Государственная социальная помощь малоимущим в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная социальная помощь малоимущим в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основным условием для выплаты детского пособия малоимущим семьям, а также оказания иной помощи является обретение семьей статуса малообеспеченной. Порядок признания таковой регулируется нормами закона «О порядке …» от 05.04.2003 № 44-ФЗ. Согласно ст. 2 этого закона статус малообеспеченной семьи присваивается на основании представленных гражданами сведений. Занимаются этими вопросами органы социальной защиты по месту жительства семьи.

Оценка обеспеченности проводится по двум параметрам:

  • размер среднемесячного дохода на семью — рассчитывается за последние 3 месяца, предшествующих обращению;
  • оценка имущественной обеспеченности, то есть проверка того, не превышает ли имеющееся у семьи имущество (прежде всего, недвижимость и автотранспорт) определенных норм в регионе проживания.

Важно! Согласно ст. 13 ФЗ № 44 в семью включаются супруги, их родители и дети (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы), сестры и братья, которые проживают совместно. Прочие лица даже при совместном проживании в состав семьи не входят.

Согласно ст. 3 ФЗ № 44 для оформления статуса малообеспеченной семьи необходимо написать заявление и представить:

  • копии паспортов (свидетельств о рождении) заявителя и других членов семьи;
  • копии документов на недвижимость и транспорт;
  • свидетельство о браке (при наличии);
  • справки 2-НДФЛ и другие документы о наличии дохода;
  • справку о составе семьи.

Список документов отличается в зависимости от конкретной ситуации или региона. Кроме того, часть сведений органы соцзащиты получают самостоятельно — в загсе, налоговой инспекции, Росреестре, ГИБДД.

Выплаты малоимущим семьям в 2022 году

Согласно ст. 15 ФЗ № 44 размер дохода рассчитывается следующим образом:

  1. Доходы всех членов семьи (заработная плата, пенсия, пособия, другие социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, сдачи имущества в наем, от реализации произведенной продукции и т. д.), полученные за последние 3 календарных месяца до обращения в органы соцзащиты складываются.

Важно! При подсчете все заработанные родителями средства, согласно ст. 7 ФЗ № 44, учитываются в суммах до уплаты налогов.

  1. Далее полученная сумма делится на 3. Таким образом вычисляется среднемесячный доход семьи.
  2. Среднемесячный доход делится на количество членов семьи. Если получившаяся в итоге цифра будет меньше прожиточного минимума в регионе проживания, то семья считается малоимущей.

Вопрос о показателе имущественной обеспеченности в каждом регионе регулируется индивидуально. Общим признаком малообеспеченности является наличие у семьи единственного жилого помещения, площадь которого меньше, чем положено всем членам семьи по социальной норме для конкретного региона.

Требования в отношении стоимости и количества другой недвижимости, транспортных средств, счетов в банке определяются в каждом регионе.

В большинстве регионов также выплачиваются пособия на детей малообеспеченным семьям до достижения ими 18 лет. Размеры таких пособий зависят от финансовых возможностей регионов, а также от дополнительных критериев, поэтому могут различаться в несколько раз.

Если ребенка воспитывает одинокий родитель, один из родителей уклоняется от выплаты алиментов или проходит срочную службу, размеры пособий будут больше.

Пособия оформляются в органах соцзащиты. Там же можно узнать о них подробнее.

Обратите внимание! Для получения гражданами сведений о мерах соцзащиты разработаны специальные информационные системы, предполагающие предоставление информации, в частности, через Единый портал госуслуг.

Правила назначения пособий для малоимущих изменятся в 2022 году

Еще один вид помощи, на который могут претендовать малообеспеченные семьи, как с детьми, так и без них — это государственная социальная помощь, оказываемая органами социальной защиты по месту проживания нуждающихся граждан (ст. 8 ФЗ «О государственной…» от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Такая помощь подразумевает и единовременные выплаты, и продукты, и лекарства. Оказывается она в индивидуальном порядке в зависимости о степени нуждаемости граждан.

Один из способов оказания помощи — заключение социального контракта. В его рамках гражданин либо члены его семьи принимают на себя обязательства по выходу из трудной жизненной ситуации (например, трудоустроиться, получить дополнительное образование, завести подсобное хозяйство и т. д.), а в обмен на это им оказывается социальная помощь (единовременная или периодическая).

Для получения социальной помощи необходимо обратиться с заявлением в местный орган соцзащиты и представить документы, подтверждающие факты малообеспеченности и наличия трудной жизненной ситуации. Специальная комиссия рассматривает заявление в течение 10 дней и принимает решение о том, возможно ли произвести денежные выплаты малоимущим семьям с детьми (или без них) либо оказать иную помощь.

В соответствии с пунктом 5 приложения N 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Министр А.О. Котяков

1. Настоящие Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее — Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 приложения N 86 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее — Правила предоставления субсидий):

органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта и формы социального контракта;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения (далее — органы занятости населения);

органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия по содействию в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;

органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства;

органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства;

органам социальной защиты населения, уполномоченным принимать решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ);

иным организациям, принимающим участие в оказании гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта.

2. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации;

программа социальной адаптации — разработанный ответственным представителем органа социальной защиты населения совместно с гражданином и иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными организациями перечень обязательных для получателей государственной социальной помощи мероприятий, направленных на повышение среднедушевых доходов гражданина (семьи гражданина) и на выход гражданина (семьи гражданина) из трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем, сроки и порядок реализации этих мероприятий;

проверка (комиссионное обследование) сведений, указанных гражданином в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта — посещение места проживания гражданина, подавшего заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее — заявитель) и его семьи с целью определения соответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащем заявителю (семье заявителя) на праве собственности, жилищно-бытовым условиях.

3. Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).

4. Основными принципами реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:

добровольность участия;

обязательность исполнения условий социального контракта;

индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации;

обеспечение персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.

12. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления согласно форме, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

13. Заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, подается в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации:

а) лично;

б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

14. В заявлении указываются следующие сведения:

а) сведения о заявителе, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и (или) адрес фактического проживания;

б) сведения о членах семьи заявителя, совместно проживающих с ним, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, степень родства;

в) реквизиты счета заявителя для перечисления средств в рамках социального контракта.

г) согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных.

К заявлению также прикладываются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, сведения об имуществе, сведения о доходах заявителя (одиноко проживающего гражданина) и членов его семьи за три месяца, предшествующих дате подачи заявления.

Рекомендуемая форма заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

15. Орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения. Заявления граждан, проживающих в семьях с детьми, рассматриваются в приоритетном порядке.

В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.

При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен в срок, установленный первым абзацем настоящего пункта, уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения.

16. Состав семьи гражданина, обратившегося с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, с целью расчета среднедушевого дохода гражданин (семьи гражданина) определяется (учитывается) в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом факт совместного проживания является приоритетным для учета состава членов семьи.

Факт совместного проживания может быть установлен сотрудниками органов социальной защиты населения в следующих случаях:

наличие регистрации по одному месту жительства. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в МВД России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В случае если совместно с заявителем по одному адресу места жительства (пребывания) в жилом помещении зарегистрированы лица, связанные родством, свойством, фактически не проживающие совместно и (или) не ведущие совместного хозяйства, сведения о таких фактах подтверждаются актом обследования условий проживания семьи, составленным органом социальной защиты в рамках проведения проверки (комиссионного обследования), в том числе на основании свидетельских показаний (соседей, родственников и т.д.);

установление факта оплаты жилищно-коммунальных услуг разными членами семьи заявителя. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В случае отсутствия таких сведений органам социальной защиты населения рекомендуется обращаться в коммунальные службы по месту жительства (фактического пребывания) таких граждан.

При наличии расхождения полученных от МВД России путем межведомственного запроса данных о составе семьи заявителя с данными, полученными по результатам фактической проверки места жительства (места пребывания), следует руководствоваться сведениями, полученными в результате фактической проверки.

21. При положительном решении о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта:

заявителю направляется уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием даты явки заявителя в орган социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания для составления программы социальной адаптации;

назначается ответственный сотрудник из числа сотрудников органа социальной защиты населения (далее — куратор) с целью проведения собеседования с гражданином.

22. С целью составления программы социальной адаптации в течение 10 календарных дней с момента направления уведомления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта куратором проводится собеседование в дистанционной форме или лично при обращении в орган социальной защиты населения с гражданином, обратившимся с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, для выяснения жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, в том числе:

отсутствие доходов от трудовой деятельности у трудоспособного члена семьи или одиноко проживающего гражданина по состоянию здоровья;

банкротство или ликвидация предприятия;

отсутствие доступных мест в организациях дошкольного образования, осуществляющих уход за малолетним ребенком;

отсутствие подходящих вакантных рабочих мест по месту жительства;

недостаточный уровень доходов от трудовой деятельности из-за низкооплачиваемой работы у трудоспособных членов семьи или одиноко проживающего гражданина;

иные обстоятельства, обосновывающие отсутствие доходов.

23. При проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации уточняется следующая информация:

а) цель получения государственной социальной помощи на основании социального контракта;

б) предполагаемый срок заключения социального контракта;

в) уровень образования;

г) опыт работы;

д) наличие предложений от заявителя по составу мероприятий программы социальной адаптации;

е) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;

ж) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;

з) иная информация, необходимая для составления программы социальной адаптации.

При проведении собеседования куратор определяет предполагаемое основное мероприятие социального контракта (поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства).

24. В зависимости от предполагаемого основного мероприятия социального контракта уточняются следующие обстоятельства:

По основному мероприятию «поиск работы»:

а) наличие регистрации в качестве безработного или ищущего работу;

б) отрасль текущего (предыдущего) места работы;

в) причины желания сменить текущее место работы (сферу деятельности);

г) наличие регистрации на портале «Работа в России»;

д) текущее направление (отрасль) трудовой деятельности;

е) желаемое направление (отрасль) трудовой деятельности;

ж) наличие неформальной текущей трудовой деятельности (в какой сфере);

з) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

и) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

й) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

к) потребность в получении юридической помощи.

К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию «поиск работы» привлекаются: органы занятости населения, органы местного самоуправления.

По основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»:

а) отрасль создаваемого объекта предпринимательской деятельности;

б) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;

г) наличие опыта в выбранной сфере;

д) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

е) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

ж) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;

з) наличие бизнес-плана*(2);

и) потребность в помощи в составлении бизнес-плана;

й) потребность в получении юридической помощи.

К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» привлекаются: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, уполномоченные в сфере сельского хозяйства, органы занятости населения, органы местного самоуправления.

28. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации.

29. В состав межведомственной комиссии могут входить уполномоченные представители органов занятости населения, органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства.

В работе межведомственной комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.

30. Программа социальной адаптации утверждается на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.

Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.

В случае наличия замечаний по составу мероприятий программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения.

При утверждении программы социальной адаптации орган социальной защиты населения не позднее чем через 2 рабочих дня после ее утверждения уведомляет заявителя об этом и о необходимости явиться в орган социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней для заключения социального контракта.

31. В социальном контракте отражаются следующие сведения:

предмет социального контракта;

срок действия социального контракта;

права и обязанности гражданина и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;

виды и размер государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта;

контрольные мероприятия в целях мониторинга исполнения социального контракта и мероприятий социальной адаптации;

порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания социального контракта руководителем органа социальной защиты населения и гражданином один экземпляр рекомендуется в течение 1 рабочего дня передать гражданину для его реализации. Второй экземпляр социального контракта рекомендуется хранить в учетном деле гражданина.

32. В зависимости от выбранного основного мероприятия социальный контракт может содержать обязанности сторон, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий, а также настоящими Методическими рекомендациями.

33. Социальный контракт со студентами учебных заведений очной формы обучения в возрасте от 18 до 23 лет, проживающими отдельно от родителей и имеющими одновременно регистрацию по месту пребывания (по адресу общежития учебного заведения) и по месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации либо на другой территории того же субъекта Российской Федерации, может быть заключен органом социальной защиты населения в случае если такая возможность предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

34. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ социальный контракт не может быть заключен с гражданином, если у него или членов его семьи уже есть действующий социальный контракт.

35. Социальный контракт между гражданином и органом социальной зашиты населения может заключаться неоднократно. Необходимость заключения с гражданином следующего социального контракта, в том числе по иному направлению, определяется органом социальной защиты населения самостоятельно и зависит от достижения (недостижения) предусмотренного пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций конечного результата предыдущего социального контракта.

36. Размер денежных выплат, предоставляемых гражданину на основании социального контракта, их периодичность и срок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

37. В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются:

а) по основному мероприятию «поиск работы» — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации на год заключения социального контракта, в течение месяца с даты заключения социального контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданином (в том числе на срочной основе). При этом трудоустройством рекомендуется также считать заключение гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг.

В случае, если в течение срока действия социального контракта гражданин трудоустраивается несколько раз, денежные выплаты рекомендуется осуществлять единожды, после первого трудоустройства;

б) по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» — не более 250 000 рублей в зависимости от сметы расходов, указанной в утвержденном межведомственной комиссией бизнес-плане гражданина или по мере наступления расходных обязательств.

При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин, получение лицензий), до 15% — на аренду или приобретение помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты (или вся ее сумма, в случае отсутствия ранее указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов.

К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

К материально-производственным запасам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».

При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;

в) по основному мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» — не более 100 000 рублей в зависимости от сметы расходов, утвержденной межведомственной комиссией, на товары, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, по мере наступления расходных обязательств.

Перечень товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, определяется субъектом Российской Федерации с учетом статьи 6 Федерального закона N 112-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».

При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана по развитию личного подсобного хозяйства при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;

г) по основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации на год заключения социального контракта (но не более 6 месяцев).

При этом данная выплата может осуществляться как ежемесячно, так и единовременно за весь срок действия социального контракта, например, с целью приобретения дорогостоящих товаров первой необходимости (холодильник, кухонная плита и др.).

38. С целью реализации мероприятий по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по ведению личного подсобного хозяйства орган социальной защиты населения оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования. При этом направления обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой в дальнейшем гражданин планирует трудоустроиться, или отрасли, в которой гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность или ведение личного подсобного хозяйства.

Орган социальной защиты населения при осуществлении основного мероприятия «поиск работы» направляет гражданина в орган занятости населения с целью прохождения гражданином профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в случае наличия у ��ргана занятости населения возможности обеспечить такое прохождение.

49. Оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта состоит из двух этапов:

1) первичная оценка выполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом;

2) оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения повышения доходов гражданина и преодоления им бедности.

50. В рамках первого этапа в течение последнего месяца действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.

Форму и порядок подготовки, рассмотрения и утверждения соответствующего заключения рекомендуется устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

51. В рамках второго этапа в течение 4-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя сведения, указанные в пункте 15 Правил предоставления субсидий, также отражающиеся по мере завершения срока действия социальных контрактов в ПУВ ЕГИССО уполномоченным сотрудником органа социальной защиты населения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующий полномочия по нормативно-правовому регулированию оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

52. Социальный контракт рекомендуется считать успешно пройденным в одном или нескольких следующих случаях:

выполнены все мероприятия программы социальной адаптации;

отсутствует нарушения условий социального контракта;

среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, рассчитанную для семьи в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических рекомендаций с учетом установленных величин прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;

среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину среднедушевого дохода гражданина (семьи) до заключения социального контракта;

выполнены требования к конечному результату, установленные пунктом 7 Правил предоставления субсидий.

Чтобы заключить социальный контракт с государством, нужно обратиться соцзащиту по месту жительства вместе с необходимыми документами. В каждом субъекте их перечень будет разным.

Скорее всего понадобятся:

заявление (бланк заполняется на месте);

паспорта всех членов семьи (для лиц младше 14 лет — свидетельства о рождении);

свидетельство о заключении или расторжении брака;

сведения об образовании;

справки о заработной плате и иных доходах за последние три месяца;

сведения об имуществе (документы на квартиру, транспортное средство, дом, земельный участок, гараж и т. д.);

справка об инвалидности, если ребенок или другой член семьи — инвалид и требует ухода;

документ о постановке на учет в центр занятости, если человек не работает.

Заявитель должен подробно рассказать социальным работникам о финансовых проблемах, а также заполнить анкету о материально-бытовом положении. Кроме того, может быть создана специальная комиссия, которая проверит жилищные условия и составит акт обследования.

Сотрудники соцзащиты тщательно проверят предоставленные заявителем сведения. Ведомство может делать запросы в налоговую, Пенсионный фонд, Росреестр и другие учреждения.

В течение 25 рабочих дней после подачи документов орган соцзащиты принимает решение, заключать социальный контракт или нет. Если материальное положение действительно тяжелое, работники госоргана разработают для заявителя специальную программу адаптации с указанием вида и размера материальной помощи, а также требованиями, которые необходимо выполнить.

Чтобы помочь гражданам выполнить условия соцпрограммы, могут быть привлечены другие государственные учреждения: биржа труда, органы исполнительной власти и местного самоуправления. При этом семья, которая заключила социальный контракт с соцзащитой, не теряет право на получение иных мер господдержки.

В рамках социального контракта помощь может быть предоставлена:

В натуральном виде— это могут быть бесплатные услуги (например, помощь в трудоустройстве или направление на обучение), лекарственные препараты, медицинское оборудование, продукты питания, одежда, канцтовары, дрова и т. д.

В денежной форме— в виде ежемесячного пособия или единовременной выплаты. Получить можно от 20 до 250 тысяч рублей в зависимости от условий, установленных в регионе.

В каждом конкретном случае вид помощи и сумму выплат определяет экспертная комиссия.

Деньги могут быть использованы на:

профессиональное переобучение;

открытие собственного бизнеса, в том числе граждане смогут приобрести расходные материалы и частично возместить стоимость арендной платы;

покупку оборудования и инструментов;

ведение личного домашнего хозяйства;

лечение тяжелобольных членов семьи;

текущие расходы, в том числе на покупку школьной формы, другой одежды и обуви для детей;

оплату пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении.

Перечень направлений в каждом регионе может быть разным.

Например, в Мордовии можно получить деньги на погашение долга за услуги ЖКХ (не более 30 тысяч рублей, если у гражданина есть несовершеннолетние дети — 50 тысяч).

Новые условия социального контракта с 2022 года

М. Мишустин подписал новое Постановление, касающееся условий социального контракта между гражданами и соцзащитой.

Премьер скорректировал сразу несколько пунктов в программе соцконтракта:

1. Деньги на детей

Теперь семьи или гражданин, участвующие в программе, могут потратить полученные денежные средства на обеспечение детей: покупку одежды, обуви и школьных товаров. Денежные средства по контракту можно потратить на обеспечение дете

2. Отмена стажировки

Стали более лояльными условия для тех, кто использует соцконтракт для переобучения: после курса обучения и перед трудоустройством на работу, стало необязательным прохождение стажировки.

3. Поддержка бизнеса

Денежные средства, выделенные по соцконтракту, можно потратить на открытие своего дела. При соблюдении условий программы, гражданин, решивший начать свой бизнес, имеет право получить от соцзащиты до 250 тыс. руб. на эти цели, в зависимости от региона. Выделенные деньги теперь можно потратить и на покупку расходных материалов, а так же частичное погашение аренды. Денежные средства можно направить на открытие ИП.

Срок действия социального контракта

Социальный контракт заключается на срок от 3 до 12 месяцев. При наличии веских оснований он может быть продлен по решению соцзащиты. В течение всего срока действия договора сотрудники соцзащиты тщательно следят за выполнением гражданами и членами их семей условий программы социальной адаптации и оценивают эффективность предложенных мер.

Участники социального контракта обязаны ежемесячно отчитываться о расходовании средств, выделенных им в рамках программы, то есть предоставлять чеки и иные платежные документы сотрудникам соцзащиты. Деньги должны быть использованы только для преодоления трудной жизненной ситуации, то есть оплачивать ежедневные расходы за счет такой помощи нельзя.

Соцзащита может в одностороннем порядке расторгнуть договор, если граждане используют средства не по назначению.

Наиболее распространенные причины для расторжения контракта:

Улучшение материального положения (когда цель контракта достигнута).

Смена места жительства.

Невыполнение условий договора.

Изменение состава семьи.

Социальный контракт на развитие личного подсобного хозяйства

Одно из самых популярных направлений для заключения социального контракта — единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Этот вид помощи особенно востребован в сельской местности.

Например, в Башкирии за 6 лет действия программы социального контракта 98% граждан-участников заключили соцконтракт именно на развитие ЛПХ.

Минтруд решил выделить развитие подсобного хозяйства в отдельный вид соцконтракта. Это значит, что с 2021 года для оказания материальной помощи по этому направлению регионы будут получать федеральные субсидии по отдельной статье. Это поможет увеличить объемы поддержки и количество участников программы.

В рамках соцконтракта людям помогают приобрести домашний скот, птицу, пчел, саженцы, кормовою базу, удобрения и т. д. Кроме того, средства могут быть выделены для покупки сельскохозяйственного инвентаря и техники для обработки приусадебных участков.

Единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства выдается при соблюдении следующих условий:

В семье трое или более детей младше 18 лет (или обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения – до окончания ими обучения, но не старше 23 лет).

У граждан должен быть в собственности земельный участок, который можно использовать для ведения ЛПХ.

У заявителей нет задолженности по земельному налогу.

Размер единовременной помощи зависит от фактической потребности семьи в деньгах, при этом сумма выплаты не может быть больше 100 тысяч рублей. Такая государственная помощь может быть предоставлена не чаще одного раза в три года.

Обязательное условие — регистрация в качестве самозанятого.

Каждый регион может развивать свои направления, адаптированные под потребности местного населения.

Например, в 2020 году в Липецкой области первые пять соцконтрактов были заключены с гражданами, которые займутся разведением клубники для известного в регионе производителя фруктовых йогуртов.

В Тыве была запущена программа, по усло��иям которой люди получают земельный надел и 200 голов овец, а через год передают их в пользование другим нуждающимся, оставляя себе приплод. Благодаря этой программе 416 семей больше не находятся за чертой бедности.

​Пособие малоимущим семьям в 2021 году

Комплексную оценку нуждаемости начали применять с 1 апреля этого года при назначении пособий малоимущим, имеющим доходы ниже регионального прожиточного минимума, на детей от трех до семи лет включительно. Это так называемый имущественный ценз и правило нулевого дохода. Такие критерии введены для того, чтобы помощь оказывалась действительно малоимущим.

С 1 июля 2021-го комплексная оценка проводится и при назначении ежемесячных пособий беременным, которые встали на учет в медорганизации на ранних сроках, и нуждающимся одиноким родителям детей от 8 до 17 лет.

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают изменения логичными. По мнению старшего научного сотрудника Института социальной политики НИУ ВШЭ Елены Гориной, если исключение из имущественного ценза угнанных автомобилей и мотоциклов можно считать косметическим изменением, то аналогичные действия в отношении имущества под арестом принципиальны.

— Имущественный ценз призван отделить действительно нуждающихся граждан от тех, кто имеет теневые доходы и достаточно собственности для комфортного проживания. Сам по себе факт ареста имущества — своего рода маркер. Он свидетельствует о том, что человек находится в сложной жизненной ситуации, поскольку накопил долги, которые не может выплачивать, — прокомментировала она.

Для наглядности приведен пример:

Расчет доходов для пособия малоимущим

Член семьи

Уровень дохода за последние 3 месяца в сумме

Расчет

Женщина

30 000

(30 000 + 60 000 + 30 000)/3/4 = 10 000 рублей на одного члена семьи.

Прожиточный минимум в регионе для каждого члена семьи составляет 11 680 рублей.

Можно обратиться за выплатами.

Мужчина

60 000

Пенсионер

30 000

Ребенок

Не получает дохода

Обратиться за пособием не сможет семья, где ее члены сознательно не работают, злоупотребляют вредными привычками. Чтобы ваш доход был минимальным, необходимо встать на учет в Центр Занятости и активно искать работу.

Поддержка семьям с детьми в 2021 году будет оказываться из средств регионального бюджета. Условия получения льгот могут различаться в зависимости от региона. Предоставляется выплата на покупку школьной формы, канцелярских товаров.

Можно также попросить о материальной помощи и своего работодателя, однако стоит помнить, что руководитель может и отказать. Если положение совсем критическое и тому есть подтверждение, то можно рассчитывать на значительную помощь от работодателя.

В то же время не стоит забывать и про иную помощь малообеспеченным семьям. Так, с 1 января действует новое пособие для семей с низким уровнем дохода на детей от 3 до 7 лет в размере половины прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2019 года. Семья с детьми, где родители потеряли работу, в августе так же получат по 3 000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка. Такую выплату получает один из родителей, даже если оба родителя стоят на бирже труда.

Этот вид господдержки доступен москвичам. Если у заявителей нет социальной карты, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми товары выдадут в натуральной форме. Если карта есть, ее пополнят баллами, которые можно потратить вместо реальных денег в магазинах партнерской сети. Так, по сертификату в Москве приобретаются холодильники, стиральные машины или телевизоры.

Семьям с детьми баллы перечисляют на покупку детских товаров. Размер такого пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей).

Как получить помощь для малообеспеченных семей

Наравне с вещами длительного пользования нуждающиеся москвичи могут получить продовольствие. Схема та же: при наличии социальной карты на нее поступят баллы, которые к оплате примут магазины-партнеры. Размер пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей). Срок действия сертификата — 1 месяц с момента начисления баллов. Если карты нет, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми выдается продуктовый набор.

Во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 04.07.2013 N 429 «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта» министерство труда и социального развития Ростовской области постановляет:

1. В целях оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 раздела 2 Положения об оказании в 2021 — 2022 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2013 N 429, утвердить:

1.1. Перечень товаров первой необходимости согласно приложению N 1.

1.2. Перечень товаров для ведения личного подсобного хозяйства согласно приложению N 2.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2021 г.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра труда и социального развития Ростовской области Горяинову М.А.

Министр
Е.В.ЕЛИСЕЕВА

Постановление вносит
отдел государственных
пособий семьям с детьми

Малообеспеченным категориям граждан России полагаются два вида пособий:

  • разовая помощь (ЕДВ);
  • регулярные субсидии.

Разовая помощь обычно оказывается в связи с определенным событием в жизни малообеспеченной семьи (например, появление на свет ребенка, утрата кормильца, потеря жилья и т. д.). Она выплачивается единовременно. Регулярные субсидии начисляются ежемесячно, причем эти выплаты нуждаются в продлении каждый год (если семья продолжает относиться к категории малоимущих).

Список единовременных пособий для малоимущих категорий граждан РФ выглядит следующим образом:

  • выплата при беременности (при условии постановки на учет до 12 недели) — 675,15 рублей;
  • выплата беременным женщинам, чьи мужья проходят службу в ВС РФ — 28 511,4 рублей;
  • выплата при усыновлении малоимущим лицом ребенка из детдома — 18 143,96 рублей;
  • финансовая помощь по сбору ребенка в школу — до 5 000 рублей на одного;
  • выплата при появлении на свет ребенка — 18 004,12 рублей.

Помимо перечисленных, в каждом субъекте России введены прочие виды адресной единовременной помощи. Условия получения и размер выплат установлены региональным законодательством.

Например, в Санкт-Петербурге введена целевая выплата на приобретение детских товаров. В Коми власти оказывают финансовую помощь на питание беременным малоимущим женщинам.

Какие льготы имеет малоимущая семья и как их получить

Учащимся и студентам, воспитываемым в малоимущих семьях, государство предоставляет следующие льготы:

  • возмещение проезда на общественном транспорте (только когда учащийся вынужден ездить до образовательного учреждения ввиду нехватки мест в заведении рядом с домом) — каждый месяц до 500 рублей;
  • компенсация средств, затраченных на приобретение школьной формы — размер субсидии устанавливается на региональном уровне (для Санкт-Петербурга эта выплата равна 4 000 рублей);
  • получение стипендии студентами-очниками: для ВУЗов размер ежемесячных выплат равен 2010 рублей, для учащихся средне-специальных учреждений — 730 рублей.

Помимо этого, на региональном уровне предусмотрены: компенсация платы за учебники; предоставление бесплатных лекарств, экскурсий, билетов в музей; льготы на питание и еще несколько десятков видов адресной помощи.

Для получения статуса малоимущей семьи потребуется подготовить и подать в соответствующие инстанции целый перечень документов. В обозначенный пакет входят:

  • Заявление установленного образца. Его имеет право заполнить любой совершеннолетний член семьи. В документе указывается территориальное ведомство, куда будет послано заявление, состав семьи, а также размер дохода, который приходится на каждого ее члена. Здесь же прописывается причина присвоения статуса «малоимущей», ставится дата и подпись заявителя.
  • Паспорт лица, отправляющего заявление. Этот же документ обязаны приложить супруг/супруга заявителя, родственники, проживающие на одной жилплощади, а также дети, достигшие 14 лет.
  • Справка о составе семьи, выписка из домовой книги или поквартирной карточки. Здесь должен быть документально подтвержден факт совместного проживания всех членов на одной жилплощади. Срок проживания в определенном субъекте РФ должен составить не менее 1 года, в обозначенном жилом помещении — не менее 3 месяцев.
  • Справка о доходах всех членов семьи. Источник доходов в данном случае значение не имеет: это может быть официальная зарплата, пенсия, детское пособие, стипендия и др. Получить такие документы можно по месту трудоустройства или из налоговых органов по месту регистрации.
  • Справка с места обучения для лиц от 18 до 23 лет, проходящих обучение в ВУЗах на очном отделении за счет бюджетных средств.
  • Медицинское заключение о наличии инвалидности (если таковая имеется). При наличии социально опасного заболевания, например, психического расстройства или неизлечимого недуга у одного из членов семьи, ему может быть присвоен статус «нуждающийся в улучшении жилищных условий».
  • Свидетельство о заключении/расторжении брака или смерти супруга/супруги (признании пропавшим (-ей) без вести).
  • Копия трудовой книжки, заверенная работодателем для официально трудоустроенных граждан. Неработающим лицам понадобится приложить справку из центра занятости о постановке на учет в данном учреждении.
  • Документ о наличии права пользования или найма жилплощади (выписка из ЕГРН или договор социального найма помещения).
  • Выписки из реестров при наличии имущества, подлежащего налогообложению.
  • Выписка из банка с предоставлением номера лицевого счета, куда потребуется зачислить денежные средства в случае признания семьи малоимущей.

Регулярные субсидии, положенные по законодательству, начисляются не позднее 26 числа каждого последующего месяца, когда было принято заявление на материальную помощь. Порядок и сроки получения региональных выплат регламентируют местные органы власти.

Начисление пособий выполняется на банковский счет заявителя, который прилагается к пакету документов.

Сегодня в тестовом режиме также действует социальная карта, которая выдается слабозащищенным слоям населения. Она пока действует только в нескольких регионах РФ, однако в течение нескольких лет ее планируют ввести на всей территории государства. На нее поступают денежные средства, которые держатель карты может потратить в соответствии с предусмотренными льготными статьями. В некоторых субъектах предусмотрены продовольственные пластиковые карты для малообеспеченных граждан.

За предоставлением дополнительных льгот необходимо обращаться в местные органы социальной защиты населения. Также оформить заявку можно через многофункциональные центры или на сайте Государственных услуг. При необходимости заявитель может делегировать свои полномочия представителю, у которого должна быть соответствующая доверенность и удостоверение личности. Максимальный период рассмотрения заявки составляет 10 рабочих дней с момента принятия заявления.

Выберите шрифт Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *