Количество чиновников в России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Количество чиновников в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.

Каких госслужащих будут сокращать в 2022 году

Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.

По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.

Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.

Когда очередная административная реформа только планировалась, назывались разные цифры относительно того, кого считать чиновниками:

  • по данным заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, в 2019 году в России было 2,4 миллиона человек. Это 163 человека на 10 тысяч населения или 3,3% от численности всех занятых в экономике;
  • по данным Росстата, цифра меньше: 603 тысяч федеральных чиновников, 252 тысячи региональных и 395 тысяч муниципальных. И по данным Росстата в 2017 году на 1000 работающих было только 29,6 чиновников;
  • по данным того же Росстата, в 2018 году в России было 2,2 миллиона сотрудников государственных органов, местного самоуправления и избирательных комиссий.

Как видно, при таком разбросе цифр достаточно сложно будет понять, удалось ли добиться поставленной цели. Но на этот раз чиновники не просто пояснили, что будут делать – но также и отчитались по итогу реформы (причем о результатах стало известно 31 марта – ровно за день до назначенной даты).

Минфин назвал общую численность чиновников в России

Численность чиновников, силовиков и бюджетников обычно критикуют с позиций того, какой процент от численности занятых в экономике или от всего населения страны они составляют. Ведь абстрактные 10 миллионов человек не говорят ни о чем, однако если это каждый 14-й житель России – ситуация начинает играть новыми красками.

Раздувание государственного аппарата в России началось еще с ранних советских лет: если в 1913 году на тысячу жителей в России было всего 1,63 чиновника, то в 1922-м – уже 5,2, в 1928-м – 6,9. Затем количество выросло до 10,2 человек в 1950 году, снизившись только к 1985 году до 8,7. Но если взять даже современные цифры, то на каждую тысячу человек получится:

  • около 16 госслужащих;
  • более 11 силовиков;
  • больше 40 бюджетников.

Правда, по некоторым данным, пиковые цифры Россия прошла в 2014 году – однако снова возникают сложности в том, чтобы сопоставить данные.

А если посмотреть статистику других стран, увидим следующее:

  • Китай – 7 миллионов чиновников на страну, но это всего 4,88 штатных единицы на тысячу человек населения;
  • США – 2,1 миллиона чиновников, что дает 6,37 ставки на тысячу населения;
  • Германия – 508 тысяч госслужащих, или чуть более 6 на тысячу человек;
  • Великобритания – 431 тысяча чиновников дает 6,37 на тысячу человек;
  • Украина – 244 тысячи чиновников, или всего 5,85 штатных единиц на тысячу человек;
  • Беларусь – 3,9 чиновника на тысячу человек;
  • Казахстан – 5,32 ставки на тысячу населения;
  • Литва – там в госуправлении работает 60 тысяч человек, но из-за небольшого населения страны это почти 22 чиновника на тысячу человек;
  • Эстония – 25 тысяч чиновников или более 19 на тысячу человек населения.

Как видно, в России с учетом численности населения штат чиновников действительно раздут – а потому любые перемены и реформы по снижению их численности будут полезными. Особенно это актуально сейчас, когда едва ли не все государственные услуги перешли в онлайн, благодаря чему можно сократить часть госслужащих, которые вели личный прием населения.

Юрий Пронько: Сергей Михайлович, мне представляется, что нынешние проблемы здравоохранения, в том числе связанные с ковидом, проистекают, по большому счёту, из пресловутой оптимизации, а также из раздолбайства чиновников, например, в части выплат медработникам, о чём на днях в Госдуме говорил генпрокурор Игорь Краснов:

За неполный год нами выявлено и пресечено свыше 370 тысяч нарушений законодательства в данной области, в результате вмешательства прокуроров более 350 тысяч граждан получили ранее задержанные выплаты на сумму более 15 млрд рублей. Среди них значительное число медработников. По актам прокурорского реагирования выплачены им положенные средства за работу и профилактику с коронавирусной инфекцией более 900 млн рублей.

Сергей Михайлович, как такое возможно? Я надеюсь, что за этим заявлением последуют и уголовные дела, и посадки. Вот что говорит генпрокурор: у тех медиков, которые работают в «красной зоне», попытались «заныкать» почти миллиард рублей. Вы находите какое-то объяснение такому явлению?

– Вы говорите «раздолбайство», а я убеждён, что многие люди старшего поколения сказали бы жёстче – «страх потеряли». И это действительно так. Потому что вот эта безответственность витает везде, куда ни посмотри.

Я всегда говорю, что у любого ЧП всегда обязательно есть фамилия, имя и отчество чиновника или должностного лица, которые что-то не так сделали. Либо это коррупционер, либо чиновник, работающий спустя рукава по принципу «после меня хоть потоп».

Ведь действительно, это важнейший момент: когда врачи, рискуя своей жизнью, спасают людей, президент даёт поручение сделать им доплаты. А кто-то считает – «да ладно, подождут». Потому что это его не касается. А вот если бы этого чиновника отправить туда, в «красную зону», чтобы он в этом комбинезоне хотя бы два часа побыл, когда ни воды попить, ни в туалет не сходить. Да он взвыл бы, он бы понял, что это такое. Ведь это ещё и физическая работа большая.

Но коль скоро вы напомнили о выступлении в Госдуме генпрокурора, то я скажу – он молодец! Впервые на моей памяти было такое выступление генерального прокурора в парламенте. Ведь когда он говорил о правонарушениях, о преступлениях, он говорил о об экономических причинах, в том числе о коррупции, о монопольном картельном сговоре, о повышении тарифов и многом другом.

– Он приводил конкретные примеры конкретных регионов. Я тоже был приятно удивлён этим выступлением.

– Впервые я услышал, чтобы генпрокурор так чётко всё сказал по поводу лесных пожаров и так называемых зон контроля, введённых несколько лет назад, согласно которым лес можно не тушить, пока огонь не подойдёт к населённым пунктам. Краснов сказал, что это правило надо менять. И это полностью совпадает с позицией нашей фракции.

– Итак, мы говорим о проекте госбюджета на 2022–2024 годы, который в эти дни обсуждается в Госдуме. К сожалению, бюджетная политика, которая не первый год проводится Минфином России во главе с Антоном Силуановым, вызывает всё больше и больше вопросов. По большому счёту эта политика свелась к изъятию денег из экономики, направлению дополнительных нефтегазовых доходов на скупку иностранной валюты, на пополнение ФНБ. Однако в «Единой России» утверждают, что ассигнования будут увеличены.

Сергей Михайлович, в записках и обоснованиях по проектировкам бюджета на ближайшие три года ожидаемый экономический рост обозначен в 3%. Получается, они дезавуировали указ президента Путина, в котором предусматривается рост выше мировых показателей? То есть ни ЦБ, ни Минфин, ни правительство в целом не собираются выполнять указ президента.

Что именно не устраивает вас в проекте бюджета?

– Реальные фиксированные суммы понижены. И это – в условиях пандемии. Наша фракция будет голосовать против этого бюджета, потому что это бюджет консервации бедности, отставания в экономическом развитии нашей страны от всех других стран. Мы видим, что сокращаются все социальные расходы, в том числе и на здравоохранение, и на образование, и на культуру. Нет никакого роста экономики, зато вводится правило отсечения, для того чтобы опять деньги в кубышку складывать.

Но ведь там же уже 14 триллионов рублей! У нас профицит бюджета 2,1 триллиона рублей! Неужели непонятно, что эти деньги надо направить на ту же индексацию пенсий работающим пенсионерам, на то, чтобы вернуть пенсионный возраст, на то, чтобы поднять реальные зарплаты, дать людям деньги. Мы предлагали ввести справедливый базовый доход. Вот что сегодня нужно.

Если у людей будут деньги, у них будет рост платежёспособности, они с этими деньгами пойдут в магазин, они будут покупать товары, а значит, будет расти спрос, и экономика заработает. Этот экономический механизм понятен всем, кроме нашего министра финансов и всего финансового-экономического блока, которые продолжают толкать деньги в ФНБ. И возникает ещё вопрос: а как там эти деньги хранятся? Не в ценных ли бумагах замечательного «дружественного» государства США?

– И в ценных бумагах Британии, Франции, других стран.

– Мы кредитуем их экономики, а наша экономика не требует денег? Разве не нужно, чтобы заработала наша экономика, а самое главное – чтобы люди задышали? Чтобы действительно у нас хотя бы 7% от ВВП доставались и здравоохранению, и образованию, и культуре хотя бы 3%, а не менее 1%, как сейчас.

Это я уже озвучиваю параметры нашего альтернативного бюджета, который на 9,7 триллиона рублей больше по доходам, и мы показываем, где взять эти деньги. Наш бюджет и по расходам больше на 11,7 триллиона – мы не забыли и про детей войны, и про индексации пенсий, и об увеличении заработной платы, и про здравоохранение.

Но наши предложения не услышали. Сейчас идёт второе чтение проекта бюджета. И сейчас мы уже не имеем права вносить свои предложения. Но мы в обсуждаемом проекте тоже кое-что нашли. К примеру, 185 миллиардов рублей на премирование чиновников. Ребята, а вы ничего не попутали? Может, наших пенсионеров лучше премировать индексацией пенсии?

Но мы реалисты, мы понимаем, что наши поправки будут отметены. Поэтому мы заранее знаем, что будем голосовать против этого проекта бюджета.

– Сергей Михайлович, но если послушать ваших коллег по Думе, того же Андрея Макарова, то борьба с бедностью у них уже увенчалась успехом, это в других странах большие проблемы. Вот как рапортует глава комитета Госдумы по бюджету и налогам:

На фоне повсеместного повышения уровня бедности во всех странах, где разбрасывались вертолётные деньги, у нас в стране уровень бедности в кризис сократился – 12,1%, в кризис, я подчеркиваю, бедность не возросла, а сократилась.

Я-то считаю, что у нас катастрофическая ситуация в демографии и с доходами населения. Сергей Михайлович, на ваш взгляд, депутаты Госдумы вообще понимают, как страна живёт?

– Послушав господина Макарова, захотелось спросить: в какой замечательной России он живёт, где всё вообще хорошо? Давайте конкретно по названной им цифре. По данным Росстата, якобы действительно уровень бедности был 12,3%, а стало 12,1%. И что-то мне подсказывает, что, возможно, эти люди просто умерли, вот и бедных стало меньше.

А теперь давайте посмотрим в корень. Весной этого года, когда был отчёт правительства в Госдуме, я задал простенький вопрос господину Силуанову по поводу того, как у нас считается – кто бедный, а кто не бедный? Я спросил: я правильно понимаю, что если человек получает хотя бы на 100 рублей меньше прожиточного минимума, то он бедный, а если получает на 100 рублей больше, то он уже не бедный? «Да», – ответил господин Силуанов. А реально у нас более 40 миллионов бедных в стране. То, что сегодня министр и финансово-экономический блок правительства называет бедностью, на самом деле нищета.

Бедных у нас больше половины людей, которым только-только на еду хватает, а многие и впроголодь живут. Какая ипотека? Откуда деньги на решение каких-то других проблем? И вот на этом фоне в Госдуме мы слышим такие бравурные речи о том, что мы впереди планеты всей, у нас всё хорошо.

Полная версия интервью доступна в видеоформате, здесь же представлена лишь часть беседы Сергея Миронова с Юрием Пронько.

Если планы минфина все же будут реализованы, то от сокращений могут пострадать в первую очередь госслужащие в региональных учреждений, считает Кудюкин. Больше всего их, по его словам, в налоговых инспекциях.

Пострадать также могут, например, сотрудники государственной трудовой инспекции, предполагает он. В инспекциях в регионах работают достаточно много человек, но там есть проблемы с нехваткой кадров. Например, по словам Кудюкина, у них хватает сотрудников для реагирования на жалобы и внеплановые проверки, а вот с плановым проверками — уже сложно.

Калинин думает, что под сокращения могут попасть «обеспечивающие и обслуживающие структуры, бэк-офис». В пример он приводит планируемый переезд министерства экономического развития, министерства торговли и промышленности и других структур в небоскребы Москва-Сити. Формально из-за этого переезда некоторые позиции — например, в управлении делами министерств — становятся избыточными, полагает он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *