Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная социальная помощь малоимущим в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основным условием для выплаты детского пособия малоимущим семьям, а также оказания иной помощи является обретение семьей статуса малообеспеченной. Порядок признания таковой регулируется нормами закона «О порядке …» от 05.04.2003 № 44-ФЗ. Согласно ст. 2 этого закона статус малообеспеченной семьи присваивается на основании представленных гражданами сведений. Занимаются этими вопросами органы социальной защиты по месту жительства семьи.
Оценка обеспеченности проводится по двум параметрам:
- размер среднемесячного дохода на семью — рассчитывается за последние 3 месяца, предшествующих обращению;
- оценка имущественной обеспеченности, то есть проверка того, не превышает ли имеющееся у семьи имущество (прежде всего, недвижимость и автотранспорт) определенных норм в регионе проживания.
Важно! Согласно ст. 13 ФЗ № 44 в семью включаются супруги, их родители и дети (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы), сестры и братья, которые проживают совместно. Прочие лица даже при совместном проживании в состав семьи не входят.
Согласно ст. 3 ФЗ № 44 для оформления статуса малообеспеченной семьи необходимо написать заявление и представить:
- копии паспортов (свидетельств о рождении) заявителя и других членов семьи;
- копии документов на недвижимость и транспорт;
- свидетельство о браке (при наличии);
- справки 2-НДФЛ и другие документы о наличии дохода;
- справку о составе семьи.
Список документов отличается в зависимости от конкретной ситуации или региона. Кроме того, часть сведений органы соцзащиты получают самостоятельно — в загсе, налоговой инспекции, Росреестре, ГИБДД.
Выплаты малоимущим семьям в 2022 году
Согласно ст. 15 ФЗ № 44 размер дохода рассчитывается следующим образом:
- Доходы всех членов семьи (заработная плата, пенсия, пособия, другие социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, сдачи имущества в наем, от реализации произведенной продукции и т. д.), полученные за последние 3 календарных месяца до обращения в органы соцзащиты складываются.
Важно! При подсчете все заработанные родителями средства, согласно ст. 7 ФЗ № 44, учитываются в суммах до уплаты налогов.
- Далее полученная сумма делится на 3. Таким образом вычисляется среднемесячный доход семьи.
- Среднемесячный доход делится на количество членов семьи. Если получившаяся в итоге цифра будет меньше прожиточного минимума в регионе проживания, то семья считается малоимущей.
Вопрос о показателе имущественной обеспеченности в каждом регионе регулируется индивидуально. Общим признаком малообеспеченности является наличие у семьи единственного жилого помещения, площадь которого меньше, чем положено всем членам семьи по социальной норме для конкретного региона.
Требования в отношении стоимости и количества другой недвижимости, транспортных средств, счетов в банке определяются в каждом регионе.
В большинстве регионов также выплачиваются пособия на детей малообеспеченным семьям до достижения ими 18 лет. Размеры таких пособий зависят от финансовых возможностей регионов, а также от дополнительных критериев, поэтому могут различаться в несколько раз.
Если ребенка воспитывает одинокий родитель, один из родителей уклоняется от выплаты алиментов или проходит срочную службу, размеры пособий будут больше.
Пособия оформляются в органах соцзащиты. Там же можно узнать о них подробнее.
Обратите внимание! Для получения гражданами сведений о мерах соцзащиты разработаны специальные информационные системы, предполагающие предоставление информации, в частности, через Единый портал госуслуг.
Правила назначения пособий для малоимущих изменятся в 2022 году
Еще один вид помощи, на который могут претендовать малообеспеченные семьи, как с детьми, так и без них — это государственная социальная помощь, оказываемая органами социальной защиты по месту проживания нуждающихся граждан (ст. 8 ФЗ «О государственной…» от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Такая помощь подразумевает и единовременные выплаты, и продукты, и лекарства. Оказывается она в индивидуальном порядке в зависимости о степени нуждаемости граждан.
Один из способов оказания помощи — заключение социального контракта. В его рамках гражданин либо члены его семьи принимают на себя обязательства по выходу из трудной жизненной ситуации (например, трудоустроиться, получить дополнительное образование, завести подсобное хозяйство и т. д.), а в обмен на это им оказывается социальная помощь (единовременная или периодическая).
Для получения социальной помощи необходимо обратиться с заявлением в местный орган соцзащиты и представить документы, подтверждающие факты малообеспеченности и наличия трудной жизненной ситуации. Специальная комиссия рассматривает заявление в течение 10 дней и принимает решение о том, возможно ли произвести денежные выплаты малоимущим семьям с детьми (или без них) либо оказать иную помощь.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Министр | А.О. Котяков |
1. Настоящие Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее — Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 приложения N 86 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее — Правила предоставления субсидий):
органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта и формы социального контракта;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения (далее — органы занятости населения);
органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия по содействию в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства;
органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства;
органам социальной защиты населения, уполномоченным принимать решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ);
иным организациям, принимающим участие в оказании гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта.
2. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации;
программа социальной адаптации — разработанный ответственным представителем органа социальной защиты населения совместно с гражданином и иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными организациями перечень обязательных для получателей государственной социальной помощи мероприятий, направленных на повышение среднедушевых доходов гражданина (семьи гражданина) и на выход гражданина (семьи гражданина) из трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем, сроки и порядок реализации этих мероприятий;
проверка (комиссионное обследование) сведений, указанных гражданином в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта — посещение места проживания гражданина, подавшего заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее — заявитель) и его семьи с целью определения соответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащем заявителю (семье заявителя) на праве собственности, жилищно-бытовым условиях.
3. Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
4. Основными принципами реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
добровольность участия;
обязательность исполнения условий социального контракта;
индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации;
обеспечение персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.
12. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления согласно форме, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
13. Заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, подается в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации:
а) лично;
б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
14. В заявлении указываются следующие сведения:
а) сведения о заявителе, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и (или) адрес фактического проживания;
б) сведения о членах семьи заявителя, совместно проживающих с ним, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, степень родства;
в) реквизиты счета заявителя для перечисления средств в рамках социального контракта.
г) согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных.
К заявлению также прикладываются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, сведения об имуществе, сведения о доходах заявителя (одиноко проживающего гражданина) и членов его семьи за три месяца, предшествующих дате подачи заявления.
Рекомендуемая форма заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
15. Орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения. Заявления граждан, проживающих в семьях с детьми, рассматриваются в приоритетном порядке.
В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен в срок, установленный первым абзацем настоящего пункта, уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения.
16. Состав семьи гражданина, обратившегося с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, с целью расчета среднедушевого дохода гражданин (семьи гражданина) определяется (учитывается) в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом факт совместного проживания является приоритетным для учета состава членов семьи.
Факт совместного проживания может быть установлен сотрудниками органов социальной защиты населения в следующих случаях:
наличие регистрации по одному месту жительства. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в МВД России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В случае если совместно с заявителем по одному адресу места жительства (пребывания) в жилом помещении зарегистрированы лица, связанные родством, свойством, фактически не проживающие совместно и (или) не ведущие совместного хозяйства, сведения о таких фактах подтверждаются актом обследования условий проживания семьи, составленным органом социальной защиты в рамках проведения проверки (комиссионного обследования), в том числе на основании свидетельских показаний (соседей, родственников и т.д.);
установление факта оплаты жилищно-коммунальных услуг разными членами семьи заявителя. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В случае отсутствия таких сведений органам социальной защиты населения рекомендуется обращаться в коммунальные службы по месту жительства (фактического пребывания) таких граждан.
При наличии расхождения полученных от МВД России путем межведомственного запроса данных о составе семьи заявителя с данными, полученными по результатам фактической проверки места жительства (места пребывания), следует руководствоваться сведениями, полученными в результате фактической проверки.
21. При положительном решении о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта:
заявителю направляется уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием даты явки заявителя в орган социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания для составления программы социальной адаптации;
назначается ответственный сотрудник из числа сотрудников органа социальной защиты населения (далее — куратор) с целью проведения собеседования с гражданином.
22. С целью составления программы социальной адаптации в течение 10 календарных дней с момента направления уведомления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта куратором проводится собеседование в дистанционной форме или лично при обращении в орган социальной защиты населения с гражданином, обратившимся с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, для выяснения жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, в том числе:
отсутствие доходов от трудовой деятельности у трудоспособного члена семьи или одиноко проживающего гражданина по состоянию здоровья;
банкротство или ликвидация предприятия;
отсутствие доступных мест в организациях дошкольного образования, осуществляющих уход за малолетним ребенком;
отсутствие подходящих вакантных рабочих мест по месту жительства;
недостаточный уровень доходов от трудовой деятельности из-за низкооплачиваемой работы у трудоспособных членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
иные обстоятельства, обосновывающие отсутствие доходов.
23. При проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации уточняется следующая информация:
а) цель получения государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) предполагаемый срок заключения социального контракта;
в) уровень образования;
г) опыт работы;
д) наличие предложений от заявителя по составу мероприятий программы социальной адаптации;
е) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;
ж) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;
з) иная информация, необходимая для составления программы социальной адаптации.
При проведении собеседования куратор определяет предполагаемое основное мероприятие социального контракта (поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства).
24. В зависимости от предполагаемого основного мероприятия социального контракта уточняются следующие обстоятельства:
По основному мероприятию «поиск работы»:
а) наличие регистрации в качестве безработного или ищущего работу;
б) отрасль текущего (предыдущего) места работы;
в) причины желания сменить текущее место работы (сферу деятельности);
г) наличие регистрации на портале «Работа в России»;
д) текущее направление (отрасль) трудовой деятельности;
е) желаемое направление (отрасль) трудовой деятельности;
ж) наличие неформальной текущей трудовой деятельности (в какой сфере);
з) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
и) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
й) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
к) потребность в получении юридической помощи.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию «поиск работы» привлекаются: органы занятости населения, органы местного самоуправления.
По основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»:
а) отрасль создаваемого объекта предпринимательской деятельности;
б) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;
г) наличие опыта в выбранной сфере;
д) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
е) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
ж) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
з) наличие бизнес-плана*(2);
и) потребность в помощи в составлении бизнес-плана;
й) потребность в получении юридической помощи.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» привлекаются: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, уполномоченные в сфере сельского хозяйства, органы занятости населения, органы местного самоуправления.
28. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации.
29. В состав межведомственной комиссии могут входить уполномоченные представители органов занятости населения, органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства.
В работе межведомственной комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.
30. Программа социальной адаптации утверждается на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.
В случае наличия замечаний по составу мероприятий программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения.
При утверждении программы социальной адаптации орган социальной защиты населения не позднее чем через 2 рабочих дня после ее утверждения уведомляет заявителя об этом и о необходимости явиться в орган социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней для заключения социального контракта.
31. В социальном контракте отражаются следующие сведения:
предмет социального контракта;
срок действия социального контракта;
права и обязанности гражданина и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
виды и размер государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта;
контрольные мероприятия в целях мониторинга исполнения социального контракта и мероприятий социальной адаптации;
порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания социального контракта руководителем органа социальной защиты населения и гражданином один экземпляр рекомендуется в течение 1 рабочего дня передать гражданину для его реализации. Второй экземпляр социального контракта рекомендуется хранить в учетном деле гражданина.
32. В зависимости от выбранного основного мероприятия социальный контракт может содержать обязанности сторон, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий, а также настоящими Методическими рекомендациями.
33. Социальный контракт со студентами учебных заведений очной формы обучения в возрасте от 18 до 23 лет, проживающими отдельно от родителей и имеющими одновременно регистрацию по месту пребывания (по адресу общежития учебного заведения) и по месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации либо на другой территории того же субъекта Российской Федерации, может быть заключен органом социальной защиты населения в случае если такая возможность предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
34. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ социальный контракт не может быть заключен с гражданином, если у него или членов его семьи уже есть действующий социальный контракт.
35. Социальный контракт между гражданином и органом социальной зашиты населения может заключаться неоднократно. Необходимость заключения с гражданином следующего социального контракта, в том числе по иному направлению, определяется органом социальной защиты населения самостоятельно и зависит от достижения (недостижения) предусмотренного пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций конечного результата предыдущего социального контракта.
36. Размер денежных выплат, предоставляемых гражданину на основании социального контракта, их периодичность и срок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
37. В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются:
а) по основному мероприятию «поиск работы» — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации на год заключения социального контракта, в течение месяца с даты заключения социального контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданином (в том числе на срочной основе). При этом трудоустройством рекомендуется также считать заключение гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг.
В случае, если в течение срока действия социального контракта гражданин трудоустраивается несколько раз, денежные выплаты рекомендуется осуществлять единожды, после первого трудоустройства;
б) по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» — не более 250 000 рублей в зависимости от сметы расходов, указанной в утвержденном межведомственной комиссией бизнес-плане гражданина или по мере наступления расходных обязательств.
При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин, получение лицензий), до 15% — на аренду или приобретение помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты (или вся ее сумма, в случае отсутствия ранее указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов.
К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».
К материально-производственным запасам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».
При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
в) по основному мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» — не более 100 000 рублей в зависимости от сметы расходов, утвержденной межведомственной комиссией, на товары, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, по мере наступления расходных обязательств.
Перечень товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, определяется субъектом Российской Федерации с учетом статьи 6 Федерального закона N 112-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана по развитию личного подсобного хозяйства при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
г) по основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации на год заключения социального контракта (но не более 6 месяцев).
При этом данная выплата может осуществляться как ежемесячно, так и единовременно за весь срок действия социального контракта, например, с целью приобретения дорогостоящих товаров первой необходимости (холодильник, кухонная плита и др.).
38. С целью реализации мероприятий по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по ведению личного подсобного хозяйства орган социальной защиты населения оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования. При этом направления обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой в дальнейшем гражданин планирует трудоустроиться, или отрасли, в которой гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность или ведение личного подсобного хозяйства.
Орган социальной защиты населения при осуществлении основного мероприятия «поиск работы» направляет гражданина в орган занятости населения с целью прохождения гражданином профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в случае наличия у ��ргана занятости населения возможности обеспечить такое прохождение.
49. Оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта состоит из двух этапов:
1) первичная оценка выполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом;
2) оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения повышения доходов гражданина и преодоления им бедности.
50. В рамках первого этапа в течение последнего месяца действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
Форму и порядок подготовки, рассмотрения и утверждения соответствующего заключения рекомендуется устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
51. В рамках второго этапа в течение 4-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя сведения, указанные в пункте 15 Правил предоставления субсидий, также отражающиеся по мере завершения срока действия социальных контрактов в ПУВ ЕГИССО уполномоченным сотрудником органа социальной защиты населения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующий полномочия по нормативно-правовому регулированию оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
52. Социальный контракт рекомендуется считать успешно пройденным в одном или нескольких следующих случаях:
выполнены все мероприятия программы социальной адаптации;
отсутствует нарушения условий социального контракта;
среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, рассчитанную для семьи в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических рекомендаций с учетом установленных величин прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;
среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину среднедушевого дохода гражданина (семьи) до заключения социального контракта;
выполнены требования к конечному результату, установленные пунктом 7 Правил предоставления субсидий.
Чтобы заключить социальный контракт с государством, нужно обратиться соцзащиту по месту жительства вместе с необходимыми документами. В каждом субъекте их перечень будет разным.
Скорее всего понадобятся:
заявление (бланк заполняется на месте);
паспорта всех членов семьи (для лиц младше 14 лет — свидетельства о рождении);
свидетельство о заключении или расторжении брака;
сведения об образовании;
справки о заработной плате и иных доходах за последние три месяца;
сведения об имуществе (документы на квартиру, транспортное средство, дом, земельный участок, гараж и т. д.);
справка об инвалидности, если ребенок или другой член семьи — инвалид и требует ухода;
документ о постановке на учет в центр занятости, если человек не работает.
Заявитель должен подробно рассказать социальным работникам о финансовых проблемах, а также заполнить анкету о материально-бытовом положении. Кроме того, может быть создана специальная комиссия, которая проверит жилищные условия и составит акт обследования.
Сотрудники соцзащиты тщательно проверят предоставленные заявителем сведения. Ведомство может делать запросы в налоговую, Пенсионный фонд, Росреестр и другие учреждения.
В течение 25 рабочих дней после подачи документов орган соцзащиты принимает решение, заключать социальный контракт или нет. Если материальное положение действительно тяжелое, работники госоргана разработают для заявителя специальную программу адаптации с указанием вида и размера материальной помощи, а также требованиями, которые необходимо выполнить.
Чтобы помочь гражданам выполнить условия соцпрограммы, могут быть привлечены другие государственные учреждения: биржа труда, органы исполнительной власти и местного самоуправления. При этом семья, которая заключила социальный контракт с соцзащитой, не теряет право на получение иных мер господдержки.
В рамках социального контракта помощь может быть предоставлена:
В натуральном виде— это могут быть бесплатные услуги (например, помощь в трудоустройстве или направление на обучение), лекарственные препараты, медицинское оборудование, продукты питания, одежда, канцтовары, дрова и т. д.
В денежной форме— в виде ежемесячного пособия или единовременной выплаты. Получить можно от 20 до 250 тысяч рублей в зависимости от условий, установленных в регионе.
В каждом конкретном случае вид помощи и сумму выплат определяет экспертная комиссия.
Деньги могут быть использованы на:
профессиональное переобучение;
открытие собственного бизнеса, в том числе граждане смогут приобрести расходные материалы и частично возместить стоимость арендной платы;
покупку оборудования и инструментов;
ведение личного домашнего хозяйства;
лечение тяжелобольных членов семьи;
текущие расходы, в том числе на покупку школьной формы, другой одежды и обуви для детей;
оплату пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении.
Перечень направлений в каждом регионе может быть разным.
Например, в Мордовии можно получить деньги на погашение долга за услуги ЖКХ (не более 30 тысяч рублей, если у гражданина есть несовершеннолетние дети — 50 тысяч).
Новые условия социального контракта с 2022 года
М. Мишустин подписал новое Постановление, касающееся условий социального контракта между гражданами и соцзащитой.
Премьер скорректировал сразу несколько пунктов в программе соцконтракта:
1. Деньги на детей
Теперь семьи или гражданин, участвующие в программе, могут потратить полученные денежные средства на обеспечение детей: покупку одежды, обуви и школьных товаров. Денежные средства по контракту можно потратить на обеспечение дете
2. Отмена стажировки
Стали более лояльными условия для тех, кто использует соцконтракт для переобучения: после курса обучения и перед трудоустройством на работу, стало необязательным прохождение стажировки.
3. Поддержка бизнеса
Денежные средства, выделенные по соцконтракту, можно потратить на открытие своего дела. При соблюдении условий программы, гражданин, решивший начать свой бизнес, имеет право получить от соцзащиты до 250 тыс. руб. на эти цели, в зависимости от региона. Выделенные деньги теперь можно потратить и на покупку расходных материалов, а так же частичное погашение аренды. Денежные средства можно направить на открытие ИП.
Срок действия социального контракта
Социальный контракт заключается на срок от 3 до 12 месяцев. При наличии веских оснований он может быть продлен по решению соцзащиты. В течение всего срока действия договора сотрудники соцзащиты тщательно следят за выполнением гражданами и членами их семей условий программы социальной адаптации и оценивают эффективность предложенных мер.
Участники социального контракта обязаны ежемесячно отчитываться о расходовании средств, выделенных им в рамках программы, то есть предоставлять чеки и иные платежные документы сотрудникам соцзащиты. Деньги должны быть использованы только для преодоления трудной жизненной ситуации, то есть оплачивать ежедневные расходы за счет такой помощи нельзя.
Соцзащита может в одностороннем порядке расторгнуть договор, если граждане используют средства не по назначению.
Наиболее распространенные причины для расторжения контракта:
Улучшение материального положения (когда цель контракта достигнута).
Смена места жительства.
Невыполнение условий договора.
Изменение состава семьи.
Социальный контракт на развитие личного подсобного хозяйства
Одно из самых популярных направлений для заключения социального контракта — единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Этот вид помощи особенно востребован в сельской местности.
Например, в Башкирии за 6 лет действия программы социального контракта 98% граждан-участников заключили соцконтракт именно на развитие ЛПХ.
Минтруд решил выделить развитие подсобного хозяйства в отдельный вид соцконтракта. Это значит, что с 2021 года для оказания материальной помощи по этому направлению регионы будут получать федеральные субсидии по отдельной статье. Это поможет увеличить объемы поддержки и количество участников программы.
В рамках соцконтракта людям помогают приобрести домашний скот, птицу, пчел, саженцы, кормовою базу, удобрения и т. д. Кроме того, средства могут быть выделены для покупки сельскохозяйственного инвентаря и техники для обработки приусадебных участков.
Единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства выдается при соблюдении следующих условий:
В семье трое или более детей младше 18 лет (или обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения – до окончания ими обучения, но не старше 23 лет).
У граждан должен быть в собственности земельный участок, который можно использовать для ведения ЛПХ.
У заявителей нет задолженности по земельному налогу.
Размер единовременной помощи зависит от фактической потребности семьи в деньгах, при этом сумма выплаты не может быть больше 100 тысяч рублей. Такая государственная помощь может быть предоставлена не чаще одного раза в три года.
Обязательное условие — регистрация в качестве самозанятого.
Каждый регион может развивать свои направления, адаптированные под потребности местного населения.
Например, в 2020 году в Липецкой области первые пять соцконтрактов были заключены с гражданами, которые займутся разведением клубники для известного в регионе производителя фруктовых йогуртов.
В Тыве была запущена программа, по усло��иям которой люди получают земельный надел и 200 голов овец, а через год передают их в пользование другим нуждающимся, оставляя себе приплод. Благодаря этой программе 416 семей больше не находятся за чертой бедности.
Пособие малоимущим семьям в 2021 году
Комплексную оценку нуждаемости начали применять с 1 апреля этого года при назначении пособий малоимущим, имеющим доходы ниже регионального прожиточного минимума, на детей от трех до семи лет включительно. Это так называемый имущественный ценз и правило нулевого дохода. Такие критерии введены для того, чтобы помощь оказывалась действительно малоимущим.
С 1 июля 2021-го комплексная оценка проводится и при назначении ежемесячных пособий беременным, которые встали на учет в медорганизации на ранних сроках, и нуждающимся одиноким родителям детей от 8 до 17 лет.
Эксперты, опрошенные «Известиями», считают изменения логичными. По мнению старшего научного сотрудника Института социальной политики НИУ ВШЭ Елены Гориной, если исключение из имущественного ценза угнанных автомобилей и мотоциклов можно считать косметическим изменением, то аналогичные действия в отношении имущества под арестом принципиальны.
— Имущественный ценз призван отделить действительно нуждающихся граждан от тех, кто имеет теневые доходы и достаточно собственности для комфортного проживания. Сам по себе факт ареста имущества — своего рода маркер. Он свидетельствует о том, что человек находится в сложной жизненной ситуации, поскольку накопил долги, которые не может выплачивать, — прокомментировала она.
Для наглядности приведен пример:
Член семьи |
Уровень дохода за последние 3 месяца в сумме |
Расчет |
Женщина |
30 000 |
(30 000 + 60 000 + 30 000)/3/4 = 10 000 рублей на одного члена семьи. Прожиточный минимум в регионе для каждого члена семьи составляет 11 680 рублей. Можно обратиться за выплатами. |
Мужчина |
60 000 |
|
Пенсионер |
30 000 |
|
Ребенок |
Не получает дохода |
Обратиться за пособием не сможет семья, где ее члены сознательно не работают, злоупотребляют вредными привычками. Чтобы ваш доход был минимальным, необходимо встать на учет в Центр Занятости и активно искать работу.
Поддержка семьям с детьми в 2021 году будет оказываться из средств регионального бюджета. Условия получения льгот могут различаться в зависимости от региона. Предоставляется выплата на покупку школьной формы, канцелярских товаров.
Можно также попросить о материальной помощи и своего работодателя, однако стоит помнить, что руководитель может и отказать. Если положение совсем критическое и тому есть подтверждение, то можно рассчитывать на значительную помощь от работодателя.
В то же время не стоит забывать и про иную помощь малообеспеченным семьям. Так, с 1 января действует новое пособие для семей с низким уровнем дохода на детей от 3 до 7 лет в размере половины прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2019 года. Семья с детьми, где родители потеряли работу, в августе так же получат по 3 000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка. Такую выплату получает один из родителей, даже если оба родителя стоят на бирже труда.
Этот вид господдержки доступен москвичам. Если у заявителей нет социальной карты, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми товары выдадут в натуральной форме. Если карта есть, ее пополнят баллами, которые можно потратить вместо реальных денег в магазинах партнерской сети. Так, по сертификату в Москве приобретаются холодильники, стиральные машины или телевизоры.
Семьям с детьми баллы перечисляют на покупку детских товаров. Размер такого пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей).
Как получить помощь для малообеспеченных семей
Наравне с вещами длительного пользования нуждающиеся москвичи могут получить продовольствие. Схема та же: при наличии социальной карты на нее поступят баллы, которые к оплате примут магазины-партнеры. Размер пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей). Срок действия сертификата — 1 месяц с момента начисления баллов. Если карты нет, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми выдается продуктовый набор.
Во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 04.07.2013 N 429 «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта» министерство труда и социального развития Ростовской области постановляет:
1. В целях оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 раздела 2 Положения об оказании в 2021 — 2022 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2013 N 429, утвердить:
1.1. Перечень товаров первой необходимости согласно приложению N 1.
1.2. Перечень товаров для ведения личного подсобного хозяйства согласно приложению N 2.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2021 г.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра труда и социального развития Ростовской области Горяинову М.А.
Министр
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
Постановление вносит
отдел государственных
пособий семьям с детьми
Малообеспеченным категориям граждан России полагаются два вида пособий:
- разовая помощь (ЕДВ);
- регулярные субсидии.
Разовая помощь обычно оказывается в связи с определенным событием в жизни малообеспеченной семьи (например, появление на свет ребенка, утрата кормильца, потеря жилья и т. д.). Она выплачивается единовременно. Регулярные субсидии начисляются ежемесячно, причем эти выплаты нуждаются в продлении каждый год (если семья продолжает относиться к категории малоимущих).
Список единовременных пособий для малоимущих категорий граждан РФ выглядит следующим образом:
- выплата при беременности (при условии постановки на учет до 12 недели) — 675,15 рублей;
- выплата беременным женщинам, чьи мужья проходят службу в ВС РФ — 28 511,4 рублей;
- выплата при усыновлении малоимущим лицом ребенка из детдома — 18 143,96 рублей;
- финансовая помощь по сбору ребенка в школу — до 5 000 рублей на одного;
- выплата при появлении на свет ребенка — 18 004,12 рублей.
Помимо перечисленных, в каждом субъекте России введены прочие виды адресной единовременной помощи. Условия получения и размер выплат установлены региональным законодательством.
Например, в Санкт-Петербурге введена целевая выплата на приобретение детских товаров. В Коми власти оказывают финансовую помощь на питание беременным малоимущим женщинам.
Какие льготы имеет малоимущая семья и как их получить
Учащимся и студентам, воспитываемым в малоимущих семьях, государство предоставляет следующие льготы:
- возмещение проезда на общественном транспорте (только когда учащийся вынужден ездить до образовательного учреждения ввиду нехватки мест в заведении рядом с домом) — каждый месяц до 500 рублей;
- компенсация средств, затраченных на приобретение школьной формы — размер субсидии устанавливается на региональном уровне (для Санкт-Петербурга эта выплата равна 4 000 рублей);
- получение стипендии студентами-очниками: для ВУЗов размер ежемесячных выплат равен 2010 рублей, для учащихся средне-специальных учреждений — 730 рублей.
Помимо этого, на региональном уровне предусмотрены: компенсация платы за учебники; предоставление бесплатных лекарств, экскурсий, билетов в музей; льготы на питание и еще несколько десятков видов адресной помощи.
Для получения статуса малоимущей семьи потребуется подготовить и подать в соответствующие инстанции целый перечень документов. В обозначенный пакет входят:
- Заявление установленного образца. Его имеет право заполнить любой совершеннолетний член семьи. В документе указывается территориальное ведомство, куда будет послано заявление, состав семьи, а также размер дохода, который приходится на каждого ее члена. Здесь же прописывается причина присвоения статуса «малоимущей», ставится дата и подпись заявителя.
- Паспорт лица, отправляющего заявление. Этот же документ обязаны приложить супруг/супруга заявителя, родственники, проживающие на одной жилплощади, а также дети, достигшие 14 лет.
- Справка о составе семьи, выписка из домовой книги или поквартирной карточки. Здесь должен быть документально подтвержден факт совместного проживания всех членов на одной жилплощади. Срок проживания в определенном субъекте РФ должен составить не менее 1 года, в обозначенном жилом помещении — не менее 3 месяцев.
- Справка о доходах всех членов семьи. Источник доходов в данном случае значение не имеет: это может быть официальная зарплата, пенсия, детское пособие, стипендия и др. Получить такие документы можно по месту трудоустройства или из налоговых органов по месту регистрации.
- Справка с места обучения для лиц от 18 до 23 лет, проходящих обучение в ВУЗах на очном отделении за счет бюджетных средств.
- Медицинское заключение о наличии инвалидности (если таковая имеется). При наличии социально опасного заболевания, например, психического расстройства или неизлечимого недуга у одного из членов семьи, ему может быть присвоен статус «нуждающийся в улучшении жилищных условий».
- Свидетельство о заключении/расторжении брака или смерти супруга/супруги (признании пропавшим (-ей) без вести).
- Копия трудовой книжки, заверенная работодателем для официально трудоустроенных граждан. Неработающим лицам понадобится приложить справку из центра занятости о постановке на учет в данном учреждении.
- Документ о наличии права пользования или найма жилплощади (выписка из ЕГРН или договор социального найма помещения).
- Выписки из реестров при наличии имущества, подлежащего налогообложению.
- Выписка из банка с предоставлением номера лицевого счета, куда потребуется зачислить денежные средства в случае признания семьи малоимущей.
Регулярные субсидии, положенные по законодательству, начисляются не позднее 26 числа каждого последующего месяца, когда было принято заявление на материальную помощь. Порядок и сроки получения региональных выплат регламентируют местные органы власти.
Начисление пособий выполняется на банковский счет заявителя, который прилагается к пакету документов.
Сегодня в тестовом режиме также действует социальная карта, которая выдается слабозащищенным слоям населения. Она пока действует только в нескольких регионах РФ, однако в течение нескольких лет ее планируют ввести на всей территории государства. На нее поступают денежные средства, которые держатель карты может потратить в соответствии с предусмотренными льготными статьями. В некоторых субъектах предусмотрены продовольственные пластиковые карты для малообеспеченных граждан.
За предоставлением дополнительных льгот необходимо обращаться в местные органы социальной защиты населения. Также оформить заявку можно через многофункциональные центры или на сайте Государственных услуг. При необходимости заявитель может делегировать свои полномочия представителю, у которого должна быть соответствующая доверенность и удостоверение личности. Максимальный период рассмотрения заявки составляет 10 рабочих дней с момента принятия заявления.
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель Вернуть стандартные настройки
на основании социального контракта ТЕМАТИЧЕСКИЙ САЙТ
Каким имуществом могут обладать семьи, претендующие на выплату:
- одной квартирой любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи – менее 24 кв. м. При этом не учитывается при оценке:
- помещения, которые были признаны непригодными для проживания;
- жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении;
- жилые помещения, предоставленные многодетной семье в качестве меры поддержки;
- доли, составляющие 1/3 и менее от общей площади.
- одним домом любой площади или несколькими домами, если площадь на каждого члена семьи – меньше 40 кв. м. При этом не учитываются:
- помещения, которые были признаны непригодными для проживания;
- жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжёлой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении.
- доли, составляющие 1/3 и менее от общей площади.
- одной дачей;
- одним гаражом, машино-местом или двумя, если семья многодетная, в семье есть гражданин с инвалидностью или семье в рамках мер социальной поддержки выдано автотранспортное или мототранспортное средство;
- земельными участками общей площадью не более 0,25 га в городе или не более 1 га, если участки расположены в сельских поселениях или межселенных территориях. При этом не учитываются:
- земельные участки, предоставленные в качестве меры поддержки многодетным;
- дальневосточный гектар.
- одним нежилым помещением. При этом не учитываются:
- хозпостройки, расположенные на земельных участках, предназначенных для ИЖД, личного подсобного хозяйства или на садовых земельных участках;
- имущество, являющееся общим имуществом в многоквартирном доме (подвалы);
- имущество, являющегося имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
- одним автомобилем (кроме авто младше 5 лет с двигателем мощнее 250 л.с., за исключением семей с 4 и более детьми, если в автомобиле более 5 мест), или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или автомобиль получен в качестве меры социальной поддержки;
- одним мотоциклом, или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или мотоцикл получен в качестве меры поддержки;
- одной единицей самоходной техники младше 5 лет (тракторы, комбайны и другие предметы сельскохозяйственной техники). При этом не учитываются:
- самоходные транспортные средства старше 5 лет вне зависимости от их количества;
- одним катером или моторной лодкой младше 5 лет. При этом не учитываются:
- маломерные суда старше 5 лет вне зависимости от их количества;
- сбережениями, годовой доход от процентов по которым не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по России – в среднем это вклады на сумму порядка 250 тысяч рублей.
Оно предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами.
Основания для отсутствия доходов:
- уход за детьми, в случае если это один из родителей в многодетной семье (т.е. у одного из родителей в многодетной семье на протяжении всех 12 месяцев может быть нулевой доход, а у второго родителя должны быть поступления от трудовой, предпринимательской, творческой деятельности или пенсии, стипендия);
- уход за ребёнком, если речь идёт о единственном родителе (т.е. у ребёнка официально есть только один родитель, второй родитель умер, не указан в свидетельстве о рождении или пропал без вести);
- уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет;
- уход за гражданином с инвалидностью или пожилым человеком старше 80 лет;
- обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет;
- срочная служба в армии и 3-месячный период после демобилизации;
- прохождение лечения длительностью от 3 месяцев и более;
- безработица (необходимо подтверждение официальной регистрации в качестве безработного в центре занятости, учитывается до 6 месяцев нахождения в таком статусе);
- отбывание наказания и 3-месячный период после освобождения из мест лишения свободы.
Пособие положено женщам, вставшим на учет в период до 12 недель при условии, что среднедушевой доход в семье – менее прожиточного минимума на человека.
Размер ежемесячного пособия составит половину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. В среднем по России в 2021 году – это 6351 рубль.
Это пособие положено одиноким малообеспеченным родителям детей в ворасте от 8 до 17 лет при условии, что родитель является единственным родителем. То есть второй – умер, пропал без вести, не вписан в свидетельство о рождении, а также – если родители ребенка в разводе и судом назначены алименты.
Размер ежемесячного пособия на ребёнка составит половину регионального прожиточного минимума на ребенка. В среднем по России в 2021 году – это 5650 рублей.
Прежде чем разбираться, как получить статус малоимущей семьи в 2021 следует уточнить, кто входит в состав рассматриваемой семьи. Это важно, поскольку от этого зависит, чьи доходы учитывать при составлении заявки, и чьи документы принимать во внимание. Под составом семьи подразумеваются те лица, которые проживают под одной крышей, являются родственниками по крови или документам и имеют общий бюджет. То есть они ведут совместное хозяйство, не только имеют общий доход, но и совместно несут расходы.
Если говорить о конкретном круге лиц, считающиеся родными (по мнению государства) и способные на получение положения, то сюда входят супруги, чей брак официально зарегистрирован, их дети (родные или усыновленные, падчерицы и пасынки), родители (бабушки и дедушки), братья и сестры. Но только если они отвечают критериям семьи, что указаны выше.
Если говорить о людях, которые фактически являются членами семьи, но не будут учтены при определении малоимущего статуса, то к ним в 2021 году относятся лица, что находятся в местах заключения или проходят срочную службу в армии. Также к этой категории относятся люди, которых отправили на принудительное лечение по решению суда и граждане, что и так на полном обеспечении государства.
Есть отдельные ситуации, когда чужие по закону люди живут вместе и ведут общий быт. Их случай социальные службы могут рассматривать отдельно. В том числе есть шанс, что такая «семья» будет признана малоимущей по отдельной процедуре.
Поскольку прожиточный минимум является одной из самых важных единиц для определения того, имеет ли право семья считаться малоимущей, особое внимание следует уделить именно определению текущего прожиточного минимума.
Высчитывается это просто – сложите доход всех членов семьи за три месяца, а полученную сумму разделите на три. Дальше разделите цифру на количество людей, что входят в вашу семью. Полученную сумму сравните с прожиточным минимум, что принят на 2021 год. Если сумма меньше заявленного государством, можно оформлять статус малоимущей семьи и претендовать на льготы.
На данный момент в России действуют свои нормы прожиточного минимума для разных категорий со статусом малоимущих. Получение льготы возможно, если цифра будет ниже обозначенных рамок:
Если высчитывается доход одного взрослого | 11653 рублей |
Если человек трудоспособен | 12702 рублей |
Допустимый минимум для пенсионеров. | 10022 рублей |
Минимум для ребенка | 11303 рублей |
Чтобы была получена госуслуга и малоимущий статус в 2021 году, первое, что нужно сделать – собрать документы для статуса малоимущей семьи. В список необходимых, входят справки, подтверждающие полный состав семьи, которая хочет получать помощь от государства. Чтобы подтвердить общий финансовый уровень рассматриваемой семьи, нужно собрать папку справок о доходах каждого члена семьи, что получает любой вид дохода. В том числе пенсии и стипендии. Справка должна учитывать доходы каждого члена семьи за последние три месяца перед подачей.
Если в семье есть малолетние дети, нужно положить в папку свидетельства об их рождении. Трудоспособные граждане должны будут показать свои трудовые книжки, а если человек безработный, принести справку из центра занятости. Кроме того, потребуется идентификационный код налогоплательщика, брачное свидетельство для супругов, ИНН и документы для подтверждения личности супругов. Если один из членов семьи имеет инвалидность, необходимо принести справку из МСЭ, подтверждающую рассматриваемый статус.
Также в 2021 году к вниманию берется общее финансовое состояние семьи и наличие у неё имущества. Например, нужно принести документы на квартиру или дом, что находятся в собственности членов рассматриваемой семьи, договор вселения (при условии, что в квартире проживает не только эта семья), а также данные сберегательных книжек или банковских карт.
Иногда список документов может меняться, потому если пытаетесь оформить малоимущий статус в 2021 году, следует уточнить актуальный перечень нужных документов. Сделать это можно в местном органе социальной защиты. Например, если кто-то из членов семьи находится в тюрьме, в армии или закрытой клинике, нужно взять справку из этих мест. Если кто-то считается пропавшим, об этом также нужна справка. Без них получение статуса будет невозможным.
Но главный документ – это заявление на оформление статуса. Составить его можно, ориентируясь на рассматриваемый образец:
Если мы смогли немного разобраться как получить статус малоимущей семьи, давайте поговорим о том, на какие льготы могут претендовать люди с рассматриваемым статусом. Малообеспеченным семьям можно получить целый список полезных льгот и пособий. Например, малообеспеченные семьи могут рассчитывать на специальное пособие для ребенка, которое выдается каждый месяц. Отдельно малообеспеченным семьям полагается ежемесячная денежная выплата на детей 3-7 лет. Также дети могут быть отправлены в группу кратковременного пребывания.
Жилищные проблемы также будут частично решены, поскольку малоимущие семьи могут рассчитывать на субсидию, которую нужно тратить на покрытие счетов за жилищно-коммунальные услуги. Также государство помогает малообеспеченным семьям получить лучшее жилье или привести в порядок уже имеющуюся недвижимость.
Студенты получают социальную стипендию от государства, а гости Крыма, Краснодара, Алтайского и Ставропольского края могут не платить курортный сбор. Не говоря уже о том, что рассматриваемые лица в 2021 году получают существенную материальную, вещевую и продовольственную помощь от государства. А с некоторых пор семьям с этим статусом полагается бесплатная юридическая консультация.
Например, чтобы получить продовольственную помощь, нужно иметь специальный документ – оповещение от соцработников. Для владельцев соц. карты москвича изготавливается электронный сертификат на продовольствие. На баланс насчитывается две тысячи баллов, что эквивалентны такому же количеству рублей. Их можно потратить на покупку продуктов в некоторых магазинах Москвы. Если социальной карты нет, оформить льготу также можно. Только в этом случае не нужно искать магазины самостоятельно. Можно сразу на руки получить продовольственный набор на предусмотренную сумму.
Также малоимущий гражданин в 2021 году может получить вещевую помощь, то есть, одежду, обувь и т.п. Обычно такая поддержка предназначена для пожилых граждан, инвалидов, а также семей с детьми. Кроме того помощь может быть предназначена на покупку товаров длительного пользования. В частности, на покупку такой необходимой бытовой техники, как холодильник. Адресная соц. помощь для семей с детьми, предусматривает возможность купить за накопленные баллы детские товары. Если у граждан нет социальной карты, без помощи они не останутся. Только чтобы её получить, придется обратиться в местный центр социального обслуживания.
Отдельная категория социальной помощи, это ежемесячное пособие на детей у которых малоимущая семья. Получить его можно на каждого ребенка пока ему не исполниться 18 лет. Чтобы получить его, нужно подать заявление. Это способны сделать как родители, так и опекуны ребенка. Повышенное пособие получат родители-одиночки, родители ребенка на которого второй родитель не платит алименты (уклоняется от них), родитель ребенка, чей второй родитель – военнослужащий на службе (сержант, старшина, солдат и курсантов). Но семьи не могут получать одновременно выплату на детей 3-7 лет и пособие как малообеспеченные.
Государственная социальная поддержка оказывается для того, чтобы всем нуждающимся гражданам РФ обеспечить нормальный уровень проживания. Данная поддержка выражается в следующих формах:
- Доступ к бесплатным социальным услугам — рассчитан на лиц, указанных в ст. 6.1 178-ФЗ (малоимущие семьи в перечень лиц не входят).
- Государственная социальная помощь — рассчитана на лиц, по независящим от них причинам не имеющих доход, достаточный для нормального проживания (неимущая семья).
Набор бесплатных социальных услуг обеспечивается Российской Федерацией. Помощь малоимущим семьям оказывается из бюджета субъекта федерации, в котором утверждается исходная величина — прожиточный минимум.
Для того, чтобы семья или одиноко проживающий гражданин были признаны малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи, они должны документально доказать факт своего тяжелого материального положения. В каждом случае решение принимается органом социальной защиты, действующем по месту жительства или пребывания граждан.
Решение о назначении, либо об отказе в таковом принимает местный орган социальной защиты. Для этого претенденту на получение помощи от государства необходимо подать заявление (от своего имени или от имени всей семьи). Подобное заявление подается:
- В органы социальной защиты населения напрямую.
- Через многофункциональный центр государственных услуг.
В соответствии со ст. 8 178-ФЗ, независимо от формы подачи заявления, решение по нему принимается в течение 10 рабочих дней с момента принятия в обработку. Увеличение указанного срока возможно в случае проведения дополнительной проверки данных, предоставленных заявителем. Максимальный срок — 30 рабочих дней.
Орган социальной защиты обязан провести комиссионное обследование информации. Делается это путем запросов в уполномоченные государственные органы. В ходе обследования проверяются следующие данные:
- Реальные доходы всех трудоспособных членов семьи — за последние 3 месяца, предшествующих подаче заявления.
- Имущественная масса, находящаяся в собственности семьи и каждого ее члена в отдельности.
- Факт получения или не получения иных видов социальной помощи.
Важно помнить, что такими вопросами ведают субъекты РФ, с соблюдением законодательства Российской Федерации. Следовательно, размер пособия в Москве и Новосибирске будет разниться. Это объясняется разной величиной прожиточного минимума, который в столице, что логично, на порядок выше. Основания для признания семьи малоимущей или для отказа в таковом, — едины на территории всей страны. В их числе:
- Предоставление неполных или подложных данных о доходах, составе семьи, имущественной массе, и всей остальной информации, необходимой для принятия органами соцзащиты решения.
- Несоответствие текущего материального положения основаниям для признания семьи малоимущей.
- Несоблюдение основных требований — гражданство РФ, наличие обязательных документов.
- Получение на момент подачи заявления социальной помощи аналогичного вида.
- Незаконное нахождение на территории субъекта РФ.
Это наиболее частые основания для отказа в признании семьи малоимущей. Льготы и пособия малообеспеченным семьям бывают единовременными и периодическими. Выплачивается пособие до тех пор, пока полностью не отпадут основания для назначения такового.
Под адресной государственной поддержкой принято понимать вид помощи населению, направленную на определенные группы граждан, имеющих право на ее получение.
Адресная социальная помощь предоставляется гражданам РФ для того, чтобы:
- увеличить величину материальной помощи для нуждающейся категории семей и лиц;
- поддержать средний уровень жизни для тех, кто имеет доход, недостаточный для жизни;
- адресно использовать денежные средства, выделяемые из бюджета;
- повысить показатель среднего дохода населения;
- улучшение условий жизни определенных категорий граждан и так далее.
Большая часть установленных пособий и льгот предназначены для лиц, чей доход меньше прожиточного минимума (малоимущих). Также они предназначены для семей, имеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет, и до 16 (18) при наличии определенных условий.
Малоимущая семья — как получить статус, документы, сумма субсидий
Уже было сказано, что немалая часть государственного финансирования предназначены для семей с детьми. Наиболее известные меры социальной поддержки, для родителей с детьми это:
- Путинские выплаты на 1-го и 2-го ребенка в возрасте до 3-х лет.
Начисления проводятся в соответствии с Федеральным Законом № 148 от 2018 года. Данный вид пособия предназначен для семей, чем доход не превышает двукратного показателя прожиточного минимума в регионе по месту проживания. Сумма, предназначенная для отчисления, составляет 1 ПМ на несовершеннолетнего. Следует понимать, что значения в разных субъектах станы будут отличаться. Необходимо проверять сведения на 2021 год.
- Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Данный тип материальной помощи был введен только в прошлом году в качестве одной из мер поддержания в период пандемии. Сумма финансирования составляет 50% от ПМ на несовершеннолетних. Однако же, имеется информация, что с 2021 года планируется установить значение в 100% ПМ.
- Финансирование семей, имеющих третьего ребенка в возрасте до 3-х лет.
Несмотря на то, что данная мера была введена Указом Президента под номером 606 07.05.2012 года, она носит лишь рекомендательный характер и используется далеко не во всех субъектах страны. Право на получение данных выплат имеют только семьи, подходящие под вышеуказанные условия. При этом проживающие и зарегистрированные на территории России и относящиеся к категории нуждающихся.
- Пособия на детей в возрасте до 16, а в некоторых случаях до 18-ти лет.
Одной из разновидностей адресной социальной поддержки являются разовые выплаты для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, назначаемые УСЗН. Единоразовая выплата или ЕМП регламентируется нормативным актом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 под № 178-ФЗ. Предназначена она только для нуждающихся или лиц, попавших в затруднительное финансовое положение. К такого рода обстоятельствам может относиться:
- временная утрата трудоспособности;
- рождение ребенка в семье;
- присвоение инвалидности;
- статус многодетной семьи;
- освобождение из тюрьмы;
- нахождение на воспитании в семье ребенка инвалида и так далее.
Условия, размер выплат, категории граждан, которым они положены, также определяются субъектами РФ самостоятельно. В основном, выплату можно получить не более 1 раза в год. Однако в некоторых регионах, ее назначают 1 раз в полгода. Что касается размера выплаты, то он может устанавливаться в процентном соотношении или в твердом значении. Сумма колеблется от 3000 до 15 000 рублей.
Получение государственной социальной стипендии
Категории граждан, имеющих право на оформление социальной стипендии, и условия ее назначения определяются Законодательством. Основным нормативным актом является ст. 36 ФЗ № 273 «Стипендии и другие денежные выплаты». Основная особенность данный выплаты заключается в том, что финансирование проводится за счет средств Федерального или Регионального бюджетов, исходя из распределения средств, выделенных на помощь нуждающимся гражданам.
Право на получение государственной помощи имеют:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- лица, с присвоенной первой или второй группой инвалидности;
- сироты;
- ребенок, с установленной группой нетрудоспособности;
- военные, проходящие службу по контракту, а также лица, находящиеся в органах Федеральной Службы Безопасности, Национальной гвардии и тому подобное;
- получающие выплату по потере кормильца;
- лица, получившие группу инвалидности в результате военных действий;
- дети из малоимущих семей.
Помимо того, что необходимо входить хотя бы в одну из перечисленных категорий, для назначения пособия требуется соблюдение дополнительных условий:
- Получение образования на дневной очной форме обучения.
- Являться бюджетником.
Другими словами, контрактники или лица, обучающиеся на заочной форме, претендовать на государственную социальную стипендию не могут.
В соответствии со статьей 182 Уголовно-исправительного Кодекса РФ, социальная поддержка для освобожденных направлена на их адаптацию, а также создание условий для их дальнейшего и скорейшего возвращения к нормальной жизни. Данная помощь представляет собой финансирование, предоставление бесплатных услуг, лекарств, компенсирование расходов на продукты, определенные товары и так далее.
Согласно статье 7 ФЗ № 178, за выплатами могут обращаться только граждане, чем месячный доход ниже показателя ПМ, установленного в регионе на текущий период времени. Обращаться за помощью необходимо через органы социальной защиты или многофункциональный центр. Совместно с заявлением, обязательно нужно предоставить паспорт, трудовую книжку, выписку о доходах, а также иные документы, которые могут затребовать.
В перечень услуг, которые также предоставляются бывшим заключенным, входят:
- обеспечение жилой площадью;
- предоставление необходимой одежды, обуви, постельных принадлежностей;
- бесплатное питание;
- помощь в оформлении необходимых документов;
- юридические консультации.
Данная выплата (ЕМП) является единовременной. Ее основное назначение заключается в помощи человеку в преодолении финансовых и жизненных трудностей. За финансовой помощью могут обратиться:
- малоимущие;
- одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 65 лет;
- семьи, которым не хватает денежных средств на дорогостоящие лекарства или лечение;
- многодетные, которые не могут купить продукты питание, одежду или предметы первой необходимости и так далее.
Полный список лиц, имеющих право на получение выплаты, можно уточнить в отделении УСЗН в своем городе.
Данный контракт представляет собой соглашение, заключаемое между нуждающейся семьей и УСЗН. Согласно установленным требованиям, государство берет на себя обязательства по обеспечению семьи или человека необходимыми продуктами питания, вещами, финансированием, а вторая сторона делает все, чтобы улучшить свое материальное положение. Также в дальнейшем планируется введение ежегодных субсидий.
Возможность заключения такого контракта предоставляется всем малоимущим, проживающим на территории России. Право на заключение имеется у лиц, которые получают доход ниже установленного в регионе ПМ, вне зависимости от причин.
В качестве помощи предоставляется:
- единовременные и ежемесячные выплаты;
- бесплатные услуги, лекарства, продуктовые наборы и так далее.
Полученные по контракту денежные средства можно направить на:
- открытие собственного бизнеса;
- получение образование или переобучение;
- ведение личного хозяйства;
- прохождение медицинского лечения;
- приобретение необходимого оборудования и инструментов для заработка;
- услуги для ребенка;
- неотложные текущие расходы, такие как приобретение учебников, школьной формы для учащегося.