Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о валютных операциях с 1 июля в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Минфин хочет ослабить ограничения для валютных операций на зарубежных счетах
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
- при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
- при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
Предлагаемые Центробанком изменения касаются деятельности юрлиц-резидентов, участвующих в международных выставках и осуществляющих продажу выставочных образцов ювелирных изделий, отмечается в пояснительной записке к проекту указания регулятора. Под новое законодательство подпадут выставки, которые проводятся в странах-участницах Организации экономического сотрудничества (38 государств), а также Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (37 стран).
Проект указания предусматривает, что пороговое значение суммы обязательств по экспортному контракту, при которой требуется его постановка на учет в уполномоченном банке, увеличится с 6 млн до 10 млн рублей. Помимо этого, резиденты могут освободить от обязанности представлять документы, связанные с проведением валютных операций по договорам с нерезидентами, если сумма обязательств в эквиваленте составляет менее 600 тыс. (ранее — 200 тыс. рублей).
С 1 июля – новый порядок наличных валютных операций
Юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»
В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.
В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.
Эти меры включают:
- поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
- освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
- увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
- внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.
Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.
Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.
При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.
Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.
Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.
Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.
- первый сценарий
Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.
- второй сценарий
Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.
Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.
Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.
Компании, отнесенные к низкой степени риска, в принципе не должны заметить на себе никаких изменений от ужесточения «антиотмывочного» законодательства. Напротив, как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, административная нагрузка на такие компании в результате законодательных изменений только снизится.
Так, в отношении нерискованных клиентов банки будут не вправе отказать в осуществлении перевода денежных средств на счет (вклад, депозит), открытый в том же или любом другом банке на территории РФ.
Если компании присвоят высокий уровень риска и ее счета будут «заморожены», то она сможет оспорить соответствующее решение в межведомственной комиссии при ЦБ РФ или в суде, предоставив документы и пояснения, опровергающие законность действия банка. Причем в суд можно будет обратиться только после обращения в межведомственную комиссию Центробанка.
Компания сможет оспорить свой статус высокорискованной и, соответственно, отказ в осуществлении операций по ее счету в течение 6 месяцев после присвоения ей данного статуса (будущая ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
По итогам оспаривания комиссия/суд примут либо решение о снижении уровня рискованности клиента, либо об оставлении данного решения без изменения.
Во втором случае в отношении высокорискованной компании, чьи банковские счета были «заморожены», начнут процедуру принудительного (административного) исключения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. После ликвидации компании все имеющиеся на ее счетах денежные средства (за вычетом тех, что ушли на ликвидацию) вернут собственникам бизнеса (учредителям).
Кстати, в первоначальной версии законопроекта такие средства предлагалось изымать в пользу государства, однако доработанные ко второму чтению поправки предлагают отказаться от такой меры, как от чрезмерно радикальной.
Ожидается, что поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ вступят в законную силу уже с 1 июля 2022 года.
С указанной даты устанавливается совершенно новый порядок регистрации валютных договоров и представления отчетности по их исполнению на специально созданном веб-портале Нацбанка и одновременно частично продолжат действовать привычные нам требования представления документов в обслуживающий банк при совершении отдельных валютных операций. Таким образом, мы будем иметь дело с двумя направлениями валютного контроля: посредством веб-портала Нацбанка и посредством банков (см. схему 1).
Начинать необходимо все-таки с регистрации договора на веб-портале. Для этого нужно определить, подлежит ли ваш договор такой регистрации. Подробно о том, как это правильно сделать, читайте в статье «Регистрация валютного договора с 9 июля 2021 г.: запоминаем новые правила». Если валютный договор подлежит регистрации, это повлечет не только прохождение самой процедуры регистрации, но и дальнейшее представление через веб-портал сведений об исполнении и завершении обязательств по зарегистрированному договору. Этот процесс необходимо контролировать в течение всего периода действия валютного договора. Если же вы определили, что валютный договор не подлежит регистрации, то никаких действий на веб-портале совершать не нужно.
Одновременно исполнение денежных обязательств по нашему валютному договору (не важно, зарегистрированному или не зарегистрированному) контролирует банк, обслуживающий счет, через который проводятся операции по данному договору. В связи с этим при совершении любого зачисления на счет иностранной валюты или платежа (списания валютных средств) необходимо будет представлять определенные документы и сведения в банк.
Далее мы предлагаем алгоритмы действий по каждому из направлений валютного контроля.
Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года
Несмотря на то что банки больше не будут выполнять функции агентов валютного контроля, за ними закреплено некоторое число полномочий при проведении валютных операций (ст. 22 Закона о валютном регулировании в новой редакции), в число которых входит право требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства.
Главой 4 Инструкции № 147 определены информация и документы, которые необходимо представлять в банк, а также случаи и порядок их представления.
В соответствии с предлагаемыми поправками в Налоговый кодекс, российские организации, филиалы и представительства юрлиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных по законодательству других стран, и международные организации, созданные на российской территории, граждане России, а также постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, иностранные граждане и лица без гражданства (кроме тех, кто за пределами РФ проводит более 183 дней в год) должны будут сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, а также представлять отчет об операциях с цифровой валютой и об ее остатках.
Такое декларирование становится обязательным, если за год сумма поступлений (без учета поступлений цифровой валюты, при которых распоряжение на перевод давалось самим лицом, в том числе через третьих лиц) цифровой валюты лицу или ее списаний превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей. Сумма рассчитывается исходя из рыночной цены на дату совершения каждой операции. Порядок определения цены будет устанавливать Федеральная налоговая служба.
До этой суммы предоставление такой информации остается на усмотрение налогоплательщика. Однако, как ранее пояснил Минфин, если владелец информирует как о самом факте обладания валютой, так и операциях с ней, это позволит обеспечить ему судебную защиту.
В случае обязательного декларирования информация должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Физлица могут направлять ее через личный кабинет налогоплательщика, юрлица — в электронной форме.
За непредставление отчета об операциях и остатках цифровой валюты или представление недостоверных сведений предусматривается штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм в рублевом эквиваленте — поступления или списания валюты — информация о которых не была представлена, за нарушение срока представления информации — штраф 50 тыс. рублей.
Если налогоплательщик не включил в налоговую базу прибыль или доходы от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, на него будет налагаться штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой на дату вступления в силу этого закона, должны быть представлены не позднее 30 апреля 2022 года. Обязательное декларирование будет применяться для операций с 2021 года.
УК предлагается дополнить статьей 199.5 «Уклонение от исполнения обязанностей представлять отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты».
Этой статьей систематическое (за два и более отчетных периода) нарушение обязанности представлять в налоговые органы отчет об операциях с цифровой валютой и об ее остатках или включение в отчет заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 100 000 до 300 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода от года до двух лет, либо принудительными работами до двух лет, либо арестом до шести месяцев (с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет).
Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или с использованием заведомо подложного документа, или юрлица, созданного для совершения преступлений, предлагается наказывать штрафом от 500 000 до 2 млн рублей или в размере зарплаты или другого дохода от 18 месяцев до трех лет, либо принудительными работами до пяти лет, либо лишением свободы до трех лет (с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет).
Под крупным размером подразумевается сумма операций по зачислению или списанию цифровой валюты, в пределах 3 лет подряд превышающая эквивалент 15 млн рублей, а особо крупным — 45 млн рублей.
Также поправки в Уголовный кодекс относят совершение преступления с использованием цифровой валюты к отягчающим обстоятельствам.
КоАП предлагается дополнить статьей за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок с ними.
В частности, за организацию информационными системами, не включенными в реестр ЦБ, выпуска цифровых финансовых активов и сделок с ними предлагается предусмотреть штраф для граждан от 50 000 до 500 тыс. рублей; для должностных лиц — от 100 000 до 1 млн рублей или дисквалификацию от 6 месяцев до года; для юрлиц — от 200 000 до 2 млн рублей.
За нарушение правил совершения сделок с цифровыми финансовыми активами при приеме их в качестве оплаты за товары и услуги предлагается установить штраф для граждан от 20 000 до 200 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; для должностных лиц — от 50 000 до 400 000 рублей с конфискацией, для юрлиц — от 100 000 до 1 млн рублей с конфискацией.
Аналогичные штрафы предусмотрены и за прием цифровой валюты в качестве оплаты лицами, не имеющими права осуществлять такой прием.
Помимо этого, в закон о противодействии отмыванию доходов вносятся поправки, обязывающие организаторов выпуска и обращения цифровой валюты, идентифицировать клиентов и их представителей, бенефициарных владельцев, а также уведомлять Росфинмониторинг об их сомнительных операциях.
В частности, закон о валютном регулировании и валютном контроле будет описывать такое понятие, как «сомнительная валютная операция». Признаки таковых будет устанавливать ЦБ в соответствии с полномочиями, оговоренными антиотмывочным законодательством. Банки смогут отказывать в проведении таких операций (в рамках, опять же, антиотмывочного закона) и должны будут сообщать об этом налоговым и таможенным органам, а также в ЦБ.
Органы валютного контроля (то есть – налоговики) получат право:
- обращаться в суд с заявлением о вступлении в рассматриваемое судом дело, если его разрешение предполагает возможность перевода денег нерезидентам
- предъявлять иски о недействительности (ничтожности) сделок, совершенных в целях запрещенных или сомнительных валютных операций.
Агенты валютного контроля (например, банки) смогут запрашивать информацию и документы, связанные с валютными операциями, подтверждающие основания зачисления и источник происхождения средств на счете (вкладе), сведения об IP-адресах, МАС-адресах, номерах SIM-карт, номерах телефонов и (или) иных идентификаторов устройств, с которых происходит передача информации, сведения о держателях электронных подписей, которыми подписываются представляемые в уполномоченные банки документы и информация.
Напомню также отдельно, что в соответствии с п.9 ст.12 ФЗ-173 порядок проведения валютных операций не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков. Т.е. иными словами, валютный резидент вправе открыть счет в филиале российского банка за границей и рассчитываться с использованием такого счета так, как если бы это был российский счет, т.е. без каких-либо ограничений. ВАЖНО: имеются в виду именно филиалы российских банков, а не местные юридические лица с похожими названиями.
По данным из открытых источников по состоянию на 01 января 2020 года российские банки имеют филиалы в следующих странах:
- филиал Сбербанка в Нью-Дели (Индия)
- филиал ВТБ в в Нью-Дели (Индия)
- филиал ВТБ в Шанхае (Китай)
- филиал Промсвязьбанка в Лимасоле (Кипр)
- филиал ФК Открытие в Афинах (Греция)
Как мы видим, все страны, в которых в у российских банков имеются филиалы имеют соглашение об автоматическом обмене с РФ, т.е. на банковские счета в указанных странах возможно зачисление средств от нерезидентов по любым основаниям. Однако, возможно, процедура открытия счета в филиале рос банка проще.
С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2020 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).
Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:
Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:
- Кипр (есть автоматический обмен)
- Мальта (есть автоматический обмен)
- Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
- Монако (есть автоматический обмен)
- Андорра (есть автоматический обмен)
- Болгария (есть автоматический обмен)
- Черногория (НЕТ автоматического обмена)
- Хорватия (есть автоматический обмен)
- Сербия (НЕТ автоматического обмена)
- ОАЭ (есть автоматический обмен)
- Таиланд (НЕТ автоматического обмена)
- Грузия (НЕТ автоматического обмена)
- Армения (входит в ЕАЭС)
- Беларусь (входит в ЕАЭС)
- Украина (НЕТ автоматического обмена)
Таким образом, до 01 января 2020 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.
В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2020 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.
Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.
Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, продолжают считаться незаконными валютными.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются НЕзаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах — продолжают считаться незаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, с зачислением денежных средств от продажи на банковский счет в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за совершение таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.
Новое в валютном регулировании и контроле
Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:
- Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
- Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
- Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
- Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
- Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
- Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.
С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:
- платежных системах;
- страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
- профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
- управляющих по договору доверительного управления активами;
- негосударственных пенсионных фондах;
- акционерных инвестиционных фондах;
- других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.
Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:
- брокерских счетах;
- счетах учета ценных бумаг;
- счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
- правах требований по договорам страхования;
- долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
- счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.
Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.
Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:
- Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
- Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
- После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.
Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:
- счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
- общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.
Нет, если операции по зачислению и списанию средств на счете не превышали указанной суммы. Однако существует высокая вероятность, что налоговая попросить предоставить подтверждающие документы: выписку со счета. Поэтому рекомендуется все же подготовить и подать отчеты, пускай даже обороты позволяют этого не делать.
Списание денег со счета в банке – дата подачи распоряжения на списание; зачисление денег на счет резидента – 15 дней с даты зачисления; расчеты через счет резидента в иностранном банке – 30 рабочих дней после месяца, в котором средства списаны или зачислены на счет; ввоз/вывоз недекларируемых товаров, выполнение работ, оказание услуг – 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлены подтверждающие документы.
Л. И. Ляхов, Минск Как ныне нужно регистрировать валютные договора по недвижимости физлиц, купле-продаже, расчетам, включая арендные платежи за недвижимость? Можно ли отражать в договорах и расписках физлиц сумму в валюте по курсу Нацбанка? Шкуринский Денис
С 9 июля валютные договоры, заключаемые резидентами с нерезидентами и предусматривающие приобретение недвижимости за пределами Беларуси, подлежат регистрации, если сумма денежных обязательств по договору равна или превышает 2000 базовых величин (1 БВ — Br29) — для физлиц. Порядок регистрации определен инструкцией №37.
Поясню также относительно возможности указывать в договорах, заключенных между резидентом и нерезидентом, сумму обязательств в валюте в привязке к курсу белорусского рубля, установленному Нацбанком. Это допустимо при проведении валютных операций, разрешенных между данной категорией субъектов.
Татьяна Николаевна Заблоцкая, Минск Со страховой организацией РБ заключен договор страхования дополнительной пенсии в 2010 году. Взносы оплачиваются в долларах США. Сможет ли страхователь оплачивать страховые взносы в валюте после 9 июля 2021 года в связи с отменой постановления №612? Шкуринский Денис
Да, но до момента, пока срок действия такого договора не будет продлен. С этого момента необходимо будет внести изменения в такой договор, в том числе в части оплаты страховых взносов в белорусских рублях.
Татьяна Николаевна Заблоцкая, Минск На дату заключения валютного договора он соответствовал критериям для регистрации его на портале Национального банка Беларуси. По состоянию на 9 июля сумма договора уменьшена, критерий не соблюден. Подлежит ли такой договор регистрации? Шкуринский Денис
Валютный договор подлежит регистрации на веб-портале, если сумма денежных обязательств на дату его заключения равна либо превышает установленную пороговую величину и по нему проводятся валютные операции, перечисленные в инструкции. Если по такому договору предусмотрено исполнение обязательств после 9 июля, он подлежит регистрации независимо от суммы неисполненных обязательств.
Время от времени население будоражат панические слухи, что рубль ожидает катастрофическое падение. Это напрягает, ведь у многих есть сбережения в рублях, хотя бы небольшие. Так будет ли девальвация рубля в России в 2022 году?
Мнение Центробанка РФ
По оценкам ЦБ РФ, следующие годы будут нелёгкими для большинства населения России. Эксперты банка опубликовали документ «Основные направления денежно-кредитной политики на 2022-2024 годы», в котором описали варианты развития мировой экономики и её влияние на Россию. В этой работе приводятся четыре возможных сценария развития ситуации и их последствия для нашей страны. Эксперты представили для рассмотрения четыре сценария:
основной (базовый);
усугубление пандемии;
мировая (глобальная) инфляция;
мировой финансовый кризис.
Если экономика будет развиваться по базовой схеме, это может способствовать улучшению ситуации в России. Остальные три варианта пугают экономической катастрофой.
Основной (базовый) вариант
Для реализации этого сценария надо, чтобы:
цена на нефть была в районе 65 долл. за баррель;
инфляция перестала лавинообразно расти;
мировая экономика начала активно восстанавливаться после программы всеобщей вакцинации от коронавируса.
По этому сценарию мировой ВВП к концу 2021 года вырастет на 4-4,5%, а к концу 2022 рост будет около 2-3%. К 2023 году ожидается инфляция на уровне 4%.
Но некоторые специалисты считают, что такое оптимистическое развитие событий крайне сомнительно. Существует мнение, что будущее России более печально.
В этом случае ожидается замедление роста экономики, цена на нефть может упасть до 45 долл. В этом случае экономику России ожидает резкий спад. Потребление может снизиться на 2,7% при потерях в валютной выручке около 16%, что вызовет рецессию. К 2023 году нефть начнёт дорожать и ВВП начнёт расти. Инфляция сохранится на уровне 4,2-4,6%.
Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году
В 2014 году, после присоединения Крыма, события на Украине и связанные с этим антироссийские санкции спровоцировали ослабление рубля. Кроме того, в это время резко подешевела нефть – со 107 до 60 долл. за баррель. Даже то, что ЦБ РФ резко поднял ключевую ставку до 17%, эффекта не дало. В это время доллар поднялся на 48% (80 руб.), а евро – на 38% (100 руб.
Последние годы были относительно неплохими для рубля. В 2021 году он начал значительно укрепляться. Но мировая ситуация меняется очень стремительно и дать точный прогноз на будущее очень сложно. Мнения различных экспертов тут абсолютно противоположны
В октябре 2021 года рубль обновил рекорды. Доллар опустился ниже 70 руб., а евро – ниже 81 руб.
После того как Центробанк поднял 22 октября 2021 г. ключевую ставку сразу на 75 пунктов, рубль укреплялся по отношению к доллару, но потом постепенно доллар отыгрывает потерянные позиции. Исчерпал ли рубль свои возможности для роста?
Такое значительное повышении ключевой ставки может повлиять на более сильное укрепление рубля, чем прогнозировали аналитики.
Жители РФ уже подсознательно привыкли к бесконечным экономическим взлетам и падениям. Люди стараются не держать запасы только в рублях, как и в одной финансовой организации. Они просто боятся в единый момент потерять все, хотя большинство вкладчиков имеет хотя бы небольшой, но именно рублевый вклад. Поэтому многих волнует, что будет с рублем в 2022 году, а также стоит ли гражданам России потуже «затянуть пояса» преддверии тяжелых времен.
Ужасный экономический кризис 2008 года лишь начал слегка забываться гражданами, как грянула ситуация с санкциями и различными ограничениями. Введение ответных мер лишило жителей России некоторых продуктов, ввозимых из-за границы, а местные производители резко взвинтили цены на свои товары.
После затяжного карантина в 2021 году и без того нестабильная российская экономика стала крайне неустойчивой. Рост доллара почти до 80 рублей за единицу явно продемонстрировал, что национальная валюта крайне нестабильна. При этом мало кто точно может сказать будет ли обвал рубля в ближайшем будущем.
- появился незаконный оборот валюты, который нелегально находился под опекой полиции
- народ нашел выход в покупке американской валюты в соседнем Уругвае
- границу с Уругваем пришлось полностью закрыть для товаров и граждан
- импорт товаров стал происходить при помощи Интернета, возросла доля сетевой торговли, а прибыли местных производителей упали
- при помощи онлайн-платежей деньги выводились в Уругвай, там обменивались и возвращались на счета граждан уже в долларах
Аргентине к кризисам не привыкать – за 200 лет истории страна пережила уже восемь дефолтов. У нас дефолтов было меньше…
ОСТАЕТСЯ НАДЕЯТСЯ, ЧТО ТАКАЯ УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИ КОТОРОЙ ЗАПРЕТЯТ ВАЛЮТНЫЕ И (ИЛИ) ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ В БЕЛАРУСИ, НЕ НАСТУПИТ…
По метке «ВЭД/ВАЛЮТА» другие статьи по валютному законодательству.
«Антиотмывочная» платформа Центробанка: чего бояться и к чему готовиться бизнесу
- Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
- Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
- Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
- О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
- Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
- Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021
- Внимание: минимальная зарплата с 01.09.2021 проиндексирована с 400 до 417,86 руб. 12.10.2021
- Минский столичный союз предпринимателей по поводу изменений в НК РБ 09.10.2021
- Сроки применения КСА продлены с условием 07.10.2021
- Официальный комментарий о проекте изменений в НК РБ и мнения бизнеса 06.10.2021
В ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) добавлены новые основания зачислений на зарубежные счета иностранных представительств или филиалов организаций-резидентов:
- возврат ранее произведенной оплаты за возвращаемый товар, неоказанную (ненадлежаще оказанную) услугу по сделкам, связанным с деятельностью представительства или филиала, за исключением внешнеторговой деятельности;
- возврат залога по договору аренды помещения (вероятно, в законе имеется в виду обеспечительный платёж);
- получение выручки от продажи имущества, которым наделено представительство или филиал, за исключением выручки от внешнеторговой деятельности;
- страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов.
Во всех случаях, когда в ст. 12 Закона упоминаются отчеты о движении средств по зарубежным счетам, теперь будет говориться об «отчетах о движении денежных средств и иных финансовых активов».
Это означает, что предполагается подача отчетов не только в отношении денежных средств на счетах, но и в отношении, в частности, ценных бумаг. Сейчас в формах отчетов, утверждаемых Правительством РФ, предусматривается указание только денежных средств, поэтому следует ожидать внесения в них изменений.
Обязанности представления резидентами отчетов по счетам (вкладам) в иных, чем банки, организациях финансового рынка применяются с 1 января 2021 г.
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
Далее перечислены изменения для юридических лиц.
- I. Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» № 167-VI ЗРК от 02.07.2018 (далее — Закон). В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 1 Закона резидентами Республики Казахстан в сфере валютного регулирования и валютного контроля признаются филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций, которые являются постоянными учреждениями (ПУ) таких иностранных нефинансовых организаций в РК в соответствии с Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением филиалов (представительств) иностранных нефинансовых организаций, признаваемых нерезидентами РК в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона.
Как следует из вышеприведенной нормы, не все филиалы (представительства) иностранных нефинансовых организаций с 1 июля 2019 года по Закону становятся резидентами. А только те, которые согласно Налоговому кодексу являются ПУ для целей налогового регулирования. При этом расчеты между резидентами и филиалами (представительствами) иностранных нефинансовых организаций, отнесенных к резидентам, должны будут осуществляться только в национальной валюте (тенге) за исключением расчетов по договорам, заключенным до 01.07.2019.
- II. Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан № 42 от 30.03.2019 (далее — Правила 42).
1) В соответствии с пунктом 10 Правил 42 под учетную регистрацию подпадают валютные договоры по экспорту и импорту (товаров, работ, услуг) на сумму свыше 50 000 долларов США в эквиваленте, а также договоры без указания суммы договора. При этом согласно пункту 63 Правил 42, если экспортер или импортер имеет действующий по состоянию на 1 июля 2019 года валютный договор по экспорту или импорту работ/услуг без учетного номера на сумму, превышающую 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте, то экспортер или импортер должен обратиться за получением учетного номера в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня введения в действие Правил, но до начала исполнения обязательств по такому договору.
2) В соответствии с пунктом 27 Правил 42 при переходе на обслуживание в другой банк новый учетный номер Договору не присваивается.
3) В соответствии с пунктом 32 Правил 42 допускается расторжение уполномоченным банком, являющимся банком учетной регистрации, деловых отношений на основании статьи 13 Закона о ПОДФТ, при этом основанием для снятия валютного договора по экспорту или импорту с учетной регистрации является – подпункт 22 пункта 48 Правил 42.
4) В соответствии с пунктом 11 Правил 42 экспортер или импортер за получением учетного номера обращается до начала исполнения обязательств по валютному договору. При этом в случае нарушения требования данной нормы, уполномоченный банк сообщает в Национальный Банк о ставших ему известными фактах нарушений валютного законодательства РК, в соответствии с карточкой по нарушению по форме согласно приложению 1 к Правилам 40.
III. Правила осуществления валютных операций в Республике Казахстан № 40 от 30.03.2019 (далее — Правила 40).
1) В соответствии с пунктом 11 Правил 40 по операциям юридических лиц — резидентов /резидентов-филиалов (представительств) иностранной нефинансовой организации с использованием корпоративной платежной карточки — устанавливаются обязательства по предоставлению документов в уполномоченный банк в течение тридцати рабочих дней со дня проведения такого платежа и (или) перевода денег на сумму операции равную 50 000 долларов США в эквиваленте и выше.
2) В соответствии с пунктом 13 Правил 40 платеж и (или) перевод денег по валютной операции, проведение которой может быть направлено на вывод денег из Республики Казахстан и определенной в пункте 2 статьи 21 Закона, осуществляется при представлении резидентом разрешения уполномоченному банку на передачу информации о данном платеже и (или) переводе денег органам валютного контроля.
3) В соответствии с пунктами 14 и 15 Правил 40 резидент и нерезидент при проведении подлежащего уведомлению в соответствии со статьей 15 Закона платежа и (или) перевода денег на сумму, равную пятидесяти тысячам долларов США в эквиваленте и выше, представляет сведения о валютной операции по форме согласно приложению 2 к Правилам 40. При этом в соответствии с пунктом 16 Правил 40 допускается самостоятельное указание уполномоченным банком сведений на основании представленных клиентом документов.
«Медуза», я с тобой
Дмитрий Кузнец
Помимо появившегося относительно недавно освобождения от обязанности по представлению отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ, распространяющегося на пребывающих вне территории РФ более 183 дней в году физических лиц-резидентов РФ, было введено ещё одно освобождение.
Требование представлять отчет о движении средств по счету в банке за пределами территории РФ не распространяется на физических лиц-резидентов РФ, счет которых открыт в банке или иной организации финансового рынка государств-участников ОЭСР или ФАТФ, одновременно участвующих в международном обмене информацией в соответствии с МСАА или иным заключенным с РФ международным договором, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
- общая сумма денежных средств, зачисленных на счет, либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей;
- остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.
В случае осуществления операций в иностранных валютах, для расчета суммы зачислений, списаний и остатка в рублях должен использоваться курс ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Законопроект отменяет требование о репатриации (обязательном возврате) средств по внешнеторговым договорам, заключенным с нерезидентами. При этом, отмена репатриации касается исключительно внешнеторговых договоров, по которым сумма обязательств устанавливается в российских рублях и предусмотрена оплата в российских рублях.
Устанавливаются различные сроки отмены требования о репатриации денежных средств в рублях. Для резидентов РФ, являющихся экспортерами сырьевых товаров (руды, минералы, нефть, газ, драгоценные металлы и пр.), предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации:
- с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора;
- с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора;
- с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора;
- с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора;
- с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового договора.
Резиденты РФ, являющиеся экспортерами несырьевых товаров, перестанут подпадать под требование о репатриации средств в рублях по внешнеторговым договорам единовременно с 1 января 2020 года в отношении всей суммы таких договоров.