Бытие права в позитивистской концепции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бытие права в позитивистской концепции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под «законом» здесь имеется в виду все действующее (позитивное) право. В дальнейшем такое понимание права было взято на вооружение представителями различных направлений легизма.

Несправедливое право и закон в конечном итоге имеют следствием их неприятие обществом, что ведет к их изменению в той или иной мере и степени интенсивности.

Реферат: Позитивистская школа права

Платон указывает перстом вверх, а Аристотель — вниз. «Жесты эти символичны. Платон призывает к созерцанию идей, к спекулятивному философствованию. Аристотелю больше по душе ученая строгость. Аристотель — эмпирик, если можно сказать так о философе. Он систематик и формальный логик, опирающийся на опыт» [1, с. 3].

Китайская политика IV и III вв. до н.э. была отмечена тенден­цией к консолидации центральной власти путем присоединения мелких государств к более крупным, сокращения власти поме­щиков над крестьянами, осуществления власти непосредственно представителями центрального правительства и централизации налоговых сборов. Такая политическая практика породила тео­рию легизма.

В результате появились отдельные трактаты, посвященные дхарме, артхе и каме. Артха рассматривается не только как экономическая сила, но также как политический фактор. Ее наиболее законченное изложение дано в трактате Каутильи «Артхашастра». Он был министром императора Чандрагупты в IV в. до н.э.

Свой особенный авторитет оно имело и потому, что средневековая Германия переняла многие культурные и цивилизационные черты у Римской империи, — длительное время даже названием государства у германцев было “Священная Римская империя”. Дигесты Юстиниана, кодификации римского права имели непосредственное значение как действующие законы.

Позитивистская концепция происхождения права

В соответствии с таким подходом после принятия ООП Всеобщей декларации нрав человека в 1948 г. перечень фундаментальных прав, которые перечислены в этом документе, был включен в большинство конституций стран мира. Не совсем понятно, почему, используя критерий конвенционализма об истинности знания, юридическое сообщество относит эти принципы и нормы к прирожденным правам человека.

Лишь начиная с XVII века религиозные догмы в Европе стали отделяться от светского права, в результате чего право и закон постепенно лишились сакрально-религиозного подтекста, не утратив, однако, основную связь с моралью. Особенную важность имели и имеют религиозные нормы и право в исламе. Текст Корана и сейчас является главным источником исламского права арабских государств.

В англосаксонских странах правовые нормы создаются также судами или соблюдаются большинством в силу обычая.

А.С. Мордовец определяет права человека как гарантированные демократическим обществом возможности для каждого индивида, его сообщностей на достойный уровень жизни, эффективную социальную систему охраны и защиты от произвола государства в соответствии с установленными международными и национальными стандартами и процедурами [13, с.32].

Эмпирико-позитивистская концепция права

Чисто эмпирическое учение о праве — это голова (подобно деревянной голове в басне Федра), которая может быть прекрасна, но, увы, не имеет мозга» [3, с. 138-139].

В данной лекции будут рассмотрены три основных направления позитивистского правопонимания: нормологическое (нормативное), легистское и чистое учение о праве в интерпретации Кельзена.

Кельзен) [6] или от некоего фактического «последнего правила» – «высшего правила признания» (Г. Харт) [7].

Другие ученые полагают, что принуждение не является отличительным признаком позитивного права, что в той или иной форме принуждение характерно для религии, морали, политики, экономики. Данный спор давно приобрел уже сугубо схоластический характер, так как разные авторы по–разному понимают сам термин «принуждение».

Началом отхода от позитивизма стал период поздней перестройки, то есть конец 80 -х годов прошлого столетия, когда стал допускаться синтез религиозных и моральных предписаний, итога человеческого опыта, подвергшегося интеллектуальной обработке [7, с.52].

С этой точки зрения он объявлял вечными и незыблемыми феодальную иерархию, неравенство, подчинение «низших» «высшим». «Если человеческий закон, — утверждал Фома Аквинский, — не согласен с божественными установлениями, то он не должен исполняться».

Право, по его оценке, – это «произведение государства», а государственная власть характеризуется им как «тот начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права» [5].

С этой точки зрения он объявлял вечными и незыблемыми феодальную иерархию, неравенство, подчинение «низших» «высшим». «Если человеческий закон, — утверждал Фома Аквинский, — не согласен с божественными установлениями, то он не должен исполняться».

Право, по его оценке, – это «произведение государства», а государственная власть характеризуется им как «тот начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права» [5].

Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О.

Для того чтобы поддер­живать порядок, король должен быть всегда готов использо­вать свою силу, поскольку нет лучшего способа подчинения человека, чем сила, символизируемая королевским скипет­ром. Король без скипетра — это источник страха для людей; король, который излишне мягок в использовании скипетра, бывает презираем; а король, который справедлив в примене­нии силы скипетра, достоин уважения.

Правильное употребление власти скипетра несет людям безопасность и благосостояние, если оно основано на дисциплине. Дисцип­лина бывает как врожденная, так и приобретенная, посколь­ку обучение приобщает к дисциплине только тех, кто пред­расположен к ней.

Конт, — основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума, по существу заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в собственном смысле слова — простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

Я хочу рассмотреть особенности юридико-позитивистской теории, особенности определений понятия “право” юристами-позитивистами.

Иными словами, организация и структура жизни общностей людей рассматривалась как производное от правомочий человека, причем человека как некой абстракции, а не реального живого существа, имеющего и биологические, и социальные, и психические составляющие, находящиеся в единстве, что объективно предполагает возникновение в нем реальных противоречий.

К данному материалу относятся разделы:

Вместе с тем периодически научная мысль обращается к естественному праву. Как правило, причиной этого являются социальные катаклизмы, связанные с определенной неуверенностью людей в завтрашнем дне, или растерянность после таких катастроф. Со времен античности право является важнейшим элементом общественного и государственного устройства. Глубочайший след оставило римское право, которое считается фундаментом европейской правовой традиции и культуры. Основные концепции права, представления о природе основных правовых дефиниций берут начало в римском праве, в его систематизациях и кодификациях.

Таким образом, понятие «нормативность» шире понятия «норма». Нормативность – это более всеобъемлющий по сравнению с юридической нормой способ упорядочения общественных отношений. Свойство нормативности указывает на такое качество позитивного права, как регулирование общественных отношений, создание особого порядка в обществе и государстве, который называют правовым.

Эта позиция может быть выражена формулой: «право есть установление, приказ государства». Государство предшествует праву исторически и логически, право есть функция государства, и потому оно немыслимо без государства и до государства». Данную концепцию, возникшей вслед за естественно-правовым учением, склонны расценивать как противоположность теории естественно-правового происхождения права.

Естественно-правовая и позитивистская концепция прав человека

Под «естественным порядком» они понимали агрегат единиц, в котором каждый отстаивает свои эгоистические интересы (Протагор); противопоставляли справедливое «по природе» справедливому «по закону». Они находили, что закон — тиран для людей, противоречащий человеческой природе (Горгий). Некоторые софисты приходили к радикальным выводам о равенстве всех людей.

Основателем и главным теоретиком легизма считают Шан Яна. Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь.

Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта, А.Н. Радищева и др., и сохраняет свою актуальность поныне. Естественное право в качестве концепции международного права использовалось голландским юристом 16-17 вв. Гуго Гроцием.

Для легизма и в целом «юридического позитивизма» весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей.

Естественно-правовая концепция прав человека

Идеи мыслителей античности получили дальнейшее развитие в европейской философии Просвещения. Так, английский философ Дж. Локк трактовал идею господства права как государство, где верховенствует естественное право, признаются неотчуждаемыми естественные права и свободы индивида. Главной ценностью человеческого существования Дж.

Одной из первых позитивистских теорий права в истории человечества считают легизм, появившийся в Китае в 4—3 столетии до нашей эры в качестве оппозиции конфуцианству. Легисты рассматривали право как саморегулирующуюся систему, которая не может быть отдана на откуп судьям, а должна функционировать как машина.

Здесь права человека взаимосвязаны не только с конституцией и законами государства, но и международными стандартами. Азербайджанский ученый-международник А.

Эмпирико-позитивистский подход признает только положительно данное и отвергает не только критику от имени справедливости, но и вообще любую нормативную критику, выходящую за пределы нормативной силы фактического. С позитивистской точки зрения дискурс справедливости подразумевается сам собой.

В Древней Индии позитивистской была доктрина Каутильи — министра императора Чандрагупты. В трактате «Артхашастра» он предлагает свое понимание проблем государственного управления и роли в нем законов.

Позитивизм и естественное право (философия права*) — наиболее влиятельные направления правовой мысли, имеющие своих выдающихся представителей как в истории политико-правовых учений, так и в современном правоведении. Для юридической науки они означают приблизительно то же, что для философии «линия Платона» и «линия Аристотеля». То есть речь идет прежде всего о разных гносеологических установках.

Однако если сводить сущность человека только к его биологическому компоненту, зачем тогда человеку сообщество людей? Ранее уже отмечалось, что в структуре человека есть и биологическое, и социальное, и психическое, но сущность человека — это его социальное, которое, конечно, не может существовать вне биологического. Тогда может ли биологическое существовать в человеке вне социального?

В своей работе я попытался рассмотреть такую тему, как позитивизм. Мне кажется, что эта очень важная тема. А важна эта тема тем, что юридический позитивизм — один из популярнейших видов познания права.

В четырехтомной «Системе позитивной политики» (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней «состояния человеческих умов» — теологического, метафизического и позитивного (научного). Идея свободы как прирожденного естественного права человека и права в целом как результат добровольного согласия определяет понимание государства как объединения множества людей, подчиненного общим правовым законам. В учении И. Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *