Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы потребления электроэнергии на человека в 2022 в СПБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Когда у потребителя установлен электросчетчик, то вопросов о том, как начисляется плата, не возникает. Просто количество потраченных кВт час (согласно показаниям электросчетчика) следует умножить на тот тариф, который установлен в регионе. Полученный результат — это и будет та сумма, которую нужно внести в счет оплаты электроэнергии.
Сложнее определить, как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика. К подобным ситуациям относятся случаи, когда электросчетчик отсутствует, либо когда он есть, но:
- Сотрудников энергосбытовой компании не допускают к электросчетчику для проверки его целостности и снятия показаний;
- Показания за отчетный период не передавались энергосбытовой компании (в соответствии с установленной процедурой);
- Прибор неисправен (поломан либо истек срок поверки);
- В ходе поверки установлено, что прибор испорчен умышленно.
Каждый из вышеперечисленных случаев подробно описан в Правилах оказания коммунальных услуг (далее — Правила). Там же есть методика расчета платы за услуги электроснабжения без приборов учета.
Этот документ утвердило Правительство РФ своим постановлением №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Уже после вступления в действие этот документ претерпел много изменений и доработок.
В разрезе этих правил разберем подробно разные варианты оплаты электроэнергии без счетчика.
Нормативы потребления электроэнергии по СПб
Если по каким-то причинам ваш счетчик неисправен (истек срок поверки, прибор разбит в ходе ремонта, перестал работать по другим причинам либо просто украден) либо признан таковым в ходе осмотра представителем энергосбытовой компании, важно знать, как начисляется плата за свет в этом случае.
Согласно п.59 Правил первое, что определяется – это момент наступления события (с какого времени электросчетчик признается неисправным/утраченным).
Таким моментом может быть:
- дата обращения абонента в энергосбытовую компанию с заявлением о неисправности/краже прибора учета электричества;
- дата составления акта по поводу неисправности электросчетчика, который оформляется сотрудником энергосбытовой компании в ходе проверки;
- дата истечения межповерочного периода электросчетчика.
Если же нет возможности определить точную дату, то в качестве «точки отсчета» берется платежный период/месяц, в котором «событие» случилось.
С этого момента пользователь будет переведен на оплату за электричество по среднемесячному потреблению (рассчитывается исходя из последних 6-ти месяцев). При этом, по среднемесячному платежи будут начислять абоненту лишь 3 месяца, а затем он будет переведен на платежи по нормативу, что существенно дороже. Чтобы сократить затраты, следует устанавливать новый прибор учета электричества оперативно.
Конечно, приборами учета электричества стали оборудовать жилье очень давно (массово еще в советские времена), однако и по сей день можно встретить помещения, где таких счетчиков нет. Часто такое встречается в квартирах, переделанных из бывших общежитий и пр.
При отсутствии в квартире/доме электросчетчика, плата за электричество взимается по нормативу. Методика расписана в п.42 Правил. Здесь в учет берется З показателя, а именно:
- число лиц, которые постоянно/временно проживают в конкретном помещении;
- норматив потребления электричества (устанавливается отдельно для каждого региона страны органами местной власти);
- тариф на электричество, который применяется для конкретного типа потребителей.
Перемножая эти значения, получается та сумма, которая выставляется абоненту для оплаты.
Если рассматривать насколько такой платеж будет выгоден, следует учитывать количество официально зарегистрированных в квартире/доме лиц:
- если в квартире/доме проживает фактически людей больше, чем зарегистрировано, то оплачивать электричество по нормативу может быть выгоднее;
- если в квартире/доме лиц, проживающих фактически меньше, чем зарегистрировано официально, то оплачивать электроэнергию выгоднее по показаниям электросчетчика.
Для большей конкретики целесообразно найти решение тарифного органа (в регионе проживания), которым нормы потребления утверждены.
В последние годы российское правительство внедряет меры, направленные на 100%-ное обустройство жилых помещений приборами учета потребленного электричества. Чтобы дополнительно мотивировать потребителей переходить на оплату по электросчетчику, а не по нормативу, планируется постепенное их (нормативов) повышение. В зависимости от региона рост составит 10-20%. В дополнение к ставшему уже обычным росту тарифов на электроэнергию (как правило, 5-10% в год) разница становится более чем существенной.
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт‑Петербурга от 22.11.2021 № 133-р
Для населения, проживающего в частных домах и квартирах и оборудованных элементами учёта, рассчитать потреблённую электроэнергию за определённый период времени достаточно легко. Для этого нужно всего лишь посмотреть показания за текущий месяц, отнять от них показания за предыдущий месяц и умножить на действующий тариф. При этом нужно быть внимательным ведь учитываются только цифры, указанные до запятой. О том, как снять показания с электросчетчика, мы подробно рассказали в отдельной статье.
Если по счетчику потребление электроэнергии вычисляется и оплачивается без труда, то вот в случае когда его нет ситуация и формула подсчётов в корне меняется. Для частного дома или жилого помещения в многоквартирном доме существует норматив, который зависит от следующих факторов:
- количества комнат, при этом обязательно учитывается размер их по площади;
- наличия или же отсутствия электроплиты;
- количества жильцов, зарегистрированных на жилплощади.
1. Настоящее Положение регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
«потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей;
«домохозяйство» — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;
«тип жилого помещения» — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
«группа домохозяйства» — категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда;
«поставщик электрической энергии» — гарантирующий поставщик, энергосбытовая или энергоснабжающая организация, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии (мощности) населению и исполнителям коммунальных услуг по договорам энергоснабжения, а также приравненным к населению категориям потребителей;
«органы регистрационного учета» — территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере миграции. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 07.08.2017 N 944)
Понятия «жилое помещение», «специализированный жилой фонд», «нормативы потребления коммунальной услуги» и «исполнитель коммунальных услуг» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.
4. Информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме согласно приложению N 1 гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2, — не позднее 1 августа 2013 г.;
б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 4 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
5. Выбор населенных пунктов и адресов жилых помещений, данные в отношении которых принимаются для установления социальной нормы в соответствии с настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании предложений гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствующих населенных пунктах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
6. В случае если поставщик электрической энергии не является исполнителем коммунальных услуг в отобранных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения жилых помещениях, информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Положению, исполнителем коммунальных услуг по запросу поставщика электрической энергии:
а) в отношении субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 25 июля 2013 г.;
б) в отношении субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 5 месяцев до даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
7. Информацию, полученную от исполнителей коммунальных услуг, поставщик электрической энергии предоставляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с информацией в отношении жилых помещений, в которых предоставление коммунальных услуг по электроснабжению осуществляется поставщиком электрической энергии. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для установления социальной нормы вправе запросить копии документов, подтверждающих данные о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях, в том числе непосредственно у исполнителей коммунальных услуг.
8. Информация о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется органом (органами) местного самоуправления по форме согласно приложению N 3:
а) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 1 августа 2013 г.;
б) в уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — не позднее 3 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему потребителей на расчеты за коммунальную услугу электроснабжения (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.
9. Предоставление информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
22. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов не позднее 1 июня очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 10 августа 2013 г.
23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют исполнителям коммунальных услуг и поставщикам электрической энергии в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных, указанной в пункте 22 настоящего Положения, не позднее 1 июля очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 15 августа 2013 г.
Органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления в указанные в абзаце первом настоящего пункта сроки представляют сведения о потребителях, в отношении которых начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 14 — 142 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
Предоставление указанной информации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
24. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнители коммунальных услуг не менее чем за 2 месяца до начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы в субъекте Российской Федерации информируют население о порядке реализации их прав на применение социальной нормы при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, о необходимости своевременного проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.
25. Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
26. Установленная для домохозяйства в целях применения в определенном месяце социальная норма не подлежит перерасчету в зависимости от количества дней в этом календарном месяце.
Нормативы потребления коммунальных услуг
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Забайкальский край
2. Красноярский край
3. Владимирская область
4. Нижегородская область
5. Орловская область
6. Ростовская область
7. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
Приложение N 3
к Положению об установлении
и применении социальной нормы
потребления электрической
энергии (мощности)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.
Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки), по формуле 1:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению за расчетный период в жилом помещении определяется по формуле 1:
В соответствии с абзацем двадцать пятым пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2013, N 45, ст. 5797), с пунктом 62 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2019, N 11, ст. 1140), а также на основании подпункта 5.3.21.7 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2015, № 37, ст. 5153), приказываю:
1. Установить с 1 января 2022 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год, согласно приложениям N N 1, 2 к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель | М.А. Шаскольский |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 ноября 2021 г.
№ п/п | Наименование субъекта Российской Федерации | с 01.01.2022 по 30.06.2022 | с 01.07.2022 по 31.12.2022 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) | сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) | в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) | сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) | ||||||
Минимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | Максимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | Минимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | Максимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | Минимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | Максимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | Минимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | Максимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Забайкальский край | 335,0 | 336,0 | 438,0 | 439,0 | 349,0 | 353,0 | 439,0 | 461,0 |
2 | Красноярский край | 109,0 | 283,0 | 452,0 | 457,0 | 113,0 | 298,0 | 457,0 | 480,0 |
3 | Владимирская область | 485,0 | 494,0 | 580,0 | 591,0 | 510,0 | 519,0 | 591,0 | 621,0 |
4 | Нижегородская область | 397,0 | 398,0 | 692,0 | 697,0 | 412,0 | 418,0 | 697,0 | 732,0 |
5 | Орловская область | 414,0 | 420,0 | 564,0 | 580,0 | 436,0 | 441,0 | 564,0 | 609,0 |
6 | Ростовская область | 424,0 | 425,0 | 594,0 | 595,0 | 439,0 | 447,0 | 595,0 | 625,0 |
Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного — и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.
По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные семьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения родителей.
Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.
Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в абонентский отдел ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по месту жительства, куда необходимо предоставить документы, подтверждающие статус семьи.
С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле — понижающий — 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).
Как применять коэффициент сезонности? — Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.
Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч — это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в месяцы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.
№ п/п |
Месяц |
Величина коэффициента сезонности |
1 |
Январь |
1 |
2 |
Февраль |
0,9 |
3 |
Март |
0,9 |
4 |
Апрель |
0,9 |
5 |
Май |
1 |
6 |
Июнь |
1,1 |
7 |
Июль |
1,1 |
8 |
Август |
1,1 |
9 |
Сентябрь |
1 |
10 |
Октябрь |
1 |
11 |
Ноябрь |
1 |
12 |
Декабрь |
1 |
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614
- Стратегия социально-экономического развития
- Паспорт региона
- Районы и города
-
Знаменитые вятчане
- Знаменитые вятчане
- Почетные граждане
- Награды и премии Кировской области
- Герои Отечества
- О награждении государственными наградами
-
История и символика
- История
- Символика
- Культурное наследие
- Великорецкий крестный ход
-
Народные промыслы
- Народные промыслы Вятского края
- Дымковская игрушка
- Средства массовой информации
- Общественная палата
- Военные комиссариаты
Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию рассчитываются гарантирующим поставщиком по шести ценовым категориям (постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442):
Ценовая категория |
Требования к учету электроэнергии |
Вариант средневзвешенной нерегулируемой цены на оптовом рынке электроэнергии |
Вариант тарифа на услуги по передаче электроэнергии По правилам розничного рынка, энергосбытовые компании имеют право продавать электрическую энергию по свободным договорным ценам. Для энергосбытовых организаций не установлен предел для расчета нерегулируемой цены электроэнергии, не регулируется сбытовая надбавка. Соответственно, энергосбытовые компании могут самостоятельно рассчитывать стоимость и имеют возможность предложить более выгодные условия для своих клиентов. По состоянию на 2021 год Энергомарт работает в 46 регионах РФ. Среди них: Москва и Московская область, Екатеринбург и Свердловская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижний Новгород и Нижегородская область, Саранск и Республика Мордовия, Иваново и Ивановская область, Тула и Тульская область, Казань и Республика Татарстан, Вологда и Вологодская область, Краснодар и Краснодарский край. Тарифные «коридоры» на электроэнергию для населения на 2022 год рассчитала Федеральная антимонопольная служба. Проектом приказа ведомства предусмотрено установление минимальных и максимальных уровней, которые должны будут учитываться региональными властями при определении конкретных тарифов на следующий год. Важно! Тариф за свет для каждого региона может вырасти максимум либо на 5% (рост тарифов на электроэнергию, предусмотренный прогнозом социально-экономического развития РФ), либо до уровня предельного индекса подорожания коммунальных услуг (он устанавливается правительством для каждого региона в конце предыдущего года), если он выше 5%. Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услугВ ряде регионов применяются разные тарифы при оплате электроэнергии в пределах социальной нормы потребления и сверх нее. К примеру, в Красноярском крае социальные тарифы могут колебаться от 1,13 до 2,98 рубля, потребление электричества сверх того — от 4,57 до 4,80 рубля за киловатт. Дифференцированные тарифы применяются также в таких регионах:
Как правило, предварительные расчетные данные по будущим тарифам почти всегда соответствуют действительности. Поэтому на основе этих данных можно оценить, насколько повысятся тарифы ЖКХ в 2022 году. Средний рост тарифов по всем услугам составит 3.5%, из них:
На перечисленные виды тарифов распространяются предельные индексы роста. Их утверждает Правительство РФ на каждый календарный год. На 2022 год это индекс пока не утвержден. В 2021 году для Санкт-Петербурга индекс составлял 3.5%. Размер взносов за капитальный ремонт не подпадает под предельный индекс. Поэтому их рост может быть больше, чем показатель индекса. О расчетных данных по тарифам на капремонт 2022 года пока не сообщалось. Все расчеты по тарифам, представленные для рассмотрения бюджета Санкт-Петербурга, были сделаны исходя из потребления коммунальных услуг в условной семье из трех человек, на каждого из которых приходится 25 кв. м. общей площади. Рост тарифов на электричество запланирован на 5.1% по сравнению с 2021 годом. Для квартиры с электроплитами в расчетах указаны следующие данные:
Естественно, общая сумма в платежке рассчитывается за фактически потребленное электричество. Но для предварительного расчета уже сейчас можно использовать заявленный тариф в 3.92 руб. за 1 кВт/ч. В квартирах без электроплит (с газом) тариф за электричество составит 5.23 руб. за 1 кВт/ч (в 2021 году — 4.98 руб.). С учетом норматива потребления (48 кВт/ч на человека), размер ежемесячного платежа за электричество составит 251.04 руб. Горячая вода и отопление подорожают на 3.6%. Тариф на эти коммунальные услуги в 2022 году составит:
Расчеты платы за горячую воду может осуществляться по нормативам или по показателям приборов учета. За отопление плата рассчитывается по общей площади квартиры. Холодная вода и водоотведение подорожают на 1.7%. Размеры тарифов на эти коммунальные услуги составят:
Расчет сумму в квитанция также может осуществляться по приборам учета или по нормативам. Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2021 году эти нормативы по-прежнему действуют.
Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.
Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета. По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии. Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность. Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу. Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен. Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика. Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека. В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив. Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии. 130*4,03=523,9 руб. Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы. Но на средний расход влияет множество факторов.
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия. Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками. Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже. О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах. Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое. Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:
Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета. Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам. Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов. Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула: S = K × N × T, где
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению. Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:
Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации. Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь). Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2021 году упразднять не будут. Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:
Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты. Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго. Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья. Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления. При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон. Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии. То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом. Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч. Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям. Сейчас норма расхода электричества определяется каждым регионом самостоятельно. Этот показатель ранее был введен только в некоторых регионах РФ. Сейчас он используется по всей территории России. Так, например в Москве норма потребления электричества на человека в месяц, при условии использования газовой плиты, равна 80 кВт.ч., Санкт-Петербурге — 78 кВт.ч., в Пермском крае — 50 кВт.ч., в Нижегородской области — 50 кВт.ч. Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Стоит обратить внимание: установленные параметры меньше социальной нормы. Это делается для того, чтобы россияне имели мотивацию экономить свет. В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами. Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно. Важно: жители многоквартирных домов оплачивают не только личное пользование электричеством, но и общедомовые нужды. Эта плата обязательна для всех абонентов и не зависит от того, есть в квартире счетчик или нет. Размер оплаты будет зависеть от занимаемой площади. Расчет суммы оплаты за энергопотребление выполняется по формуле: V = Vг/12*Р, где
Люди, проживающие в частных домовладениях, оплачивают свет по другому тарифу. Это касается тех строений, где нет приборов учета. Размер оплаты для них будет зависеть от того, сколько человек зарегистрировано в этом помещении. Норма потребления для таких домохозяйств регионами принимается отдельно, она несколько выше. Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Похожие записи: |