Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гит план проверок на 2022 год Москва». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых «надзорных каникул», был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.
Затем он был заменён «коронавирусным» мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.
Кабмин воспользовался этим правом дважды, установив мораторий в 2020 и в 2021 годах. В ситуации распространения пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях. В 2021 году мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.
Очевидно, что COVID-19 будет с нами и в 2022 году, поэтому «коронавирусный» мораторий на проверки установили и на весь следующий год, но не для всего малого бизнеса.
«Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса», — сообщил Мишустин.
Выделяются несколько категорий риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Речь идет о таких ценностях, как жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты.
Если работодатель отнесен к категории низкого риска, то хотя плановая проверка Роструда ему не грозит, внеплановая вполне может случиться.
Основания для проведения внеплановой проверки следующие:
- истечение срока исполнения работодателем выданного Рострудом предписания об устранении выявленного нарушения ТК;
- обращения граждан с жалобами на работодателей, поступление соответствующей информации от органов власти, из СМИ о фактах нарушения трудовых прав.
В частности речь идет о следующих нарушениях трудовых прав:
- невыплата работникам зарплаты;
- непредставление оплачиваемых отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение СОУТ;
- непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам СОУТ.
-
Я иду тебя искать: как не разориться на поиске сотрудников
1,2 тыс. 2
- Об использовании информации сайта
- Об использовании персональных данных пользователей информации
- О разработке и администрировании сайта
- Технические сведения
- Написать разработчику
План проверок трудовой инспекцией на 2021 — 2022 годы: где посмотреть
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).
Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.
Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.
Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.
Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).
Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).
Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.
- Инспекция получила информацию о том, что вы нарушаете ТК.
- Вы не отреагировали на предписание инспекции устранить нарушения за определенный срок.
- Сотрудник пожаловался на нарушение условий труда. Причем как в отношении себя, так и своего коллеги.
Если сотрудник отозвал жалобу, по Роструд уже назначил проверку — ее не избежать.
- На проверки ФНС, ПФР и ФСС — плановые и внеплановые, — поэтому бизнесу расслабляться не стоит.
- С этого года ФНС может провести проверку дистанционно или же по традиции приехать к вам в офис — выбор за ней. С 31 июня плановые выездные проверки ФНС может заменять на однодневный инспекционный визит.
Мораторий на проверки 2022 года: тонкости применения
Летом 2021 года в сфере надзорной деятельности произошли важные изменения. Вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». На базе Закона № 248-ФЗ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Данное Положение № 1230 является одним из основополагающих нормативных актов в сфере трудового надзора.
Контроль и надзор за соблюдением работодателями требований трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Федеральная инспекция труда ‒ единая централизованная система, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), и его территориальных органов (государственных инспекций труда, далее ‒ ГИТ).
Проверки ГИТ могут быть как плановыми, так и внеплановыми. ГИТ осуществляет трудовой надзор в виде следующих контрольных мероприятий:
- выездная проверка;
- документарная проверка;
- инспекционный визит или рейдовый осмотр.
Плановый контроль, то есть плановая трудовая проверка, проводится только в виде выездной проверки. Основанием для проведения плановой трудовой проверки является включение работодателя в план проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованный с органами прокуратуры. План размещается на официальном сайте Роструда в течение декабря года, предшествующего проверке.
Периодичность, с которой инспекторы ГИТ могут приходить с плановой проверкой к работодателю, а равно периодичность, с которой работодателя могут включать в план проведения проверок, зависит от категории риска, которую работодателю присвоил Роструд. Данный подход назвали риск-ориентированным. Работодателю присваивается одна из пяти категорий риска:
- высокий риск ‒ проверка проводится один раз в 2 года;
- значительный риск ‒ проверка проводится один раз в 3 года;
- средний риск ‒ проверка проводится один раз в 5 лет;
- умеренный риск ‒ проверка проводится один раз в 6 лет;
- в отношении работодателей, которым присвоена низкая категория риска, плановые трудовые проверки не проводятся.
Отнесение работодателей к определённой категории риска осуществляется на основании критериев, закреплённых приложением к Положению № 1230. Критерии представляют собой несколько показателей, которые рассчитываются по формулам. Одними из факторов, влияющих на расчёт категории риска, являются:
- среднесписочная численность работников;
- вид деятельности работодателя;
- случаи привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства за предшествующие три года;
- сведения о травматизме и его тяжести за предшествующие три года;
- сведения о задолженности по заработной плате за последний год.
Внеплановый контроль может проводиться как в виде выездной проверки, так и документарной, а также в виде инспекционного визита или рейдового осмотра. Важно отметить, что такие мероприятия документарная проверка, рейдовый осмотр и инспекционный визит могут осуществлять только в рамках внепланового контроля.
Основания для проведения внеплановой проверки ГИТ следующие:
- наличие у ГИТ сведений о нарушении работодателем требований или об угрозе нарушения обязательных требований трудового законодательства (сообщения и заявления работников, иных граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов власти, СМИ и т. д.);
- поручение президента РФ или Правительства РФ о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных работодателей;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Порядок проведения внеплановой проверки ГИТ зависит от того, в виде какого контрольного мероприятия проводится проверка.
О проведении выездной внеплановой проверки ГИТ уведомляет работодателя путём направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до её начала, за исключением случаев, указанных в ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ. Также внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев её проведения в соответствии с п. 3 ‒ 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.
Под инспекционным визитом понимается мероприятие, проводимое путём взаимодействия ГИТ с конкретным работодателем по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя.
В ходе инспекционного визита инспекторы могут совершать следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны быть в наличии у работодателя.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Рейдовый осмотр проводится в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель, в соответствии с положениями ст. 71 Закона № 248-ФЗ. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.
Срок взаимодействия с одним работодателем в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п. 3 ‒ 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.
По окончании проведения любого контрольного мероприятия составляется акт. Решения, принятые по результатам контрольного мероприятия, проведённого с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля, подлежат отмене контрольным органом, проводившим проверку, либо вышестоящим надзорным органом или судом, в том числе по представлению прокурора.
Грубыми нарушениями требований к порядку проведения проверки являются:
- отсутствие основания проведения надзорного мероприятия;
- отсутствие согласования проверки с прокуратурой в случае, если оно является обязательным;
- нарушение требования об уведомлении о проведении проверки в случае, если уведомление является обязательным;
- нарушение периодичности проведения плановой проверки;
- проведение плановой проверки работодателя, не включённого в план; принятие решения по результатам проверки на основании оценки соблюдения положений нормативных актов, не являющихся обязательными; привлечение к проведению проверки лиц, участие которых не предусмотрено Законом № 248-ФЗ;
- нарушение сроков проведения проверки;
- совершение в ходе проверки действий, не предусмотренных для такого контрольного мероприятия;
- непредоставление работодателю для ознакомления документа с результатами проверки.
Закрытый перечень грубых нарушений закреплён ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ.
Ранее мы рассказывали, можно ли контролировать работников с помощью видеокамер и программного обеспечения.
Таким образом, порядок проведения трудовой проверки ГИТ зависит от вида контрольного мероприятия, посредством которого проводится проверка.
Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовые решения и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций.
Выводы готовых решений и путеводителя по кадровым вопросам учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.
08.11.2017
Законом от 30 октября 2017 г. № 308-ФЗ установлено, что инспекторы труда смогут проверять, как на предприятиях соблюдают советские нормативные акты, до 1 июля 2022 года.
Напомним, что с ноября 2017 года инспекция труда начнет проверять соблюдение работодателями норм советского законодательства по вопросам:
- досрочных пенсий – списки работ, производств, профессий;
- льгот – районные коэффициенты и надбавки;
- квалификационных требований – ЕТКС, ЕКС.
- Ежегодная проверка знаний
- Курсы целевого назначения
- Программа повышения квалификации
- Программа профессиональной переподготовки
- Профессии рабочих и служащих
- Дистанционное обучение
Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.
Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:
- добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
- потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
- вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.
На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.
Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:
- высокий — для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
- значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
- средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
- умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
- низкий – плановые проверки не проводятся.
При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.
Государственная инспекция труда обязана учитывать нормативную частоту проведения контролирующих мероприятий для конкретной организации с учетом присвоенного ей класса риска. Если в результате ошибки или другой причины в план контроля попала организация, которую инспекторы ГИТ проверяли до истечения установленного срока, компания также вправе подать в государственный орган заявление об исключении из составленного графика.
Такие ошибки действительно случаются, поэтому эксперты рекомендуют руководителям предприятий или ответственным сотрудникам в конце календарного года посещать региональный сайт ГИТ или прокуратуры и изучать опубликованный план проверок. Это лучше сделать заранее, чтобы иметь достаточно времени на обжалование неправомерного решения о включении компании в план: чаще всего это оказывается проще, чем подстраивать график работы организации под визит инспекторов.
Какие компании проверит Роструд: где искать списки
Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.
Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:
- проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
- срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.
При подготовке планов контрольных мероприятий территориальные органы Роструда обязаны руководствоваться следующими нормативными актами:
- Законом «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ).
- Правилами подготовки надзорными органами ежегодных планов проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила подготовки планов).
- Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875) (далее — Положение о ФГН по труду).
- Административным регламентом исполнения Рострудом функции по надзору за соблюдением трудового законодательства (утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н) (далее — Административный регламент).
- Методическими рекомендациями по планированию ГИТ в субъектах РФ контрольных мероприятий (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455) (далее — Методические рекомендации).
Существуют несколько факторов, определяющих годовой план проверок Роструда. Во-первых, это требования ФЗ № 294-ФЗ о сроках проведения проверок. Во-вторых, чтобы добиться основной цели мероприятия – обеспечения безопасных условий труда – первым делом включаются во внимания и «значительным» риском. Помимо этого, чаще проводятся проверки у работодателей, имеющих зафиксированные случаи нарушения в отношении прав сотрудников.
Помимо этого, при составлении проекта годового плана проверок Рострудом обеспечивается:
- соблюдение требований порядка подготовки планов, их согласование и подача в органы прокуратуры;
- рассмотрение вопроса фактического осуществления деятельности работодателями, подлежащими включению в ежегодный план проверок;
- возможность включения в годовой план проверок филиалов юридических лиц как самостоятельных объектов проверки.
При формировании плановых проверок на 2021 год трудовые инспекции руководствовались так называемым риск-ориентированным подходом (ст. 8.1 Закона 294-ФЗ). Он означает, что всем хозяйствующим субъектам присваивается:
- класс опасности (зависит от тяжести возможных негативных последствий от несоблюдения обязательных требований закона);
- категория риска (зависит как от тяжести последствий несоблюдения вышеуказанных требований, так и от вероятности их несоблюдения предприятием).
Отнесение предприятия к категории риска или классу опасности в общем виде регулируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Но применительно к каждому направлению государственного надзора имеются свои критерии присвоения того или иного класса/категории. В сфере надзора за соблюдением трудового законодательства работодателям присваиваются категории риска (п. 17 Положения о ФГН по труду).
Формула определения категории риска работодателя установлена в приложении № 1 к Положению о ФГН по труду. Она напрямую зависит от показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (к таковым относятся жизнь и здоровье работников, своевременная выплата зарплаты и т. д.).
Этот показатель фиксированный и определен в зависимости от сферы деятельности предприятия в приложении № 2 к Положению о ФГН по труду. Так, наиболее высокая категория риска будет у предприятий сферы добычи полезных ископаемых.
Категория риска влияет на частоту проведения плановых проверок ГИТ.
Законодательство о труде охватывает очень широкий спектр вопросов (оформление приема на работу и увольнения, установление времени отдыха, организация, охрана и дисциплина труда, труд в особых условиях или для особых категорий работников, ответственность сторон, особенности проведения расчетов и определения сроков). И это требует не только урегулирования отдельных моментов, возникающих в процессе его применения, но и обновления (если в этом возникает необходимость) действующих норм, а также систематического контроля за соблюдением установленных правил.
Органом, осуществляющим законодательные разработки в сфере труда, является Минтруд России (Министерство труда и социальной защиты РФ), и вопросы труда — не единственные, находящиеся в его ведении. В структуру Минтруда входит исполнительный орган, деятельность которого ориентирована исключительно на реализацию законодательства о труде и на связанные с ним темы (обеспечение занятости, социальную поддержку незащищенных слоев населения, вопросы трудовой миграции, решение коллективных трудовых споров). Это Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
В регионах Роструд действует через свои территориальные подразделения — трудовые инспекции, осуществляя не только общее руководство их деятельностью, но и обеспечивая для них взаимодействие с другими органами власти всех уровней и с общественными объединениями. Таким образом, непосредственную работу с работодателями в каждом из субъектов РФ ведут трудинспекции. И они же планируют свою работу, составляя в отношении главной своей задачи (контроля) планы работы на каждый очередной календарный год.
Прокуроры начали формировать сводный план проверок бизнеса на 2022 год
Ранее периодичность планового контроля ГИТ определялась по общей норме ч. 2 ст. 9 Закона 294-ФЗ — не более 1 раза в 3 года. Теперь она зависит от категории риска работодателя (п. 20 Положения о ФГН по труду):
- высокий — раз в 2 года;
- значительный — раз в 3 года;
- средний — раз в 5 лет;
- умеренный — раз в 6 лет;
- низкий — проверки не проводятся.
Основанием для включения предприятия в план проверок является истечение указанного срока со дня (ч. 8 ст. 9 Закона 294-ФЗ, п. 35 Административного регламента):
- регистрации предприятия;
- проведения последней плановой проверки;
- начала деятельности, о которой обязательно должен уведомляться Роструд (в соответствии с п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, к такой деятельности относится уход с обеспечением проживания и социальные услуги без обеспечения проживания).
Указанный перечень оснований является исчерпывающим. Проведение проверки без основания влечет недействительность ее результатов (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ).
С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП), за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (социальная сфера, сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности).
В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к СМП, и при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
Обратите внимание!
Проведение плановой проверки с нарушением требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении СМП является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки как проведенной с грубыми нарушениями.
В настоящее время готовится проект о продлении моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства до 2022 г., однако коснется это изменение только тех проверок, которые будут проводиться без использования риск-ориентированного подхода. Поэтому на проверки ГИТ мораторий распространяться не будет, так как плановые проверки с 2021 г. проводятся с применением риск-ориентированного подхода.
Инспекция труда проверяет работодателя, если:
- имеется большая угроза нарушений или их последствия масштабны. Таких работодателей ГИТ регулярно контролирует и проводит плановые проверки;
- стало известно о нарушении трудовых прав: поступило обращение от граждан, произошел несчастный случай на рабочем месте или Роструду стало известно о нарушениях из общедоступных источников. В таких случаях назначают внеплановое расследование.
Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, которая присвоена компании.
- в категории умеренного риска проверки проходят 1 раз в 6 лет;
- в категории среднего риска — 1 раз в 5 лет;
- в категории значительного риска — 1 раз в 3 года;
- в категории высокого риска — 1 раз в 2 года.
План проведения плановых проверок на 2022 год
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Существуют несколько факторов, определяющих годовой план проверок Роструда. Во-первых, это требования ФЗ № 294-ФЗ о сроках проведения проверок. Во-вторых, чтобы добиться основной цели мероприятия – обеспечения безопасных условий труда – первым делом включаются во внимания компании с «высоким» и «значительным» риском. Помимо этого, чаще проводятся проверки у работодателей, имеющих зафиксированные случаи нарушения в отношении прав сотрудников.
Помимо этого, при составлении проекта годового плана проверок Рострудом обеспечивается:
- соблюдение требований порядка подготовки планов, их согласование и подача в органы прокуратуры;
- рассмотрение вопроса фактического осуществления деятельности работодателями, подлежащими включению в ежегодный план проверок;
- возможность включения в годовой план проверок филиалов юридических лиц как самостоятельных объектов проверки.
Плановые проверки должны осуществляться в соответствии с тем, какая категория была присвоена организации (Письмо Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2):
- высокий риск — раз в 2 года;
- значительный риск — раз в 3 года;
- средний риск — раз в 5 лет;
- умеренный риск — раз в 6 лет.
Если компании не присваивалась категория риска вовсе, то автоматически она устанавливается как «низкая». В таких случаях плановые проверки не проводятся.
Плановые проверки проводятся в форме документарных либо выездных. Срок проведения документарной проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Длительность выездной плановой проверки определяется по времени, фактически проведенному сотрудниками Роструда в организации.
В отношении субъекта, относящегося к категории малого предпринимательства, срок проведения плановых выездных проверок в год не должен превышать 50 часов, для микропредприятия — 15 часов. Однако ГИТ имеет право принять решение о продлении срока выездной проверки. Продлевать срок документарной проверки Роструд не имеет права.
В приказе Роструда №160 от 13.06.2019 указан список документов, которые могут запросить ГИТ у работодателей. Среди них:
- локальные нормативные акты, регламентированные нормами трудового права в установлении трудовых отношений;
- документы, устанавливающие организационно-правовую форму работодателя;
- штатное расписание;
- учет рекомендаций профсоюзного органа;
- заявления сотрудников компании;
- приказы и фиксация факта ознакомления их сотрудниками организации;
- документы, описывающие права и обязанности сторон трудовых отношений;
- документы о заключении, изменении, прекращении трудового договора;
- приходно-расходная книга учета трудовых книжек;
- договоры о полной материальной ответственности, приказы по личному составу, о прекращении трудовых договоров, об увольнении работников;
- документы, подтверждающие защиту персональных данных сотрудников;
- документы, подтверждающие соблюдение требований рабочего времени и отдыха;
- приказы о предоставлении отпусков, письменные согласия работников на осуществление профессиональной деятельности в выходные дни и праздники;
- соглашения о разделении отпуска на части, расчет в случае прекращения трудового договора, документы о выплате компенсации за отпуск, который не был использован работником;
- документы, подтверждающие соблюдение требований оплаты труда, в частности о выплате зарплат;
- документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части организации охраны труда,: обеспечение СИЗ, медицинское обеспечение, и гарантиями ОТ ряда категорий сотрудников, обучения по ОТ и т. д.
- документы, которые удостоверяют наличие у сотрудника инвалидности, а также срок действия подтверждающих документов.
От государственных органов ГИТ помимо этого может запросить:
- сведения об отсутствии задолженности по страховым взносам и штрафам;
- выписку из ЕГРН о правах на недвижимость;
- сведения из бухгалтерской отчетности;
- среднесписочную численность работников за предшествующий год;
- сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- сумму уплаченных налогов за текущий год;
- сведения о судимости и фактах уголовного преследования.
Название “Плановая проверка ГИТ” говорит само за себя, проводится она по сводному плану проверок, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры на будущий год.
Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Хорошая новость в чем: зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя.
Также в плане вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.
Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки
Внеплановая проверка ГИТ – самая опасная, потому как к ней невозможно подготовиться, именно поэтому всегда и всех призываю выполнять требования трудового законодательства, чтобы потом не “кусать локти”.
О ее назначении вас уведомят лишь за 24 часа до начала ее проведения, а если поводом служит угроза жизни и здоровью работников – вообще без уведомления.
Повод для назначения – это нарушение требований ТК РФ. Сейчас расскажу про некоторые из них, если вы захотите поделиться своим опытом, пишите об этом в комментариях.
Каждая организация и ИП отнесены к одной из категорий риска или классу опасности.
Категория риска Классы опасности Периодичность проверок Чрезвычайно высокий риск 1-й класс 1 раз в год Высокий риск 2-й класс 1 раз в 2 года Значительный риск 3-й класс 1 раз в 3 года Средний риск 4-й класс не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет Умеренный риск 5-й класс не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет Низкий риск 6-й класс плановые проверки не проводятся - Чем выше категория, тем чаще проверки ГИТ.
Исключение проверки из ежегодного плана проверок допускается в том числе в следующих случаях:
- запрещено проведение плановых проверок, предусмотренных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
- принято решения об отмене плановой проверки в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручений высших должностных лиц;
- принято решение об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, которые устанавливают особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.
Не будут проверять в плановом порядке:
- субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек (кроме политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента);
- все иные организации и ИП, не подпадающие под основания проведения плановых проверок в 2020 году.
Помните, такие организации проверят внепланово, если:
- есть факты или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
- необходимо проверить исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
- требуется провести надзорные мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- иные основания.
Инспекция по труду проверит в плановом порядке организации и ИП, если их деятельность или используемые производственные объекты отнесены:
- к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1-му классу опасности;
- к 1-му классу опасности опасных производственных объектов;
- к 1-му классу гидротехнических сооружений.
Если в отношении организации и ИП установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), то также стоит ожидать плановую проверку.
Плановые и внеплановые проверки проведут с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с помощью аудио- или видеосвязи. Есть исключения.
Выезд инспектора возможен, если:
- согласован органами прокуратуры для проведения внеплановой проверки по основаниям:
а) причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан; - выезд по поручению Президента РФ, Правительства РФ, по требованию прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Новости — Генеральная прокуратура Российской Федерации
Статья 35 Положения № 1230 определяет перечень надзорных мероприятий ГИТ:
-
выездная проверка;
-
инспекционный визит;
-
рейдовый осмотр;
-
документарная проверка.
Работодателям важно знать следующее:
1. Выездная проверка ГИТ бывает плановая и внеплановая. Без предупреждения инспектор работодателю «на голову не свалится». План проверок размещается на сайте ГИТ, а на внеплановый визит в большинстве случаев нужно решение прокуратуры.
Исключения указаны в пп. 1.3-1.6 ст. 57 и п. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ о контроле (надзоре). Например, работодателя могут не уведомить о визите, если ГИТ придет по жалобе на грубое нарушение трудового законодательства.
2. Выездная проверка не может длиться больше 10 дней (п. 49 Положения). Для малых и микропредприятий сроки общения с инспектором еще короче — 50 часов и 15 часов соответственно.
3. Плановая проверка проводится по проверочным листам (чек-листам). Они размещены на сайтах ГИТ для того, чтобы работодатели могли подготовиться. Инспектор не имеет права выходить за рамки чек-листа. Но это не значит, что требования, которых в них нет, выполнять не нужно.
Роструд уже придумал, как обходить ограничение: инспектор инициирует внеплановую проверку, если заметит нарушение при плановом визите. А в ходе нее ГИТ посмотрит все, до чего «дотянутся ручки». Смотрите письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ.
Этот вид внеплановой проверки проводится без предварительного уведомления предприятия или ИП. Инспектор имеет право провести осмотр, опрос, затребовать документы и письменные объяснения. Основания для визита ГИТ по месту нахождения работодателя:
-
информация о нарушении предпринимателем требований законодательства (например, жалоба);
-
поручение Президента РФ, Правительства РФ;
-
требование прокурора;
-
истек срок выполнения мероприятий по результатам надзорных проверок.
Инспекционный визит не может длиться дольше одного рабочего дня.
Еще один вид внеплановой проверки «без предупреждения». Проводится по тем же основаниям, что и инспекционный визит, но ГИТ дополнительно наделена правом на экспертизу.
Рейдовые осмотры совершают в случаях, если по одному адресу действует несколько организаций или ИП. Продолжительность проверки не может превышать один рабочий день (п. 42 Положения).
Новое правило — документарная проверка ГИТ проводится только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Она не может длиться дольше 10 рабочих дней, но в этот срок не включают периоды:
-
подготовки документов по запросу ГИТ;
-
устранения ошибок в представленных сведениях, уточнений и письменных объяснений со стороны проверяемого работодателя.
Инспектор ГИТ имеет право фиксировать нарушения с помощью фотосъемки, аудио- и видеозаписей при выездной проверке, инспекционном визите и рейдовых осмотрах.
С 1 июля 2021 года вступили в силу поправки в Закон № 248-ФЗ о контроле (надзоре). Нормотворцы решили снизить нагрузку на судей и ввели обязательный досудебный порядок обжалования действий надзорных органов.
Предприниматель, который не согласен с результатами проверки, сначала подает жалобу через Единый портал госуслуг (ст. 40 Закона № 248-ФЗ). Рассматривать обращение будут:
-
руководитель ГИТ — при жалобе на инспектора;
-
Роструд — при оспаривании решения ГИТ.
Срок рассмотрения обращения предпринимателя через ЕГПУ — два рабочих дня.
Скачать Постановление Правительства РФ № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства…».
Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п. 41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации.
По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры. Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.
Инициировать внеплановую проверку ГИТ вправе, если получит жалобу на нарушение трудового законодательства. Подать её может работник предприятия или другое лицо. Если в жалобе говорится, что здоровью или жизни работников что-либо угрожает (п.90 Регламента), проверка будет наверняка.
Чтобы снизить риск прихода инспекции, работодателю нужно:
- вовремя проводить спецоценку условий труда;
- предоставлять сотрудникам оплачиваемые отпуска;
- перечислять своевременно и в полном объёме заработную плату;
- следить, чтобы режим труда и отдыха соблюдался;
- обеспечивать персонал средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- предоставлять вредникам гарантии и компенсации;
- оформлять должным образом трудовые отношения;
- допускать сотрудников к работе только после прохождения обучения, медосмотра, инструктажа и психосвидетельствования;
- обеспечивать слаженную работу службы охраны труда.
Если поступила жалоба об угрозе жизни или здоровью, проверка проходит без уведомления (п. 98 Регламента). При этом если гражданин захочет отозвать заявление, инспектор всё равно придёт (п. 29 Регламента).
Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф.
Для малого и среднего бизнеса в 2020 году предусмотрены надзорные «каникулы». Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.
Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):
- им присвоен определенный класс риска;
- они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
- в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
- они работают по лицензии;
- они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.
Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.
К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.
Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Похожие записи: