Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Определить момент начала и окончания амортизации. ФСБУ 6/2020 предписывает начислять амортизацию с даты признания ОС в бухучете. Но в учетной политике можно прописать, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично определяется момент окончания начисления амортизации.

Выбрать формулы для расчета. Если ОС амортизируется с момента принятия к учету, следует самостоятельно определить формулу для расчета амортизации за первый (неполный) месяц.

Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2020 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.

Также желательно установить, как отразить инвестнедвижимость в балансе. Представляется, что можно ввести отдельную строку в разделе «Внеоборотные активы» или использовать строку «Доходные вложения в материальные ценности» (в последнем случае этот порядок нужно раскрыть в пояснениях).

Неотделимые вложения в арендованные ОС. Исходя из взаимосвязанных положений ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 их лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом. Однако НПА не содержат прямого запрета на учет таких вложений в качестве отдельного объекта ОС.

Способ оценки и частота переоценки. ФСБУ 6/2020 устанавливает два «равноправных» способа оценки ОС: по первоначальной или по переоцененной стоимости. В 2022 году для каждой группы ОС нужно выбрать один из этих способов.

Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.

Изменения учетной политики — 2022

Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.

Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.

№ п\п Элемент учетной политики Возможные способы учета Нормы законодательства
1.1 Порядок принятия НДС к вычету по косвенным (общим) расходам, если присутствуют облагаемые и необлагаемые НДС операции

Варианты учета:

  • входящий НДС по косвенным (общим) расходам принимается к вычету, если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию ТРУ в операциях, не подлежащих налогообложению не более 5% общей суммы совокупных расходов. Иначе – общий входящий НДС подлежит распределению в соответствии с раздельным учетом
  • входящий НДС принимается к вычету в соответствии с раздельным учетом, независимо от доли расходов на необлагаемые НДС операции в общей сумме совокупных расходов
  • Параметры учетной политики для целей Бухгалтерского учета
    • Учет и квалификация активов
    • Учет основных средств (в 2021 году продолжает применяться ПБУ 6/01)
    • Учет НМА
    • Учет запасов
    • Учет затрат, НЗП и готовой продукции
    • Учет расчетов с сотрудниками и контрагентами
    • Учет финансовых вложений
    • Учет процентов по займам и кредитам
    • Учет доходов и расходов
    • Государственная помощь
    • Оценочные значения
    • Учет расчетов по налогу на прибыль
    • Исправление ошибок
    • Применение ПБУ
    • Форма представления бухгалтерской отчетности
  • Параметры учетной политики для целей Налогового учета по налогу на прибыль
    • Основные моменты
    • Учет основных средств
    • Учет НМА и НИОКР
    • Учет материалов
    • Учет товаров
    • Учет доходов и расходов
    • Оценочные значения
  • Параметры учетной политики для целей Налогового учета по НДС

\n\n

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

\n\n

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

\n\n

\n\n

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

\n\n

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

\n\n

\n\n\r\n\r\n

СПРАВКА

\r\n\r\n\r\n

\n

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

\n\r\n\r\n\r\n\n\n

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

\n\n

Конструктор учетной политики в бухгалтерском, налоговом, НДС учете

\n\n

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

Вносить изменения в учетную политику по части новых требований к учету основных средств следует с выбора способа перехода:

  1. Ретроспективный — пересчет данных за предыдущие годы, как будто стандарт применялся и раньше.
  2. Перспективный — корректировка входящий данных по состоянию на 01.01.2022.

Далее стандарт разрешает предприятиям и организациям устанавливать стоимость, после который объект будет считаться основным средством. При этом срок полезного использования по-прежнему не менее года.

ФСБУ 6/2020 дает право выбора месяца, с которого начинать начислять амортизацию:

  • месяц принятия к учету;
  • месяц, следующий за месяцем принятия к учету.

Новый стандарт большое значение уделяется определению существенности и периодичности затрат.

В этом году обновленную или полностью переписанную учетную политику нужно утвердить до 30 декабря, так как 31 декабря объявлен нерабочим днем — перенос с 3 января 2021 года.

Анализируя законодательные изменения последних лет в части бухгалтерского и налогового учетов, явно прослеживается тенденция переориентирования российских принципов бухучета под международные стандарты. При этом сохраняется значительная роль государственных органов, осуществляющих контроль, в первую очередь с целью определения достоверности и правильности исчисленных и уплаченных налогов. Для этих целей они используют именно учетные данные.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

  • 1. ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1.1. Для целей бухгалтерского учета
    • 1.2. Для целей налогообложения
    • 1.3. Учетная политика как инструмент сближения бухгалтерского и налогового учета
  • 2. АКЦЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ-2022 ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
    • 2.1. Роль учетной политики в регулировании бухгалтерского учета
    • 2.2. Формирование учетной политики организаций
    • 2.3. Сфера применения учетной политики
    • 2.4. Основные элементы учетной политики (применение п. 4 ПБУ 1/2008)
    • 2.5. Отражение в учетной политике применения с 2022 года новых ФСБУ:
    • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» ФСБУ 6/2020 «Основные средства» ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» ФСБУ 5/2019 «Запасы»

    • 2.6. Возможность использования норм МСФО в учетной политике
  • 3. АКЦЕНТЫ НАЛОГОВОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ-2022
    • 3.1. Для целей исчисления НДС
    • Последние обновления законодательной базы по НДС Особенности вычета входного НДС при создании НМА. Применение вычетов в отдельных хозяйственных ситуациях Элементы учетной политики при наличии облагаемых и освобожденных от обложения НДС операций Раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобожденных операций Отказ от льгот по освобожденным от обложения оборотам (ст. 149 НК РФ) Освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС Восстановление НДС по операциям, предусмотренным и не предусмотренным НК РФ Возврат товара и «обратная реализация» Налоговые вычеты (перенос и частичное применение вычетов) Элементы учетной политики при реорганизации. Изменение в ст. 170 НК РФ (вычет НДС) Регистрация счетов-фактур обособленными подразделениями

    • 3.2. Для целей исчисления налога на прибыль
    • Последние изменения в гл. 25 НК РФ: на что обратить внимание при формировании учетной политики Новые налоговые регистры Варианты организации налогового учета Методы признания и классификация доходов Порядок определения покупной стоимости товаров, метод оценки товаров при реализации Формирование первоначальной стоимости ОС (различия с бухгалтерским учетом) Определение сроков полезного использования ОС Методы амортизации и специальные коэффициенты Амортизационная премия Критерии разделения расходов на прямые и косвенные; методы распределения прямых расходов на остатки НЗП Создание и использование резервов на различные цели (отличие от бухгалтерского учета) Варианты уплаты авансовых платежей

Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, бухучете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей. Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определив только конкретные нововведения. Также организация вправе отменить действие старых правил отражения хозяйственных операций и формирования отчетности и подготовить новый приказ.

Сроки утверждения и внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:

Событие

Срок утверждения для БУ

Срок для налогового учета

Создание новой организации

Утвердите правила бухучета не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008)

Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений

По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008)

Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).

При изменении законодательных норм используйте нововведения с даты вступления в силу законодательных нововведений

Внесение дополнений

На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008)

Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ)

Обратите внимание, что дополнение и изменение — это абсолютно разные вещи.

В документе под названием «учетная политика для целей бухгалтерского учета» рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.

Независимо от вида деятельности организации утверждают:

  • рабочий план счетов и формы первичных документов;
  • способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
  • способ начисления амортизации;
  • порядок исправления ошибок.

Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.

Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.

Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.

В зависимости от применяемого налогового режима в учетной политике рассматриваются следующие вопросы:

  • метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
  • метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
  • возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
  • форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.

Подробнее о формировании учетной политики для целей налогообложения

Изменения в учетной политике на 2022 год

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

  • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Готовая учетная политика (подборка самых популярных вариантов)

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Составляем учетную политику организации

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт.

УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

  • 6 % на обязательное пенсионное страхование;
  • 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,1% на обязательное медицинское страхование.

Льгота по социальным взносам для МСБ. Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.

Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!

Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.

Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.

Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.

Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.

Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

  • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
  • своевременность отражения операций
  • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

Изменения в учётной политике в 2021 году

Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

  • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
  • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
  • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

Главное изменение 2021 г. — отмена ЕНВД. Из конструкторов для ОСНО и УСН удалены положения о раздельном учете в связи с применением ЕНВД.

Также из конструктора для ОСНО удалены положения, предусматривающие для организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий, возможность списания затрат на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов.

В конструктор для УСН добавлены формулировки, которые учитывают особые положения для небольшого превышения предельных значений доходов и средней численности работников.

В новых правилах закреплено, что технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгметаллов и драгкамней, сертифицированных ограненных драгкамней, купленные дистанционно, покупатель вправе вернуть, даже если они надлежащего качества.

По общему правилу товар может получить как сам потребитель, так и иное лицо, предъявившее информацию о номере заказа либо другое подтверждение заключения договора (оформления заказа). Ранее иное лицо могло получить товар только при предъявлении квитанции или другого подтверждающего документа.

Если продавец не довел до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, последний может направить претензию в любой форме и любым способом.

Продавец должен раскрыть дополнительные данные о себе: ОГРН, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Исключены следующие обязанности продавца:

  • обеспечить наличие у представителя личной карточки, заверенной подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием ФИО представителя продавца, а также сведений о продавце;
  • обеспечить наличие прейскуранта;
  • передавать потребителю товарный чек.

Разрешена продажа в разнос таких товаров:

  • продовольственных товаров в потребительской упаковке;
  • экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
  • компьютерных программ.

Продавец обязан предоставить товарный чек по требованию потребителя, только если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (например, наименование, артикул, модель). Правило касается следующих товаров:

  • технически сложные товары;
  • животные и растения;
  • строительные материалы и изделия;
  • ткани, одежда, меховые товары и обувь;
  • мебель.

Для продавцов ювелирных и иных изделий из драгметаллов и драгкамней обязанность по предоставлению товарного чека исключена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *