Штраф за перегруз в 2022 году: допустимые нормы, ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перегруз в 2022 году: допустимые нормы, ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вести подсчет можно несколькими способами: вычислять данные через формулы или внести значения в калькулятор нагрузки на ось тягача и полуприцепа. На онлайн-программе мы остановимся позже, пока же разберем методику самостоятельных расчетов.

Здесь дела обстоят просто: нагрузка на ведущую ось пустого седельного тягача прописана в ПТС. Если документ находится не под рукой, данные для разных моделей тягачей («Вольво», «Мерседес») представлены в открытом доступе.

Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.

Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.

Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.

Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах.

Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания.

Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.

Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.

Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).

Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.

Кроме этого все средства различаются:

  • функциональностью;
  • тоннажностью;
  • видом кузова;
  • разрешённой к перевозке массой;
  • весом;
  • нагрузкой на ось.

Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.

Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.

Количество осей машины Максимальная нагрузка (тонн)
2 18
3 25
4 32
5 35

В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.

Количество осей машины Максимальная нагрузка (тонн)
3 28
4 36
5 40
6 44

Из практических соображений перевозчики заставляют водителей брать больший вес, чтобы минимизировать транспортные расходы. Однако избежать проверок на дороге удаётся редко. Большинство грузовых трасс оснащено контрольно-пропускными пунктами, где машины обязаны пройти взвешивание.

Сегодня действуют два вида проверок:

  1. Динамическая. Во время проверки скорость ограничивается 5 км/час. Машина заезжает на установленные на дороге весы, которые показывают нагрузку на каждую ось. Допускается погрешность 0,5-3%.
  2. Стационарная. Мощная передвижная (поэтому не любимая водителями) установка, напоминающая огромный фургон, куда машина въезжает и останавливается. Электроника показывает результат безошибочно.

Обе процедуры позволяют достаточно точно установить давление на ось. Если она превышает принятый российский стандарт, водителю выписывается штраф. Штраф градационный, зависит от того, чьё ТС и насколько превышен весовой лимит. При превышении нормы на 2-10%, штраф в 10 000-15 000 руб.

получает должностное лицо, а юридическое лицо платит в 10 раз больше. Если норма груза превышена на 50%, штраф вырастает до 45 000-50 000 руб. должностному лицу, а юридическому поднимается до 400 000-500 000 руб.

Поэтому прежде, чем сознательно нарушать правила перевозок, убедитесь, получите ли вы выгоду с этого.

Пополнить статистику нарушителей просто. Если перегруз идёт даже на 1 ось, наказание неизбежно. Однако если вы знаете, что везёте допустимый вес, помните, что в вашем праве заявить о несогласии с результатами. Необходимо лишь иметь на руках акты о проверке и добиваться повторного объективного контрольного взвешивания.

Осевая нагрузка – это нагрузка от массы ТС, которая передаётся на плоскость через колёса. Степень распределения массы неравномерная, на переднюю ось она всегда меньше. Точные показатели даёт только взвешивание, а непрофессиональные расчёты грешат показателями, требующими дальнейших уточнений. Допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля часто считают с погрешностью.

Масса автомобиля складывается из массы нагрузки на передние и задние оси.

Это наглядно иллюстрируют два простых примера:

  1. Грузовая «Газель» при общем весе в 3500 кг имеет 1200 кг нагрузки на переднюю ось и 2300 кг – на заднюю.
  2. На Камазе – 53 215, распределение выглядит так: 4420 кг (передняя ось) и 15 230 кг (задняя ось).

Для каждой марки машины существуют свои показатели, но сохраняется вышеописанная тенденция – нагрузка на заднюю часть шасси всегда выше. Передние держат лишь кабину и двигатель, на задние давит перевозимый груз.

Все автогрузы разделены на 2 большие группы:

  1. Автомобили с осевой нагрузкой от 6 до 10 тонн, для которых разрешён въезд на дороги 1-III категории.
  2. Автомобили с предельной нагрузкой в 6 т. Их разрешается эксплуатировать на любых дорогах.

Видно, что нагрузка на ось – ключевой весовой параметр автомобиля, который учитывается при его конструировании и использовании.

Стоит рассмотреть алгоритм расчёта нагрузок на оси грузовых автомобилей в России на примере тягача с 3 осями и аналогичного прицепа. Пусть загружен для перевозки груз 20 т.

Необходимо узнать, как будет распределяться нагрузка между шестью осями:

  1. В свидетельстве о регистрации ТС и прицепа берутся точные их массы. Возьмём выдуманные цифры, чтобы легче было считать. Пусть масса автомобиля 10 т, а прицепа – 12 т.
  2. Узнаётся реальный (ключевое слово) вес перевозимого груза, а не тот, что зафиксирован в ТТН. В рассматриваемом случае это 20 т.
  3. Нагрузка на прицеп составляет 75% от общей массы груза и прицепа. Складываются массы автомобиля, прицепа, полученная сумма умножается на 0,75: (12 т + 20 т)х0,75 = 24 т.
  4. Рассчитывается нагрузка на три оси прицепа. Для этого нагрузку на прицеп (24) делят на количество осей (3). Получается по 8 т на ось.
  5. Стоит рассчитать нагрузку на автомобильные оси, на которые приходится 25% от суммы массы прицепа и груза, плюс тоннаж фуры: (12+20)х0,25+10=18 тонн.
  6. Задние оси берут на себя 75% нагрузки, т.е. 18х0,75:2=6,8 т.
  7. Нагрузка на переднюю ось всегда меньше, она включает вес кабины, двигателя, а основной вес распределяется на последующие оси: 18-6,8х2=4,4 т.

Получается некоторое приближённое представление о давлении груза на оси автомобиля: 4,4 + 6,8 + 6,8 + 8 + 8 (тонны). Так считаются (примерные) допустимые нагрузки на ось.

Понятно, что приведённый расчёт – условный, точные цифры покажут только дорожные пункты взвешивания. Но даже такой простой пример позволит подстраховаться и не допустить перегруза.

Коммерсантам, отправляющим груз за территорию РФ, важно знать, какие разрешённые нагрузки на оси грузовых автомобилей предусмотрены в других странах. Нарушителям грозят не только штрафы, но и занесение номера машины, а также её владельца в «чёрный список».

Зарубежная служба дорожного движения более систематизирована, имеет общую базу нарушителей, поэтому ни одной машине, ранее попавшейся на превышении веса, не удастся проехать мимо пункта контроля. Штрафы высокие: учитывая курс доллара и евро, плюс плату за перевод в другое государство, штраф может превышать стоимость самого груза.

Поэтому прежде чем рисковать, стоить посмотреть интернет-странички со статистикой. В каждой стране свои допустимые нормы.

Например:

  • в Венгрии потенциальная нагрузка на грузовое ТС с двумя осями 20 т;
  • в Германии – 18;
  • в Болгарии – 16.

Существуют чёткие таблицы с распределением нагрузки на все оси для европейских стран.

Есть онлайн-калькуляторы расчёта транспортного веса, но лучше всего обратиться в международные логистические компании, которые знают тонкости передвижения на дороге в «чужой» стране, помогут в оформлении страховки, в прокладывании маршрута, проконсультируют по спорным моментам.

Для подсчетов вам будет достаточно следующих параметров:

  • вес седельного тягача;
  • вес полуприцепа;
  • фактическая масса груза.

От 10% до 20%

Если перевозчик допустил такую крупную ошибку и не стал уточнять, сколько тонн можно перевозить по дорогам России, то в этом случае на него ложится большая ответственность. В подобной ситуации водителю такого грузовика придется заплатить уже 3-4 тыс. рублей. На того, кто был ответственным за подготовку документов и разрешил подобному ТС отправиться в путь, будет наложен штраф в размере до 30 000 руб. Юридическому лицу придется заплатить не менее 250 тыс. руб. Если же правонарушение было зафиксировано автоматически, то минимальная сумма будет равна 300 000 рублей.

Наиболее точные данные позволяет получить взвешивание. Таким образом можно узнать как общий вес авто, так и значения для каждой оси.

Сегодня грузовики взвешиваются двумя способами:

  1. Динамический. ТС на небольшой скорости (до 5 км/ч) проезжает по поосным весам. Датчики фиксируют вес каждой оси и общую массу машины. Это быстрый, удобный и довольно точный способ (максимальная погрешность – 3%).
  2. Статический. Автомобиль выезжает на платформу весов и останавливается. Благодаря тензодатчикам, погрешность таких измерений составляет всего 0,01%.

Для получения точных данных об уровне загруженности авто водитель может использовать тягач, оснащенный системой мониторинга. Это дорогое удовольствие, но в этом случае не придется каждый раз заезжать на весы.

Также можно вмонтировать манометры непосредственно в магистраль пневморессоры. При осуществлении погрузочных работ, водителю достаточно будет следить за показанием манометров.

Размер штрафов за перегруз установлен статьей 12.21.1 КоАП.

Штраф может быть выписан инспектором ГИБДД как водителю, так и компании грузоотправителю.

Штрафы за перегруз по статье 12.21.1 КоАП
Показатель перегруза Для физических лиц Для должностных лиц Для юридических лиц и ИП При фиксации в автоматическом режиме
От 2 до 10% 1-1,5 тыс. руб. 10-15 тыс. руб. 100-150 тыс. руб. 150 тыс. руб.
От 10 до 20% 3-4 тыс. руб 25-30 тыс. руб. 150-300 тыс. руб. 300 тыс. руб.
От 20 до 50% 5-10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 месяца 35-40 тыс. руб. 350-400 тыс. руб. 400 тыс. руб.
Свыше 50% 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 месяцев 45-50 тыс. руб. 400-500 тыс. руб. 500 тыс. руб.

Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится.

Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.

Очевидно, что выписанный инспектором ГИБДД штраф за перевес оплачивает владелец автомобиля или компания, которая осуществляет доставку.

Но, если в договоре между продавцом и покупателем согласован самовывоз, продавец не может рассчитывать на то, что это снимает с него ответственность за нарушение правил дорожного движения в части перегруза.

Штраф ГИБДД за перевес, если инспектор дорожного движения выявит нарушение и составит протокол, придется заплатить продавцу. Поскольку покупатель не формирует груз к отправке

Спор, о том, кто должен платить штраф, покупатель или продавец, если в договоре установлен самовывоз, рассматривался Верховным Судом РФ.

Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:

Вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года.

Вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором.

Перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове.

Если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.

Штраф за превышение разрешенной максимальной массы

  1. Перегруженный автомобиль трудно управляем при сложных погодных условиях (гололед, мокрый асфальт) и имеет увеличенный тормозной путь, чем создает аварийно опасные ситуации на дороге.
  2. Дорожное полотно рассчитано под определенные нагрузки, и их превышение наносит ему ущерб.
  3. При резком торможении есть риск заноса задней части прицепа и потери управления грузовиком, что тоже провоцирует аварийную ситуацию.
  4. Быстрее изнашивается сам автомобиль.

Весы измеряют общую массу и осевые нагрузки автомобиля, движущегося со скоростью до 140 км/ч. Если есть перегруз, система определяет владельца ТС по номеру машины и проверяет, было ли оформлено специальное разрешение, и если его нет, автоматически выписывает штраф. Такие весы прошел грузовик Алексея на первом передвижном посту весового контроля. Если система определила нарушение и сформировала штраф за перегруз, перевозчик узнает об этом, когда получит его по почте. В будущем пункты автоматического весового контроля будут дополнены электронными табло, которые будут на месте информировать водителя о результатах проверки.

В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ нарушение этих норм влечет наказание в виде штрафа или лишения права управления автомобилем. Меры ответственности определены в зависимости от степени превышения допустимой массы или осевой нагрузки в процентах.

Величина превышения допустимой массы ТС или осевой нагрузки Водитель Должностное лицо Юридическое лицо Собственник ТС
2 — 10% 1 000 — 1 500 10 000 — 15 000 100 000 — 150 000 100 000
10 — 20% 3 000 — 4 000 25 000 — 30 000 250 000 — 300 000 250 000
20 — 50% 5 000 — 10 000 или лишение на 2 — 4 мес. 35 000 — 40 000 350 000 — 400 000 350 000
Более 50% 7 000 — 10 000 или лишение на 4 — 6 мес. 45 000 — 50 000 400 000 — 500 000 400 000

При третьем взвешивании на стационарном посту весы зафиксировали перегруз грузового автомобиля Алексея. Инспектор составил протокол и задержал ТС до устранения нарушения путем блокировки колес специальным устройством. Вызвал эвакуатор, чтобы переместить автомобиль с перегрузом на платную спецстоянку. В соответствии с п. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ до прибытия эвакуатора у водителя есть время на устранение нарушения. Для продолжения маршрута необходимо либо оформить разрешение на перевозку тяжеловесного груза, либо устранить нарушение одним из возможных способов:

  1. Поменять местоположение части груза в прицепе, если нарушена нагрузка на ось.
  2. Переместить часть груза в другую машину, если перегруз по общей массе ТС.

Водитель грузовика предпринимателя Алексея успел до приезда эвакуатора исправить нарушение первым способом, перераспределив груз в кузове. Инспектор направил автомобиль на контрольное взвешивание, которое показало, что нагрузка на ось пришла в норму, и разрешил продолжать движение. Однако от штрафа за перегруз это перевозчика не избавит, нарушение было зафиксировано актом взвешивания и протоколом и его придется платить.

В соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз несут:

  1. Водитель, непосредственно управлявший ТС.
  2. Должностное лицо организации — человек, выпускающий машину в рейс.
  3. Юридическое лицо — организация или индивидуальный предприниматель, чей транспорт перевозил груз. Причем сумма штрафа для обоих одинакова.
  4. Грузоотправитель, если при погрузке им были нарушены весовые нормы. Что не допускается ч.12 ст.11 Устава автомобильного транспорта.

Сложившаяся в России судебная практика показывает, что суды в полном объеме удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок. Тем не менее, в некоторых ситуациях обжаловать штраф за перегруз возможно:

Собственнику ТС:

  • если машина передавалась в аренду другому лицу по договору. Тогда ответственность несет арендатор ТС, что закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ;
  • если грузовой автомобиль вез груз для личных нужд, и собственник может это подтвердить. Тогда штраф будет наименьшим как для физического лица.

Перевозчику:

  • если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове, и водитель не может контролировать их перемещение, а значит, и нагрузку на ось. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения. Логично, что допустимая масса ТС при этом не должна изменится.

Грузоотправителю:

  • если на пути следования машиной было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Это указывает на то, что в пути произошло смещение груза, поэтому при последующем взвешивании ось “пробила” перегруз, значит при погрузке осевую нагрузку распредели правильно. Таким образом, нарушения норм грузоотправителем нет.

В данной ситуации Алексею придется заплатить штраф. Но нужно сделать выводы на будущее, чтобы избежать получения новых штрафов за перегруз.

Штраф ГИБДД за перегрузку машины платит продавец, даже при самовывозе

  1. Знать правила перевозки тяжеловесных грузов и соблюдать их.
  2. Грузить машину, строго соблюдая нормы, установленные законом.
  3. Надежно крепить груз в кузове, чтобы он не сместился.
  4. Можно установить на прицеп бортовые датчики нагрузки на ось, чтобы иметь постоянный контроль осевых нагрузок.
  5. При погрузке использовать компьютерные программы, рассчитывающие оптимальные варианты размещения груза в кузове.

Перегруз пассажирами является ещё более серьёзным нарушением техники безопасности и в юридической практике обозначается термином «Лишний пассажир». На практике это означает, что водитель посадил в предельно загруженное транспортное средство пассажиров, для которых изначально мест не предусмотрено, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности.

Это касается как общественного транспорта, так и гражданского. Особенно тщательно закон отслеживает транспортировку детей. Так провоз непристёгнутого ребёнка на коленях в переполненной легковушке тоже будет считаться перегрузом и наказывается штрафом. А в общественном транспорте, при организованной перевозке большого количества детей, в расчёт идут только сидячие места. То есть стоячий ребёнок в переполненном детском автобусе будет причиной перегруза.

Если водитель легкового автомобиля использует прицеп для перевозки груза, то к нему предъявляются такие же требования, как и к водителю грузовика. Перегруз прицепа тоже способен негативно повлиять на состояние дорожного покрытия, а также повлечь изменение технических характеристик машины и потерю управляемости. Получить штраф в таком случае можно, просто проехав дорожный знак, показывающий предел допустимой массы ТС.

Сумма штрафа зависит от того, какое лицо совершило правонарушение (физическое, юридическое или должностное) и от фактического размера перегруза. Должностное лицо платит больше чем обычный человек, а организация ещё больше.

Размер штрафа за перегруз физическому лицу:

Процент перегруза Сумма штрафа
до 10% 1500 рублей
10 — 20% 4000 рублей
20 — 50% 10000 рублей

Лишний пассажир при перевозке:

Пассажир Транспорт Сумма штрафа
Взрослый Общественный 500 рублей
Взрослый Личный 1000 рублей
Ребёнок Любой 3000 рублей

Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Новый закон о лишении

Штраф грузоотправителю за нарушения правил грузоподъемности:

Процент перегруза Сумма штрафа
10% 15000 рублей
10 — 20% 30000 рублей
20 — 50% 40000 рублей

За пассажирский перегруз:

Пассажир Транспорт Сумма штрафа
Ребёнок Любой 25000 рублей

Оспаривание осуществляется в следующем порядке:

  1. Выбор государственного органа для рассмотрения жалобы. Штраф за перегруз на крупную сумму лучше оспаривать в районном суде. Небольшие суммы целесообразнее обжаловать в вышестоящих органах. Водители и должностные лица обычно прибегают ко второму способу, у юрлиц же, как правило, нет иной возможности, кроме обращения в суд.
  2. Составление жалобы. Установленный образец документа содержит четыре части: вводную (наименование организации, в которую поступает жалоба), Ф.И.О. и домашний адрес заявителя; описательную (данные протокола, дата и место, где было выявлено правонарушение, описание и квалификация произошедшего); мотивировочную (указания и комментарии заявителя, доказательства правоты субъекта); заключительную (требования заявителя, перечень прилагающейся документации, дата подачи жалобы).
  3. Передача заявления и ожидание получения ответа. Узнать адрес территориального отделения Госавтоинспекции можно по реквизитам в постановлении. Если всё сделано правильно, то получить ответ от ГИБДД можно максимум в течение десяти суток, начиная с момента передачи жалобы и всех прилагающихся материалов. Получить ответ от суда можно не позднее чем через два месяца. Также при подаче необходимо будет оплатить госпошлину в установленном размере.

Если лицо осталось не удовлетворено решением ситуации на уровне вышестоящей инстанции, то оно может подать исковое заявление в суд и продолжить дело там. Решение, произведённое в судебном порядке, выносится в виде соответствующего постановления. Оно тоже может быть обжаловано в вышестоящих органах.

Меры административного воздействия на разных лиц различаются. Физические лица — водители легковых авто и водители грузовых фур по разному отвечают на одинаковые требования. К должностным лицам применяются более серьёзные санкции. Ну а организации обязаны отвечать за правонарушения в самом большом объёме. Поэтому размер штрафа за перегруз зависит прежде всего от того, кто является нарушителем.

Весовые станции существуют в Америке давно и расположены они везде – только стационарных пунктов взвешивания более пятисот. В основном они находятся на скоростных автомагистралях на границах штатов и в районах крупных городов. Есть они и на второстепенных дорогах – как правило, на значительных перекрёстках и на въездах-выездах из штата в штат. Некоторые из них работают круглосуточно, другие – по собственному, неведомому водителям, графику. Мобильные весовые комплексы – исключение.

Информация о том, работают весы или нет, подаётся водителю с помощью электронных табло, расположенных за пару миль до станции. Если на табло светится надпись «OPEN» («ОТКРЫТО») – водитель коммерческого автомобиля обязан заехать на весы. Штрафы за игнорирование этого требования, в зависимости от штата, могут колебаться нескольких тысяч долларов до 12 месяцев тюрьмы. И даже в этом случае взвеситься придётся по-любому. Потому что догонят, вернут, а потом накажут за незаезд и за перегруз.

Кроме взвешивания, весовщики имеют право проверить у водителя все документы от водительского удостоверения до всевозможных лицензий и дозволов. Проверка соблюдения режима работы и отдыха шофёра также относится к компетенции DOT (Department of Transport). Надёжность крепления груза, в особенности на открытых платформах, техническое состояние автомобиля – от правильной работы «дворников» и лампочек до степени износа резины и тормозных колодок, наличие огнетушителя и масляных потёков в моторном отсеке – в Америке всё контролируют эти ребята на весах. Основная задача данной службы – не сохранение дорог, а безопасность на дорогах. У нас же «Укртрансбезпека» отчиталась, что за январь-август 2020 года собрали 81 млн. грн. А это почти 3 млн. у.е.

Чтобы не получить административное наказание перед транспортировкой грузов рекомендуется рассчитать массу авто и нагрузку на каждую ось автомобиля.

Масса автотранспорта и осевая нагрузка связаны между собой следующим соотношением:

Масса авто = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на ось 2 + …+ нагрузка на ось N

За перевес предлагают штрафовать только собственников большегрузов

Рассчитать какую нагрузку оказывает транспортное средство на дорожное полотно достаточно просто, нужно знать, что ограничения действуют по нескольким параметрам, таким как вес машины и нагрузка на ось. Для этого необходимо знать сколько допускается грузить на ось (на переднюю и заднюю), что в сумме даст нам вес автомобиля. Но это для двухосного грузовика, например, для Газели. Если автомобиль имеет три оси, тогда необходимо знать нагрузку передней оси и всей задней тележки (где средний и задний мост объединены), что в сумме так же даст вес автомобиля. Для транспорта с прицепом все еще сложнее и расчеты получатся ну очень приблизительными.

Производя габаритные перевозки, в обязательном порядке следует получить разрешение на транспортировку груза, превышающего норму, в которой будет указан допустимый превышающий вес или нагрузка на ось более 2%. В обязательном порядке должен быть согласован маршрут движения транспорта и обязательно производится оплата урона, который будет нанесен дорожному полотну при такой перевозке.

Не зависимо от вида организации предприятия, все штрафы за перегрузку автомобиля достаточно большие. В случае, когда перегруз обнаружен всего лишь на одной из осей транспортного средства, то все равно не получится избежать штрафа. Размеры взысканий в зависимости от величины перегруза будут следующие:

При отсутствии разрешения перегруз:

  1. от 2% до 10% – 150 тыс. руб.;
  2. от 10% до 20% – 300 тыс.руб.;
  3. от 20% до 50% – 400 тыс.руб.

Штраф за перегрузку транспортного средства накладывается на всех ответственных лиц, участвующих в транспортировке груза. Это не только перевозчик, но и компания, которая осуществляет непосредственно погрузку транспортного средства. Водитель также берет на себя ответственность за безопасность на дороге садясь за руль перегруженного автомобиля.

Штраф за перегруз в 2021 году — предотвратить или обжаловать?

Для нарушений перевозки тяжеловесных грузов, не предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, предусмотрено отдельное наказание в виде административного штрафа размером от 50 до 100 тысяч рублей. Отмечен устойчивый тренд наказания перевозчиков по этому составу правонарушения в случае обнаружения инспектором отсутствия транспортной накладной при выявленном перегрузе. Что более печально — такое положение дел становится обыденной практикой.

В действительности отсутствие транспортной накладной (даже при выявлении перегруза) является правонарушением, квалифицируемое по статье 12.21 КоАП РФ, наказание по которой составляет всего 500 рублей либо предупреждение. Но поскольку перевозчики отказываются прибегать к услугам профессиональных юристов и пытаются отменить такие постановления самостоятельно, не имея представления о должной аргументации своих доводов, суды не удовлетворяют их жалобы, закрепляя тем самым судебную практику.

Это очередной раз подтверждает прописную истину — правовые вопросы должны решать юристы. Не пытайтесь экономить на профессиональном юристе, эта экономия приводит к еще большим потерям.

Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.

Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Если собственником грузового автомобиля в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства является физическое лицо, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, будет ли это лицо подлежать административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ?

Да, будет.

В случае фиксации превышения допустимой нагрузки автоматическими средствами штраф приходит собственнику независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. В случае выявления перегруза инспектором ГИБДД или Ространснадзора предприниматель (собственник) будет привлечен к ответственности в размере, предусмотренном для юридических лиц.

Почему так? До апреля 2017 года регистрация транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, осуществлялась на физическое лицо (то есть, без приставки “ИП” перед фамилией собственника). Пунктом 12 Приказа МВД России от 24.11.2008 года № 1001 “О порядке регистрации транспортных средств …” было установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Однако, Приказом МВД от 20 марта 2017 года № 139 вышеуказанный пункт был исключен. Теперь собственник, имея статус ИП, может выбирать в каком качестве ему регистрировать автомобиль — индивидуального предпринимателя или физического лица.

Инспектор ГИБДД или Ространснадзора, разрешая вопрос о привлечении собственника автомобиля к административной ответственности по правилам, предусмотренным для юридических лиц, запрашивает в ЕГРИП информацию о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя. Основываясь на полученных сведениях инспектор принимает решение о возбуждении административного производства.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

  • штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
  • оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
  • оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

  • факт искажения сведений;
  • наличие и размер понесенного ущерба;
  • причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

  • превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
  • в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.

Как было указано выше, обязанность соблюдать допустимые весовые параметры автомобиля с грузом относится на лицо, производящее погрузку (чаще всего это грузоотправитель). В этой связи у некоторых перевозчиков, привлекаемых к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ, формируется следующая логическая цепочка:

  1. Следить за распределением груза и его массой обязан грузоотправитель.
  2. Перевозчик этого делать не обязан.
  3. В выявленном перегрузе нет вины перевозчика.
  4. Перевозчик не должен платить штраф.

Такая логическая последовательность ошибочна. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает санкции за определенные события, определяет перечень лиц, к которым надлежит применять санкции за нарушения. Таким образом, поводом для привлечения перевозчика к административной ответственности является сам факт совершения правонарушения, даже в отсутствие его вины.

Под максимальной массой грузового автомобиля следует понимать весь вес в совокупности с водителем и грузом. Она рассчитывается с учетом количества осей в грузовике, т.к. на каждую ось должна приходиться примерно равномерная нагрузка.

Две оси До 18 т
Три оси До 25 т
Четыре оси 32 т
Пять осей 35 т

Также следует учитывать расстояние между осями. Чтобы узнать максимально разрешенный вес самостоятельно, достаточно выполнить следующее:

  1. Выписать информацию о массе кабины и прицепа из СТС.
  2. Складываем полученные значения. Важно учитывать, что часть нагрузки будет определяться на тягач.
  3. Самым оптимальным вариантом является определение нагрузки до 75% на прицеп, и 25% – на тягач.
  4. Делим на количество осей полученную цифру.
  5. 25% суммы массы груза прибавляем вес самого тягача, итог делим на количество задних осей.

При расчете могут присутствовать другие нюансы. Чтобы все упростить и получить максимально точную информацию, рекомендуется открыть документы, предназначенные для соответствующей марки грузовика, и узнать сведения там. Они рассчитываются заводом-изготовителем и достоверными.

При въезде в большинство городов областного значения есть пункты весового контроля, которые водители грузовиков должны проходить в обязательном порядке. Они обозначаются соответствующими знаками.

Существует несколько разновидностей подобных пунктов, где могут определить перегруз:

  • Стационарные. Они устанавливаются в строго определенных местах, наличие персонала для контроля в данном случае не требуется.
  • Передвижные. Оборудованы в специальных фургонах, которые могут менять место своей дислокации в соответствии с заданными маршрутами. Измерение перевеса производится в статическом и динамическом режимах.
  • Динамические. На таких пунктах замер производится при помощи специального датчика. Автомобиль должен передвигаться на минимальной скорости.

В последнем случае прибор должен иметь соответствующие сертификаты. Кроме того, минусом его использования является такое частое явление, как погрешность: иногда они могут показывать и 3% перевеса, когда его фактически нет.

Можно выделить несколько причин, почему штраф за перегруз был введен уже давно, и на что такое нарушение влияет:

  • Эффективность торможения. Тормозная система каждого автомобиля рассчитана на определенный вес. При перегрузе может увеличиваться длина тормозного пути, а в некоторых случаях педаль попросту не срабатывает, что влечет более тяжелые последствия в виде ДТП.
  • Вероятность опрокидывания. Если багаж в кузове не закреплен, к тому же есть существенный перевес, при малейшем повороте или во время движения по плохой дороге грузовик может перевернуться. Это опасно не только для самого водителя, но и для других участников дорожного движения.
  • Порча дорог. Во многих субъектах действует запрет на пересечение грузовыми автомобилями черты города. Это делается во избежание нанесения повреждений асфальту, потому как каждая дорога рассчитана на определенный трафик машин с небольшим весом. Чтобы въехать в город, на грузовики с перевесом оформляются разрешения.
  • Повышение вероятности заноса транспорта. Во время движения по обледеневшей или мокрой дороге гораздо проще уйти в занос. Если машина вдобавок ко всему перегружена, это значительно усложнит процесс стабилизации управления.

Несмотря на всю опасность перегруза и наличие штрафных санкций, водители грузовиков редко соблюдают установленные ограничения. Это негативно отражается на статистике ДТП и долговечности городских дорог.

Согласно законодательству, водителям запрещается эксплуатировать автомобили, если перегруз превышен на 2% от допустимой нормы. Чтобы продолжать ездить, потребуется оформление специального разрешения.

Если водитель уверен, что не нарушал требования законодательства касаемо максимальной массы снаряженного грузовика, он вправе обжаловать постановление ГИБДД через вышестоящее руководство или в судебном порядке. Однако шанс на обжалование минимален: придется доказывать свою правоту и недостоверные сведения измерительного прибора.

Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси.

Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны простым соотношением:

Масса автомобиля = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю ось.

Масса нагрузки на заднюю ось автомобиля, как правило, больше, чем на переднюю ось. Это зависит от того, что грузовая платформа расположена в задней части машины, а спереди идет нагрузка от кабины и силового агрегата.

ВР предлагает повторно повысить штрафы за перегруз. А какие штрафы в Штатах?

За перегруз транспорта несут ответственность те лица, которые осуществляют контроль за погрузкой и транспортировкой груза. В случае нарушения норм нагрузки на ось назначается штраф, который обязан выплатить владелец машины.

В зависимости от уровня ответственности водителя изменяется сумма штрафа для него. Физические лица платят 1500-2000 р. Должностные 15 тысяч рублей, а юридические – 400 000 р.

В случае, когда документ заполнен неверно, имеет ошибку в расчетах по нагрузке на оси, ответственность оплаты штрафа возлагается на физическое лицо в размере 5 тыс. рублей. Юридическое лицо заплатит в 50 раз больше.

Решите свою проблему прямо сейчас!

При погрузках машин, предназначенных для дальних перевозок больших грузов, берется в учет таблица норм допустимого веса, который будет давать нагрузку на оси.

От количества осей зависит максимальный уровень нагрузки. Двуосным машинам разрешено брать груз до 18 тонн, трехосным – 25 т, четырехосным – 32 т, пятиосным 35 т. В учет берется масса не чистого груза, а вес всего автомобиля с грузом вместе.

Если на контрольном посту при взвешивании будет обнаружен перегруз, выписывается штраф, который оплачивает владелец транспортного средства передвижения в соответствии с типом его ответственности (физ. лицо, юр. лицо или представитель).

Ответственность за исполнение оплаты штрафа возлагается на водителя только потому, что он находится за рулем. Однако, это не означает, что водитель должен оплатить сам штраф. Он может быть посредником между лицом, несущим ответственность за перевозку или являющимся прямым собственником транспорта.

Если водитель решил заплатить штраф по месту создания акта о факте перегруза, тогда владелец не должен оплачивать его повторно в том случае, если ему приходит извещение об уплате штрафа как владельцу машины или юридически ответственному за перевоз груза. В этом случае необходимо предоставить квитанцию оп оплате и оспорить извещение по уплате штрафа за перегруз.

Водителю необходимо помнить о том, что перегруз автомобиля ведет в нагрузке на оси, а те, в свою очередь, оказывают давление на полотно дорог. Давление настолько высокое, что дорожное покрытие выходит из строя раньше времени, так как не предназначено для чрезмерных нагрузок.

Помимо порчи дорог при перегрузе автомобиля водитель подвергает риску свою жизнь и может оказаться провоцирующим фактором в аварийной ситуации, так как управление машины будет сложным, в некоторых случаях – невозможным. Транспортное средство из-за перегруза может выйти из под контроля, особенно на тех видах дорог, где есть множество извилистых поворотов, есть серпантины.

И последний неприятный момент, о котором должен всегда помнить водитель, это оплата штрафа, который, даже в минимальной ставке, достаточно велик и может составить четверть месячного заработка. Узнать, какой штраф предусмотрен за перегруз, водитель может из таблицы по нормам нагрузки на ось своего вида транспорта.

Допускается перегруз до 2% от максимально разрешенной нагрузки на оси. С 2% начинаются штрафы.

Как рассчитать нагрузку на ось

Для расчета нагрузки на ось в расчет берется показатель общего веса машины, допустимые нормы нагрузки на ось. При расчетах также учитывается состояние дороги, по которой будет проложен путь следования транспортного средства.

Видео: НЕ ВЫТЯНУЛ ПОДЪЕМ.. ПЕРЕГРУЗ И КРУШЕНИЯ

Лиц, в той или иной мере участвующих в организации перевозок, интересует, кто платит штраф за перегруз машины:

  • Если владельцем транспортного средства является частное лицо, платит собственник.
  • Если перевозками занимается организация, штраф налагается на нее и на должностных лиц, ответственных за конкретную перевозку.
  • Водитель заплатит за игнорирование дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось на отдельных участках пути.
  • Сколько придется заплатить, можно узнать из таблиц, приведенных выше.

Для легковых автомобилей документацией тоже предусмотрены максимальные нагрузки. Наиболее очевидный случай перегруза легковой машины – большее количество пассажиров в ней, чем предусмотрено мест для сидения. Но и перевозка тяжестей сверх положенных норм тоже наказывается. В обоих случаях штраф составит 500 рублей.

Возможность неуплаты штрафа или его обжалования

Просто не платить наложенные на вас штрафы нельзя. При неуплате в течение отведенных для этого 60 дней вы попадете в базы данных исполнительной службы и у вас сразу возникнут проблемы, в частности, не сможете выехать за рубеж. В итоге все равно придется уплатить штраф добровольно либо его взыщут в принудительном порядке.

Если вы считаете, что штраф на вас наложен незаконно, такие действия должностных лиц следует обжаловать.

  1. Во-первых, снижается управляемость автомобиля (особенно на мокрой дороге), в связи с чем вырастает риск возникновения аварийной ситуации.
  2. Во-вторых, покрытие дороги рассчитано на конкретные нагрузки и приходит в негодность в результате их превышения.
  3. В-третьих, возрастает риск заноса при экстренном торможении.
  4. В-четвертых, вследствие превышения нагрузок, на которые ни кузов, ни прицеп не рассчитан, сама техника быстрее приходит в негодность.

В законодательстве РФ содержатся жесткие требования, касающиеся перевозки грузов различными видами автомобильного транспорта.

  • В паспорте транспортного средства (далее – ПТС) указаны максимальные показания веса грузового автомобиля и нагрузок на его оси. Величина данных показателей устанавливается в соответствии с приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года.
  • Массу груза определяет и указывает в транспортных документах грузоотправитель. Загрузка осуществляется в присутствии представителя перевозчика. Иные варианты возможны лишь в том случае, когда это предусмотрено договором.
  • Представитель перевозчика осуществляет контроль над правильным размещением груза по прицепу. Важно проверить наличие и надежность крепления, поскольку незакрепленный груз может сместиться во время поездки. Возникнет превышение нагрузки на ось, которого не было изначально.
  • Существуют ситуации, в которых необходимо осуществить транспортировку груза, вес которого выше допустимых значений (например тяжелая цельная конструкция). В случае превышения веса на 2% от установленного в ПТС возникает необходимость оформить специальное разрешение, утвердить маршрут проезда в Росавтодоре того региона, где произошла загрузка. Вдобавок ко всему придется возместить вред, причиняемый дорожному полотну.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *