Новые изменения в правилах русского языка в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые изменения в правилах русского языка в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

33715

Изменения ЕГЭ 2022 по русскому языку

34405

28425

22555

Стало известно, что изменится в ЕГЭ 2022 по русскому языку

Фото 8884

Фото 8404

Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. В работу внесены следующие изменения.

  1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
  2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
  3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
  4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
  5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.

В задании 16 изменилась формулировка. Тест стал сложнее, так как не даётся точное количество предложений, в которых нужно поставить запятую. Раньше в условии указывалось, что нужно выбрать два пункта. Теперь ты сам должен определить количество верных ответов. Поменялась также и система оценивания этого задания: начисляется один балл вместо двух. Соответственно, первичный балл за выполнение всей работы тоже другой — с 59 на 58.

Минпросвещения подготовило новый свод правил русского языка

Современная русская орфография располагает двумя источниками для определения правильности письма — правилами орфографии и пунктуации и академическим орфографическим словарем. Впервые «Правила русской орфографии и пунктуации» и общий «Орфографический словарь русского языка», опирающийся на эти правила, были изданы в 1956 году. Орфографический словарь включал 100 тысяч слов и существовал в таком виде до середины 90-х годов XX в. Из более чем 30 изданий орфографического словаря только три — 1963, 1974 и 1991 гг. — были исправленными и дополненными. Очевидно, бoльшая часть времени существования правил и словаря пришлась на годы относительно стабильного социального развития, поэтому и правила, и словарь в течение почти 40 лет мало пополнялись новыми словами и почти не исправлялись. Социальные сдвиги 1990-х годов, когда язык и письмо стали активно осваивать новые понятия и слова, а также массово заимствовать иноязычные слова, привели к необходимости модернизации как свода правил орфографии и пунктуации, так и орфографического словаря. Так, был создан обновленный «Русский орфографический словарь», динамика развития которого впечатляет — от 100 до 160 тысяч слов в 1999 году, затем к 180 тысячам (2005 год) и, наконец, к 200 тысячам слов в издании 2015 года.

В 1991 году начала работу Орфографическая комиссия, созданная при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук, куда вошли лингвисты, преподаватели вузов, методисты, учителя средней школы. В работе комиссии, многократно обсуждавшей и начавшей подготовку усовершенствованного свода нового академического орфографического справочника, приняли участие: доктор филологических наук, профессор А. Д. Шмелев (в настоящее время — председатель комиссии), кандидат филологических наук Б. 3. Букчина, кандидат филологических наук, профессор Н. С. Валгина, учитель русского языка и литературы С. В. Волков, доктор филологических наук, профессор В. П. Григорьев, доктор педагогических наук, профессор А. Д. Дейкина, кандидат филологических наук, доцент Е. В. Джанджакова, кандидат филологических наук, наук Н. А. Еськова, доктор филологических наук, профессор, академик РАН А. А. Зализняк, кандидат филологических наук О. Е. Иванова, кандидат филологических наук О. Е. Кармакова, доктор филологических наук, профессор Л. Л. Касаткин, доктор филологических наук, профессор, академик РАО В. Г. Костомаров, доктор филологических наук, профессор О. А. Крылова, доктор филологических наук, профессор Л. П. Крысин, доктор филологических наук С. М. Кузьмина, доктор филологических наук, профессор О. В. Кукушкина, доктор филологических наук, профессор В. В. Лопатин, учитель русского языка и литературы В. В. Луховицкий, заведующая лабораторией русского языка и литературы Московского института повышения квалификации работников образования Н. А. Нефедова, кандидат филологических наук И. К. Сазонова, доктор филологических наук А. В. Суперанская, кандидат филологических наук Л. К. Чельцова. Позднее в работу комиссии включились доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО М.Л. Каленчук, кандидат филологических наук Е.В. Бешенкова, кандидат филологических наук С.В. Друговейко-Должанская и мн. др.

Основной задачей работы этой комиссии является подготовка полного и отвечающего современному состоянию русского языка текста правил русского правописания. Действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утвержденные в 1956 году, были первым общеобязательным сводом правил, ликвидировавшим разнобой в правописании.

Со времени их выхода прошло более 60 лет, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. Естественно, за это время в формулировках правил обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей. Кроме того, произошли изменения, расшатывающие правила правописания, появились новые слова, типы слов, конструкции, написание которых существующими правилами не регламентировано и поэтому испытывает колебания. Появилось много новых слов: дилер, киллер, офшор, дефолт, риелтор, карате, лоукостер, каршеринг и мн. др. Не всегда ясно, как их писать. Среди этих новшеств есть языковые единицы, стоящие на грани между словом и частью слова: мини, миди, такси, видео, аудио, медиа и другие повторяющиеся первые части сложных слов. Естественно, в правилах 1956 года нельзя найти сведений о том, как писать их со следующей частью слова — слитно или через дефис.

В ходе пользования действующими правилами обнаружилось, что некоторые языковые явления были изначально ими не охвачены. Это вызывает затруднения для пишущих и обучающихся русскому письму, провоцирует разнобой в орфографической практике. Например, в правилах 1956 года указаны только три слова, в которых после твердого согласного должна писаться буква э: мэр, пэр и сэр, тогда как в орфографическом словаре с буквой э закреплены также слова мэтр (′мастер, учитель′), пленэр, рэкет и нек.др., более редкие и узкоспециальные. В своде правил нет рекомендаций по употреблению буквы й. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв.

Очевидно, правила 1956 года нуждаются в некотором пересмотре. Он вполне оправдан и даже необходим. Принятие поправок, уточнений и дополнений к правилам правописания, утвержденным уже более чем 60 лет назад, — дело совершенно естественное: письмо должно, хотя и с отставанием, но все же следовать за языком.

Поэтому современная практика письма требует создания обновленного и упорядоченного общеобязательного свода правил правописания.

1.1. Гласные не после шипящих и ц

Буквы а, у употребляются:

Для передачи гласных а, у в начале слова и после гласных, напр.: ад, алый, армия, лиана, оазис; ум, утро, увалень, паук, научит.

Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бал, отвар, галстук; буря, сову, возьму, тонуть.

Буквы я, ю употребляются:

Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: дятел, зябнуть, мягкий; дюны, любит, гоню, всюду, костюм.

Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у:

— в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра;

— после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ, напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный.

Буква о употребляется:

Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров.

Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.

В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется:

— для передачи гласного о после j, передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор;

— для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, лосьон, медальон и др.

Буква ё употребляется:

Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый.

Для передачи сочетания j с последующим ударным гласным о:

— в начале слова и после гласных, напр.: ёлка, ёж, заём, кофеёк;

— после согласных; в этом случае перед буквой ё пишутся разделительные знаки ь или ъ, напр.: пьёт, взовьётся, бельё, серьёзный, объём, съёмный.

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j):

В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге-ге, эй, эк, эх, эхма, эхе-хе.

В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, Этна, Эрик (с буквой э, передающей ударный гласный); эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, эпатаж, Эверест, Эдип (здесь буква э передает безударный гласный).

В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф, а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка.

После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных); после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, пятиэтажный; после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, Минэкономразвития.

Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э, так и е. Их выбор зависит от предшествующей гласной. После букв е и и пишется е. Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на -ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е, передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).

После букв а, о, у, ю пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро-), брандмауэр, каноэ, коэффициент, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто-Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита.

Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях:

— в немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: лэптоп, мэр, мэтр ′учитель, мастер′, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир. Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем;

— во о многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Блэр, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан-Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан-удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка);

— в названиях букв бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ, а также в составе аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от буквенных аббревиатур, напр.: бэтээры, кавээнщик, гэпэушник, кагэбэшный;

— в звуковых аббревиатурах и образованных от них словах, напр.: ГЭС, ТЭЦ, ВТЭК, АТЭС, ЛЭП, втэковский, лэповец.

2.1. Глухие и звонкие согласные

Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме — перед разделительными ъ и ь).

Например, согласные в корнях и суффиксах:

— на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок), глуп (глупа, глупый), грабь (грабить), сыпь (сыпать), нос (носы), воз (возы), год (года), крот (крота), женат (женатый), рукав (рукава), кровь (крови, кровью), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый), синяк (синяки), мог (могут, могла), малыш (малыша, малышня), монтаж (монтажа, монтажный), дрожь (дрожи, дрожать); ср. изморозь (изморози, морозы, морозить) и изморось (измороси, моросить);

— перед согласными: а) перед глухими: дубки (ср. дубы, дубок), тряпка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё), купца (купец), овца (овец), ловкий (ловок), рукавчик (рукава), шкафчик (шкафы), низкий (низок), миска (мисок), Васька (Вася), Кузька (Кузя, Кузьма), кадка (кадок), меткий (меток), когти (коготь), локти (локоть), бегство (бегу, беглый), ложка (ложек, ложечка), комнатушка (комнатушек), крылышко (крылышек); ср. вперемежку (перемежаться) и вперемешку (перемешать), супчик (супы) и субчик (субъект); б) перед парными звонкими (кроме в): молотьба (молотить), свадьба (свадеб, свадебный; не проверять словом сватать), ходьба (ходить), просьба (просить), резьба (резать), волшба (волшебный), божба (божиться), вражда (вражеский), жгу (жёг, обжигать), ждать (поджидать). Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с, хотя имеются глаголы отверзать(ся), отверзнуть(ся) и разверзать(ся), разверзнуть(ся). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике (латинском).

Согласные в приставках (перед глухим или парным звонким согласным, кроме в): входить, вбивать (ср. войти, влезать), надколоть (надрезать, надорвать), обтесать, обжарить (оборвать, обрубить, объехать), отговорить, отзыв, отсоветовать (отучить), подкинуть, подбросить, подсылать (поднести, подослать), сделать, схитрить (суметь, смочь, свалить), Предкарпатье (Предуралье).

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: абсент, абсолютный, анекдот, аптека, апсида, асбест, афганцы, вдруг, вокзал, второй, где, зигзаг, космонавт, общий, оптом, офсет, рюкзак, сбруя, тогда, фтор, футбол, экзамен. Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.

Приставки. Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс. Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср., однако, дизассоциация, дизъюнкция, где перед гласным и перед j произносится и пишется з.

Суффиксы. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш(ий), -вши, -в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав; буква ж — в суффиксе наречий -жды: дважды, единожды, четырежды; буква д перед ц — в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать.

Окончания. Буква в пишется на конце форм род. п. мн. ч. существительных типа домов, городов, стульев; буква т — на конце форм 3-го лица ед. и мн. ч. глаголов: знает, спит, пишут, рисуют, ходят, ворчат; буквы шь — на конце формы 2-го лица ед. ч. наст. — буд. времени: знаешь, пишешь, ходишь, дашь.

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв:

— в русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд(ь); пишутся: мозг (мозга), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд: ни зги (не видно), здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный;

— на конце основ преобладают буквосочетания ск, ст(ь); пишутся: пуск (пуска), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск, прилагательные с суффиксом -ск- (царский, приморский, заводской); хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть, слова с суффиксами -ист (гитарист, футболист), -ость (смелость, жадность), -ист(ый) (холмистый, прерывистый), -аст(ый) (глазастый, зубастый). То же сочетание ст — в суффиксах -ств(о) (богатство, колдовство, казачество), -ственн(ый) (женственный), -ствова(ть) (злобствовать, бодрствовать), в приставке пост- (постмодернизм, постсоветский), в окончании -ст (даст, надоест). В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна.

3.1. Разделительные ъ и ь

Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е, передающими сочетания [j] с гласными, в следующих случаях.

После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

— в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник; буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из — не является в нем приставкой;

— в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский. Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб-, которые в языке-источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный.

В сложных словах:

— после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-, напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный;

— в словах панъевропейский, фельдъегерь.

Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, передающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии). В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и, напр.: Дзюнъитиро (японское имя).

Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е, и, передающими сочетания [j] с гласными, пишется разделительный ь. Примеры: ья: дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью: вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё: соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье: премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи: воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи.

3.2. Буква ь как знак мягкости согласного

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь.

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях:

— после буквы л перед любым согласным, кроме л, напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый;

— после других согласных букв: а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу; б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму), восьми (восьмой), ведьме (ведьма), во тьме (тьма), резьбе (резьба), косьбе (косьба), свадьбе (свадьба), молотьбе (молотьба), серьги (серьгам), коньки (конькам), дядьке (дядька).

В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня. Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности перед суффиксами -чик, -щик, -щин(а), напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина.

3.3. Буква ь в некоторых грамматических формах

Не после шипящих

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

— в сложных числительных перед -десят и -сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот;

— в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед -ся (так же, как в инфинитиве глаголов без -ся), напр.: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться;

— в формах повелительного наклонения глаголов перед -ся и -те (так же, как в формах без -ся и -те), напр.: оставьте, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте;

— в форме тв. п. мн. ч. существительных, напр: людьми, лошадьми, дверьми, детьми, а также в форме тв. п. числительного четырьмя.

После шипящих

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

— на конце форм им. п. ед. ч. существительных жен. рода 3-го склонения, напр.: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь;

— в окончании 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени (после ш), напр.: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься;

— в формах повелительного наклонения глаголов, напр.: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься;

— в неопределенной форме глаголов (после ч), напр.: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься.

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц, напр.: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь. Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж, в частице аж, а также в предлоге меж.

1.1. Правописание предлогов, повторов, сложных слов

Вводные замечания. Основной принцип слитного и раздельного написания — выделение на письме слов. Части слов пишутся слитно, слова разделяются пробелами. Применение этого правила затрудняется тем, что в языке не всегда четко противопоставлены сочетания слов и целостные слова (напр., сочетания с частицей не и слова с приставкой не-, сочетания существительных с предлогами и наречия, образовавшиеся из таких сочетаний). Существует третий тип написаний — дефисные, или полуслитные. Дефис может разделять слово на части (напр., жар-птица, светло-зелёный, по-новому, из-за, ва-банк, во-первых, кое-кто) и, наоборот, соединять части словосочетания (напр., писатель-фантаст, хитрый-прехитрый, нежданно-негаданно, два-три). Основные правила настоящего раздела делятся на общие и относящиеся к отдельным частям речи. Заканчивается раздел правилами особого типа — корректирующими, или правилами координации; они вносят в некоторых случаях изменения в те написания, которые следуют из основных правил.

Следующие разряды слов пишутся слитно:

— слова с приставками, напр.: а) с русскими приставками: безаварийный, бескассовый, вдолъбереговой, внеурочный, внутривидовой, воззвание, выбежать, дочитать, закричать, межбиблиотечный, междуцарствие, наибольший, неспециалист, неприятный, небезынтересный, небесталанный, недочеловек, недопонимать, низложить, обезлесеть, обессилить, окололитературный, пасынок, посильнее, послеперестроечный, прародина, предыстория, призвук, противостоять, сверхчеловек, сверхдальний, соредактор, средиземный, суглинок, чересполосица, чрезмерный; б) с приставками иноязычного происхождения: алогичный, авантитул, антициклон, антиисторический, архиважно, гиперинфляция, демонтаж, дезинтеграция, диспропорция, имморальный, интернациональный, инфраструктура, иррациональный, контрнаступление, метаязык, парапсихология, постсоветский, протоистория, реэвакуация, субпродукты, суперлайнер, трансконтинентальный, ультралевый, экстерриториальный, экстраординарный;

— сложные слова с начальными частями, русскими и иноязычными, близкими к приставкам, напр.: антивирус, антинатализм, бодипозитив, всепрощение, всеобъемлющий, гиперссылка, ежемесячный, инопланетянин, инонациональный, кибербуллинг, лженаука, лжесоциалистический, общенародный, общепризнанный, полумесяц, полусладкий, полулежать, полушутя, самодостаточный, самолечение; панамериканский, квазинаучный, псевдоготика, псевдонародный;

— сложные слова, первая часть которых совпадает с формой числительного (двух-, трёх-, пяти- и т. п.), а также слова с первыми частями дву-, тре-, много-, мало-, напр.: двухмесячный, трёхтонка, четырёхпроцентный, пятиугольный, шестиэтажный, семимильный, восьмигранник, девятибалльный, десятиборье, одиннадцатилетка, двенадцатичасовой, двадцатитонный, тридцатиградусный, сорокавёдерный, пятидесятилетие, девяностолетие, столетний, двухсотрублёвый, полуторагодовалый, полуторасталетний, двоевластие, троеперстие; двусторонний, треногий, многочлен, многоступенчатый, малолюдье, малоснежный, малопривлекательный;

— сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью, кончающейся на гласную. Перечень основных таких частей сложных слов: с конечным о: авто-, агро-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-, гекто-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, дендро-, зоо-, изо-, кило-, кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, невро-, нейро-, нео-, орто-, палео-, пиро-, пневмо-, порно-, психо-, радио-, ретро-, сейсмо-, социо-, спектро-, стерео-, термо-, турбо-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, эко-, электро-, эндо-, энерго-; с конечными а, е, и: авиа-, анти-, дека-, мега-, медиа-, тетра; теле-; деци-, милли-, поли-, санти-. Примеры: автобиография, автозавод, агропочвенный, антивирус, астрофизика, аудиотехника, аэровизуальный, барокамера, бензомоторный, биосфера, велотрек, виброизмерительный, видеотехника, гектоватт, гелиогравюра, геополитика, гетеротрансплантация, гидротурбина, гомосексуальный, дендропарк, зооветеринарный, изобары, изотермический, километр, кинофильм, космовидение, макромир, метеослужба, микробиология, монокультура, мотогонки, невропатолог, нейропсихический, неореализм, ортоцентр, палеоазиатский, пиротехника, пневмосклероз, порнофильм, психолингвистика, радиоактивный, радиоприёмник, ретромода, сейсмостойкий, социокультурный, спектропроектор, стереоэффект, термостойкий, турбогенератор, фитопланктон, фонохрестоматия, фотоаппарат, эвакогоспиталь, экзотермический, экосистема, электроёмкий, эндотермический, энергоёмкий; авиапочта, авиахимический, декаметр, мегарельеф, медиа-компания, тетразамещённый; телеобъектив, телефильм, телеуправляемый; дециграмм, милливольт, поливалентный, поливитамины, сантиграмм;

— слова с двумя и более такими частями: аэрофотосъёмка, гидрогеохимический, метеорадиозонд, радиотелеуправление, спектрогелиограмма, фотокиносъёмочный, электрорадиооборудование, автомотовелогонки, астроспектрофотометрия, палеофитогеографический;

— сложные слова с первой частью, оканчивающейся на я, напр.: времяисчисление, времяимпульсный, имятворчество, семядоля, семяочистителъный, себялюбие, себялюбивый.

При расположении текста на странице (печатной, машинописной, рукописной) нередки случаи несовпадения конца строки со знаком пробела, из-за чего возникает необходимость разрыва буквенной цепочки, соответствующей слову. Такой разрыв обозначается знаком переноса (черточкой). Чтобы уменьшить неудобства, возникающие в связи с этим при чтении текста, вводятся правила переноса. В основу правил переноса положен слоговой принцип. Однако в ряде случаев учитывается и членение слова на значимые части.

Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Напр., нельзя переносить: а-кация, акаци-я.

Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку буквенную цепочку, не содержащую гласной буквы. Напр., нельзя переносить: ст-вол, вс-лед, цен-тр, тре-ст.

Не разрешается отделять от предшествующей согласной буквы ъ и ь. Правильные переносы: отъ-езд, коль-цо, перь-ями, буль-он; не допускаются переносы: от-ъезд, кол-ьцо, пер-ьями, бул-ьон.

Не разрешается отделять переносом букву й от предшествующей гласной буквы. Правильные переносы: рай-он, вой-на, стой-кий; не допускаются переносы: ра-йон, во-йна, сто-йкий.

Не разрешается отделять гласную букву от предшествующей согласной буквы, если эта согласная — не последняя буква приставки. Правильные переносы: чу-дак, ка-мин, до-мой, ша-лун, ба-лык, пле-нэром, пле-тень, по-лёт, хо-мяк, би-рюк; не допускаются переносы: чуд-ак, кам-ин, бир-юк и т. п. Если же согласной заканчивается приставка, а за ней следует гласная буква, перенос в соответствии с этим правилом возможен, но возможен и такой перенос, который соответствует членению слова на значимые части. Допускаются, напр., не только переносы бе-заварийный и беза-варийный, ра-зоружить и разо-ружить, по-дучить и поду-чить, но и без-аварийный, раз-оружить, под-учить. Если после приставки, кончающейся согласной буквой, следует буква ы, то допускается только перенос после гласной буквы: ра-зыграть или разы-грать.

Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса, напр.: жуж-жать, мас-са, кон-ный, весен-ний, рус-ский. Не допускаются переносы: жу-жжать, ма-сса, ко-нный, весе-нний, ру-сский или русс-кий. Однако после приставок удвоенные согласные при переносе могут не разбиваться; возможны, напр., переносы со-жжённый, по-ссориться и сож-жённый, пос-сориться.

Группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом, напр.: се-стра, сес-тра и сест-ра; це-нтральный, цен-тральный и цент-ральный; ро-ждение и рож-дение; де-тство, дет-ство, детс-тво и детст-во; шу-мный и шум-ный. Если же в группе согласных часть принадлежит приставке или если вся группа начинает вторую часть приставочного слова, предпочтительно учитывать членение слова на значимые части. Предпочтительные переносы: под-бить, под-бросить, при-слать, от-странить. Допустимые переносы: по-дбить, подб-росить; прис-лать; отс-транить и отст-ранить.

На стыке частей сложного или сложносокращенного слова возможны только такие переносы, которые соответствуют членению слова на значимые части, напр.: авто-прицеп, лесо-степь, ново-введение, двух-атомный, трёх-граммовый, пяти-граммовый, спец-одежда, спец-хран, сан-узел, гос-имущество, дет-ясли.

Не подлежат переносу: а) аббревиатуры, пишущиеся (полностью или частично) прописными буквами, напр.: ДОСААФ, ЮНЕСКО, КамАЗ; б) графические сокращения, напр.: б-ка, ж.-д., р/сч; в) написания, представляющие собой сочетания цифр и окончаний слов, напр.: 20-й, 365-й.

Факультативное правило. При переносе может потеряться различие между написаниями слов слитно и через дефис; ср.: военно-обязанный (пишется военнообязанный) и военно-морской (пишется военно-морской). Для сохранения различия надо во втором случае повторить дефис в начале перенесенной части: военно-/-морской. Это правило применяется по желанию пишущего.

Количество заданий, по сравнению с прошлым годом, в ЕГЭ по русскому 2022 не изменилось. Вариант состоит из 26 тестовых заданий и одного задания на сочинение по прочитанному тексту. При этом, первые три номера были заменены другими.

Максимальный первичный балл также изменился. Теперь за правильное выполнение варианта можно получить 58 баллов (вместо 59).

Общий формат экзаменационной работы остался прежним, однако в работу внесли несколько поправок.

  • Из первой части исключили составное задание на нахождение главной информации, содержащейся в тексте. Вместо него теперь в экзаменационную работу включили составное задание, которое проверяет навык стилистического анализа текста.
  • Изменили формулировку, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала в задании 16. Теперь в нём могут встретиться однородные и неоднородные определения или, например, сложносочинённые предложения с общей частью.
  • Составители КИМ дополнили языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19. Раньше в этом задании чаще всего встречались придаточные определительные, теперь в него может быть включён любой тип придаточных, например цели, уступки и другие.
  • Уточнили нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
  • Изменили первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.

Базовый уровень

  • Убрали задание 2, проверяющее умение выполнять вычисления и преобразования.
  • Добавили новое задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, и задание 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.
  • Увеличили количество заданий с 20 до 21.
  • Максимальный балл за выполнение всей работы в 2022 году — 21.
  • Убрали три первых простых задания: текстовую задачу, задание на чтение графиков и диаграмм, а также задачу на действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
  • Добавили новые задания: задание 9 на действия с функциями и задание 10 на теорию вероятностей.
  • Изменили систему оценивания: подняли с 2 до 3 баллов максимальный балл за задание 13 на действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами; максимальный балл за выполнение задания 15 повышенного уровня, проверяющего умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, стал равен 2.
  • Уменьшили количество заданий с 19 до 18.
  • Максимальный балл за выполнение всей работы — 31.
  • Из первой части убрали задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 года.
  • Задание 10 с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения преобразовали в задание 21 с развёрнутым ответом.
  • Во второй части устранили дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания. Задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ-2021 сохранены в составном задании к тексту.
  • Изменили систему оценивания: максимальный балл за выполнение задания-задачи 22 увеличили с 3 до 4 баллов.
  • Отменили мини-сочинение, то есть задание 29 КИМ-2021.
  • Во вторую часть включили задание 23 с развёрнутым ответом по Конституции и законодательству Российской Федерации.
  • Задание 28 из КИМ ЕГЭ-2021 на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме включили в составное задание, соединившее в себе составление плана (задание 24) и элементы мини-сочинения (задание 25).
  • Максимальный балл изменили с 64 до 57 баллов.
  • Общее время выполнения работы сократили с 235 до 180 минут.
  • Исключили задания 6, 10 и 22 на работу с письменным историческим источником, задание 7 на знание фактов, предполагающее множественный выбор, задание-задачу 23.
  • Отменили историческое сочинение, то есть задание 25.
  • Задания 3 и 4 КИМ-2021 на проверку знания исторических понятий с кратким ответом преобразовали в задание с развёрнутым ответом на проверку знаний исторических терминов и умения их объяснять. Теперь это задание 18.
  • Из задания 11 КИМ-2021 на работу с информацией, представленной в форме таблицы, исключили материал по истории зарубежных стран. Теперь это задание 4. Оно нацелено на проверку знания важных событий из истории России и её регионов, а также связанных с ними дат и географических объектов.
  • Задание 15 на работу с исторической картой (схемой) преобразовали в задание 10 на проверку умения соотносить историческую карту и текст.
  • Задания 18 и 19 с краткими ответами на работу с изображениями преобразовали в задания 14 и 15 с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельный анализ изображения и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
  • В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания 8 с кратким ответом включено задание 16 с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны.
  • Задание 24 на аргументацию усовершенствовали: в него добавили материал по истории зарубежных стран, теперь это задание 19. Количество необходимых аргументов в этом задании сократили с четырёх до двух.
  • В экзаменационную работу добавили новое задание 17 на установление причинно-следственных связей.
  • Из заданий, предполагающих множественный выбор, исключили указание количества правильных ответов.
  • Продолжительность экзамена сократили с 235 до 180 минут.
  • В кодификатор добавили поэзию второй половины ХIХ — ХХ в., отечественную литературу ХХI в.; включили зарубежную литературу, так что читать придётся больше.
  • Количество заданий базового уровня сложности с кратким ответом сократили с 12 до 7.
  • Увеличили количество заданий на выбор в первой части: 5.1 и 5.2, 10.1 и 10.2.
  • Добавили ещё одну тему для сочинения во второй части. Теперь выбирать можно из пяти тем.
  • Изменили требования к выполнению заданий 6 и 11 (ранее 9 и 16 соответственно): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом.
  • Сочинение по литературе теперь больше. Минимальное количество слов — 200.
  • Увеличили с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения (задания 12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».
  • Ввели критерии оценивания грамотности. Теперь нужно не просто написать сочинение, но и не допустить в нём ни одной ошибки.
  • Снизили максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы: с 58 до 55.
  • Убрали задание 1 на дополнение схемы.
  • Добавили новое задание 2, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента по физиологии клеток и организмов.
  • Традиционная задача по генетике — задание 6 из КИМ-2021 — теперь стала заданием 4.
  • Задания линий 5–8 собраны в единый модуль. При этом задания линий 5–6 проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а задания линий 7–8 — на знания темы «Организм как биологическая система».
  • Во второй части практико-ориентированное задание 22 усложнили. Теперь оно проверяет знания по постановке эксперимента и интерпретации его результатов. Задание оценивается теперь 3 баллами и содержит не менее четырёх элементов ответа.
  • Повысили максимальный первичный балл с 58 до 59.

Новые законы с 1 января 2022 года в России

Минимальный порог ЕГЭ по русскому языку не меняется уже на протяжении нескольких лет. Так, чтобы получить аттестат, необходимо набрать 24 балла на экзамене, а для поступления в ВУЗ – 36. Стоит отметить, что конкретные университеты вправе сами устанавливать минимальные пороги. Однако они должны быть не ниже тех баллов, которые рекомендованы Рособрнадзором.

В будущем году ЕГЭ по русскому языку будет проводиться на базе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. На этот раз в КИМ будут включены новые модели заданий на применение школьных знаний.

Каждое изменение ориентировано, главным образом, на усиление «деятельностной составляющей Контрольно-измерительных материалов». Так, изменения в ЕГЭ по русскому языку должны повысить навыки выпускника анализировать различную информацию, решать задачи, а том числе и практические, развернуто объяснять и аргументировать свой выбор. Создателей заданий тревожит тот факт, что подготовка выпускника сводится к обыкновенному натаскиванию на определенные типы заданий. В результате изучаем мы ЕГЭ, а не русский язык.

«Во главе угла этих стандартов не просто знание правил, фактов или формул, но их практическое применение. Акцент сделан на то, что школа должна научить ребенка систематизировать, анализировать информацию, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе прогнозы и выводы, рассуждать», — объяснили в Рособрнадзоре.

Напомним, что ранее поступило предложение от выпускников, их родителей, а также педагогов изменить продолжительность обязательного ЕГЭ по русскому языку. Несмотря на просьбу, осуществление данного предложения в ведомстве пока не планируется. Известно, что продолжительность экзамена не менялась с 2013 года. В настоящее время он отводится три с половиной часа. Стоит отметить, что данный период был определен по результатам экспериментов и исследований. Как заявили в Рособрнадзоре, основная цель ЕГЭ по русскому языку состоит в дифференциации выпускника по уровню освоения ими федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, формат ЕГЭ будет неизбежно меняться в соответствии с современными запросами. Известно, что в 2021 году в ведомство было направлено одиннадцать предложений. В их число вошли предложение о проведении Единого государственного экзамена в двух форматах: письменном и компьютерном. Также было предложено предоставить возможность выпускнику выбрать наиболее подходящий для себя формат сдачи экзамена.

В Минпросвещения привели несколько примеров новых правил. Одно из них — написание буквы «э» после согласных. Так, в нормах 1956 года есть только три таких слова: «сэр», «мэр» и «пэр» — и это расходится с орфографическим словарем, где есть «мэтр», «пленэр», «рэкет» и другие узкоспециализированные слова с этой буквой.

Кроме того, авторы обращают внимание на правила написания буквы «э» после согласных «ж», «ч», «ш» и «ц», которое допускается только в трех случаях: в аббревиатурах (ЖЭС, ТЭЦ и т.д.), после приставки «меж» и первых частей в сложных словах («межэтнический», «Внешэкономбанк»), а также при передаче китайских слов («Шэньчжэнь», «жэнь»).

Также в документе регламентируются правила написания названий торговых марок — колбаса «Докторская», мыло «Детское», напиток «Фанта». В то же время в контексте бытового употребления фанта и кока-кола, как и любительская колбаса, и пошехонский сыр, пишутся без кавычек и со строчной буквы. Допускается и написание со строчной буквы имен собственных, ставших нарицательными, — это касается единиц измерения, названных в честь ученых (вольт, ампер, рентген) и наименований изделий и предметов (макинтош, кольт, адидасы).

Проект об утверждении новых правил русской орфографии

По словам ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В.В. Виноградова Ирины Левонтиной, новый свод орфографических правил был подготовлен группой лингвистов под началом Минпросвещения. Готовили его в том числе и специалисты орфографической комиссии Российской академии наук.

Говорить, что правила обновились, не совсем верно. Просто правилами 1956 года сегодня никто не руководствуется. Там даже для словосочетания «вооруженные силы» есть три варианта написания: «Вооруженные Силы» — если речь о силах СССР, «Вооруженные силы» — для стран Варшавского договора и «вооруженные силы» — для стран НАТО. Но главное, что было в правилах 1956 года, — это их статус: они были официально приняты, апробированы государством, — говорит собеседница «Известий».

Как отмечает лингвист, с 1956 года было издано множество учебников, пособий и справочников по русскому языку, но они не имели такого официального статуса. Сегодня речь идет о том, чтобы новый свод правил с таким статусом наконец появился. Ведь правила и пособия может писать кто угодно, и в них могут возникать противоречия.

Максимальный первичный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2022 году будет 58 (ранее такое же максимальное количество баллов было предусмотрено для ЕГЭ 2020 года). Перечень изменений в КИМах по русскому языку:

  • добавилось одно новое задание № 1 на стилистический анализ текста;
  • поменялись задания № 2 и № 3 (изменения коснуться расширения видов текста);
  • стало сложнее задание №19 на пунктуацию в сложноподчиненном предложении (пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами);
  • будут строже требования к пунктуации в сочинении: за 3 пунктуационные ошибки можно получить только 1 балл (ранее — 2);
  • за отсутствие ошибок или одну не грубую ошибку в сочинении можно получить 3 балла, за одну-две — 2, за три-четыре — 1 балл (если ошибок больше 5, то баллов не добавят);
  • за задание № 16 (сложносочиненное предложение) теперь можно получить только 1 балл.

В КИМах предыдущих лет заданиями повышенной сложности считались только № 25 (типы речи), № 26 (средства выразительности) и № 27 (сочинение). Теперь у всех заданий базовый уровень сложности.

Как и ранее, выпускникам школ нудно будет выбирать между базовой и профильной математикой. Профильная математика выбирается выпускниками, которым этот предмет нужен для поступления в ВУЗ. Остальные могут ограничиться базовой математикой.

Прежде всего, в КИМ по профильной математике изменилась логическая структура и нумерация. Самые важные изменения для ЕГЭ по профильной математике на 2022 год:

  • из первой части пропали простые задания 1-3;
  • в первой части КИМ появились задания на анализ функции и на сложную вероятность;
  • в части с развернутым ответом изменены критерии оценивания заданий: за стереометрическую задачу № 13 теперь можно получить 3 балла, а за экономическое задание теперь можно получить только 2 балла (ранее было 3);
  • за всю работу можно получить 31 максимальный первичный балл.

Эксперты отмечают общее усложнение заданий по профильной математике. Это логично, так как сдающие предмет будут поступать в ВУЗы, где требуется повышенный уровень знаний.

В КИМах по базовой математике тоже есть несколько изменений:

  • задание № 2 объединили с похожим по сути заданием № 7 в новой нумерации (на вычисления и преобразования с использованием свойств функций);
  • добавлено задание № 5 на работу с геометрическими фигурами в реальной жизни (еще одно такое задание есть под № 10);
  • под № 20 появилось задание, содержащее текстовую задачу на темп или проценты.

Как и ранее, базовая математика должна показать насколько школьник усвоил основную программу по этому предмету.

По остальным предметам ЕГЭ 2022 года тоже есть изменения, хотя они не столь масштабны:

  • из экзаменов по истории и обществознанию убрали сочинение;
  • в КИМах по обществознанию убраны дублирующие друг друга задания, а сам экзамен станет меньше на 1 час;
  • полностью обновлены форматы заданий по истории;
  • на экзамене по литературе будут проверяться данные по отечественной и зарубежной литературе, а в сочинении оценят грамотность выпускника;
  • задания по английскому языку подготовлены в соответствии с форматом экзамен IELTS (нужен повышенный уровень подготовки);
  • в КИМах по физике появилось больше нестандартных заданий, требующих высокий уровень знаний.

В остальных экзаменах ЕГЭ на 2022 год изменения точечные или вообще отсутствуют.

Важно! В 2022 году критерии оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку будут зависеть от объема соблюдения требуемого количества слов. Так, в 2022 году будут предусмотрены два варианта – критерии для сочинения объемом 150-300 слов (оптимальный размер текста) и критерии для варианта объемом 70-150 слов.

На этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку важно «набить руку» на написание сочинений оптимального размера. Стоит помнить, что проверку работы эксперты начинают с полсчета общего количества слов.

  • Если сочинение окажется менее 70 слов, работа не засчитывается и по всем критериям будут выставлены нули.
  • Если работа окажется в пределах 70-150 слов, она не будет оценена на высокий балл (подробнее ниже).
  • Сочинение 150-300 слов может претендовать на максимальный балл при условии соблюдения всех других требований.
  • Если в сочинении будет более 300 слов, то эксперт выделит первые 300 и будет проверять только эту часть текста. Все, что окажется во второй половине не будет оценено!
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1− К12) оценивается 0 баллов.

При подсчете общего количества слов эксперты учитывают как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, « М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Если объем сочинения от 70 до 150 слов, то в силу вступают новые критерии сочинения, разработанные для ЕГЭ 2022 года.

В частности, оценивание по позициям К1-К6 и К1-К12 едины для коротких и длинных текстов, а вот критерии К7-К10 для сочинений объемом не дотянувших до необходимых 150 слов, не позволят выпускнику получить максимальные 25 баллов за 2-ю часть работы. Эти критерии будут оцениваться максимум в 2 балла:

Критерий Баллы
К7 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 2
Допущено не более двух ошибок 1
Орфографических ошибок три и более 0
К8 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 2
Допущено не более двух ошибок 1
Пунктуационных ошибок три и более 0
К9 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет 1
Одна или более грамматическая ошибка 0
К10 Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки 1
Допущена одна речевая ошибка и более 0

Хотя критерии сочинения в 2022 году максимально детальны, не исключены случаи, когда разные эксперты будут оценивать задание №27 на разное количество баллов. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка.

Существенными считаются следующие расхождения.

  1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
  2. Расхождение балла, выставленного первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.
  3. Расхождение балла, выставленного первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.
  4. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем позициям оценивания задания 27.

До ЕГЭ 2022 года по русскому языку еще достаточно много времени и даже если сочинение «не ваш конек», еще можно успеть научиться излагать мысли правильно и красиво. Помочь в этом могут онлайн уроки и естественно практика. Предлагаем начать подготовку с ознакомления с правилами написания сочинения, а после перейти к проработке тематик, которые могут встретится вам на экзамене.

Сейчас еще неизвестно, какие правила экзаменации будут действовать по окончании учебного года для выпускных классов, поскольку Рособрнадзор не спешит принимать окончательное решение по этому вопросу. Причина задержки понятна, ведь если подводить общую черту, то прежде всего речь идет об отмене введенных ранее ковидных ограничений и возвращении к прежнему формату ОГЭ и ЕГЭ. А поскольку об улучшении эпидемиологической обстановки пока не приходится говорить, остается только гадать, придется ли выпускникам сдавать экзамены в привычном объеме или же их опять ждет послабление. Но некоторые изменения уже стали известны.

К сожалению, опыт прошлой экзаменации продемонстрировал крайне низкий уровень подготовки учащихся, по сравнению с результатами прошлых лет. То ли дело в вынужденном переходе на дистанционный формат обучения, то ли сыграло роль введение упрощенных правил для проведения ОГЭ и ЕГЭ, но факт есть факт.

И именно такое положение вещей вызвало обеспокоенность государственных деятелей, работающих в сфере образования, о чем поспешил заявить Анзор Ахмедович Музаев, возглавляющий Федеральную службу по надзору в сфере науки и образования.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2022 года: как изменятся КИМы?

Но это еще не все изменения, которые вероятнее всего будут приняты. Так, ожидается, что будут введены определенные изменения и в систему оценивания сдаваемых учащимися предметов.

Пока речь идет о таких нововведениях:

  • Русский язык – первичный балл будет равен 59 вместо актуальных ранее 58;
  • Математика – 21 балл при сдаче базового предмета и 31 балл при сдаче профильного;
  • Обществознание – 57 баллов вместо принятых ранее 64;
  • Физика – 55 баллов;
  • Информатика – 29 баллов вместо 30;
  • Биология – за каждое выполненное задание экзаменующийся получит по 3 балла вместо 2 актуальных ранее;
  • Химия – 56 баллов вместо 58;
  • Литература – 55 баллов вместо 58;
  • Иностранный язык – для всех языков, кроме китайского, изменились критерии оценивания каждого задания (за 2-е – 2-4 балла, 3-е – 3-5 баллов, 4 – 4-10 баллов).

Как видите, не все изменения к худшему, ведь по некоторым предметам очевидно запланированное чиновниками послабление.

Планируемые изменения по базовому предмету:

  • упразднение 2-го задания (вычисление и преобразование выражений), вместо которого будет введено аналогичное под 7-м порядковым номером;
  • добавление 5-го (задачи с геометрическими фигурами) и 20-го задания (построение простейших матмоделей);
  • в результате общее количество заданий составит 21 против 20 прежних.

Наибольшее количество изменений планируется для этого предмета. Согласно предварительным данным, в этот перечень войдет:

  • упразднение ряда дублирующих друг друга заданий из перечня 2021-го года, среди которых 6, 7, 10, 22 и 23;
  • исключение из перечня сочинения на историческую тему, которое шло под номером 25;
  • преобразование формата заданий 3, 4, 6, 11, 15, 18, 19 и 24;
  • замена 8-го задания из перечня 16-м;
  • добавление 17-го задания на способность определения причиноо-следственных связей для того или иного исторического события;
  • сокращение времени экзаменации с 235 до 180 мин., то есть до 3-х часов.

Определенные изменения запланированы и для тех, кто собирается сдавать иностранный язык, а в частности, английский. Среди них:

  • переформатирование раздела «Письменная речь», которое теперь будет состоять из 2-х частей;
  • изменение 39 и 40-го задания с введением новых критериев оценивания для последнего;
  • увеличение времени для выполнения письменного задания до 190 минут против 180 предыдущих.

За успешное написание второго блока можно получить около трети баллов от всех возможных, поэтому именно эта часть тестирования больше всего волнует учеников. В этом году принципы ее оценивания изменятся. Главным образом это касается допущенных в сочинении пунктуационных ошибок.

Идеально написанная работа принесет ученику 3 балла. Если он допустил одну не очень грубую ошибку, то это значение может остаться без изменений. Если допустить от одной до двух ошибок, то результат будет ниже – 2 балла, а если от трех до четырех, то 1. Если допустить 5 и более ошибок, то получить дополнительные баллы за правильную расстановку знаков препинания не удастся.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году: оценивание, изменение, подготовка

«Как писать сочинение по русскому языку и выполнять другие задания на ЕГЭ, чтобы получить высокие баллы за экзамен?» – именно этот вопрос волнует старшеклассников. Для начала нужно правильно осуществлять подготовку, освежить знания по тем темам, которые обязательно встретятся на тестировании.

Важно повторить лексические, морфологические и синтаксические нормы, уметь определять ударение в словах, досконально изучить правила орфографии и пунктуации. Незнание одной или нескольких тем может повлиять на результат. Поэтому требуется повторить весь материал по предмету, который изучался на протяжении всех лет обучения в школе.

Не меньше, чем повторение, важна практика, и особенно это касается сочинений. Их нужно писать регулярно, чтобы отточить умение анализировать информацию, представленную в опорном тексте, научиться выделять главную мысль и аргументировать свою позицию.

Теперь по пунктам заданий:

  • № 1−2 — сюрприз. Вместо привычных коротких упражнений, здесь большой текст. Его надо вычитать, разобрать и проанализировать (2 вопроса на поиск верных характеристик и подбор термина).
  • № 3−5 — сюда «перенесены» привычные задания № 1−3 (соответственно) из ЕГЭ 2020 и 2021 годов.
  • № 6 тоже понятный и привычный (лексика, паронимы).
  • Седьмое задание, по сути, «закрывает» блок вопросов по первому тексту (его анализу).
  • Пункт № 8 — на простановку ударений (раздел орфоэпии, по нему сохранился всего 1 вопрос).
  • Задания 9−10 — это номера 7 и 8 соответственно из старого ЕГЭ (грамматика).
  • С 11 по 17 вопросы — орфография (корни, приставки, суффиксы, окончания глаголов, частицы не и ни, слитное и раздельное написание слов).
  • Раздел пунктуации «лишился» 2 вопросов, теперь их всего 4 (а баллов можно получить 5).
  • В задании № 22 — еще одна неожиданность. Целых 5 небольших текстов для анализа.
  • Следом идет еще один большой текст, которому посвящены 5 пунктов экзаменационного листа (опять же, знанием правил здесь не обойтись, нужно разбираться в типах речи, связках, языковых средствах).
  • Заканчивает список сочинение в задании № 28.

Минпросвещения подготовило проект новых правил орфографии и пунктуации русского языка

Министерство просвещения подготовило проект новых правил орфографии и пунктуации русского языка. Их обновят впервые с 1956 года. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Изменения потребовались из-за обновлений в языке. За прошедшие десятилетия в языке появились новые слова, речевые обороты и конструкции, а также нормы правописания, которые пока не были регламентированы, говорится в документе Минпросвещения. В действующих правилах также были обнаружены неточности и разногласия.

«Принятие поправок, уточнений и дополнений к правилам правописания, утвержденным уже более чем 60 лет назад, — дело совершенно естественное: письмо должно, хотя и с отставанием, но все же следовать за языком», — считают в Минпросвещения. Филолог, доцент ВШЭ Илья Кукулин в разговоре с «Лентой. Ру» согласился с доводами Минпросвещения. Он отметил, что изменения в языке — это естественный процесс, и правила орфографии на него никак не влияют.

Планируется, что новые правила будут доработаны и приняты к концу 2021 года.

Новые правила объяснят правописание некоторых букв.

В них будет определена передача на письме гласных и согласных звуков. В частности: гласные после шипящих и буквы «ц», и в остальных случаях, а также правописание безударных гласных и безударные гласные в корнях, особенности написания отдельных корней. А также отдельно — буквы «ъ» и «ь». Например, в документе говорится, что буква «э», стоящая не в начале корня после согласных пишется для передачи гласного «э» и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Таких как: лэптоп, мэр, мэтр (учитель, мастер), пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр.

В новых правилах опишут передачу на письме согласных звуков

Также в новом документе будет определена передача глухих и звонких согласных, отдельное внимание уделят букве «й» и непроизносимым согласным, а также группе согласных на стыке значимых частей слова, двойным согласным и букве «г» в окончании −ого (−его).

Новый свод правил внесет ясность в слитное, раздельное и дефисное написание слов. В новом документе будут прописаны правила употребления небуквенных знаков при написании предлогов, повторов, сложных слов, а также правописание имен нарицательных, географических названий, псевдонимов, прозвищ и кличек и составных имен. Например, составные имена, в которых вторая часть является не прозвищем, а нарицательным именем в роли приложения, по новым правилам пишутся через дефис: Рокфеллер-старший, Илья-пророк, Николай-угодник, Иван-царевич, Иванушка-дурачок.

Уточнены также будут правила правописания служебных слов, междометий и наречий и слитное или раздельное написание «не». Также в новом документе обновят правила переноса слов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *