Поступление в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поступление в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В проекте «Порядка приема» по-прежнему значится только одна волна зачисления. Министерство не услышало или не захотело слушать ректоров, депутатов и абитуриентов, которые просили и требовали вернуть систему двух волн.

Основной (он же — единственный) этап зачисления немного расширился: теперь он продолжается с 3 по 9 августа. Временное окно для принятия решений увеличилось, но хаос 2021 года рискует повториться, потому что абитуриенты опять будут принимать финальные решения и массово подавать согласия в последние дни. Напомним, что в этом году сайты многих вузов просто «обвалились» под такой нагрузкой и перестали работать, а сроки подачи тем временем истекли. Кто не успел — тот опоздал.

Правила поступления в вузы опять меняют: 10 главных новшеств 2022 года

Из-за коронавируса в последние два года вузы начали зачислять без оригиналов аттестата (их обязывали предоставить позже) — только по согласиям. Это было сделано для того, чтобы абитуриенты не ходили лично в приемные комиссии, не заражались в толпе сами и не заражали других. В итоге многие хитрили и подавали по два согласия в разные вузы. Возникало незаконное «двойное зачисление», результатом которого становилось… правильно, отчисление.

В 2022 году оригиналы аттестата возвращаются — они вновь будут обязательными. При этом подать оригинал дистанционно нельзя. Однако стоит понимать, что это будет возможным, только если Россию не накроет следующая, еще более жесткая волна эпидемии новых вариантов коронавируса, который становится все заразнее и смертельнее с каждым годом.

Ничего нового в обязательности оригинала нет. Но стоит помнить, что в славном мире прошлого (до коронавируса), где оригинал был главным документом при зачислении, не было такой развитой онлайн-подачи — а теперь она есть. В результате возвращение оригинала ударит по тем, кто будет подавать документы дистанционно в других городах и кого при этом конкуренты оттеснят вниз в рамках конкурса в последние минуты. Такие поступающие не успеют изменить свой выбор и окажутся вынуждены решать только в пределах того вуза, куда успели отнести свой оригинал.

Два года онлайн-подачи даром не прошли: механизм немного обкатали. С 2022 года подача документов в вузы через «Госуслуги» упростится, если копии вашего паспорта и аттестата уже сохранены в вашей учетной записи.

Система образования в России в целом уходит в цифровое пространство, и это скорее плохо, чем хорошо. За «удобные» онлайн-сервисы приходится платить: оруэлловский «1984» вместе с «Матрицей» уже здесь, Большой брат все знает о вас, все ваши самые важные личные данные плавают в базах данных, их покупают, продают и используют как хотят, поскольку защита такой информации в нашей стране — только формальность. Очень скоро роботы будут решать, взять ли вас в вуз или на работу. Это страшно.

С 2022 год абитуриенты моложе 18 лет смогут сами подписывать документы в приемных комиссиях вузов. Напомним, что раньше это приходилось делать их родителям или законным представителям.

Исключение — поступление на платное. При подписании договора об оказании платных образовательных услуг вам все же придется взять с собой папу, маму или опекуна. Но это разумно: не сами же вы будете платить за свою учебу, в конце концов.

Хотя, кстати: вы можете получить кредит на высшее образование. Ставка — 3%, остальные проценты покроет вместо вас государство.

Что изменится в правилах приема в вузы в 2022 году

Олимпиады — это прекрасно, и мы очень уважаем их участников, победителей и призеров. Но в последнее время эти соревнования де факто превратились в альтернативу ЕГЭ (как бы плох он ни был). При этом у олимпиадников есть приоритет перед теми, кто получил 100 баллов на экзаменах. Из-за этого стобалльникам не хватает мест, хотя они тоже отличники и молодцы. В 2021 году олимпиадников было так много, что вузам пришлось открывать для них дополнительные позиции.

В итоге победителей и призеров ожидаемо начали теснить. С 2022 года разрешается использовать только одно право на поступление без вступительных экзаменов (БВИ) на одном конкурсе, не важно, сколько соревнований вы выиграли и какие награды получили. Во всех остальных конкурсах вы будете участвовать по ЕГЭ, как все.

Текст подготовила Наталия Киеня

10.09.2021 —

В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:

«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».

В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.

Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.

Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.

Напомним, многопрофильный конкурс проводится:

  • по нескольким специальностям либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы;
  • по нескольким однопрофильным образовательным программам различных специальностей либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы.

Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.

Минобрнауки обновило правила приёма в вузы

Базовый уровень

  • Убрали задание 2, проверяющее умение выполнять вычисления и преобразования.
  • Добавили новое задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, и задание 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.
  • Увеличили количество заданий с 20 до 21.
  • Максимальный балл за выполнение всей работы в 2022 году — 21.
  • Убрали три первых простых задания: текстовую задачу, задание на чтение графиков и диаграмм, а также задачу на действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
  • Добавили новые задания: задание 9 на действия с функциями и задание 10 на теорию вероятностей.
  • Изменили систему оценивания: подняли с 2 до 3 баллов максимальный балл за задание 13 на действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами; максимальный балл за выполнение задания 15 повышенного уровня, проверяющего умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, стал равен 2.
  • Уменьшили количество заданий с 19 до 18.
  • Максимальный балл за выполнение всей работы — 31.
  • Из первой части убрали задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 года.
  • Задание 10 с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения преобразовали в задание 21 с развёрнутым ответом.
  • Во второй части устранили дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания. Задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ-2021 сохранены в составном задании к тексту.
  • Изменили систему оценивания: максимальный балл за выполнение задания-задачи 22 увеличили с 3 до 4 баллов.
  • Отменили мини-сочинение, то есть задание 29 КИМ-2021.
  • Во вторую часть включили задание 23 с развёрнутым ответом по Конституции и законодательству Российской Федерации.
  • Задание 28 из КИМ ЕГЭ-2021 на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме включили в составное задание, соединившее в себе составление плана (задание 24) и элементы мини-сочинения (задание 25).
  • Максимальный балл изменили с 64 до 57 баллов.
  • Общее время выполнения работы сократили с 235 до 180 минут.
  • Исключили задания 6, 10 и 22 на работу с письменным историческим источником, задание 7 на знание фактов, предполагающее множественный выбор, задание-задачу 23.
  • Отменили историческое сочинение, то есть задание 25.
  • Задания 3 и 4 КИМ-2021 на проверку знания исторических понятий с кратким ответом преобразовали в задание с развёрнутым ответом на проверку знаний исторических терминов и умения их объяснять. Теперь это задание 18.
  • Из задания 11 КИМ-2021 на работу с информацией, представленной в форме таблицы, исключили материал по истории зарубежных стран. Теперь это задание 4. Оно нацелено на проверку знания важных событий из истории России и её регионов, а также связанных с ними дат и географических объектов.
  • Задание 15 на работу с исторической картой (схемой) преобразовали в задание 10 на проверку умения соотносить историческую карту и текст.
  • Задания 18 и 19 с краткими ответами на работу с изображениями преобразовали в задания 14 и 15 с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельный анализ изображения и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
  • В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания 8 с кратким ответом включено задание 16 с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны.
  • Задание 24 на аргументацию усовершенствовали: в него добавили материал по истории зарубежных стран, теперь это задание 19. Количество необходимых аргументов в этом задании сократили с четырёх до двух.
  • В экзаменационную работу добавили новое задание 17 на установление причинно-следственных связей.
  • Из заданий, предполагающих множественный выбор, исключили указание количества правильных ответов.
  • Продолжительность экзамена сократили с 235 до 180 минут.
  • В кодификатор добавили поэзию второй половины ХIХ — ХХ в., отечественную литературу ХХI в.; включили зарубежную литературу, так что читать придётся больше.
  • Количество заданий базового уровня сложности с кратким ответом сократили с 12 до 7.
  • Увеличили количество заданий на выбор в первой части: 5.1 и 5.2, 10.1 и 10.2.
  • Добавили ещё одну тему для сочинения во второй части. Теперь выбирать можно из пяти тем.
  • Изменили требования к выполнению заданий 6 и 11 (ранее 9 и 16 соответственно): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом.
  • Сочинение по литературе теперь больше. Минимальное количество слов — 200.
  • Увеличили с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения (задания 12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».
  • Ввели критерии оценивания грамотности. Теперь нужно не просто написать сочинение, но и не допустить в нём ни одной ошибки.
  • Снизили максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы: с 58 до 55.

Прием-2022: Каким выпускникам колледжей придется сдавать ЕГЭ

  • Убрали задание 1 на дополнение схемы.
  • Добавили новое задание 2, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента по физиологии клеток и организмов.
  • Традиционная задача по генетике — задание 6 из КИМ-2021 — теперь стала заданием 4.
  • Задания линий 5–8 собраны в единый модуль. При этом задания линий 5–6 проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а задания линий 7–8 — на знания темы «Организм как биологическая система».
  • Во второй части практико-ориентированное задание 22 усложнили. Теперь оно проверяет знания по постановке эксперимента и интерпретации его результатов. Задание оценивается теперь 3 баллами и содержит не менее четырёх элементов ответа.
  • Повысили максимальный первичный балл с 58 до 59.

Сейчас важно определиться, какие предметы сдавать на ЕГЭ. Кстати, ориентироваться только на один университет нельзя — нужно внимательно просмотреть программы всех вузов, которые рассматриваешь для поступления. Часто бывает, что институты предлагают одну специальность, но требования у приемной комиссии разные.
Например, для поступления на факультет журналистики в МГУ нужно сдавать русский и иностранный языки, литературу, а в РАНХиГС — только русский и литературу. Похожая ситуация на рекламе и связях с общественностью: в СЗИУ РАНХиГС надо предоставить результаты по русскому языку, истории и обществознанию, а в СПбПУ им. Петра Великого историю можно заменить иностранным языком.
И наш тебе совет: не можешь определиться с вузом или направлением сразу — отметь в документах все предметы, которые могут пригодится, и прими окончательное решение чуть позже. В любом случае отказаться от сдачи предмета по выбору можно всегда (даже если вовсе не придешь на экзамен, ничего не случится), а вот добавить экзамен — нет.

Нередко медосмотр и получение справки (обычно формы 086-У) — формальность. Ведь кому на факультете журналистики, психологии, дизайна или программирования не напишут «годен для специальности такой-то»?.. Справка чаще нужна для распределения студентов по группам на занятиях физкультурой.

Однако для тех, кто поступает, на «лечебное дело», «фармацию», «педагогику и психологию девиантного поведения» медосмотр обязателен и, вероятно, уже менее формален.

На некоторых направлениях и вовсе медосмотр – одно из условий приема. Например, в первый год обучения в МГТУ им. Баумана тех, кто выбрал направление «радиоэлектронные системы и комплексы», «теплотехника и теплоэнергетика», «ядерные реакторы и материалы», «специальные системы жизнеобеспечения» и некоторые другие, попросят пройти медосмотр. Не удовлетворите определенные требования — придется перейти на другую специальность. Это, кстати, прописано в правилах приема.
Так что не оттягивайте прохождение диспансеризации и получение справки и объективно оценивайте физические возможности и состояние здоровья, чтобы потом не кусать локти.

В 2022 году сроки подачи документов и зачислений будут отличаться от прежних.

Дата

Событие

Не позднее 20 июня

Начинается прием заявлений и документов у абитуриентов

27 июля

Публикация конкурсных списков

28 июля

Завершение приема заявлений о согласии на приоритетное зачисление

30 июля

Издание приказов о приоритетном зачислении

3 августа

Завершение приема заявлений о согласии на основное зачисление

9 августа

Издание приказов об основном зачислении

Вуз сможет устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Вместе с тем, поступающие по своему усмотрению могут предоставить результат ЕГЭ.

Граждане Беларуси теперь смогут предоставить результаты централизованного тестирования, проводимого в их стране. Эти результаты приравниваются к результатам ЕГЭ.

Кроме того, теперь вузы сами устанавливают вступительные испытания для абитуриентов со средним профессиональным и высшим образованием. Раньше они были такими же, как для выпускников школ.

Поступить в этом году может быть сложнее, чем в прошлом

Зачисление будет проводиться в 2 этапа: приоритетного зачисления (абитуриентов без вступительных испытаний, абитуриентов, имеющих льготы и заключивших договоры о целевом обучении) и основного зачисления.

Второй этап на первую и вторую «волны» с прошлого года не разделяется.

Незаполненными из-за отказов от поступления места в итоге оставаться тоже не будут — вузы получили право проводить дополнительное зачисление абитуриентов на основании конкурсных списков.

Это самый очевидный плюс. Выпускникам не придётся в будущем запариваться с подготовкой и к школьным экзаменам, и к ЦТ одновременно. Вместо четырёх школьных и трёх ЦТ (вместе семь) нужно будет сдать максимум четыре (два или три национальных и один внутренний в вузе). Очевидно, это выгоднее с точки зрения нагрузки на абитуриентов.

С целью оценить способность абитуриента обучаться и потом работать по выбранной профессии как раз и вводится внутренний экзамен в вузе. Комиссия университета, скорее всего, будет смотреть не только на уровень владения профильным предметом, но и оценивать умение высказываться, отстаивать точку зрения, мыслить логически и творчески. Результат экзамена покажет, правильно ли ты выбрал профиль, имеешь ли ты базовые данные для получения этой профессии. Лучше это обнаружить до начала учёбы, чем после выпуска из университета. Правда, пока не понятно, в какой конкретно форме будет проходить этот экзамен. Будем держать тебя в курсе.

Теперь школьные учителя точно будут знать, к каким испытаниям готовить старшеклассников в первую очередь. Сейчас педагоги больше ориентируются именно на школьные экзамены. А в 2022 году выпускники смогут более продуктивно готовиться к поступлению в том числе и в школе.

Минусы изменений во вступительной кампании

Абитуриентам 2022 года не позавидуешь, так как они будут первопроходцами. Хоть мы пока не знаем, кардинально ли национальный экзамен будет отличаться от ЦТ, специализированных учебных материалов будет не так уж много. Также преподавателям придётся перерабатывать программу обучения. Быть первым всегда немного нервно. Единственное, что может успокоить: за рамки школьной программы экзамен выходить не будет. Поэтому готовиться потихоньку можно уже сейчас. Некоторые десятиклассники, которые учатся в Адукаре, так и делают.

Новые правила приема в вузы с 2022/2023 года

Как известно, в общую сумму баллов при поступлении будет входить и средний балл аттестата. То есть абитуриентам, как и раньше, нужно будет постараться получить максимально высокие отметки за все предметы, которые есть в 11 классе. По мнению многих абитуриентов, именно высокая школьная нагрузка мешает эффективно готовиться к поступлению.

Как и в прошлом году, вступительная кампания в вузы в 2022 году пройдет частично дистанционно, частично – в привычном формате.

Уже ориентировочно известны даты ЕГЭ:

  • досрочный период начнется 21 марта и продлится до 7 апреля;
  • основной период продлится с 27 мая по 21 июня;
  • резервные дни назначены на 23 июня – 2 июля.

Стоит учитывать, что в 2020 году экзамены несколько раз переносились, но в 2021-м уже прошли по графику – соответственно, в 2022-м с большой долей вероятности они пройдут в установленные даты.

В 2021 году абитуриенты остались весьма разочарованы тем, как был организован процесс приема – так как подавать документы можно было в несколько вузов и на несколько направлений в каждом, а весь процесс сократили до одной волны. В результате многие абитуриенты были вынуждены или рисковать: не пройти на бюджетное место в выбранном вузе или остановиться на менее престижном учебном заведении с бОльшими шансами за зачисление.

В 2022 году зачисление точно так же будет проходить в одну волну – поэтому стоит заранее продумать весь процесс поступления. Нужно учесть следующее:

  • можно сдать ЕГЭ по максимальному количеству предметов – если абитуриент не уверен, в какой вуз будет поступать. Больше всего внимания стоит уделить физике, информатике, истории, географии и обществознанию, именно эти предметы чаще всего выбирают вузы в качестве предметов на выбор;
  • другой вариант – заранее определиться с вузом и уточнить его правила приема (они уже утверждены). Так получится сосредоточиться на конкретных предметах по ЕГЭ, и тем самым увеличить свои шансы на бюджетное место;
  • подать заявление можно сразу в 5 вузов, но количество направлений выбирает каждый из них сам (максимум – 10). На практике это может быть как три направления, так и пять – все зависит от востребованности вуза;
  • вступительные испытания могут проходить дистанционно или в очном режиме. Все зависит от политики вуза – некоторые уже сейчас ограничили выбор только дистанционной формой, некоторые – только очной (но с оговоркой, что при неблагоприятной эпидемиологической ситуации возможна и дистанционная форма). В некоторых вузах можно будет пересдать вступительные испытания – если, например, будет сбой в связи;
  • желательно заранее все уточнить касательно медицинского осмотра, который необходим для поступления на ряд специальностей – все это уже сейчас оговорено правилами приема. Нет смысла подавать документы на специальность, на которую абитуриент не сможет поступить из-за ограничений по здоровью.

Что же касается проблем с зачислением в одну волну, какого-то единственно верного решения пока нет – нужно четко понимать, на какую специальность и в какой вуз стоит подавать документы, и подавать согласие на зачисление туда, где больше всего шансов поступить.

В России около 2/3 выпускников школ каждый год обеспечены бюджетными местами в высших учебных заведениях. Но из-за диспропорций в структуре некоторые места остаются незанятыми, а другие абитуриенты платят сотни тысяч рублей каждый год за обучение.

А с 2021 года у студентов появилась интересная возможность – оформить кредит на платное обучение по льготной процентной ставке. Такие кредиты предоставляют уже несколько банков, а большую часть процентной ставки компенсирует государство.

Основные условия образовательных кредитов такие:

  • полная процентная ставка – 14,66% годовых, студент платит только 3% (остальные 11,66% компенсирует государство);
  • в первый год нужно платить только 40% от процентных платежей, во второй – только 60% от процентов;
  • с третьего года нужно вносить проценты без льготных условий, но и без уплаты основной части долга;
  • спустя 9 месяцев после окончания вуза включается обычный режим выплаты долга – и основной части, и процентов;
  • общий срок кредита – 15 лет, но можно погасить его досрочно.

Такие кредиты выдаются все активнее. Например, Сбербанк выдал в этом году 22,2 тысячи образовательных кредитов на 3 миллиарда рублей, другие банки тоже выдают кредиты, но уже по своим условиям. Например, в МКБ можно получить образовательный кредит под 7,9% годовых, в ВТБ – под 5,5% годовых.

Как полагают эксперты, такие кредиты будут интересны тем, кто четко определился с будущей профессией и понимает, как будет отдавать долг банку. Такой кредит интересно взять даже на оплату магистратуры – ведь ее окончание даст хорошую прибавку к заработку специалиста.

Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ

К сожалению, опыт прошлой экзаменации продемонстрировал крайне низкий уровень подготовки учащихся, по сравнению с результатами прошлых лет. То ли дело в вынужденном переходе на дистанционный формат обучения, то ли сыграло роль введение упрощенных правил для проведения ОГЭ и ЕГЭ, но факт есть факт.

И именно такое положение вещей вызвало обеспокоенность государственных деятелей, работающих в сфере образования, о чем поспешил заявить Анзор Ахмедович Музаев, возглавляющий Федеральную службу по надзору в сфере науки и образования.

Но это еще не все изменения, которые вероятнее всего будут приняты. Так, ожидается, что будут введены определенные изменения и в систему оценивания сдаваемых учащимися предметов.

Пока речь идет о таких нововведениях:

  • Русский язык – первичный балл будет равен 59 вместо актуальных ранее 58;
  • Математика – 21 балл при сдаче базового предмета и 31 балл при сдаче профильного;
  • Обществознание – 57 баллов вместо принятых ранее 64;
  • Физика – 55 баллов;
  • Информатика – 29 баллов вместо 30;
  • Биология – за каждое выполненное задание экзаменующийся получит по 3 балла вместо 2 актуальных ранее;
  • Химия – 56 баллов вместо 58;
  • Литература – 55 баллов вместо 58;
  • Иностранный язык – для всех языков, кроме китайского, изменились критерии оценивания каждого задания (за 2-е – 2-4 балла, 3-е – 3-5 баллов, 4 – 4-10 баллов).

Как видите, не все изменения к худшему, ведь по некоторым предметам очевидно запланированное чиновниками послабление.

Планируемые изменения по базовому предмету:

  • упразднение 2-го задания (вычисление и преобразование выражений), вместо которого будет введено аналогичное под 7-м порядковым номером;
  • добавление 5-го (задачи с геометрическими фигурами) и 20-го задания (построение простейших матмоделей);
  • в результате общее количество заданий составит 21 против 20 прежних.

Наибольшее количество изменений планируется для этого предмета. Согласно предварительным данным, в этот перечень войдет:

  • упразднение ряда дублирующих друг друга заданий из перечня 2021-го года, среди которых 6, 7, 10, 22 и 23;
  • исключение из перечня сочинения на историческую тему, которое шло под номером 25;
  • преобразование формата заданий 3, 4, 6, 11, 15, 18, 19 и 24;
  • замена 8-го задания из перечня 16-м;
  • добавление 17-го задания на способность определения причиноо-следственных связей для того или иного исторического события;
  • сокращение времени экзаменации с 235 до 180 мин., то есть до 3-х часов.

В вуз после колледжа в 2022 году

Период приема является одним из наиболее сложных периодов в образовательном процессе, и любые изменения, направленные на то, чтобы его дополнительно прояснить или упорядочить, — скорее позитивное явление, считает член комиссии по развитию науки и образования, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Роман Дошинский.

— Несмотря на то что все вузы подчиняются Минобрнауки, исходя из того, что они территориально находятся в разных регионах, контролировать их деятельность сложно. Особенно в период приема. Тем более что абитуриентов больше, чем мест, которые есть у вуза. Эта проработка правил позволяет умерить аппетиты вузов и прояснить положение студентов, — отметил он.

Часть предложенных Минобрнауки изменений, по его мнению, направлена именно на то, чтобы предоставить больше возможностей абитуриентам.

Среди других значимых изменений, по его мнению, — запрет на публикацию приказов о зачислении с фамилиями и именами студентов в соответствии с требованиями закона о персональных данных, возможность несовершеннолетних абитуриентов подать заявление о зачислении в вуз без согласия родителей или опекунов, а также возможность подать документы онлайн как следствие пандемии и связанного с ней перехода на дистанционное образование.

Один предмет для конкретных специальностей должен быть всегда строго определенным: например ЕГЭ по физике для специальности «Физика» (логично).

Еще один экзамен вуз имеет право выбрать сам. Это может быть любой предмет, какой вуз захочет, но в рамках разумного.

Экзаменов легко может быть и больше трех. Никуда не денется практика топовых вузов, когда приходится сдавать четыре ЕГЭ (русский и два по выбору) и еще идти на экзамен в вузе — так называемое дополнительное вступительное испытание — ДВИ.

Кроме того, продолжит существовать вариативный ЕГЭ, когда вуз устанавливает веер предметов в качестве третьего экзамена, а вы можете подать любой предмет в рамках этого веера.

Словом, более или менее все остается на своих местах. Для вас это значит следующее: нужно сдавать минимум три ЕГЭ: русский и два предмета по выбору. Хотя вариативный ЕГЭ немного добавляет вам вариантов поступления. При этом, если ни один из ваших предметов по выбору не является математикой, прибавьте к этому еще ЕГЭ по математике базового уровня, на аттестат. Напомним, на 2022 год его пока никто не отменял.

Новый порядок приема на программы высшего образования, который вступил в силу в 2020 году, разрешил вузам устанавливать вариативные комбинации ЕГЭ. Что это значит? Это значит, что если ранее для поступления на какую-либо программу нужно было предоставить результаты ЕГЭ по трем или более конкретным предметам, то теперь вуз может требовать только два обязательных предмета, а третий позволить абитуриентам выбрать самостоятельно из предложенного списка дисциплин.

Пример

Для поступления на программу «Экономика предприятия и предпринимательство» в РУДН необходимо представить результаты по русскому языку и профильной математике, а также результат еще одного предмета на выбор. Это может быть обществознание, история, иностранный язык, информатика или география.

Новые правила практически избавили абитуриентов от проигрышных комбинаций ЕГЭ, с которыми нельзя никуда поступить. Теперь можно соединить несочетаемые казалось бы предметы и поступить в вуз. Однако нужно помнить, что русский язык требуется везде.

Также можно выбрать не три, а четыре или пять предметов, сложить их в разные комбинации и получить широкий выбор возможных программ для поступления.

А если сдавать два и более предмета из списка вуза на выбор, то можно выбрать лучший вариант и участвовать в конкурсе с ним. В какой-то степени это повышает шансы на поступление.

Приемная кампания в вузы 2021 года показала, что самый большой минус вариативного ЕГЭ — огромные конкурсы в вузах. И это логично, ведь большинство абитуриентов решили воспользоваться широкими возможностями, которые дали им новые правила.

Кроме того, наблюдался рост проходных баллов в вузах. И это, к сожалению, тоже логично. Абитуриенты выбирали самые «выгодные» для себя комбинации ЕГЭ, то есть те, которые в сумме давали больше баллов. С ними и поступали в вузы.

Несмотря на то, что поступить в вуз теперь можно практически с любой комбинацией ЕГЭ, мы призываем вас к осознанному выбору направления обучения и университета. Отталкивайтесь не от набора экзаменов, которые хотите и можете сдавать, а от того, чем планируете заниматься в будущем. Далее изучайте информацию о вузах и списках экзаменов, которые они требуют. Составляйте для себя перечень экзаменов и начинайте подготовку.

А если сложно выбрать ЕГЭ, вузы и специальности самостоятельно, не стесняйтесь обращаться за помощью к экспертам. Профориентологи портала «Поступи Онлайн» всегда готовы проконсультировать вас и помочь найти подходящие варианты и принять взвешенное решение.

Этой осенью Минобрнауки приняло приказ, который изменил порядок поступления в вузы для студентов колледжей. На второй странице, в подпункте 5 пункта 2, содержатся рекомендации о том, как вузы должны проводить вступительные испытания для абитуриентов с дипломом колледжа.

Теперь все вступительные испытания для тех, кто поступает на базе СПО, можно разделить на три категории:

русский язык,

общеобразовательные экзамены,

профильные экзамены.

Нюанс в том, что общеобразовательные экзамены теперь разрешается сдавать только в том случае, если у вас есть на это право:

инвалидность,

иностранное гражданство,

получение документа об образовании не на территории РФ.

Профильные вступительные экзамены «проводятся в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ среднего профессионального образования, родственных программам бакалавриата, программам специалитета, на обучение по которым осуществляется прием».

«Родственность» каждый вуз определяет самостоятельно, пока «гайдлайнов» министерства на этот счет нет.

Получается, что с 2022 года вузам придется разрабатывать альтернативные экзамены по всем предметам, кроме русского языка, и создавать для них программу сдачи. Приказ с этим требованием вышел 14 сентября, а срок завершения разработки экзаменов на данный момент уже прошел — это было 1 ноября.

Поэтому высока вероятность, что множество вузов воспользовались «альтернативным вариантом» — просто указали, что формой вступительных испытаний для поступающих после колледжа является ЕГЭ. Вузам так, без сомнения, гораздо проще: не нужно придумывать новые экзамены и писать для них программы, особенно в сжатые сроки, как получилось в этом году.

Сразу оговоримся, что вузы принимали абитуриетов после колледжа по ЕГЭ и раньше, тут ничего нового нет. Просто с 2022 года таких, видимо, станет намного больше (если не подавляющее большинство).

Напомним, что мы уже рассказывали о том, как сдают ЕГЭ в колледже. Кроме того, в 2021 году мы нашли интересные примеры — возможность поступить в вуз после СПО не просто без ЕГЭ, а только по собеседованию.

  • Смотрите подробнее страницу с демоверсией ЕГЭ 2022 по русскому языку

Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. В работу внесены следующие изменения.

  1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
  2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
  3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
  4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
  5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.
  • Смотрите подробнее страницу с демоверсией ЕГЭ 2022 по профильной математике

В работу внесены следующие изменения.

  1. Удалены задания 1 и 2, проверяющие умение использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни, задание 3, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
  2. Добавлены задание 9, проверяющее умение выполнять действия с функциями, и задание 10, проверяющее умение моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.
  3. Внесено изменение в систему оценивания: максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня 13, проверяющего умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, стал равен 3; максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня 15, проверяющего умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, стал равен 2.
  4. Количество заданий уменьшилось с 19 до 18, максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 31.

Выпускник-2022: полезная информация для поступающих в вузы России в 2022 году

  • Смотрите подробнее страницу с демоверсией ЕГЭ 2022 по биологии

В работу внесены следующие изменения.

  1. Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 г.).
  2. Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
  3. Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».
  4. В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 г.
  • Смотрите подробнее страницу с демоверсией ЕГЭ 2022 по географии

В работу внесены следующие изменения.

  1. Общее количество заданий сокращено с 34 до 31. При этом увеличено количество заданий с развёрнутым ответом.
  2. В КИМ 2022 г. включён мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
  3. Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.
  4. В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса:
    – задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений;
    – задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями;
    – задания 23–25 – мини-тест из трёх заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними;
    – задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.
  • Смотрите подробнее страницу с демоверсией ЕГЭ 2022 по информатике

В работу внесены следующие изменения.

  1. Задание 3 будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц (в 2021 г. это задание было аналогично заданию 3 бланкового экзамена прошлых лет).
  2. Задание 17 будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива.
  3. Задание 25 будет оцениваться исходя из максимального балла за выполнение задания равного 1. Максимальный балл за выполнение всей работы составит 29 (в 2021 г. – 30).
  • Смотрите подробнее страницу с демоверсией ЕГЭ 2022 по истории

В работу внесены следующие изменения.

  1. Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
  2. Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
  3. Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).

  4. Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

  5. Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
    — Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
    — Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
    — Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
    — Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
    — В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
    — Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).

  6. В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
  7. Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа.
  8. Время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.

Власти уже давно планируют ввести еще один обязательный экзамен по английскому языку в государственную итоговую аттестацию. В результате широких общественных обсуждений, опираясь на мнение экспертов и обеспокоенных предстоящими изменениями родителей, Минпросвещения пока исключило возможность включения английского языка в ЕГЭ. Это значит, что в 2022 году школьники смогут получить аттестат, не сдавая экзамен по иностранному языку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *