Прогноз роста цен на автомобили в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прогноз роста цен на автомобили в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.

Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.

По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.

Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».

При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».

Причиной продолжающегося роста цен на автомобили участники рынка называют колебания валютного курса. Но не это главное: предложение новых автомобилей — не только в России, но и во всем мире — сегодня не успевает за спросом. Из-за локдаунов, резкого подорожания, а также дефицита комплектующих (сначала чипов, теперь еще и магния), турбулентности в логистических цепочках производственные линии ведущих мировых автоконцернов работают со сбоями, вызывая дефицит машин в салонах дилеров. «Только в текущем году прайсы на некоторые модели увеличились на 20% в связи с девальвацией и ростом цен на комплектующие и в связи с колебаниями курса валют»,— констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. По его словам, например, в премиальном сегменте Mercedes-Benz, Jeep, Cadillac прибавили в цене в среднем на 18%. Представители массового сегмента за первое полугодие текущего года подорожали на 10–200 тыс. руб. Особенно это заметно, по мнению эксперта, у корейских марок — Kia и Hyundai. Например, модель Kia Ceed SW подорожала с 1 169 900 руб. до 1 424 900 руб. «Среди брендов, которые мы продаем, наибольшее изменение цены с начала года произошло по таким моделям, как Kia Mohave, цена которой с начала года выросла на 17%. Renault Duster подорожал на 18%, Skoda Octavia A8 — на 18%, Skoda Superb Combi — на 19%, Skoda Kodiaq — на 17%»,— говорит господин Мигаль. На вторичном рынке, по его словам, цены растут вслед за сегментом новых авто. Например, в его компании средняя цена на авто на вторичном рынке в январе текущего года составляла 835,3 тыс. руб., в мае — 945 тыс. руб. На вторичном рынке спрос превышает предложение, поэтому продавцы завышают цены и некоторые авто с пробегом продаются дороже изначальной цены.

Именно из-за дефицита «живых» машин рост цен на автомобили в текущем году значительно ускорился, что особенно заметно по самым ходовым моделям в каждом из сегментов авторынка. Так, по данным Russian Automotive Market Research и исследованию РГС-банка, в сегменте автомобилей размерного В-класса рекордсменом по приросту является модель Volkswagen Polo, которая за девять месяцев текущего года подорожала на 27,4%, до средней отметки в 1,186 млн руб. В самом же популярном сегменте кроссоверов — в размерной нише С-класса — больше всего (на 24,6%) подорожала ходовая модель Renault Duster, средняя цена которой теперь составляет 1,334 млн руб. Среди более дорогих кроссоверов С-класса на 15,9% подорожала модель KIA Sportage, средняя цена которой теперь перешагнула отметку в 2,1 млн руб. А в премиальной нише кроссоверов D/E-класса взлет цен больше всего затронул модель BMW X5, стоимость которой увеличилась на 19,9%, с отметки 6,82 млн руб. до уровня 8,17 млн руб.

Наблюдатели и участники рынка вынуждены констатировать, что, к сожалению для потребителей, рост цен на автомобили в России в ближайшее время вряд ли остановится, он будет продолжаться минимум до середины следующего года, а может, и дольше. И да, нынешней зимой не стоит ожидать традиционных предновогодних скидок. «Мы не видим предпосылок, что рост цен на авто остановится в ближайшее время,— прогнозирует Сергей Лагурев.— Основная причина такого подорожания — сохраняющийся дефицит новых автомобилей, который может продлиться весь 2022 год. Конечно, через какое-то время ситуация нормализуется и наступит насыщение рынка: спрос будет меньше, чем предложение. Тогда дилерам придется привлекать клиентов хорошими предложениями, но ждать скидок в ближайшее время точно не стоит».

Сами автодилеры признаются, что в текущем году они не ждут бонусов от автопроизводителей, в связи с чем скидок под Новый год, скорее всего, не будет. «Большинство дилерских предприятий выполнили планы по выручке и прибыли уже осенью, а значит, распродаж с целью получения бонусов от производителей в конце года ожидать не стоит»,— признается Олег Кузнецов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр». По его мнению, очевидно, поставки автомобилей будут восстанавливаться не менее полугода, и только самые оптимистичные прогнозы говорят о восстановлении предложения к середине следующего года. Снижение спроса на автомобили сможет остановить ценовую гонку. Любые факторы — от цены бензина до увеличения дистанционной работы — могут косвенно снизить темпы роста цен на новые автомобили.

«По моим оценкам, на новые автомобили цены в 2021 году выросли на 20%, на подержанные — на 30–35%. Причина одна и та же — это дефицит новых автомобилей в торговой сети. Что будет дальше, сказать пока что сложно, но в 2022 году цены будут расти уже не такими темпами, как в начале или середине нынешнего. Покупательная способность нашего народа невелика, желающих купить много, но люди видят цены и дополнительные опции, которые накручивают дилеры, и многие отказываются от покупки», — заявил автоэксперт, партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Эксперт отметил, что сейчас стоимость дополнительных опций достигает 20% от стоимости машины. Но уже к весне 2022 года дефицит должен быть не таким острым. Поэтому рост цен должен остановиться.

«Вниз цены, конечно, не пойдут, но будут расти в пределах инфляции. Это если удастся преодолеть дефицит комплектующих. Поэтому сейчас точного прогноза никто не скажет, потому что слишком много «если»», — добавил Моржаретто.

«Сейчас проблема не в росте цен. Сейчас проблема в том, что дилеры навешивают очень большое количество допоборудования на машины. И так будет, пока не решится проблема с комплектующими. Но, когда она решится, никому не известно. Вроде в начале 2022 года должны запуститься новые заводы в Тайване, после чего должно стать легче. Но пока что это только разговоры», — считает автоблогер и ведущая канала «Лиса рулит» Елена Лисовская.

Она затруднилась назвать возможный уровень роста цен в 2022 году, так как сейчас весь мир столкнулся с уникальной проблемой — пандемией, аналогов которой ещё не было. И, как эта ситуация отразится на ценах на автомобили, пока что неясно.

Из-за пандемии многие автомобильные концерны были вынуждены неоднократно останавливать свое производство. Восстановить его полностью не получается до сих пор, поскольку в сборке современного авто участвуют не только конкретный завод, но и множество сторонних подрядчиков. Это в первую очередь касается организаций, выпускающих электронные автомобильные системы. Именно нехватка таких чипов до сих пор тормозит производство новых машин.

Такая ситуация порождает перебои с дилерскими поставками. Это приводит к дефициту в автомобильных салонах, возникновению очередей. До сих пор спрос значительно превышает предложение, поэтому стоимость авто неудержимо растет.

Например, при покупке по предварительному заказу клиент получает машину совсем по другой цене. Такие тенденции являются настолько прочными, что возможное подорожание прописывается в договоре купли-продажи. Из-за острой нехватки машин очень быстро раскупается практически все.

Специалисты предполагают, что в случае стабилизации национальной денежной единицы на уровне 80 рублей за один доллар, цены на авто вырастут на 1-2%. При падении рубля ниже этой отметки стоимость авто может подняться на 10-15%.

Представители большинства дилерских центров предполагают, что дефицит новых авто будет продолжаться как минимум до середины следующего 2022 года.

Многие специалисты пытаются прогнозировать ситуацию на российском рынке новых и подержанных автомобилей, это важно для дальнейшего развития бизнеса:

  1. По словам директора по развитию дилерского холдинга «Максимум» Александра Кустова, подорожание в будущем году напрямую зависит от курса рубля. Если он по отношению к доллару сохранит стабильное положение, то продавцы станут возвращаться к маркетинговым акциям, которые сейчас временно заблокированы.
  2. Эксперт маркетплейса «Банкавто» Сергей Власов считает, что рост цен будет продолжаться в 2022 году. Такая тенденция связана с подорожанием комплектующих, острой нехваткой микрочипов. Сейчас заказанные автомобили приходится ждать более полугода. Причем это относится как к бюджетным, так и премиальным маркам. Многократное превышение спроса над предложением не дает повода для оптимизма.
  3. Вице-президент российского союза автомобилистов Ян Хайцеэр советует потенциальным покупателям отложить покупку авто на год-полтора. Из-за дефицита стоимость авто многократно завышается, акции отсутствуют, поэтому на следующий год рассчитывать не приходится.

Экономический кризис, вызванный мировой пандемией COVID-19, по мнению аналитиков рынка автомобилей – не единственная причина, по которой наступит прогнозируемое подорожание автомобилей. Рост стоимости наблюдался и в благополучные годы: в мире дорожали сырьевые источники, повышались таможенные пошлины, ужесточались правила экологической безопасности. Все это заставляло производителей повышать стоимость, пытаясь покрыть свои издержки под предлогом ребрендинга, обновления и усовершенствования авто, давно находившихся в продаже и пользовавшихся спросом благодаря гармоничному сочетанию бюджетной цены и хорошего качества.

Россиян предупредили о новом подорожании автомобилей на 20%

Нехватка предложений от владельцев в этом рыночном сегменте отмечена экспертами еще в прошлом году. Правда, говорилось об известных, востребованных брендах, с небольшим периодом эксплуатации и пробегом. С. Власов, эксперт маркетплейса «Банкавто», прогнозирует кардинальное изменение ситуации.

На первом году пандемии автосалоны опустели из-за нехватки средств у населения, сейчас главным драйвером станет отсутствие комплектующих у производителей. Очередь, образовавшаяся в покупках и доставке премиум и бюджетных автомобилей, приведет к сохранению ситуации на вторичке. Отсюда повышение стоимости любых достойных предложений.

Спрос будет высоким из-за дефицита микрочипов. К его образованию тоже привела пандемия, увеличившая востребованность развлекательных и мобильных устройств.

Компании-производители, вынужденные сокращать объемы производства, не только не будут снижать расценки, но и повысят их на фоне активизации отложенного спроса, темпов восстановления экономики.

Если приобретение авто не продиктовано статусными соображениями или вопросом поддержания престижа у сослуживцев и соседей, с покупкой можно повременить. Разговоры о тотальном падении цен на авто – не более чем маркетинговый ход, цель которого – стимулировать авторынок.

Если же транспортное средство просто необходимо, можно сделать бюджетную покупку или взять его у лизинговой компании. Там более выгодные условия приобретения, чем через автокредит. К тому же ассортимент предложений шире, чем у продаж на обычных условиях.

Ожидать падения спроса и снижения цен в 2022 году бесперспективно, как и предоставлять концернам и розничным сетям возможность заработать больше раздуванием ажиотажа.

Многие эксперты уверены в сохранении текущих тенденций и на 2022 год. Ценники продолжат расти. Факторов много.

В мире сохраняется дефицит микрочипов. Компания TSMC «держит» больше половины рынка. С пандемией ковид-19 в мире вырос спрос на ноутбуки, игровые консоли и телевизоры. Производственные мощности снизились, так как на одном предприятии фирмы произошел пожар. Да и остановка производства из-за локдауна ситуацию явно не улучшила. В результате потребители продукции столкнулись с дефицитом микрочипов.

Сейчас активно обсуждается вопрос, будет ли повышение цен на транспортные средства различного класса? События будут развиваться по 2 сценариям:

  • Отложенный спрос. Люди решатся приобрести автомобиль сейчас, т. к. не смогли купить его в период пандемии.
  • Цены в 2022 году будут стабильно расти из-за активного спроса. Производство машин не остановится, а значит, вторичный рынок тоже возрастет из-за желания людей приобрести новое транспортное средство, продав старый автомобиль.

Потребность в транспорте, возможно, упадет при ухудшении экономической ситуации в стране. Снижение продаж, по мнению специалистов, возможно в пределах 10%. А цены, наоборот, возрастут из-за негативных экономических факторов.

Довольно трудно будет приобрести достойный автомобиль с самым маленьким пробегом на вторичном рынке. Поскольку вырастет цена на новейшие модели, уменьшится спрос на авто с пробегом и возрастет цена на них.

Приходится отметить нехватку предложений на вторичном рынке, с которой авторынок встретился прошлой осенью. Наблюдалась сильная недостаточность машин как бюджетного, так и премиум-класса. Тогда выступил отложенный спрос.

В период кризиса люди не имели возможности потратить деньги на отдых за границей и вложили их в приобретение транспортного средства уже после кризиса. Также нехватка больше связана с тем, что многим предприятиям во время пандемии коронавируса пришлось приостановить заводы на продолжительное время. Из-за этого продажи значительно уменьшились.

Дефицит машин на авторынке еще наблюдается, но это уже не столь большая проблема. В данный момент многие предприятия работают в круглосуточном режиме для компенсации убытков. Поэтому в ближайшее время нехватка предложений будет нивелирована.

На сколько подорожают автомобили в 2022 году

Самый оптимистичный прогноз авторынку эксперты дают лишь на начало марта 2022 года. Они считают, что остановка цен возможна только при оптимизации экономической ситуации в стране и с укреплением рубля на бирже.

Есть предположение, что роста цен на транспортные средства избежать не удастся. Производители решат возместить расходы, которые они понесли во время пандемии. В ценнике будут отражаться постоянные подорожания аксессуаров, деталей и других комплектующих.

На вторичном рынке прогноз расценок на 2022 год тоже не очень приятный. Значительное большинство людей будут вынуждено рассматривать для приобретения авто со вторичного рынка ввиду скачка цен на новые машины.

Поскольку увеличится спрос, дилеры начнут завышать цены в прайсе. Появится больше перекупщиков. Конечно, внезапного скачка не будет, все произойдет постепенно.

Когда ожидать снижения цен на транспортные средства, пока ответить невозможно. По предположению экспертов, рост цен в конце 2021 года не будет больше 15%. Дефицит к этому времени тоже должен будет устранен.

Предпосылок к обвалу цен не будет. Предполагается, что в 2022 году картина будет такой же, какой была до кризиса. Внезапного увеличения цен тоже не ожидается. Вероятно, сначала продавцы удержат ценники на уровне 2021 года, затем пойдет постепенное возрастание.

Директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин считает, что потребность в автомобилях сократится, поскольку снизилась покупательская способность населения. Лишь те, у кого есть сбережения, не будут ждать и смогут приобрести машину, не откладывая.

Не будет стимулом для покупки автомобиля и укрепление рубля. Это не даст никакого положительного потенциала.

Предположительно рост цен состоится в 2 этапа. Сначала будет рост на 3-4%. Такое подорожание происходит постепенно, курс валют на это не влияет. Ценник на современные модели растет по вине технического прогресса, ведь сейчас вкладывается много денег в улучшение качества, расширение функций и возможностей.

Затем по причине снижения спроса цена на автомобили возрастет еще на 7-8%. Производитель будет стремиться возместить убытки, которые получил при снижении продаж. По мнению специалистов, увеличение цен на транспортные средства будет происходить плавно, но итоговый рост достигнет 10-12%. Основной причиной считается нестабильность национальной валюты. Стоимость машины существенно зависит от цен на запчасти, привезенные из-за рубежа (они привязаны к курсу валют).

— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.

— Мы заранее прогнозировали такую ситуацию и совместно с нашим производителем сделали достаточный запас автомобилей во всех востребованных у покупателей версиях, — подчеркнул собеседник. — Тем не менее перемены уже ощущаются. Впереди традиционный для конца календарного года сезонный рост спроса со стороны покупателей, и он может внести свои коррективы в эту, казалось бы, оптимистичную картину.

Егор Швед, замдиректора по сбыту СОО «Атлант-М Восток», считает, что автомобильную промышленность в 2022 году будет лихорадить.

— Более того, еще 2023 году мы будем заложниками изменения общемировых моделей бизнеса, — уверен представитель дилера. — Ситуация с полупроводниками в конечном счете выровняется. А, например, с поставками магния, который используют при производстве алюминиевых сплавов, широко применяемых в автомобильной промышленности, будут перебои, и его стоимость существенно вырастет. Сегодня цены на поставки магния в Европу поползли вверх и уже достигли исторического максимума: за последний месяц рост составил 75%, и магний сейчас стоит более $9 тыс. за тонну. Учитывая, что производство автомобилей и их компонентов является сильно распределенным по миру, любой сбой или неожиданный «черный лебедь» будет влиять на возможность конечного покупателя приобрести себе машину. Так что у нас всех впереди интересное время.

— Уже сейчас на белорусском рынке, как и на всех остальных, потребители чувствуют на себе эту проблему, — констатирует собеседник. — У многих коллег уменьшилось количество доступных автомобилей на складах или в производстве, сроки поставок увеличиваются, а из комплектации машин исключаются некоторые позиции (либо становятся остро дефицитными). При заключении долгосрочных контрактов многие не могут четко и определенно назвать срок поставки автомобилей, интересных клиентам. Вместе с тем и производители, и импортеры, и дилеры прикладывают много усилий, чтобы поставить все заказанные машины клиентам и сгладить сбои. Формируются резервные и промежуточные склады, изменяются графики поставок, по-другому формируются доступные к производству и заказу модельные предложения.

Автомобили в 2022-м продолжат дорожать. Много факторов

НВ Премиум это:

  • Доступ к закрытым материалам сайта
  • Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
  • Отключение коммерческой рекламы
  • Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей

Аналитикам и экономистам любого государства в момент кризиса сразу становится понятной ближайшая динамика цен на товары не первой необходимости. Первоначально они «замирают» на месте, а потом начинают слегка двигаться вниз. Однако процесс часто недолгий — ситуация выравнивается и стоимость таких товаров растет. Причем на ряд товаров стоимость никак не нормируется властями — это дизайнерская одежда, предметы комфорта, декора, роскоши и т.д., т.е. вещи, без которых спокойно обойдется среднестатистический обыватель.

Важно! Надо осознавать, что автомобили не относятся к товарам первой необходимости и не принадлежат к категориям «скоропорта». Поэтому цены не контролируются государством, а огромных скидок из-за вынужденной необходимости не приходится ждать.

С другой точки зрения, если рынок личного транспорта переполнен из-за резкого уменьшения спроса, то автомобильным холдингам придется снизить стоимость на свой товар. То, что спрос будет падать очевидно — сначала появилась натянутость отношений между Америкой и Китаем, что повлияло на мировую остановку, потом началась пандемия, а следом «нагрянул» экономический кризис глобальных масштабов.

Граждане РФ стали массово приобретать частный автотранспорт после условного развития рыночной экономики России. Процентный прирост машин поражал воображение, однако в последние годы уровень спроса на новые транспортные средства был относительно стабильным, не учитывая скачка спроса в 2011 и не менее резкого падения в 2015 году. Увеличение и снижение спроса проще всего наблюдать в таблице.

Год продаж и тип сценария Продажи в млн штук
Реальные продажи 2017 1,48
Реальные продажи 2018 1,60
Реальные продажи 2019 1,59
Предполагаемые средние значения 2021 1,57
Оптимистичный сценарий 2022 1,75
Негативный сценарий 2022 1,30

Стоит помнить, что конец 2021 года может повлиять на статистические показатели. Причем многое будет зависеть от способности экономики страны быстро «воспрять духом» и от умения людей не паниковать, а продолжать жить в обычном ритме без режима тотальной экономии. Поэтому прогноз на 2021 год пока лишь предварительный, что и дает сразу 3 варианта развития событий авторынка на 2022 год.

В данной таблице не указаны средние значения сценария покупок автомобилей на 2022 год, т.к. быстро оценить их может любой человек, ему необходимо лишь знать оптимистичный и негативный прогноз спроса. Однако не стоит забывать, что люди могут отказаться от покупки авто из-за кризиса, испортив статистику. Впрочем, может быть и иная ситуация, при которой стоимость автомашин увеличится.

Хоть немного экономически расположенному человеку уже понятно, что избыток предложения при низком спросе негативно влияет на итоговую стоимость товара. Однако не нужно забывать и про себестоимость, и про сроки годности продукции. То, что актуально для стильных трендов и скоропортящихся продуктов питания немного не подходит к авторынку — даже если спрос остановится полностью, то автомашины не выйдут из моды и не «заржавеют».

Ясно, что автомобильные новинки, появляющиеся быстрее грибов после дождя, после окончания экономического спроса подскочат в цене, причем до величин, некомфортных покупателям. Однако последние радостно обратят внимание на ранее произведённые автомобили, ныне имеющие невысокую цену. При этом важно понимать, что повышение спроса на предыдущие модели тут же поднимет стоимость на них.

На стоимость прямо влияет уровень спроса — в этом нет ничего странного. Поэтому предсказать цены на автомобили в 2022 году практически невозможно. Сейчас стоит лишь предположить, что если пандемия уляжется в ближайшее время и мир быстро отойдет от ее последствий, то уже ко второй половине 2022 года цены на машины начнут увеличиваться. В первом и во втором полугодии 2022 года стоимость автомобилей ожидается ниже средней цены, в случае если экономический кризис затянется на неопределённый период.

На фоне падающих продаж в АЕБ заметили, что продолжает расти, причем высокими темпами, сегмент электромобилей. С начала года продано 845 таких машин — на 118% больше, чем за десять месяцев прошлого. «Положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей, но и более доступные модели», — считает глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель.

Но похоже, что этот рост — явление временное и во многом объясняется нулевой пошлиной на ввоз «электричек» (эта мера была введена прошлой весной и продлится до конца этого года). Отказ от продления нулевой пошлины, скорее всего, приведет к немедленному росту стоимости электромобилей (как новых, так и подержанных) и к снижению покупательского интереса. «Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей. Поэтому наш комитет убежден, что продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству», — считает Томас Штерцель.

Последствия пандемии коронавируса всё ещё наблюдаются на российском рынке. Автопроизводители давно возобновили работу, но спрос на машины существенно превышает предложение. Нарастить объёмы производства теперь мешает нехватка микрочипов. Даже «АвтоВАЗ» периодически останавливает конвейеры из-за дефицита элементной базы. Аналогичная ситуация – у всех других автомобильных брендов.

Несмотря на то, что один из крупнейших поставщиков микрочипов, тайваньский TSMC, анонсировал сокращение дефицита в текущем квартале, нехватка компонентов продолжит ощущаться как минимум до 2022 года. Словом, в 2021 году ловить потенциальным покупателям машин по сути нечего. Смогут ли россияне, как прежде, выбирать понравившееся авто по адекватной цене и рассчитывать на всевозможные скидки и бонусы – большой вопрос, ответа на который предстоит ждать долго.

Большинство экспертов советует россиянам не затягивать с покупкой новой машины. Причина такого совета проста. В среднем стоимость любой модели повышается раз в 1,5–2 месяца. Масштабы роста мы уже озвучили – до 20% по итогам года. Инфляция настолько высока, что её не получается компенсировать. Можно заказать автомобиль в понравившейся версии и прождать полгода. За это время ценник перепишут трижды – экономии не выйдет. А можно взять «здесь и сейчас» чуть больше Автомобиля за большие деньги. Лишние вложения, с большой вероятностью, окупятся быстро.

Тем, кто планировал покупку новой машины на 2021 год, отчаиваться не стоит. Автомобили действительно уже стали не средством передвижения, а роскошью, и цены вспять уже не повернуть. Однако пока ещё можно вскочить на подножку уходящего поезда и потратить имеющиеся накопления с умом (далеко не факт, что на них можно будет купить машину в недалёкой перспективе).

Опрошенные The Bell участники рынка ссылаются на объективные факторы — и на то, что расширенные «допы» — это часть новой рыночной реальности.

В «Рольфе» сказали, что дефицит автомобилей в четвертом квартале усилился, а их нехватку компенсируют продажей авто с пробегом. Быстрый рост выручки дилерских центров в компании связывают с эффектом низкой базы пандемического 2020 года и ростом цен. По словам директора по маркетингу «Рольфа» Виталия Шония, дополнительные услуги «позволяют предлагать клиентам более выгодные цены на автомобили», а решение «в любом случае остается за клиентом».

В «Авилоне» указывают на рост цен (на 2,5-15% с начала года) и высокий спрос как факторы роста выручки. Причиной роста цен дилер считает инфляцию, обновление модельного года и дефицит машин. Навязывание «допов» при покупке машины «Авилон» не прокомментировал.

В «АвтоСпецЦентре» видят новое сокращение доступности автомобилей по ряду брендов — но не отрицают и практику навязывания дилерами услуг клиентам. «Сейчас на рынке есть факты подтверждающие как навязывание услуг, так и „потребительский экстремизм“. Это проза жизни. Продавец всегда стремиться продать подороже, покупатель — купить подешевле. Так было всегда», — сказал The Bell гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич.

В дилерском центре «Автодом» признали, что если раньше с «допами» продавалось 20-30% автомобилей, то теперь 99%. «Это новая норма рынка. Клиент практически не может отказаться от них, так как „допы“ уже установлены на автомобиль. Сейчас автомобили в своей цене имеют до 15% именно за счет допоборудования или финансовых продуктов», — говорит гендиректор компании Андрей Ольховский.

Ценам на автомобили предсказали рост

Особенно долго придётся ждать тем, кто планирует покупать новые авто в салоне.

Заметной ситуация стала для моделей, которые уже знакомы многим потребителям в некоторых модификаций.

Вот лишь некоторые концерны, которые уже сообщают о дефиците:

  1. Hyundai.
  2. MINI.
  3. BMW.
  4. Renault.
  5. Volkswagen.
  6. Skoda.
  7. Seat.
  8. Audi.

И список далеко не полный.

Проблемы испытывают все операторы без исключения, хотя степень сложностей разная. Всё зависит от того, насколько популярна модель. Например, на некоторые уже оформлено много заказов, их постоянно ждут, но сроки отодвигаются. При этом полного дефицита никто не наблюдает. Прогноз цен на автомобили в России примерно такой же.

Уже в конце прошлого года продажи новых моделей начинали падать на 14% и больше. И эксперты говорят, что тенденция сохранится на ближайшее время. Поставки нового модельного ряда из-за дефицита комплектующих тоже столкнутся с определёнными проблемами.

Может показаться, что в случае с доставкой подержанных машин из-за границы дефицит микрочипов не должен сказаться на таких продажах. Но это не совсем соответствует действительности.

На рынке всё происходит согласно определённым законам. При сниженном предложении спрос повышается, в связи с чем увеличиваются цены. Теперь поставки новых авто от производителей ограничены. У рынка подержанного транспорта появляется больше шансов и возможностей.

Снижение производства новых автомобилей – основная движущая сила роста цен на подержанные разновидности.

Например, в Америке и Европе многие уже не готовы ждать, поэтому активно скупают транспорт б/у. Из-за этого растут цены. Иногда подержанные машины стоит дороже, чем новые с доставкой и при некотором ожидании.

Улучшение потребительского поведения вместе с различными денежными льготами для американцев тоже повлияли на ситуацию. Об этом говорят эксперты.

В странах Европы общая тенденция с подорожанием тоже сохраняется, в том числе для машин с пробегом.

На всех аукционах цены увеличиваются по сравнению с временами, когда ограничения только начали вводить. Чтобы купить хорошее авто по нормальной цене, сейчас нужно ждать месяц-два.

Такие цены сказываются на всех предложениях, дешёвых и дорогих в равной степени.

Это тоже сказывается на подержанном транспорте, который часто перегоняют на территорию Украины. Но для многих покупателей всё равно даже такой формат сотрудничества остаётся более выгодным, если сравнить с покупкой прямо в своей стране. Но пока точно никто не говорит о том, на сколько подорожают автомобили в 2022 году.

Кризис, вызванный пандемией, ударил по всем странам Европы. Проблемы начались даже внутри стран, экономика которых считалась стабильной. Изменения отразились на всех сферах жизни, включая производство автомобилей. Поэтому увеличение стоимости товаров неизбежно. Хотя в Европе рост будет не таким стремительным, как на территории Украины, например. Даже стоимость бюджетных моделей будет активно повышаться. Долгое время цены пытались удержать на одном уровне, но делать это и дальше уже не получится. Заводам тоже нужно компенсировать потери. Поэтому снижение цен на автомобили в 2022 году ждать не приходится.

Для автомобильной промышленности не прошло без последствий последнее время, вместе с коронавирусом и различными ограничениями. Заметно нарушение большого количества цепочек в производстве, с чем и связан рост цен на автомобили.

Происходило несколько процессов:

  1. Производители уходили на карантин.
  2. Предприятия останавливались.
  3. Сокращалось производство, закупки комплектующих.

Особенно это касается полупроводников и микрочипов.

Спрос из-за этого начал перераспределяться. Производителям чипов пришлось искать другие каналы, по которым можно было бы организовать сбыт. Один из вариантов – предприятия, производящие бытовую технику и электронику, на такие предметы спрос за последнее время только увеличивался. Поэтому в данное направление и был переброшен весь производственный процесс. Заметно бронирование заказов на ближайшее будущее.

Особенно долго придётся ждать тем, кто планирует покупать новые авто в салоне.

Заметной ситуация стала для моделей, которые уже знакомы многим потребителям в некоторых модификаций.

Вот лишь некоторые концерны, которые уже сообщают о дефиците:

  1. Hyundai.
  2. MINI.
  3. BMW.
  4. Renault.
  5. Volkswagen.
  6. Skoda.
  7. Seat.
  8. Audi.

И список далеко не полный.

Проблемы испытывают все операторы без исключения, хотя степень сложностей разная. Всё зависит от того, насколько популярна модель. Например, на некоторые уже оформлено много заказов, их постоянно ждут, но сроки отодвигаются. При этом полного дефицита никто не наблюдает. Прогноз цен на автомобили в России примерно такой же.

Уже в конце прошлого года продажи новых моделей начинали падать на 14% и больше. И эксперты говорят, что тенденция сохранится на ближайшее время. Поставки нового модельного ряда из-за дефицита комплектующих тоже столкнутся с определёнными проблемами.

Может показаться, что в случае с доставкой подержанных машин из-за границы дефицит микрочипов не должен сказаться на таких продажах. Но это не совсем соответствует действительности.

На рынке всё происходит согласно определённым законам. При сниженном предложении спрос повышается, в связи с чем увеличиваются цены. Теперь поставки новых авто от производителей ограничены. У рынка подержанного транспорта появляется больше шансов и возможностей.

Снижение производства новых автомобилей – основная движущая сила роста цен на подержанные разновидности.

Например, в Америке и Европе многие уже не готовы ждать, поэтому активно скупают транспорт б/у. Из-за этого растут цены. Иногда подержанные машины стоит дороже, чем новые с доставкой и при некотором ожидании.

Улучшение потребительского поведения вместе с различными денежными льготами для американцев тоже повлияли на ситуацию. Об этом говорят эксперты.

В странах Европы общая тенденция с подорожанием тоже сохраняется, в том числе для машин с пробегом.

На всех аукционах цены увеличиваются по сравнению с временами, когда ограничения только начали вводить. Чтобы купить хорошее авто по нормальной цене, сейчас нужно ждать месяц-два.

Такие цены сказываются на всех предложениях, дешёвых и дорогих в равной степени.

Это тоже сказывается на подержанном транспорте, который часто перегоняют на территорию Украины. Но для многих покупателей всё равно даже такой формат сотрудничества остаётся более выгодным, если сравнить с покупкой прямо в своей стране. Но пока точно никто не говорит о том, на сколько подорожают автомобили в 2022 году.

Кризис, вызванный пандемией, ударил по всем странам Европы. Проблемы начались даже внутри стран, экономика которых считалась стабильной. Изменения отразились на всех сферах жизни, включая производство автомобилей. Поэтому увеличение стоимости товаров неизбежно. Хотя в Европе рост будет не таким стремительным, как на территории Украины, например. Даже стоимость бюджетных моделей будет активно повышаться. Долгое время цены пытались удержать на одном уровне, но делать это и дальше уже не получится. Заводам тоже нужно компенсировать потери. Поэтому снижение цен на автомобили в 2022 году ждать не приходится.

Экономистам любой страны в момент кризиса сразу становится понятной ближайшая динамика цен на товары не первой необходимости. Первоначально они «замирают» на месте, а потом начинают слегка двигаться вниз. Однако процесс часто недолгий — ситуация выравнивается и стоимость таких товаров растет. Причем на ряд товаров цена никак не нормируется властями — это дизайнерская одежда, предметы комфорта, декора, роскоши и т.д., т.е. вещи, без которых среднестатистический обыватель спокойно обойдется.

Часть лиц предполагает, что из-за кризиса и пандемии цены упадут. Другие же напоминают про курс доллара и его связь с итоговой стоимостью автомобилей, а также твердят про повышение ставки НДС. Пока первые думают, упадут ли цены на автомобили, другие прогнозируют вероятность повышения стоимости. Важно не забывать, что увеличение цен может произойти в любой момент. Это может быть незначительный экономический рост, небольшое увеличение спроса, снижение объема предложений от иностранных производителей машин.

После условного развития рыночной экономики в РФ, граждане стали массово приобретать личный автотранспорт. Процентный прирост машин поражал воображение, однако в последние годы уровень спроса на новые транспортные средства был относительно стабильным, не считая скачка спроса в 2011 и не менее резкого падения в 2015 году. Повышение и снижение спроса проще всего наблюдать в таблице.

Представители белорусских дилеров, к которым мы обратились за прогнозами, немногословны: ценовая политика формируется производителями, а не дистрибьюторами. Но очевидное никто не отрицает: цены на новые машины в текущем году ощутимо выросли и продолжат расти в следующем.
«На текущий момент самые продаваемые модели Kia в Беларуси – это Rio и Rio X, – говорят представители ООО «Автопалас-М», официального дистрибьютора корейской марки в Беларуси. – С начала года цены на семейство Rio выросли на 8-10 процентов, при этом годовое удорожание на рынке составляет порядка 15 процентов.
Мы ожидаем роста цен в будущем году. Это мировой тренд, автопроизводители будут поднимать цены. Всем известна ситуация с мировым кризисом полупроводников, логистика становится дороже. Эти факторы влияют на ценообразование».
Заместитель директора по продажам СООО «Атлант-М Восток» (дилер Volkswagen) Егор Швед считает, что точно спрогнозировать рост цен в следующем году достаточно сложно, но и отрицать его нельзя: «Увы, мы вынуждены рассматривать его как реальность из-за событий, происходящих в мировом автопроме, и глобального дефицита комплектующих. По нашим прогнозам рост цен не превысит 6-10 процентов».
Сотрудники одного из официальных дилеров Geely также рассказали, что с начала года цены на популярные модели Coolray и Tugella выросли на 9%. Там ожидают, что и в следующем году автомобили будут дорожать.

В начале месяца Jaguar Land Rover подсчитал свои убытки, вызванные нехваткой чипов. Вышло 302 миллиона фунтов стерлингов, оборот упал на 11%. Схожая ситуация наблюдается и у других производителей. Без чипов невозможно выпустить автомобиль, в шоурумах разводят руками: «Берите то, что есть в наличии».

Микрочипы входят в состав множества автомобильных систем: от мультимедиа до активной и пассивной безопасности. Сначала по индустрии ударила череда локдаунов. Помимо периодической остановки производств сказалась и другая сторона домашнего карантина — резкий спрос на бытовую электронику, смартфоны, планшеты, компьютеры, приставки, то есть все, что может скрасить пребывание в заточении. Плюс на карантине стали больше «майнить крипту». А в видеокартах используются все те же чипы. Еще один фактор — страны перенаправили основной поток производства чипов на нужды здравоохранения, на создание медоборудования.

По нашим данным, крупные белорусские дилеры содержат 2—3-месячный запас авто (150—200 машин) — это тот промежуток времени, о котором можно говорить уверенно: за данный период, скорее всего, ничего не случится. А в России уже наблюдается жесткий дефицит. По законам рынка в таких случаях цены поднимаются. Уже есть конкретные примеры, зафиксированные на видео. Из последних — мужчина хотел купить Volkswagen Taos, который еще недавно стоил в РФ 2,2 млн рублей ($30,5 тыс.), однако ему озвучили цену в 3,5 млн ($48,5 тыс.). Чтобы все выглядело более-менее культурно, российский дилер «обвесил» машину всеми возможными дополнительными функциями и комплектами. Но нужно понимать, что «допы» в данном конкретном случае — не более чем способ заработать. И вновь звучит фраза «в наличии есть такая — берите, других нет».

Цены на автомобили в 2022 году: прогноз

Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.

Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом. Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.

Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах. Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).

Как мы дошли до жизни такой? Адекватных автодилеров забрали инопланетяне, а вместо них направили к нам своих соплеменников с окраин созвездия Гидры? Конечно, если смотреть на описанное выше, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной.
Но дело, конечно, не в инопланетянах и не в агентах КГБ ЦРУ. Дело в самом обычном законе рынка. Просто спрос стал превышать предложение. А раз есть желающие переплатить за машину 400 000 рублей — всегда найдутся желающие продать ее подороже.

Но откуда взялось столько желающих? Корни проблемы уходят в коронавирусную весну 2020-го, когда продажи автомобилей по понятным причинам встали. Ряд автопроизводителей даже приостановил производство, считая, что спрос быстро не восстановится. И это выглядело логично: доходы людей упали, из дома выходить себе дороже — какая там покупка новых машин. Но вскоре ограничения исчезли, и выяснилось, что прогнозы были слишком пессимистичными.

Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.

С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы. И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.

Какой каршеринг вам такие условия предложит?

Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.

Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.

«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили. Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.

Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет. Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите. Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.

Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.

Топ-10 способов заработать на личном автомобиле

Цены на бытовую технику и электронику за год выросли примерно на 10–15% в зависимости от группы товаров, сказал «Известиям» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, в меньшей степени дорожает небольшая бытовая техника, в большей — крупногабаритный товар, а также телевизоры, ПК, планшеты, ноутбуки. По данным создателя инвестиционной компании Klopenko Group Егора Клопенко, стоимость таких товаров в ноябре 2021-го на 10–30% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *