Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой тахограф лучше поставить форум в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:
- Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
- Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
- Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.
Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Чтобы понять, какой тахограф поставить на грузовой автомобиль, нужно в первую очередь систематизировать требования к самопищущим устройствам. В РФ на грузовики массой от 3,5 т и более ставятся:
- Цифровые модели (аналоговые тахографы старого образца выведены из обращения).
- Изделия, выпущенные сертифицированными производителями. Лицензии ФБУ Росавтотранс есть у нескольких компаний — ООО НТЦ «Измеритель», АО КЗТА, ООО «Астор Трейд» и др.
- Контрольные устройства, которые обеспечивают шифрование данных.
Кроме того, сама процедура установки и последующей активации измерительного оборудования может быть выполнена только в сертифицированных мастерских. Самостоятельно поставить тахограф нельзя — вы не сможете ни активировать криптографический модуль, ни опломбировать корпус и места подключения.
Ответ на вопрос о том, какой тахограф поставить на грузовик, зависит и от планов использования техники. Если машина не выезжает за пределы РФ, то самописец оснащается прибором с модулем СКЗИ, для международных рейсов используются тахографы стандарта ЕСТР.
Стоит также иметь в виду, что оборудование стандарта ЕСТР можно использовать только при наличии лицензии на международные перевозки. Потому частные лица в большинстве случаев ограничены в выборе моделями с блоком СКЗИ.
Наличие модуля GPRS для удаленного доступа расширяет возможности оборудования. Помимо удаленной выгрузки данных можно также подключать технику к системам мониторинга транспорта или использовать «тревожную кнопку», которая одним нажатием посылает сигнал о помощи и активирует переговорное устройство для голосовой связи с диспетчером.
Если тахограф соответствует требованиям, прописанным в законодательстве РФ — то его можно ставить на автобусы, микроавтобусы, а также грузовую технику различной вместимости. Это касается всех моделей — но некоторые модификации используются чаще других благодаря оптимальному сочетанию доступной цены, надежности и функциональности.
Внимания заслуживают:
- ТЦА 02 НК — недорогое устройство с базовым функционалом (но при этом полностью соответствующее стандартам).
- VDO DTCO 1381/3283 — две модели от одного производителя, первая — стандарт ЕСТР, вторая — с гнездом для блока СКЗИ. К достоинствам можно отнести высокое качество дисплея и хорошие показатели отказоустойчивости.
- Штрих-ТахоRUS — есть модели в металлических и в пластиковых корпусах с практически идентичным набором функций. Возможность подключения дополнительного оборудования будет преимуществом.
- Меркурий ТА 001 — не самый дешевый, но при этом надежный прибор. GPRS-модем и GSM-разъемы расширяют перечень дополнительных возможностей.
Кроме перечисленных модификаций на технику можно ставить и другие самописцы — но при выборе важно учитывать возможность реализации нужных вам дополнительных функций.
Ранее основные аспекты, затрагивающие оснащение ТС контрольным оборудованием регулировались приказами МинТранса №36 и №237 (оба — от 2013 года). Но 15.10.2019 был утвержден приказ № 339, вносящий изменения в уже действующие нормативы. Согласно этому документу, тахографы все так же нужно обязательно ставить на ТС, которые относятся к категориям N2/N3 (грузовики), а также М2/М3 (автобусы, микроавтобусы). Но теперь требования распространяется в том числе и на частных лиц.
На данный момент вся техника уже должна быть переоборудована. Исключение составляют:
- ТС категории N2 с экологическим классом от 0 до 3 — на них контрольные приборы нужно поставить до 1 марта 2021 года.
- ТС категории N2 с экологическим классом от 4 — для них граничной датой будет 1 июня того же года.
Отсрочка, касающаяся микроавтобусов категории М2, находящихся в собственности многодетных семей (до 1 января 2022 года) на технику для перевозки грузов не распространяется.
Знать, какой тахограф лучше поставить на грузовой автомобиль и когда это сделать, нужно в первую очередь для того, чтобы избежать штрафов:
- суммы штрафных санкций и перечень нарушений прописаны в ст. 11.23 КоАП;
- согласно этому документу физическое лицо за отсутствие контрольного оборудования, несоответствие тахографа стандарту или неправильную эксплуатацию могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей;
- для других категорий нарушителей штрафы гораздо выше: от 10 тыс. для должностного лица до 50 тысяч для юридического лица.
Чтобы избежать этих санкций, стоит не откладывать переоснащение техники, а выбрать прибор и установить его, обрушившись для этого в сертифицированную организацию.
Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2022 году
К покупке бывшего в употребления тахографа стоит отнестись внимательно. Во первых это не всегда имеет экономический смысл, так как старый тахограф может иметь блок СКЗИ с закончившимся сроком действия, а стоимость замены более 24 тысяч рублей. Второй важный момент — тахограф будет с закончившимся гарантийным сроком, и вероятность того что он выйдет из строя увеличивается. Это не магнитофон, работоспособность которого никак не влияет на работу коммерческого автомобиля. В случае поломки тахографа автомобиль эксплуатировать нельзя.
Константин Сажин: Внедрение тахографов неудобно для предпринимателей. Часто аварии происходят по вине водителей пассажирского транспорта, в частности из-за того, что водитель работает по 10-14 часов, нарушая режим труда и отдыха. В последние годы в этом вопросе была неразбериха. Кто-то просто пытался получить больше прибыли. На сегодняшний момент данным законом просто наводится порядок. Добросовестные перевозчики готовы к установке тахографа и введению тахографического контроля на предприятии, а для частников, работающих нелегально, это нехорошая весть.
Корр.: Какие данные тахограф собирает, как и куда он их передает?
Юрий Бетеньков: Тахограф всю информацию аккумулирует у себя в блоке памяти, которую после выполнения рейса уже механик либо должностное лицо снимает с данного прибора и переносит на хранение в память компьютера. Если случается происшествие, ведется проверка и специалист может проверить скоростной режим, соблюдение режима труда и отдыха, то есть какое количество времени водитель управлял автомобилем, какое количество времени отдыхал. Предприятие обязано всю эту информацию хранить. А из тахографа информацию удалить невозможно.
Константин Сажин: Пилотный проект уже запущен в Свердловской, Ленинградской и Московской областях. Так, тахограф связывается с «Платоном» и информация с него передается напрямую в контролирующие органы, в частности Ространснадзор, где эта информация обрабатывается, и при нарушениях «письма счастья» приходят собственникам транспортных средств. То есть все нарушения будут выявляться автоматически. Человеческий фактор здесь устраняется.
Корр.: И сколько времени информация хранится?
Константин Сажин: Информация хранится год. Есть два типа тахографов – для международных перевозок и для внутрироссийских перевозок. В тахографах, которые используются для внутрироссийских перевозок, еще установлен блок криптозащиты, который хранит эту информацию в течение трех лет. При замене блока СКЗИ собственник данного блока должен еще по законодательству хранить этот блок у себя еще в течение года на случай проверок, если кому-то из контролирующих органов эта информация будет нужна.
Корр: Столько стоит покупка и установка тахографа?
Константин Сажин: В среднем, сегодня оснастить транспортное средство тахографом стоит от 45 000 рублей и выше. Все зависит от того, какого года выпуска транспортное средство и если ли предустановка под тахограф. На свежие транспортные средства тахограф поставить намного дешевле. Завод-изготовитель уже предусматривает такую функцию и часто сам же устанавливает. Нужно только заранее предупредить дилера, какой тахограф нужен и где, на какой территории ты планируешь работать, будут это международные перевозки или внутрироссийские.
Корр.: Но не все еще гладко, от предпринимателей поступают жалобы на некачественное оборудование.
Юрий Бетеньков: У нас предприниматели иногда просто хотят сэкономить и поэтому не разобравшись в ситуации ставят оборудование, где им подешевле пообещали, а потом приходится проходить ту же самую процедуру, но уже в аккредитованном сервисе-мастерской. У нас работает Комитет по транспорту Алтайской торгово-промышленной палаты, чтобы предприниматели Алтайского края могли обращаться, консультироваться. В конце февраля мы проводили бесплатный семинар по вопросам тахографии. Были приглашенные эксперты из Москвы, собрали более 100 гостей. Все было рассказано доступно.
Константин Сажин: Добавлю, что по техническому оснащению есть два вида тахографов и предпринимателю надо просто выбрать. Поставить тахограф, про который можно забыть, и ваше транспортное средство не простаивает по причине поломки тахографа. Либо сэкономить и поставить более дешевый тахограф, но тогда надо понимать, что его придется периодически ремонтировать. А это простой, это время, это деньги. Не все организации эту информацию доносят до потребителей – клиентов.
Корр.: Есть ли льготы, бонусы для предпринимателей, которые оснащают свои автомобили тахографами? Есть ли какой-то налоговый вычет или другая помощь государства.
Константин Сажин: 20% возвращается с налога на прибыль, но при условии, что предприятие делает определенные страховые отчисления.
Корр.: Установка тахографа стоит порядка 40-50 тысяч. А что насчет обслуживания?
Константин Сажин: Обновление программного обеспечения тахографа юридически запрещено. Сейчас выходят новые карты для водителей, новые блоки СКЗИ, но не все тахографы их принимают, и производитель начинает выпускать новую версию прошивки. Мастерские за деньги обновляют эти тахографы, а платит за это собственник транспортного средства. Что касается умения работать с тахографом. Есть приказ Минтранса №287 – это квалификационные требования к сотрудникам транспортных средств, начиная от водителей, диспетчеров, ответственных ПДД, механиков. Большая часть организаций, которые имеют в штате водителей, не уделяют этому должного внимания. Но в тоже время сами от этого страдают. Если водитель не умеет делать распечатку с тахографа, то за это будет отвечать должностное лицо, так как водитель по приказу №287 обязан уметь пользоваться теми типами тахографов.
Корр.: Где этому учат и насколько это сложно?
Константин Сажин: На нашем предприятии есть свой учебный лицензированный центр. Мы занимаемся не только установкой тахографов, мы занимаемся полным комплексом данного направления, можем помочь осуществить весь тахографический контроль: от установки до обучения. А насчет обучения. Банковскими картами уже все умеют пользоваться. Принцип тот же. Вставляется карточка, вводится ПИН-код, в меню нужно выбрать то, что требуется. Минимальное время обучения – 40 часов.
Корр.: И вопрос, который волнует всех пассажиров: подорожает ли проезд в связи с тем, что каждый автобус должен будет быть оснащен тахографом?
Юрий Бетеньков: Однозначно не могу сказать, потому что нужно просчитывать полную себестоимость перевозки грузопотока, количество пассажиров, компенсации, которые на тот период буду действовать со стороны администрации. Себестоимость перевозок складывается из многих факторов и основной – это не тахограф, а топливо. Нужно привлекать к расчетам специалистов и смотреть, какая сумма будет затрачена от парка машин. Есть объединение пассажирских перевозчиков Алтайского края – им и карты в руки. Могу сказать: по грузовым перевозкам после оснащения техники тахографами конкретного увеличения не было.
14.05.2019 10:24 гость
что то господа «эксперты» упустили одну важную деталь — замена блока криптозащиты — это еще 27 000 рублей за каждые 3 года эксплуатации одного прибора, каждая колибровка тахографа (например после ремонта КПП) также требует замены блока криптозащиты (это еще 27 000 рублей)…
Какой тахограф лучше поставить на грузовой автомобиль?
Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:
- Троллейбусы;
- Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
- Военные транспортные средства;
- Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
- Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
- Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
- Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
- Автомобили, проходящие дорожные испытания.
Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2021 года эти транспортные средства не входят в список исключений.
Итак, мы разобрались с тем, на какие транспортные средства необходимо устанавливать в обязательном порядке средства контроля и какими правовыми актами это регулируется. Но какого же типа тахограф должен стоять на транспортном средстве для того, чтобы он целиком соответствовал законодательству?
Какой штраф за езду без категории А, В, С, Д и Е
Как уже было отмечено выше, новый Порядок, утверждённый Минтрансом в 2013 г.
, произвёл некоторые изменения по сравнению с действующим с 2009 г. Техническим регламентом.
С момента вступления в силу минтрансовского Приказа №36 происходит постепенная замена шайбовых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ, которая должна завершиться в течение 5 лет.
Автовладельцам больше не имеет смысла устанавливать аналоговые устройства, ведь их всё равно придётся заменить. Лучше сразу ставить те, что соответствуют требованиям приказов № 36 и 273. Конечно, такие приборы стоят дороже, чем аналоги старых моделей, но при этом перевозчик избежит каких-либо проблем с контрольными органами.
Чтобы не попадать под административную ответственность, владелец транспорта и водитель должны знать, какие тахографы нужно использовать на данный момент.
Дело в том, что правовые акты, используемые для данной сферы, достаточно часто меняются, и последнее изменение вступило в силу в начале 2021 года.
Следовательно, просто необходимо разобраться в видах тахографов, принципе их работы и требованиях, предъявляемым к им.
Еще немаловажной будет информация о том, какие модели прибором могут применяться в Российской Федерации на данный момент.
К оснащению транспортных средств выдвигаются следующие требования:
- в пределах территории РФ могут выполнять рейсы автомобили, оборудованные цифровыми устройствами с модулем криптографической защиты информации (НКМ/СКЗИ);
- если планируется выезд за границу, то на ТС должен быть установлен тахограф ЕСТР.
Регистрационный прибор для фиксации сведений в процессе движения подключается к спидометру и другим приборам авто, после чего пломбируется и калибруется.
Информация об этом заносится в документацию, прилагающуюся к устройству. В странах ЕС выполняется активный переход на смарт-тахографы. Процесс осуществляется на основании Регламента ЕС 2016/799.
Новые приборы должны соответствовать таким стандартам:
- устройство подключается к спутниковой системе>;
- возможность передачи сведений во время выполнения рейса>;
- возможность вывода данных с тахографа на внешнее устройство в режиме реального времени.
Такие смарт-тахографы позволят получить удаленный доступ к системе мониторинга за ТС. Изначально регламент предполагает установку новых смарт-устройств на ТС, которые впервые регистрируются на территории ЕС.
Относительно оборудования авто, зарегистрированных в РФ и выполняющих международные перевозки, конкретные изменения в 2021 году не установлены, поэтому действующим остается требование для грузовых ТС по наличию ЕСТР.
После того как начал действовать закон об установке тахографов, у многих компаний, предоставляющих услуги по перевозке грузов, появился вопрос — какой тахограф лучше поставить в авто, чем отличаются модели и как правильно заниматься монтажом этих аппаратов?
Список моделей достаточно обширен, но лучше всего обратиться к официальному порталу Российского автомобильного транспорта, в котором указан полный перечень допустимых для установки тахографов.
Отличаются эти модели тем, что они произведены в России, полностью соответствуют ЕС требованиям и доступны для использования в других странах.
Единственное, что отличает эти модели – это используемые модели и электроника. Есть три типа модулей – это СКЗИ, GPS и ГЛОНАСС.
В зависимости от территории использования автомобиля (Россия или другие страны), к тахографам применяются различные требования. Отличия тут заключаются в установке дополнительных блоков:
- Оснащение СКЗИ-блоком;
- Оснащение GPS/ГЛОНАСС.
Для тех перевозчиков, которые работают на территории России, установка тахографа является обязательным требованием. Это требование касается грузовых транспортных средств, автобусов. На них устанавливаются модели СКЗИ, то есть аппаратура со средствами криптографической защиты информационных данных. Что же касается работы за границей, то там нельзя использовать СКЗИ.
Какой тахограф купить в 2019 году?
Доступ к данным открывается после предоставления специализированной карточки. Вне зависимости от выбора того, какой тахограф лучше поставить, все они работают с одним из нескольких видов карт:
- Карта водителя. Она используется во время перевозок;
- Карта мастерской. Она используется для такого персонала, который занимается обслуживанием тахографа;
- Карта организации, занимающейся грузоперевозками. Она нужна для использования при спорных моментах;
- Карта инспектора. Ее используют во время проверок.
В тахограф вставляется личная идентификационная карта водителя, на которую во время поездки и производится запись всех необходимых и самых важных данных на протяжении всего движения, поэтому в плане детализации сложно сказать, какие тахографы лучше.
Везде отображаются данные как о показателях транспорта, так и о действиях водителя и его маршруте. Вся информация может быть использована в качестве официального подтверждения действий и показателей в случае разборок при спорах или во время судебного разбирательства.
Существует две разновидности личных идентификационных карт водителя – это отечественная карта и карта Европейского стандарта – СКЗИ и ЕСТР соответственно. Основная разница заключается в том, что на идентификационных России все информационные данные отображены на двух языках – на английском языке и на русском. Что же касается карт европейского образца, то они отображают информацию только на английском языке. И это все отличия, которые есть у этих двух видов карт.
В остальном же карты одинаковы – наличие микрочипов, на которые записываются данные, а также все та визуальная информация, которая отображена на лицевой стороне. Это данные о водителе и о самой карте для тахографа:
- Фотография водителя, а также его дата рождения и Ф.И.О.;
- Срок окончания действия карты;
- Кодовые идентификационные номера;
- Личная подпись владельца карты;
- Адрес компании, совершающей грузоперевозки.
Такие водительские карты можно получить лишь у специализированных компаний, у которых есть на это официальная лицензия и соответствующие разрешения.
Водители и юридические компании, использующие ЕСТР карты, должны не забывать о том, что такие водительские карты были разрешены для использования до 1 числа этого, 2018 года. После этой даты такие карты имеют право использовать лишь те организации, у которых есть активная лицензия, позволяющая им совершать интернациональные перевозки.
В Приказе Минтранса №440 описан ряд исключений из списка ТС, подлежащих обязательному оснащению тахографами.
- Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
- Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
- Транспортные средства с даты выпуска которых прошло 50 и более лет.
- Автобиблиотеки, автосцены.
- Автомобили для перевозки живых животных, пчел.
- ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; троллейбусы (в случае если Правительством Российской Федерации не будет предусмотрено обратное).
- Так же стоит обратить внимание на формулировки владельцам карт МАП. Они должны иметь допуск к международным перевозкам и у них должно быть установлено контрольное устройство, соответствующее требованиям ЕСТР. То есть тахограф нужен – ЕСТР.
Выражаясь простым языком, тахограф представляет собой контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля и предназначенный для регистрации основных параметров движения. Для их отслеживания используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает автоматически, в том числе при выключенном двигателе. Данные записываются в память прибора и хранятся в ней определенное время.
С помощью тахографа можно выяснить:
- с какой скоростью движется транспортное средство;
- какой путь пройден за определенный промежуток времени;
- сколько часов водитель затратил на работу и на отдых и некоторые другие параметры.
Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долгое время работать в автономном режиме.
По внешнему виду тахограф представляет собой круглую или прямоугольную панель с кнопками управления и экраном, которая монтируется непосредственно в гнездо спидометра или автомагнитолы (второй вариант — цифровой — более современный). На небольшом дисплее отображается информация о транспортном средстве: состояние (движение или покой), количество часов работы и отдыха, скорость перемещения, показания одометра, место нахождения и прочее. Вывод нужных данных на экран осуществляется с помощью кнопок. На панели тахографа также находятся слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты (необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера).
Обязательными компонентами устройства являются:
- датчик перемещения;
- приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля;
- модуль GPRS для передачи данных;
- блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифровки и хранения информации (в цифровых тахографах).
На последнем моменте стоит остановиться подробнее. Ценное свойство тахографа заключается в том, что данные, записанные в память устройства, защищены от редактирования и считывания посторонними. Доступ к ним имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Прежде всего это водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры, осуществляющие проверку. Права доступа у них разные. Например, водитель может вводить и редактировать данные, специалисты из мастерской — настраивать прибор, а представители контролирующих органов — считывать информацию о допущенных пользователем нарушениях.
Карта водителя имеет ограниченный срок действия. Когда он истекает, необходим ее перевыпуск. Пользоваться просроченным ключом нельзя — за это полагается штраф. Водитель также не может осуществлять доступ и редактирование без карты либо с чужим чипом.
По устройству и принципу действия различают два типа тахографов: цифровые и аналоговые (дисковые). Последние считаются устаревшими, поскольку имеют существенный недостаток: из-за отсутствия блока СКЗИ они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. В настоящее время аналоговые тахографы практически не применяются. Все транспортные средства, выпускаемые сегодня, оснащаются на заводе цифровыми приборами (если по закону требуется установка такого устройства). Исключение составляют только автомобили, которые используются в странах, не входящих в зону действия ЕСТР[1].
Кому нужно устанавливать тахограф? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к закону. Правила установки тахографа регулируются многими документами, главным образом Приказами Минтранса РФ №36, №273 и №348. Согласно им, контролирующие устройства обязаны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере пассажирских и грузоперевозок. Иначе говоря, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые с коммерческой целью.
В приказе об установке тахографов есть более точное определение видов транспорта, подлежащих оснащению контролирующими устройствами. К ним относятся ТС следующих категорий:
- М2 и М3 — автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до пяти тонн и от пяти тонн соответственно;
- N2 и N3 — грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5–12 тонн и более 12 тонн соответственно.
Для некоторых видов транспорта не требуется обязательная установка тахографа. В частности, это:
- автобусы, производящие пассажироперевозки по регулярным маршрутам в пределах города и пригородной зоны (50 километров);
- троллейбусы;
- строительная, коммунальная и другая спецтехника — экскаваторы, автокраны, бетономешалки, эвакуаторы, пожарные машины, автомобили скорой помощи, инкассации, ритуальных служб, дорожная и сельскохозяйственная техника;
- военный автотранспорт и машины спецслужб[2].
Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, также четко прописаны в приказах Минтранса РФ. Правила эти действуют с 1 января 2018 года[3]. Прежде всего устройства должны соответствовать нормам ТР ТС «О безопасности колесных средств». Прочие требования зависят от территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР. Передвигаясь по территории России, водитель такого автомобиля должен быть готов предъявить допуск к поездкам за пределы страны. В противном случае будет считаться, что тахограф ЕСТР не соответствует требованиям законодательства.
Машины, используемые для перевозок по России, согласно новым правилам, должны быть оснащены цифровыми тахографами с модулем СКЗИ. Перечень моделей устройств, разрешенных к применению, устанавливается Росавтотрансом.
Какой тахограф установить?
Выше уже упоминалось, что в материальном плане обязанности по оснащению ТС контролирующим устройством ложатся на плечи собственника. В связи с этим актуален вопрос цены тахографа с установкой. Конечная сумма складывается из двух величин:
- цены самого прибора;
- стоимости работ по его монтажу и настройке.
Цена тахографа зависит от марки и комплектации устройства (наличия модема GPRS). В среднем прибор стоит около 30 000 рублей.
Стоимость работ определяется объемом мероприятий и ценовой политикой компании. В общем случае установка новых тахографов предполагает следующие этапы:
- активацию модуля СКЗИ;
- подключение устройства к бортовой электросети автомобиля;
- настройку, или калибровку;
- тестирование.
Этот комплекс работ обходится в сумму порядка 6000–7000 рублей. Если необходимо дополнительно заменить датчик скорости и спидометр, стоимость услуг возрастает до 13 000 рублей. Таким образом, примерная цена тахографа с установкой под ключ — 35 000–45 000 рублей.
Кроме того, приказ Минтранса №36 предписывает каждые три года производить поверку (повторную калибровку) тахографа[6]. Эта услуга стоит около 2000 рублей. В расходы на обслуживание устройства необходимо включить и замену блока СКЗИ, которая также осуществляется раз в три года.
Тахограф — устройство, которое может быть актуальным как для самих водителей, так и для предпринимателей, занимающихся перевозками. Он обеспечивает оперативный удаленный контроль работы сотрудников и безопасность эксплуатации транспорта. Расходы на установку тахографа вполне оправданны, особенно если учитывать то, какие ценные функции у данного прибора.
Кстати, в подтверждение данной, так сказать, застойной тенденции: в сентябре в Гос. Думе был отозван и снят с обсуждения закон об ИСТК — информационной системе тахографического контроля (о нём говорилось в одном из наших видео). А значит, тотального снятия данных с тахографов не будет, а будут лишь выборочные проверки машин на трассах и предприятий на местах. А раз тотального электронного контроля не будет, продолжится тотальная аналоговая коррупция.
В качестве, так сказать, компенсации отсутствия движения вперёд, установлено «высокотехнологичное» требование о том, что выпускаемые после 1 января 2022 года тахографы должны выводить в конце распечаток QR-коды, содержащие номера тахографа и блока СКЗИ, а также собственно саму информацию распечатки.
Кому это нужно? Сейчас, если инспектор не хочет напрягать голову чтением распечатки, ему необходимо снять данные с тахографа или карты на электронный носитель, либо попросить водительскую карту, и затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения. При этом факт проверки будет зафиксирован и картами, и тахографом, и контролёру придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами.
А вот с QR-кодом проверка может быть практически анонимной: навёл на QR-код смартфон (опять же, с программным обеспечением, но теперь уже не обязательно со служебным) и сразу увидел основные нарушения. Ну а дальше — всё как обычно — предложение решить вопрос на месте.
Далее.
Из документа исключён следующий пункт: «В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.» Многие считали этот пункт аналогом ЕСТРровского изъятия Статьи 9, которое даёт возможность водителю при крайней необходимости отступать от соблюдения норм РТО при условии рукописного пояснения на оборотной стороне диска или распечатки тахографа. Однако у нас похожий пункт не давал водителю никаких прав. Так что его исключение ни на что не повлияет.
А скорее, это даже хорошо, так как, в отличие от того же ЕСТР, у нас водитель не обязан в случае поломки тахографа фиксировать свои действия с помощью авторучки на оборотной стороне распечатки, что теперь и подтвердилось исключением возможности делать такие записи. Хотя сами тахографы СКЗИ и их инструкции такую возможность предусматривают.
Единственное, что наконец-то прояснилось, это про сильно старые автомобили, и теперь так:
не нужно ставить тахографы на: транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
Кому благо, кому зло: почему перевозчики не спешат обзаводиться тахографами
Так как на сегодняшний день вопрос установки тахографов очень актуальный, желание автовладельцев сэкономить понятно, но не забывайте о желаниях недобросовестных мастерских заработать. Зачастую предложив продукт исходя из своих возможностей, и не доводя до клиента полную информацию о законности и целесообразности приобретения того или иного продукта, нерадивые мастерские подставляют своих клиентов. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, и за аналоговый тахограф будете отвечать Вы.
Использование тахографов и выбор их правильных моделей регулируется рядом законодательных и подзаконных актов РФ. Главным документом, обязывающим автовладельцев, является закон «О безопасности дорожного движения». Согласно статье двадцатой, все юридические лица и физические лица-предприниматели, должны оснастить свои транспортные средства, задействованные в коммерческих перевозках, приборами контроля режимов труда и отдыха.
При этом тахографы сами по себе должны соответствовать Техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств, который начал действовать вслед за Постановлением правительства №720 от 10 сентября 2009 года. Именно в этом регламенте определены необходимые для устройства технические характеристики, которые позволяют ездить с ним по отечественным дорогам. Регламент является обязательным для исполнения документом, как это определено Федеральным законом «О техническом регулировании».
Но далеко не только этот Регламент в настоящее время регулируют техническую сторону использования данных приборов.
Эксплуатация аналогового тахографа не представляет особых сложностей. Устройство по виду напоминает спидометр либо магнитолу авто, и все его функции очевидны опытному водителю.
В частности, устройство, которое напоминает по виду спидометр, обладает световыми сигнализаторами (красными лампочками), которые размещаются внизу под шкалой.
Если в частности загорается левый сигнализатор, это свидетельствует о проблеме общего характера, из-за наличия которой прибор не в состоянии работать.
В частности, его передняя крышка может быть закрыта неплотно либо вовсе не закрыта. Также загорание лампочки слева может быть признаком того, что в устройстве отсутствует диск, или что сломалось его перо.
Правая красная лампочка под шкалой в свою очередь предназначена для того, чтобы сигнализировать об ускорении со стороны водителя выше запланированного лимита.
Эту лампочку он настраивает сам, определяя максимально допустимую скорость. Для этого водитель открывает переднюю крышку и устанавливает требуемую цифру, поворачивая винт в окне.
По табло спидометра также располагается счетчик, которым фиксируется совокупный пробег транспортного средства. На данном счетчике все цифры белого цвета, они показывают количество пройденных километров.
Исключение составляет самая правая цифра, которая показывает сотни метров (десятые километра). Она окрашена красным.
С двух сторон от этого счетчика пройденной дистанции находятся ручки, с помощью которых можно настраивать, на какого водителя нужно записывать данное время работы, на первого или второго.
Та из ручек, которая относится к водителю, не находящемуся за рулем в настоящее время, указывает на перечеркнутый квадрат сверху. Таким образом прибор определяет, что данный водитель не работает.
В то же время сам прибор автоматически фиксирует два основных режима, относящихся к работе другого водителя. Когда автомобиль едет, это время заносится в память как время режима вождения.
Когда же автомобиль стоит, это время определяется как режим пассивной работы. Предполагается, что в таком случае водитель либо находится в пробке, либо останавливается на светофоре.
Таким образом, если ручка переключателя направлена в сторону молоточков крестом, то предполагается, что в этот период водитель либо движется, либо занят обслуживанием транспортного средства.
Водителю перед началом поездки необходимо быть уверенным, что данный диаграммный диск сопоставим с моделью установленного на его транспортном средстве аналогового тахографа.
Кроме того, ему требуется от руки занести на шайбу требуемую информацию, а именно:
В самом ее центре | Написать свою фамилию, имя и отчество |
Указать обозначения населенного пункта | В котором шайба была помещена в прибор, а также число, когда было совершено это действие |
Номер транспортного средства | В тахографе которого использовался данный диск |
Цифра на одометре в начале рабочего периода | — |
Дистанция | Которую транспортное средство прошло в течение суток (24 часов) |
Далее шайба для тахометра помещается в надлежащий разъем. С этой целью требуется на находящейся на лицевой части устройства панели приподнять крышку. Далее носитель вставляют в паз и опускают крышку обратно.
Если транспортным средством управляют сразу два водителя, то в два разъема вставляются шайбы обоих этих сотрудников.
В таком случае информация будет заноситься на тот из носителей, для которого это определено положением ручки, указывающей на скрещенные молоточки. Носитель другого водителя должен указывать на перечеркнутый квадрат.
В ходе поездки исполняющий в данный момент обязанности водитель не производит переключение тахометра в режим вождения и пассивной работы.
Прибор выполняет это действие самостоятельно, ориентируясь на то, движется машина или стоит. При этом перед началом промежутка, занятого отдыхом, водитель обязан сам указать соответствующий факт, направив ручку на пиктограмму кроватки.
Какой срок действия тахографа Меркурий Та-001 без СКЗИ смотрите в статье: тахограф Меркурий ТА-001. Как осуществляется оформление образца путевого листа легкового автомобиля в 2021 году, читайте здесь.
Далее, если водитель собирается возобновить рейс, ему нужно снова направить ручку на скрещенные молоточки.
По завершении использования шайбы для тахографа водитель извлекает ее из разъема. Далее он заносит в центр устройства сведения по итогам данных 24 часов, а именно:
- имя населенного пункта, в котором шайба была извлечена и время этого действия;
- цифра на одометре при завершении рабочего периода;
- общее пройденное расстояние.
Все о тахографах: выбор, покупка, установка
Общим правилом установлено, что менять аналоговый тахограф на цифровой необходимо. Определено, что на всех автомобилях, снабженных таким прибором, его было необходимо заменить на цифровое устройство к 1 января 2020 года.
Однако для этого правила предусмотрено существенное исключение. Тахографы, которые оснащены блоками ЕСТР прежнего, аналогового типа, замене не подлежат.
При наличии на транспортном средстве такого устройства и при владении водителем карточки, дающей доступ к международным автомобильным перевозкам (МАП) ему не требуется осуществлять подобную замену.
Определяя, в законе или нет использование аналогового тахографа, стоит проверить, не европейский ли он.
Разумеется, не стоит выдавать российский тахометр за европейский, так как обмануть инспектора будет невозможно, они слишком различаются.
Таким образом, аналоговые тахографы отечественного производства, установка которых допускалась до 2014 года, и с которыми, начиная с этого года можно было только ездить, но не ставить их на ТС, полностью запрещены в 2021 году.
Видео: нужно ли менять шайбовый прибор
Замена аналогового тахографа на цифровой обойдется в сумму 32–40 тысяч рублей. При этом, изучая предложения, стоит обращать внимание на то, идет ли речь лишь об установке прибора или о выполнении всего комплекса работ с тахографом, включая калибровку, («под ключ»).
В настоящее время цены на эту процедуру могут быть выше, чем в 2020 году, когда менять аналоговый тахограф на цифровой было еще не поздно.
При этом самостоятельная установка устройства не допускается. Его монтаж на транспортное средство могут выполнить только в мастерской, сотрудники которой разбираются в схемах подключения различных приборов и при этом обладают допуском к выполнению данного рода работ.
Перечень мастерских, наделенных таким правом, можно найти в интернете.
Чтобы не попадать под административную ответственность, владелец транспорта и водитель должны знать, какие тахографы нужно использовать на данный момент.
Дело в том, что правовые акты, используемые для данной сферы, достаточно часто меняются, и последнее изменение вступило в силу в начале 2021 года.
Следовательно, просто необходимо разобраться в видах тахографов, принципе их работы и требованиях, предъявляемым к им.
Еще немаловажной будет информация о том, какие модели прибором могут применяться в Российской Федерации на данный момент.
К оснащению транспортных средств выдвигаются следующие требования:
- в пределах территории РФ могут выполнять рейсы автомобили, оборудованные цифровыми устройствами с модулем криптографической защиты информации (НКМ/СКЗИ);
- если планируется выезд за границу, то на ТС должен быть установлен тахограф ЕСТР.
Регистрационный прибор для фиксации сведений в процессе движения подключается к спидометру и другим приборам авто, после чего пломбируется и калибруется. Информация об этом заносится в документацию, прилагающуюся к устройству.
В странах ЕС выполняется активный переход на смарт-тахографы. Процесс осуществляется на основании Регламента ЕС 2016/799. Новые приборы должны соответствовать таким стандартам:
- устройство подключается к спутниковой системе>;
- возможность передачи сведений во время выполнения рейса>;
- возможность вывода данных с тахографа на внешнее устройство в режиме реального времени.
Такие смарт-тахографы позволят получить удаленный доступ к системе мониторинга за ТС. Изначально регламент предполагает установку новых смарт-устройств на ТС, которые впервые регистрируются на территории ЕС. Относительно оборудования авто, зарегистрированных в РФ и выполняющих международные перевозки, конкретные изменения в 2021 году не установлены, поэтому действующим остается требование для грузовых ТС по наличию ЕСТР.
В соответствии с нормативными документами владельцы грузовиков должны своевременно производить замену устаревшего оборудования. Так, тахографы ЕСТР, установленные заводом-изготовителем авто до 01.04.2014 года и оборудованные в мастерских до 11.03.2014 года, подлежат замене. С 2021 года грузовики должны быть оснащены тахографами цифрового типа, все аналоговые устройства подлежат замене.
Установку тахографов в городских автобусах снова перенесли на год
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3.
Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен
в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года
В 2021 году вступили в силу новые поправки в законодательство о тахографах, которые предусматривают сокращения перечня доступных для установки приборов, и одновременно обязывают заменять старые.
В связи с этим следует разобраться, какой электронный тахограф будет нужно приобрести, чтобы исключить нарушение закона со стороны как водителя, так и его руководства.
Кроме того, желательно понимать, какой транспорт необходимо оборудовать учетными приборами, и какие размеры взыскания полагаются нарушителям.
На данный момент существует два вида приборов — аналоговые и цифровые, а дополнительно они разделяются на те, которые работают по системе Европы, так называемой ЕСТР и российские — с системой СКЗИ.
Для тех автомобилей, которые работают строго в пределах Российской Федерации, обязательным будет цифровой тахограф с установленным блоком криптографического шифрования СКЗИ.
В таком случае разрешен исключительно такой вариант, поскольку он соответствует требованиям закона. Но для того, чтобы выезжать за пределы страны, необходимо будет озаботиться наличием тахографа с ЕСТР.
Как правило, ставить одновременно СКЗИ и ЕСТР нельзя, да это и не потребуется, ведь при наличии допуска к международным перевозкам будет достаточно только европейского прибора.
Это будет неким ответом на вопрос, если есть ЕСТР тахограф, как обойти закон? Но если он стоит, а разрешения на иностранные перевозки нет, то это конечно будет нарушением.
Более того, на рынке есть и приборы, которые соответствуют старым нормативам, но при этом не соответствуют новым.
Их можно доработать, дополнительно установив блоки СКЗИ, после чего их эксплуатация будет вполне законной.
В нормативных актах четко прописано, кто должен установить тахографы на свои автомобили. Прежде всего нужно понимать, что обязательность требований касается только транспорта, работающего на коммерческой основе.
Таким образом, под это подпадают юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые предоставляют свой транспорт вышеуказанным лицам на основании договора аренды.
Это касается тех, кто выполняет работы на машинах по условиям подряда, но в итоге целью занятости является выгода, а разъяснение властей говорит о том, что при отсутствии прибыли технику ставить необязательно.
Основной документ, который нужно учитывать, принимая решение об оснащении ТС тахографом в 2020 году — это приказ МинТранса РФ № 339 от 15.10.2019.
Согласно этому приказу, принятому с учетом правительственного постановления № 382:
- Вносятся изменения в приказы МинТнранса №36 и №237, которые ранее регулировали оснащение ТС тахографом.
- Изменяются сроки оснащения контрольными приборами техники, принадлежащей частным лицам, а также транспортных средств, задействованных в коммерческих перевозках.
Нормативная база, касающаяся санкций за невыполнение требований приказа, нет изменилась. Статья 11.23 КоАП все так же предусматривает в качестве основного наказания штраф — без тахографа в 2020 году не стоит ездить, как и ранее. Проверять наличие прибора и выписывать штраф при отсутствии тахографа могут сотрудники ДПС и представители Ространснадзора.
Обязательная замена аналоговых тахографов с шайбой в 2021 и 2022 году
В 2020 году основной перечень ТС, которые нужно оснащать контрольными приборами, остался неизменным. В список попали категории N2/N3 (грузовики, весящие 3500 кг или более), а также М2/М3 (автобусы и микроавтобусы, предназначенные для транспортировки восьми или более пассажиров).
При этом крайние сроки оснащения контрольными устройствами транспортных средств теперь рассчитываются с учетом не только категории, но и экологического класса:
- До 1 ноября 2019 нужно было смонтировать бортовой тахограф на ТС категории М3 с не определённым экологическим классом.
- До 1 февраля — на М3 с классом от 0 до 3.
- До 1 мая — с классом 4 и более.
Для категории М2 ситуация иная:
- 1 августа 2020 — не определённый экологический класс.
- 1 ноября — класс 0-3.
- 1 февраля 2021 — класс 4 и выше.
Сроки установки для грузовиков категории N3
- До 1 марта — не определённый экологический класс.
- До 1 июня — класс 0-3.
- До 1 сентября — класс 4 и выше.
Владельцам техники категории N2 нужно уложиться в такие сроки:
- До 1 декабря нынешнего года — не определённый экологический класс.
- До 1 марта 2021 — класс 0-3.
- До 1 июня 2021 — класс 4 и выше.
Самая большая отсрочка предоставлена для оснащения тахографами пассажирских микроавтобусов категории М2, которые используются для перевозки многодетных семей. В этом случае крайний срок установлен 1 января 2022 года: чтобы не получить штраф, до этой даты на микроавтобус нужно обязательно поставить тахограф установленного образца.
Ранее нормативная база, действующая в РФ, предусматривала оснащение тахографами только тех транспортных средств, которые находились в собственности:
- Компаний, организаций или других юридических лиц.
- Индивидуальных предпринимателей.
С ноября 2019 года вступили в действия изменения в закон о безопасности дорожного движения. В частности, они затрагивали и вопрос оборудования техники тахографами. Согласно низменной версии закона, физическое лицо, эксплуатирующее грузовик массой более 3.5 т или автобус, под угрозой штрафа должно оснастить технику тахографом и использовать контрольных прибор для фиксации времени вождения и других параметров движения ТС.
Таким образом, начиная с 2020 года форма собственности не важна: тахографы ставятся в том числе и на грузовики/микроавтобусы/автобусы, находящиеся в личной собственности граждан.
Обязательный характер установки контрольных приборов не меняется в зависимости от назначения ТС. По закону даже в том случае, если все перевозки на грузовике или автобусе владелец выполняет в личных целях, контрольное устройство все равно устанавливается и используется для регистрации параметров движения.
Более того, водитель, как и при выполнении коммерческого рейса, должен соблюдать режим труда и отдыха — переработки наказываются штрафами.
Взымать штрафы за тахограф в 2020 году (а точнее — за его отсутствие, неисправность прибора или превышение времени вождения) будут согласно 11.23 КоАП. Суммы штрафов составят:
- Для юридического лица до 50 000 рублей.
- Для индивидуального предпринимателя — штраф до 25 тысяч.
- Для сотрудника предприятия, отвечающего за выпуск машины в рейс или ее оснащение контрольным прибором — штраф до 10 тыс.
- Физическое лицо могут оштрафовать на 3-5 тыс. рублей как за отсутствие тахографа, так и за нарушение требований по его эксплуатации.
Опыт прошлых лет показывает, что соблюдение нормативной базы контролируется достаточно строго. Отсрочки по оснащению ТС различных категорий бортовыми самописцами предоставляюсь неоднократно, но рассчитывать на то, что при проверке отсутствие установленной контрольной аппаратуры проигнорируют, не стоит. Чтобы в 2020 году избежать претензий со стороны Ростарнснадзора или ДПС, нужно заранее позаботиться о покупке и монтаже тахографа соответствующего образца, и оформить индивидуальную карту водителя для его эксплуатации.
- Нормативные документы.
- Актуальность материала.
- Кого касается закон о тахографах.
- Категории транспортных средств.
- График установки тахографов для юридических лиц и предпринимателей.
- Сроки установки тахографов на транспорт физических лиц.
- Исключения — кому не надо ставить тахограф.
- Ответы на популярные вопросы.