Изменения в УК РБ 2022 году последние изменения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в УК РБ 2022 году последние изменения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если налоговая уследит, что расходы физлица больше его официальных доходов, то с суммы этого превышения с 1 января 2022 года нужно будет заплатить 20% подоходного налога. Что понимается под этим превышением?

  • Вся зарплата в «конвертах», полученная с 1 января 2022 года.
  • Если после новой камеральной проверки сумма доходов оказалась меньше расходов.
  • Если игорный бизнес зарегистрировал в СККС (специальная компьютерная кассовая система) доход от выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которое фактическую выплату не получало.

К слову, камеральную проверку соответствия доходов и расходов физлица можно будет проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Если будут сведения, что вы тратите больше, чем зарабатываете, у вас могут спросить, откуда деньги. Не смогли подтвердить доход — принимайте проверку.

По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.

«По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».

Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).

  • Официальный Сайт Президента Республики Беларусь
  • Официальный сайт Витебского облисполкома
  • Каталог ресурсов государственных органов
  • Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
  • Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
  • Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
  • Информация о либерализации экономической деятельности
  • БРСМ в Витебске
  • Витебское областное управление МЧС РБ
  • Национальное агентство по туризму
  • Фонд ”Витебскоблимущество“
  • Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  • Коммунальное унитарное производственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство»
  • Совет Республики
  • Министерство по налогам и сборам
  • ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
  • РУП «Национальный центр электронных услуг»
  • Проверка контрагентов

«Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь»

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2009, N 52, ст. 6453; 2011, N 1, ст. 10; N 50, ст. 7362; 2012, N 53, ст. 7631; 2013, N 27, ст. 3442; N 30, ст. 4078; 2014, N 48, ст. 6651; 2015, N 27, ст. 3983; 2018, N 27, ст. 3939, 3940) следующие изменения:

1) статью 222 изложить в следующей редакции:

«Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов

1. Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

2. Незаконный сбыт огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов к нему (за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

5. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев либо без такового.

6. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное организованной группой, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо без такового.

7. Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему, газового оружия (за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами), пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, холодного оружия либо метательного оружия —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Примечания. 1. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статьях 2221, 2222, 223 и 2231 настоящего Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий по их обнаружению и изъятию.

2. Для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

  • Требуется Главный ветеринарный врач
  • Продам стол-книгу
  • Вакансия: Продавец-консультант
  • Теплицы Агро 4,6,8м длинной . Большой выбор.
  • Требуется Слесарь-сантехник
  • Работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Случчины поздравили с профессиональным праздником
  • Больше месяца ищут 34-летнего Андрея Хаменю из Маглышей Слуцкого района
  • Сельхозорганизации Случчины оказывают помощь райбольнице
  • Михайловский кафедральный собор объявляет сбор помощи беженцам
  • Фура под Слуцком ночью насмерть сбила водителя «Опеля»
  • Мигранты на границе с Польшей заявили о желании остаться в Беларуси
  • Жителя Слуцка задержали за «призыв к терроризму»
  • На пожаре в Слуцком районе погиб мужчина

Основание: статья 1 пункт 157 Законопроекта

157. Статью 329 изложить в следующей редакции:

«1. Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

  • шесть (6) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено подпунктом 1.2 настоящего пункта;
  • шестнадцать (16) процентов:

для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 настоящего Кодекса;

для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.

Отчетность по УСН будет квартальная (статья 1 пункт 158 Законопроекта), т.к. плательщики УСН не будут являться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (плательщиками ввозного НДС и НДС при приобретении объектов у иностранных организаций как обычно, являются все). Основание: статья 1 пункт 154 Законопроекта.

154. В статье 326:

подпункт 1.1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1.1.2. налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;»;

пункты 3 и 4 исключить;

из пункта 6 слова «пунктов 3 и 4 настоящей статьи,» исключить.

примечание: подпункт 1.1.2 добавляет НДС по оборотам в перечень налогов, которые заменяет УСН. Т.е. формулировкой, что УСН заменяет уплату НДС по реализации исключается сам по себе НДС по реализации, как налог, применяемый одновременно с УСН (ввозной и по приобретению объектов у иностранных лиц платим!)

Проект НК-2022: что изменится в налоговой системе в ближайший год

  • Прогноз цен на бухгалтерские услуги 23.11.2021
  • Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
  • Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
  • Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
  • О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
  • Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
  • Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021
  • Внимание: минимальная зарплата с 01.09.2021 проиндексирована с 400 до 417,86 руб. 12.10.2021
  • Минский столичный союз предпринимателей по поводу изменений в НК РБ 09.10.2021
  • Сроки применения КСА продлены с условием 07.10.2021

Если после официального предупреждения осужденный совершил еще одно нарушение, инспектор это фиксирует, задерживает осужденного, подшивает документы о нарушениях и передает материалы следователям, объясняет юрист. Следственный комитет после проверки возбуждает уголовное дело по статье 415 УК.
«То есть само по себе нарушение правил, установленных для отбытия ограничения свободы, признавалось отдельным преступлением. Ввиду того, что единственным возможным наказанием в рамках статьи 415 УК было лишение свободы, практически во всех случаях в отношении осужденного в течение трех суток избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу. В дальнейшем проводилось следствие, дело передавалось прокурору для направления в суд. В суде при правильном оформлении всех первоначальных документов гражданина почти наверняка осуждали к лишению свободы, но с соблюдением всего обычного порядка судебного заседания — судебное следствие, судебные прения, последнее слово обвиняемого и так далее», — поясняет юрист.
Пример на практике4 июня суд Круглянского района приговорил могилевского активиста Владимира Цурпанова к 2 годам колонии по обвинению в уклонении от ограничения свободы. По версии следствия, Цурпанову выписали несколько взысканий за то, что он лежал и сидел на кровати в неразрешенное время, а сама кровать не была застелена по правилам. Кроме этого, он отказался трудоустроиться на предприятие, куда его отправила администрация спецкомендатуры.
Сначала на активиста накладывали взыскания, а потом завели уголовное дело по статье 415 УК. Цурпанов не признал себя виновным и назвал инкриминируемую ему статью «рудиментом гулаговской системы наказания», которая должна быть отменена.

Конфискация имущества исключена из перечня дополнительных наказаний.


Справочно.
Ранее конфискация имущества могла применяться в отношении лиц, совершивших такие экономические преступления, как:

  • Изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 221 УК);
  • Изготовление либо сбыт поддельных платежных средств (ст. 222 УК);
  • Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) камнями (ст. 223 УК);
  • Незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями (ст. 226-2 УК);
  • Контрабанда (ст. 228 УК);
  • Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля (ст. 229 УК);
  • Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК);
  • Незаконная предпринимательская деятельность (ст. 233 УК);
  • Лжепредпринимательство (ст. 234 УК);
  • Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем (ст. 235 УК);
  • Установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК).

  • При этом для лиц, совершивших преступления против порядка осуществления экономической деятельности, конфискация заменяется штрафом.

    Согласно ч. 2 ст. 50 УК штраф устанавливается в размере от 300 до 5 000 базовых величин.

    Кроме того, наряду с уголовной ответственностью, к таким лицам может применяться специальная конфискация.

    Определение специальной конфискации закреплено в ст. 46-1 УК — это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства:

    • имущества, добытого преступным путем или приобретенного на средства, добытые преступным путем;

    • дохода, полученного от использования этого имущества, а также предметов преступления, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу;

    • орудий и средств совершения преступления, принадлежащих лицу, совершившему преступление;

    • вещей, изъятых из оборота.

    В этом состоит основное отличие специальной конфискации от конфискации (ранее ст. 61 УК) — последняя предполагала безвозмездное изъятие всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

    Декриминализация коснулась таких деяний, как:

    1. Сделка с драгоценными металлами и (или) камнями, совершенная в нарушение установленных правил (ч. 1 ст. 223 УК),

    2. Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 224 УК),

    3. Незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такие сведения или информация известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и повлекшие причинение ущерба в крупном размере (ч. 1 ст. 226-1 УК),

    4. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 232 УК),

    5. Осуществление предпринимательской деятельности, запрещенной в соответствии с законодательными актами либо без государственной регистрации (ч. 1 ст. 233 УК),

    6. Лжепредпринимательство (ст. 234 УК),

    7. Нарушение антимонопольного законодательства (ст. 244 УК),

    8. Дискредитация деловой репутации конкурента (ст. 249 УК),

    9. Умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 226-1 и 254 УК, лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере (ч. 1 ст. 255 УК).

    Лица, осужденные по указанным выше статьям УК, освобождаются от наказания (основного и дополнительного), а также применения иных мер уголовной ответственности (ст. 6 Закона № 171-З).

    • Правоприменительная практика и проблемные вопросы законотворчества в области правоотношений, связанных с возмещением, вреда, причинённого источником повышенной опасности 16.11.2021
    • Персональные данные усложнят жизнь работодателям 12.11.2021
    • Участие адвоката во встрече с трудовым коллективом ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» 25.10.2021
    • Состоялось очередное заседание совета Брестской областной коллегии адвокатов 22.10.2021

    Законом внесены дополнения в ст.49-52, 55 УК (общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы), которыми устанавливается упрощенный порядок назначения наказания осужденному, злостно уклоняющемуся от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Одновременно декриминализованы соответствующие ст.415-419 УК, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от отбывания указанных видов наказаний.

    Если осужденный злостно уклоняется от отбывания названных видов наказаний, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить наказание более жестким (как правило, арестом или ограничением свободы) из расчета один день назначаемого наказания за определенное количество дней (часов) первоначально назначенного наказания.

    Этот подход обусловлен тем, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление, отметила Наталья Филиппова.

    Привлечение же человека к уголовной ответственности за уклонение от наказания ставит под сомнение принцип уголовного права, согласно которому не должно быть двух взысканий за одну провинность. Помимо этого, привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уже назначенного наказания еще более усугубляет положение осужденного, порождает дополнительную судимость, а в отдельных случаях и более строгий вид рецидива.

    Уголовный кодекс Республики Беларусь

    Итак, за деяния применяться будет не УК, а КоАП :

    — обман потребителей (ст. 257);

    — нарушение правил охраны недр (ч. 1 ст. 271);

    — нарушение правил радиационного контроля (ст. 326);

    — незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла (ст. 385);

    — самовольное занятие земельного участка (ст. 386).

    — оскорбление.

    Защита интересов общества от таких правонарушений будет обеспечена в рамках административной ответственности.

    Когда наступит все же уголовная ответственность при требовании потерпевшего:

    — при наличии особо крупного размера ущерба, а именной незаконный выпуск ценных бумаг (ст. 226),

    — за ложное банкротство (ст. 238) – при крупном размере ущерба.

    – уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 242),

    — принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246),

    — нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ч. 1 ст. 321).

    — за распространение порнографии при вышеуказанных обстоятельствах будет наступать только при повторном совершении такого деяния в течение года после привлечения к административной ответственности.

    И водителей коснулось:

    ответственность за преступления увеличивается с 5-ти до 8 лет. Это срок на который можно лишиться водительских прав за управление автомобилем в состоянии опьянения, в том числе повлекшее смерть человека либо тяжкое телесное повреждение (ст. 51 УК) с 5-ти лет на целых 8.

    — увеличивается срок лишения свободы за управление маломерным судном (ч. 4 ст. 316 УК) или автомобилем (ч. 4 ст. 317 УК) в состоянии опьянения, повлекшее смерть либо тяжкое телесное повреждение. Срок увеличин до 8 лет.

    Уголорвный процесс в Беларуси с 1 марта 2021 года приобретет более детальный принцип ведения дел. Так,

    — вместо заключения под стражу, можможно применение ряда запретов, например, в общении, использовании средств связи.

    — мера пресечения под стражу, только в случаях, котда обстоятельства не имеет место применения другого способа (ст.126 Уголовно-процессуального кодекса).

    — залог, согласно этому варианту по ст. 124 УПК. В этом случае минимальные пороги размера залога зависят от категории преступления.

    Обзор изменений в УК и УПК в 2020 году

    Сейчас наказание за ДТП, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее смерть либо тяжкое телесное повреждение человека, составляет до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела) и до 5 лет лишения водительских прав. В новой редакции УК «вилка» наказания будет составлять от 3 до 8 лет лишения свободы, а запрет на управление авто может также растянуться до 8 лет. Эти нормы вступят в силу через три месяца после официального опубликования закона.

    Обновленные статьи 90-91 УК РБ дают осужденным за коррупционные преступления лицам право на условно-досрочное освобождение и замену неотбытой части наказания более мягким. Но это право будет лишь у тех лиц, кто на момент совершения преступления не состоял на государственной службе. Чиновники и госслужащие, осужденные за коррупционные преступления, на УДО или замену наказания рассчитывать не смогут.

    К тому же, некоторые коррупционные статьи (ч. 1 ст. 430, ч. 1 и 2 ст. 431, ст. 432, ст. 433 УК), помимо наказания в виде лишения свободы, теперь дополнены и штрафом. Но его размер не оговаривается. Данные нормы вступили в силу уже с 13 января.

    А вот в обновленной статье 88-1 теперь четко прописан размер компенсации, при уплате которой обвиняемый будет освобожден от уголовной ответственности в связи с добровольными возмещением причиненного ущерба. По экономическим преступлениям придется возместить 100% причиненного ущерба, по должностным – 200%. Эти нормы вступят в силу в апреле нынешнего года.

    Из новой версии Уголовного кодекса исключена статья 189 «Оскорбление», но ст. 188 «Клевета» осталась. Ужесточено наказание за хулиганство, совершенное группой лиц (ч. 2 ст. 339 УК): по ней нижняя планка поднята с года до трех лет лишения свободы. Изменена формулировка статьи 369-2 УК, связанная с получением иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства. Здесь слово «получение» заменили на «использование», поэтому теперь именно использование иностранных средств для террористической и иной запрещенной деятельности в Беларуси будет караться уголовным преследованием. Поправка вступает в силу с 1 марта нынешнего года.

    Изменения коснулись также ст. 118 (освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности), ст. 222 (незаконный оборот средств платежа и/или инструментов), ст. 271 (нарушение правил охраны недр), ст. 304 (нарушение правил пожарной безопасности) и еще нескольких статей УК РБ

    Это изменение касается уже Уголовно-процессуального кодекса, который дополняется новой статьей 123-1. В соответствии с ней на любом этапе уголовного производства обвиняемому могут запретить:

    • находиться в определенных местах, ближе установленного расстояния до определенных объектов, а также посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
    • находиться в одном помещении с потерпевшим, распоряжаться совместной собственностью (по преступлениям против членов семьи);
    • общаться с определенными людьми;
    • отправлять и получать почту;
    • пользоваться связью, интернетом;
    • управлять автомобилем (по преступлениям в связи с нарушением ПДД).

    Количество запретов, которые можно применять одномоментно, не ограничено. В том числе, любой из запретов может быть совмещен, например, с домашним арестом.

    Важное дополнение вносится и в ст. 126 УПК, которая регулирует применение заключения под стражу. Теперь оно может быть назначено при условии, что «цели уголовного преследования не могут быть достигнуты применением более мягкой меры пресечения».

    Изменения в законодательстве об уголовной ответственности

    Существенные изменения внесли в УК в связи с «борьбой с экстремизмом». Так, статью 130 УК «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни» дополнили важным примечанием — «под иной социальной принадлежностью в настоящей статье понимается принадлежность лица к определенной социальной группе по признаку пола, возраста, профессии, рода занятий, места жительства и иной социально-групповой идентификации».

    Кроме того, сейчас можно привлекать к ответственности не только за создание экстремистского формирования, но и за участие в нем. Так, за участие в экстремистском формировании будут наказывать ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

    Введены три новые статьи для «борьбы с экстремизмом». Обращаем внимание, что используются довольно широкие формулировки, такие как «иное содействие экстремистской деятельности», что именно будут под этим понимать, пока непонятно.

    Статья 361−4 «Содействие экстремистской деятельности»: 1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности, — наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет. 2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, — наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет. Статья 361−5 «Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности»: Прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Статья 423−1 «Неисполнение решения о признании организации экстремистской и (или) приостановлении ее деятельности»: Неисполнение должностным лицом организации вступившего в законную силу судебного решения о признании организации экстремистской в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а равно неисполнение должностным лицом организации постановления о приостановлении деятельности организации в случае выявления фактов (получения сведений о фактах), свидетельствующих об экстремистской деятельности такой организации, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Также к уголовной ответственности будут привлекать за публичные призывы к нарушению территориальной целостности Республики Беларусь (арест либо лишение свободы до 5 лет), а если призывы были в СМИ или интернете — до 7 лет лишения свободы (ст. 361 УК).

    За надругательство над государственными символами (герб, флаг, гимн) наказание ужесточено. В новом УК за это предусматривается наказание до 3 лет ограничения или лишения свободы.

    Еще одно новшество в уголовном законе — привлекать к уголовной ответственности граждан, которые в течение года дважды привлекались к административной ответственности за участие в несанкционированных массовых мероприятиях. То есть на третий раз уже могут завести «уголовку», и наказание за это — арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

    Статья 342−2 (Неоднократное нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий). Нарушение установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, — наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

    Предусмотрено и ужесточение наказания за публичные призывы к организации или проведению незаконных собраний, митингов, шествий (ст. 369−3): максимальный срок лишения свободы увеличили с трех до пяти лет.

    В новом Уголовном кодексе ужесточили ответственность за посягательство на чиновников, силовиков, судей и президента.

    Во-первых, внесены изменения в ст. 362 УК, ранее по ней судили за убийство милиционеров, дополнение — и военнослужащих. Срок минимального наказания повышен с 10 до 12 лет лишения свободы.

    Во-вторых, ужесточились сроки по ст. 363 (Сопротивление сотруднику ОВД, иному лицу, которое осуществляет охрану общественного порядка) — до 3 лет лишения свободы (было до 2 лет), а если преступление совершено группой лиц, с применением насилия — до 7 лет лишения свободы (ранее — до 5 лет). По ст. 364 УК (Насилие, угроза применения насилия в отношении милиционера) — до 7 лет лишения свободы (было до 6), по ст. 366 (Насилие, угроза применения насилия в отношении должностного лица в связи с выполнением служебных обязанностей) — до 7 лет лишения свободы (было до 5). Также увеличены сроки за оскорбление и клевету в отношении президента, за насилие в отношении судьи или народного заседателя.

    В-третьих, статью 369 УК (Оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей) дополнили словами «либо его родственника». Наказание ужесточается. Так, к штрафу, аресту, ограничению свободы свободы добавили лишение свободы на срок до 3 лет.

    Кроме того, за клевету (независимо от того, кто потерпевший по делу) теперь смогут наказывать лишением свободы на срок до 3 лет, до внесения изменений максимальным наказанием за это была «химия».

    Также заметно, что госорганы пытаются бороться со «сливами» информации. В УК предлагается внести новую статью:

    Статья 375−1 «Незаконное собирание либо получение сведений, составляющих государственные секреты»: 1. Незаконное собирание либо получение сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с целью их распространения при отсутствии признаков измены государству или шпионажа — наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо повлекшие тяжкие последствия, — наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

    «Второй пакет» изменений предусматривает гораздо больше существенных изменений в уголовный закон. Во-первых, это касается видов наказания. Из УК предлагают исключить смертную казнь (ст. 59 УК). По данным TUT.BY, данную поправку инициировали правоохранительные органы. Таким образом, исключительной мерой может стать пожизненное лишение свободы (сейчас в УК формулировка — пожизненное заключение, ст. 58). Если изменение будет принято, уже приговоренные к смертной казни в качестве альтернативы получат пожизненный срок.

    31 мая 2021

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    17 декабря 2002 г. № 9

    О судебной практике по делам об убийстве (ст. 139 УК)

    Изменения и дополнения:

    Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2011 г. № 3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 69, 6/1038) ;

    Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2016 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2016, 6/1534)

    Обсудив материалы обобщения судебной практики, в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного закона об ответственности за убийство Пленум Верховного Суда постановляет:

    1. Обратить внимание судов, что умышленное противоправное лишение жизни другого человека (убийство) является особо тяжким преступлением, за совершение которого возможно назначение наиболее строгого наказания из предусмотренных ст. 48 УК.

    При рассмотрении уголовных дел об убийстве необходимо неукоснительно выполнять требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления.

    По каждому такому делу должна быть установлена форма вины, выяснены мотивы, цель и способ причинения смерти, а также исследованы другие обстоятельства, имеющие значение для правильной правовой оценки содеянного и назначения виновному справедливого наказания.

    2. Убийство может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Покушение же на убийство возможно лишь с прямым умыслом, т.е. когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный сознавал общественную опасность своего действия (бездействия), предвидел наступление смерти другого человека и желал этого, но смертельный исход не наступил по независящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.).

    При доказанности покушения на убийство дополнительной квалификации действий виновного по результатам наступивших для потерпевшего последствий не требуется.

    3. Судам необходимо отграничивать убийство от умышленного причинения тяжкого телесного повреждения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, имея в виду, что при убийстве умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 147 УК, отношение виновного к наступлению смерти потерпевшего выражается в неосторожности.

    Устанавливая умысел виновного, суды должны исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие совершения преступления, количество, характер и локализацию ранений и иных телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), причины прекращения преступных действий и т.д., а также предшествующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения, характер действий виновного после совершения преступления.

    4. Обратить внимание судов, что по ч. 1 ст. 139 УК квалифицируется убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 139 УК, и при отсутствии оснований для квалификации действий виновного по ст.ст. 140–143 УК.

    5. При убийстве двух или более лиц содеянное следует квалифицировать по п. 1 ч. 2 ст. 139 УК, если действия виновного охватывались единством умысла и были совершены, как правило, одновременно, без разрыва во времени либо с незначительным разрывом.

    В случае, если убийство двух или более лиц совершено с разрывом во времени, то для квалификации действий виновного по п. 1 ч. 2 ст. 139 УК необходимо наличие единого прямого умысла на убийство двух или более лиц, возникшего до начала совершения действий, направленных на лишение жизни хотя бы одного лица, и единство цели.

    Если при наличии прямого умысла на лишение жизни двух или более лиц совершены убийство одного человека и покушение на жизнь другого (других), то содеянное не может рассматриваться как оконченное преступление – убийство двух или более лиц и подлежит квалификации по ч. 1 ст. 139 УК или соответствующим пунктам ч. 2 ст. 139 УК (за исключением п. 1), ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 2 ст. 139 УК.

    6. Для квалификации убийства по п. 2 ч. 2 ст. 139 УК (малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии) необходимо установить, что виновный заведомо знал о малолетнем или престарелом возрасте потерпевшего либо о нахождении потерпевшего в беспомощном состоянии.

    • Как стать адвокатом
    • Независимость профессии
    • Правовые основы деятельности
    • Реестр адвокатов
    • История коллегии
    • Структура коллегии
    • Официальные документы

    В настоящей статье я прокомментирую наиболее важные изменения, внесенные в Уголовный кодекс Республики Беларусь Законом от 9 января 2021 года.

    Из системы наказаний исключен такой вид дополнительного наказания как конфискация имущества. Вместе с тем в УК вводится статья о специальной конфискации, под которой понимается принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, добытого преступным путем, предметов преступления, орудий и средств совершения преступления, вещей, изъятых из оборота. Вместо конфискации имущества в качестве дополнительного наказания будет применяться штраф.

    Статья о заражении ВИЧ дополнена примечанием, согласно которому лицо освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ, было своевременно предупреждено о наличии у первого лица этого заболевания и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

    Клевета и оскорбление будут влечь уголовную ответственность только в случаях, если они будут содержаться в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, либо в сети Интернет, иной сети электросвязи, а также клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

    Исключается уголовная ответственность за незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности.

    В настоящий момент обсуждаются конкретные формулировки правил определения ущерба. Например, «сумма списанной дебиторской задолженности при ее невзыскании», «сумма завышения стоимости строительно-монтажных работ», «сумма списанного имущества, выбывшего из владения», «сумма убытков при реализации имущества ниже себестоимости» и т.д. (всего около 10 пунктов). Формулировки правил вызывают ожесточенные дебаты, и вот почему. Как видно из текста, в предложенных формулировках основной акцент делается не на правилах о расчете размера вреда, а на отнесении тех или иных деяний к преступлениям. Фактически указываются конкретные составы, являющиеся новыми по отношению к существующим.

    Однако признаки уголовных преступлений могут содержаться только в Уголовном кодексе, а не в постановлении Совета Министров. На практике принятие акта с такими формулировками может привести к тому, что конкретные правоприменители в силу низкой квалификации будут считать эти признаки исчерпывающими признаками преступления без учета иных обстоятельств. Например, списание дебиторской задолженности без принятия мер по ее погашению может расцениваться как преступление, в том числе если непринятие мер вызвано экономической нецелесообразностью (сумма затрат на взыскание, которое только теоретически закончится получением реальных денежных средств, может превышать сумму задолженности). Это категорически неправильно.

    В ближайшие годы планируется расширить список, приведенный в ст. 263 НК РФ. К примеру, Минфин предлагает вычитать для целей налогообложения на прибыль расходы на страхование некоторых видов ответственности и от перерыва в производстве.

    Сейчас список видов добровольного страхования является закрытым: его хотят открыть, применив к расходам на страховку критерии вычитаемости расходов, прописанные в ст. 252 НК РФ.

    Упростили: по новому закону злостных «химиков» будут отправлять в колонию

    В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

    Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

    Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

    Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

    • общая численность штата не превышает 5 человек;

    • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

    Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

    Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

    Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

    Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

    В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

    • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;

    • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;

    • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

    Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

    Пока что из всех изменений для малого бизнеса наиболее полезным видится введение нового налогового режима: он избавит предпринимателей от налогового учета, упростит документооборот и исключит возможность ошибочного расчета налоговых отчислений.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *