Жалоба на действия/ бездействия прокурора в 2022 году в вышестоящую, образец, в судебном порядке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба на действия/ бездействия прокурора в 2022 году в вышестоящую, образец, в судебном порядке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти. Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд. Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.


1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Жалоба на постановление прокурора

В случаях, когда заявление об отводе оставлено без удовлетворения, а председатель не реагирует – остается лишь обратиться в Квалификационную коллегию судей региона, где работает недобросовестный судья.

В жалобе, адресованной ККС, следует изложить все предпринятые меры для защиты своих прав – отвод, жалобу председателю и т.д., приложив подтверждающие документы. Это снизит шансы на переадресацию жалобы председателю суда для отписки.

ККС, обычно, или же поручает суду провести проверки, возвратив материалы проверки в ККС для принятия решения или же переадресовывает поступивший документ председателю суда, поручая ему вынести решение по жалобе.

Действующее законодательство предусматривает возможность обжалования в порядке гражданского судопроизводства действий (бездействия) должностных лиц и органов прокуратуры. Порядок обжалования предусмотрен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Решение, принятое прокурором по результатам рассмотрения заявлений и жалоб, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Вместе с тем, решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Юридические лица вправе обжаловать направленные в их адрес акты прокурорского реагирования при несогласии с указанными в них требованиями. С заявлениями такого рода они могут обратиться в суд по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, либо к вышестоящему прокурору.


02 февраля 2008 вступил в силу федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ). До этого момента жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности рассматривались в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее закон № 59-ФЗ).

Одним из внесенных изменений в Закон № 229-ФЗ является то, что по результатам рассмотрения жалоб старший судебный пристав или главный судебный пристав субъекта территориального органа в течение 10-дневного срока выносит постановление, которое может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке. Это меняет не только порядок рассмотрения жалоб, но и подход, отношение должностных лиц к их рассмотрению. Вынося постановление, которое может быть оспорено в суде или обжаловано вышестоящему должностному лицу, главный судебный пристав или старший судебный пристав выносит самостоятельный процессуальный документ и тем самым может непосредственно влиять на результат исполнительного производства. Это также повышает ответственность должностного лица, рассматривающего жалобу. Заявитель жалобы в ответ будет получать не просто ответ (письмо) на жалобу, которое часто не влияло на восстановление его прав, а постановление, т.е. индивидуальный правовой акт. Кроме того, в постановлении должностное лицо, признав жалобу обоснованной должно будет указать в своем постановлении по результатам ее рассмотрения меры, которые необходимо принять для восстановления прав заявителя.

При этом согласно п. 4 ст.127 (Закона № 229-ФЗ) постановление должностного лица должно быть исполнено в 10-дневный срок, если в нем не указан иной срок. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо может принять меры по привлечению должностного лица, действия которого обжалуются, к дисциплинарной ответственности.

Анализируя мотивы обращения заявителей с жалобами установлено, что основными причинами направления жалоб являются неполнота информации, которой должник или взыскатель либо должны обладать при вынесении решения суда либо ее отсутствие при ведении исполнительного производства, когда взыскатель или должник не пользуются своим правом ознакомления с материалами исполнительного производства.

Так, ст. 50 (Закон № 229-ФЗ) предоставляет сторонам исполнительного производства право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья не содержит исчерпывающего перечня прав и обязанностей. Так, например, в соответствии со статьей 35 (Закон № 229-ФЗ) взыскатель и должник вправе предложить судебному приставу-исполнителю удобное для них время совершения исполнительный действий. Статья 37 (Закон № 229-ФЗ) предусматривает право сторон исполнительного производства обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. При наложении ареста на имущество должника статья 69 (Закон № 229-ФЗ) предоставляет должнику право указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь.

Одними из обязанностей, например, является ч. 7 ст. 69 (Закон № 229-ФЗ), где должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности; ч. 12 ст. 87 (Закон № 229-ФЗ) взыскатель в течение пяти дней со дня получения предложения о передаче ему нереализованного имущества обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой; ч.5 ст.98 (Закон № 229-ФЗ) должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов и другие обязанности.

Проект жалобы на бездействие в порядке 125-126 УПК РФ

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

2.1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Рассмотрению в порядке подчиненности подлежат жалобы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 124 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Иные обращения граждан и юридических лиц подлежат рассмотрению в соответствии с федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1. должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2. фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3. основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4. требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их в структурном подразделении службы судебных приставов. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.

Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.

Если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования, либо такое ходатайство отклонено, должностное лицо выносит постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Копия указанного постановления направляется обратившемуся лицу, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано вышестоящему руководству или оспорено в суде в десятидневный срок.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо признает постановление, действие (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью и ли частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо, рассматривающее жалобу, принимает одно из следующих решений:

1. отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2. отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. отменить принятое постановление и принять новое решение;

4. признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

В случае отсутствия оснований для признания жалобы обоснованной должностные лица выносят мотивированные постановления об отказе в удовлетворении жалобы.

Копии постановления с соответствующими сопроводительными письмами не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления направляются заявителю жалобы и должностным лицам, постановления, действия (бездействие) которых обжаловались.

В случае необходимости оперативного направления документа постановление высылается факсимильной (электронной) связью.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Постановление может быть обжаловано заявителем вышестоящему должностному лицу либо оспорено в суде.

Верховный суд разъяснил гражданам, как и на что они могут жаловаться, если их обижают чиновники

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

2. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;

органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обжаловать решения чиновников станет сложнее

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ, которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями (ст. 19, 20, 21 КАС РФ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них (ст. 26).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком (ст. 43).

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению (ст. 95).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Обжалование деяний или решений прокурора представляет собой сложную и многогранную процедуру, которая реализуется через целую систему органов государственной власти. Так, жалобу можно подать вышестоящему прокурору, дойдя таким образом на высшей надзорной инстанции – Генеральная прокуратура РФ. Если в деяниях должностного лица усматривается состав преступления, целесообразно направить заявление в Следственный комитет РФ. Исключительной инстанцией выступает Президент РФ, который также может рассмотреть материалы, предоставленные гражданином по факту нарушения со стороны прокурора. Для того, чтобы сформировать грамотное заявление и отстоять свои права в соответствующих инстанциях, следует принимать во внимание и использовать на практике все те правила и нюансы, которые были раскрыты в данной статье.

О том как бороться с недобросовестным судьёй.

Бездействие со стороны правоохранительных органов могут повлечь за собой серьезные материальные и моральные последствия для заявителя. Настоящими причинами того, почему сотрудники органа ничего не делают, чтобы вам помочь при нарушении ваших прав, могут быть:

  • Халатное отношение к своим служебным обязанностям;
  • Недостаточный профессионализм;
  • Коррумпированность прокурора;
  • Нарушения в процессе делового производства из-за человеческого фактора.
  1. Если нарушает закон или ваши права прокурор в локальном подразделении вашего района города, необходимо подавать жалобу его начальству – в главную прокуратуру субъекта РФ, где вы находитесь;
  2. Если бездействует прокурор, который работает в инстанции на уровне субъекта – подавать жалобу придется в Генеральную прокуратуру заместителю генпрокурора в федеральном округе;
  3. Если бездействует генпрокурор федерального округа, необходимо подавать жалобу в Центральное Управление Генеральной Прокуратуры РФ в Москве.

Если ничего не предпринимает служащий районной прокуратуры, а вы направите жалобу Генпрокурору в Москве, она будет перенаправлена как неправильно адресованная в территориальное подразделение нужного вышестоящего звена. Однако, при этом вы потеряете время – на эти действия прокуратуре выделяется 7 дней с момента регистрации жалобы, поэтому обращаться следует сразу к непосредственному начальству бездействующего сотрудника. Затем можно будет пробираться по иерархической структуре вверх в том случае, если вы получите в ответ отказы или дополнительные факты нарушения и бездействия.

При наличии претензий к деятельности прокурорских работников оформляется жалоба на бездействие прокуратуры.

Жалоба на бездействие прокуратуры не обязательна до подготовки и подачи административного иска. Алгоритм самостоятельной подготовки жалобы зависит от причины, побудившей заявителя обратиться с таким документом.

Жалоба на бездействие прокуратуры

Генпрокуратура направила моё письмо обратно в областную, а та опять в районную, в которой надо мной просто посмеялись, сказав, что сколько ни жалуйся, всё к ним вернётся. Я снова написала в генпрокуратуру, приложив отписку прокурора района. И история повторяется: генпрокуратура направила в область, а те опять отправили районному прокурору, на которого я жаловалась. Куда теперь жаловаться? Получается, что районный прокурор был прав: пиши не пиши, всё к нему вернётся, а он как ни делал ничего, так и не собирается делать.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Если Вас оскорбил конкретный сотрудник или же он нарушил Ваши права, то вовсе не обязательно подавать жалобу на всё подразделение. Это же относится и к возможному бездействию с его стороны.

В данной ситуации жалоба подаётся в том же отделении наиболее удобным для Вас способом. Однако наиболее рекомендуется подавать её лично. В самой жалобе требуется указать сам факт бездействия, аргументировано и вкрадчиво описанный, а так же указать самого сотрудника, на которого подаётся жалоба. Данный документ Вам уже потребуется передать ответственному лицу, которое принимает заявления.

Если тем, кто принимает заявления, окажется как раз тот сотрудник, на которого Вы подаёте жалобу, то Вы имеете право обратиться к наиболее старшему по званию сотруднику. И обязательно возьмите расписку о том, что жалоба принята к рассмотрению. Именно с указанной в ней дате начинается срок ожидания. Рассмотрением данных жалоб занимаются до тридцати дней, поэтому результата потребуется подождать.

Факты бездействия целого отделения встречаются крайне редко, но, тем не менее, они возможны. Обычно это может быть связано именно с политикой руководства подразделения, в результате чего подавать жалобу в данном подразделении будет бесполезно. Учитывайте, что данный пункт гласит именно о том, что всё отделение, в которое Вы обратились, бездействует, не принимает Вашего заявления, грубит или нарушает Ваши права.

Так что же делать в данной ситуации? В этом случае жалоба на бездействие прокуратуры будет рассматриваться либо старшим прокурором, либо Генпрокуратурой РФ. Подать жалобу на отдел Вы можете на официальном сайте генеральной прокуратуры, указав как можно более полным и корректным образом саму ситуацию. В случае данного обращения мы так же настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться бесплатной консультацией юриста, ведь жалоба на отделение весьма серьёзный документ. Чтобы добиться результата в данном деле – необходимо понимать различные нюансы.

Пока ведётся рассмотрение обращения, у Вас есть возможность дополнить перечень документов, которые доказывают Вашу правоту. Скорее всего, заявление будет рассматриваться больше тридцати дней, ведь потребуется провести серьёзные проверки работы подразделения. Будьте готовы предоставить все требуемые документы, а так же спокойно дождаться решения генеральной прокуратуры.

Если прокурор, рассматривающий дело, бездействует или принимает решения, которые дают основания полагать, что будет нанесен ущерб гарантированным правам заявителя, то у последнего есть право на обращение в вышестоящие инстанции.

Фактически обратиться за помощью для восстановления справедливости разрешается в любой ситуации. Это может быть невыполнение прокурором своих непосредственных обязанностей или нарушение прав гражданина, заключенного под стражу. При этом обращение не является основанием для отказа в защите прав в судебном порядке.

Любой заявитель должен помнить, что обжаловать действия или бездействие прокурора можно только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Следует помнить, что ст. 306 УК предусматривает ответственность за ложный донос.

Чаще всего встречаются жалобы вышестоящему прокурору на бездействие прокурора. Под этим подразумевается, что должностное лицо затягивает предусмотренные законодательством сроки и не выполняет действия, которые необходимо осуществить, согласно требованиям нормативных актов. При этом нет никаких явных причин для отсрочки.

Вторая распространенная причина – необоснованный отказ в приеме жалобы. Для такого действия должны иметься основания со ссылками на статьи законов.

Третья причина – нарушение прав. При обращении в прокуратуру каждый заявитель рассчитывает на практические результаты. Человек предполагает, что нарушители будут привлечены к ответственности. Но если этого не последовало, то придется обжаловать действия прокурора. В эту категорию можно включить халатное отношение к служебным обязанностям, коррумпированность, вымогательство.

Если есть нарушения со стороны административного работника района или города, то жалоба на действия (бездействие) прокурора подается в прокуратуру субъекта РФ. На сайте данного органа представлена возможность обращения онлайн.

Если ответственные работники субъекта РФ не помогли или отказали, то заявитель вправе подать жалобу в Генеральную прокуратуру РФ. Однако обратиться в этот орган можно только тогда, когда все нижестоящие прокуроры рассмотрели жалобу, но заявителя результаты не удовлетворили.

Следующая инстанция, куда может быть подана жалоба на бездействие прокуратуры – следственный комитет. Этот орган призван расследовать совершенные преступления. Неправомочные действия сотрудников прокуратуры также к ним относятся.

Администрация Президента РФ рассматривает жалобы на Генерального прокурора. Это должностное лицо также обязано действовать в рамках закона.

Суд вправе рассматривать жалобы на действия (или бездействие) прокуроров, основываясь на ст. 125-125.1 УПК и главу 22 КоАС.

Жалоба на бездействие пристава-исполнителя: образец

Очень важно знать, как правильно составить документ. В большой мере от этого зависит его дальнейшая судьба. При этом желательно воспользоваться образцом жалобы на прокурора вышестоящему прокурору. Образцы составления документа приводятся в данной статье.

Обратиться к вышестоящему руководству можно в любой ситуации, если нарушены законы государства. Направить жалобу допускается даже в случае нарушения или ущемления прав третьих лиц. В качестве заявителя может выступать не только гражданин или предприятие, но и трудовой коллектив, представители общественной организации.

Заявитель вправе обратиться в любой удобной форме, но самым действенным способом по-прежнему остается письменный вариант. В последнем случае документ должен подаваться обязательно в двух экземплярах, на одном из которых ставится пометка о получении.

Существует множество вариантов образцов жалобы на прокурора вышестоящему прокурору. Образец с учетом конкретной возникшей ситуации (ущемление прав, нарушение закона и так далее) можно найти на официальном сайте инстанций, которые занимаются делами такого рода. Однако четко регламентируемой формы жалобы не существует. Главное, при составлении обращения соблюсти определенные правила, которые приняты в деловой переписке.

Жалоба обязательно должна содержать следующую информацию:

  1. Наименование органа, куда она подается. В противном случае ее не будут рассматривать.
  2. Информация о заявителе, включая адрес и номер телефона.
  3. В конце обращения обязательно ставится подпись и дата составления документа.

Никаких эмоций не должно присутствовать в тексте. Необходимо указывать только сухие факты, подкрепленные выдержками из действующего законодательства. Любая неподтвержденная информация может стать причиной отказа в рассмотрении. Ненормативная лексика находится под строжайшим запретом, как и сленг.

Несмотря на огромное количество образцов жалоб на прокурора вышестоящему прокурору (образец составления документа предлагается и в нашей статье), текст обязательно должен иметь следующие разделы:

  1. Описание фактов произошедшего.
  2. Пояснительная часть со ссылками на нормативные акты. Желательно, чтобы были указаны факты, которые дают понимание того, что действия прокурора противоречат требованиям законодательства или нарушают конституционные права.
  3. Непосредственная просьба, то есть то, что хочет заявитель получить в итоге (привлечение должностного лица к ответственности либо пресечение незаконных действий).

Не рассматривается обращение, если из него вытекает, что заявитель пытается вмешаться в расследование уголовного дела либо в надзорные функции прокурора.

Заявитель вправе прилагать к жалобе любые документы, которые могут подтвердить факты, изложенные в тексте. В приложениях обязательно должна присутствовать копия предыдущего решения суда (если таковое принималось).

Жалоба на прокурора вышестоящему прокурору (образец данного документа приведен в статье) может быть подана несколькими способами:

  1. Обращение в органы прокуратуры (через канцелярию). Регистрация документа должна быть проведена в течение 3 дней с момента подачи.
  2. Почтовым отправлением с уведомлением о вручении и желательно с описью вложенных документов. Однако в этом случае не стоит рассчитывать на быструю доставку и на скорое рассмотрение жалобы.
  3. Воспользовавшись ящиком для обращений, который есть при каждом государственном учреждении. Выемка писем должна проводиться не реже 1 раза в день.
  4. В устной форме, позвонив на горячую линию органов прокуратуры. Как показывает практика, это наименее действенный способ.

Существует также возможность передачи жалобы в онлайн-режиме. На сайте прокуратуры есть раздел «Интернет-приемная», где имеются подразделы, позволяющие выбрать орган, куда надо обратиться. На портале «Госуслуги» также представлена возможность направления обращения.

Поводом подготовки настоящего обращения стало бездействие подчиненных Вам сотрудников прокуратуры г. Ульяновск по непринятию мер по надлежащему рассмотрению жалобы на действия сотрудников Комитета молодежной политики Администрации г. Ульяновска.

16.11.2016 г. в прокуратуру г.

Ульяновска мной направлена жалоба на отказ Комитета молодежной политики в ознакомлении с материалами об исключении из программы «Молодая семья» моей семьи в составе 3-х человек: Евстигнеева Максима Анатольевича, 1987 г.р., Евстигнеевой Марины Вячеславовны, 1989 г.р., и Евстигнеевой Анны Максимовны, 2010 г.р. Мы обратились в Комитет, подготовив письменное заявление об ознакомлении с указанными материалами на основании ст.

24 Конституции Российской Федерации, однако, нам было необоснованно отказано со ссылкой на внутреннюю переписку и конфиденциальность сведений.

Поскольку не допускается направление жалобы в тот орган, на который поступила жалоба, действия сотрудников прокуратуры являются незаконными и противоречат Законам Российской Федерации.

Жалоба составляется и подается в вышестоящую инстанцию. То есть или в прокуратуру, которая является вышестоящей по отношению к сотруднику прокуратуры, допустившим нарушение закона, либо его начальнику.

Кстати, если жалоба на бездействие прокуратуры связана с ранее рассмотренной жалобой в этот орган, в тексте ответа на жалобу порядок обжалования решения должен быть обязательно указан. В любом случае, на сайте прокурорского органа можно найти информацию – куда жаловаться, как подать жалобу (в том числе, через интернет).

Если возникает необходимость борьбы с бездействием прокуратуры, то решается такой вопрос путем подачи соответствующей жалобы. Такие обращения граждан являются индивидуальными.

Объектом жалобы становится конкретное должностное лицо, которое ненадлежащим образом выполняет или не выполняет свои должностные обязанности.

Первым этапом в данном случае является подача претензии руководству конкретной прокуратуры.

Если результата не последует, то в жалобе необходимо будет указать расширенный круг должностных лиц, а сам документ отправляется в вышестоящие органы.

Составить жалобу на прокуратуру можно при наличии любого нарушения со стороны данного органа.

Поводом для составления претензии могут быть конкретные действия или бездействие сотрудников, наличие несогласия с решением прокурора, а также ряд других ситуаций.

Важным моментом является правильное определение органа, в который надо подавать жалобу. Если документ будет подан с нарушением иерархии, то его рассмотрение может затянуться на длительный срок.

Поводом для жалобы на прокуратуру могут стать следующие ситуации:

  • существенное затягивание сроков рассмотрения заявления;
  • отказ в приеме заявления от гражданина (без весомых оснований);
  • неисполнение представителями прокуратуры своих обязанностей;
  • нарушение закона сотрудниками прокуратуры;
  • наличие «формальной» отписки со стороны должностных лиц;
  • ненадлежащее поведение сотрудников прокуратуры (агрессивное общение и пр.);
  • нарушение правил принятия или рассмотрения заявления;
  • выявление фактов бездействия должностных лиц;
  • оскорбление чести и достоинства гражданина сотрудниками прокуратуры;
  • нарушение прав и свобод гражданина представителями государственного органа;
  • вымогательство взятки представителями прокуратуры.
  • Как подать коллективную жалобу в прокуратуру? Читайте об этом здесь.

    Жалобу на бездействие или действия конкретного сотрудника прокуратуры, необходимо в первую очередь подавать его непосредственному руководству.

    Если в течение тридцати дней соответствующие меры не были приняты, то повторное обращение надо направлять в вышестоящие органы (если жалоба осталась без внимания, принятые меры не соответствуют требованиям заявителя и пр.). Жалоба в данном случае подается в Генеральную прокуратуру.

    Варианты подачи жалобы на прокуратуру:

    1. В вышестоящий орган (начальство прокуратуры района, прокуратура субъекта или Генеральная прокуратура).
    2. В следственный комитет (в случае совершения прокурором административных правонарушений и наличия необходимости провести проверку данного факта).
    3. В суд (необходимость таких обращений в большинстве случаев возникает при возникновении претензии к прокуратуре в рамках производства или наличии серьезных последствий для гражданина, чьи права были нарушены).

    Как оспорить действия (бездействие) органов власти и получить возмещение убытков

    Адрес Генеральной прокуратуры РФ указан на официальном сайте данного государственного органа. Дополнительно здесь можно найти информацию для направления корреспонденции.

    При отправлении писем важно соблюдать общие требования составления жалоб (ФИО и контактные данные отправителя). Если обращение будет написано анонимно, то оно может остаться без рассмотрения.

    На официальном сайте Генеральной прокуратуры дополнительно представлена информация о приемных часах конкретных должностных лиц.

    Адрес: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д.15а

    Сколько времени рассматривается жалоба в прокуратуре? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Давайте разберемся. Основная причина обращения в прокуратуру — жалобы на действия (или же наоборот – бездействие) органов власти. Однако стоит обратить особое внимание на то, что прокуратура не занимается обжалованием судебных решений. В том случае, если вам необходимо обжаловать решение суда, жалобу следует подавать в вышестоящий суд.

    Подать заявление в прокуратуру можно одним из удобных для вас способов:

    • Лично (на приеме у прокурора или через канцелярию прокуратуры);
    • По почте (заказным письмом с уведомлением и описью вложения);
    • Через специальный ящик «Для обращений и заявлений» (есть в каждом отделе прокуратуры).

    После того, как вы подали обращение в прокуратуру, оно должно быть рассмотрено в течение 15 дней (если заявление требует дополнительного изучения и проверки, этот срок может быть увеличен еще на 15 дней). Далее прокуратура должна вынести решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении требований заявителя.

    По общему правилу, любое действие или бездействие прокуратуры может быть обжаловано. Подать жалобу на действия сотрудников прокуратуры вы можете двумя способами:

    • Путем подачи жалобы на действия (бездействие) сотрудников прокуратуры вышестоящему прокурору.
    • В судебном порядке.

    Рассмотрим порядок действий в обоих случаях.

    В исковом заявлении необходимо указать, какими именно действиями или бездействием должностных лиц были нарушены ваши права. В просительной части жалобы можно указать следующие требования:

    • Признать действия (бездействие) сотрудника прокуратуры незаконными.
    • Обязать сотрудника прокуратуры устранить нарушение.
    • После рассмотрения вашей жалобы судья обязан вынести постановление либо о признании действия сотрудника прокуратуры незаконным и обязать устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

    Документ оформляется, если решение вас не удовлетворило или прокурор оставил вашу жалобу без рассмотрения, хотя она была составлена по всем правилам. Приведем основные причины обжалования:

    • Официальная бумага осталась без ответа, хотя вы заполняли ее в соответствии с требованиями законодательства.
    • Решение прокурора вас не устроило.
    • Представитель власти принял акт, нарушающий права и интересы человека, организации.
    • Прокурор провел выездную или документарную проверку с нарушениями (не представился, не показал удостоверение, проверял документы, не относящиеся к сути дела).
    • Затягивание сроков рассмотрения первоначальной жалобы.
    • Угрозы, грубое отношение сотрудников прокуратуры.
    • Другие действия, не входящие в компетенцию этого органа.

    Во всех этих случаях можно жаловаться на прокуратуру. Не стоит оставлять нарушение закона без внимания. В случае успешного рассмотрения обращения неправомерное решение будет отменено, вы можете рассчитывать на компенсацию морального вреда и материального ущерба.

    При написании обращения нужно соблюдать иерархию. Так, жалоба на районного сотрудника подается в областной орган, субъекта федерации. Далее – документ направляется в Генеральную прокуратуру. Следующая инстанция – Президент РФ.

    Нарушение порядка приведет к увеличению сроков рассмотрения обращения, в этом случае документ перенаправляется в нижестоящий орган, заявитель об этом обязательно уведомляется.

    Даже если вы подали жалобу с нарушением установленного порядка, у вас ее обязаны принять. Органы прокуратуры перенаправляют ее самостоятельно.

    Чтобы документ был принят, а ваши шансы на положительный ответ увеличились, потребуется правильно его составить. Точной формы официальной бумаги не существует, однако есть определенные нормы. В жалобе указывается следующее:

    • Название органа (например, прокуратура города Москвы).
    • Данные заявителя, адрес, по которому он зарегистрирован, телефон для связи.
    • Обстоятельства происшествия с указанием Ф. И. О. должностного лица, нарушившего ваши права.
    • Суть жалобы, нарушение.
    • Просьба. Это может быть проведение внеочередной проверки, устранение нарушений ваших прав. Они указываются отдельно, после слова «Прошу», списком.
    • Перечень документации, которая выступает доказательством совершенного нарушения закона.
    • Дата и подпись.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *