабря 2021 года, как указывают некоторые СМИ, а до 31. Но с учетом прохождения платежных документов рекомендуется сделать взносы до 27 декабря.
Узнать состояние счета можно в личном кабинете ПФР или негосударственного пенсионного фонда, если средства хранятся в ПФР, то также через МФЦ или портал Госуслги.
ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.
Для будущих пенсионеров доходность, с которой размещаются их накопления – самый важный показатель. Особенно с учетом того, что после заморозки новых отчислений прирастать накопления могут только за счет инвестдохода, который заработает страховщик (Пенсионный фонд России или негосударственные пенсионные фонды). Размещают средства в активы управляющие компании, работающие с фондами: государственная управляющая компания (ГУК) ВЭБ.РФ и частные УК.
Доходность – это выраженная в процентах величина, на которую изменяются ваши накопления в результате их инвестирования. Если упрощенно, то, например, для накоплений в 100 рублей годовой доход в 5 рублей обеспечит доходность в 5%. А потеря 3 рублей по результатам инвестирования от тех же условных 100 выльется в отрицательную доходность (-3%).
И для ПФР, и для НПФ основная цель – сохранить и, в идеале, приумножить накопления будущих пенсионеров. Для этого средства будущих пенсий инвестируют в различные активы: облигации, депозиты и т.п. Каждый управляющий выбирает разные инструменты, их доходность и стоимость может меняться в зависимости от ситуации на рынке, поэтому и результаты у всех будут отличаться.
По закону пенсионные накопления вкладываются в надежные финансовые инструменты, отвечающие требованиям к кредитному качеству. ПФР и его государственный управляющий ВЭБ.РФ – это очень консервативное управление: риски здесь довольно низкие из-за высокого качества бумаг. Высокая доходность для ВЭБа не является главной целью – это было бы чревато ростом рисков. Правда, как показывают результаты последних лет, доходность госуправляющего и при консервативном управлении зачастую одна из лучших, особенно среди крупнейших фондов. НПФ в целом более свободны в выборе активов: до 10% средств они имеют право инвестировать в высокорисковые активы (например, акции). Такие вложения могут принести как дополнительную прибыль, так и убытки.
Для рынка результаты госуправляющего считаются ориентиром. Кто-то его обходит, кому-то это не удается. Получается, что «стиль» инвестирования влияет на один из важных показателей фонда – его доходность. Растет рынок – риск себя оправдывает, на рынке штормит – доходность выше у консервативных игроков.
Справедливости ради, результат зависит не только от рынка. В зависимости от инвестиционного «таланта», управления рисками и грамотного подбора активов каждый из игроков пенсионного рынка может получать высокую, низкую или даже отрицательную доходность. Из года в год ситуация может меняться, отражаясь на пенсионном счете и, в дальнейшем, – на размере вашей будущей пенсии. За счет доходов от инвестирования накоплений и ПФР, и НПФ выплачивают вознаграждение управляющим компаниям и спецдепозитариям. При этом для себя вознаграждения ПФР не берет, тогда как НПФ берет плату сразу в двух видах: за управление (management fee, рассчитывается как доля от активов в управлении) и за успех (success fee, рассчитывается как доля от полученной прибыли).
Госдума приняла во втором чтении проект бюджета ПФР на 2022-2024 гг.
- Низкая доходность . Так как обязательные выплаты имеют свой минимум, компании не могут инвестировать в ненадёжные активы.
- Серьёзные ограничения . Так как обязательное пенсионное страхование закреплено законом, оно имеет ряд серьёзных правил и ограничений, которые могут довольно сильно осложнить жизнь клиенту.
- Высокая доходность . Так как ограничений на необязательное страхование государство наложило значительно меньше, то НПФ может вкладываться в более рискованные проекты, которые могут привести к намного большей прибыли.
- Удобные условия . Практически никаких ограничений по условиям нет. Клиент может подстроить условия вкладов и выплат так, как ему будет удобно.
- Можно прийти в ближайшее отделение пенсионного фонда России и заполнить специальный бланк. Также нужно будет принести паспорт и СНИЛС. С теми же документами также можно будет прийти в крупные банки, они тоже могут предоставить такую услугу.
- Можно обратиться в НПФ. Там можно на законных основаниях потребовать расторгнуть договор и подготовить все документы для перевода средств.
Также есть ещё несколько отличий. Например, в независимом фонде средства с личного счёта могут быть вложены в надёжный и прибыльный актив. В итоге размер пенсионных выплат повысится. В ПФР нет. В то же время, в ПФР все вложенные средства никуда не пропадут, а НПФ может в любой момент объявить себя банкротом. Тогда все средства просто пропадут.
- Надёжная страховка вложенных средств . Обязательное пенсионное страхование – это услуга, на которую имеет право любой гражданин Российской Федерации. Она надёжно застраховывает пенсионные взносы, так как даже если с НПФ что-то случится, все взносы будут перенесены в Пенсионный фонд России.
На официальном сайте Пенсионного фонда России есть информация, которая гласит, что с 1 июня 2021 года российских пенсионеров ждет новый порядок начисления выплат, а также надбавки. Первый летний месяц начнется с того, что будет отменено дистанционное начисление пенсионных выплат.
Уже с 1 июня нынешнего года отделения ПФР приступят к своей привычной работе. Россияне пенсионного возраста, которые проживают в северных регионах страны, могут рассчитывать на надбавки. Для этого необходимо каждый год лично приносить документы, подтверждающие место проживания.
Также на повышение выплат уже с июня могут рассчитывать пенсионеры России, которые достигли возраста 80 лет. Сумма прибавки для данной категории превышает 6 тысяч рублей. Также на прибавку могут рассчитывать те люди, которые отправились на заслуженный отдых с февраля 2021 года. На прибавление к выплатам могут рассчитывать пенсионеры, которые воспитывают несовершеннолетних детей, или студентов, находящихся на стационарном обучении в ВУЗе.
Такая надбавка вступила в силу еще несколько лет назад. На нее имеют право пенсионеры, которые проработали в сельскохозяйственной сфере на протяжении 30 лет, и при этом продолжали жить в деревне. Но при этом, если они переезжали в город, надбавка пропадала. Сейчас же сочли такой процесс несправедливым, и сохранили увеличение пенсионных выплат. Уже с 2022 года данная поправка вступит в силу.
- Доходность. Оценивать НПФ России по этому критерию желательно по результатам длительного периода – минимум 8-10 лет.
- Надежность. О том, выполняет ли фонд свои текущие обязательства, и сможет ли их выполнять в будущем, можно узнать по рейтингу «Эксперт РА». Выбор следует ограничить теми фондами, которые имеют этот рейтинг, так как у многих НПФ он может быть отозван, а это не самый хороший показатель его работы.
- Учредители и акционеры. Если во главе фонда стоят крупные промышленные и ресурсодобывающие компании, то это является его дополнительной гарантией надежности.
- Возраст фонда и его официальная статистика по пенсионным накоплениям и количеству клиентов. Чем больше возраст компании, тем больше у нее опыта в управлении финансами.
- География присутствия. Желательно выбирать фонд, представительство которого расположено в вашем регионе. Необходимости посещать офис фонда никакой нет, однако решение некоторых вопросов требует личного присутствия.
- Обслуживание. Нелишним будет обратить внимание на наличие онлайн-сервисов, личного кабинета на сайте и телефонов горячей линии. У вас должна быть возможность всегда связаться с фондом.
- Малый уровень дохода от инвестиций. Процент увеличения капитала в НПФ обычно весьма небольшой (примерно 10 процентов в год).
- Невозможно получить свои деньги раньше положенного срока. Получить накопления из негосударственного фонда возможно лишь в исключительных ситуациях (смерть, получение статуса «инвалид», тяжелая болезнь, эмиграция). В прочих ситуациях получить собственные деньги раньше срока невозможно.
- Отсутствие влияния клиентов НПФ на то, куда будут инвестированы их деньги. НПФ вкладывают деньги участников туда, куда захотят. Для рядовых граждан подобный недостаток несущественен, однако опытный инвестор, возможно, мог бы гораздо выгоднее распорядиться своими денежными средствами.
- Прибыль облагается налогом. Делая отчисления в НПФ, гражданин получает налоговые льготы. Однако при получении денег из фонда нужно платить налог, начисляемый при операциях с капиталом.
Доходность характеризует сумму, на которую НПФ увеличил имеющиеся накопления. Заранее определить показатель процента накоплений нельзя, однако надежные организации обычно уже при оформлении соглашений с гражданами сообщают им об объемах планируемого дохода либо демонстрируют прибыль прошлых лет.
- Можно повлиять на собственную пенсию. Гражданин может самостоятельно решить, сколько взносов он будет делать в фонд.
- Можно получать пенсионные выплаты от разных организаций. Диверсификация источников пассивного дохода положительно влияет на материальное благосостояние. Хранение накоплений даже в одном НПФ позволяет получать 2 пенсии (от государства и от НПФ). Кроме того, можно принимать участие сразу в нескольких фондах.
- Государство регулирует деятельность фондов. Все НПФ должны следовать законам государства, располагать разрешениями для занятия собственной деятельностью, предоставлять отчеты государству. Это выступает одним из факторов надежности, который уменьшает риски перевода накоплений в негосударственный фонд.
- Налоговые льготы. При этом они предоставляются не только гражданам, но и нанимателям, которые делают отчисления. Внесенные в фонд деньги не учитываются при налогообложении участника фонда и нанимателя.
- Прозрачная деятельность. Участники фонда могут в любой момент получить данные по собственным счетам и узнать, сколько отчислений было сделано, какой доход был начислен.
Первые места в рейтинге по объему накоплений занимают те организации, в которых хранится больше всего пенсионных сбережений граждан. По состоянию на 2021 г. (за 9 месяцев 2020 года, согласно данным ЦБ РФ) рейтинг компаний по количеству накоплений следующий:
- «Сбербанк». Множество россиян предпочитают переводить собственные накопления именно в официальный фонд Сбербанка. Основным стимулирующим фактором здесь выступает то, что накопления находятся под защитой государства. Обязательное страхование позволяет увеличить свои накопления посредством периодических взносов. Для людей, которые планируют продолжить работать даже в пожилом возрасте, предусмотрены особые программы. Есть корпоративные программы, направленные на увеличение эффективности работы бизнеса.
- «ВТБ».
- «ГАЗФОНД».
- НЕФТЕГАРАНТ.
- «Атомгарант».
- «Альянс».
- «Алмазная осень».
- «Сургутнефтегаз».
- «Ренессанс пенсии».
- «Социум».
- Лукойл Гарант (Открытие).
- НПФ Электроэнергетики.
Уже с 1 июня нынешнего года отделения ПФР приступят к своей привычной работе. Россияне пенсионного возраста, которые проживают в северных регионах страны, могут рассчитывать на надбавки. Для этого необходимо каждый год лично приносить документы, подтверждающие место проживания.
Также на повышение выплат уже с июня могут рассчитывать пенсионеры России, которые достигли возраста 80 лет. Сумма прибавки для данной категории превышает 6 тысяч рублей. Также на прибавку могут рассчитывать те люди, которые отправились на заслуженный отдых с февраля 2021 года. На прибавление к выплатам могут рассчитывать пенсионеры, которые воспитывают несовершеннолетних детей, или студентов, находящихся на стационарном обучении в ВУЗе.
На официальном сайте Пенсионного фонда России есть информация, которая гласит, что с 1 июня 2021 года российских пенсионеров ждет новый порядок начисления выплат, а также надбавки. Первый летний месяц начнется с того, что будет отменено дистанционное начисление пенсионных выплат.
Такая надбавка вступила в силу еще несколько лет назад. На нее имеют право пенсионеры, которые проработали в сельскохозяйственной сфере на протяжении 30 лет, и при этом продолжали жить в деревне. Но при этом, если они переезжали в город, надбавка пропадала. Сейчас же сочли такой процесс несправедливым, и сохранили увеличение пенсионных выплат. Уже с 2022 года данная поправка вступит в силу.
- «Сбербанк». Множество россиян предпочитают переводить собственные накопления именно в официальный фонд Сбербанка. Основным стимулирующим фактором здесь выступает то, что накопления находятся под защитой государства. Обязательное страхование позволяет увеличить свои накопления посредством периодических взносов. Для людей, которые планируют продолжить работать даже в пожилом возрасте, предусмотрены особые программы. Есть корпоративные программы, направленные на увеличение эффективности работы бизнеса.
- «ВТБ».
- «ГАЗФОНД».
- НЕФТЕГАРАНТ.
- «Атомгарант».
- «Альянс».
- «Алмазная осень».
- «Сургутнефтегаз».
- «Ренессанс пенсии».
- «Социум».
- Лукойл Гарант (Открытие).
- НПФ Электроэнергетики.
- Малый уровень дохода от инвестиций. Процент увеличения капитала в НПФ обычно весьма небольшой (примерно 10 процентов в год).
- Невозможно получить свои деньги раньше положенного срока. Получить накопления из негосударственного фонда возможно лишь в исключительных ситуациях (смерть, получение статуса «инвалид», тяжелая болезнь, эмиграция). В прочих ситуациях получить собственные деньги раньше срока невозможно.
- Отсутствие влияния клиентов НПФ на то, куда будут инвестированы их деньги. НПФ вкладывают деньги участников туда, куда захотят. Для рядовых граждан подобный недостаток несущественен, однако опытный инвестор, возможно, мог бы гораздо выгоднее распорядиться своими денежными средствами.
- Прибыль облагается налогом. Делая отчисления в НПФ, гражданин получает налоговые льготы. Однако при получении денег из фонда нужно платить налог, начисляемый при операциях с капиталом.
- Можно повлиять на собственную пенсию. Гражданин может самостоятельно решить, сколько взносов он будет делать в фонд.
- Можно получать пенсионные выплаты от разных организаций. Диверсификация источников пассивного дохода положительно влияет на материальное благосостояние. Хранение накоплений даже в одном НПФ позволяет получать 2 пенсии (от государства и от НПФ). Кроме того, можно принимать участие сразу в нескольких фондах.
- Государство регулирует деятельность фондов. Все НПФ должны следовать законам государства, располагать разрешениями для занятия собственной деятельностью, предоставлять отчеты государству. Это выступает одним из факторов надежности, который уменьшает риски перевода накоплений в негосударственный фонд.
- Налоговые льготы. При этом они предоставляются не только гражданам, но и нанимателям, которые делают отчисления. Внесенные в фонд деньги не учитываются при налогообложении участника фонда и нанимателя.
- Прозрачная деятельность. Участники фонда могут в любой момент получить данные по собственным счетам и узнать, сколько отчислений было сделано, какой доход был начислен.
Первые места в рейтинге по объему накоплений занимают те организации, в которых хранится больше всего пенсионных сбережений граждан. По состоянию на 2021 г. (за 9 месяцев 2020 года, согласно данным ЦБ РФ) рейтинг компаний по количеству накоплений следующий:
Доходность характеризует сумму, на которую НПФ увеличил имеющиеся накопления. Заранее определить показатель процента накоплений нельзя, однако надежные организации обычно уже при оформлении соглашений с гражданами сообщают им об объемах планируемого дохода либо демонстрируют прибыль прошлых лет.
Обратившись в НПФ с целью сформировать дополнительный доход, частное лицо выбирает один из пенсионных планов. В нем фиксируются: размер регулярных выплат, их периодичность, сроки начисления и др. детали. Перечисленные условия впоследствии ложатся в основу договора с НПФ.
Для того, чтобы решить эту проблему, государство провело пенсионную реформу. Суть ее заключается в том, что теперь заработок человека делится на две части – распределительную и накопительную. Первую из них пропорционально делят среди существующих пенсионеров, а вторая остается во владении работника, и будет выплачена ему по достижении требуемого возраста.
- Небольшой уровень дохода. В среднем, он не превышает 10% в год.
- Невозможность влиять на судьбу накоплений. Фонд самостоятельно распоряжается привлеченными доходами. Для большинства населения факт несущественный, поскольку мало кто свободно ориентируется в инвестировании. Люди, которые знают тонкости финансовых операций, скорее всего, откажутся от накопительной части пенсии и отдадут предпочтение распределить средства между несколькими источниками. Например, депозиты и акции.
- Невозможность преждевременного использования денег.
Процедура проведения рейтинговой оценки происходит в тесном взаимодействии с самим фондом. При оценке используется как официальная документальная информация, так и информация, полученная непосредственно от представителей компаний (интервью с топ-менеджерами).
Ценные бумаги хранятся в депозитарии, обеспечивающем учет. Напомню: сегодня ценные бумаги — это электронный документ. Поэтому специализированный депозитарий напоминает скорее серверный центр (где в мощных компьютерах хранятся данные), нежели банковское хранилище.