Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевые листы нового образца 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(0) |
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.
Время оформления | Срок действия | |
---|---|---|
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня | До начала первого рейса | На один день |
Рейс превышает продолжительность смены | До начала рейса | На срок, соответствующий длительности рейса или На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день |
Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.
Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Как будет работать единая система учета электронных путевых листов
На основании Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368 изменили перечень обязательных реквизитов и механизм заполнения путевок.
Теперь в них есть еще один реквизит – «Сведения о перевозке». По п. 6 Приложения к Приказу № 368 эти сведения должны включать данные о видах сообщения и видах перевозок.
Информацию можно найти в Уставе автотранспорта, утвержденного Федеральным законом о 08.11.2002 г. № 259-ФЗ:
- ст. 4 – о видах сообщения;
- ст. 5 – о видах перевозок.
Кроме того, на основании пп. 1 п. 4 Приложения к Приказу № 368 в путевки требуется вписывать модель ТС, а не только его марку.
Дополнительно с 2021 г. в путевках проставляются показания одометра при выезде автомобиля со стоянки и при заезде на стоянку в конце смены или дня. Об этом указано в пп. 3 п. 4 Приложения к приказу № 368. Кроме того, в новом приказе есть уточнения по поводу отметок о техосмотре автомобиля и медосмотре водителей до рейса и при возвращении.
Путевки регистрируются в журнале путевых листов. Согласно п. 17 и 18 Приложения к Приказу № 368, его разрешается оформлять и на бумаге, и в электронном виде. При первом варианте все листы требуется пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью. При втором варианте информация в журнале заверяется усиленной ЭЦП. Кроме того, пользователем должна быть организована возможность распечатать электронный журнал путевых листов.
Внимание! В связи с вводом в действие Приказа № 368 хозяйствующим субъектам необходимо внести соответствующие поправки в учетную политику, к примеру, закрепить форму электронного журнала путевых листов и правила его заполнения.
В 1С:Бухгалтерия госучреждения 8 (ред. 2) путевки можно заполнить по унифицированным формам, бланки которых регламентированы Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 г. № 78.
Чтобы соблюсти требования, установленные Приказом № 368, в формы документов в 1С внесены корректировки:
- включено новое поле «Сведения о перевозках»;
- добавлена возможность указать не только марку, но и модель ТС, а также прицепа.
Чтобы заполнить путевку по новой форме, нужно нажать кнопку «Печать», выбрать путевой лист, у которого в скобках – пр. № 368 от 11.09.2020 г.
В соответствии с п. 17 Приказа № 368 журнал регистрации путевых листов можно вести электронно при условии, что он будет заверяться усиленной квалифицированной ЭЦП.
В 1С:Бухгалтерии госучреждений 8 (ред. 2) журнал можно формировать на основании регламентированной формы 0345008, утвержденной Постановлением Госкомстата № 78. Нужно отметить, что эта форма ориентирована на бумажный вариант журнала, и по каждой строке сотрудники проставляют свои подписи (водители, диспетчеры, бухгалтер).
Данная форма не является обязательной к заполнению, поскольку с 2013 г. первичные документы из Постановления № 78 носят рекомендательный характер. Соответственно, компания может не использовать эту форму, а разработать собственную. Главное – в ней должны содержаться обязательные реквизиты.
На данный момент в 1С:Бухгалтерия госучреждений 8 (ред. 2) содержится журнал регистрации путевых листов, который можно вести в электронном виде. Его можно найти через «ГСМ» и далее «Отчеты по учету ГСМ».
Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Что изменилось?
-
Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2021 года:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа,
- перевозка пассажиров и багажа по заказу,
- организованная перевозка группы детей,
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
- перевозка грузов,
- перевозка для собственных нужд.
-
Сведения о транспортном средстве — надо указать марку транспорта и прицепа. Раньше указывали только тип и модель. В этой же графе надо вписать показания одометра при выезде с парковки и заезде на нее после смены. Раньше эти данные были не нужны.
-
Медосмотр и техконтроль. После проверки, если неполадок нет, ответственный сотрудник должен проставить отметку «Выпуск на линию разрешен».
По новым правилам заполнения путевого листа после медосмотра водителя надо поставить отметки «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
-
Электронная форма журнала регистрации путевых листов — с 2021 года этот документ можно вести в электронном формате. Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. В бумажном варианте не забудьте пронумеровать и прошнуровать все страницы. Скачать журнал учета путевых листов 2021 года можно здесь.
Минтранс перечислил обязательные реквизиты путевого листа на 2021 год в приказе от 11.09.2020 № 368.
Чтобы получить допуск к эксплуатации транспортного средства, а потом списать топливо в расходы, надо указать:
- Наименование, номер и вид ТС. Например, «Путевой лист легкового автомобиля № 322».
- Срок действия документа. Здесь надо написать период, в течение которого водитель может ездить по этому путевому листу.
- Информацию о перевозке — сведения о виде перевозки и сообщения.
- Данные о владельце ТС. Юрлицо указывает название, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН.
- ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
- Сведения о транспортном средстве: тип (легковое или грузовое ТС), марку и модель, госномер, показания одометра, техсостояние ТС, дата и время выезда транспорта со стоянки и его заезда обратно.
- Информацию о водителе: ФИО, сведения о предрейсововом и послерейсовом медосмотре.
Форму бланка путевого листа грузового автомобиля выбирают в зависимости от того, как работает компания. Унифицированного варианта нет. Можно выбрать:
- Форму N 4-с. Ее используют в компаниях, которые оплачивают труд водителей сдельно.
- Форму N 4-п. Этот документ применяют, чтобы учитывать рабочее время водителя, который получает деньги за отработанный период.
- Форму N 4-м. Этот путевой лист подойдет для тех, кто занимается междугородними перевозками и доставками.
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.
Продолжительность рейса | Когда оформлять | Срок действия |
В день делается один или несколько рейсов в течение смены |
До старта первого рейса |
В течение дня |
Рейс продолжается больше одной смены |
До начала рейса |
На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена |
Если одно ТС используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину.
Путевой лист для ИП нужно составлять перед каждой поездкой. В 2021 нельзя оформлять путевой лист на месяц. Образец используется тот же, что и выше.
Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.
Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.
Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.
На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.
Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.
ИП и компании могут в 2021 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.
Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:
-
Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.
-
Таблица, в которой указывают:
- номер путевого листа и дату его выдачи,
- данные водителя и его табельный номер,
- гаражный номер автомобиля;
- подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.
Да. Путевые листы для ИП на своем авто должен выписывать сам предприниматель. Это новое правило Минтранса 2021 года. Если ИП, владеющий автомобилем, одновременно и водитель, он должен оформлять путевой лист на себя.
Пока нет. Эксперимент с электронными путевыми листами проходил Москве, Московской, Калужской, Рязанской областях, Республике Татарстан и Краснодарском крае. По всей стране такой формат планируют ввести в июля 2022 года.
«Атамекен»: МИИР РК сохранит бумажные путевые листы до 2022 года
6. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
4. Сведения о транспортном средстве включают:
1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа);
Ранее обязательные реквизиты требовали указать только модель транспортного средства, с 1 января 2020 года в дополнение нужно указать и его марку. В данном случае изменение минимальное. Связано это с тем, что модель автомобиля без марки мало о чем говорит. Поэтому при заполнении путевых листов сотрудники большинства организаций указывали и марку, и модель.
Так что по данному изменению в путевом листе нужно будет лишь переименовать один из пунктов.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
…
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
Ранее подпункт 2 требовал, чтобы в путевом листе указывался регистрационный номер транспортного средства. Однако троллейбусы и трамваи регистрационных номеров не имеют. В новой редакции в путевой лист допускается вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая. То есть номер, который указан на борту этого транспортного средства.
6. Сведения о транспортном средстве включают:
…
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
Подпункты 4 и 5 содержат два важных изменения:
- пункты поменялись местами, то есть имеет смысл изменить их порядок и в путевом листе;
- вместо выезда и возврата на парковку, теперь используются термины выпуск на линию и возвращение с линии.
Выше рассмотрены изменения, которые нужно внести в бланк путевого листа. А далее речь пойдет о том, как изменился порядок оформления путевых листов.
18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
Действующий приказ Минтранса требует, чтобы путевые листы хранились в организации не менее 5 лет. В документе, который начнет действовать в 2021 году, подобное требование отсутствует.
17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее — журнал).
Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.
18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
С 1 января 2021 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов — в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Что касается традиционного бумажного варианта журнала, то такой вариант оформления также остается возможным.
Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»
Часть поправок к правилам перевозки грузов касается транспортной накладной. Смотрите, что изменится, в таблице.
Изменения в правилах перевозки грузов
Новые правила согласно поправкам | Действующие правила |
Вступают в силу с 01.01.2022 | |
Исправления допускаются только в отношении раздела «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» | Можно вносить в любой раздел |
Водитель перевозчика должен уведомить стороны договора о замене транспортного средства. Информация о замене отражается в разделах 6 «Перевозчик» и 7 «Транспортное средство» | Правила в порядке отсутствуют |
Договор перевозки считается заключенным, если произвели погрузку груза грузоотправителем в транспортное средство перевозчика и заполнение обеими сторонами пункта 8 транспортной накладной | Правила в порядке отсутствуют |
Вступают в силу с 01.03.2022 | |
В транспортной накладной можно указывать дополнительные характеристики груза по отраслевым особенностям перевозки грузов. Такие данные можно указать в разделе 3 «Груз» | Правила в порядке отсутствуют |
Заказ (заявку) дополнили новыми реквизитами. В частности, там теперь нужно будет указывать требуемые характеристики транспортного средства, которые раньше указывали в транспортной накладной | Правила в порядке отсутствуют |
Нужно составить четвертый экземпляр на бумаге для грузоотправителя, когда транспортная накладная используется в качестве первичного учетного документа | Правила в порядке отсутствуют |
Массу груза определяют следующими способами:
· взвешиванием (по общей массе или поосно); · путем расчета на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза или технической документации на него |
Масса груза определяется взвешиванием |
Раздел | Что изменилось |
Раздел 1 «Грузоотправитель» | При указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные. В остальном порядок заполнения аналогичен действующей форме |
Раздел 1а «Заказчик услуг, связанных с перевозкой (при наличии)» | |
Раздел 2 «Грузополучатель» | |
Раздел 3 «Груз» | Объявленную стоимость можно указывать при необходимости. В действующей форме такой оговорки нет |
Раздел 4. «Сопроводительные документы на груз» (при наличии) | Название раздела дополнили словами «при наличии», то есть раздел не является обязательным |
Раздел 5 «Указание грузоотправителя по особым условиям перевозки» | Изменили название раздела. В действующей форме раздел называется «Указание грузоотправителя».
В разделе 5 обновленной формы по сравнению с действующей нужно будет указывать новые сведения: · маршрут перевозки, дату и время доставки груза (при необходимости); · контактную информацию о лицах, по указанию которых может осуществляться переадресовка. Сведения о характеристиках транспортного средства, которое необходимо для перевозки, в разделе 5 теперь не предусмотрены. Данную информацию нужно будет указывать в заказе (заявке) на перевозку груза |
Раздел 6 «Перевозчик» | При указании данных физлица вместо ИНН можно указать паспортные данные. Также изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 10 |
Раздел 7 «Транспортное средство» | По сравнению с действующей формой в разделе четыре типа владения вместо трех. Появился новый тип владения – «совместная собственность супругов».
Также появились новые сведения: · реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга); · номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз. В действующей форме данную информацию указывают в разделе 13. Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 11 |
Раздел 8 «Прием груза» | В разделе нужно будет указывать новые сведения:
· реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия; · наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним. В остальном информация аналогична той, которая указывается в разделе 6 действующей формы. Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 6 |
Раздел 9 «Переадресовка» (при наличии) | По сравнению с действующей формой заполнение данного раздела необязательно. Также есть небольшие изменения: требуется указать вид переадресовки (на бумаге или в электронном виде). В действующей форме – устно или письменно.
Изменился номер раздела. В действующей форме это раздел 14 |
Раздел 10 «Выдача груза» | В разделе появился новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д. В действующей форме такие сведения указывают в разделе 12 «Оговорки и замечания перевозчика».
В новой форме планируют оставить 12 разделов вместо 17. Так, из бланка исключили следующие разделы:
До 2015 года схема работы была такой: был клиент, его экспедитор, перевозчик и, возможно, диспетчер со стороны перевозчика. Цепочка могла увеличиваться, но в 70-80% случаев звена было три. Всё было элементарно: цепочки никто особо не выстраивал, деньги заходили, обрабатывались и доходили до перевозчика. С 2015 года налоговики решили увеличить собираемость и запустили систему АСК НДС-3. Они оптимизировали получение книг продаж и покупок. Мы стали предоставлять все данные, чтобы система видела, какие деньги заходят, а какие выходят. Из большого количества организаций она выявляла неблагонадежных контрагентов, которых уже можно было проверить детально. Как только система заработала, начались перестройки денежных потоков. Цепочки, в которые встраивали какие-то схемы с движением денег, прикрыли в первую очередь. Банки такие схемы стали просто блокировать, потому что боялись. АСК НДС-3 (программисты над ней, подозреваю, работали толковые) выявляла организации, которые неправильно оптимизировали процессы. Практически все грузоотправители используют НДС, и чтобы увести его, экспедиторы и транспортники пытались выстроить цепочку, вывести налог на какое-то юрлицо и затем его бросить. Система эта отслеживает и сама выявляет, с кого что можно взять. Мы думаем, что в налоговой знают о каждом нашем чихе, каждом движении – но это не всегда так. Там видят, какие услуги вы предоставляете и какие услуги предоставляют вам. У нас, перевозчиков, всё просто: есть заказчик, который дал деньги на перевозку, и есть расходы – ГСМ, зарплата водителей, налоги. Всё это в целом видно, ведь практически все прописывают транспортные услуги в счетах и актах. Визуально налоговики могут увидеть то, что написано в платежке, а дальше они пока залезть не могут. До 2015 года в налоговой вообще не понимали, что происходит: программ еще не было, а информацию из банков приходилось запрашивать. Налоговики лазили по верхам, а низ жировал. Но сегодня ФНС сузила круг, и если система видит, что наш контрагент что-то делает неправильно, у нас требуют информацию о нём, документы. Но документы – это бумажная волокита: с ними нужно разбираться, тратить человекочасы. Сотрудники пытаются свести их, понять, что и как, вызывают людей на опрос… работы много, а на финише можно ничего не получить. Если в 2022 году электронные ТТН начнут использовать наравне с бумажными, то к 2025 году, думаю, они станут обязательными. Мы с этим смиримся. Но смотрите, что будет дальше. Сейчас отлаживают электронные путевые листы, и к 2025 году обязательными могут стать и они. Путевой лист содержит отметки о предрейсовом медосмотре и техническом состоянии машины. Путевые листы необходимы, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием ТС – зарплаты водителей, затраты на ГСМ, запчасти, парковку. Как только запустится электронный путевой лист, система «Суперсервис 22» будет знать, когда машина выехала и для какого клиента, где она проехала, где остановилась, сколько заправила, почему расходует в 10 раз больше соляры чем может, почему водитель проехал за сутки 4000 километров (бывает и так по документам!), какой механик её выпустил, какой медик осмотрел водителя, сколько горючего осталось в баке. Возможно, что к 27-28 году все бумаги мы будем заполнять через интернет. Уже готовится личный кабинет перевозчика. Нас постепенно убеждают, что безбумажные перевозки упростят оформление и облегчит работу сотрудников. Собирать налоги сегодня непросто, перевозчики понимают, что заработать на перевозках сложно и разрабатывают различные схемы. У налоговой есть понимание потоков, а понимание того, какой груз какой машиной куда передвигается появится с 2022 года. Года три это будут тестировать, и в 25-26 году выйдет постановление о частичном или полном переходе на цифру. «Будьте любезны, в обязательном порядке заполняйте электронные ТТН и путевые листы, иначе штрафы»: разговор будет такой. А тестируют все эти электронные документы крупные транспортные компании, и через несколько лет у них будет полное понимание, как с ними работать. Налоговая будет видеть всё. Но как понять, что по факту проехала именно эта машина, или электронная ТТН составлена на одну, а загрузилась другая? Жрёт она 35 литров или 45? А может, где-то она встала и её перегрузили? Это очень сложно зафиксировать с ТТН, но всё идёт к обелению. Борются сейчас не с нами, а со схемами, которые придумали крупные игроки – это схемы с ГСМ, с быстрым списанием запчастей, с покупкой новых автомобилей, их быстрой амортизацией, продажей и выводом денежных средств. Борьба нацелена на них, но пострадаем в большей степени мы, потому что они подготовятся. *Приказ Минтранса России от 11 сентября 2020 года номером 368 вводится в действие в 2021 году.
Формы путевых листов легковых автомобилей в 2021 году не изменились, усложнилось их заполнение. В соответствии с приказом Минтранса № 368 от 11 сентября 2020года «Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов».
|