Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земля КФХ можно ли строить дом 2022 и прописаться». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застроиваться фермерскими домами
Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года
Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.
Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:
- не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
- запретить дробление крупной территории на мелкие участки.
Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.
Наименование населенного пункта |
Величина минимум |
Величина максимум |
Москва |
0.02 |
40 |
Санкт-Петербург |
0.06 |
50 |
Хабаровск |
0.1 |
50 |
Новосибирск |
0.04 |
50 |
Екатеринбург |
0.1 |
50 |
Ростов-на-Дону |
0.08 |
50 |
Нижний Новгород |
0.03 |
25 |
Пятигорск |
0.06 |
50 |
И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.
Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.
Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.
- В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
- Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
- Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.
В соответствии с Законом № 74, крестьянское хозяйство включает в себя группу лиц, которые совместно ведут сельскохозяйственную деятельность. Данные отношения можно назвать предпринимательством, так как осуществляются они на экономической основе и предполагают получение выгоды.
Правовое регулирование имеет свою специфику. Главными нормативными актами, на которые можно ориентироваться, являются:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- ФЗ № 101 от 24 июля 2022 года.
В зависимости от формы работы может поменяться правовой статус земли.
Выдача участков ранее проводилась только в рамках приватизации. Сейчас получить землю можно, обратившись в местную администрацию. Наделы выделяются из регионального земельного баланса в соответствии со статьей 33 ЗК РФ.
Участник может получить долевую собственность. Но при этом он потеряет право на общие земли. Такой участок требует регистрации в кадастровом реестре. Но если им владеют в индивидуальном порядке более 5 человек, процедура проводится в упрощенном режиме. В этом случае собственник доли должен направить письменное оповещение остальных участников или передать информацию через СМИ.
Земля КФХ – все для загородного строительства
Для возведения дома распространенным вариантом является приобретение земли для дачного строительства или садоводческой деятельности. В этом случае спрашивать разрешения местных органов власти не требуется.
Если назначение земли – ведение сельского хозяйства, то наделы имеют крупные размеры (более трех гектаров). И собственник должен будет доказать, что то или иное строение необходимо возвести именно на этом участке. Самым логичным объяснением будет создание животноводческой фермы для ежедневного постоянного присутствия на ней.
При этом не обязательно разводить большое количество скота. Даже если у человека будет 20 голов птиц, кролики, то строительство будет обоснованным.
Для строительства на участке КФХ нужно получить разрешение. Для этого в администрацию направляются:
- свидетельство о праве собственности;
- документы о причислении земли к КФХ;
- проект будущей постройки.
На участках, предназначенных для ведения сельского хозяйства, можно прокладывать дороги и коммуникации. Они необходимы для доступа людей и спецтехники к наделу, а также оптимальной работы на нем.
Виды путей не прописываются на законодательном уровне. Поэтому можно делать бетонные, асфальтированные, а также грунтовые дороги. Разрешение на осуществление таких работ не требуется.
Разрешение на строительство требуется, если на земле для ведения КФХ возводится здание и строение. Это обусловлено тем, что самовольно построенные объекты не будут зарегистрированы в Росреестре.
Если же планируется возведение вспомогательных построек, то обращаться в администрацию не нужно. Таковыми являются:
- капитальные склады;
- цеха;
- амбары;
- овощехранилища;
- гаражи;
- сараи.
Но если будет отмечено, что жилое строение необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности, разрешение получать не нужно.
Вид разрешенного использования (или ВРИ) определяет, какого рода объекты можно разместить на участке, а какие нельзя. Для строительства частного дома подойдут участки ИЖС и ЛПХ.
Одно из главных отличий участка ЛПХ от участка ИЖС – его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость участка для ИЖС, как правило, значительно выше, поэтому и продать его можно дороже. Но не следует забывать, что с увеличением кадастровой стоимости земельного участка увеличивается и размер земельного налога.
Да, но для этого придется поменять категорию земель с сельскохозяйственных на земли населенных пунктов. Данная процедура достаточно трудоемка и требует значительного количества согласований.
Вспомогательные постройки, которым не нужно разрешение на строительство, соответственно, или вовсе не подлежат оформлению, или оформляются на добровольной основе.
После получения разрешения на строительство начинается формирование проекта застройки с помощью архитекторов и согласование его с надзорными органами. Возведение здания завершается сдачей его в эксплуатацию с привлечением приёмной комиссии. Затем наступает стадия оформления строения в соответствующих инстанциях.
Если подлежащие получению разрешения на строительство на территории крестьянско-фермерского хозяйства строения возводятся без выполнения данного требования, это влечёт за собой штрафные санкции. Они базируются на положениях действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Штрафы в 2021 году установлены в таких размерах:
- для физлиц – 2-5 тыс. руб.;
- для юрлиц – 500 тыс.-1 млн. руб.
Но если имеются доказательства, что рассматриваемые строения предназначены для вспомогательного использования, штрафные санкции не применяются. Правда, в подобных случаях возникают проблемы с различным толкованием понятия “вспомогательное использование строений”, так как закон чёткого определения данному термину не даёт.
Поскольку земли с/х категории являются одновременно средой, ресурсом, средством производства и территорией интересов физических и юридических лиц, возникла необходимость создания специального федерального закона — 101 ФЗ от 26.06. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из которого следует, что земли сельскохозяйственного назначения — это базовый ресурс сельского хозяйства, то есть почва и все, что на ней может расти.
Последняя редакция закона об обороте земель сельхозназначения была в 2015 году, который считается началом новой волны земельной реформы. Новой земельной реформе предшествовал целый ряд изменений, среди которых можно выделить как наиболее значимые следующие:
- Из п.1 ст. 10 изъято требование обязательного прохождения процедуры торгов в виде конкурсов и аукционов при предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков с/х назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- Произошли некоторые изменения в правилах покупки и аренды земельных участков сельскохозяйственной категории. Новая редакция закона по-прежнему сохраняет такое право за юридическими или физическими лицами, которые пользовались участком на праве аренды надлежащим образом. Однако устранены ограничения по цене сделки и срокам продолжительности аренды;
- Расширены возможности использования земель, занятых пастбищами в районах крайнего Севера. Если ранее такие пастбища, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могли быть переданы только на праве аренды, то теперь к такому праву добавилось еще и безвозмездное пользование;
- Правила и условия принудительного изъятия земель, несмотря на наличие новой редакции, изменены незначительно. В ближайшее время, в связи с готовящимися новыми законами в земельном праве, следует снова ждать изменений и правок, как в Земельный Кодекс, так и в Федеральный Закон № 101.
Разные статусы участков: правовые последствия
Владение, пользование и распоряжение землями называется имущественными земельными отношениями, а процесс регулируется Гражданским Кодексом РФ. Законодательство предусматривает пять форматов использования земли.
Согласно нормативам, вы можете быть:
- Собственником земельного участка;
- Землепользователем. В этом случае вы владеете или пользуетесь земельным участком с правом бессрочного (постоянного) пользования, а также безвозмездного срочного пользования (то есть государство выдает вам землю бесплатно, но на определенный срок);
- Землевладельцем. В этом случае вы можете пользоваться земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения;
- Арендатором. Вы пользуетесь земельным участком на основании договоров аренды или субаренды;
- Обладателем сервитута. Вы имеете право ограниченного пользования чужого земельного участка.
- Личные подсобные хозяйства (пашни, сады, огороды и тд);
- Коллективно-фермерские хозяйства (животноводство, рыбоводство, пчеловодство и тд)
- Садово-некоммерческого товарищества (СНТ, экопоселения и тд);
- Казачьи общества. Хозяйственные объединения и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (муниципальные и государственные), прочие коммерческие организации;
- Некоммерческие общества, в том числе религиозные, а также потребительские союзы;
- Учебные, опытно- и учебно-производственные, учебно-опытные подразделения при научных и образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области с/х деятельности, общеобразовательных учреждений.
- Сельхозяйственный туризм;
- Ведение сельскохозяйственного производства;
- Создание защитных лесных насаждений.
П. 11 ст. 85 ЗК РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений. В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.
Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.
На садовом участке можно построить как жилой дом, так и сезонный. Гараж, баня и другие вспомогательные постройки могут быть построены там на фундаменте. Но это будут уже капитальные строения, которые нужно оформлять в собственность.
На садовом участке можно возвести любой вид хозобъекта. Если он будет на фундаменте, придется зарегистрировать постройку, так как с этого момента она станет объектом капитального строительства. Объекты некапитального строительства не являются объектами недвижимости, не облагаются налогами и не подлежат обязательной регистрации.
Как зарегистрировать жилой дом на землях сельхозназначения без создания садового товарищества
На участке под ЛПХ за пределами поселений (полевой участок) строить капитальные здания нельзя.
На приусадебном участке под ЛПХ (в пределах населенного пункта, зона Ж) капитальные здания строить можно. Однако под жилую застройку отводится лишь 10-20% площади участка (зависит от региона).
Как перевести земли ЛПХ в ИЖС?
На землях, отведенных под фермерские хозяйства можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрироватькрестьянско фермерское хозяйство (КФХ), как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством.
C марта 2022 года разрешается размещение жилого дома на участке сельхозназначения, который входит в состав имущества крестьянского или фермерского хозяйства. Чтобы не допустить массовую застройку сельхозземель коттеджными поселками, в законе предусмотрен ряд ограничений:
- Дом может быть только один;
- Дома должен быть не выше трех этажей;
- Площадь дома не должна превышать 500 кв. м;
- Площадь застройки под домом должна быть не более 0,25% от площади участка. То есть речь идет об участках площадью от 8 до 20 гектаров;
- Региональные власти вправе установить муниципалитеты, где строительство фермерских домов будет запрещено.
По данным АККОР, крестьянско-фермерские хозяйства производят 13,8% объема всей сельхозпродукции. Зерна фермеры выращивают около 30%, подсолнечника — 34,9%, овощей — 21,4%.
До выхода закона о родовых поместьях, самым простым вариантом застройки на сельхоз земле было строительство дома на участке под ЛПХ, а самым трудоемким — коллективное фермерское хозяйство (КФХ).
- Кадастровый учет дома на ИЖС, ЛПХОколо двух недель. 38 тыс. руб. Если на участке есть капитальный гараж, баня или другая постройка, то дополнительный технический план на каждый такой объект обойдётся всего лишь 8 тыс. руб.
- Кадастровый учет дома с уведомлением и учет хозяйственной постройкиОколо 2 недель. 46 тыс. руб.
- Другие услуги
Вы находитесь на сайте компании «Геодезия и кадастр». С 2003-го года мы предоставляем кадастровые услуги, подготавливаем межевые, технические планы, акты обследования и экспертные заключения в целях кадастрового учета и регистрации права. Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и разработкой алгоритма решения вашей задачи.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод:
- На сельскохозяйственных землях с назначением «для ведения садоводства» можно строить жилые дома без согласования с государственными органами до 2021 года. Регистрация права на такой дом осуществляется только по техническому плану на строение и при наличии права на землю. Если вы не успеете окончить строительство к 2021 году, понадобится проводить все необходимые согласования с администрацией посредством направления уведомлений. При этом к постройке будут предъявлены требования на соблюдение градостроительных и противопожарных норм.
- На землях под ЛПХ строительство не допускается.
- На землях КФХ жилые дома не предусмотрены.
- На землях под сельскохозяйственные угодья строиться категорически нельзя.
Определенная категория земель имеет статус сельскохозяйственного назначения. Но что это такое? Земля сельскохозяйственного назначения – как понятно из названия, те земли, где разрешается осуществлять лишь сельскохозяйственную деятельность.
Земли сельхозназначения можно использовать в целях, таких как:
- фермерская деятельность;
- дачное хозяйство;
- садоводство;
- животноводство;
- огородничество и т.д.
В этом плане использования земли сельхозназначения подразделяются на:
- угодья для ведения сельскохозяйственных работ;
- участки личных подсобных хозяйств.
Возможный вид использования указывается непосредственно в кадастровой документации участка. Первая категория земель для сельскохозяйственного производства выделяется лишь для ведения коммерческой деятельности фермерским хозяйствам и иногда для ведения работ научно-исследовательских центров.
Обычные граждане могут получить из категории сельхозназначения лишь угодья для ведения личного подсобного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства.
Но это не означает, что владельцы таких угодий не вправе получать прибыль от использования участка. Продукция, полученная на ЛПХ, также может быть реализована.
С другой стороны статус сельхозназначения земли ограничивает правомочие граждан в использовании указанных наделов. Так, данные участки не могут использоваться для жилищного строительства.
Госдума разрешила фермерам строить дома на сельхозземлях
Многие задаются вопросом, можно ли на земле сельхозназначения строить дома? Согласно законодательству, начиная с 2017 года возможно строительство на землях сельскохозяйственного назначения, которые необходимы для ведения хозяйственной деятельности. Но что можно строить на землях сельхозназначения?
Обычно, для ведения животноводства фермерам необходимо строительство жилого дома непосредственно на предоставленном для этих целей участке. В таких случаях разрешается постройка коттеджа. Но данное жилище не имеется полноценный статус жилого дома и там прописаться невозможно.
С другой стороны, гражданам, во владении которых находится участок, входящий в состав садового товарищества, дачного кооператива вправе построить на этих участках жилой дом. Такая постройка, чтобы иметь статус полноценного жилого дома, где можно в дальнейшем прописаться, должна быть выполнена в строгом соответствии с требованиями законодательства. В основном эти требования касаются получения разрешительных документов для строительства на землях сельскохозяйственного назначения.
Как известно, чтобы построить дом на участке, предназначенном для ИЖС необходимо в орган местной власти предоставить техническую документацию будущей постройки и документ, подтверждающий право собственности.
Большинство участков сельхозназначения в пределах СНТ и дачных владений не находятся в частной собственности, а имеют статус временного владения. В таких случаях вместо документа, подтверждающего право собственности можно предоставить устав кооператива либо СНТ.
В каждом отдельном случае местный орган власти (администрация района) выносит решение о выдаче разрешения на строительство на землях сельхозназначения в зависимости от иных актов местного значения. Так что перед приобретением такого участка необходимо навести справки в соответствующем органе о возможности возведения постройки.
По сути, постройка иных, нежилых помещений на территории участка сельхозназначения не ограничено законом. Главное требование, чтобы тип постройки и его целевое предназначение совпадало с задачами использования того или иного участка.
Так, к примеру, для хранения сельхоз продукции необходимо наличие амбара. Или же, если есть необходимость переработки продукции, то допускается возведение соответствующей постройки.
Основным требованием возведения построек на землях сельхозназначения является то, что в целях проживания допускается построить лишь одно здание. Остальные сооружения должны иметь другое назначение.
Также, в целях обеспечения гражданско-правового статуса недвижимого имущества возводимому сооружению нужно получить разрешение на строительство.
Прописаться на таком участке будет немного сложнее, чем построить на нем свой дом. Но что же для этого делать? Все дело в том, что законодательством допускается регистрировать лиц лишь на землях поселений. Т.е. на участках, предназначенных для ИЖС. А прописаться на земле сельскохозяйственного назначения не допускается. Об этом надо думать еще до того, как построить дом на земле сельхозназначения.
Чтобы официально прописаться в доме, расположенном в СНТ или являющий дачей, необходимо перевести его в категорию земель поселений.
Есть случаи, когда можно прописаться на домах, построенных на участках, предназначенных для садоводства.
Однако в таком случае для дома выдвигаются определенные требования:
- капитальный фундамент;
- не выше трех этажей;
- соответствие нормам освещения;
- коммуникационные системы должны соответствовать санитарным и инженерным требованиям;
- регистрация дома в реестре;
- нахождение вблизи от поселения или в пределах его территории.
Однако прописка на дачном участке не всегда желательна. Ведь если там никто не прописан, то налоги начисляются по минимальной ставке. А после прописки в нем цена налога заметно вырастает. Также в большинстве случаев, для признания дома соответствующим требованиям может потребоваться судебное разбирательство, что для большинства граждан нежелательно.
Эти земли занимают огромную территорию и имеют важное значение для народного хозяйства. Все виды деятельности на землях сельскохозяйственного назначения проводятся с учетом категории. Но это не значит, что земельные площади используются только под поля с зерновыми и овощами.
В самой категории выделяется несколько групп земельных территории, которые используются в разных целях, с учетом разного вида разрешенного использования. Для чего может предназначаться земля сельхоз вида?
- Огромную площадь занимают, действительно, поля, на которых выращиваются сельхоз культуры. Это зерновые, овощи, технические культуры.
- Большая часть площадей отдана под пастбища, для животноводства.
- На земле сельскохозяйственного назначения может быть расположен участок С Н Т или Д Н Т. Дачные и садоводческие поселки размещены возле многих городов, это особенная форма земле.управления.
- На территории участков их владельцы не только занимаются выращиванием огородных и садовых культур – они могут построить и небольшие домики для сезонного проживания. Но это не настоящий жилой дом, с возможностью регистрации.
- Земли сельскохозяйственного назначения для садоводства получают участники товариществ некоммерческого плана, хозяева участков могут оформить их в собственность.
- Полноценным домом может быть жилое строение, расположенное на землях поселения и имеющее специальный статус жилого дома.
- Часть площадей сельхоз категории отдано под фермерство, под агробизнес. Разрешается на таких участках строить агрокомплексы для хранения, переработки продукции с полей, садов, огородов, для производства из такого сырья продуктов питания.
- Физическим лицам участки отдаются под ведение личного подсобного хозяйства.
Но можно ли купить надел и начать строительство дома на земле сельскохозяйственного назначения? Если построить такой дом, без разрешения, он максимум будет иметь статус дачного домика. Даже наличие всех инженерных коммуникаций, необходимых бытовых условий для постоянного проживания не спасет ситуацию.
Возможное решение – перевод земли в другую категорию. Это сложная процедура, потребует времени, составления многих бумаг. Нужно действовать грамотно и иметь веские основания для такого действия.
ВНИМАНИЕ! В Земельном Кодексе две статьи, 11 и 12, посвящены вопросу защите земель сельхоз.назначения от экологического загрязнения.
Эти земли представляют особенную ценность, их использование, распределение по возможности всегда является спланированным. Поэтому вопрос о переводе земли в другую категорию, о строительстве на ней объектов, не предусмотренных видами разрешенного использования, редко решается положительно.
Строительство на землях КФХ в 2021 году – что можно строить
- Участок может быть отведен под дачу, в таком случае разрешается возвести на нем домик дачного типа. Даже если он будет отапливаем, это считается жилье для временного проживания.
- Разрешается строить «нежилые» постройки, например, необходимые для ведения подсобного хозяйства. Но они не имеют ничего общего с коттеджами, жилыми домами.
- На участках, выделенных для фермерской деятельности, для ЛПХ иногда строятся и коттеджи. Собственники участков рискуют, так как строение может так и не получить статус жилого дома.
В начала строительства нужно будет доказать, что будущее сооружение остро необходимо только для нужд фермерской, сельскохозяйственной деятельности.
В противном случае стройка может считаться как использование земли не по назначению. А это уже нарушение земельного законодательства.
ВНИМАНИЕ! Доказывать следует необходимость постоянного проживания на фермерских угодьях для охраны личного имущества, для ухода за живностью, ее регулярного кормления.
Только в таком случае местные власти могут разрешить построить дом. Но покупать участок под фермерское хозяйство, чтобы построить на нем жилой дом, экономически невыгодно:
- Под фермерство выделяются большие площади, которые будут стоять значительную сумму. Если нет планов действительно заниматься сельхоз работами на своих просторных угодьях, покупка не рациональна. К стоимости фермерских угодий нужно прибавить еще и стоимость строительства.
- Можно купить фермерские земли на несколько человек. Но у коллективного управления наделом много недостатков. Конкретная доля каждого не будет выделена. У дольщиков могут быть разные планы в отношении большого земельного надела.
Как видно, строить жилой дом, коттедж на земле сельхоз.назначения не выгодно, создается много проблем. Даже если построить индивидуальный дом, коттедж, возникнут препятствия в регистрации.
Предложений на рынке продажи участков много, всегда можно найти надел, который будет по виду разрешенного использования предназначен именно под индивидуальное жилое строительство. Это практичное, законное решение. Стоит ли рассматривать для покупки земли других категорий и целевого предназначения?
ВАЖНО! Сельскохозяйственная земля имеет четко выраженные цели использования, в их перечень не входит строительство жилых домов.
Возведение таких построек является нарушением земельного законодательства. Какой есть выход, если хочется построить свой дом именно на участке данной категории?
В таком случае единственный вариант – купить земли под фермерское хозяйство. Факт строительства коттеджа нужно объяснить необходимостью ведения хозяйства. Но при этом также придется решать массу вопросов и устранять преграды.
Что делать, если земля уже куплена, а ее ВИР совершенно не предполагает строительство даже дачного дома? В таком случае можно попытаться изменить вид. Руководством к действию является статья 39 Градостроительного Кодекса РФ:
- Начать процесс нужно с подачи заявления в органы местного самоуправления. К заявлению прикладываются документы на участок и те, которые удостоверяют личность заявителя.
- В местной администрации назначается заседания специальной комиссии. Она проводит слушания, решает вопрос о целесообразности перевода. Слушания проводятся публично, это важно.
- После слушаний комиссия принимает положительное или отрицательное решение по поводу заявления. Оно публикуется для ознакомления, с ним должен ознакомиться глава администрации. В свою очередь он также принимает окончательное решение по вопросу.
Все расходы, связанные с рассмотрением вопроса, ложатся на плечи заявителя.Какое решение примет местная власть, заранее нельзя определить. Будут учитываться многие факторы, в том числе и безопасность для земельного участка.
В любом случае действовать нужно законно. При использовании земли с нарушением ВИР, целевого назначения нарушителя ожидает штраф, размер которого зависит от того, что строил дом – физическое лицо, юридическое, должностное. И часто суд присуждает снесение постройки.
В Минсельхозе заявили «Известиям», что положения законопроекта концептуально поддерживают, при этом замечая, что основная цель документа — это «повышение эффективности использования земельного участка».
Поддерживает ведомство и ограничения, наложенные депутатами в этом законопроекте. Так, говоря о запрете на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом, ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2020 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является в том числе «предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения и рациональное использование таких земель».
Что можно строить на землях сельхозназначения в 2021 году
Дата 1 марта 2022 года, указанная в названии статьи, – срок вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№299-ФЗ от 02.07.2021).
В соответствии с этим законом и с обозначенной датой его актуализации в России начнётся «недолгая эра» возведения фермерских домов. Завершится она 1 марта 2026 года – в последний день их регистрации в ЕГРН.
Проект долгожданного закона, пребывавший словно в «замороженном состоянии» с 2018 года после первого успешного чтения в Государственной Думе, стремительно финишировал в летом 2021 года:
- 15 июня 2021 года единогласно принят депутатами Государственной думы, рассмотревшими законопроект сразу в 2 и 3 чтениях
- 23 июня одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ
- 2 июля подписан Президентом РФ
Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.
Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:
- законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
- сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
- обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению
В этих целях, в частности, прежде действовавший Закон РСФСР (№348-1 от 22.11.1990), был признан утратившим силу (пункт 1 статьи 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003).
Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день.
Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.
В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон №299-ФЗ от 02.07.2021 сочетает одновременно:
- обеспечение возможности строительства жилья на фермерской земле
- выполнение новых установленных требований, предъявляемых как к региональным властям и муниципалитетам, так и непосредственно к фермерам, направленных на обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки
Одно из главных условий строительства жилого дома на с/х землях – ведение собственником ЗУ фермерского хозяйствования.
Возведение жилых домов на сельхозземлях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003):
- объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФХ
- единолично
В случае предпринимательской деятельности фермерское хозяйствование ведётся без образования юридического лица.
Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести фермерский дом (при условии осуществления деятельности КФХ), стал всеобъемлющим. Он включает как старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:
- для с/х производства
- для ведения сельского хозяйства
- для ведения крестьянского хозяйства
- фермерское хозяйство
- животноводство
- свиноводство
- скотоводство
- растениеводство
- пчеловодство
- т.д.
Новым законом сформированы жёсткие ограничительные меры в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками, не имеющими никакого отношения ни к сельскому хозяйству, ни к фермерам:
- для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№74-ФЗ от 11.06.2003):
- использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
- фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства
- будущие жилые дома на участке с/х назначения, на которых осуществляется фермерство, будут входить в состав имущества крестьянского или фермерского хозяйства
Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:
- на участке можно построить только 1 жилой дом
- параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
- общая площадь дома – не более 500 м 2
- площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
- количество этажей – не более 3
В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:
- «жилой дом»
- «индивидуальный жилой дом»
- «объект индивидуального жилищного строительства»
Соответственно, параметры жилого дома, который можно возести на фермерской земле, должны также соответствовать требованиям, указанным в той же статье 11:
- количество надземных этажей – не более чем 3
- высота – не более 20 м
- здание:
- должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
- не предназначаться для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
Правовая основа по возведению и регистрации фермерского дома:
- для начала действий – положительный ответ местного органа власти на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, направленное владельцем ЗУ в администрацию
- по завершении строительства – уведомление об этом, с приложенным к нему техническим планом, направленное в администрацию застройщиком объекта недвижимости для получения ответного уведомления о соответствии ОКС (фермерского дома) установленным параметрам разрешённого строительства/реконструкции:
- ответ администрации о соответствии фермерского дома установленным параметрам служит правовой основой для его дальнейшей регистрации в ЕГРН
Если право заявителя на земельный участок, на котором расположен фермерский дом, не зарегистрировано в ЕГРН, то регистрация дома будет производиться на основании двух документов:
- технический план
- правоустанавливающий документ на ЗУ
В этом случае сведения об объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании:
- или проектной документации (при её наличии)
- или декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 ФЗ № 218)
- декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью
При этом не требуется наличие уведомления:
- о планируемых строительстве или реконструкции жилого дома
- об окончании строительства или реконструкции жилого дома
Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения
В соответствии с новым законом ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд.
Иными словами, фермерский участок с расположенным на нём жилым домом запрещено делить на самостоятельные участки меньшей площади. Это требование нового закона полностью соответствует положениям ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от от 11.06.2003):
- статья 6:
- ЗУ является частью имущества хозяйства
- имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
- доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
- статья 13:
- надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
- при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ
Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом. Ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2020 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, «предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения и рациональное использование таких земель» (подробности здесь).
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются.
При введении данной нормы законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застроиваться фермерскими домами
Самовольно построенные жилые здания не подлежат регистрации в Росреестре. Данное обстоятельство вынуждает собственников крестьянско-фермерского хозяйства перед строительством на территории КФХ жилого дома получить на него разрешение.
С этой целью в местную администрацию следует предоставить:
- документы, подтверждающие право собственности на землю;
- свидетельство о принадлежности земли к КФХ;
- проект возводимого дома.
Подробнее о том, кому выдается разрешение на строительство частного дома, читайте на нашем сайте.
Официально оформленного разрешения не требуется при возведении на территории фермерского хозяйства вспомогательных построек в виде:
- овощехранилищ;
- капитальных складов;
- амбаров;
- перерабатывающих цехов;
- гаражей;
- сараев.
В каком случае всё же нужно разрешение на строительство гаража, читайте у нас.
При наличии доказательства, что жилое строение необходимо для полноценного осуществления сельскохозяйственной деятельности, разрешение на него также не требуется.
Вспомогательные постройки, которым не нужно разрешение на строительство, соответственно, или вовсе не подлежат оформлению, или оформляются на добровольной основе.
После получения разрешения на строительство начинается формирование проекта застройки с помощью архитекторов и согласование его с надзорными органами. Возведение здания завершается сдачей его в эксплуатацию с привлечением приёмной комиссии. Затем наступает стадия оформления строения в соответствующих инстанциях.
Финальным итогом оформления становится получение паспорта строительного объекта и его регистрация в местной регистрационной палате, что влечёт за собой последующую обязанность для собственника выплаты налога с недвижимого имущества и другие подобные обязательные действия.
Если подлежащие получению разрешения на строительство на территории крестьянско-фермерского хозяйства строения возводятся без выполнения данного требования, это влечёт за собой штрафные санкции. Они базируются на положениях действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Штрафы в 2021 году установлены в таких размерах:
- для физлиц – 2-5 тыс. руб.;
- для юрлиц – 500 тыс.-1 млн. руб.
Но если имеются доказательства, что рассматриваемые строения предназначены для вспомогательного использования, штрафные санкции не применяются. Правда, в подобных случаях возникают проблемы с различным толкованием понятия “вспомогательное использование строений”, так как закон чёткого определения данному термину не даёт.
Можно ли построить дом на землях сельхозназначения?
Правила получения земли регламентируются законом № 101-ФЗ и Земельным кодексом РФ. Согласно п. 1, ст.
77 ЗК РФ, участками для фермерской деятельности считаются земли, которые расположены за пределами населенных пунктов и предназначены именно для ведения сельскохозяйственных работ.
Государство охотно идет на передачу этих участков в аренду или в собственность, если не планирует их использовать.
Варианты оформления земли:
- аренда (с возможностью последующего выкупа);
- прямая покупка.
Большинство фермеров предпочитает арендовать земли у государства по ряду причин:
- это позволяет попробовать свои силы в сельском хозяйстве с меньшими затратами и рисками;
- не у всех начинающих фермеров есть финансовая возможность сразу приобрести землю в собственность.
В статье 10 закона № 101-ФЗ сказано, что земли для фермерских работ имеют право получить как отдельные граждане, так и юридические лица.
Физические лица, арендовавшие или купившие земельный участок под фермерское хозяйство, обязаны использовать его по назначению, но не имеют права реализовывать выращенную продукцию без предварительной регистрации ИП или КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства).
Участки для ведения фермерской деятельности выделяются из земель сельскохозяйственного назначения. В эти территории могут входить не только плодородные почвы, но также водоемы, леса и прочее. Сельхозземли различаются в зависимости от отрасли, для которой используются:
- для овощеводства;
- для садоводства;
- для растениеводства;
- для цветоводства;
- под виноградники и так далее.
Участок подбирается в соответствии с выбранным направлением.
- Обратиться в местные административные органы и запросить информацию о свободных землях в регионе (ведомство предоставит список из нескольких вариантов на выбор).
- Искать землю самостоятельно (найти не фигурирующий на кадастровой карте участок, поставить его на учет и потом выкупить у государства на торгах – такой вариант реален для Дальнего Востока, но почти невозможен для центральной России).
- Отслеживать проходящие торги по аренде/продаже участков (если будет найден подходящий вариант, останется только поучаствовать и дать самую высокую цену).
В Земельном кодексе обозначены довольно расплывчатые формулировки, типа «вести строительство может только надлежащее или заинтересованное лицо», а также «строить дом допускается только после согласования с соответствующими инстанциями».
Сложнее всего получить разрешение у экологов. Нужно будет доказать, что строение никак не повлияет на экологическую обстановку на окружающей территории. В этой статье мы разберемся, какое строительство на сельскохозяйственных землях разрешено в 2020 году.