Можно ли пользоваться электронным полисом ОСАГО в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли пользоваться электронным полисом ОСАГО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Новый федеральный закон о техосмотре вступил в силу на территории РФ в марте 2021 года, он существенно ужесточает требования к порядку проведения техосмотра для легкового и пассажирского автотранспорта, повышает уровень контроля за проведением ТО.

За соблюдением закона о проведении техосмотра на автотранспорте отвечает ГИБДД, РСА по закону проводит аккредитацию операторов ТО, а затем устанавливает соответствие заявленных операторами ТО в ходе аккредитации условий реальным в ходе проверок на местах.

ЦБ отменил трехдневную отсрочку вступления в силу электронных договоров ОСАГО

ЭТО МИФ В прошлом году, действительно, далеко не все гаишники были в курсе того, что распечатка электронного полиса приравнивается к бумажному, и пытались даже выписывать штрафы за отсутствие страховки. Однако сейчас, спустя почти полтора года после того, как страховщиков обязали продавать электронные полисы и их число выросло в несколько раз, такой проблемы больше не существует. Более того, даже если вы забыли сделать распечатку электронного договора, можно зайти на сайт РСА и продемонстрировать сотруднику полиции, что полис есть в базе.

ЭТО МИФ Наличие защищенного бланка не дает гарантии, что вы не купите поддельный полис: мошенники наладили промышленное производство поддельных бланков. Российский союз страховщиков постоянно работает над совершенствованием защиты бланков, но преступники очень быстро подстраиваются под нововведения. Страховщики признаются, что сами не могут на глаз отличить фейковые полисы от настоящих.

Мошенничество при покупке электронных полисов тоже имеет место, но в данном случае защитить себя от мошенников — дело рук самих страхователей. Если оформлять полис в электронном виде самостоятельно, не привлекая посредников (всяческих «консультантов» и «помощников»), и проверять сайт, на котором покупаешь полис (список официальных сайтов страховщиков есть на сайте РСА), попасться мошенникам просто невозможно.

ЭТО МИФ Электронный полис будет стоить столько же, сколько и бумажный. В настоящее время стоимость полиса ОСАГО варьируется в узких пределах. Разница в стоимости зависит от того, какую ставку базового тарифа выбрал страховщик для данного региона. Сейчас разница в базовом тарифе между минимальной и максимальной величиной (от 3 432 до 4 118) составляет всего 686 рублей. Правда, помноженная на поправочные коэффициенты, она возрастает в разы, но все равно отклоняться от установленных значений, давать скидки или увеличивать цену продавец не имеет права. Уже нынешним летом Банк России планирует расширить тарифный коридор на 40% (по 20% вверх и вниз), а в середине следующего года — разрешить страховщикам устанавливать более персонифицированные тарифы.

С 2022 года ОСАГО станет полностью электронным

С 2019 года ужесточились меры относительно автомобилистов, которые предоставляют страховщику заведомо ложные сведения о машине или регионе регистрации. К таким уловкам клиенты прибегают, чтобы снизить стоимость страховки. Согласно новым правилам, если владелец авто внес в полис неверные данные, то документ считается недействительным. Также страховщик может воспользоваться правом регрессного требования. Оно работает так: при аварии, виновником которой стали Вы, страховая компания выплатит компенсацию пострадавшей стороне, но затем взыщет размер убытка с Вас.

Недавно Российский союз автостраховщиков провел проверку. Выяснилось, что многие водители даже не догадываются о том, что ездят с недействующим полисом. Во избежание неприятностей проверьте страховку через сервисы, указанные на официальном сайте РСА.

Перечень ситуаций, в которых страховая компания может воспользоваться правом регресса, расширился. Страховщик вправе потребовать компенсацию убытков, если после ДТП водитель отказался пройти освидетельствование на предмет употребления алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов.

При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.

Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.

Е-ОСАГО – электронный полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Сегодня данный вариант страховки пользуется большой популярностью: каждый год ОСАГО онлайн покупают боле 20 миллионов человек. При этом необходимо предоставить те же документы, что и в случае приобретения полиса традиционным способом.

По сути Е-ОСАГО – это обычный полис, отличается лишь способ его покупки. Если раньше приходилось встречаться со страховым агентом в офисе, то теперь такая необходимость отпала – все делается из дома через Интернет, оплата осуществляется также на сайте компании.

Электронный полис ничем не отличается от обычного, у него та же структура, формат и способ заполнения, оба требуют предоставления одних и тех же данных. На Е-ОСАГО тоже имеются печать, данные автостраховщика, номер и серия документа.

Основные элементы страхового полиса:

  • шапка (наименование документа, серия, номер);
  • срок и период автострахования;
  • данные страхователя авто и собственника автомобиля (два поля, если это разные лица);
  • сведения о транспортном средстве;
  • список допущенных водителей;
  • размер страховой суммы, специальные отметки;
  • даты, подпись, печать.

И обычный, и электронный полис имеют одинаковую функциональность и возможности. При наступлении страхового случая премия выплачивается в одинаковом размере.

Документы, которые необходимы для оформления полиса ОСАГО онлайн (2020 год):

  • паспорт РФ собственника автомобиля и человека, который страхует машину (в ситуациях, когда это разные лица);
  • ПТС, СТС;
  • водительские права всех, кто будет включен в полис;
  • диагностическая карта (пройденный техосмотр), если автомобилю более 3-х лет.

Этапы оформления ОСАГО онлайн.

  1. Выбор СК

    Для начала нужно определиться, кому вы готовы доверить страхование вашего автомобиля. Важно выбрать надежную компанию. Для этого желательно проанализировать ситуацию на этом рынке, сравнить несколько страховщиков и их предложения (размеры страховых выплат и стоимость полиса), почитать отзывы автовладельцев.

    Как оформить электронный полис ОСАГО

    Стоимость обычного и электронного вариантов ОСАГО в рамках одной страховой компании абсолютно одинаковая, поэтому вопреки распространенному мнению сэкономить на покупке онлайн не удастся. Вы можете встретить дешевые полисы в Интернете, но купить их без приобретения дополнительных услуг просто не получится.

    Стоимость полиса ОСАГО зависит от:

    • мощности транспортного средства;
    • возраста и стажа автовладельца;
    • количества водителей, включенных в документ;
    • показателя коэффициента КБМ у конкретного водителя (безаварийное вождение);
    • региона регистрации;
    • длительности действия полиса.
    1. По номеру полиса. Его можно «пробить» по базе данных страховщиков по истечении одного-двух дней после оформления документа. Хотя и этот способ не дает полной гарантии подлинности полиса, так как мошенники умеют делать их копии. Следует смотреть, какой именно автомобиль фигурирует в базе по этой страховке.
    2. По марке и номеру автомобиля. Таким образом можно получить точную информацию о подлинности полиса. Если вдруг документ по неизвестной причине больше не действует, можно выяснить, почему это произошло.
    3. По вин-коду или государственному номеру транспортного средства. Пожалуй, это самый надежный способ проверки подлинности документа.

    К сожалению, сегодня довольно просто напороться на мошенников разных мастей, которые готовы предложить вам свое посредничество в оформлении ОСАГО онлайн. Чтобы не стать их жертвой, нужно заниматься покупкой полиса только напрямую на сайтах проверенных страховых компаний.

    В текст правил дорожного движения добавлен новый пункт 2.1.11, а из пункта 2.1.1 исключен один из абзацей:

    2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

    • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

    2.1.11. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

    Чтобы застраховать гражданскую ответственность, владелец транспортного средства должен подготовить документы для обращения в страховую компанию. Базовый перечень документов для физических и юридических лиц одинаковый, но есть нюансы в зависимости от способа страхования, юридического статуса клиента.

    Для оформления электронного полиса ОСАГО вам потребуется на сайте страховой компании составить заявку и отправить ее страховщику. Для ее заполнения нужны только данные документов.

    Какие нужны данные:

    • Серия, номер и дата выдачи паспорта и водительского удостоверения страхователя, а также всех лиц, которые будут допущены к управлению ТС. Когда страховка оформляется без ограничения, нужны только данные на страхователя;
    • Свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт;
    • Номер диагностической карты и срок ее действия;
    • Если вы продлеваете договор страхования, нужны данные предыдущего полиса ОСАГО.

    С конца августа начал действовать временный мораторий на прохождение техосмотра и предоставление диагностических карт, т. е. оформить страховку можно будет без них.

    В отдельных страховых компаниях требуется к заявлению прикрепить копии всех документов.

    При продлении полиса заявление можно подавать из личного кабинета на сайте страховщика. В этом случае часть необходимой информации будет введена автоматически и вам потребуется только ее проверить.

    Распечатку электронного полиса ОСАГО можно не возить с собой

    Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:

    • Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
    • Водительские удостоверения;
    • СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
    • Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
    • Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.

    При оформлении страхования гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или предпринимателям, дополнительно к общему перечню документов нужно будет представить:

    • Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ИП);
    • Доверенность на имя заявителя, если это не директор компании;
    • Паспорт страхователя.

    Для подписания договора страхования потребуется печать юридического лица.

    Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:

    • Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
    • Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.

    Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.

    Правила прохождения техосмотра в 2021 году менялись уже не однократно. По состоянию на март, должен был быть введен штраф за его отсутствие. Без осмотра автомобиля сделать техосмотр было бы невозможно. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

    Согласно новому порядку страхования ОСАГО автомобиля с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без прохождения техосмотра.

    Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

    Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

    Применение штрафных санкций за отсутствие техосмотра грозит автовладельцам с марта 2022 г.

    Чтобы оформить полис ОСАГО на сайте СК, нужно сделать следующее:

    • Проверьте подлинность вашей диагностической карты. Это можно сделать онлайн на сайте ЕАИСТО;
    • Рассчитайте стоимость полиса, изучите условия разных страховых компаний и выберите наиболее приемлемые;
    • Подайте заявление на сайте страховщика с приложением необходимых документов;
    • Дождитесь окончания проверки;
    • Оплатите полис;
    • Получите документ на электронную почту.

    Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

    Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

    Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

    Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

    Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

    Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

    Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

    В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

    Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

    Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

    В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

    Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

    Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

    Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

    Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

    «Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

    В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

    Водители всегда должны держать под рукой (в бумажнике, в бардачке, в кармане) два документа — водительское удостоверение и полис обязательного автогражданского страхования ОСАГО. И хотя опытные водители и владельцы авто с небольшим стажем и так прекрасно об этом знают, мы еще раз повторим — выезжать на дорогу без автостраховки на машину запрещено (40-ФЗ от 25.04.2002).

    Оформленный полис ОСАГО — государственная гарантия не только для вас, но и для других водителей. В случае аварии и виновник, и пострадавший могут рассчитывать на эту страховку и пользоваться ей в рамках установленного лимита. Водитель, спровоцировавший ДТП, сэкономит до 400 000 рублей, а пострадавший может быть уверен, что ущерб ему точно компенсируют.

    Сама страховка — это не деньги в размере вышеуказанной суммы, а полис, который дает возможность водителю обратиться за компенсацией в страховую компанию и пользоваться ее благами в разумных пределах. Ранее страховые документы делали исключительно на бумаге. С 2015 года у владельцев транспортных средств появился выбор формы полиса ОСАГО — теперь есть электронная и бумажная страховка автомобиля (Постановление Правительства № 529 от 02.06.2015).

    Чем они отличаются? Фактически ничем, только форматом. Обычный полис ОСАГО оформляется на специальном бланке с государственными знаками, электронный — в интернете. Для получения бумажных документов нужно прийти в ближайшее отделение страховщика, написать заявление, заключить договор, предоставить все необходимые документы, оплатить страховую премию и забрать готовую страховку. Учтите, использовать такой полис по назначению можно только на следующий день.

    Порядок оформления электронного ОСАГО аналогичен, с той лишь разницей, что владелец авто будет самостоятельно заполнять все данные для страховой компании — в режиме удаленного доступа. Для получения электронной страховки (Е-ОСАГО) нужно уметь уверенно пользоваться компьютером — это главное требование для водителя. В интернете немало мошенников, делающих зеркальные сайты страховых компаний и предлагающих получить электронный полис за существенно меньшие деньги. Таких случаев уже зафиксировано немало, поэтому если вы не уверены в своих пользовательских способностях, лучше привлечь специалиста для получения онлайн-услуг по автострахованию.

    В остальном, пользоваться электронными системами оформления полиса автострахования достаточно просто. На правильном официальном сайте страховой компании вводятся данные о самом автомобиле (мощность, государственный и VIN номер), о водителе (стаж, количество аварий), обо всех лицах, кто будет вписан в автостраховку. Все сопроводительные документы (паспорт, водительские права, диагностическая карта) прикладываются к электронному заявлению в отсканированном виде. Затем система автоматически рассчитывает стоимость полиса, владелец перечисляет деньги в платежной системе и получает готовую электронную автостраховку, пользоваться которой можно только через 3 дня.

    Существенных отличий между двумя типами страховых бланков нет. По сути, электронный полис ОСАГО отличается только тем, что его намного удобнее оформлять и использовать. Такая автостраховка приобретает все большую популярность среди водителей, и это неспроста. Вот основные особенности Е-ОСАГО:

    1. Самостоятельное оформление. Владельцев автомобилей радует и возможность оформить документы без необходимости посещать офис страховщика, и отсутствие очередей. Такая страховка «собирается» самим клиентом, а это значит, что не нужно подписывать договор и постоянно отказываться от навязываемых услуг. Следовательно, самостоятельное оформление удешевляет Е-ОСАГО.
    2. Онлайн-страховка всегда есть в электронной почте. Значит, потерять ее довольно затруднительно. Если же владелец случайно удалили письмо с файлом от страховой, его всегда можно восстановить в базе Российского союза автостраховщиков (РСА).
    3. Е-ОСАГО практически невозможно подделать. Исключение — описанный ранее случай с зеркальными сайтами. Бумажные страховые документы могут подделать даже сами сотрудники страховой. Электронный полис можно проверить на подлинность — пользоваться системой проверки достаточно просто. Некоторые страховщики в письме высылают проверочную ссылку на сайте РСА. Если у вас такой ссылки нет, то для проверки в базе РСА нужно ввести данные о страховом документе (серия и номер), после чего пользователь увидит подтверждение подлинности автостраховки. Кстати, в отличие от бумажных документов, Е-ОСАГО имеет трехбуквенную серию. Она указана в самом верху документа вместе с его номером.

    Главным преимуществом электронного полиса ОСАГО является тот факт, что его могут оформить и пользоваться по назначению жители удаленных регионов. В тех областях, где зарегистрировано не так много транспортных средств, страховые услуги представлены небольшим количеством компаний.

    А для особо удаленных населенных пунктов выбор страховщика тотально ограничен. Для них Е-ОСАГО является настоящим спасением — владельцы авто могут изучать базу страховых компаний по всей стране, и выбирать именно ту организацию, которая оформит автостраховку по самым выгодным условиям. Правда оформить Е-ОСАГО могут только те пользователи, данные о которых уже внесены в единую базу. Если вы получаете страховку в первый раз, для вас доступен только бумажный вариант.

    В России разрешили показывать при проверке электронный полис ОСАГО

    Электронный полис имеет такую же силу, как и документ на цветном бумажном бланке. Действующий закон разрешает не распечатывать договор. При проверке ГИБДД достаточно показать сотруднику электронное ОСАГО на экране телефона.

    Проходить технический осмотр обязан каждый автовладелец. Результаты диагностики загружаются в единую справочно-информационную систему.

    Что делать, если срок действия диагностической карты закончился, а необходимо продлевать страховку? В обычное время страховая компания отказывала в оформлении страховки без техосмотра. В сегодняшних условиях ситуация изменилась. Если срок действия диагностической карты закончился, вы можете продлить ОСАГО без нее.

    При заключении договора ОСАГО в период с 01 марта 2020 г. по 30 сентября 2020 г., страхователь ВПРАВЕ не представлять диагностическую карту, если в регионе проживания собственника ТС ограничительные меры (карантин) и НЕТ действующей ДК.

    После снятия ограничительных мер, страхователь ОБЯЗАН в течении 1 месяца представить страховщику диагностическую карту по договору ОСАГО.

    Если страхователь не представит ДК в отведенное для этого время, то по всем страховым случаям, произошедшим после истечения этого срока, к страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит право регресса к виновнику в ДТП.

    Также действует отсрочка на введение увеличенных штрафов за управление машиной без техосмотра. В связи с пандемией новые правила вступят в силу только в 2022 году.

    Для повышения в целом цены ОСАГО в 2022 году Банк России пока оснований не находит, но возможно ее увеличение для некоторых категорий автовладельцев. Прежде всего, речь идет о такси. Со стороны страховщиков поступило предложение увеличить базовую ставку для таксистов на 60%, но даже такое повышение несколько ниже, чем диктует количество происшествий с участием водителей такси, которое достигает трети от всех аварий. Пока этот вопрос не решен и обсуждается с участием всех заинтересованных сторон: Минфина, страхового сообщества, Центробанка.

    В 2022 году страховщики, вероятно, отдадут предпочтение дополнительным коэффициентам:

    • за управление ТС в состоянии токсического, наркотического или алкогольного опьянения;
    • за грубое нарушение правил ДД;
    • за превышение скорости больше чем на 60 км/час;
    • за проезд на красный;
    • за оставление места аварии;
    • за намеренную организацию ДТП;
    • за выезд на «встречку».

    Не исключено, что может появиться наценка за оформление ОСАГО онлайн. Изменение электронного ОСАГО диктуется интернет-издержками, которые несут страховщики и маркетплейсы. Сейчас такое повышение стоимости считается недопустимым. Теоретически оформление ОСАГО онлайн и в офисе должно стоить одинаково, но сейчас в некоторых случаях разница в стоимости существует. Эти вопросы пока тоже находятся на уровне обсуждения.

    В 2022 году всех ждет продолжение перехода на цифровой документооборот. Ожидается более полный переход с бумажных носителей на электронные. В Госдуме рассматривается проект о переносе урегулирования убытков в интернет. Тогда автовладельцу будет проще общаться со страховой, ОСАГО в которой было оформлено, и не нужно будет собирать все документы, так как они существуют в электронном виде в различных базах данных или у клиента. Но сколько времени уйдет на рассмотрение проекта в Госдуме, не известно.

    Каждый водитель выбирает наиболее удобный для себя формат заключения договора со страховой компанией. Однако в условиях современной реальности приобретение полиса через интернет имеет серьёзные преимущества:

    • Документ оформляется, не выходя из дома. Вы экономите время на посещении офиса страховой компании;
    • Экономия на дополнительных услугах. Через интернет вам не навяжут дополнительные услуги, которые могут навязать в официальном представительстве;
    • Большой выбор страховых компаний. Сайты-агрегаторы работают с большим количеством страховщиков. Вам легко сравнить предложения каждого из них и выбрать наиболее выгодное для себя;
    • Данные о приобретении вами страхового полиса попадают сразу в РСА. При заключении договора в офисе информация о вашем договоре может месяцами передаваться в Российский союз автостраховщиков.

    В настоящее время объективных предпосылок для увеличения стоимости ОСАГО в 2022 году нет. Экономические прогнозы говорят, что финансовый рынок находится, и будет находиться, в стабильном состоянии. Уровень инфляции не должен превысить ожиданий. Поэтому повышать стоимость полисов ни у правительства, ни у компаний оснований нет.

    Другое дело – вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения. Самые свежие новости об изменениях в ОСАГО в 2022 году касаются автострахования для такси. Подорожает ли ОСАГО для таксистов в 2022 году, обсуждают Минфин, Центробанк и участники рынка.

    Страховщики предлагают поднять ставку сразу на 60%. По их словам, сегодняшние расценки не покрывают расходов из-за слишком частого участия таксистов в авариях. Согласно статистике, в ДТП участвует каждое третье такси. У простых автолюбителей этот показатель находится на уровне 4,3%. И хотя, в 2020 году, наемным перевозчикам уже повышали стоимость полиса на 30%, этого явно недостаточно, чтобы выплат хватило на всех.

    Как решится вопрос с таксистами, пока не ясно. Поэтому рассмотрим определение стоимости автостраховки, исходя из факторов, которые точно будут учитываться в 2022 году.

    Страховщики, заключая договор автострахования в 2022 году, однозначно повысят тариф тем водителям, которые допустили серьезные нарушения правил дорожного движения:

    • управляли автомобилем пьяными;
    • превышали скорость более, чем на 60 км/час;
    • проезжали на красный;
    • выезжали на полосу встречного движения.

    Избежать наценки не удастся, так как специализированные базы ГИБДД будут доступны страховщикам. Конечно, не в таком объеме, что любая компания сможет узнать все подробности правонарушения. Система просто выдаст положительный или отрицательный ответ о наличии того или иного противоправного события.

    Кроме этого, уже сейчас существуют риски, что при расчете стоимости страховки в 2022 году будет устанавливаться наценка за ее электронное оформление. И Банк России предупредил страховые компании о недопустимости такого нарушения. Если для КАСКО повышать стоимость полиса при отсутствии автомобиля во время удаленной процедуры вполне обоснованно, то для ОСАГО это не объяснимо. Ведь то, что пришел клиент в офис или решил застраховать свою ответственность через интернет, никак не влияет на цену вопроса.

    Банки, ссылаясь на какие-то онлайн-издержки, стараются убедить ЦБ в необходимости повышения расценок на Е-ОСАГО. И, даже, пытаются выдавать в офисах документы, учтенные, как полученные удаленно. Мнение Банка России однозначно – это незаконно.

    По новым правилам, подать заявку на оформление ОСАГО может как собственник, так и водитель, который управляет автомобилем по согласию ее владельца. Для получения полиса необходимо предоставить следующие документы:

    • заявление;
    • паспорт гражданина;
    • свидетельство о регистрации транспортного средства;
    • если автомобиль не зарегистрирован, то предоставляется документ, подтверждающий право собственности или аренды;
    • водительское удостоверение;
    • для автомобилей, старше 3-х лет, нужна действительная диагностическая карта.

    Как предоставлять документы, в виде оригиналов или в электронном варианте, решает страховая компания.

    Как и раньше, оформить полис можно будет на сайте компании. Договор ОСАГО, в этом случае, придет на указанную страхователем электронную почту.

    Оформить договор страхования автогражданской ответственности необходимо в течение 10 дней с момента приобретения автомобиля или иного ТС. Без него не встать на учет в ГИБДД или Гостехнадзоре.

    21.01.2021 вышло постановление Правительства №28, допустившее операторов цифровых финансовых площадок (маркетплейсы) к информационной автоматизированной системе ОСАГО. Это делает их полноценными участниками страхового рынка. То, что маркетплейсы будут продавать полисы различных компаний, сделает более простым выбор доступной страховки и не должно сказаться на окончательной стоимости в сторону ее повышения.

    Новые правила техосмотра должны были вступить в силу с 1 марта 2021 года. Но, как говорилось, этот срок перенесли. Но в 2022 году они точно будут действовать. Итак, чтобы пройти техосмотр, без которого не получится застраховаться по ОСАГО, нужно приехать в сервис, который авторизован Российским союзом автостраховщиков и ГИБДД.

    Процесс осмотра транспортного средства должен фиксироваться на фото с привязкой к координатам сервиса. Фотографии делаются до начала и после окончания процедуры. Информация о машине и результатах техосмотра оформляется в виде диагностической карты и вносится в базу данных ЕАИСТО, перешедшую в ведение МВД.

    В случае выявления фальсификации карта аннулируется, а сервис привлекается к ответственности с наложением штрафа в размере 300 000 руб. Владельца машины об этом никто информировать не обязан, а в случае наступления страхового случая никакого возмещения не будет. Платить за причиненный ущерб придется в полном объеме.

    Как оформить полис ОСАГО

    Анонсируется, что штрафы с камер начнут приходить с 1 марта 2022 года. Умные системы видеонаблюдения будут автоматически вычислять в транспортном потоке автомобили, диагностических карт которых нет в базе ЕАИСТО. На одну машину, в течение суток, будет выписываться, максимум, один штраф.

    Узнав об этом, страховщики предложили снять с них ответственность за проверку диагностических карт. Ведь это будут делать автоматизированные системы на дорогах. Официального ответа пока нет.

    В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.

    Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2021-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.

    Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2022-ом году, так и в нынешнем 2021-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.

    В своем постановлении Центробанк определил новые расценки на следующий год. Нововведения затронули:

    1. тарифы ОСАГО;
    2. базовые ставки;
    3. опыт вождения, а также возраст автомобилистов;
    4. число страхуемых.

    В расчете стоимости ОСАГО будут использоваться новые базовые значения, которые обязательны для всех категорий транспорта. Государством были определены минимальные и максимальные величины, чтобы автовладелец смог выбрать для себя из представленного ценового диапазона подходящий тариф.

    Страховка ОСАГО на машину рассчитывается следующим образом: берется имеющаяся базовая ставка и умножается на несколько различных коэффициентов. Новые поправки, введенные в 2020 году, повлияли на размер базовой ставки. Так, полис станет дороже тем автолюбителям, которые:

    • оставляют места дорожно-транспортного происшествия;
    • лишались прав из-за вождения в нетрезвом состоянии;
    • повторно управляли транспортным средством в пьяном виде;
    • лишались прав по причине отказа от медицинского освидетельствования;
    • регулярно нарушают ПДД, что влечет за собой вред здоровью или жизни других людей.

    Повышенная ставка будет применяться в случае, если эти нарушения были неоднократными, а также зафиксированы на месте сотрудниками ГИБДД. Подробная информация предоставляется страховым компаниям госавтоинспекцией.

    ОСАГО онлайн: все об особенностях электронной страховки

    В нашей стране с августа 2020 года действуют измененные правила, по которым производится расчет стоимости ОСАГО. Основное нововведение заключалось в появлении понятия «коэффициент страховщика» – специальные наценки, заранее заложенные в сумму страховки. Выделены несколько десятков критериев, согласно которым можно будет рассчитать, сколько стоит ОСАГО в 2022 году:

    • стаж вождения;
    • нарушения ПДД или имеющийся в прошлом году страховой случай;
    • профессия автовладельца;
    • пол и возраст водителя;
    • марка автомобиля;
    • цвет кузова.

    Согласно измененным правилам, при расчете стоимости полиса будет учитываться множество различных факторов-коэффициентов, которые определяются непосредственно страховой компанией.

    Например, в одной страховой компании были проведены исследования, согласно которым мужчины-отцы старше 50 лет реже попадают в аварии. И если раньше такая информация не имела никакого значения, то после принятия новых норм страховщики могут установить для такой категории водителей минимальную стоимость полиса. Такое решение будет выгодно и автовладельцам – они сэкономят на страховке, и самим компаниям – вероятность делать выплаты минимальна.

    Согласно принятым нововведениям, получить страховку может не только автовладелец, но и водитель, который управляет транспортным средством по доверенности. Для этого ему необходимо заполнить следующую информацию:

    • данные паспорта;
    • номер водительского удостоверения;
    • свидетельство о регистрации автомобиля;
    • документ, в котором подтверждается право;
    • диагностическая карта (если авто старше трех лет);
    • заявление.

    Страховая сама решает, в каком виде принимать документы – оригиналы или в электронном формате. Если полис оформляется на сайте компании, то готовый вариант присылается на электронную почту водителя.

    С 2022 года будут действовать новые правила технического осмотра автомобиля. Как известно, чтобы застраховаться в ОСАГО, необходимо вначале пройти техосмотр в сервисе. Все манипуляции с автомобилем фиксируются на фото с обязательной привязкой к координатам сервиса, проводящего осмотр.

    Полученная информация о состоянии транспортного средства и результаты фиксируются в специальной базе, находящейся в ведении МВД. Параллельно оформляется диагностическая карта на автомобиль.

    При обнаружении случая фальсификации, выданная карта автоматически аннулируется, а сама страховая компания привлекается к ответственности – ей придется выплатить штраф в размере 300 тысяч рублей.

    При этом автовладельца информировать о недействительности диагностической карты никто не обязан. И если случится страховой случай, то выплаты по ОСАГО водитель не получит. Ему придется возмещать причиненный ущерб самостоятельно в полном объеме.

    Госдума приняла в первом чтении законопроект, который меняет некоторые правила по части обязательного медицинского страхования. Основные изменения касаются полисов ОМС – они будут выдаваться преимущественно в электронной форме, причем в беззаявительном порядке.

    Основные положения принятого законопроекта:

    • вместо полиса ОМС при обращении в медицинское учреждение можно будет предъявить удостоверяющий личность документ (то есть, паспорт) – по выбору самого пациента;
    • вводится единый регистр застрахованных лиц по всей территории России. Сейчас работа с базой идет через отдельные региональные сегменты единого регистра;
    • полис ОМС формируется автоматически, как только данные о гражданине вносятся в единый регистр;
    • в день подачи заявления о включении в единый регистр застрахованное лицо получает полис ОМС;
    • полис ОМС будет выдаваться в электронном виде на Госуслугах. Сам полис будет иметь вид штрих-кода с точечными символами (вероятно, как QR-код);
    • полис ОМС на бумажном носителе будет выдаваться по заявлению гражданина;
    • в будущем полисы ОМС будут выдаваться автоматически по факту рождения ребенка (данные об этом федеральный фонд ОМС получит по системе межведомственного взаимодействия);
    • вместо замены полиса ОМС (например, при смене фамилии или адреса проживания) достаточно будет уведомить свою страховую компанию;
    • сменить страховую компанию можно будет, обратившись к новому страховщику. Он же внесет данные в единый регистр, если их там по какой-то причине не было.

    Как видно, законопроект очень серьезно меняет всю систему работы с полисами ОМС – фактически полис теперь будет «привязываться» к гражданину бессрочно, и существовать в виде записи в электронном регистре.

    С точки зрения рядового гражданина новый порядок значительно упростит всю систему получения медицинской помощи. Так, теперь полис ОМС становится еще большей формальностью – медицинскую помощь будут оказывать и без него (по паспорту), что было и без того логично. К тому же уйдут в прошлое проблемы, когда пациент не мог получить медицинскую помощь из-за проблем с самим полисом – например, при смене фамилии, прописки, утере бумажного документа и т.д.

    Судя по всему, полис ОМС будет изначально электронным и будет присваиваться всем гражданам автоматически. Соответственно, выбрав страховую компанию, пациент сможет получить в офисе страховщика бумажный вариант полиса (например, если не пользуется Госуслугами).

    В законопроекте по срокам сказано следующее:

    • документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года;
    • чтобы подготовиться к новому порядку, территориальные фонды ОМС должны к этой дате проверить достоверность, полноту и актуальность всех данных обо всех застрахованных лицах, и при необходимости внести в них поправки. И это нужно будет начать делать сразу же после принятия законопроекта.

    Так как до конца года еще достаточно времени, есть все шансы на то, что закон заработает с 1 января.

    Также известно, что на начальном этапе автоматически выдавать полисы ОМС будут только новорожденным – а взрослым гражданам придется обращаться за ними самостоятельно (например, при получении гражданства или если человек до сих пор не обращался за медицинской помощью по ОМС).

    Что же касается тех, кто уже имеет бумажные полисы ОМС – скорее всего, они смогут обращаться в медорганизации даже без страховки. Дело в том, что все застрахованные граждане и так внесен в единый регистр – соответственно, электронный полис для них будет сформирован автоматически на основании записи в регистре. И такой гражданин сможет получать медпомощь просто по паспорту.

    Кстати, в теории это возможно еще с 2019 года – если у пациента нет при себе страхового полиса, но медучреждение может идентифицировать его в базе по паспорту, ему окажут всю необходимую помощь.

    Для ГИБДД, как и для любых других государственных организаций, е-ОСАГО имеет полную законную силу. То есть ни одно официальное лицо, в том числе и сотрудник ГИБДД, не может отказать в принятии электронного полиса ОСАГО, сославшись на то, что отсутствует обычная версия. По словам представителей РСА был лишь один прецедент, когда инспектор выписал штраф за электронную страховку. Данное решение было оспорено в суде.

    В настоящее время по требованию сотрудника ГИБДД нужно показать распечатку электронного полиса или ОСАГО в электронном виде (с экрана телефона, планшета или любого другого устройства). Ее вряд ли можно назвать полноценным документом, но она используется точно так же, как и обычный полис. Подробнее о механизмах и способах проверки электронного полиса ОСАГО будет рассказано далее.

    Процедура проверки электронного полиса ОСАГО схожа с обычным полисом. Если после осмотра е-ОСАГО у инспектора возникнут какие-то вопросы, он может обратиться к ИМТС или базе РСА (последняя доступна и для водителей). Здесь ему потребуется VIN и номерной знак автомобиля. Также возможна проверка по номеру на распечатке.

    Что делать, когда электронный полис ОСАГО не принимает сотрудник ГИБДД?

    Иногда случается так, что сотрудник ГАИ по каким-то причинам не желает принимать распечатку или фотоверсию электронного полиса ОСАГО. С одной стороны, такая бумага действительно не является документом. К тому же, подобные копии довольно часто вызывают недоверие. В данной ситуации можно попросить инспектора обратиться к специализированным сервисам. Проверка не займет много времени. Если он откажется, сославшись на отсутствие доступа к базе, то это уже проблема не водителя. В любом случае, выписанный штраф можно легко обжаловать (конечно, если номер полиса действительно присутствует в реестре). Подобные случаи уже встречались, и, как правило, устанавливалась правота владельца ТС.

    В период создания сервисов процесс получения и использования е-ОСАГО имел большое количество сложностей. Так, лишь у некоторых страховщиков на сайте присутствовала возможность покупки, а если она и имелась, то встречались постоянные проблемы в работе сервиса. Кроме того, многие компании намеренно препятствовали введению такой возможности: при онлайн-оформлении не удастся продать владельцу ТС страховку с большим количеством дополнительных услуг. Также проверка электронного полиса ОСАГО инспектором могла занимать долгое время.

    С каждым годом система электронных страховых полисов продолжает отлаживаться. Так, за последние годы были внесены несколько изменений, касающихся ОСАГО.

    • Теперь любой страховщик обязан оформлять полис как в обычном, так и в электронном виде по выбору владельца ТС.
    • Электронная страховка может быть как продлена, так и куплена впервые. Во втором случае потребуется отправить при оформлении сканы документов.
    • Появилась возможность получения личных данных из базы РСА.
    • Заполнять е-ОСАГО должен только его будущий владелец.

    Помимо этого, продолжается активная борьба с мошенничеством в данной сфере. Таким образом, основные проблемы использования е-ОСАГО уже решены и у документа больше плюсов, чем минусов:

    1. Такая страховка может использоваться наравне с обычной.
    2. Для оформления электронного полиса ОСАГО не требуется даже выходить из дома. Все, что нужно – это собрать необходимые документы, перевести нужную сумму и распечатать полученный файл.
    3. Страховщик не навязывает дополнений, увеличивающих стоимость ОСАГО.

    Оформление е-ОСАГО отлично подойдет для людей, проживающих на большом расстоянии от офисов страховых компаний. Теперь нет необходимости посещать СК лично, дожидаясь оформления. Достаточно зайти на сайт страховщика и отправить нужную информацию. Вопреки распространенному мнению, при оформлении, накопленный КБМ никуда не денется.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *