Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об обращении с отходами РБ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 07.04.2020 N 117-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
Абзац третий — Исключен. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;
Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Абзац пятый. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
Абзац 7 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)
установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения, а также определение правил инвентаризации объектов размещения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;
определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
Абзац 18. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)
установление перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
установление нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее также — норматив утилизации); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
определение состава официальной статистической и иной документированной информации, форм, сроков и порядка ее предоставления для включения в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
Закон РБ Об обращении с отходами
1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их утилизации осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует о том, что с 1 марта 2022 года в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 N 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее — ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее — федеральный оператор).
В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее — ФГУП «ФЭО»).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона N 89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.
Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее — Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:
а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами — в части информации, предусмотренной подпунктами «а»-«г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д»-«м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.
Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.
Согласно пункту 6 статьи 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.
В целях недопущения нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами Федеральная служба по надзору в сфере природопользования просит учесть данную информацию при организации соответствующей деятельности с отходами I и II классов опасности Информация о подключении к ФГИС ОПВК, в том числе в части регистрации в личном кабинете, его изучении и тестировании, а также направлении соответствующих предложений и замечаний по его работе размещена на официальном сайте ФГУП «ФЭО» в сети «Интернет».
С 1 марта 2022 г. станет обязательной федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности.
В целях информационного обеспечения создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). Поставщиками информации являются:
а) предприниматели и юрлица, в деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности.
Информация для включения в систему представляется в виде электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.
Информация об обращении с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года
Статья 36. Контроль и государственный санитарный надзор в области обращения с отходами
1. Контроль в области обращения с отходами осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
2. Государственный санитарный надзор в области обращения с отходами осуществляют органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, определенные Советом Министров Республики Беларусь.
3. Контроль и государственный санитарный надзор в области обращения с отходами осуществляются в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности и иными актами законодательства.
Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
Согласно новой редакции Закона № 271-З у ИП и микроорганизации больше нет обязанности назначать лиц, ответственных за обращение с отходами, разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также нормативы образования отходов. Указанным субъектам не требуется вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.
Данные обязанности были исключены для ИП и микроорганизаций еще Декретом № 7, однако в силу различного толкования его положений контролирующие органы в некоторых случаях требовали представления полного пакета документов. Теперь прежние обязанности исключены и на уровне закона.
Установлены требования по временному хранению отходов производства в случае отсутствия инструкции по обращению с отходами производства. Такое хранение санкционировано в пределах земельных участков, капстроений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных ИП и микроорганизациям либо принадлежащих им по праву. При этом отходы должны вывозиться не реже одного раза в квартал, а допустимое количество их накопления не устанавливается.
Отчуждение всех видов отходов другому субъекту хозяйствования разрешено только для их последующей подготовки, захоронения, обезвреживания или использования. Ранее такое требование распространялось на опасные отходы. При этом неопасные отходы продолжали передаваться от одного предприятия к другому для их хранения и накопления. Теперь такая возможность исключена, что должно простимулировать компании к использованию, обезвреживанию и захоронению отходов, а не их хранению.
Виды отходов закреплены в общегосударственном классификаторе ОКРБ 021-2019, утв. постановлением Минприроды от 09.09.2019 № 3-Т.
Договоры на передачу или отчуждение опасных отходов должны соответствовать новым требованиям, которые определены постановлением Совмина от 28.11.2019 № 818 (далее – постановление № 818). Так, в договоре на передачу опасных отходов необходимо будет указать адрес их временного хранения, а в договоре на отчуждение – сведения о месте подготовки, захоронения, обезвреживания или использования, а также адрес временного хранения, если оно предусмотрено.
Постановление № 818 исключило необходимость регистрации сделок, при которых отходы отчуждаются субъекту хозяйствования, эксплуатирующему включенный в реестр объект по использованию такого вида отходов.
Отменено требование оформлять сопроводительный паспорт при перевозке отходов производства на хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование за пределы Республики Беларусь. Норма исключена ввиду нецелесообразности, поскольку при такой перевозке составляются специальные документы в соответствии с международными требованиями, где указывается, что грузом выступают отходы.
Также без сопроводительного паспорта может осуществляться перевозка отходов производства при наличии товарно-транспортной накладной, кроме перевозки в соответствии с международными договорами. Этот случай только сейчас предусмотрели в Законе № 271-З, хотя с 2018 г. он уже применяется на практике на основании постановления Минприроды от 09.12.2008 № 112.
Согласно измененному Закону № 271-З только два действия с отходами будут рассматриваться как их обезвреживание. Это уничтожение отходов, в т.ч. сжигание, не связанное с их использованием, а также уменьшение или ликвидация опасных свойств отходов.
Ранее обезвреживание включало и такой результат, как уменьшение объема отходов. Таким образом субъекту хозяйствования, который своими действиями только уменьшает объем отходов, не понадобится лицензия Минприроды на обезвреживание отходов.
Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ
Требования, которые ранее касались только территорий населенных пунктов, теперь распространены на потребительские кооперативы и садоводческие товарищества. Нововведение инициировано контролирующими органами, которые все чаще выявляют несанкционированное размещение отходов на территории потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, в расположенных рядом лесах и на дорогах.
Технические требования к обращению с коммунальными отходами будут установлены соответствующим ТКП (техническим кодексом установившейся практики), утверждаемым Минжилкомхозом совместно с Минприроды.
Постановление № 818 расширило перечень случаев, когда не требуются разрешения на хранение и захоронение отходов производства. В такой перечень включены случаи захоронения отходов производства, образующихся при уничтожении товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, а также имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства. Также в отдельных случаях можно не получать разрешение на захоронение отходов после уничтожения орудий и продукции рыболовства.
Скорректированы правила аннулирования разрешений. Такое решение будет приниматься при ликвидации юрлица, прекращении деятельности ИП, нарушении условий, содержащихся в разрешении, или требований законодательства об обращении с отходами. Также разрешение будет аннулироваться при поступлении письменного заявления об этом или выдаче нового разрешения.
Кроме того, если организация в течение 60 дней после госрегистрации реорганизации в форме слияния, выделения, разделения, преобразования не обратится за выдачей нового разрешения, старое будет аннулировано.
Оригинал аннулированного разрешения должен быть сдан в выдавший его орган в течение 15 дней со дня получения уведомления об аннулировании.
Отметим, что ранее решение об аннулировании разрешения принималось только в двух случаях. Кроме того, его действие могло быть приостановлено или прекращено.
Разрешения, выданные до 09.12.2019, будут действительны до истечения срока их действия.
Госпрограммы в области обращения с отходами будут утверждаться не Президентом, а Совмином. Кроме того, вместо утверждения территориальных программ местные исполнительные и распорядительные органы будут разрабатывать региональные комплексы мероприятий, направленные на реализацию госпрограмм в области обращения с отходами. Утверждаться такие комплексы мероприятий будут местными Советами депутатов.
Номер документа: | 271-З |
Дата принятия: | 20/07/2007 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 02/02/2008 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Закон «Об отходах производства и потребления»
9 декабря 2019 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “Об обращении с отходами”»[1] (далее — Закон № 186-З), которым были внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон об отходах).
В целях реализации норм Закона № 186-З постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т был утвержден и введен в действие с 9 декабря 2019 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»[2] (далее — ОКРБ 021-2019).
Соответственно, утратило силу Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 «Об утверждении классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь»[3].
Чтобы привести постановления Совета Министров Республики Беларусь, регулирующие вопросы обращения с отходами, в соответствие с Законом об отходах (в редакции Закона № 186-З), а также обеспечить согласованность норм законодательства об обращении с отходами с ОКРБ 021-2019, было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами», которое также вступило в силу 9 декабря 2019 г.
Согласно Постановлению № 818 утратило силу в том числе постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами», которым были утверждены следующие документы:
- Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства;
- Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия;
- Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов;
- Положение о порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
- Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства.
Взамен Постановлением № 818 были утверждены новые положения:
- Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами;
- Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства;
- Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства;
- Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
- Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства.
Назначать ответственных лиц за обращение с отходами не обязаны индивидуальные предприниматели и Микроорганизации (Статья 17 Закона РБ «Об обращении с отходами)
Назначаем ответственных за:
— обращение с отходами;
— учет, сбор, хранение и транспортировку ртуть содержащих отходов (при их наличии);
— учет отходов в местах их образования (по форме ПОД-9), общий учет отходов (по форме ПОД-10);
— сбор, хранение и учет отработанных батарей (при их наличии)1
-
Инструкция по обращению с отходами производства
В начале статьи Вы заметили, что в обязанностях юридических лиц (кроме микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих обращение с отходами есть пункт ― разрабатывать инструкцию по обращению с отходами. Это первое и обязательное условие для организации (Исключение — когда согласно договора аренды Арендодатель разрабатывает инструкцию по обращению с отходами )
Для согласования Инструкции по обращению с отходами необходимо4:
— заявление (просим Вас согласовать инструкцию…) на имя Председателя комитета или Начальника инспекции;
— Инструкция по обращению с отходами, разработанная согласно Постановлению Минприроды № 45 от 22.10.2010 г.
Инструкция согласовывается по месту осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами — офис, склад, производство в Минске — подаем в Минский городской комитет природных ресурсов, в Минском районе — в Минскую инспекцию.
Замечу, что если у организации несколько адресов по одному городу либо району — инструкция делается одна на город либо район и согласовывается в городской (районной) инспекции. Если у Организации адреса в разных районах области — инструкция делается также одна, но согласовывается она в Областном комитете, в котором находятся адреса Организации.
Выдача разрешений производится территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов (далее – органы выдачи разрешений), в том числе:
— Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г.Минске;
— областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях:
если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1 – 2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 тонн в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 тонн в год;
хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области;
— районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах выше.
Для получения разрешения на хранение и захоронения отходов необходимо5:
— заявление (просим Вас выдать разрешение…) на имя Председателя комитета или Начальника инспекции;
— Заявление на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам6;
— акт инвентаризации отходов производства;
— расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства;
— копия инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя);
— копия платежного поручения об уплате госпошлины за получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
Нормативы образования отходов не обязаны утверждать индивидуальные предприниматели и Микроорганизации (Статья 17 Закона РБ «Об обращении с отходами)
Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.
Согласно изменениям в Законе РБ «Об обращении с отходами» от 16.03.2013 г. Нормативы образования отходов производства согласовывать не требуется.
Нормативы утверждаются производителями отходов производства.
Инструкция согласовывается как приложение к инструкции по обращению с отходами производства. Отдельно её согласовывать не требуется!
-
Инструкция об организации производственных наблюдений в области охраны окружающей среды10
Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды (далее ― производственные наблюдения) включает в себя контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, а также контроль за обращением с отходами.
Проведение производственных наблюдений является требованием экологической безопасности, несоблюдение которого влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Инструкцию согласовывать не нужно. Она утверждается приказом руководителя Организации.
ИП Амельченя Евгений Иванович
222519, г. Борисов, ул. Днепровская, 6-52
Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр
Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь
УНП: 191274971
Регистрационный орган: Борисовский райисполком
Дата регистрации компании: 07.09.2012
Местонахождение книги замечаний и предложений: 222519, г. Борисов, ул. Днепровская, 6-52
Режим работы:
День | Время работы |
---|---|
Понедельник | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Вторник | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Среда | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Четверг | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Пятница | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Суббота | 09:00 — 18:00 |
Воскресенье | 09:00 — 18:00 |
Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:
- Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
- Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос
Подробнее о сервисе
Исходя из пункта 4 статьи 14.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» можно сделать вывод что сбор отходов 1 и 2 классов опасности возможен операторами по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности. При этом у оператора должен быть договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Статья 5. Осуществление государственного регулирования и управления в области обращения с отходами
Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с отходами), местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.
Статья 6. Компетенция Президента Республики Беларусь в области обращения с отходами
Президент Республики Беларусь в области обращения с отходами:
определяет единую государственную политику;
определяет условия и порядок предоставления государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, в том числе путем установления льгот, иных мер экономического стимулирования;
утверждает государственные программы;
устанавливает требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, а также перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 7. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами
1. Совет Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами:
1.1. проводит единую государственную политику;
1.2. устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь порядок расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза отходов в Республику Беларусь или их перемещения транзитом через территорию Республики Беларусь, а также порядок внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата;
1.3. исключен;
1.4. исключен;
1.5. устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь порядок и условия выдачи разрешений на ввоз и (или) вывоз отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера;
1.6. исключен;
1.7. утверждает перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, и устанавливает порядок регистрации таких сделок;
1.8. утверждает положение о государственной некоммерческой специально уполномоченной организации — операторе в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами;
1.9. осуществляет международное сотрудничество.
2. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законами.
Статья 8. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области обращения с отходами
Статья 15. Классификация отходов
1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от:
1.1. происхождения — на отходы производства и отходы потребления;
1.2. агрегатного состояния — на твердые отходы и жидкие отходы;
1.3. степени опасности — на опасные отходы и неопасные отходы;
1.4. возможности их использования — на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.
2. Опасные отходы классифицируются по классам опасности:
2.1. первый класс опасности — чрезвычайно опасные;
2.2. второй класс опасности — высокоопасные;
2.3. третий класс опасности — умеренно опасные;
2.4. четвертый класс опасности — малоопасные.
3. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Статья 16. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
2. Степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Если производитель отходов производства не обеспечил установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, то их установление обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
3. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
4. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, патогенность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность, способность при обезвреживании образовывать стойкие органические загрязнители) и иных опасных свойств отходов.
5. Определение опасных свойств отходов производится на основании договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими необходимые средства измерений и состоящими на учете в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в установленном им порядке.
Определение опасных свойств отходов производится с выполнением требований, установленных законодательством об обеспечении единства измерений.
По результатам определения опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов.
Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов.
6. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов.
Статья 17. Обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
1.1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
1.2. назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
1.3. разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
1.4. обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
1.5. обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
1.6. вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;
1.7. представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
1.8. предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
1.9. разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
1.10. осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
1.11. выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
2. Физические лица, осуществляющие обращение с отходами и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и разделение их по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия.
3. Производители отходов производства обязаны:
3.1. обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;
3.2. обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
4. Собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
5. Юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны:
5.1. создавать условия производителям отходов потребления для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами;
5.2. обеспечивать удаление отходов потребления или заключать договоры на оказание услуг по удалению отходов потребления с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги.
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, обязаны:
6.1. осуществлять учет отходов, поступающих на хранение, захоронение и обезвреживание;
6.2. осуществлять хранение, захоронение и обезвреживание отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов;
6.3. содержать в технически исправном состоянии оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения;
6.4. проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.
Статья 36. Контроль и государственный надзор в области обращения с отходами
1. Контроль в области обращения с отходами является частью контроля в области охраны окружающей среды и включает в себя контроль за соблюдением требований законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов.
2. Контроль в области обращения с отходами осуществляют:
2.1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы;
2.2. исключен;
2.3. иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной в соответствии с законодательством.
3. Государственный санитарный надзор в области обращения с отходами осуществляют санитарно-эпидемиологические органы и учреждения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
4. Государственный надзор за обращением со взрывоопасными и пожароопасными отходами осуществляют Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и его территориальные органы при выполнении функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности.
Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
Статья 39. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений
Признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1993 года «Об отходах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 3, ст. 22);
Закон Республики Беларусь от 26 октября 2000 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об отходах производства и потребления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 106, 2/218);
статью 14 Закона Республики Беларусь от 24 июля 2002 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 87, 2/883);
статью 8 Закона Республики Беларусь от 18 ноября 2004 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 189, 2/1087);
Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 25 ноября 1993 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об отходах производства и потребления» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 3, ст. 23).
Статья 40. Переходные положения
1. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
2. Разрешения на размещение отходов производства и разрешения на трансграничное перемещение отходов, выданные до вступления в силу настоящего Закона, действуют до истечения срока, установленного в них.
Статья 41. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом и принятие иных мер, необходимых для реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:
принять необходимые меры по приведению актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить разработку и утверждение в установленном порядке государственной программы по строительству на действующих объектах захоронения коммунальных отходов сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, на период до 2015 года;
обеспечить разработку и утверждение технических кодексов установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов, а также технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к подготовке вторичного сырья для использования;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 41, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Порядок учета в области обращения с отходами
1. Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
2. Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу, со сбросами вредных веществ в составе сточных вод в водные объекты, с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
3. Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I-IV категории (далее — объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
4. Учету в области обращения с отходами подлежат:
все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;
все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
5. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;
расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
6. Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
7. При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
Кроме того, закон расширил требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). А также ввел понятие Государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов. В ней должна содержаться информация:
- об источниках образования ТКО;
- о местах накопления ТКО, в том числе об осуществлении раздельного накопления ТКО;
- об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО;
- о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территориях субъектов РФ;
- по схеме потоков ТКО;
- о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО;
- о тарифах в сфере обращения с ТКО;
- по нормативам накопления ТКО;
- об измерениях количества ТКО;
- данные других измерительных (контрольных) систем.
Помимо этого, введено понятие Федеральной схемы обращения с отходами 1 и 2 классов опасности. Схема утверждается Правительством РФ и Государственной информационной системой учета и контроля за обращением с отходами 1 и 2 классов опасности.
Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами 1 и 2 классов опасности содержатся в Постановлении Правительства РФ от 10.10.2019 N 1305.
Учет и контроль за обращением с отходами 1 и 2 классов опасности проводится на основании Постановления N 1346.
Включает в себя сведения:
- о видах отходов 1 и 2 классов опасности, об источниках образования и о нормативах образования таких отходов и лимитах на их размещение;
- о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов 1 и 2 классов опасности;
- об операторах по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности;
- о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах 1 и 2 классов опасности;
- схему потоков отходов 1 и 2 классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения;
- данные о целевых показателях по обезвреживанию и размещению отходов 1 и 2 классов опасности;
- баланс количественных характеристик образования отходов 1 и 2 классов опасности с мощностями по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению;
- данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов 1 и 2 классов опасности;
- данные об оценке потребностей в финансировании планируемых строительства, реконструкции, выведения из эксплуатации, включая рекультивацию территорий, объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов 1 и 2 классов опасности.
Хозяйствующие субъекты, у которых образуются такие отходы, могут осуществлять обращение с отходами производства 1 и 2 класса самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов 1 и 2 классов опасности. Согласно закону N 225-ФЗ.
Если таких объектов нет, то необходимо отходы передать по договору федеральному оператору. Формы типовых договоров утверждаются Правительством Российской Федерации, при этом отказаться от заключения таких договоров нельзя. Типовые договоры утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 N 1363.
Все услуги оказываются по тарифам, устанавливаемым Правительством РФ. При этом федеральный оператор может:
- передать отходы операторам по обращению с отходами 1-2 класса опасности;
- передавать полномочия по сбору таких отходов операторам;
- принимать от региональных операторов ТКО отходы 1-2 класса, которые входили в состав ТКО.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2018, N 31, ст. 4861) и в соответствии с подпунктом 5.2.61 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:
1. Утвердить Порядок учета в области обращения с отходами.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр
А.А. КОЗЛОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 08.12.2020 г. N 1028
1. Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
2. Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу, со сбросами вредных веществ в составе сточных вод в водные объекты, с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
3. Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I — IV категории (далее — объекты HBOC), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
4. Учету в области обращения с отходами подлежат:
все виды отходов I — V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;
все виды отходов I — V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
5. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;
расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
6. Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
7. При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России .
Подпункт 5.2.58 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586).
Класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО). Для отходов, не включенных в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности с применением критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» .
В новой редакции Закона даны уточнения к определениям следующих терминов:
- «обезвреживание отходов»: уточнено, какие действия с отходами относятся к обезвреживанию отходов;
- «объекты обезвреживания отходов», «объекты по использования отходов»: согласно новой редакции к таким объектам могут относится как и сооружения (их комплекс), так установки или оборудование, предназначенные для обезвреживания или использования отходов соответственно.
В ст. 25 Закона были внесены изменения, касающиеся временного хранения и вывоза отходов. В случае отсутствия у микроорганизации или ИП инструкции по обращению с отходами, должны соблюдаться следующие требования:
- периодичность вывоза отходов устанавливается в заключенных договорах на оказание услуг по вывозу (приему) отходов;
- при отсутствии таких договоров отходы вывозятся минимум 1 раз в квартал;
- временное хранение отходов осуществляется на территории, занимаемой микроорганизацией или ИП. Причем допустимое количество накопления отходов не устанавливается.
В виду грядущих изменений можно предположить, что будут дорабатываться и другие нормативные правовые акты в области обращения с отходами. О таких изменениях будет рассказано в следующих статьях.
Получить консультацию на тему изменений в порядке обращения с отходами можно по телефону +37529 107 33 11 или оставив заявку.
Больше полезной информации:
- обязанности по обращению с отходами;
- пример заполнения книги учета отходов по форме ПОД-9.
- Инструкция по обращению с отходами производства для микроорганизаций и ИП
- Производитель и собственник отходов: в чем разница
- Когда не требуется разрешение для захоронения отходов производства
- Что нужно контролировать при наличии разрешения на хранение и захоронение отходов производства
- Как заполнять сопроводительный паспорт перевозки отходов производства
- Регистрация сделок об отчуждении опасных отходов
- Как получить разрешение на захоронение отходов производства
- Когда нужно вносить изменения в инструкцию по обращению с отходами производства
- Составление государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» за 2019
- Изменения в законодательстве об обращении с отходами в декабре 2019
Инструкция по обращению с отходами производства
Инвентаризация отходов производства
Экологический паспорт предприятия
Инструкция по производственным экологическим наблюдениям
Экологическое сопровождение
Номер документа: | 271-З |
Дата принятия: | 20/07/2007 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 02/02/2008 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Текущая редакция принята: 10/05/2019 документом Закон Республики Беларусь Об изменении Закона Республики Беларусь Об обращении с отходами № 186-З от 10/05/2019
Вступила в силу с: 09/12/2019
Редакция от 13/07/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной статистики № 397-З от 13/07/2016
Вступила в силу с: 17/08/2016
Редакция от 15/07/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь Об обращении с отходами № 288-З от 15/07/2015
Вступила в силу с: 23/10/2015
Редакция от 04/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь № 130-З от 04/01/2014
Вступила в силу с: 24/04/2014
Редакция от 12/12/2012, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных… № 6-З от 12/12/2012
Вступила в силу с: 16/03/2013
Редакция от 07/01/2012, принята документом Закон Республики Беларусь О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения № 340-З от 07/01/2012
Вступила в силу с: 19/07/2012
Редакция от 22/12/2011, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных и налоговых отношений № 328-З от 22/12/2011
Вступила в силу с: 16/01/2012
Редакция от 28/12/2009
Для кого выгоден указ Президента об обращении с отходами товаров и упаковки
Назначаем ответственных за:
— обращение с отходами;
— учет, сбор, хранение и транспортировку ртуть содержащих отходов (при их наличии);
— учет отходов в местах их образования (по форме ПОД-9), общий учет отходов (по форме ПОД-10);
— сбор, хранение и учет отработанных батарей (при их наличии)1
В начале статьи Вы заметили, что в обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами есть пункт ― разрабатывать инструкцию по обращению с отходами. Это первое и обязательное условие для каждой организации (если, конечно, все отходы Вы не передаете в собственность согласно договорных отношениям)
Для согласования Инструкции по обращению с отходами необходимо4:
— заявление (просим Вас согласовать инструкцию…) на имя Председателя комитета или Начальника инспекции;
— Инструкция по обращению с отходами, разработанная согласно Постановлению Минприроды № 45 от 22.10.2010 г.
Инструкция согласовывается по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов.
Выдача разрешений производится территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов (далее – органы выдачи разрешений), в том числе:
— Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
— Областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы первого–второго класса опасности, третьего класса опасности свыше 5 тонн в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 тонн в год;
— Районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в предидущем абзаце.
Для получения разрешения на хранение и захоронения отходов необходимо5:
— заявление (просим Вас выдать разрешение…) на имя Председателя комитета или Начальника инспекции;
— заявки на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам6;
— акт инвентаризации отходов производства;
— расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства;
— копия инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя).
Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.
Согласно изменениям в Законе РБ «Об обращении с отходами» от 16.03.2013 г. Нормативы образования отходов производства согласовывать не требуется.
Нормативы утверждаются производителями отходов производства.
Инструкция согласовывается как приложение к инструкции по обращению с отходами производства. Отдельно её согласовывать не требуется!
Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды (далее ― производственные наблюдения) включает в себя контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, а также контроль за обращением с отходами.
Проведение производственных наблюдений является требованием экологической безопасности, несоблюдение которого влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Инструкцию согласовывать не нужно
ИП Амельченя Евгений Иванович
222924, Минская обл, Стародорожский р-н, д. Языль, ул. Речная, 20
Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр
Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь
УНП: 191274971
Регистрационный орган: Стародорожский райисполком
Дата регистрации компании: 07.09.2012
Режим работы:
День | Время работы |
---|---|
Понедельник | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Вторник | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Среда | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Четверг | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Пятница | 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00) |
Суббота | 09:00 — 18:00 |
Воскресенье | 09:00 — 18:00 |
Комментарий основных положений Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 N 186-З, который внес изменения в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами». Изменения вступают в силу с 9.12.2019 года.
В Беларуси утвержден новый общегосударственный Классификатор отходов (постановление Минприроды от 09.09.2019 N 3-Т, введен в действие с 9.12.2019). Новации касаются юридических лиц всех форм собственности и даже ИП.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О порядке обращения с отходами» от 28 ноября 2019 г. N 818 утверждены:
- Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами;
- Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства;
- Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства;
- Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства и др.
Утверждены новые Рекомендации по порядку, объему, методам и средствам контроля радиоактивных отходов в целях подтверждения их соответствия критериям приемлемости для захоронения.
Руководство содержит рекомендации по определению порядка, объема, методов и средств контроля радиоактивных отходов в целях проверки и подтверждения их соответствия критериям приемлемости для захоронения.
Руководство предназначено для применения, в том числе:
- организациями, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы, подлежащие кондиционированию;
- специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, осуществляющими сбор, сортировку, хранение, переработку или кондиционирование радиоактивных отходов.
Признано не подлежащим применению Постановление Госатомнадзора России от 10.01.2002 N 1.
Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2020 N 58871.
Актуализирован порядок лицензирования Росприроднадзором деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
Предметом регулирования Регламента являются отношения, возникающие между Росприроднадзором и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
Действие Регламента не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными, биологическими и медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой.
Приводятся, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 и 333.18 Налогового кодекса РФ.
Признан утратившим силу Приказ Росприроднадзора от 16 марта 2016 г. N 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
Настоящий Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу Приказа Минприроды России от 1 июля 2016 г. N 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
Предложен порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно проекту, порядок предназначен для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. Действие порядка не будет распространяться на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Проектом предусмотрено, что при обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые: для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании; для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателями или юридическим лицам.
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для обработки, утилизации и/или обезвреживания, планируемые к складированию в местах (площадках) накопления отходов.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов I категории устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Росприроднадзора. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения в установленном порядке.
Лимиты на размещение отходов в недрах для юридических лиц — пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, устанавливаются с учетом срока действия такой лицензии.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на семь лет. Результаты обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение используются для заполнения раздела 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации о воздействии на окружающую среду.
Пересмотр нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанных для объектов II категории, осуществляется каждые семь лет или, в частности, при замене лица, осуществляющего хозяйственную деятельность, изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, изменение технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Внесение изменений в раздел 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объекте II категории, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Проектом предусматривается, что лимиты на размещение отходов, утвержденные в установленном порядке до вступления его в силу, действительны до окончания указанного в них срока (до получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду).
- Как правильно организовать работу с должниками 122
- Как принудительно взыскать дебиторскую задолженность 116
- Основные изменения в Указе № 143 (Комментарий к Указу № 512) 111
Внешнеэкономическая деятельность
Юридическая практика
Договорная деятельность
Взаимодействие с государством
Готовый документ
В 2017 году в закон об отходах были введены переходные положения (№254-ФЗ от 03.07.2016). Их цель — смягчить процесс проведения «мусорной» реформы, обеспечив поэтапное внедрение новых правил обращения с отходами. Главных новшеств 3:
- полностью обновился механизм обращения с ТКО (сбор, хранение, утилизация);
- введены новые требования к территориям захоронения отходов;
- создана система региональных операторов по обращению с ТКО.
Введённые в 2017 году и дополненные в 2018 переходные положения делают исключения из новых правил для городов федерального значения, а также допускают некоторые послабления в рамках исполнения установленных законом требований.