НДФЛ на Украине в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДФЛ на Украине в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В начале 2022 года украинцы будут получать минимальную зарплату в размере 6500 гривен, а прожиточный минимум для трудоспособных лиц будет – 2481 гривна. На основе этих данных, мы рассчитали что ФЛП будут платить:

Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2022 года

  • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 248 гривен 10 копеек (10% от прожиточного минимума на 1 января).

Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2022 года

  • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 1300 гривен (20% от минимальной зарплаты на 1 января).

Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2022 года

  • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты)
  • 5% от дохода или 3% + НДС

Минимальную зарплату и прожиточный минимум будут пересматривать в течение года: с 1 июля возрастет прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2600 гривен в июле и минимальная зарплата – до 6700 гривен в октябре. На единый налог это не повлияет, поскольку он является фиксированным в течение всего года. А вот размер ЕСВ возрастет с 1 октября и для всех групп составит 1474 гривны.

Налоговая социальная льгота — 2022 год, Украина (НСЛ)

Уже можно спрогнозировать, какие налоги украинские ФОПы платить в 2023 и 2024 годах, ведь минимальная зарплата и прожиточный минимум уже заложены в Бюджетной декларации на 2022 – 2024 годы.

Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2023 года

  • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 268 гривен 40 копеек (10% от прожиточного минимума на 1 января).

Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2023 года

  • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 1435 гривен 20 копеек (20% от минимальной зарплаты).

Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2023 года

  • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
  • 5% от дохода или 3% + НДС.

В июле 2023 года прожиточный минимум для трудоспособных лиц вырастет до 2813 гривен. А в декабре – до 2880 гривен. Минимальная зарплата же останется без изменений. Поэтому налоги для ФЛП в течение 2023 года не будут меняться.

С 1 января 2024 года минимальная зарплата вырастет до 7665 гривен. Прожиточный минимум останется на декабрьском уровне – 2880 гривен. Поэтому на основе этих выплат в очередной раз вырастут налоги для физических лиц-предпринимателей.

Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2024 года

  • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 288 гривен (10% прожиточного минимума на 1 января).

Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2024 года

  • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 1533 гривны (20% от минимальной зарплаты).

Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2024 года

  • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
  • 5% от дохода или 3% + НДС.

Минимальная зарплата не изменится в течение года, а вот прожиточный минимум вырастет дважды: с 1 июля до 3018 гривен и с 1 декабря – до 3082 гривен. Но это уже не повлияет на размер налогов.

  • Налоги

Разъяснение по этому поводу обнародовало Главное управление ГНС в Киевской области.

«2 ноября 2021 года Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год». Таким образом, показатели, которых мы ожидаем с 1 января 2022 года», — сообщили в налоговой.

— с 1 января 2022 составляет 21450,0 грн: максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 15 размеров минимальной заработной платы (6500,0 х 15 = 97500,0 грн), отсюда максимальная сумма страхового взноса 21450,0 грн. (6500,0 х 15 х 22%). То есть это максимальная сумма ЕСВ, уплачиваемая при условии, что сумма полученного застрахованным лицом дохода составит 97 500 грн в месяц и более.
– с 1 октября 2022 года максимальная сумма страхового взноса составит 22110 грн. (6700,0х15 х 22%).

— с 1 января 2022 года – 2481,0 грн;
— с 1 июля – 2600,0 грн;
— с 1 декабря – 2684,0 грн.

Исходя из приведенных показателей, суммы налогов и взносов для физических лиц – предпринимателей – плательщиков единого налога в 2022 году будут составлять:

— ЕСВ – с 01 января 2022 г. – 1430,0 грн; с 1 октября 2022 года – 1474,0 грн.
— Единый налог – 248,10 грн – не более 10% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц по состоянию на 01 января 2022 года.

— ЕСВ – с 1 января 2022 г. – 1430,0 грн; с 1 октября 2022 года – 1474,0 грн.
— Единый налог – 1300,0 гривен – 20% от минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января 2022 года.
Ставки единого налога в процентах (фиксированные ставки) устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин.

— ЕСВ – с 1 января 2022 г. – 1430,0 грн; с 1 октября 2022 года – 1474,0 грн.

Доходы ФЛП на общей системе налогообложения, полученные в течение календарного года от хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставке 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора от чистого дохода, который определяется как разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными издержками, связанными с хозяйственной деятельностью.

При этом ЕСВ приведен в минимальном размере страхового взноса, а максимальная сумма страхового взноса с 1 января 2022 года составит 21450,0 грн.: максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 97500,0 грн. – 15 размеров минимальной заработной платы (6500,0 х 15 х 22%). То есть это максимальная сумма ЕСВ, которую будет платить ФЛП, если сумма полученного им дохода составит 97500,0 грн. в месяц и больше.

С 1 октября 2022 года максимальная сумма страхового взноса составит 22110 грн. (6700,0 х 15 х 22%).

    Суммы налогов, которые будут платить предприниматели по проекту Госбюджета-2022


    Среди других норм, направленных на борьбу с выведением капиталов в оффшоры, – обязательная регистрация в налоговых органах Украины постоянных представительств (ПП) иностранных компаний с 1 января 2022 года. ПП может считаться лицо, представляющее интересы нерезидента и наделенное полномочиями проведения переговоров по существенным условиям сделок, заключения контрактов и т. д. Также признаками ПП является наличие у резидента в Украине офиса, филиала, склада, фабрики или завода.

    Читай также: Налоги на недвижимость в Украине: Кому и сколько нужно заплатить

    Постоянные представительства должны встать на учет в украинских налоговых органах. Причем, нерезидент обязан зарегистрировать ПП до начала своей деятельности. Невыполнение этого требования фискалы будут расценивать как уклонение от налогообложения, что повлечет за собой принудительную постановку на налоговый учет, проверку, штрафы и доначисление налоговых обязательств.

    «Вступают в силу нормы относительно «деловой цели»: налоговые органы могут увеличить финансовый результат на всю сумму товаров/услуг, приобретенных у нерезидентов из низконалоговых юрисдикций или нерезидентов, которые не уплачивают корпоративный налог, если такие операции не имели деловой цели. Правила деловой цели будут применяться и к операциям по начислению роялти в пользу любых нерезидентов», – предупреждает Вороненко Анастасия, адвокат юридической фирмы «Юрлайн».

    Это очень грустно: точка зрения налоговика, а не реальный смысл деловых операций будут влиять на налогообложение. Грустно.


    Малым предпринимателям тоже не стоит расслабляться: фискализация уже дышит в затылок. В связи с карантином парламент сделал поблажку и перенес внедрение РРО для плательщиков 2–4-й групп единого налога на 2022 год.

    Читай также: Налоги в Украине поднимут: Рада поддержала законопроект

    В 2021 году применение кассовых аппаратов обязательно только в том случае, если выполняется одно из условий. Во-первых, уже используют РРО СПД, которые предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения. Во-вторых, это – предприниматели, продающие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, предприниматели, торгующие технически сложными товарами (бытовая техника, электроника и т. д.). В-третьих, обязаны применять РРО предприниматели, у которых годовой оборот превышает 220 минимальных зарплат, или 1,32 млн. грн. Для всех остальных час икс наступит 1 января 2022 года.

    Можно ли обойтись без кассового аппарата? Да, но перечень исключений очень скудный. Имеют право работать без РРО предприниматели, которые выбрали первую группу единого налога. Их, к счастью, фискализация не затронула вообще. Хотя, возможно, это и временно.

    Не нужен РРО и в том случае, если предприниматель принимает все платежи исключительно на свой банковский счет. То есть по безналу. К слову, оплата картой безналом не считается.

    Все остальные – будьте добры, обзаведитесь кассовым аппаратом. Правда, нормы действующего законодательства позволяют выбирать между «железными» и программными РРО. Программных решений пока не так много, но они уже существуют. Например, «Е Чек» (стоимость – 1200 грн. в год), «Вчасно.Каса» (стоимость – до 1699 грн. в год), Fondy (тариф – 2,5–2,7% суммы операции).

    Читай также: Зеленский подписал закон о «налоге на Google»

    Не стоит забывать и о штрафах за нарушения. За продажу товара без применения РРО с 2022 года он составит 100% суммы операции, за повторное такое же нарушение – уже 150%.

    В общем, если не удастся сбить эти нововведения, упрощенная система будет ликвидирована.


    Ну а что с грядущими изменениями в налоговое законодательство? Некоторые из них довольно болезненны. Особенно для бизнеса.

    Самый «горячий» законопроект, конечно же, № 5600, который инициировал Кабмин. Его парламент принял в первом чтении в июле, и после этого документ завис на этапе доработки ко второму чтению. Правительство разрабатывало этот законопроект как ресурсный, чтобы увеличить поступления в текущий бюджет. Но итоги первых 8 месяцев показали, что и без него план по поступлениям перевыполняется. Но жмут дальше.

    Основные угрозы: повышение рентной платы за пользование недрами, ставок экологического налога (на выбросы двуокиси углерода, на отходы), резкое наращивание ставок акцизного сбора и введение акциза для «зеленой» энергетики; увеличения ставки НДФЛ с 5% до 18% при продаже трех и более квартир в течение года и введение НДС на продажу жилья на первичном рынке.

    «Еще этот законопроект предусматривает наложение ареста на активы предприятий до вынесения налогового уведомления-решения; уменьшение максимально допустимого размера участков без уплаты налогов для ведения личного хозяйства с 2 га до 0,5 га; запрет выезда за границу директорам предприятий, которые имеют налоговый долг; взыскание налогового долга без решения суда, если предприниматель признал свои налоговые обязательства», – говорит Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.

    Поговаривают, что эту норму об аресте специально предусмотрели, чтобы по принципу «купи козла – продай козла» продавить все остальное, выдав его за некий компромисс.

    Читай также: Налоги при продаже земли в Украине: Кто и сколько должен заплатить

    Доработка законопроекта изрядно затянулась из-за того, что к нему подано свыше 11 тыс. поправок. В связи с этим Даниил Гетманцев заявил, что парламент, скорее всего, будет принимать № 5600, голосуя за каждую статью по отдельности.

    Что может измениться в законопроекте ко второму чтению? Из возможных поблажек – освобождение от уплаты НДС физлиц, которые на момент вступления в силу закона уже вложили деньги в первичное жилье; применение повышенной ставки НДФЛ при сделках с жильем на вторичном рынке к разнице между стоимостью покупки квартиры и ее последующей продажи (предполагаем, что по документам жилье при перепродаже будет стоить столько же, сколько и при покупке); пересмотр нормы о введении минимального налогового обязательства, в результате которого для владельцев сельхозземли размер налога на землю может вырасти в разы; смягчение нормы, которая запрещает бизнесу переносить на будущие налоговые периоды убытки прошлых лет.

    • Наличный рынок
    • НБУ
    1 USD 1 EUR 1 RUB
    Купить
    Продать
    1 USD 1 EUR 1 RUB
    Купить
    Продать
    • Купить
    • Продать
    • Наличный
    • НБУ

    Налоги в Украине взлетят к 2022 году: чего ожидать гражданам и бизнесу

    У ЗМІ та на інформаційних сайтах можна знайти зовсім трохи інформації про те, що нового з ПДФО буде введено в 2022 році в оподаткуванні фізичних та юридичних осіб. Це зовсім не означає, що воно різноманітне за формами, але внесення постійних трансформацій в статті ПКУ не залишає можливості простим українським громадянам відстежити всі постанови, закони і листи, які посилюють обтяження податками.

    Основною зміною в законодавстві про сплату повинностей державі, можна вважати прийняття Податкового кодексу України, що відбулося 11 років тому. Замість існуючого з незапам’ятних часів здобуття незалежності, Закону Про систему оподаткування, був прийнятий ПКУ, який продовжує діяти у видозміненому стані і в нинішньому році.

    Податкова система в країні включає численні платежі, проте уряду Зеленського цього обсягу недостатньо, оскільки в 2022 році основне поповнення перманентно дефіцитного бюджету (у податковій декларації, прийнятій в 2021 році йдеться про закладку скарбниці вже з нестачею коштів на 3,5%) планується забезпечити з податків і штрафів за порушення в цій прибутковій галузі.

    В інших країнах теж є загальнодержавні та місцеві податки, проте з усіх країн пострадянського простору в Україні найвищі податки на зарплату, і уряд не збирається зупинятися на цьому «досягненні». На деяких офіційних сайтах відкрито говориться, що:

    • поки у населення є доходи, завжди будуть оновлюватися і вдосконалюватися способи їх оподаткування податком;
    • ПДФО може називатися як завгодно-прибутковим, на поставлений дохід, це не змінює того факту, що він є в будь-якій країні світу;
    • ПДФО з громадян України намагаються довести до процентного рівня Європи і Америки, забуваючи про те, що спочатку потрібно б дотягнути до їх рівня українські зарплати.

    У 2021 році були прийняті зміни в прибутковому податку, що позиціонувалися виключно, як процедурні, незначні, обумовлені змінами в розмірі ПМ, МЗП і соціальних гарантій від держави. Потрібно врахувати, що паралельно приймалися постанови, що позбавляли окремі і досить численні категорії населення права на отримання соцгарантій.

    ПДФО в Україні-податок загальнодержавний, платити який повинні фізособи-резиденти, нерезиденти та податкові агенти:

    • резиденти (тобто, громадяни країни) платять з будь-якого щомісячного доходу, з прибутку, отриманого в Україні і з заробленого за кордоном;
    • нерезиденти-тільки з щомісячного і заробленого в країні, їх зарубіжні прибутки Україну не хвилюють, оскільки вона не має на них ніякого права;
    • податкові агенти виступають в ролі забезпечення отримання податку державою (вони віднімають належну суму із зарплати і направляють її за вказаною адресою).

    В Україні прибутковий податок платять навіть з пенсійних виплат і з лікарняного листа.

    С. 167 ПКУ визначає ставку похідного податку в 18% (зауважимо, в Росії та Білорусі державі достатньо 13%). Ставка ПДФО в 2022 році в Україні поки не планується до зміни, але у держави є й інші механізми відбирання грошей у населення – ЄСВ, військовий збір (за відсутності війни покірно сплачується сьомий рік і витрачається не на армію). Підраховано, що в середньому офіційно працюючий громадянин віддає улюбленій країні майже 40% свого доходу:

    • 18% (щоб не вносити особливої плутанини в розрахунках) стягуються з зарплати, будь-якого виду пасивного і активного доходу (банківських вкладів і депозитів, виграшу в лотерею і в азартні ігри, премій, компенсацій-всього, що має відношення до цивільних і трудових угод);
    • з дивідендів беруть 5% (якщо підприємство на ЄСП) і 9% – в будь-якому іншому випадку;
    • з пенсій – за певних умов-15%;
    • 10% – з шахтарів і рятувальників-аварійників, які перебувають на службі у держави.

    Про внесення законопроектів було відомо ще позаторік і тоді ж на українських сайтах стали з’являтися докладні роз’яснення. Введення їх в дію в 2022 обумовлено специфікою українського законодавства: нововведення можуть вводитися тільки з року, наступного за роком прийняття.

    Змінюється порядок внесення податку на доходи фізичних осіб в Україні в 2022 році: тепер він вноситиметься за податковою адресою платника податків, який повинен повідомляти роботодавця не пізніше, ніж через місяць, якщо такий змінився. Сам же роботодавець буде платити за своєю податковою адресою. Щоб це здавалося продуктивним, ПДФО планується перераховувати до місцевого бюджету. Щоб зрозуміти, наскільки це зручно, досить знати, що раніше податок сплачувався у вигляді однієї суми за місцем реєстрації роботодавця.

    Як і завжди в таких випадках, уряд Зеленського супроводив нововведення набором чарівних аргументів, складно піддаються розшифровці і тлумаченню. На думку законодавців, це допоможе:

    • покращити та впорядкувати поповнення місцевих бюджетів;
    • дати територіальним громадам більше можливостей;
    • збільшити їх спроможність і наповненість бюджету.

    У 2021 році прийнято зміни до КК і КПК України, внесено законопроект про податкову амністію, який, у разі успіху, дозволить зібрати в казну чималу суму з активів в українських і зарубіжних банках, держоблігацій, придбаних останнім часом, житлових приміщень і будинків, що перевищують встановлені нормативи. Цікаво б дізнатися, наскільки депутати Верховної Ради і держчиновники виявляться законослухняними і перерахують державі все, що належить за новими законами.

    Как и в предыдущие 2 года, в 2022 году увеличение минимальной заработной платы (а соответственно, и суммы налогов, подлежащих уплате) в течение года произойдет дважды. Сначала, 1 января 2022 минимальная зарплата увеличится до 6500 грн, а прожиточный минимум (для трудоспособных лиц) – до 2481 грн, а потом 1 октября 2022 года произойдет повторное увеличение минимальной зарплаты уже до 6700 грн, что снова приведет к увеличению налогов, подлежащих уплате в бюджет.

    Социальная льгота на 2022 год в Украине

    Предельные сроки уплаты единого налога для плательщиков:
    1) первой и второй групп – ежемесячно авансом не позже 20 числа текущего месяца;
    2) третьей группы единого налога за:
    I квартал – 20 мая 2022 года;
    II квартал – 19 августа 2022 года;
    III квартал – 21 ноября 2022 года;
    IV квартал – 20 февраля 2023 года.

    Важно!
    Обратите внимание, что для плательщиков единого налога первой и второй групп сроки уплаты единого налога НЕ переносятся. Таким образом, если срок уплаты (20-е число) попадает на выходной (нерабочий) день, единый налог необходимо уплатить в последний рабочий день перед 20 числом.

    При этом имейте в виду: если вы оплачиваете налоги в вечернее время (после 16:00 – 17:00), то они будут зачислены в бюджет только на следующий день. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с фискальными органами, старайтесь не дотягивать с уплатой единого налога до последнего дня, а если так случилось, то уплачивайте его хотя бы до обеда.

    Налоги общегосударственные на Украине обязательны для выплаты всеми гражданами страны, исключение могут составлять определенные территории, указанные в кодексе. Они включают в себя множество сборов, список следующий:

    • Пошлины.
    • Земельный налог.
    • Налог на прибыль организаций и предприятий в Украине.
    • За использование недр земли.
    • Военный налог.
    • Использование ресурсов радиочастотного типа.
    • Экологический налог.
    • Использование воды в специальных целях.
    • Транспортный налог.
    • На развитие таких отраслей, как хмелеводство, разведение виноградников и садов.
    • Налоги на доходы физических лиц.
    • Сельскохозяйственный сбор фиксированного типа.
    • За транспортировку и добычу аммиака, газа и нефти на всей территории страны.
    • За землю на Украине.

    Местные государственные советы вправе установить на конкретной территории страны следующие виды налогов:

    1. Налоги при продаже недвижимости, отличной от участка земли.
    2. Сборы туристического характера.
    3. Выплаты за парковочные места.
    4. Оплата определенных видов деятельности предпринимателя.
    5. Налог на землю, состоящий из двух обязательных сборов: налога на автомобиль и земельного налога.

    Местные, как и единые налоги, платят граждане страны из своих доходов в национальной валюте, включая зарплату и прибыль от бизнеса. Форма выплаты может быть любая как наличная, так и безналичная. Ставки налогов и порядок выплаты определяются кодексом государства или действующими законопроектами таможенных органов.

    Доходы от дивидендов в текущем году остались на прежнем уровне, равном 5 %. От обложения налогами освобождаются лица, вкладывающие средства в проекты, основа которых — увеличение энергетической эффективности. Кроме того, освобождаются от выплат суммы, которые по кредитам, оформленным не в национальной валюте, считаются аннулированными плательщиками на покупку недвижимости на Украине, зарегистрированной как единственное жилье (приобретение дома или квартиры).

    Значительно упростилась с зимы этого года выплата налогов лицами, относящимися к группе предпринимателей, доход которых за полный календарный год составляет менее 5 000 000 гривен (ранее порог отмечался в 20 000 000 гривен).

    Налог на пенсию на Украине начисляется в размере, равном 15 %, при условии, что пенсионные выплаты в три раза превышают уровень минимальных заработных плат (около 4100 гривен). До текущего года действовала система, по которой обязаны выплачивать налоги только работающие граждане, находящиеся на пенсии.

    Транспортный налог распространяется на автомобили, имеющие трехлитровый двигатель, что, по сути, можно заменить на показатель стоимости в 1 000 000 гривен и выше. Транспортный налог распространяется только на те авто, стоимость которых превышает отметки в 700 заработных плат по минимальному показателю.

    Какие суммы налогов и взносов будут платить ФЛП с 1 января 2022 года

    Недавно поступила информация из Министерства финансов об увеличении налога на роскошь на Украине. На сегодняшний день этот вопрос до сих пор обсуждается внутри правительства и среди граждан. К возможным изменениям относят значительное увеличение ставки на автомобили, стоимость которых определяет класс машины как люкс и премиум.

    Их цена составляет больше 1 200 000 гривен. Такие же требования — к недвижимости большой площади. Не исключены изменения, затрагивающие временные параметры «новизны» транспортных средств: на сегодняшний день выплачивают налоги владельцы авто и мотоциклов, которым меньше пяти лет.

    Установленный фиксированный необлагаемый налогом минимум составляет 17 гривен. Эта отметка действует с момента введения кодекса государства и никаких изменений до сих пор не претерпела. Часто используется и такое аналогичное понятие, как социальная льгота, распространяющаяся на прибыль лиц и выплачиваемая в виде заработных плат, часть из которых ограничена в использовании. Стандартный показатель (размер) рассматриваемой льготы равняется сумме в 575 гривен.

    Неуплата налогов или других всевозможных обязательных сборов грозит серьезной ответственностью, указанной в Уголовном кодексе страны. Уклонение от уплаты налогов, связанное с целенаправленным стремлением не платить государству, вне зависимости от того, физическое ли это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, или же юридическое, грозит неминуемым штрафом, размер которого доходит до 34 000 гривен.

    Возможны случаи, когда вследствие уклонения от уплаты налогов человека лишают права занимать свою должность или же управлять бизнесом. Примерный срок этого ограничения — три полных календарных года. Связаны эти строгие меры с тем, что государственный бюджет лишается значительной суммы от каждого предприятия, с которого взимается налог, в размере до 60 000 гривен.

    Термин «налоговые льготы» подразумевает, что гражданин имеет право сократить размер своих налоговых обязательств перед государством или вовсе прекратить их оплачивать при наличии оснований.

    Никто не имеет права обязать физическое лицо оформить льготы по налогам в определенный период времени, так как окончание их действия наступает с прекращением действия документов заявителя.

    Налоговая льгота предоставляется законодательством в виде:

    • изъятие, предусматривающее изъятие из общего налогооблагаемого списка предметов одного, за который физическое лицо не будет платить налоги;
    • освобождение (о пенсии, стипендии и других выплат социального характера налоговое обязательство не наступает);
    • скидки, то есть снижение налоговой ставки, применяемой только к юридическому лицу;
    • отсрочки платежа на срок, не превышающий условия налогового законодательства;
    • налоговой амнистии, что означает предоставление налогоплательщику возможности погасить необоснованно просроченные платежи без наложения на него штрафа или пени.

    Виды льготного налогообложения предоставляются на добровольном волеизъявлении плательщика. С целью получения вышеперечисленных скидок на налоги необходимо соответствовать требованиям:

    • относиться к категории налогоплательщиков, имеющих право на льготы;
    • иметь прибыль, не подлежащую налогообложению, что подтверждается соответствующими законодательными актами;
    • расходовать свои средства по целевому назначению, предусматривающему возврат налоговых выплат от суммы потраченных средств на эти приобретения;
    • быть собственником имущества (движимого или недвижимого), не облагается по закону налогом.

    Предоставляя различные виды налоговых льгот, государство сознательно идет на уменьшение налоговых сборов в казну с целью повышения уровня соцзащиты своих граждан, а также поддержки развития производственной деятельности и ведения малого бизнеса.

    Экономический кризис – одна из причин предоставления государством льгот налогообложения, направленных на то, чтобы оказать поддержку социального равенства и улучшить финансовое положение малоимущего слоя населения:

    Появились условия меморандума Украины с МВФ

    Классификация налоговых льгот связана со сферой их использования: стандартная, социальная и имущественная. В соответствии с этими сферами законодательство Украины разработало отчисления, которые могут предоставляться отдельной категории граждан.

    1. Социальная льгота 2022 года на двух детей, которые платят налог на доход. Сумма данного вычета выходит из состава семьи и ее статуса: здоровы ли дети в семье, есть ли дети на иждивении с ограниченными возможностями или статусом инвалида, многодетная семья или в иждивении участвует только один из родителей.
    2. На сумму расходов, уплаченную гражданином за обучение, лечение, обеспечение ПФУ или страхового фонда, или безвозмездно пожертвованную.
    3. На средства, использованные на покупку собственного жилья (возврат налога формируется из стоимости жилья) или продажу налогоплательщиком любой собственности (человек не будет платить в казну государства доход с продажи).

    Большая часть украинцев имеет право получать 50% ПСЛ. На больший процент (75%) могут рассчитывать следующие категории:

    • мать-одиночка или отец (вдовец), самостоятельно воспитывает ребенка, опекуны;
    • родители, воспитывающие несовершеннолетнего ребенка инвалида;
    • лица, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС;
    • инвалиды 1 и 2 степени;
    • лица, подвергшиеся политическим и другим преследованиям, находящиеся под официальной защитой государства; участники ВОВ.

    Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом. Задача льгот-перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

    Налоговая социальная льгота на 2022 год может предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей. Конкретная сумма льгот зависит от категории граждан и определенных обстоятельств.

    С 2011 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определяются в IV-м разделе Налогового кодекса Украины (НКУ). Отметим, что для подавляющего большинства сограждан и в подавляющем большинстве случаев ставка НДФЛ (или, как его еще называют, подоходного налога), с 2016 года составляет 18%.

    Минфин запланировал доходы бюджета на уровне 1,267 трлн грн, в том числе общего фонда — 1,131 млрд грн, специального — 136,3 млрд грн.

    По прогнозу Минфина, поступления от налога на добавленную стоимость (внутреннего и импортного) в 2022 году вырастут на 72,5 млрд грн по сравнению с планом на 2021 год — до 564,5 млрд грн. В частности, поступления налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров с учетом бюджетного возмещения ожидаются на уровне 166,3 млрд грн, с ввезенных на территорию Украины товаров — 398,2 млрд грн.

    Расходы госбюджета следующего года прогнозируются на уровне 1,44 трлн грн, в том числе общего фонда — 1,29 трлн грн, специального — 147,9 млрд грн.

    По данным Минфина, на сферу здравоохранения в следующем году предлагается 197,2 млрд грн (+35,8 млрд грн по сравнению с планом на 2021 год), в том числе на программу медицинских гарантий — 157,5 млрд грн.

    На вакцинацию населения Минфин заложил 2,6 млрд грн. В этом году на это планируется порядка 12 млрд грн. Уменьшение расходов на это объясняют тем, что в Украине накопилось достаточно вакцин.

    В Министерстве финансов отмечают, что средняя зарплата врачей в 2022 году составит 22,5 тыс. грн, а минимальная — 20 тыс. Средняя зарплата медперсонала составит 14,5 тыс. грн, а минимальная — 13,5 тыс. грн.

    НВ Премиум это:

    • Доступ к закрытым материалам сайта
    • Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
    • Отключение коммерческой рекламы
    • Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей

    Законом № 305-ФЗ внесены изменения еще в одну статью НК РФ. Согласно новой редакции п. 4 ст. 229 НК РФ в декларации 3-НДФЛ можно будет не указывать доходы от продажи недвижимости сроком владения менее 3 или 5 лет, если стоимость этой недвижимости ниже суммы имущественного вычета.

    Это касается как одного проданного объекта, так и совокупности доходов от продажи нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету.

    Напомним размеры лимитов:

    • 1 000 000 руб. — для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ);
    • 250 000 руб. — для иной недвижимости (абз. 3 и 4 подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).

    На практике это означает, что если владелец продал дом, квартиру, комнату или участок на сумму, например, 900 000 руб., то подавать в ИФНС налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ ему не потребуется. Если реализовано иное имущество (гараж, авто), то сдавать декларацию не нужно, если сумма дохода до 250 000 руб.

    Такая мера позволит упростить администрирование НДФЛ, избавив налоговую службу от обработки фактически «нулевых» отчетов. Но владельцам имущества следует помнить, что воспользоваться правом на вычет (а соответственно, и на несдачу декларации) они могут в том случае, если имеют официальный доход, с которого удерживается НДФЛ. Если у лица доходы неофициальные, НДФЛ к возврату нет, то и права на вычет он также не имеет. А значит, при продаже недорогого имущества все равно придется сдавать форму 3-НДФЛ.

    С 2022 года у россиян появится возможность получить дополнительный налоговый вычет по расходам на фитнес (свой и несовершеннолетних детей) в размере 120 000 руб. Также при использовании имущественного вычета при продаже недвижимости сроком владения до 3 или 5 лет можно будет не сдавать 3-НДФЛ, если сумма дохода ниже суммы вычета и налог к уплате равен нулю.

    Подробнее о нюансах обложения доходов физических лиц узнайте в нашей рубрике «НДФЛ».

    Редко применяемая ставка. По ней рассчитывают налог с доходов от:

    • дивидендов, полученных до 2015 года;
    • процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
    • доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам, выданным до 1 января 2007 года.

    Ставка НДФЛ 13%

    Большинство доходов облагается именно по этой ставке.

    Налог на доходы физических лиц рассчитывается по ставке 13%:

    • с доходов, полученных от трудовой деятельности в РФ – с заработной платы и иных вознаграждений за труд;
    • с доходов от трудовой деятельности высококвалифицированного специалиста – иностранца;
    • с доходов членов экипажей судов, плавающих под флагом РФ, участников госпрограммы по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

    Ставка 13% применяется пока доходы от трудовой деятельности не достигнут 5 млн рублей. Свыше этой суммы действует ставка НДФ 15%.

    Это максимальная ставка НДФЛ в РФ.

    Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяются.

    Налог по ставке 35% рассчитывают с:

    • любых выигрышей, конкурсов и призов, подарков от суммы более 4 000 рублей;
    • процентов по вкладам в банках в части превышения установленных размеров;
    • суммы экономии на процентах при получении займа в части превышения установленных размеров;
    • платы за использование денег пайщиков, процентов за пользование сельскохоз кредитом, поученным в форме займа от членов кооператива, в части превышения установленных размеров.

    Но облегченно вздыхать и говорить, что в таком случае с нашими заработками все в порядке, не стоит. К сожалению, не в порядке.

    Во-первых, в доход входят субсидии, проценты по депозитам, деньги от сдачи квартиры в аренду и другие поступления. И вот со своей зарплатой, а также со всеми этими выплатами и дополнительными суммами до среднедушевого дохода выше 12 тыс. грн дотягиваются всего 5% украинцев. И это как-то совсем не по-европейски.

    Во-вторых, Госстат все зарплаты и доходы указывает до вычета налогов. То есть из этих сумм нужно как минимум вычесть 19,5% (18% — НДФЛ и 1,5% — военный сбор).

    Учитывая это, получаем еще более мизерные суммы. Оказывается, что 22% украинцев живут уже не на 4000 грн, а на 3220 грн. Причем каждый 12-й живет на сумму менее 2415 грн в месяц.

    При этом нынешние 2400 грн — совсем не те, что были, скажем, год назад. Несмотря на то что тот же Госстат рапортует об инфляции с начала года всего на 8,5%, мы в последнее время привыкли больше доверять «своим бесстыжим глазам». А они говорят нам о том, что только продукты подорожали минимум на треть.

    Если подорожание жизни и волнует украинских работодателей, то лишь косвенно. Как показал недавний опрос, проведенный в сентябре-октябре 2021 года кадровым порталом Jooble, почти в половине отечественных компаний (48,9%) планируют в 2022 году увеличить зарплаты, но рост цен не является решающим аргументом.

    Опрос показал, что чаще всего повышение зарплаты происходит по инициативе руководства, а самыми популярными причинами роста являются достижения на рабочем месте, повышение профессиональной квалификации, а также общее увеличение зарплат на рынке труда. Наименьшее влияние, согласно опросу, имеют рабочий стаж в компании и инфляция.

    Эксперты, опрошенные «КП в Украине», прогнозируют рост зарплат в будущем году на 8-12% и отмечают: говоря в общем, предприятия будут придерживаться среднего темпа роста цен, который задает государство повышением минимальной зарплаты.

    Но, говорит аналитик компании Esperio Александр Болтян, инфляция не станет единственным триггером для повышения заработных плат. Скажем, в сфере обслуживания (а это и продавцы в магазинах, и разнорабочие) стремительной динамики роста зарплат не предвидится. Можно прогнозировать, что работодатели этой сферы не станут увеличивать зарплатный фонд в период, когда велик риск падения торговых оборотов.

    — В ближайший год смогут хорошо заработать те, кто будет организовывать свои службы доставки. Логистические компании, будь то перевозка мебели или доставка еды, являются сегодня хорошей возможностью организовать свой бизнес и стабильно работать, — отметил Болтян в комментарии «КП в Украине». — Высокооплачиваемые вакансии будут стабильно присутствовать для IT-сферы, управленцев, медицинского персонала частных клиник, маркетологов. Преимущественно будут расти зарплаты за ту работу, на которую есть спрос со стороны работодателей из других стран, то есть там, где конкуренция высока. Но это не касается тех, кто планирует уехать в Европу для работы обслуживающим персоналом — в Украине спрос на эту категорию работников небольшой.

    В следующем году отечественный рынок труда будет стабильным с постепенным улучшением трудовых условий для населения, продолжает эксперт. По его словам, менталитет у нас таков, что в любые трудные для страны времена, будь то стремительная девальвация гривны в 2014-2015-м, или период пандемии 2020-2021-го, к новым условиям адаптируются обе стороны. И работодатель, и наемный работник стараются прийти к консенсусу и найти взаимовыгодные условия, при которых сотрудничество сохранится.

    — Предприятия и бизнес адаптируются в будущем году под любые инфляционные всплески и постараются пересмотреть заработную плату в сторону повышения, — резюмировал Александр Болтян. — Во-первых, согласно исследованиям, конкурентность своих трудовых предложений стабильно мониторит порядка 70% отечественных работодателей. Во-вторых, учитывая трудовую миграцию в соседние страны, в компаниях прекрасно понимают, что темпы роста заработных плат нужно держать как минимум на уровне инфляции.

    По мнению Александра Болтяна, в топ-тройку сфер на рынке труда с перспективой роста зарплат в будущем году входят медицинский, образовательный и логистический сектора.

    — Ситуация вокруг COVID лучше не становится, риски для здоровья персонала остаются высокими. Это означает, что медицинских сотрудников попытаются привлечь более высокими окладами, — аргументировал эксперт свой прогноз. — Образовательный сектор имеет перспективы роста, поскольку оказалось, что преподаватели могут работать онлайн. Не исключено, что это приведет к уходу педагогов из госучреждений, соответственно, росту спроса на них и росту зарплат. Что касается логистического сектора, то он перспективен, поскольку из-за пандемии люди все чаще пользуются услугами доставки.

    Список от основателя компании Performance Managment Сергея Сарояна пересекается со списком коллеги: в него вошли медики, айтишники и управленцы в сфере логистики.

    — Уже в будущем году спрос на медицинские факультеты вырастет, поскольку, по разным оценкам, к 2027 году Европе потребуется минимум 500 тыс. медиков, — говорит Сароян. — Информационные технологии сохраняют лидирующие позиции уже многие годы, и, согласно прогнозам, к концу десятилетия область разработки программного обеспечения вырастет на 22%, что означает создание более 300 тыс. новых рабочих мест со средней шестизначной зарплатой.

    В тройку самых быстрорастущих сфер эксперт поместил и грамотных управленцев в сфере логистики. По его словам, периодические панические закупки, начавшиеся перед прошлогодними ограничениями, перевернули методы своевременной доставки, на которые долгое время полагался ритейл.

    Новое в НДФЛ с 2022 года

    Рост реального ВВП Украины закладывается на уровне 3,8%.

    Инфляция (индекс потребительских цен декабрь к декабрю), по прогнозам правительства, составит 6,2%.

    Курс национальной валюты прогнозируют на уровне 28,6-28,7 грн за доллар.

    Проект госбюджета построен на прогнозе роста номинального ВВП до 5,368 трлн грн в 2022 году.

    Среднемесячная заработная плата в следующем году составит 15 258 грн. А уровень безработицы – 8,5%.

    Доходы госбюджета-2022 (с учетом возврата кредитов) составят 1277,7 млрд грн (что на 161,7 млрд грн больше по сравнению с 2021 годом).

    Расходы (с учетом предоставления кредитов) закладываются на уровне 1465,7 млрд грн (это на 103,1 млрд грн больше по сравнению с 2021 годом).

    Дефицит госбюджета в Кабмине сокращают на два процентных пункта: с 5,5% в этом году до 3,5% в 2022 году. В абсолютных цифрах дефицит госбюджета в 2022 году планируется на уровне 188 млрд грн.

    Как отметил во время презентации проекта госбюджета министр финансов Сергей Марченко, расходы на медицину в следующем году вырастут до 197,2 млрд грн. Это на 35,8 млрд грн больше в сравнении с показателями текущего года.

    Средства, выделяемые по программе медицинских гарантий, куда входит и Covid-пакет, составят почти 158 млрд грн.

    На систему общественного здоровья и вакцинацию украинцев от коронавируса предусмотрено направить 6 млрд грн.

    На высокоспециализированную медпомощь хотят направить 19,1 млрд грн, на закупку медицинского оборудования – 2,7 млрд грн, на поддержку региональных больниц – 2,4 млрд грн, на трансплантацию и лечение за рубежом – 1,5 млрд грн.

    Расходы на сферу образования запланированы в сумме 185,6 млрд грн (что больше показателей текущего года на 16,7 млрд грн).

    Из этой суммы 108 млрд грн хотят выделить на зарплаты учителей, а 4,5 млрд грн – на стипендии студентам.

    Размер стипендий студентов высших учебных заведений будет повышен. С 1 января минимальная стипендия составит 2 000 грн (возрастет на 700 грн), а повышенная для отличников – 2 550 грн (возрастет на 890 грн).

    Планируется повысить стипендии и для учеников учреждений профтехобразования: с 490 грн до 1 250 грн.

    Еще 100 млн грн выделяют на проектирование Президентского университета, создание которого инициировал глава государства Владимир Зеленский.

    Расходы на субсидии планируются на уровне 34 млрд грн. Речь идет об отопительном сезоне 2021-2022 годов.

    Всего же на льготы и субсидии для 4,6 млн человек (с учетом авансирования в предыдущем году) заложено 41,4 млрд грн.

    На пенсии для почти 11 млн украинцев в 2022 году хотят выделить 200,6 млрд грн.

    Бюджет Пенсионного фонда в проекте госбюджета на 2022 год составляет 531 млрд грн (что на 31 млрд больше показателя 2021 года).

    Дополнительные расходы на индексацию пенсий с 1 марта планируются в размере 28,2 млрд грн, выплаты военным пенсионерам – 10,6 млрд грн. Кроме того, предусмотрено 2,5 млрд грн для перерасчета пенсий чернобыльцам.

    Общие расходы на социальное обеспечение и социальную защиту граждан в следующем году должны составить 320,1 млрд грн (это на 7,3 млрд грн больше показателей текущего года).

    Расходы на поддержку ветеранов войны на Донбассе составят 13,9 млрд грн (это больше планового показателя 2021 года на 6,1 млрд грн). В частности, предусмотрено выделение 5,5 млрд грн на обеспечение ветеранов жильем (речь идет о 4 000 участников АТО/ООС).

    На сферу культуры и искусства выделят 13,5 млрд грн (из них 2 млрд грн – на создание украинских фильмов, а 1,8 млрд грн – на Большую реставрацию).

    На физическую культуру и спорт выделят 11,3 млрд грн (из них 4,65 млрд грн пойдут на строительство, ремонт и реконструкцию более 200 спортивных объектов).

    На сектор безопасности и обороны планируется направить 5,95% ВВП. В целом расходы на эту сферу вырастут на 52,1 млрд грн (по сравнению с текущим годом) – до 319,4 млрд грн.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *