Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение пенсии по возрасту в Беларуси в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
2016 год – 60 лет и 55 лет:
2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
2018 год – 61 год и 56 лет;
2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
2020 год – 62 года и 57 лет;
2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
2022 год – 63 года и 58 лет.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021
2021 (август-октябрь)
2021 (май-июль)
2021 (февраль-апрель)
ноябрь 2020 – январь 2021
Средняя пенсия по возрасту
545
с августа: 512,78 с сентября: 545
512,78
512,78
с ноября: 457,93 с декабря: 482,62
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)
280,04 (72+208,04)
278,91(70,87+208,04)
276,36 (68,32+208,04)
273,76 (65,72+208,04)
260,82 (64,53+196,29)
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Вместе с заявлением нужно подготовить:
паспорт или вид на жительство;
документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2021 году);
документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
страховое свидетельство государственного страхования.
В 2022 году повысят пенсионный возраст: как будут начислять пенсии
Официальный Сайт Президента Республики Беларусь
Официальный сайт Витебского облисполкома
Каталог ресурсов государственных органов
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
Информация о либерализации экономической деятельности
БРСМ в Витебске
Витебское областное управление МЧС РБ
Национальное агентство по туризму
Фонд ”Витебскоблимущество“
Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Коммунальное унитарное производственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство»
Совет Республики
Министерство по налогам и сборам
ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
РУП «Национальный центр электронных услуг»
Проверка контрагентов
Напомним, с 2017 года пенсионный возраст в Беларуси повышается на шесть месяцев в год. Если раньше мужчины уходили на пенсию в 60 лет, а женщины – в 55, то с 2022 года сильная половина человечества может отправляться на заслуженный отдых в 63 года, а слабая – в 58. Пока на этом решено завершить реформу. Впрочем, чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста, но только для женщин. Продолжить реформы настоятельно советуют и в Международном валютном фонде.
По данным Министерства труда и социальной защиты, различные виды пенсий получают около 2,5 млн человек. Если учесть, что численность населения Беларуси на 1 января 2021 года составила 9 349 645 человек, то значит, что пенсионерами считаются 26,7 % населения Беларуси.
Когда повышают пенсии?
Как поясняют в Минсоцзащиты, перерасчет осуществляется в двух случаях. Во-первых, в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения и на основании указов Президента. А во-вторых, если изменяется бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, а значит и минимальная трудовая пенсия, социальная пенсия, надбавки и повышений к ним, доплаты к пенсиям лиц старше 75 лет.
Напомним, с 1 сентября пенсии по сравнению с августом вырастут на 6,3%.
Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту. В их число включают пенсии по возрасту на общих основаниях, досрочные пенсии по возрасту по условиям труда или по социальным основаниям. Кроме того, к трудовым относятся пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.
Трудовые пенсии назначаются тем, кто в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежал государственному социальному страхованию и уплачивал обязательные страховые взносы. Вот почему зарплаты в конвертах могут негативно отразиться на начислении пенсионных пособий.
Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж
Для назначения досрочных пенсий по возрасту требуется 5 лет страхового стажа. Однако необходимо выполнить и другие условия, предусмотренные законодательством. Такая пенсия назначается: родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам, лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста были инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года.
женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины – не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
лицам, которые не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, проходили военную службу (или службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам закона о пенсионном обеспечении для военнослужащих. При этом у них должен быть общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
лицам, которые более 10 лет являются инвалидами I или II группы, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.
С 1 января 2021 года мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам 60 лет, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.
Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.
Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.
18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».
Меры, предусмотренные Указом в части пенсионного обеспечения, внесены в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (в редакции от 04.01.2021) и вступили в силу с 1 января 2021 г.
В части пенсионного обеспечения Указом предусматривается: Для многодетных матерей • Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, — с 9 до 12 лет в общей сложности
Справочно: Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. Ранее учитывался в пределах 9 лет.
ВАЖНО! Норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.
Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста — Женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.
Справочно: Для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» требуется наличие страхового стажа: • в 2021 году — не менее 18 лет • в 2022 году — не менее 18 лет 6 месяцев • в 2023 году — не менее 19 лет • в 2024 году — не менее 19 лет 6 месяцев • в 2025 году — не менее 20 лет
Для граждан с инвалидностью • Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы Снижение страхового стажа гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы: более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности
Справочно: При нахождении на инвалидности I и (или) II группы: 11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев 12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев 14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев 16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев 18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев 20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет более 21 года – до 5 лет.
Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет.
Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Для назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обращаться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Для родителей детей-инвалидов • Увеличение размера социальной пенсии родителям детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы
Для родителей детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, осуществляющих уход за инвалидами не менее 20 лет, размер социальной пенсии увеличивается до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (БПМ пенсионера).
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:
в 2016 году: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет;
в 2017 году: мужчины — 60 лет 6 месяцев, женщины — 55 лет 6 месяцев;
в 2018 году: мужчины — 61 года, женщины — 56 лет;
в 2019 году: мужчины — 61 года 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;
в 2020 году: мужчины — 62 лет, женщины — 57 лет;
в 2021 году: мужчины — 62 лет 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;
в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом. При этом предоставляется право:
на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11- 13и 15Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее –Закон) и за выслугу лет в соответствии со статьями 47- 49-2Закона — при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет;
на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17- 22 Закона — при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 5 лет.
Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестациирабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:
мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;
женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестациирабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;
женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
в) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по спискупроизводств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе
д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
В 2022 году повышается пенсионный возраст. Как будут начислять пенсии в Беларуси
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон) гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Таким образом, для назначения такой пенсии по возрасту необходимо наличие следующих условий:
ликвидация организации. Только увольнение работника по данному основанию дает право на досрочный выход на пенсию по возрасту (на 2 года или, может быть, менее). В трудовой книжке наряду со ссылкой на пункт 1 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь должна быть расшифровка «в связи с ликвидацией организации»;
достижение предпенсионного возраста,
наличие общего стажа работы для женщин – 20 лет, для мужчин – 25 лет;
признание гражданина безработным.
Право на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со статьей 22 Закона с согласия заявителя определяет управление по труду, занятости и социальной защите лишь при отсутствии возможности трудоустройства.
В соответствии со статьей 24 Закона безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для назначения этой пенсии необходимо наличие следующих условий:
признание гражданина безработным и наличие права на получение пособия по безработице в течение не менее чем 52 календарных недель. Право на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со статьей 24 Закона с согласия заявителя определяет управление по труду, занятости и социальной защите лишь при отсутствии возможности трудоустройства. Общий трудовой стаж, который дает право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, должен быть не менее 33 лет у женщин и не менее 38 лет у мужчин. Обращаем внимание читателей, что периоды получения пособия по безработице для определения права на пенсию включаются в трудовой стаж в общей сложности не более 6 месяцев;
достижение предпенсионного возраста.
Следует отметить, что пенсии по возрасту, назначенные в соответствии с данным Законом, в период работы не выплачиваются. После приобретения права на пенсию по другим основаниям выплата пенсии производится в общем порядке.
К пенсии по возрасту устанавливается надбавка на уход:
инвалидам I группы — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК) или врачебно-консультационных комиссий (ВКК) в постоянной посторонней помощи, — 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
При наличии права на надбавку на уход по двум основаниям, надбавка начисляется по одному из них.
Инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Статьей 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрены основания для повышения пенсии.
В статье 39 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» перечислены основания для получения надбавки к пенсии.
При обращении за назначением пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство (паспорт гражданина Республики Беларусь, справку установленной формы, выдаваемую органом внутренних дел по месту жительства в замен утерянного паспорта, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства).
К заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены:
документы, подтверждающие стаж работы: трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, военный билет, документы об обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д. (периоды, засчитываемые в стаж для назначения пенсии указаны в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);
справка о заработке за последние 23 года работы, для граждан, оформляющих пенсию в 2017 году (при этом за период работы с 01.01.2003 сведения о заработке запрашиваются специалистами отдела по назначению пенсий в Фонде социальной защиты населения). 23 – летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося стажа работы;
страховое свидетельство государственного социального страхования (для лиц, работавших после 1 января 2003 года).
В необходимых случаях представляются:
документы, подтверждающие стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда (справки установленной формы);
при назначении пенсии многодетным матерям — документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
при назначении пенсии матерям военнослужащих — документ о смерти военнослужащего и о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, а также документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (если это не усматривается из документа о смерти);
при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» — документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
документы, удостоверяющие право заявителя на надбавку и (или) повышение пенсии;
документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня».
В соответствии со ст. 22- 1, введенной Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 N 97-З, лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, не имеющие требуемого в соответствии с Законом стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, имеют право на пенсию по возрасту:
а) мужчины — при стаже работы не менее 40 лет;
женщины — при стаже работы не менее 35 лет;
б) лица, проходившие военную службу (службу в военизированных организациях), — мужчины при стаже работы не менее 25 лет и женщины при стаже работы не менее 20 лет, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».
Примечание. Под военной службой (службой в военизированных организациях) для целей применения пункта «б» настоящей статьи понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона, за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.
В соответствии со ст. 23-1 Закона при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:
6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, — соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка — за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;
1 процент заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, — за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии, предусмотренными абзацем вторым настоящей части.
Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии в соответствии с частью первой настоящей статьи, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.
Увеличение размера назначенной пенсии по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи производится независимо от ограничения, установленного частью третьей статьи 23 настоящего Закона.
Периоды работы до 1 января 2017 года без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (кроме периодов работы до 1 сентября 1998 года, учтенных при назначении пенсий до указанной даты) учитываются для увеличения размера пенсии по возрасту в соответствии с настоящей статьей независимо от условия назначения пенсии.
Я иностранец, но работаю в РФ. А где мне пенсию получать?
Ранее мужчины могли уйти с работы на «заслуженный отдых» в 62 года, женщинам такое право давалось при наступлении 57 лет. Помимо этого закона рассматривались нормативные акты, в которых рассчитывалось повышение пенсионного возраста в конце 2022 года. В таком случае новая пенсионная реформа может стартовать в 2023 году. Пока, белорусам остается привыкать к обновленному пенсионному возрасту и учитывать его при расчете стажа для пенсионного обеспечения.
Уже с середины 2021 года в Беларуси начинается увеличение пенсионного возраста, это коснется мужчин, у которых в паспорте дата рождения – первое полугодие 1959 года. Также подобные нововведения относятся к женщинам с датой рождения первое полугодие 1964 года. Для этих граждан выход на пенсию в РБ наступит уже в начале 2021 года.
Процесс постепенного увеличения пенсионного возраста в РБ в несколько этапов начала внедряться еще в 2017 году, в середине 2022 года будет полностью завершен этап пенсионной реформы и выделено соответствующе финансирование.
Интересно, что общая система реформирования затронула белорусов со следующими датами рождения:
Женщины – 1962 – 1964 года;
Мужчины – 1957 – 1959 года.
Помимо базового года выхода на пенсию меняется и минимальный трудовой стаж для пенсионного обеспечения – т.е. меняется расчет суммы взносов всех периодов, когда белорус производит отчуждение доходов в ФСЗН. С 2021 года этот период составляет 18 лет.
Итак, какова новая методика расчета пенсии в Беларуси, что готовят белорусам власти в 2022 году? В середине прошлого года власти РБ внесли нововведения в начисление профессиональных пенсий, тем белорусам, которые трудятся в условиях опасной среды, токсичности и т.д. Также на «особую» пенсию могут рассчитывать педагоги, врачи.
Особенности сводятся к тому, что работникам было позволено вернуться к старой системе расчетов и оформлять пенсию в раз мере пенсии по возрасту.
Стоит помнить, что профессиональные страховые пенсии были назначены в 2009 году, ранее выплаты осуществлялись из стандартной пенсионной системы. Изменения были обусловлены увеличением количества граждан, претендующих на профпенсию, поэтому актуальным стало решение разделить пенсионную финансовую нагрузку.
Гособеспечение для граждан спец профессий функционирует на накопительной основе: какова была зарплата и соответственно отчисления – такой будет и пенсия.
С повышением возраста белорусским пенсионерам в РБ соответственно повышается срок минимальный страховой стаж, который является обязательным для производственных пенсий. В прошлом году было установлено 17,5 лет, после его повысили до 18 лет, но по окончании пенсионной реформы стаж для «выхода на заслуженный отдых» будет составлять 20 лет. Это планируется реализовать до 2024-2025 года.
Актуально будет знать, особенно тем, кто работает нелегально или «по серой» зарплате, что пенсионный возраст в РБ 2022и страховой стаж считается в тех ситуациях, когда белорусский гражданин оплачивает в полной мере налоги в ПФ и фонд соцзащиты. Новая пенсионная реформа на будущие 3 года включает проект, рассматриваемый возможность покупки недостающего страхового стажа.
Главное условие для получения трудовой пенсии в Беларуси – наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН в течение 18 лет. Но это пока: в 2022 году этот показатель вырастет до 18 лет и 6 месяцев. Простыми словами, если у вас есть зеленая пластиковая карточка соцстраха, и вы официально отработали более 18 лет, пенсию вы непременно получите.
Важно: ежегодно страховой стаж повышается, также на полгода. Так, в 2023-м он составит 19 лет, тогда как в 2024-м – 19,5 лет. Завершится реформа по стажу в 2025 году – к тому моменту отработать придется как минимум 20 лет.
Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.
Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
01.01 — 30.06.1962
01.07 — 31.12.2017
55,5
01.07 — 31.12.1962
01.07 — 31.12.2018
56
01.01 — 30.06.1963
01.07 — 31.12.2019
56,5
01.07 — 31.12.1963
01.07 — 31.12.2020
57
01.01 — 30.06.1964
01.07 — 31.12.2021
57,5
01.07 — 31.12.1964 и младше
01.07 — 31.12.2022
58
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
01.01 — 30.06.1957
01.07 — 31.12.2017
50,5
01.07 — 31.12.1957
01.07 — 31.12.2018
61
01.01 — 30.06.1958
01.07 — 31.12.2019
61,5
01.07 — 31.12.1958
01.07 — 31.12.2020
62
01.01 — 30.06.1959
01.07 — 31.12.2021
62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше
01.07 — 31.12.2022
63
Рождённые в:
первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Рассмотрим, какие условия должны выполняться для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, а также по некоторым льготным основаниям, предусматривающим выход на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Условия назначения пенсии по возрасту на общих основаниях
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины и женщины, обладающие в совокупности следующими признаками :
— достижение общеустановленного пенсионного возраста. В 2019 году это 61 год 6 месяцев для мужчин и 56 лет 6 месяцев для женщин;
— наличие определенного стажа работы: для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет;
— наличие необходимого стажа работы с уплатой страховых взносов (далее — страховой стаж). В 2021 году он должен быть не менее 17 лет.
Условия предоставления пенсии по возрасту на общих основаниях в 2019 году и позднее приведены в таблице 1.
Таблица 1
Год выхода на пенсию
Мужчины
Женщины
Минимальный страховой стаж
Дата рождения
Возраст выхода на пенсию
Минимальный стаж работы
Дата рождения
Возраст выхода на пенсию
Минимальный стаж работы
2019
1-е полугодие 1958 года
61 год 6 месяцев
25 лет
1-е полугодие 1963 года
56 лет 6 месяцев
20 лет
17 лет
2020
2-е полугодие 1958 года
62 года
25 лет
2-е полугодие 1963 года
57 лет
20 лет
17 лет 6 месяцев
2021
1-е полугодие 1959 года
62 года 6 месяцев
25 лет
1-е полугодие 1964 года
57 лет 6 месяцев
20 лет
18 лет
2022
2-е полугодие 1959 года
63 года
25 лет
2-е полугодие 1964 года
58 лет
20 лет
18 лет 6 месяцев
2023
1960 год
63 года
25 лет
1965 год
58 лет
20 лет
19 лет
2024
1961 год
63 года
25 лет
1966 год
58 лет
20 лет
19 лет 6 месяцев
2025
1962 год
63 года
25 лет
1967 год
58 лет
20 лет
20 лет
Внимание!Лицам, имеющим необходимый страховой стаж, но не имеющим стажа работы, достаточного для назначения пенсии по возрасту (см. таблицу 1), назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы. При назначении такой пенсий не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий .
Дополнительно отметим, что лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, но не имеющие необходимого страхового стажа, также имеют право на пенсию по возрасту . Условия ее предоставления приведены в таблице 2.
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
01.01 — 30.06.1957
01.07 — 31.12.2017
50,5
01.07 — 31.12.1957
01.07 — 31.12.2018
61
01.01 — 30.06.1958
01.07 — 31.12.2019
61,5
01.07 — 31.12.1958
01.07 — 31.12.2020
62
01.01 — 30.06.1959
01.07 — 31.12.2021
62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше
01.07 — 31.12.2022
63
Рождённые в:
первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Пенсионный возраст в Беларуси вновь увеличится в 2022 году
Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:
Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2021 года;
Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.
Причиной инициирования реформ для стран бывшего Советского Союза считается демографический кризис 1990-х годов, повлёкший за собой снижение рождаемости.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!
Все белорусские пенсии можно поделить на трудовые и социальные. Трудовые выплаты могут предоставляться по:
возрасту;
инвалидности;
утрате кормильца;
выслуге лет;
особенные заслуги перед государством.
Расчет данных выплат производится при учете заработка гражданина за последние 24 года (при этом количество лет, учитываемых при расчете, не может быть больше имеющегося рабочего стажа). Минимальный размер трудового пенсионного обеспечения следующий:
по возрасту – 25 процентов от максимального прожиточного минимума (ПМ), который был утвержден за 2 предыдущих квартала;
по утрате кормильца – 100 процентов, детям-сиротам – 200 процентов;
для инвалидов – 100 процентов (1 и 2 группы), 50 процентов (3 группа), 100 процентов от минимально установленной пенсии по возрасту для матерей-героинь;
за выслугу лет – 100 процентов.
Людям, получающим минимально установленные выплаты, предоставляется государственная доплата, равная 20 процентам средней зарплаты по стране. Пенсия по возрасту должна быть больше законодательно установленного минимума, не меньше 55 процентов среднего дохода гражданина за месяц.
Следует отметить, что даже после завершения реформы выход на пенсию в Беларуси будет одним из самых ранних в Европе. В большинстве стран Евросоюза, США и Японии возраст выхода на пенсию для населения – 60-65 лет. При этом и мужчины, и женщины имеют в этом вопросе одинаовые права – разные сроки выхода для них не предусмотрены.
Согласно статистике, в Беларуси насчитывается свыше 2 млн. 350 тыс. пенсионеров. Каждый год это число увеличивается еще примерно на 40-50 тыс. человек, в то время как количество работающих людей прирастают не такими впечатляющими темпами. Чтобы решить «пенсионный вопрос», правительство и приняло решение инициировать непопулярную реформу.
Пенсионный возраст в Беларуси в 2018 году не сильно отличается от привычных всем значений – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем он будет расти, однако увеличение будет поступательным и не станет шоком для населения. А для экономики страны такое увеличение выхода на заслуженный отдых принесет только пользу.
Пенсионный возраст и страховой стаж повысят в Беларуси в 2022 году
Дзержинский РЦГЭ: в ноябре от укусов клещей пострадали 4 человека
3 декабря нотариусы Минского областного нотариального округа проконсультируют бесплатно
30 декабря Дзержинский ГДК приглашает на новогоднее шоу
Малыши – за экологию! Воспитанники Боровского УПК приняли участие в благотворительном проекте
Едуць госці да «Ката»! Жывая сусветная спадчына, якая існуе ў Скірмантава
Трудовые пенсии повысятся в Беларуси с 1 сентября текущего года в связи с ростом средней зарплаты по стране. В целом они вырастут на 7%. Деньги будут выделяться из внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН).
Напомним, в последний раз размер трудовых пенсий повышался в республике 1 декабря 2020 года – тогда они увеличились на 6%.
Средняя пенсия по возрасту сейчас составляет 512,78 рубля, минимальная пенсия с доплатой – 276,36 рубля
При этом изменится и срок страхового стажа, после отработки которого можно будет получить трудовую пенсию. В будущем году такой показатель вырастет с 18 до 18,5 лет. Страховой стаж засчитывается работнику за срок выплаты за него нанимателем взносов в Фонд социальной защиты, сообщили в Министерстве труда.
Белорусы, не оформившие страховой стаж по новым правилам, будут получать социальную пенсию. Это 141,73 руб.
Отдельные категории населения могут получать досрочную пенсию по возрасту, имея 5 лет страхового стажа.
Это матери 5 и более детей, родители детей-инвалидов с детства, инвалиды с детства, инвалиды войн, матери погибших при исполнении обязанностей военных, карлики и лилипуты, а также граждане, являвшиеся инвалидами первой/второй группы на протяжении не менее 21 года (до достижения ими пенсионного возраста).
При этом изменится и срок страхового стажа, после отработки которого можно будет получить трудовую пенсию. В будущем году такой показатель вырастет с 18 до 18,5 лет. Страховой стаж засчитывается работнику за срок выплаты за него нанимателем взносов в Фонд социальной защиты, сообщили в Министерстве труда.
Белорусы, не оформившие страховой стаж по новым правилам, будут получать социальную пенсию. Это 141,73 руб.
Отдельные категории населения могут получать досрочную пенсию по возрасту, имея 5 лет страхового стажа.
Это матери 5 и более детей, родители детей-инвалидов с детства, инвалиды с детства, инвалиды войн, матери погибших при исполнении обязанностей военных, карлики и лилипуты, а также граждане, являвшиеся инвалидами первой/второй группы на протяжении не менее 21 года (до достижения ими пенсионного возраста).
«>
Опубликовано: Вячеслав Алехин
Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.
Телефон для связи с редакцией:
+375 (25) 640-22-40
Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.
Таблица выхода на пенсию — пенсионный возраст в Беларуси
Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2021 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.
— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.
Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.
Уже после того, как повышение пенсионного возраста началось, чиновники не раз говорили о том, что им, вероятно, дело не ограничится. В 2021 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. Вместе с тем в январе этого года замминистра труда Валерий Ковальков сказал FINANCE.TUT.BY, что о дальнейшем повышении пенсионного возраста после окончания нынешней реформы речи пока не идет.
— Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке» Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
В апреле 2021 года Президент Беларуси подписал Указ, на основании которого возраст пенсионеров будет расти каждый год, начиная с 2021 по 2022 год, на 6 месяцев. Данные изменения коснутся в первую очередь женщин, родившихся в период 1962–1964 года рождения и мужчин – с 1957 до 1959.
Кроме того, на основании иного Указа, стаж будет увеличиваться пропорционально возрасту, то есть на 6 месяцев. В настоящий момент для получения пенсионных выплат достаточно было иметь 15 лет стажа, а к 2025 году он вырастет до 20 лет.
Основная цель данного законопроекта – решение проблем демографической ситуации в стране, где в настоящее время наблюдается стремительное увеличение граждан пенсионного возраста.
Для сравнения рекомендуем: пенсионный возраст в Украине или пенсионный возраст в США.
В 2017–2019 годах количество новых пенсионеров в 1,5% раза больше работающего населения страны.
Важно знать! Транспортный налог для пенсионеров
При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.
Условия назначения пенсии по возрасту
Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :
2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:
— страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;
— трудового, который в основном включает общий период работы по трудовому договору, договору подряда или в качестве ИП .
Некоторые периоды засчитываются в трудовой стаж лица, несмотря на неуплату в это время страховых взносов в ФСЗН. К примеру, когда работник получал высшее образование в дневной форме, находился на больничном или в декретном отпуске .
С помощью калькулятора можно без затруднений вычислить дату выхода на пенсию любого гражданина. Особенно важен калькулятор лицам предпенсионного возраста, поскольку именно их выход на пенсию будет регулироваться по особой сетке, исходя из поэтапного претворения положений пенсионной реформы в жизнь.
Различные виды пенсионных калькуляторов весьма распространены в Интернете, что объясняется повышенным интересом граждан к вопросам начисления пенсий. Однако следует помнить, что не существует калькулятора, который хотя бы приблизительно достоверно мог рассчитать размер ваших будущих пенсионных выплат. Это связано с множеством причин, основной из которых является крайняя непрозрачность системы расчета пенсионных накоплений, практикуемой ПФР.
Законодательно к факторам, непосредственно влияющим на размер начисления страховой пенсии, относятся:
Заработная плата будущего пенсионера либо задекларированный доход при самозанятости.
Длительность стажа.
Социально значимые периоды жизни, к которым относятся служба в рядах ВС, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за детьми.
Избранный будущим пенсионером способ пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
Продолжение трудовой деятельности после наступления возраста пенсионирования.
Все эти факторы постоянно претерпевают изменения, а коренная ломка пенсионной системы РФ привносит изменения практически ежедневно.
Поэтому единственные достоверные расчеты калькулятора могут быть предоставлены лишь в части:
прогнозируемого для выхода на пенсию года;
возраста выхода на пенсию;
минимального объема стажа, необходимого для выхода на пенсию.