Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер бюджета России на 2022 год в долларах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, и в 2022 году профицит планируется на уровне 1% ВВП.
?
По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.
При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации».
Эту и другие важные темы в студии «Первого русского» обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом, депутатом Госдумы Михаилом Делягиным.
Юрий Пронько: – Вы избранный депутат Госдумы. Это теперь ваша работа – вы уже не просто эксперт, не просто доктор экономических наук. Мы с коллегами пришли к мнению, что хотя бы кто-то будет задавать предметные вопросы этим персонажам, которые ранее уходили из Госдумы без них.
Михаил Делягин: – Это убийство. Я понимаю, что правительство может быть довольно сокращением численности пенсионеров – надеюсь, они не употребляют термин «поголовье», потому что когда они говорят о медицинских процедурах, возникает ощущение, что это именно про ветеринарию, а не про людей.
– Первый замглавы ЦБ Швецов уже сказал, что помогать пенсионерам поздно.
– А зачем помогать? Видимо, логика такая: пусть побыстрее вымрут. И они добиваются успехов в этом. Скажем, в 2020 году сверхсмертность – а это категория Росстата, а не лирика, не публицистика – в расчёте на душу населения превысила число расстрелянных в 37-м году. Я думаю, что в этом году они возьмут новые высоты.
Как следует из проекта бюджета, они намерены сокращать население дальше. Ударно, эффективно, при помощи современных технологий и надёжного стратегического планирования. Потому что когда мы в условиях полной дезорганизации медицины, в условиях её «оптимизации» – а закрытие инфекционных больниц продолжалось и в этом году – продолжаем этим заниматься, продолжаем сокращать расходы, то, простите, это производит впечатление убийства людей. Сознательного и последовательного.
Так что этот бюджет ещё более преступен, потому что он уже не про блокировку развития – он про уничтожение.
– И когда они сдирают налогов и сборов больше, чем предусмотрено даже по защищённым статьям, и ставят профицит в 1 трлн 300 млрд, я могу сказать, что никто не понимает этой логики…
– Эта финансово-политическая проституция длится с 2004 года. Она длится 17 лет. Значительная часть денег лежит в рублях, сгорает от инфляции, сгорает от долларовой инфляции, которая сейчас пошла полным ходом.
Принцип – никаких денег России. Россия не для русских, и вполне логично, что деньги России – не для России. Если некуда их запихать, а там могут американцы украсть, значит, пусть сгорают здесь. Это одна логика. Вторая: всякие там размовляют, что нужно иметь заначку на чёрный день. Господа, если вы эту заначку будете инвестировать, чёрный день не наступит никогда. А если чёрный день наступит, вам всё равно никогда не хватит, потому что вы же и украдёте. Глава Счётной палаты Алексей Кудрин сказал: ребята, вся эта болтовня про заначку – это вообще ни о чём.
– Он поумнел. Это же позже произошло, вот это просветление, что «кубышка» – это не для чёрного дня, а просто потому, что нам так захотелось…
– Он расслабился и разболтался, как инструмент, который давно не использовали. То же самое с Кудриным. Он говорит: вы знаете, в страну приходит много валюты, страна зарабатывает много валюты.
И если эту валюту будут обменивать на валютном рынке, то, простите, рублей немного, население нищее, валюты много, у предприятий денег нет, мы их выморили все. Будет укрепление рубля, будет падение конкурентоспособности. Поэтому мы эту валюту выкупаем и складываем в резерв. Мысль о том, что можно эмитировать рубли под эту валюту, направить её на оживление экономики, на спасение людей от смерти…
Вот понимаете, мы говорим, 17,9 трлн рублей замороженных, 7 трлн будет ещё раз. Давайте просто после этого вспомним, как эсэмэсочкой собирают деньги на умирающих детей. Мы говорим сейчас не о какой-то ошибке, несовершенстве и даже не о преступлении – мы говорим сейчас о массовых убийствах. Потому что этот бюджет преступный готовили министерства и ведомства страны.
– Вы сможете это Антону Силуанову сказать? Вот теперь у вас новое место работы, куда он придёт с этим бюджетом. Вы будете участвовать в пленарном заседании.
– На пленарном заседании дают слово далеко не всем.
– То есть вам могут не дать слова на пленарном заседании?
– Конечно. Нас сейчас с вами послушают и не дадут мне слова – зачем огорчать человека? На одной международной конференции я спросил гражданина Кудрина, одной фразой охарактеризовав его политику, не считает ли он себя преступником? Я его зауважал: человек отвечал 8,5 минуты, но не сказал ни да ни нет. Врать не захотел.
– Мы будем внимательно следить за предстоящим обсуждением бюджета страны в стенах российского парламента. Если Михаилу Делягину будет предоставлена возможность высказать всё это Антону Силуанову, мы это обязательно покажем. Но я предполагаю, что этот бюджет будет принят, судя по тому, как нынешний глава бюджетного комитета, по всей видимости, уже и будущий, прыгает на этой теме, подпевая Минфину.
– Я должен сказать, что, если бы он не подпевал Минфину, был бы другой глава бюджетного комитета. Который бы тоже подпевал.
– Ну такие они, певцы в бюджетном комитете. А вы знаете, что в ближайшие 3 года в федеральную казну планируется собрать 255 млрд рублей в виде штрафов, санкций и платежей за возмещение ущерба? По сравнению с предыдущим трёхлетним планом, заложенным в закон о бюджете прошлого года, сумма увеличивается на 15 млрд. Главной дойной коровой, обеспечивающей почти 40% штрафов для федеральной казны, согласно проекту бюджета, должны остаться водители-дальнобойщики. План по сбору штрафов с других автомобилистов заморожен на уровне 2,75 млрд рублей в год.
Я хочу понять, у них профицит 1,3 трлн рублей, они захлёбываются от денег, они исполняют это бюджетное ущербное правило, при этом говорят: нет, штрафов будем собирать больше.
– Логика не в том, чтобы у бюджета были деньги. Логика в том, чтобы у России денег не было и она не могла жить.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
– Мы говорим о бюджете России, и рассматривать его будет российский парламент. Или слово «Россия» можно убрать?
– Советник по национальной безопасности Джимми Картера Збигнев Бжезинский спрашивал: если вся ваша правящая тусовка имеет у нас недвижимость, хранит деньги в наших банках, отправляет к нам своих детей, это ваша тусовка или уже наша? Он говорил про элиту, но про этих людей говорить в категории элит немножко странновато при такой политике.
Формально мы имеем Министерство финансов России, но если посмотреть, какую политику оно проводит, то вместо слова «финансов» надо писать «Министерство уничтожения России». И тогда всё встанет на свои места.
– А штрафовать-то зачем собственных граждан?
– У вас есть деньги? Были деньги ваши – будут наши, знаете такой принцип? Я думаю, это на здании Минфина надо написать золотыми буквами.
– Знаете, как народ на это реагирует? «Когда ж вы нажрётесь?» – в адрес чиновников.
– Смею вас заверить, что это было давно. Сейчас – «Когда же вы сдохнете?». Честно скажу, я это не поддерживаю, мне не нравится, когда кто-нибудь умирает. Я ни разу не слышал «Когда же вы нажрётесь?». А вот «Когда же вы сдохнете?» я слышал много раз.
Я иногда хожу в пиджаке, в костюме, в галстуке и, соответственно, воспринимаюсь как часть чиновничьего мира. А сейчас ею и буду как депутат. И смею вас заверить, что обычные люди не видят разницы между разными фракциями, партиями – это для них слишком утомительно. Вот вы в этом здании сидите, значит, вы гады.
И я могу сказать, что если когда-нибудь возникнет угроза «майдана», каких-то проблем, есть очень простой способ, опробованный Борисом Ельциным: расстрелять на [фиг] парламент – и рейтинг власти сразу вырастет. Просто потому, что хоть кого-то в этой власти публично наказали.
– Это такой запрос на справедливость? Который в столь жёсткой формулировке?
– Это старый запрос на справедливость. Ещё в 2004 году мне в регионе таксист сказал: «Вот мы едем по трассе. Видишь фонари? Вот на каждом фонаре по чиновнику – вот это справедливость». В 2010 году накопление финансового резерва только-только начиналось, ещё были высокие темпы экономического роста, средний класс к тому времени в Москве уже три года как начинал рожать. Потом была пауза, дальше – возвращение Крыма. У людей была надежда! А сейчас всё жёстче, надежды практически нет. Это такое предмайданное настроение, когда люди не верят в справедливость. Люди хотят мстить. Они не верят, что будет лучше.
– Это фатализация, неизбежное?
– Нет ничего неизбежного. Общество – живой организм. Пока организм жив, можно выкрутиться. Не из любой ситуации, но почти из любой. Но эти настроения намного более существенные, чем, скажем, даже в 2016 году.
– Может, наши чиновники латентные сторонники этих событий?
– Конечно. Вы занимаетесь истреблением собственного народа, вы цинично и демонстративно глумитесь над ним. Вы разрушаете экономику. Вы лишаете людей рабочих мест. Более того, туда, где есть рабочие места, вы завозите людей, которые принципиально не интегрируются.
За преступление, когда какой-то трудолюбивый «соотечественник» публично глумится над девушкой, над Красной площадью и над православной религией, его всего лишь депортируют, а если москвич в Москвабаде пытается защитить свою дочку от набросившихся на неё и стреляет в воздух, его забирает полиция. И неизвестно, что с ним будет, и неизвестно, что будет с его семьёй.
Вот это наглядная демонстрация того, что общество доводят до «майдана». И это не только пресловутый либеральный клан, который контролирует финансово-экономическую сферу. Судя по действиям наших правоохранителей, значительная их часть тоже работает на этот сценарий. Их прекрасно можно понять.
Либеральный клан сохранили, отдали им экономику и социальную сферу, они набрали мощь, нарастили мускулы – и теперь им нужна вся полнота власти. И все эти президенты какие-то, «неправильные» министры, которые думают, что у России могут быть какие-то национальные интересы, – их всё это стесняет. Зачем? Пусть Россия будет Гаити, а они будут жить с Козыревым по соседству в Майами.
– То есть они стимулируют эти процессы?
– Это моя гипотеза. Я не держал свечку….
– Реальность сегодняшнего дня: Минфин предложил повысить до 10% ВВП порог ликвидной части ФНБ, сверх которого возможно инвестирование средств фонда, для снижения долгосрочных бюджетных рисков. В документе говорится:
В случае реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 30-х годов. В целях снижения долгосрочных бюджетных рисков, связанных с энергопереходом, минимальный уровень ликвидных резервных активов ФНБ предлагается довести до уровня 10% ВВП.
По рекомендации МВФ они придумали бюджетное правило, они изымают так называемые сверхдоходы. Это, конечно, во благо народа, во имя народа, но только за счёт народа.
– Нет, во блага народа Америки, Китая, народов Европы – за счёт народа России. Это работа на наших врагов в чистом виде. Бред про начало 30-х годов – эти люди ни разу даже следующий год не спланировали правдоподобно.
Я напомню рекомендации МВФ:
Бюджетное правило, в соответствии с которым нефтяные сверхдоходы автоматически инвестировались в зарубежные активы через ФНБ, успешно справлялось с задачей накопления национального богатства и защиты экономики от колебания цен на нефть, что способствовало росту ненефтегазовой экономики. Чтобы сохранить этот положительный эффект, средства ФНБ следует продолжать инвестировать в зарубежные активы и после достижения ликвидной частью фонда порога 7% ВВП. Любое использование ресурсов ФНБ внутри страны должно быть ограничено жёсткими лимитами и строгими правилами управления фондом.
– Я в недоумении. Так же нельзя вести себя.
– Почему? Можно, если эта фраза в сочетании с позицией Минфина означает, что Россия является колонией. Но тогда вы принимаете решение не в своих интересах.
Во-первых, это абсолютный бред. Международное энергетическое агентство чётко рассказывает, что к 2030-2040 годам месторождения полезных ископаемых будут вырабатываться. Спрос на энергию будет расти. Доля нефти и газа будет снижаться, но абсолютный спрос на них будет расти. В результате этого 45% нефти и газа, которые нам будут нужны к 40-му году, нужно добывать на новых месторождениях, а новое месторождение в мире одно – это наша Восточная Сибирь. Простите, пожалуйста, эти люди галлюцинируют – откровенно, нагло и цинично.
Это политика, где Россия не должна развиваться, России не должно быть. Это политика государственная – это политика не государства Америка, не государства Китай и даже не государства Украина. Это политика государства Россия.
Они разрешают использовать в год до 400 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Правда, 900 млрд в расчёте на 3 года – это ещё отдельный проект. То есть они не говорят, что нам нужны вот эти проекты, а остальное пусть само растёт. Нет, это ограничение сугубо количественное и абсолютно произвольное, иначе сумма менялась бы от года к году в силу каких-то прогнозных обстоятельств.
И да, это уничтожение. У меня есть хороший знакомый, он написал научную статью «Гитлеровский план «Ост» и современная социально-экономическая политика России». Вы знаете, надо отдать должное, гитлеровский план «Ост» был проработан хуже, чем современная социально-экономическая политика. И, в общем, цели, судя по всему, единые.
– Я жду, когда Делягин встретится с Силуановым в Госдуме. Надеюсь, что это произойдёт и мы услышим ответы на те вопросы, которые с Михаилом Геннадьевичем обсуждаем.
– Не услышите, смею вас заверить. Силуанов достойный ученик Кудрина. Во-первых, меня к нему не подпустят. Если подпустят, то я задам этот вопрос публично. Товарищ Силуанов будет говорить 8,5 минуты, а может, и 15.
– Он будет говорить о том, как Делягин неправ.
– Нет, нельзя говорить об оппоненте, – он будет говорить о том, какой он хороший и как его одобряют МВФ и Евросоюз. Это будет бессмысленный поток слов – дальше лимит времени закончится, все скажут спасибо, похлопают, конституционное большинство проголосует…
Напомним, программа «Царьград. Главное» выходит каждый будний день на «Первом русском» в 18:00. Не пропустите!
Как говорят депутаты, бюджет на 2021-2023 годы учитывает базовый вариант прогноза социально-экономического развития РФ на этот период. В частности, как ожидается, инфляция не будет превышать 4%. Кроме этого, в основе документа лежат два приоритета: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом РФ.
- Доходы — 18,8 трлн руб.
- Расходы — 21,52 трлн руб.
- На реализацию нацпроектов — 2,25 трлн руб.
- Дефицит — 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП)
- Рост экономики согласно прогнозу — 3,3%
- Прогнозный объем ВВП — 115,53 трлн руб.
- Доходы — 20,6 трлн руб.
- Расходы — 21,88 трлн руб.
- На реализацию нацпроектов — 2,62 трлн руб.
- Дефицит — 1,25 трлн руб. (1% ВВП)
- Рост экономики согласно прогнозу — 3,4%
- Прогнозный объем ВВП — 124,22 трлн руб.
Согласно официальному прогнозу, курс валют в России составит в среднем до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля — в 2023 году. При этом некоторые аналитики поспешили дать собственный прогноз.
Так, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук, к примеру, уверен, что рубль к началу 2022 года может вернуться к показателям до начала пандемии. Он назвал шесть факторов, которые укрепляют рубль, и четыре, сдерживающие этот процесс.
Первый фактор. Высокие нефтяные котировки. Котировки Brent в октябре превысили 85 долларов за баррель. Причины: дефицит нефти на рынке, ожидание холодной зимы и рекордные цены на природный газ. До конца октября и в начале ноября цена на марку Brent продолжит оставаться в восходящем тренде. В среднесрочной перспективе она способна достичь семилетнего максимума — 87 долларов за баррель. Кроме того, фактором высокой цены выступает постоянный спрос на энергоносители со стороны Китая в условиях восстановления экономики Поднебесной.
Второй фактор. Высокие цены на сырьевые товары и полезные ископаемые (газ, уголь, руды металлов), чем так богата Россия. Сегодня на бирже они достигли рекордных значений, что увеличивает выручку российских экспортеров.
Третий фактор. Продолжающийся период уплаты налоговых платежей российскими юрлицами. Компании-экспортеры продают валютную выручку для уплаты налогов, тем самым повышают спрос на российский рубль. Пик периода придется на 25 октября, когда будут делать платежи по налогу на добычу полезных ископаемых, акцизам и налогу на добавленную стоимость.
Четвертый фактор. Дальнейшее ужесточение монетарной политики Банка России и рост спроса международных инвесторов на рисковые активы. Повышение процентной ставки регулятора приведет к увеличению спроса на облигации федерального займа (ОФЗ) и последующие операции carry trade с рублем. Это укрепит российскую валюту.
Пятый фактор. Также укрепляющим фактором российского рубля является достигнутое в январе-сентябре 2021 года положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса России, которое составило 82,2 млрд долларов.
Шестой фактор. Растет доля нерезидентов на аукционах ОФЗ. На 13 октября, по данным Банка России, она составила 27,8%. В номинальном выражении объем вложений нерезидентов вырос на 59,8 млрд рублей по сравнению с сентябрем.
Новый бюджет: экология, госдолг и безопасность
Власти сделали заявление, что в 2022-м году доходы бюджета Российской Федерации составят 25 миллиардов рублей. Плановые расходы на этот же период ожидаются в районе 23, 5 миллиардов рублей. Таким образом профицит составляет довольно неплохую сумму. Во всяком случае, именно такие данные приводятся информационными агентствами, которые ссылаются на официальные документы правительства.
Кстати говоря, при формировании бюджета на 2022 год, учитывается также плановый период с 2023-го по 2024 года, потому что подписывать документы исключительно на 12 месяцев невозможно, необходимо немного планировать все наперёд. И Кабинет министров вполне оправдано ожидает также бюджетный профицит на дальнейший период, хотя в 2023-м году профицит будет совсем минимальным, потому что разница между доходами и расходами составит всего лишь 500 миллиардов рублей.
Также власти призвали предварительные расчёты и подсчитали доход от внебюджетных фондов, и это тоже учитывает тот момент, что принят бюджет России на 2022 год. Сюда относится Пенсионный фонд, у которого на 2022 год доход ожидается на уровне 10 032,5 млрд рублей, а расход 10 154,85 млрд рублей.
О чем это говорит? О том, что у Пенсионного фонда не хватает средств на выполнение всех своих обязательств, и властям придётся решать эту проблему, но это уже наводит на мысль о том, что вряд ли стоит ожидать серьезного роста пенсионных выплат на протяжении года.
И примерно такая же ситуация происходит с фондом медицинского страхования, потому что расход у него на несколько миллиардов рублей будет больше, чем доход. И только у фонда медицинского страхования ситуация выглядит несколько иначе, потому что по предварительным данным доходы составляют 988 миллиардов, а расходы 944 миллиарда.
Относительно цифр и расходов по отношению к уровню прошлого года, то показатели в 2022 году превышают те, которые действовали ранее.
Если представить бюджет России на 2022 год в долларах, то на сегодняшний день он составляет 322 миллиарда американских долларов. И это, кстати говоря, в 18 раз меньше, чем все бюджеты расходов в США, которые запланированы на 2022 год.
Доход государственного бюджета России формируется разными принципами. Сюда поступают налоговые отчисления, всевозможные выплаты от населения, но, как было и раньше, треть доходов сюда перечисли от нефтегазовый отрасли. Власти старались изменить сложившуюся ситуацию, особенно когда стало понятно, насколько зависим государственный бюджета России от нефти и газа, что можно было наблюдать в 2014-м году. Однако пока отвязать эту зависимость не получается.
Алексей Кудрин говорит о том, что нефтегазовая отрасль живёт уже более 60 лет. Но она не может жить вечно. Осталось несколько десятков лет для того, чтобы отказаться от неё в качестве основного получения доходов бюджета. Переход должен быть плавным, но откладывать его всегда на потом не получится.
Ранее Антон Силуанов делал заявления по поводу того, что сальдо бюджета будет отрицательным, и продолжится это до 2023 года. Считается, что дефицит бюджета России на 2022 год всё-таки будет, по некоторым статьям расходов точно нужно будет измениться, придётся перекидывать показатели, чтоб стимулировать рост экономики. Но это является базой для того, чтобы повысить доход бюджета.
Кстати говоря, во время кризиса экономики, включается определённая функция бюджетной политики. Национальные расходы возрастают, но в тоже время Россия не забывает про оборонную промышленность. И, кстати говоря, даже во время пандемии правительство одобрило государственную программу, направленную на оптимизацию системы вооружений.
Ранее планировалось ужесточить бюджетную политику, но пока планы перенесены на 2023 год. Дело в том, что трудностей довольно много. Пандемия продолжается, санкции есть и экономика страдает. С этим нужно сначала что-то делать, потом проводить политику ужесточения, потому что стресс для федерального бюджета сегодня является не самым лучшим выходом.
«Это убийство»: Михаил Делягин оценил новый бюджет России
Госдума приняла бюджет не единогласно – голоса «За» него отдали 338 депутатов из 450, тогда как 82 народных избранника выступили против. Против бюджета голосовали почти все представители партии СРЗП (кроме главы финансового комитета Анатолия Аксакова), все коммунисты и даже один представитель «Единой России».
Перед голосованием в Госдуме выступал нынешний министр финансов Антон Силуанов и бывший министр, а ныне глава Счетной Палаты Алексей Кудрин. Они рассказали, что бюджет будет строиться на приоритетных программах и мероприятиях, а также решать проблемы, вызванные пандемией.
Тем не менее, точки зрения присутствующих кардинально разошлись:
- глава КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что бюджет был написан по «старым лекалам», и призвал «пробивать» бюджет, написанный его фракцией;
- глава ЛДПР Владимир Жириновский поддержал бюджет – а заодно призвал выгнать из парламента всех, кто проголосовал против него (аргумент – зарплату они получают из этого же бюджета);
- представитель СРЗП Валерий Гартунг заявил, что его партия не против бюджета, но не поддерживает некоторые его параметры (вроде величины МРОТ);
- руководитель «Новых людей» Алексей Нечаев заявил, что партия в целом поддерживает бюджет, хотя и подготовила правки ко второму чтению;
- представитель «Единой России» Андрей Исаев заявил, что партия решила единогласно поддержать бюджет, хотя и имеет к нему серьезные замечания.
Во втором чтении бюджет будут рассматривать 23 ноября.
Начнём по порядку:
1. Чиновники получат 185 млрд в качестве премий. И это, на минуточку, при очередном отказе индексации пенсий работающих пенсионеров.
2. «Фонд национального благосостояния», наша кубышка, которую мы должны были распечатать в трудную минуту, значительно вырастет: с 7 до 10% от ВВП. То есть, получается, последние 2 года в России всё хорошо и никакого кризиса не было. Подобное увеличение, к слову, потребует изъятие из российской экономики порядка 7 трлн рублей.
«Очень своевременная мера» (табличка «сарказм»). Тут, правда, экономисты говорят, что важна эффективность использования денег, а не их объём. Но как этого добиться они не говорят.
3. Военные являются главными выгодоприобретателями нового бюджета на 2022 год. По количеству затрат они вышли на 2 место, обогнав расходы на развитие экономики. На это потратят 3,5 трлн рублей (15% от всего бюджета). В 2021 году было 3,1 трлн рублей (13,9%). При этом в бюджете стало больше секретных статей расходов, о которых население никто информировать, конечно, не будет. То ли на новое оружие это будет потрачено, то ли на новую дачу генералов. Вот и думай. Кроме того, силовикам на следующий год проиндексируют зарплату на 9%!
Государственный долг Россия возник после 1991 года (когда распался СССР). В тот момент Российская Федерация приняла на себя все долговые обязательства, хотя все союзные республики отказались от долгов СССР. Эти обязательства составляли 104 млрд. долларов.
В 90-е годы в результате тяжелого экономического положения страны, РФ фактически не погашала старые займы, а наоборот набрала новые.
НА конец прошлого столетия внешний долг Росси рос и достиг почти 200 млрд. долларов.
Благодаря росту цен на нефть в начале 2000-х позиции страны стали укрепляться.
В летник месяцы 2017 года был закрыт последний долг Советского Союза странам Босния и Герцеговина, который составлял 125 млн. долларов США.
Как считает Банк России, внешний долг нашей страны на 1 апреля 2021 года составляет 459, 3 млрд. долларов США. С начала текущего года задолженность перед иностранными государствами сократился на 8,6 млрд. долларов по причине выплаты обязательств по внешним кредитам, а также уменьшения выпуска ценных бумаг для нерезидентов РФ.
В чем опасность государственного, в частности, внешнего долга?
Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты.
А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением.
На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. долларов и затем он неуклонно повышался год от года. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. долларов. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. долларов.
Внешний дог России не внушает финансистам опасений, поскольку держится на соотношении 20% от ВВП.
Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной – Южной Корее в сумме 594 млн. рублей, и этот долг должен быть погашен до 2025 года.
Источниками гос. долга являются:
- Обязательства перед владельцами ценных бумаг, выпущенных государством;
- Кредиты у международных организаций, банков и фондов;
- Задолженность по внешнеторговому обороту: товар уже ввезен в страну, но деньги за него еще не поступили на счета;
- Гарантийные обязательства, которые оформляются при получении крупных займов корпоративным секторам у объектов международных корпораций (Газпром, Роснефть и др.)
Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки. Это Исландия, Люксембург, Кипр, Голландия и Великобритания.
Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов.
Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям.
Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики
С 2014 по 2019 годы РФ жила под гнетом наложенных санкций, приходилось соблюдать жесткую экономию и финансовую дисциплину, в связи с чем государственный долг снизился.
Но в 2019-2021 годы появилась новая тенденция: хотя и нет дефицита бюджета, но правительство опять стало брать кредиты и выпускать ценные бумаги (облигации). Финансовые аналитики считают, что подобной необходимости у Министерства финансов не было. Считается, что подобными мерами Правительство пополняет государственный бюджет за счет разницы между процентными ставками кредитов внутри страны и за рубежом.
По другим источникам, Правительство желает расшевелить экономику внутри страны, выдавая кредиты под низкую процентную ставку.
Задолженность государственных банков в настоящее время сократилась , это связано с жесткими санкциями против банковской системы, которые позволили перекрыть доступ к быстрым деньгам (краткосрочным кредитам). Конечно, это нельзя рассматривать только как положительное явление, ведь на краткосрочных кредитах банки умудрялись пополнять бюджет страны.
Самым значительным в настоящее время является корпоративный внешний долг, его размер составляет 322 560 млн. долларов США. Сюда входят вложения иностранных инвесторов в крупные кампании, а также кредиты, взятые у зарубежных банков. В течение года сумма внешнего долга колеблется.
К концу 2020 года из-за пандемии и ограничительных мер объем внешнего долга всех стран заметно подрос от 83,5% до 96%.
Особенный рост наблюдается в развитых странах, которые имеют возможность привлекать кредитные средства по низким процентным ставкам. За один только 2019-2020 год ставка возросла с 105% до 123%.
В США гос. долг также возрос с 108% до 129%, а на 2022 год ожидается еще повышение до 132%.
Но по прогнозам финансовых аналитиков, в 2022 году ожидается снижение внешнего долга практически во всех странах мира из-за роста доходов, а также после восстановительных мероприятий во всех сферах экономики и общей стабилизации положения мировой экономики.
Тревожно выглядит ситуация с внешним долгом на постсоветском пространстве. Например, внешний долг Украины составляет 81 млрд. долларов США, при этом уже к концу 2021 года страна должна выплатить 14 млрд. долларов. При этом правительство и Президент Украины с полной уверенностью заявляют, что обязательно расплатятся с долгами, ведь ВВП растет на 4,8%. Если же средств из бюджета не хватит, то государство опять возьмет в долг у ВМФ, ЕС, Международного банка, то есть у тех организаций, которым Украина и так должна огромные суммы.
Не утешительно обстоит ситуация с внешним долгом и в соседней с Украиной стране- Белоруссии.
В Правительстве даже обсуждается вопрос о девальвации белорусской валюты. Белоруссия должна 24 млрд. долларов, то есть 38% от ВВП. Главным кредитором Белоруссии является Россия, которая раз за разом помогает ближайшей соседке.
Безопасным для экономики считается соотношение внешнего долга к ВВП не более 60%.
Огромный внешний долг имеет Япония, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 223%.
Второй в списке стран с самыми большими долгами идет Греция, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 180%.
Следующими в списке идут Ливан, Йемен, Италия, Португалия, Мозамбик и Кабо-Верде.
Любой внешний долг – это существенный показатель доверия к стране со стороны зарубежных партнеров. Если страна имеет стабильную экономику и возможно для дальнейшего развития, то внешний долг не является огромной проблемой для Правительства.
Конечно, при постоянном росте государственного внешнего долга, авторитет правительства падает, и доверие народа к власти уменьшается.
- В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
- Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
- Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
- В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
- О «Медузе»
- Кодекс редакции
- Блог
- SecureDrop
- Реклама на «Медузе»
- Прайс-лист
- Примеры нативной рекламы
- Требования к баннерам
- Написать в рекламный отдел
Что касается конкретных цифр, ситуация не обнадёживает, поскольку соотношение распределяется следующим образом:
- прибыль – 18,8 трлн. «деревянных»;
- издержки – 21,52 единицы национальных дензнаков РФ.
Выходит, что будущий бюджет – планово дефицитный. Ведь совокупность расходов на 2,75 трлн. рублей меньше потенциальных доходов. Отметим, что, несмотря на такой расклад, чиновники не будут кардинальным образом изменять состав соответствующей легитимной корректировки.
Рассмотрим источники финансирования, призванные покрыть дефицит бюджета России на 2021 год:
- резервы внутри государства, которые будут равны 2,74 трлн. – большей части недостающей суммы. Средства представляют собой государственные облигации;
- Фонд национального благосостояния, готовый выделить 95 млрд. единиц национальных дензнаков РФ;
- взятие долга из-за рубежа путём выпуска государственных облигаций и проведения кредитных сделок.
Повышение трат вызвано ослаблением позиций национальных банкнот в обменных пунктах. Компенсация проседания рубля выражается в росте военного бюджета России на 444,5 млн. «деревянных».
Другая причина увеличения поступлений – новые расходы на модернизацию материально-технической базы. Ведь за четыре года, прошедшие с момента массовой закупки, военные аппараты устарели. Реставрация техники вкупе с тратами на топливо вызвала повышение средств в рамках соответствующей статьи на 5 млрд. р. На протяжении следующих двух лет ожидается поднятие выплат из казны на 35 млрд. «деревянных».
С «Национальной безопасностью» тесно связана участь Росгвардии. Ведь статья предполагает финансирование расходов указанной организации. Пояснительная записка документа, распределяющего государственные сбережения, гласит о планомерном повышении жалований.
Общая сумма расходов на нужды сотрудников МВД и Росгвардии составит 28 млрд. единиц национальных дензнаков РФ. Точные цифры на ближайшую двухлетку представлены ниже:
- 2021 год – 14,1366 млрд. р.;
- 2022 год – 14,702 млрд. «деревянных».
Ассигнации на работу образовательных заведений, принадлежащих МВД:
- 2021 год – снижение на 335,8 млн. руб.;
- 2022 год – повышение на 134,1 млн. единиц национальной валюты РФ;
- 2023 год – повышение на 1,8 млн. р.
Доходы представителей миграционных организаций также учтены в рамках бюджета МВД России:
- на 2021 год ожидается рост издержек казны на 628,2 млн. «деревянных»;
- в 2022 году траты повысятся на 653,2 млн. р.
Для учреждения, ответственного за управление органами госструктуры, в новом году снизят расходы на 487,1 млн. «деревянных». Затем в 2022 грядёт повышение на 625,7 млн. р. и на 2,4 млрд. р. в 2023 году.
Дальнейшие планы сотрудников высших эшелонов власти сообщают о тратах в течение 2023-2024 годов. Речь идёт о предоставлении дополнительных 10,6 млн. руб. на обучение полицейских кибербезопасности.
Дефицитом бюджета является превышение расходов бюджета над его доходами. Профицитом, напротив, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека либо даже семьи профицит, естественно, смотрится привлекательнее, однако не все так просто, если имеется в виду бюджет целого государства. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны являться сбалансированными, а расходы равны доходам.
Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика
Государственные заимствования будут главным источником финансирования бюджетного дефицита, что даст возможность удержать социальную направленность бюджета и ориентир на постепенный рост, рассчитывают власти. В итоге общий государственный долг возрастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, либо 28,4 трлн рублей, по результатам 2023 года. Причем главный рост пришелся все-таки на 2020 год.
Так или иначе величина российского государственного долга сейчас пребывает на безопасном уровне и является одной из наиболее низких в мире, говорил не так давно Антон Силуанов.
Правительство считает, что цены в 2021 году станут выше в среднем на 3,7%. Это все еще меньше 4%, остающихся основной целью Центробанка.
ЦБ РФ на последнем заседании совета директоров в сентябре изменил прогноз по инфляции: в условиях осуществляемой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, возможно, составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и лишь в 2022 году возвратится к целевым 4%.
По базовому прогнозу государство в долгосрочной перспективе ждет умеренного ослабления валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. Причем в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», отмечается в проекте закона о федеральном бюджете.
«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — написано в сообщении правительства.
Как раз в разделе «Социальная политика» в 2021 году запланированы наиболее крупные затраты — приблизительно 5,6 трлн рублей (что составляет 26% от общего объема бюджетных трат). Причем социальные расходы станут выше на 4,5% в сравнении с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.
На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.
А вот финансирование нацпроектов уменьшится приблизительно на 9% — с запланированных раньше 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.
— Расходы на оборонку в новом бюджете запланированы больше, чем в текущем году, несмотря на падение доходов из-за пандемии. Почему правительство не отказывается от этих расходов?
— Последние годы правительство не тратит меньше 3 трлн рублей на нацоборону и 2 трлн рублей — по статье «Национальная безопасность», откуда финансируются закупки Росгвардии. Это неудивительно. Во-первых, военным собираются немного проиндексировать зарплату. Во-вторых, и это главное, половина бюджета у нас идет на закупку вооружений. В этом году государство гасило невозвратные кредиты военно-промышленного комплекса (ВПК), что увеличивает суммарные расходы на оборону. То же самое мы увидим в 2021 году. С учетом необходимости гасить кредиты, у нас расходы на закупку вооружений будут даже больше половины общего бюджета на оборону. Правительство не может опустить расходы ниже указанного уровня, потому что иначе начинают «сыпаться» промышленные компании, завязанные на гособоронзаказ.
— Почему траты не падают — понятно, но зачем увеличивать эти расходы?
— В этом году произошло сильное ослабление рубля, и это влияет на ВПК. Несмотря на импортозамещение, значительная часть военной продукции производится с использованием импортных компонентов, в первую очередь в части электроники. Мы закупаем ее за валюту, иногда даже в обход санкций. И если в 2019 году у нас доллар стоил 60 рублей с копейками, а сейчас стоит 80 рублей, то правительству придется тратить больше денег на оборону для балансирования системы ВПК, в которой работают 2 млн человек непосредственно в России, и для поддержания лояльности силовиков, которых только в Минобороны 1,5 млн человек.
— В бюджете на следующий год впервые с начала 2010-х годов расходы по статье «Национальная экономика» больше, чем расходы на оборонку. Означает ли это, что тренды меняются?
— Это не перелом тренда. Значительная часть расходов на нацэкономику идет на ВПК: строительство новых цехов, модернизацию и переоборудование заводов. Перенос денег из одной статьи в другую — это бухгалтерия, чтобы у людей не было вопросов, почему, несмотря на общее падение доходов, мы все еще продолжаем клепать танки и ракеты. Для этого часть расходов нужно переквалифицировать. Условно, сегодня мы закупаем у «Уралвагонзавода» меньше танков, но заставим купить больше вагонов. Таким образом ВПК поддерживают за счет нескольких статей и тратить ниже определенного предела не получится.
— Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?
— Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.
Эти тра��ы поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.
Бюджет на 2020 год принимался ещё до пандемии, так что в течение года пришлось вносить коррективы. Большую роль сыграло и колебание цен на нефть, которое наблюдалось в первой половине года. Предполагалось, что доходы бюджета составят 20,38 триллионов рублей, а расходы — 19,5 триллионов. Как и до этого, наблюдался профицит бюджета — предполагаемые доходы превышали предполагаемые расходы.
Пожалуй, это одна из главных черт федерального бюджета — попытка тратить меньше, чем зарабатывается. В этом году ситуация изменилась.
Доходы бюджета-2021 — 23,3 млрд рублей. Сокращение по сравнению с планом 2020-го — на 4,6%.
Расходы бюджета-2021 — 27,4 млрд рублей. Рост расходов на 7,6%.
Дефицит бюджета-2021 — 4 млрд рублей, или 17,4% от доходной части бюджета.
Ключевая статья доходов бюджета — НДС, поступления — 10,4 млрд рублей, или 45% от всех доходов республиканского бюджета.
Наибольший рост расходов — здравоохранение, на 394 млн рублей, или на 31%.
Наибольшее сокращение расходов — ЖКХ, на 114 млн рублей, или на 23%.
Республиканский бюджет — это часть консолидированного бюджета. Без учета целевых бюджетных фондов доходы консолидированного бюджета в 2020 году предполагались на уровне 38,3 млрд рублей, в то время как в республиканском бюджете были отражены доходы в размере 24,4 млрд рублей. В республиканский бюджет полностью зачисляются налоги от внешнеэкономической деятельности и акцизы, а также большая часть НДС и ряда прочих налогов. Местные бюджеты полностью распоряжаются суммами подоходного налога, налога на собственность и большей частью налога на прибыль.
Проект республиканского бюджета на 2021-й предполагает одновременный рост расходов на фоне сокращения доходов республиканского бюджета. Доходы могут составить 23,3 млрд рублей, что на 4,6% ниже в абсолютном выражении проекта прогноза на 2020-й. И это — без учета инфляции. А вот расходы в 2021 году вырастут на 7,6% и достигнут 27,4 млрд рублей. Дефицит республиканского бюджета составит более 4 млрд рублей. За последние 10 лет только в 2011 году был аналогичный дефицит бюджета относительно его доходной части. И в 2011-м и в 2021 году дефицит бюджета находился на уровне 17−18% от доходной части. Проект бюджета-2011 предполагал сокращение доходов и рост расходов по сравнению с предыдущим годом — и 2021-й повторяет эту ситуацию. Мы все помним, чем в экономике закончился подобный эксперимент — кратной девальвацией, множественностью курсов и падением доходов всех слоев населения. Радует одно — Минфин накопил определенные резервы за предыдущие годы, что предполагает менее тяжкие последствия для экономики. Но без проблем не обойдется.
Именно эту фразу хочется использовать, глядя на проект доходов на 2021 год. Надежда только на НДС и акцизы. Поступления НДС ожидаются на уровне 10,4 млрд рублей, или на 1,2 млрд больше по сравнению с 2020-м. НДС — хорошо контролируемый и собираемый налог, предлагается откорректировать перечень продовольственных товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%. Льготный НДС могут отменить в отношении лекарств — якобы с целью направления полученных средств на борьбу с COVID-19. Но это не точно…
В первоначальной версии проекта республиканского бюджета, который попал в СМИ в начале осени, поступления от НДС были запланированы в 9,9 млрд рублей, но были указаны более высокие поступления от акцизов. В опубликованном в декабре прогнозе объем ожидаемых поступлений вырос до 10,4 млрд.
По всей видимости, государство к началу зимы не столь уверено в том, что граждане будут столь же интенсивно злоупотреблять алкоголем и табаком, а также заправлять свои машины топливом. Сработают ли призывы в телеграм-каналах ограничить свои вредные привычки — покажет время. Но пока Минфин рассчитывает, что акцизы принесут в бюджет около 3 млрд рублей.
Если доходы снижаются, то резонным выглядит и сокращение финансирования для всех получателей бюджетных средств. Но не все так просто. Некоторые расходы сократить не получится, как бы не старался. Например, расходы по обслуживанию государственного долга. Мало того, что сам долг в валюте, а значит и проценты по нему требуют валютных выплат, так еще и суммы долга не стремятся к сокращению.
В 2021-м на обслуживание государственного долга будет потрачено 3 млрд рублей, из которых только 0,5 млрд — это платежи по внутреннему долгу, а 2,5 млрд — это плата за привлеченные иностранные займы. И она выросла на 15% по простой причине — девальвация национальной валюты. Этих средств хватило бы на финансирование всех силовых структур, за исключением МЧС. Сэкономить на обслуживании государственного долга пока не получится. Да и в будущем, скорее всего, тоже. Стоит отметить, что расчет платежей осуществлялся по среднегодовому курсу 2,5678 BYN за 1 USD. С учетом ситуации в конце 2020-го удержать этот курс будет «хлопотным дельцем».
Экономить на здравоохранении в условиях пандемии — это как пилить сук, на котором сам сидишь. И хотя правительство умудряется иногда такие фокусы устраивать, в этот раз обошлось без экстрима. На здравоохранение выделят 7,2 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем на все силовые структуры и национальную оборону вместе взятые. Но из республиканского бюджета на здравоохранение выделяется 1,7 млрд рублей, еще 5,5 млрд рублей выделяется по линии местных бюджетов. Традиционно образование и здравоохранение финансируются в значительной степени за счет региональных бюджетов.
На силовых структурах тоже не получается экономить. Пятый месяц без выходных работают, как на них можно экономить, когда страну все пытаются расшатать?! Поэтому рост расходов по сравнению с 2020-м — на 12%. Стоит отметить, что в 2020 году силовики финансировались несколько выше, чем планировавшиеся расходы, поэтому на особую прибавку они вряд ли смогут рассчитывать. Но довольствие не уменьшат.
Из числа тех, на ком можно сэкономить, были выбраны очевидные жертвы. Это система ЖКХ, СМИ и нуждающиеся в жилье. Система ЖКХ получит на 114 млн рублей, или на 23%, меньше. Граждане частично перестали оплачивать услуги, государство решило поддержать их в порыве сэкономить бюджетные дотации и само сократило финансирование. Логичный и ожидаемых ход.
Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.
Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития.
Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей.
Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей.
Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.
В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.
Работа Правительства:
- Федеральный бюджет
Законопроектная деятельность:
- Внесение законопроектов в Государственную Думу
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
- Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
- Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
- В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
Дефицит консолидированного бюджета России за 2020 год составил 4,29 трлн рублей, свидетельствуют данные Федерального казначейства.
В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Региональные бюджеты в 2020 г. исполнены с дефицитом в 677 млрд. руб.
Из них 560 млрд. пришлось на 16 регионов с высокой долей топливно-энергетического комплекса, в наибольшей степени пострадавших от ковидокризиса и падения спроса на углеводороды в мире.
25 июня 2020 года стало известно о том, что Пенсионный фонд России (ПФР) в 2021-м получит 4,12 трлн рублей из федерального бюджета. Столь большой суммы государство не выделяло никогда. Подробнее здесь.
Совфед одобрил федеральный бюджет России на 2022—2024 годы
Счетная палата РФ выявила хищения из бюджета в 2019 году на 2-3 млрд рублей. Такие данные привёл глава ведомства Алексей Кудрин, представляя в Госдуме отчет 7 июля 2020 года.
Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2018 году стал рекордным за последние пять лет — 23%, или плюс почти 4 трлн руб., сообщил 20 февраля 2019 г в ходе расширенной коллегии ФНС глава службы Михаил Мишустин.В 2018 году в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб.— это почти на 4 трлн руб., или на 23%, больше уровня 2017 года. Такой прирост стал максимальным с 2013 года. Глава службы пояснил, что результаты обеспечены не только ростом сборов НДПИ в полтора раза, но и хорошей динамикой ненефтегазовых налогов. Налога на прибыль поступило 4,1 трлн руб. (плюс 24,6% к 2017 году), НДС — 3,6 трлн руб. (16,4%), НДФЛ — 3,7 трлн руб. (рост 12,4%, и это на 2,5 пункта выше темпов роста заработной платы). Имущественных налогов поступило на 1,4 трлн руб., или на 11,7% больше уровня 2017 года[7].
Информация, указанная в пункте 1 упомянутой статьи и все характеристики бюджета 2019 основываются на прогнозе показателя валового внутреннего продукта. Его расчетная величина – 105 820,00 миллиардов рублей или 1611,88 миллиарда долларов США при уровне инфляции до 4,3%.
Часть 1 описывает общий объем поступлений федерального бюджета – 19,969 триллиона рублей или 304,179 миллиарда долларов США. В эту сумму входят доходы от нефтегазовой отрасли – 3,369 триллиона рублей или 51,32 миллиарда долларов США.
Во второй части разъясняются общие расходы федерального бюджета. Их уровень – 18,037 триллиона рублей или 274,749 миллиарда долларов США.
Третья часть регламентирует максимальный уровень государственного внутреннего долга РФ. На 1 января 2020 года долг не должен превышать 11,613 триллиона рублей или 176,889 миллиарда долларов США.
Часть 4 предусматривае максимальный размер внешнего долга РФ. На 1 января 2020 года эта сумма не должна выходить за рамки 64,6 миллиарда долларов США.
Часть 5 излагает информацию по профициту федерального бюджета. Он составляет 1,932 триллиона рублей или 29,43 миллиарда долларов США.
На основании приложения 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следующие органы исполнительной, судебной власти и отраслевые ведомства получат наибольшее количество ассигнований:
Наименование | Сумма, тыс. рублей | % |
Министерство финансов Российской Федерации | 5858554127,00 | 32,4803 |
Министерство обороны Российской Федерации | 1776080136,40 | 9,8467 |
Министерство внутренних, дел Российской Федерации | 970172896,90 | 5,3787 |
Федеральное дорожное агентство | 608290196,40 | 3,3724 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | 519692839,60 | 2,8812 |
На основании приложения 13 к ФЗ N 459-ФЗ (от 29.11.2018) распределение бюджетных ассигнований по разделам и целевым статьям выглядит следующим образом:
Наименование | Сумма, тыс. рублей | % |
Развитие пенсионной системы | 3 103 295 323,80 | 17,20 |
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур | 2 272 154 902,30 | 12,60 |
Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний) | 2 062 670 016,40 | 11,44 |
Государственная программа «Обеспечение обороноспособности страны» | 1 400 705 129,00 | 7,77 |
Государственная программа «Социальная поддержка граждан» | 1 376 055 462,60 | 7,63 |
Основной финансовый документ РФ содержит атрибуты и свойства социально ориентированного бюджета, поскольку на программы поддержки населения и пенсионную систему направлена приблизительно четверть всех расходов страны.
Власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей:
- В 2022 году — в среднем 72,1 рубля за доллар;
- В 2023 году — 73,8 рубля;
- В 2024 году — 73,6 рубля.
Что с государственным долгом?
- В 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. Это означает, что Россия при необходимости смогла бы закрыть все свои долги.
- К лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. По итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.
- В 2021 году он продолжил расти — до 22,104 трлн рублей.
- В 2022 году он будет увеличиваться до 25,84 трлн;
- В 2023 году — увеличится до 28,540 трлн рублей;
- В 2024 году — вырастет до 31,501 трлн рублей.
К бюджетам бюджетной системы относятся федеральный, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также бюджеты внебюджетных фондов.
Анализ основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики представлен в подразделе 3 Заключения и Приложении 1 к нему. Информацию об изменении законодательства РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ можно найти в Приложении 2 этого подраздела Заключения.
Подготовленный Минэкономразвития России прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 годы (среднесрочный прогноз) разработан в двух вариантах: базовом и консервативном.
Несмотря на то, что варианты среднесрочного прогноза должны базироваться на различных предпосылках в отношении внешних условий, разница между ними невелика, а тенденции развития схожи. Так, ни в одном из вариантов не был учтен риск второй волны пандемии.
Кроме того, ряд показателей консервативного варианта носят целевой характер. Поэтому мы полагаем целесообразным:
- разграничить базовый и консервативный варианты прогноза в соответствии с Порядком разработки прогноза;
- дополнительно разрабатывать целевой вариант прогноза, предусматривающий достижение национальных целей.
Согласно среднесрочному прогнозу, в 2020 году ожидается относительно умеренное снижение ВВП – на 3,9%. Но если учесть уже частично реализовавшийся риск второй волны и текущую динамику, есть вероятность того, что снижение ВВП в 2020 году превысит прогнозное значение. По нашим оценкам, в зависимости от сценария развития ситуации в экономике, оно может составить от 4,2% до 4,8%.
В прогнозе также указано, что в 2022 и 2023 годах ВВП будет расти темпами не ниже 3% в год. На фоне показателей последних лет это амбициозная задача. Счетная палата считает, что темпы роста российской экономики не превысят 3%, а в условиях более медленного восстановления мировой экономики и введения частичных карантинных ограничений в ряде стран, останутся в диапазоне около 2%.
Согласно документу Минэкономразвития, рост ВВП будет основываться на расширении внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Однако Счетная палата полагает, что для стимулирования инвестиционного спроса и перезапуска инвестиционного цикла могут потребоваться дополнительные усилия, а риски более существенного снижения доходов населения могут негативно отразиться на динамике показателей потребительского спроса.
Подробнее ознакомиться с результатами анализа макроэкономических показателей можно в Подразделе 2 полной версии Заключения.