Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструктаж по чс с 2022 года как работодателю его организовать и провести». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В целях проведения с работниками инструктажа по ЧС в организации рекомендуется назначить ответственное лицо.
Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, руководителей занятий по ЧС, либо осуществлять инструктаж непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
Инструктаж по ЧС с 2021 года: как работодателю его организовать и провести
Инструктаж по ЧС проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд (работников).
Инструктаж по ЧС проходят:
- вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
- лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.
Инструктаж по ЧС проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица), далее ежегодно.
Информация о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц доводится под роспись лицу, ответственному за проведение инструктажа по ЧС, кадровым органом в срок не превышающий 7 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
Программу проведения инструктажа по ЧС работников организации и журнал учета прохождения инструктажа по ЧС целесообразно разрабатывать на основании соответственно примерной программы инструктажа по ЧС и типовой формы журнала учета проведения инструктажа по ЧС, а также утверждать у руководителя организации.
При разработке программы инструктажа по ЧС рекомендуется учитывать:
- особенности деятельности (опасные производственные факторы) и месторасположения (топо-, географические, административно-юридические) организации;
- положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов, регулирующих организацию и планирование мероприятий по защите от ЧС природного и техногенного характера.
В случае наличия в организации филиалов и представительств, удаленно расположенных от головного офиса, в целях проведения инструктажа по ЧС предлагается в каждом филиале и представительстве организации назначать в установленном порядке лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, производить регистрацию и ведение журнала учета проведения инструктажа по ЧС, либо организовать проведение инструктажа по ЧС в дистанционной форме.
Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов
При проведении инструктажа по ЧС в дистанционной форме предлагается:
- использовать аппаратно-программные средства, поддерживающие аудиовизуальную связь инструктора и инструктируемого лица в режиме реального времени с возможностью дистанционного ведения электронного журнала учета прохождения инструктажа по ЧС, либо обеспечить оформление акта, содержащего запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС с последующим направлением данного акта в головной офис организации в течение 20 календарных дней с даты проведения инструктажа;
- приказом (распоряжением) руководителя организации утвердить порядок проведения инструктажа по ЧС для удаленных филиалов и представительств, содержащий следующие сведения:
- ФИО, должность лица, ответственного за проведение инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
- программу проведения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
- журнал учета прохождения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
- данные об аппаратно-программных средствах, применяемых для проведения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства.
В журнал учета проведения инструктажа по ЧС, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС, содержащую:
- дату проведения инструктажа;
- ФИО, наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
- отметку о проверке усвоения информационного материала.
1.1. Инструктаж работников организаций по действиям в чрезвычайных ситуациях (далее — инструктаж по ЧС) проводится в организациях на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.2. Инструктаж по ЧС — это форма подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемая работодателем, направленная на ознакомление нанимаемых работников с информацией о наиболее вероятных опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) природного и техногенного характера, с учетом особенностей деятельности и месторасположения организации работодателя, а также основ защиты от этих опасностей, установленных в организации.
1.3. Инструктаж по ЧС проводится с целью доведения до работников организации:
прав и обязанностей работников в области защиты от ЧС природного и техногенного характера;
возможных опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера;
основных требований по выполнению мероприятий защиты от ЧС природного и техногенного характера;
способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера;
порядка действий по сигналам оповещения;
правил поведения и действий при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
информации об ответственности за нарушения требований в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.
1.4. Инструктаж по ЧС проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд (работников).
1.5. Инструктаж по ЧС проходят:
вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.
1.6. Инструктаж по ЧС проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица), далее ежегодно.
1.7 Информация о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц доводится под роспись лицу, ответственному за проведение инструктажа по ЧС, кадровым органом в срок не превышающий 7 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
2.1. В целях проведения с работниками инструктажа по ЧС в организации рекомендуется назначить ответственное лицо, разработать и утвердить программу проведения инструктажа по ЧС, а также форму журнала учета его прохождения.
2.2. Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, руководителей занятий по ЧС, либо осуществлять инструктаж непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.
2.3. Программу проведения инструктажа по ЧС работников организации и журнал учета прохождения инструктажа по ЧС целесообразно разрабатывать на основании соответственно Примерной программы инструктажа по ЧС (раздел 4 настоящего Порядка) и Типовой формы журнала учета проведения инструктажа по ЧС (приложение к настоящему Порядку), а также утверждать у руководителя организации.
2.4. При разработке программы инструктажа по ЧС рекомендуется учитывать:
особенности деятельности (опасные производственные факторы) и месторасположения (топо-, географические, административно-юридические) организации;
положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов, регулирующих организацию и планирование мероприятий по защите от ЧС природного и техногенного характера.
2.5. Количество часов, отводимое на проведение инструктажа по ЧС, определяется программой инструктажа по ЧС, утвержденной в организации.
2.6. В журнал учета проведения инструктажа по ЧС, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС, содержащую:
дату проведения инструктажа;
ФИО, наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
отметку о проверке усвоения информационного материала.
2.7. В случае наличия в организации филиалов и представительств, удаленно расположенных от головного офиса, в целях проведения инструктажа по ЧС предлагается в каждом филиале и представительстве организации назначать в установленном порядке лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, производить регистрацию и ведение журнала учета проведения инструктажа по ЧС, либо организовать проведение инструктажа по ЧС в дистанционной форме.
2.8. При проведении инструктажа по ЧС в дистанционной форме предлагается:
использовать аппаратно-программные средства, поддерживающие аудиовизуальную связь инструктора и инструктируемого лица в режиме реального времени, с возможностью дистанционного ведения электронного журнала учета прохождения инструктажа по ЧС, либо обеспечить оформление акта, содержащего запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС с последующим направлением данного акта в головной офис организации в течение 20 календарных дней с даты проведения инструктажа;
приказом (распоряжением) руководителя организации утвердить порядок проведения инструктажа по ЧС для удаленных филиалов и представительств, содержащий следующие сведения:
Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.
Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).
Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:
- стажировку на рабочем месте,
- обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
- обучение использованию средств индивидуальной защиты.
Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.
Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.
Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:
- первичными,
- повторными,
- внеплановыми.
По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.
В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.
Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.
- Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.
Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
- на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
- изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
- инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
- произошла авария или несчастный случай на производстве;
- у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
- по решению работодателя.
Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.
Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.
Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.
Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:
- Разработайте программу вводного инструктажа.
- Подготовьте журналы. Если много типографских журналов, внесите изменения в столбцах. Заранее приучайте себя полностью указывать дату рождения принятого работника, так же как и свои имя и отчество, или закажите для себя штамп.
- Подготовьте перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утвердите у руководителя.
- Определите порядок организации целевого инструктажа на рабочем месте, утвердите его в Положении о СУОТ.
Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.
Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.
С 01 января 2021 года у работодателей появилась новая обязанность – проведение инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях.
В сентябре 2020 года утверждено Положение о подготовке к ЧС. Данный документ действует с 01.01.2021г. и заканчивает свое действие 31.12.2026г.
Кто проходит подготовку?
Категории лиц, проходящих подготовку в области защиты от ЧС, перечислены в п.2 Положения о подготовке к ЧС. Всего таких категорий шесть. Нам важны следующие:
— руководители организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления;
— физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;
— учащиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профобразования и высшего образования;
— уполномоченные работники — работники органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, в чьи полномочия входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Что предусматривает подготовка?
Для каждой категории лиц, перечисленных в п. 2 Положения о подготовке к ЧС, имеются свои особенности инструктажа. Итак, согласно п. 4 указанного Положения:
— работники обязаны проходить инструктаж по действиям в ЧС не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца. Кроме того, они должны самостоятельно изучать порядок действий в чрезвычайных ситуациях, участвовать в учениях и тренировках;
— для учащихся в учебное время проводятся занятия по соответствующим программам учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
— руководители органов государственной власти самостоятельно изучают нормативные документы по вопросам организации и проведения мероприятий по защите от ЧС, принимают участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках;
— руководители органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, уполномоченные работники должны посещать занятия по соответствующим программам дополнительного профобразования не реже одного раза в пять лет, самостоятельно изучать нормативные документы, участвовать в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках. Руководители обучаются в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, уполномоченные работники — в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профпрограммам в области защиты от ЧС, находящихся в ведении МЧС, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, а также на курсах ГО муниципальных образований.
Если человек впервые назначен на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от ЧС, то в течение первого года работы он обязан получить дополнительное профобразование в области защиты от ЧС.
Преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» получают дополнительное профобразование по программам повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от ЧС, находящихся в ведении МЧС, Минобрнауки, Минпросвещения, других федеральных органов исполнительной власти, а также в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ.
Как проводить инструктаж?
Алгоритм проведения инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях схож с проведением инструктажа по гражданской обороне, прописанным в Положении по ГО.
Рекомендуется назначить лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС (приказом или распоряжением), разработать и утвердить программу вводного инструктажа, форму журнала учета его прохождения. Если в организации есть инструктор по ГО, то, как правило, он проводит и инструктаж по ЧС. Инструктаж может проводить также сам руководитель — при условии прохождения им соответствующей подготовки.
Как фиксировать результаты инструктажа?
Каждый инструктаж фиксируется в специальном журнале учета. Примерная типовая форма такого журнала приведена в приложении к Положению по ГО. В журнал вносится следующая информация: дата проведения инструктажа, фамилия, имя, отчество, должность инструктируемого лица, фамилия, имя, отчество, должность инструктирующего, подписи инструктирующего и инструктируемого, отметка о проверке знаний.
Форма журнала утверждается у руководителя. Страницы журнала нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью организации.
Документы:
1.Постановление Правительства РФ от 18.09.2020г. №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
2.Письмо МЧС России от 27.10.2020г. №ИВ-11-85 «О примерном Порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях»;
3. Примерные направления инструктажа;
4. Форма журнала.
Количество показов: 9674
Дата изменения: 22.01.2021 11:25:56
Возврат к списку
Пунктом 1 статьи 20 главы V Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпунктом «а» пункта 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1485, установлены требования по организации и проведению инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях.
В целях разъяснения указанных положений нормативных правовых актов настоящим письмом МЧС России доводит Примерный порядок реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях (далее — Порядок) (прилагается).
Представленный Порядок не содержит обязательных предписаний и доводится в рамках реализации МЧС России функции методического руководства при решении вопросов по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Рекомендуется совмещать вводный инструктаж по гражданской обороне с инструктажем по действиям в чрезвычайных ситуациях проводимом при приеме на работу.
Порядок может применяться организациями при осуществлении подготовки работающего населения.
Директор Департамента | О.Л. Мануйло |
1.1. Инструктаж работников организаций по действиям в чрезвычайных ситуациях (далее — инструктаж по ЧС) проводится в организациях на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.2. Инструктаж по ЧС — это форма подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемая работодателем, направленная на ознакомление нанимаемых работников с информацией о наиболее вероятных опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) природного и техногенного характера, с учетом особенностей деятельности и месторасположения организации работодателя, а также основ защиты от этих опасностей, установленных в организации.
1.3. Инструктаж по ЧС проводится с целью доведения до работников организации:
прав и обязанностей работников в области защиты от ЧС природного и техногенного характера;
возможных опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера;
основных требований по выполнению мероприятий защиты от ЧС природного и техногенного характера;
способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера;
порядка действий по сигналам оповещения;
правил поведения и действий при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
информации об ответственности за нарушения требований в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.
1.4. Инструктаж по ЧС проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд (работников).
1.5. Инструктаж по ЧС проходят:
вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.
1.6. Инструктаж по ЧС проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица), далее ежегодно.
1.7 Информация о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц доводится под роспись лицу, ответственному за проведение инструктажа по ЧС, кадровым органом в срок не превышающий 7 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
2.1. В целях проведения с работниками инструктажа по ЧС в организации рекомендуется назначить ответственное лицо, разработать и утвердить программу проведения инструктажа по ЧС, а также форму журнала учета его прохождения.
2.2. Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, руководителей занятий по ЧС, либо осуществлять инструктаж непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.
2.3. Программу проведения инструктажа по ЧС работников организации и журнал учета прохождения инструктажа по ЧС целесообразно разрабатывать на основании соответственно Примерной программы инструктажа по ЧС (раздел 4 настоящего Порядка) и Типовой формы журнала учета проведения инструктажа по ЧС (приложение к настоящему Порядку), а также утверждать у руководителя организации.
2.4. При разработке программы инструктажа по ЧС рекомендуется учитывать:
особенности деятельности (опасные производственные факторы) и месторасположения (топо-, географические, административно-юридические) организации;
положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов, регулирующих организацию и планирование мероприятий по защите от ЧС природного и техногенного характера.
2.5. Количество часов, отводимое на проведение инструктажа по ЧС, определяется программой инструктажа по ЧС, утвержденной в организации.
2.6. В журнал учета проведения инструктажа по ЧС, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС, содержащую:
дату проведения инструктажа;
ФИО, наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
отметку о проверке усвоения информационного материала.
2.7. В случае наличия в организации филиалов и представительств, удаленно расположенных от головного офиса, в целях проведения инструктажа по ЧС предлагается в каждом филиале и представительстве организации назначать в установленном порядке лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, производить регистрацию и ведение журнала учета проведения инструктажа по ЧС, либо организовать проведение инструктажа по ЧС в дистанционной форме.
2.8. При проведении инструктажа по ЧС в дистанционной форме предлагается:
использовать аппаратно-программные средства, поддерживающие аудиовизуальную связь инструктора и инструктируемого лица в режиме реального времени, с возможностью дистанционного ведения электронного журнала учета прохождения инструктажа по ЧС, либо обеспечить оформление акта, содержащего запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС с последующим направлением данного акта в головной офис организации в течение 20 календарных дней с даты проведения инструктажа;
приказом (распоряжением) руководителя организации утвердить порядок проведения инструктажа по ЧС для удаленных филиалов и представительств, содержащий следующие сведения:
ФИО, должность лица, ответственного за проведение инструктажа по ЧС работников удалённого филиала или представительства*(1);
программу проведения инструктажа по ЧС работников удалённого филиала или представительства;
журнал учета прохождения инструктажа по ЧС работников удалённого филиала или представительства;
данные об аппаратно-программных средствах, применяемых для проведения инструктажа по ЧС работников удалённого филиала или представительства.
Новые требования к инструктажу по ЧС
МЧС разработало примерный порядок инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях. Обозначены планируемые результаты инструктажа.
Организациям рекомендовано назначить ответственное лицо, разработать и утвердить программу инструктажа, а также форму журнала учета его прохождения. При составлении программы следует учитывать особенности деятельности, опасные производственные факторы и месторасположение юрлица.
С каждым годом у работодателей появляются все новые обязанности. С 01 января 2021 года они должны проводить инструктаж по чрезвычайным ситуациям в организации.
С 01 января 2021 года введен новый порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1485 утверждено новое положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Документ вступил в силу 01 января 2021 года и будет действовать до 31 декабря 2026 года.
В связи с этим утратило силу постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 года № 547, которым ранее определялся порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.
В новом положении значительно поменялись требования подготовки в области защиты от ЧС для работающего населения:
Стало (с 2021 года) |
Было (до 2021 года) |
|||||||||||||||
для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем: · инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы; · самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках. |
для работающего населения: Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной. Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне. Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:
К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью. МЧС разъясняет, как провести инструктаж по действиям при ЧСЗнания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:
ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО). Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью. Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций. С 2022 года в ТК РФ появилась новая глава № 34 «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда». Она малоинтересна руководителям компаний и предприятий. Разве, что заинтересует юристов. Суть главы 34 в том, чтобы определить полномочия в сфере охраны труда Правительства РФ, федеральных и региональных властей. Правительство РФ устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по охране труда. Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает:
Для работодателей обязательны к применению как правительственные документы, там и документы Минтруда РФ.
Еще одна обязанность установлена статье 216.2:
Новая статья 214.1 ТК РФ запрещает работу в опасных условиях труда. С марта 2022 года руководитель организации обязан приостановить работы на рабочих местах, которые по результатам спецоценки отнесены к опасному классу условий труда. После устранения опасностей на рабочих местах нужно проводить внеплановую спецоценку. Возобновить работу можно, если спецоценка подтвердит снижение класса опасных условий труда. Права работника в области охраны труда перечислены в статье 216 ТК РФ. Существенных изменений в сравнении с теми, которые были ранее – нет. В перечне прав работника приведены те же пункты, что и в обязанностях работодателя: все почти зеркально.
Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя. Статья, в которой перечислены обязанности работников, теперь имеет номер 215, ранее – №214. С 2022 года обязанностей у работников стало больше. Теперь работники обязаны правильно использовать выданное им оборудование и следить за его исправностью. Работник также отвечает за правильное применение технологии и использование материалов. Все обязанности работников по охране труда:
Работники, как и в предыдущих версиях ТК РФ, обязаны проходить обучение по охране труда и инструктаж. Работодатель обязан проверить знания работника до его допуска на рабочее место. В новой редакции ТК РФ введено больше градаций типов обучения. Теперь конкретизировано, что в программе обучения должны быть:
МЧС рекомендует: Как проводить вводный инструктаж по ГО и ЧС на предприятияхВ перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ. Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России. Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту. Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников. В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях. Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ. Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ). Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ. С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ). В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ). Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года. Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф). Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда. Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами. Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ. В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ). Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику. Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н. Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов. Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей. Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия. Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ). Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда. Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств. Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя). Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы. Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют. Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда. Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию. Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах. С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н. Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Что такое вводный инструктаж по ГО и ЧС?Вводный инструктаж работников организаций по гражданской обороне является формой подготовки работников на предприятии и организации. Эту подготовку осуществляет работодатель. Ознакомить нанимаемых работников с информацией о наиболее вероятных опасностях, которые могут возникнуть
Эти опасности учитывают особенности деятельности организации и ее месторасположения. Новые работники должны овладеть основами защиты от опасностей, которые установлены в данной организации. В вводный инструктаж должны входить следующие разделы:
Инструкция по действиям персонала и учащихся при возникновении ЧСИз-за угрозы распространения инфекции COVID-19 законодательство, устанавливающее наказание за нарушение эпидемиологических требований, заметно ужесточили. Теперь за невыполнение правил работы при коронавирусе на производстве, в соответствии с которыми обеспечивается ОТ в условиях пандемии, к нарушителям применяются следующие виды санкций.
В исключительных случаях к нарушителям применяются меры уголовной ответственности, предусмотренные статьей 236 УК РФ. Максимальный срок наказания по ней составляет до 7 лет лишения свободы. Несмотря на активность государственных органов, работодателям дается возможность самостоятельно определять, какие меры техники безопасности необходимо создать на предприятии для безопасности сотрудников от коронавируса в сложившейся ситуации. Этот подход обусловлен тем, что разные компании имеют свою специфику, параметры организации трудового процесса и прочие характеристики. Руководство компаний вправе самостоятельно составлять список необходимых мер по ОТ и технике безопасности в сложившейся ситуации с учетом рекомендаций уполномоченных органов и актуальных требований законодательства. В наиболее общем виде дополнительный блок мер в области охраны труда и техники безопасности, учитывающий параметры эпидемиологической обстановки,включает следующие шаги:
Перечисленные меры должны носить комплексный характер, то есть дополнять друг друга. Это достигается продуманной политикой компании с учетом параметров ее технологического процесса и наличия ресурсов для осуществления запланированных действий. График работы коллектива в новых условиях организовывают несколькими способами. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора перечень мер безопасности при коронавирусе на предприятии включает перевод всех или части сотрудников на удаленный режим. Такой подход становится целесообразным, поскольку сокращает возможности передачи вируса внутри коллектива. Кроме этого, он защищает сотрудников от риска заражения в связи со случайными контактами с носителями вируса в общественном транспорте, в столовых и других предприятиях общественного питания и проч. В случае наличия соответствующей возможности такой режим становится оптимальным. Однако на практике его введение сопряжено с существенными ограничениями. Для некоторых категорий компаний удаленный режим труда не подходит. Это касается таких предприятий как производственные компании, сервисные службы, работающие с гражданами, и проч. Такие предприятия продолжают работать в обычном режиме, но должны усилить меры техники безопасности внутри коллектива и внести изменения в ИОТ из-за коронавируса, чтобы обеспечить необходимый уровень профилактики заражения. Организациям, которые не в состоянии полностью перевести коллектив на режим удаленной работы ввиду производственных ограничений, рекомендуется проанализировать возможности частичного перехода к дистанционному выполнению работниками своих обязанностей. Например, они переводят на такой режим только часть рабочего коллектива или дают сотрудникам возможность работать из дома несколько дней в неделю. Организации, которые продолжают работать в обычном режиме, то есть не переводят сотрудников на удаленный график труда, согласно рекомендациям Роспотребнадзора должны обеспечить:
При этом работодателю необходимо не только за свой счет обеспечить закупку нужных материалов и ресурсов для выполнения работ по охране труда и технике безопасности, но и следить за наличием их необходимого запаса. Роспотребнадзор рекомендует при его формировании рассчитывать на период не менее 5 дней. При переводе сотрудников на работу в дистанционном режиме ответственность за выполнение таких мер возлагается на них самих. Похожие записи: |