Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление правительства по пожарной безопасности с 1 января 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации
(с изменениями на 21 мая 2021 года)
Руководители организаций также должны ознакомиться с изменениями, которые содержатся в новом Постановлении. Так, согласно новым правилам, они должны обеспечить наличие, исправную работу механизмов для самостоятельного закрывания противопожарных, противодымных, газодымонепроницаемых дверей, дверных ручек, замков, уплотнений, систем «антипаника», предусмотренных производителем. Запрещено монтировать какие-либо приспособления, которые будут создавать помехи для нормального функционирования противопожарных, противодымных дверей.
Руководители организаций медицинского профиля должны обеспечить в зданиях и сооружениях, где пребывают пациенты, ограниченные в возможностях самостоятельного передвижения, носилки в расчёте: одни носилки на пять человек, а также СИЗ для органов дыхания и зрения, количество которых должно соответствовать числу сотрудников смены. Согласно новым требованиям, расстояние между койками в больничных палатах должно быть не менее 0,8 м, а центральный проход — шириной не менее 1,2 м. При этом запрещается группировать более двух кроватей.
- Теперь не нужно будет разрабатывать отдельные инструкции для каждого складского или производственного пожаро-, пожаровзрывоопасного помещения категорий А, Б, В1. Однако необходимо учитывать специфику таких площадей.
- Из правил пропало упоминание об обучении программам ПТМ, теперь в Документе используется формулировка «программа дополнительного профессионального образования».
- Назначение ответственных за пожарную безопасность ранее относилось к категории обязанностей руководителя организации, теперь это действие переведено в статус права руководителя.
- Из положения исключено требование о необходимости наличия табличек с номерами телефонов для вызова пожарного расчёта.
- Также из ППР исключено требование о необходимости разработки отдельных планов по эвакуации, действий персонала в дневное и ночное время.
- Теперь при проведении тренировочной эвакуации участвовать должны не только сотрудники организации, но и посетители.
- Руководитель организации обязан обеспечить не только наличие табличек по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений и класса зон, но и категорирование.
- Проведение эксплуатационных испытаний требуется теперь не только для пожарных лестниц, но и для наружных эвакуационных лестниц 3-го типа.
- Двери чердаков и подвалов должны быть заперты на замок, однако должно иметься указание о местонахождении ключей.
- Указатели ПГ должны быть обязательно со светоотражающим покрытием или световыми указателями, подключёнными к электросети.
- Складские помещения и производственные площади категории Д площадью менее 500 м² не нужно дополнительно оснащать переносными огнетушителями.
Ознакомиться полным перечнем Правил противопожарного режима 2021 можно в официальном Постановлении Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.
- Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
- Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
- Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
Нормативно-правовые акты, вступающие в силу с 09.12.2021 и 01.03.2022 гг
- Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
- Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
- Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
- Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
- Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
- При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
Фондоотдача: формула расчета по балансу
События и факты
Как оформить возврат телефона
Новые правила организации отдыха детей
Контролируемые сделки в 2019 году
Российский законодатель регулярно обновляет нормативную базу в части установления требований по противопожарной безопасности зданий и сооружений. Ознакомимся со свежими нормативами в данной области, их назначением и особенностями соблюдения.
В жилых домах запретили продажу бытовой химии
Экономика и бизнес / 11:50 17 августа 2020
Установлены пожарные требования к бизнес-объектам
Экономика и бизнес / 10:45 8 сентября 2021
Монтаж каминов больше не требует лицензии
Экономика и бизнес / 14:40 12 октября 2017
С 1 мая вводится новый ГОСТ для проверки систем противопожарной защиты
Экономика и бизнес / 13:40 23 апреля 2018
Утверждены новые противопожарные правила
Экономика и бизнес / 13:21 29 сентября 2020
Производителям сигарет надо зарегистрироваться в ГИС до 30 июня
Экономика и бизнес / 12:30 15 мая 2019
Требования пожарной безопасности ужесточили
9:00 7 июня 2011
По субсидиям на СИЗ отчитываться не надо
Экономика и бизнес / 10:02 28 августа 2020
Заявки в ЕГАИС передаются в течение 3 дней
Экономика и бизнес / 13:17 5 сентября 2016
Новые Правила противопожарного режима 2021 года
В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.
Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.
В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.
Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.
Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.
Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.
- Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
- об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
- о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
- хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
- размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
- проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.
Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.
Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.
Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.
Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы будем обсуждать Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое вступает в действие с 01.03.2022г. и действует до 01.03.2027г. Указанный срок определен для данного документа в основном потому, что требования, которые предъявляет настоящий документ относятся к объектам, введенным в эксплуатацию, или проектная документация которых была отправлена в экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Анализ изменений в Правилах противопожарного режима с 2021 года
-
Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675
«О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674
«О Калашникове А.П.»
-
Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп
«О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»
Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.
Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.
Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.
С 2021 ГОДА МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:
- сертификация;
- декларирование.
Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.
В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.
Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.
Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.
До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.
В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.
Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.
2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.
Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:
- торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
- для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
- необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
- запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
- необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
- согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.
Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.
В пояснительной записке к предоставленному документу упоминаются все важнейшие факторы для пересмотра текста действующего федерального закона. Это необходимость внедрения риск-ориентированного подхода, осуществление программы «регуляторной гильотины» и вступление в действие техрегламента 043/2017. Кроме исключения требований закона № 123-ФЗ, которые стали дублирующими по отношению к положениям технического регламента ЕАЭС, в проект документа содержатся следующие предложения:
- расширение понятийного аппарата, который применяется для организации работ в области пожарной безопасности и осуществления контроля за качеством продуктов, используемых в рамках этой работы. В список новых понятий, содержащихся в проекте, входят такие как«безопасная зона», «противопожарный разрыв», «пожарный отсек» и другие;
- введение четких критериев, при выполнении которых пожарная безопасность конкретного объекта расценивается как обеспеченная на достаточном уровне. Эти критерии приведены в обновленной редакции статьи 6 123-ФЗ;
- описание регламента выполнения оценки пожарного риска, который описывается в той же статье 6;
- уточнение свойств, обусловливающих пожарную опасность разных типов горючих материалов, включая строительные, кожевенные и текстильные. Они приводятся в новой редакции статьи 13;
- введение обновленной классификации материалов по разным критериям, включая скорость распространения пламени, дымообразущую способность и т.д. Эти классификации также указаны в статье 13;
- объемное описание новых требований к организации эвакуационных путей, приведенное в статье 89;
- описание областей использования разных типов облицовочных и отделочных материалов для конкретных категорий помещений, приведенные в приложениях к федеральному закону № 123-ФЗ;
- дополнительные нововведения.
10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
НОВЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРАВИЛА С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479. Этот документ утвердил Правила противопожарного режима (далее – ППР), которыми установлены новые требования к обучению по пожарной безопасности.
Основными видами обучения по пожарной безопасности теперь являются противопожарные инструктажи и программы дополнительного профессионального образования – профпереподготовки и повышения квалификации в объеме пожарно-технического минимума.
Учтите! ППР вступил в силу с 1 января 2021 года, но штрафовать за неправильно проведенный ПТМ будут с 1 сентября 2021 года.
Произошло это потому, что действующие на сегодняшний день нормы пожарной безопасности от 12 декабря 2007 года N 645 были включены в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяют положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467, и срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне — до 1 сентября 2021 года. До этой даты учебные центры должны были разработать программы ПТМ, организовать работу полигонов.
МЧС разработан проект приказа «Об утверждении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, мерам пожарной безопасности». В пояснительной записке к нему указано, что новый документ будет введен взамен действующего Приказа МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Скачать проект приказа можно по ссылке
Кроме того разработаны проект приказа «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности типовые программы». Документ содержит пять основных программ обучения пожарной безопасности, четыре из которых относятся к программам повышения квалификации, а еще одна к профессиональной переподготовки. Ниже в статье приведен их перечень.
Ранее, до вступления в силу новых ППР, обучение по программе ПТМ можно было организовать в учебном центре и внутри своей организации. Теперь внутри своей организации обучение по программе ПТМ обычным работодателям проводить будет нельзя. Для этого необходимо получать лицензию на образовательную деятельность. Если такой лицензии нет, всех работников, подлежащих обучению по ПТМ нужно направить в учебные центры.
Таким образом, если обучение по программе ПТМ проводится в виде повышения квалификации, и является обязательной для всех работодателей, профпереподготовка по пожарной профилактике требуется не для всех.
Решать, кого из работников обучать по программам повышения квалификации, должен сам работодатель. Решение должно быть основано на заключении о категории риска, к которой отнесена организация.
Если организация не относится к высокой степени риска по пожарной безопасности, не проводит взрыво- пожароопасные работы, создавать штатное или нештатное подразделение по пожарной безопасности не требуется. Раз в штате не будет должностей специалистов по пожарной безопасности и руководителей служб, то и отвечать требованиям профстандарта от 28 октября 2014 года № 814н не требуется. В остальных случаях профпереподготовка будет обязательной.
В таблице приведены все мероприятия по обучению пожарной безопасности. Обратите особое внимание на новые виды, которые необходимо учесть в работе:
- Вводный инструктаж (с практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты)
- Дополнительное профессиональное образование в виде повышения квалификации по программе пожарно-технического минимума (первичное и периодическое)
- Тренировка по отработке действий в случае пожара для работников и посетителей
- Профпереподготовка по пожарной профилактике.
Наименование обучения | Взрыво- и пожароопасные производства | Предприятия, не являющиеся взрыво- и пожароопасными производствами |
---|---|---|
Вводный инструктаж (с практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты) | При приеме на работу | При приеме на работу |
Первичный инструктаж непосредственно на рабочем месте |
Перед допуском к самостоятельной работе | Перед допуском к самостоятельной работе |
Повторный инструктаж | 1 раз в 6 месяцев | 1 раз в год |
Внеплановый инструктаж | При изменении технологического процесса, сырья, при вводе новых объектов, при изменении в НПА | При изменении технологического процесса, сырья, при вводе новых объектов, при изменении в НПА |
Целевой инструктаж | — Перед выполнением работ, связанных с повышенной пожарной опасностью; — Перед ликвидацией последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и катастроф; — При проведении работ по наряду-допуску, при проведении массовых мероприятий. |
При проведении работ по наряду-допуску, при проведении массовых мероприятий. |
Дополнительное профессиональное образование в виде повышения квалификации по программе пожарно-технического минимума (первичное и периодическое) | 1 раз в год в УЦ | 1 раз в 3 года в УЦ |
Внеочередное обучение по программе пожарно-технического минимума | При изменении технологического процесса, сырья, при вводе новых объектов, при изменении в НПА | При изменении технологического процесса, сырья, при вводе новых объектов, при изменении в НПА |
Тренировка по отработке действий в случае пожара для работников и посетителей | Не реже 1 раза в 6 месяцев | Не реже 1 раза в 6 месяцев |
Профпереподготовка по пожарной профилактике | При вступлении в должность, подразумевающую профессиональные квалификационные требования. Периодичность – бессрочно. |
При вступлении в должность, подразумевающую профессиональные квалификационные требования. Периодичность – бессрочно. |
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
Новые требования противопожарной безопасности (2021)
- расширены требования к правообладателям земельных участков в части соблюдения норм и правил противопожарной безопасности, запрета организации свалок отходов.
- регламентирует запрет на использование открытого огня на балконах и лоджиях жилых помещений и номеров гостиниц; запрещается бесконтрольное использование источников открытого огня в зданиях, где проживают люди(п.85).
- прописано требование по обеспечению устройств молниезащитой (п.125),
- расширен объем требований, предъявляемых к нормам ППБ на электростанциях (п.158 л, м), в кабельных сооружениях (п.159 и, к), к маслоприемным устройствам под трансформаторами (п.161).
- изменились нормы допустимых расстояний от теплонагревательных элементов до подстилки и горючих предметов при устройстве и эксплуатации электрических брудеров(п.170) и между проводами, идущими к электробрудерам и ультрафиолетовым установкам и конструкциями из горючих материалов (п.171).
Согласно п. 174 приняты дополнительные требования для скотных дворов в части порядка вывода животных на случай пожара, оборудования помещений, соблюдения в них порядка хранения предметов и фуража.
- вернулось требование отдельно хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в шкафах, изготовленных из негорючих материалов (п. 289);
- увеличено допустимое расстояние между штабелями при хранении горючих материалов на открытой площадке до 8 метров (п.294).
- четко прописана норма обеспечения средствами пожаротушения рабочего места, на котором производятся огневых работ (п.354);
- добавилось требование по проведению наблюдения за местом производства работ в течение не менее 4 часов после их завершения (п.363).
В Правилах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме», приложение №4 закрепляло типовую форму наряда—допуска на проведение огневых работ.
В новых Правилах типовая форма наряда не предусмотрена. В наряде нужно указывать сведения в соответствии с требованиями п.372.
16
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
Председатель Правительства Российской Федераций |
М. Мишустин |
Наиболее актуальные изменения для руководителей организаций:
- отменена необходимость разработки отдельной инструкции для каждого пожароопасного производственного и складского помещения категории А, Б и В1. Однако, специфику таких помещений учитывать необходимо;
- назначение ответственного за пожарную безопасность отныне является не обязанностью, а правом руководителя объекта;
- цокольные и подвальные помещения запрещается использовать для организации детских центров, развивающих, спортивных или досуговых. Исключение делается только в тех случаях, если это отдельно предусмотрено проектной документацией;
- в тренировочных мероприятиях по эвакуации необходимо задействовать помимо персонала также посетителей;
- руководитель обязан обеспечить категорирование зон по взрывопожарной и пожарной опасности складов и производственных помещений и вывеску соответствующих табличек;
- глухие решетки на окнах подвалов, являющихся аварийными выходами, размещать запрещено;
- двери чердаков и подвалов теперь нужно держать закрытыми с размещением информации о месте хранения ключей.
Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу
В ППР внесены также следующие поправки:
- с 2021 года следует проводить эксплуатационные испытания не только пожарных лестниц, но и наружных открытых эвакуационных лестниц;
- в новых ППР упоминаются устройства «антипаника» (впервые в РФ). Вводится требование об обеспечении их исправности (при наличии);
- введены специальные требования для рекламных конструкций;
- средства индивидуальной защиты органов дыхания обязательны для всех работников массовых объектов, дежурных в медицинских организациях;
- вводятся дополнительные требования к огнетушителям и их размещению, также установлено, что они должны быть безопасными для людей и имущества;
- установлены требования к владельцам земельных участков и зданий по обеспечению доступа пожарных на объекты и в помещения (запрещается посадка больших деревьев, загромождение проходов и т.д.).
В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.
Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.
Справка
Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.
Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.
Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.
Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.
Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.
Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).
Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.
Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.
Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.
➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.
➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.
Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.
В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.
➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.
Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году
Проверки бывают разных видов, Михаил Шучев подробно рассказал, как подготовиться к каждому из них и как общаться с инспекторами.
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, в рамках ежегодного плана. И не раньше, чем через три года после ввода объекта в эксплуатацию.
Внеплановые проверки могут быть контрольными, для проверки устранения нарушений по ранее выданному предписанию, по заявлению третьих лиц, при установлении в регионе особого противопожарного режима, при смене класса ФПО объекта защиты или по поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.
Больше подробностей – в видеозаписи онлайн-семинара.
Реформы касаются профилактики и всех сфер противодействия возникновения огня. Свод правил противопожарного режима № 1479 01.01.2021 г. относится к основным документам, которые регламентируют деятельность субъектов, спецслужб, органов власти, учреждений. Новые утверждения Постановления Правительства РФ направлены на то, чтобы снизить возможную опасность на массовых мероприятиях, а также, чтобы на вверенном объекте упростить ведение документооборота.
В новых правилах противопожарного режима в РФ в обязанности руководящего звена уже не входит назначение ответственных граждан за ПБ. Работодатель обязан распределить на категории все хранилища и склады, обозначая их табличками. После того как были утверждены новые правила противопожарного режима, дежурный персонал предприятий должен быть оснащен аппаратами индивидуальной защиты и СИЗ. Также в новой редакции закона отсутствует понятие о программе ПТМ, его заменили на программу доп. профобразования.
Сравнение правил ППР в Постановлении Правительства РФ 2021 года включает направления:
- внесение новых параграфов;
- ведение документации, журналов, подготовка курса обучения;
- проведение работ с огнем;
- использование построек для проведения концертов, спортивных мероприятий;
- обеспечение материалами для тушения пожара, тех. обеспечение.
Согласно постановлению № 1479 о противопожарном режиме, было утверждено, что открытый огонь можно:
- разжигать только в специальных местах;
- находиться в 50 м от постройки, 30 м – от лиственных деревьев, 100 м – от хвойных деревьев;
- яма должна быть 1 м в диаметре или в виде площадки с металлическим мангалом из негорючего металла;
- местность вокруг костра должна быть расчищена от сухой травы и древесины в радиусе 10 м;
- бак для сжигания материала должен закрываться сверху металлическим листом.
Согласно новым требованиям правил противопожарного режима, от начала горения костра до его затухания необходим надзор за нераспространением огня за пределы зоны из расчета два субъекта на каждый очаг возгорания.
- Профессиональная переподготовка специалистов по противопожарной профилактике (256 часов)
- Программа обучения лиц пожарно-техническому минимуму (ПТМ) — курс 28 часов
- Пожарно-технический минимум для рабочих организаций осуществляющих пожароопасные работы — курс обучения 16 часов
- Обучение пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания (16 часов)
- Пожарно-технический минимум для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) курс 16 часов