Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Графа стимулирование младшему воспитателю в детском саду сетка расчета стемулирования за 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нормативная база эффективного контракта в сфере образования определена следующими правовыми документами:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
- госпрограмма «Развитие образования» до 2020 года, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295;
- приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014, в котором утвержден Порядок организации образовательной деятельности по программам дошкольного образования;
- программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
- приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н;
- письмо Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № НТ-883/17;
- письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
- показатели эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных учреждений образования, утвержденные органами МСУ.
Согласно п. 5 Приказа № 167н, переход на эффективный контракт рекомендуется осуществлять путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке ст. 74 ТК РФ: изменение условий труда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий, внесенных в прежний трудовой договор, эффективный контракт воспитатель ДОУ подписывает в том случае, если трудоустраивается впервые.
Положение о стимулировании работников
Заработная плата воспитателя складывается из нескольких составляющих: базовый оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, а также премии. Стимулирующая часть оклада формируется на основе перечисленных выше показателей эффективности труда воспитателя, а к компенсационным выплатам можно отнести следующие:
Наименование выплаты | Размер выплаты | Фактор, обусловливающий получение выплаты |
На отдых и оздоровление | 2,5 базовых единиц | один раз в пять лет |
Коэффициент уровня образования | ежемесячно | |
Коэффициент стажа | ежемесячно | |
Коэффициент категории | ежемесячно | |
Коэффициент спецификации работы | ежемесячно | |
Коэффициент за ведомственные и государственные награды | ежемесячно | |
Единовременная выплата молодым специалистам | В соответствии с законодательством | |
Ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) — молодым специалистам со стажем педагогической работы до трех лет, являющимся педагогическими работниками |
50 % от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) |
Введению эффективного контракта в дошкольном учреждении предшествует обширная административная работы со стороны руководства, которая включает следующие этапы:
- Проведение разъяснительной работы в коллективе (необходимо проинформировать сотрудников обо всех нововведениях, связанных с и кадрыознакомить их в нормативно-правовыми актами, ответить на все интересующие вопросы).
- Создание в ДОУ специальной комиссии, которая займется организацией процесса перехода на эффективные контракты в учреждении.
- Разработка показателей эффективности труда для разных категорий сотрудников ДОУ.
- Внесение изменений в локальные акты (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.).
- Подготовка и внесение изменений в трудовые договоры работников (конкретизация трудовых функций и фиксация новой системы оплаты труда). Следует ориентироваться на Приложение № 3 к Программе № 2190-р.
- Выдача уведомлений об изменении условий трудового договора.
- Заключение допсоглашений с работниками ДОУ.
Внедрение новой системы позволит не только улучшить уровень качества образовательных услуг, но и повысить престижность и привлекательность профессий воспитателей и педагогов дошкольного образования.
Ольга Иванова. Профессиональный педагог-логопед. Владелец детского развивающего центра «7 ПЯДЕЙ».
На что обратить внимание при составлении эффективного контракта с воспитателем ДОУ? По моему мнению ( и опыту), нужно обязательно прописать ожидания от сотрудника со стороны работодателя. Зачастую эта составляющая очень отличается с обоих сторон. Должны быть обязательно прописаны:
1. Основные функции сотрудника ( в данном случае —– воспитателя): это присмотр и уход за детьми определенного возраста и количества, их воспитание или образование (развитие). Это разные функции сотрудника, и они требуют разных энергетических, временных и интеллектуальных затрат. Также сотрудник может в качестве приоритетной выбрать одну функцию, например, присмотр (т.е. чтобы все были живы-здоровы, сыты и в чистой опрятной одежде), а работодатель ожидает от воспитателя активных развивающих и обучающих занятий или воспитательных игр и других мероприятий.
2. Дополнительные функции сотрудника : участие в мероприятиях / участие в подготовке и проведении мероприятий ( праздники, родительские собрания, досуговые мероприятия); выполнение дополнительных программ / участие в составлении планов и конспектов дополнительных программ (например, по экологическому воспитанию детей); дополнительная работа (например: изготовление пособий и оборудования для занятий, систематизация имеющегося оборудования и пособий и т.д).
3. Мотивация сотрудника: возможность повышения квалификации за счет учреждения; процентное (в денежном выражении) поощрение сотрудника за выполнение определенных показателей (например, за наполняемость группы —– чем больше детей посещают группу — тем выше процент поощрения. В государственных ДОУ воспитатель зачастую заинтересован в обратном положении дел — так проще и легче работать); социальная поддержка сотрудника: подарки детям на Новый год, возможность отдыха ребенка в лагере, участия ребенка сотрудника в мероприятиях и т.д
4. Важно указать, чего НЕ должен делать сотрудник (очень важная составляющая!): например, давать детям угощение от родителей других детей без ведома администрации, высказывать оценочные (сравнительные) суждения по поводу развития детей, отпускать детей с несовершеннолетними и т.д. Здесь каждое ДОУ увидит свои интересы.
От чего зависит зарплата воспитателя и как зарабатывать больше?
Такие выплаты призваны компенсировать работникам неудобства, связанные с условиями выполнения должностных обязанностей. К выплатам компенсационного характера относятся следующие надбавки:
Вид надбавки |
Размер надбавки |
Северный или районный коэффициент |
15–35 % |
За работу в ночные смены |
до 35 % |
За работу с особыми детьми |
20–25 % |
За работу в оздоровительных ДОО |
20 % |
За вредные или опасные для здоровья условия |
до 12 % |
За дополнительную работу, выходящую за рамки должностных обязанностей |
до 100 % |
За совмещение должностей |
10 % |
За сверхурочную работу |
до 200 % либо предоставление дополнительного времени отдыха |
Задача стимулирующих выплат — поощрение воспитателей за активность, инициативу и качество занятий с детьми, за выслугу лет. Премии выплачиваются также за дополнительную деятельность, такую как проведение концертов и других мероприятий, участие в конкурсах. С целью повышения мотивации и удержания кадров стимулирующие могут устанавливаться и для молодых специалистов на срок до трех лет.
Вознаграждения могут выплачиваться ежемесячно в виде процента от оклада или единовременно (за конкретное достижение), в виде 13-й зарплаты или квартальной премии.
Размер стимулирующих выплат для воспитателя рассчитывается по карте самооценки, где учитывается посещаемость в группе, динамика уровня развития детей, результаты участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях, самообразование педагога, благоустройство группы и детского сада, работа с родителями, качество и своевременность оформления документации.
Стимулирующая доля определяется руководителем детского учреждения и обычно составляет 30–40 % от фонда оплаты труда.
Под стимулирующими выплатами работникам дошкольных учреждений понимаются надбавки к основному размеру зарплаты, назначаемые с целью мотивации к усердной работе и полагающиеся воспитателям за наличие особых заслуг. Порядок назначения дополнительных выплат к заработной плате устанавливается администрацией детского сада, но руководство ДОУ не имеет права ухудшать положение сотрудников учреждения в сравнении с условиями, которые утверждены ТК РФ.
Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.
Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:
Для работников, которые не взаимодействуют с детьми непосредственно, в критерии оценки могут входить пункты, например, по бережному отношению к вещам, находящимся на балансе ДОУ. Количество и качество позиций в оценочных листах, например, для сотрудников кухни не дает возможности ежемесячно набирать высокие баллы и получать компенсационные средства.
Критерии Стимулирующих Выплат Работникам Детского Сада 2021г
методической работе, заместителю по административной и хозяйственной работе, старшим воспитателям и другим работникам учреждения, не указанным в п.2.3., устанавливаются по решению комиссией Учреждения по распределению стимулирующих выплат за качество, объем работы, результативность и другие заслуги в соответствии с критериями (приложение №5) без распределения по балльной системе.
- Состав комиссии избирается из членов коллектива (в каждом структурном подразделении учреждения отдельная комиссия) сроком на один год. Состав комиссии утверждается приказом по учреждению ежегодно.
- Комиссия каждого структурного подразделения состоит из 5 человек: старший воспитатель, завхоз, воспитатель, член профсоюзного комитета, младший воспитатель.
- Комиссия по учреждению избирается из 7 членов коллектива (по одному от каждого структурного подразделения, председатель попечительского совета, председатель наблюдательного совета, председатель профсоюзного комитета, заведующий МАДОУ, бухгалтер ответственный за назначение стимулирующих выплат).
- наименование каждой выплаты;
- условия, при соблюдении которых надбавка может быть получена;
- показатели эффективности трудовой деятельности воспитателя, при достижении которых будет назначена доплата;
- периодичность начисления заработной платы и поощрительных доплат;
- величина выплаты или формула, по которой она будет рассчитываться (все данные которой сотрудник должен иметь возможность узнать самостоятельно).
- Администрация детского сада направляет в орган самоуправления учреждения сведения об эффективности работы воспитателей, исходя из этих данных и будут начислены доплаты.
- Орган самоуправления изучает бумаги, проводит анализ в согласии с локальным положением учреждения, утверждает конкретные суммы к выплате.
- Решение в письменном виде идёт обратно к руководителю ДОУ, который издаёт приказ о выплате надбавок педагогам.
Комментарий: Чтобы получить поощрительные доплаты, не нужно обращаться к руководству ДОУ с заявлением – дополнительные средства будут выплачены вместе с зарплатой. Если же надбавок не было, значит, не было найдено оснований для их начисления по итогам деятельности преподавателя на протяжении предыдущего периода.
Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:
- как именно определяются критерии выплат;
- в каком порядке премируются сотрудники;
- каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
- откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
- занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.
Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности
При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:
- мнение трудового коллектива;
- недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
- недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.
В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:
- для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
- для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
- для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
- для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.
Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.
О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».
Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.
Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:
- в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
- для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.
Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:
- качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
- результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.
Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.
Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:
- участие в профилактике заболеваний;
- снижение показателей заболеваемости и смертности;
- количество вовремя выявленных заболеваний;
- факт своевременности госпитализации;
- соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
- наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
- наличие жалоб пациентов;
- общий объем отработанного времени за период.
В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.
Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.
На вторую половину 2021 года средняя ставка воспитателя дошкольного учреждения составляет 35,7 тыс. рублей. И если в Москве и в северных регионах этот показатель превышает среднее значение, то в части других областей значительно не дотягивает до среднего уровня. Самые высокие зарплаты у представителей этой профессии на Чукотке — около 93 тыс., и в Ямало-Ненецком автономном округе — 82 тыс. Фактическая зарплата в Липецке составляет 14 тыс., а в Оренбурге — 17 тыс. Понятно, что жить на такую сумму и покрывать все нужды семьи крайне тяжело.
Увеличить реальные зарплаты поможет новая система начисления. В ней значится не только базовая ставка, но обширная тарифная сетка, включающая 18 разрядов. Одно из важных нововведений заключается в том, что теперь минимальные требования к системам оплаты труда бюджетников, и в том числе воспитателей детских садов, будет устанавливать Кабинет Министров. Раньше эти вопросы по регионам курировали региональные власти.
Это означает, что в разных частях России базовая ставка будет единой, установленной Кабмином для всех регионов. Но сумма, которую каждый воспитатель или помощник воспитателя будет получать на руки, будет состоять из таких компонентов:
- базовый оклад;
- премия (не менее 5%);
- доплата за вредность и доплата за переработку во внеурочное время;
- надбавка за стаж (10-30%);
- доплата за учёную степень или звание;
- другие доплаты — за работу в условиях Крайнего Севера, в сельской местности и пр.
Кабмин определил характер начислений. Теперь отправной точкой будет МРОТ, а этот показатель всегда остаётся больше прожиточного минимума. То есть у бюджетников, задействованных в дошкольном образовании, перепад по зарплатам станет меньше, но при этом снижения окладов у тех, кто раньше получал ниже среднего, не произойдёт.
Это будет достигнуто таким образом: если новый уровень рассчитанной зарплаты будет ниже, чем старый, то сохранится прежний. И только в том случае, когда новый показатель будет более выгодным, его примут и внедрят.
Новая система будет внедряться в несколько этапов на протяжении 2021-2025 годов. Это даст возможность гармонизировать условия оплаты труда воспитателям и помощникам воспитателей, привести их к единому знаменателю, повысить показатели не только фактически, но и реально, опередив и оставив позади уровень инфляции. В 2022 году такая необходимость стала особенно острой, так как инфляция из-за коронавируса нарастила темпы, а поднятие зарплат намного отстало в этой гонке.
Стимулирующие выплаты руководителям детских садов начисляются не из фонда заработной платы образовательного учреждения, а из централизованного фонда, сформированного местными властями — для этих целей ДОУ совершает регулярные отчисления в размере 5% от общего фонда зарплаты сотрудников детского сада.
При оценке деятельности членов администрации ДОУ к учёту принимаются следующие моменты:
- наличие в ДОУ прозрачной для всех сотрудников схемы деятельности;
- участие детского сада во всероссийских, областных, районных соревнованиях, мероприятиях (и положительные итоги этого участия);
- работа над обеспечением благоприятного эмоционального микроклимата внутри учреждения;
- деятельность, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей;
- результаты проведения последней аттестации и гос. аккредитации учреждения.
Стимулирующие надбавки к окладу руководства ДОУ назначаются по Приказу Министерства образования.
Зарплата воспитателей в 2022 году
Фонд заработной платы персонала детского сада делится на базовую и стимулирующую части. Доля стимулирующих выплат вычисляется по формуле:
ФСН = ОФЗ х ДСВ,
где ФСН — фонд стимулирующих надбавок,
ОБЗ — общий фонд зарплат;
ДСВ — доля средств, выделяемых на выплаты стимулирующего характера (30-40% по настоянию Министерства образования — конкретный процент будет утверждён руководством ДОУ).
Конкретному воспитателю поощрительная надбавка будет рассчитываться в индивидуальном порядке, исходя из эффективности его работы. Оценочный лист должен содержать перечень критериев оценки трудовой деятельности педагога и количество баллов, которое будет начислено за достижение какой-либо цели. К примеру, оценочный лист содержит пункт, который устанавливает присвоение работнику 2 баллов за привлечение родителей учащихся к участию в мероприятиях группы.
Перед каждой зарплатой (кварталом, четвертью, годом — на усмотрение администрации ДОУ) все баллы педагогов суммируются, затем общая сумма фонда стимулирующих доплат делится на число полученных баллов — так выясняется стоимость 1 балла за данный период времени. Затем количество баллов каждого преподавателя умножается на цену балла — так рассчитывается конечный размер стимулирующей выплаты за конкретный отрезок времени.
Фонд заработной платы ДОУ составляет 450 000 рублей. На фонд стимулирующих выплат приходится 40% общей суммы средств. В детском саду трудятся 20 педагогов, но только 7 из них руководство решило назначить стимулирующую выплату, поскольку они работали наиболее плодотворно:
- воспитатель Марина В. заслужила 10 баллов, согласно оценочному листу, за организацию выставки детских рисунков и высокую посещаемость её занятий;
- Екатерина М. получила 11 баллов за бережное отношение к имуществу ДОУ, привлечение родителей к участию в утренниках и помощь в организации спортивных соревнований;
- Ольга Д. заработала 9 баллов за разработку специальной программы для троих глухих детей, учащихся в её группе;
- Валерия А., Полина Е., Александра П. заработали по 12 баллов за активное участие в жизни детского сада.
- Выясним, какая доля фонда заработных плат приходится на стимулирующие выплаты: 450 000 х 0,4 = 180 000 рублей.
- Вычислим общее количество набранных педагогами баллов: 10 + 11 + 9 + 12 х 3 = 66 баллов.
- Выясним стоимость одного балла: 180 000 : 66 = 2 727 рублей 27 копеек.
- Марина В. заслужила стимулирующую выплату в размере: 2727,27 х 10 = 27 272 рублей 70 копеек.
- Екатерина М. получит: 2727,27 х 11 = 29 999 рублей 97 копеек.
- Ольге Д. будет начислена надбавка в сумме: 2727,27 х 9 = 24 545 рублей 43 копеек.
- Валерии А., Полине Е., Александре П. будет начислено: 2727,27 х 12 = 32 727 рублей 24 копейки.
- Также каждый педагог получит базовую часть зарплаты: (450 000 — 180 000) : 20 = 13 500 рублей.
Между педагогами и воспитателями детских садов будет поделена доля премиального фонда учреждения, составляющая 60%, остальные 40% будут направлены на выплаты другим сотрудникам.
Стимулирующие надбавки рассчитываются, исходя из оценки профессионализма и стараний воспитателя. Для проведения оценки разрабатывается оценочный лист, содержащий критерии, которым должен соответствовать получатель доплат. Ввиду того, что документ является общедоступным, и педагоги сами могут проверить, на какую надбавку им рассчитывать, и посмотреть, каких целей следует достигать для повышения стимулирующих выплат, оценочный лист стали называть также картой самооценки.
Ниже представлены наиболее часто упоминаемые критерии оценки эффективности работы старших преподавателей ДОУ:
- Продолжительность непрерывного трудового стажа. Выслуга лет.
- Налаживание контакта с родителями воспитываемых детей.
- Наличие вклада в развитие детского сада — разработка буклетов, обеспечение функционирования сайта, оформление стендов и прочие действия, повышающие имидж ДОУ.
- Оказание помощи младшим воспитателям и преподавателям — наставничество, введение в курс дела недавно принятых на работу сотрудников, организация праздников и утренников в детском саду и помощь в организации соревнований и праздничных мероприятий на уровне территориального образования.
- Средняя посещаемость занятий воспитателя детьми.
- Качество преподавания, помощь с обучением детям с особыми потребностями, взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями, оформление документов в срок.
Если в первоначальном трудовом договоре с воспитателем ДОУ не содержалось положений о выплате стимулирующих надбавок, рекомендуется разработать дополнительное соглашение о поощрительных доплатах.
Трудовой контракт с работниками детских садов должен включать сведения о заработной плате и всех поощрительных выплатах и условиях их начисления:
- наименование каждой выплаты;
- условия, при соблюдении которых надбавка может быть получена;
- показатели эффективности трудовой деятельности воспитателя, при достижении которых будет назначена доплата;
- периодичность начисления заработной платы и поощрительных доплат;
- величина выплаты или формула, по которой она будет рассчитываться (все данные которой сотрудник должен иметь возможность узнать самостоятельно).
Ошибка: Воспитатели ДОУ не имеют возможности самостоятельно оценивать свою деятельность, а потому никогда не знают, имеют они право на стимулирующие выплаты, или нет.
Комментарий: В каждом детском саду руководитель обязан ознакомить педагогов и других работников учреждения с порядком начисления поощрительных надбавок и представить их вниманию оценочный лист, который служит основанием для назначения доплат. Так воспитатели будут знать, к чему им стремиться, и на какие надбавки к зарплате рассчитывать.
Ошибка: Воспитатель ДОУ подал заявление на начисление ему стимулирующей надбавки руководителю детского сада.
Комментарий: Чтобы получить поощрительные доплаты, не нужно обращаться к руководству ДОУ с заявлением — дополнительные средства будут выплачены вместе с зарплатой. Если же надбавок не было, значит, не было найдено оснований для их начисления по итогам деятельности преподавателя на протяжении предыдущего периода.
Стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ в 2021 году
Вопрос №1: Законно ли лишать воспитателя стимулирующей выплаты, которую он заслужил, согласно условиям трудового договора, на том основании, что имеется дефицит средств в фонде оплаты труда?
Ответ: Нет, это не основано на законе. Воспитатель, если он уверен в своём праве на стимулирующие выплаты, может подать исковое заявление в суд на своего работодателя. Если решение суда будет принято в пользу истца, он получит надбавку из уже распределённых и выплаченных стимулирующих доплат.
Вопрос №2: Возможно ли воспитателю ДОУ получать стимулирующие выплаты ежемесячно?
Ответ: Да, если иное не предусмотрено локальным актом учреждения. В случае, если воспитатель усердно трудится и достигает поставленных целей, за работу над которыми полагаются надбавки к окладу, он вправе рассчитывать на периодические доплаты.
- Поиск по библиотеке
- Аппликация, лепка
- Воспитательная работа
- Здоровый образ жизни
- Информатика
- Конструирование, ручной труд
- Коррекционная педагогика
- Логопедия
- Математика
- Материалы для родителей
- Музыкально-ритмическое занятие
- Обучение грамоте
- Окружающий мир
- Развитие речи
- Региональный компонент
- Рисование
- Сценарии праздников
- Управление ДОУ
- Физкультура
- Разное
- Аудиозаписи
- Видеозаписи
Правительство России предусмотрело в 2021 году необходимую сумму в бюджете для реализации программы по увеличению размера оплаты труда дошкольным работникам в 2022 году. Предполагается, что их зарплата вырастет на 6%.
Текущая статистика свидетельствует о том, что размер оплаты труда работников дошкольных учреждений самый низкий из всех сотрудников госучреждений. В связи с этим правительство намерено пересмотреть систему индексации оклада воспитателей в сторону увеличения.
В 2022 году тарифная сетка претерпит изменения, которые приведут к росту оплаты труда дошкольных работников в 2022 году. При наличии у педагога высшей категории рост может составить до 35%. В связи с оттоком молодых специалистов из сферы дошкольного образования из-за низкой оплаты труда власти страны намерены предпринять меры для устранения этой негативной тенденции.
В 2022 году итоговый размер зарплаты дошкольных работников будет формироваться на основе нескольких факторов:
- число отработанных часов;
- уровень квалификации;
- длительность стажа;
- наличие особых заслуг и наград.
Согласно указу президента, зарплаты педагогов дошкольных учреждений в 2022 году должен составлять не менее среднемесячного оклада в конкретном регионе. Помимо этого продолжится реализация и других пунктов Указа 288.
По прогнозам специалистов, в реальности размер оплаты труда дошкольных работников вырастет всего лишь на 3% с учётом действующего уровня инфляции.
Кроме того, на региональные власти будет возложена обязанность согласования увеличения оплаты труда воспитателям с Правительством на основе внесённых поправок в Трудовой Кодекс РФ. Это связано с тем, что Правительству делегировали полномочия утверждать размеры окладов, различных надбавок и выплат, а также компенсаций.
Средний размер оплаты труда педагогов в 2021 году составляет 35 714 рублей. Этот показатель варьируется в различных субъектах РФ. Наиболее высокий — в Москве и северных регионах (от 79 000 рублей до 93 000 рублей).
Но в реальности эти цифры фигурируют только на бумаге, а на самом деле зарплата воспитателей на 46% меньше официальных статистических данных.
На окончательный размер зарплат воспитателей в 2022 году будут оказывать влияние и надбавки вместо обычного увеличения оклада. Перечень надбавок включает в себя:
- сверхурочная работа (двойной тариф оклада);
- дежурство в детском саду-интернате ночью (20 % к окладу);
- работа с детьми в коррекционных, логопедических и других группах (15%);
- воспитание детей с туберкулезом (25%);
- совмещение работы в дошкольном учреждении с другими должностями (12%).
Зарплата дошкольных работников в 2022 году
Реализация новой программы состоит из нескольких этапов. Анализ текущей системы оплаты труда и разработка новых методик расчёта пройдёт с ноября 2021 года по апрель 2022 года.
После её внедрения в мае 2022 года она будет действовать до 30 мая 2023 года. По итогам её тестирования результаты будут направлены Правительству РФ для анализа и принятия дальнейших решений.
Стимулирующие выплаты воспитателям регулируются Трудовым кодексом, а именно ст. 129 и 135. Соответствующий закон был принят с целью поддержания в педагогических работниках ДОУ желания профессионального роста, развития. Те сотрудники, которые повысят свою инициативу и творческую активность, улучшат качество проводимых с детьми занятий, будут вознаграждены финансово.
Такие премии должны мотивировать работников к инновационной деятельности, применению современных образовательных технологий. Соответствующая поддержка не носит гарантированного характера.
В одних дошкольных учреждениях стимулирующие выплаты предусмотрены ежеквартально, в других – ежемесячно. Все виды доплат указываются в трудовом договоре (приказе), который утверждается заведующим ДОУ.
Деньги на стимулирующие выплаты деятельным воспитателям в детском саду выделяются из бюджета.
Для многих воспитателей такие выплаты оказываются хорошим подспорьем.
Трудовой кодекс предусматривает осуществление трех видов подобной финансовой поддержки: премии, вознаграждения, доплаты и надбавки.
Премии могут быть составляющей механизма распределения зарплаты. Размер таких выплат определяется как процент от оклада. Существуют также единовременное поощрительное премирование. Таким способом отмечают определенные достижения работников в трудовой деятельности.
Вознаграждения могут иметь вид тринадцатой зарплаты или поощрения за выслугу лет. Первая выплата осуществляется ежегодно и формируется из итогового дохода или неистраченного зарплатного фонда предприятия. Выслугу лет поощряют ежемесячной надбавкой либо ежегодным вознаграждением.
Надбавками стимулируют труд лиц, имеющих звания, ученые степени, категории, ранги. Доплатами отмечают различные достижения, например, проявление сотрудником высоких показателей в работе.
Чаще всего решение о выделении средств на подобные нужды из премиального фонда заведения принимает непосредственно начальство. Оно же определяет порядок начисления этих средств, их расчет.
Размер рассматриваемого вида социальной поддержки воспитателей, педагогов ДОУ высчитывают, руководствуясь суммой в 60 % от премиального фонда данного заведения. Из остальных 40 % формируют выплаты всем прочим работникам учреждения.
Чтобы рассчитать необходимую сумму, нужно иметь точные данные, объективно отражающие превосходство во вложенном труде и профессионализме конкретного преподавателя. Сведения такого характера воспитатель собственноручно заносит в оценочный лист (другое название – карта самооценки), позволяющий определить объем стимулирующих выплат в перспективе.
Размер стимулирующих выплат отображает эффективность работы. Поэтому стаж включают в критерии оценивания довольно редко.
Лист оценки качества деятельности старшего преподавателя содержит примерно 10 пунктов. Эти позиции влияют на суммы стимулирующих выплат, а назначает их администрация. Чаще всего используются такие пункты:
- средняя посещаемость воспитанниками заведения;
- качество образовательного процесса;
- помощь педагогам, младшим воспитателям;
- вклад в развитие учреждения;
- взаимодействие с семьями детей;
- выслуга лет, стаж непрерывной работы.
Эта схема (наличие подобного листа) применима и к младшим воспитателям, но только их деятельность оценивается пунктами другого характера. Например, это могут быть позиции о бережном отношении к имеющимся материалам, оборудованию (сохранность посуды, спецодежды), высоком уровне исполнительной дисциплины.
Под качеством непосредственно образовательного процесса подразумевается внедрение инновационных педагогических методов, наличие и разработка программ сопровождения для воспитанников с особыми потребностями. Имеют значение организованное взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями, своевременность и качество оформления документации.
В понятие помощи педагогическому коллективу входит наставничество начинающих воспитателей; уровень организации праздников, конкурсов в заведении; содействие в проведении подготовки к участию в соревнований и конкурсов на муниципальном уровне.
Вклад, производимый в развитие ДОУ, определяется следующими параметрами: оформление стендов, подготовка буклетов, наполнение сайта детского сада. Здесь учитывается все, что влияет на имидж учреждения.
Документальное подтверждение активности сотрудника может включать предоставление скриншотов опубликованных на сайте статей. Выкладывать материалы следует на страницах в соцсетях и на портале непосредственно детсада.
Система стимулирования включает поощрительные выплаты всем категориям работников дошкольного учреждении. Установление денежного поощрения безотносительно к результативности труда не предусмотрено.
Помимо воспитателя, его помощника и старшего воспитателя оценивается результативность профессиональной деятельности следующих работников ДОУ:
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;
- медсестра и старшая медсестра;
- завхоз;
- повар;
- кухонный работник;
- сторож;
- дворник;
- машинист по стирке белья.
Существующая практика во многом несовершенна. Например, такой показатель как заболеваемость мало связан с проявляемым усердием. Заражение распространенными инфекциями неизбежно случается в больших коллективах даже при полном соблюдении санитарно-эпидемиологического режима.
Конечно, как таковой этот критерий не входит в шкалу оценивания. Но зачастую от этого параметра зависит основной пункт соответствующего листа – посещаемость детей. Заинтересованность человека в работе может быть очень высока, но вспышка респираторной эпидемии нарушает его законное право на получение определенной надбавки. Это портит статистику качества работы, баллы не насчитываются.
Размер рассматриваемого вида социальной поддержки воспитателей, педагогов ДОУ высчитывают, руководствуясь суммой в 60 % от премиального фонда данного заведения. Из остальных 40 % формируют выплаты всем прочим работникам учреждения.
Чтобы рассчитать необходимую сумму, нужно иметь точные данные, объективно отражающие превосходство во вложенном труде и профессионализме конкретного преподавателя. Сведения такого характера воспитатель собственноручно заносит в оценочный лист (другое название – карта самооценки), позволяющий определить объем стимулирующих выплат в перспективе.
Размер стимулирующих выплат отображает эффективность работы. Поэтому стаж включают в критерии оценивания довольно редко.
Младший воспитатель стимулирующие выплаты
Спорных вопросов, связанных с подобными премиями, возникает немало.
В некоторых ДОУ воспитателю, который плохо справился с открытым занятием, снижают процент начисляемой суммы стимулирующей выплаты.
Многие воспитатели недовольны тем, что конечное оценивание проводит руководство, а не педколлектив. Как следствие, страдает объективность результатов.
Такая ситуация с системой дошкольного образования оставляет на обычные занятия с детьми очень мало времени. По сути, работа воспитателя сводится к погоне за баллами.
Основные правила оплаты труда работников бюджетных организаций разрабатываются и утверждаются на федеральном уровне. При этом региональные власти принимают дополнительные рекомендации по оплате труда для своих регионов.
Однако при наличии ряда обязательных документов бюджетные организации достаточно самостоятельно формируют критерии оценки для введения доплат и стимулирующих выплат своим сотрудникам.
Чтобы эта система могла работать, сотруднику необходимо:
- четко выполнять свои трудовые функции, знать о требованиях, предъявляемых к нему, а также критериях оценки его трудовой деятельности в целом;
- осознавать существенность своего вклада в работу учреждения.
Применяемые при этом критерии оценки трудовой деятельности должны быть прозрачны, понятны и доступны каждому сотруднику.
Для того чтобы указанные критерии были работоспособны, необходимо сделать следующее:
- разработать и утвердить перечень требований для разных должностей;
- разработать систему расчета выплат, основанную на оценке заслуг, путем присвоения баллов;
- определить алгоритм учета достижений при начислении заработной платы.
Важно! Всю перечисленную информацию должен содержать в себе локальный нормативно-правовой акт бюджетного учреждения, называющийся положением о стимулирующих выплатах. Размер таких выплат при этом будет учитываться исходя из зарплатного фонда конкретного учреждения.
Обратите внимание! Приказом Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» от 26.04.2013 № 167н рекомендовано приводить указанную систему критериев в трудовом договоре с сотрудником.
В отношении определения критериев стимулирующих выплат для работников преподавательского состава имеются Методические рекомендации, утвержденные письмом Минобрнауки России «О разработке показателей эффективности» от 20.06.2013 № АП-1073/02. Указанные рекомендации распространяют свое действие и на работников дошкольных учреждений — воспитателей.
В соответствии с этим документом существует несколько основных критериев для оценки труда воспитателей, являющихся основой для установления дополнительных выплат:
- Выявление у детей определенных достижений. Наблюдение и способствование их развитию.
- Хорошо налаженный контакт с родителями и детьми.
- Проведение и организация событий, носящих оздоровительный характер.
- Активное участие и работа с детьми из неблагополучных семей.
- Создание различных наглядных развивающих пособий.
- Создание дополнительных программ, носящих познавательный характер.
Обратите внимание! Данный перечень не является полным. На усмотрение руководства он может быть значительно расширен, а также разделен на отдельные требования в зависимости от занимаемой сотрудником должности (младший воспитатель, педагог и т. д.).
Указанные критерии стимулирующих выплат воспитателям складываются и составляются на основании рекомендаций вышестоящих органов.
***
Таким образом, применение стимулирующих выплат позволяет повысить эффективность деятельности дошкольного учреждения в целом, а также поднять уровень заработной платы и заинтересованности воспитателей в качестве выполняемой ими работы.
Зарплата | Средства, которые перечисляются каждый месяц сотруднику |
Фонд оплаты | Совокупность денежной массы, распределяемой при выплате денежных средств |
Повременная | Зависит от отработанных часов за расчетный период |
Сдельная | Размер выплат определяется от выполненной работы или выпущенной продукции |
Сменная | Один из видов графика, предполагающий изменение рабочих часов в зависимости от смены |
Аванс | Денежные средства, которые уплачиваются сотруднику в счет будущих периодов |
Северная надбавка | Надбавка при осуществлении трудовой деятельности в северных районах |
Районный коэффициент | Надбавка для компенсации повышенных трудовых затрат в определенных регионах |
Увольнение | Разрыв трудовых отношений |
Бухгалтерия использует несколько вариантов:
Сотрудники детского сада получают зарплаты, которые рассчитываются немного по другой схеме:
- Уровень квалификации. В детских садах каждый воспитатель имеет определенный разряд, который складывается из уровня образования, квалификации и стажа.
- Если воспитатель работает полную смену (это пятидневная неделя по 12 часов), то ему положено 1,5-2 оклада. Такая работа относится к тяжелой. Поэтому воспитателям положена доплата в 10% от суммы среднего оклада.
- Воспитатели дополнительно проводят занятия, организуют кружки и секции. По закону им также положена прибавка к денежной выплате.
- Некоторые дошкольные учреждения имеют весьма узкую специализацию. Например, дети с проблемным зрением, логопедические группы. Поэтому рассчитывается зарплата воспитателя по-разному. В таком случае работнику выплачивают большую зарплату.
- Также они получают аванс.
- В интернатах работникам положены и ночные смены. По закону, такие смены оплачиваются на 15-20% дороже.
- Ряд детских садов имеет языковую направленность, что также влияет на среднее месячное жалование работников. Оно будет на 15% больше, чем в других дошкольных учреждениях.
- За работу на административной должности также делают доплаты.
- 13 выплата.
Если сравнивать зарплаты и авансы педагогов и воспитателей, то последние оказываются в более выгодном положении. Однако во многих регионах действует свой минимальный размер оплаты труда, который оказывает влияние на конечную сумму месячного жалования.