Новые поправки в трудовой кодекс 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые поправки в трудовой кодекс 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с новой статьей 15.2, которая появится в Законе о социальном страховании № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации, грозит штраф от 1000 до 5000 руб.

За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному, штраф составит 5000 руб.

Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.

За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:

  • рабочие места,
  • средний заработок.

По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.

Положения о службе охраны труды с 2022 года перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.

Теперь ТК РФ обязывает организации с численностью работников более 50 человек создавать службу охраны труда или вводить отдельную должность специалиста по охране труда.

Компания с меньшей численностью работников менее 50 человек сами принимают решение о необходимости наличия службы охраны труда или специалиста по охране труда.

Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.

Директор компании обязан отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им СИЗ.

С 2022 года в ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ, в которой приведен список изделий, относящихся к СИЗ. В него организации вправе добавить свои СИЗ, необходимые для безопасности работников в определенных условиях.

По статье 221 ТК РФ в перечень СИЗ теперь входит:

  • специальная одежда и специальная обувь,
  • дерматологические средства защиты,
  • средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
  • средства защиты от падения с высоты,
  • и другие средства индивидуальной защиты.

Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году

Величина прожиточного минимума на 2022 год утверждена постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1070.

Прожиточный минимум по России на душу населения составит в 2022 году:

  • в целом — 11 950 рублей,
  • для трудоспособного населения — 13 026,
  • для пенсионеров — 10 277,
  • для детей — 11 592 рубля.

По поправкам, которые внесены федеральным законом от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ, в Закон об исполнительном производстве, с 1 февраля 2022 года размер ежемесячного дохода гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума.

На 2022 год — это 13 026 рублей. С этой суммы никаких взысканий производить нельзя.

Прожиточный минимум теперь является неприкосновенным минимальным доходом на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Это не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением.

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

Поправки по охране труда

На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

В частности, изменения будут следующие:

  • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
  • запретят работать в опасных условиях;
  • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
  • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
  • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

  • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
  • зарплата в натуральной форме;
  • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
  • надбавки и доплаты;
  • премии и вознаграждения.

Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года

В целом изменения в трудовом законодательства вносится очень много, где-то они носят только технический характер, где-то происходят глобальные корректировки.

Важно рассмотреть новый Трудовой кодекс РФ, потому как эти изменения влекут за собой разработку подзаконных актов.

Таблица изменений в трудовом законодательстве по охране труда
Изменения в Трудовом кодексе с 01 марта 2022 года Статья ТК РФ
Новый формат самопроверок — самостоятельное обследование по чек-листам: работодатель самостоятельно оценивает уровень соблюдения требований трудового законодательства с возможностью принять декларацию соответствия по результатам самопроверки 22 и 51
Необходимость предусматривать и вовремя принимать меры, обеспечивающие готовность к локализации, минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков 209.1
Обязанность оценивать профессиональные риски перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и рабочих мест 214.1
Необходимость регулярно улучшать условия труда на предприятии, всегда быть готовым к локализации и минимизации возможных последствий профрисков 214.1
Обязанность отдельно обучать персонал правилам применения СИЗ и не допускать к работе сотрудников, которые не прошли обучение 214.1
Право вести документооборот по охране труда в электронном виде 214.2
Право использовать видеокамеры и другие приборы для дистанционной видео- и аудиофиксации в целях контроля за безопасностью производства 214.2
Запрет на работу в опасных условиях с приостановкой деятельности до проведения СОУТ или оценки рисков, результаты которой подтвердят снижение класса опасности 216.1
Требование объявлять простой с сохранением средней зарплаты всем сотрудникам, которых работодатель не может обеспечить СИЗ в соответствии с актуальными нормами 216.1
Необходимость проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах 218
Внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств, учитывающих наличие вредных производственных факторов на рабочих местах, вместо отраслевых норм 221
Обязанность вести учет микротравм, полученных персоналом на рабочих местах, и рассматривать обстоятельства их получения 226

Но на этом предлагаю не останавливаться, а разобрать каждую отдельную статью детально, чтобы понять, что было и что стало, и, самое главное, что нам теперь с этими новшествами делать.

В статье 76 ТК РФ “Отстранение от работы”, которая также не относится к разделу 10 Трудового кодекса, добавлена обязанность руководителю организации отстранить персонал от выполнения должностных обязанностей, либо не допускать работника вовсе, если тот не применяет СИЗ, которые ему были выданы.

Например, средства индивидуальной защиты работнику выданы, а он отказывается их использовать, потому что не нравится или неудобно. В ТК РФ такой обязанности по отстранению от работы у работодателя раньше не было, но во многих инструкциях по охране труда, в том числе типовых, утративших силу в 2021 году, данный факт имел место быть.

И теперь при расследовании несчастных случаев у инспектора ГИТ, может появиться вопрос: «По какой причине работник, не применявший СИЗ, но получивший их по карточке, не был отстранен от работ?».

Следующая статья 185 ТК РФ “Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр”. Тоже есть небольшое изменение, касается оно вот чего – теперь на время прохождения медосмотра и обязательного психосвидетельствования за персоналом сохраняется должность и средний заработок.

В действующей редакции ТК РФ указано только то, что за работником сохраняется средний заработок.

Добавили к медосмотрам прохождение психиатрического освидетельствования, которого ранее в этой статье не было и очень часто между работником и работодателем возникали споры о том, в какое время сотрудник должен проходить ОПО.

Изменения коснулись основных понятий, используемых в охране труда.

Самое существенное изменение – появляется понятие «Опасность», которое теперь изложено в следующем формате.

Опасность – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Уточняются определенные понятия такие, как вредный производственный и опасный производственный фактор. Ранее они были более краткими, теперь же им дано более развернутое определение.

Разъяснены более подробные и раздельные толкования понятиям «Средство индивидуальной защиты» и «Средства коллективной защиты», в нынешней редакции Трудового кодекса это единое определение.

Расширено толкование понятия «Управление профессиональными рисками», добавлено то, что частью управления профрисками также является недопущение повышения уровня, мониторинг и пересмотр выявленных профрисков.

В формулировке профессиональный риск убрали следующую фразу.

“Порядок оценки уровня профриска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Именно она вызывала множество споров о необходимости проводить оценку профрисков, так как типового НПА и методики нет.

Стоит заметить, что весь Х раздел ТК РФ пронизан необходимостью организовывать и управлять рисками в организациях, поэтому вопросов: “А нам это нужно?”, уже возникать не будет.

В целом все поправки основных понятий – это то, что неоднократно обсуждалось, выполнялось и использовалось на практике, и только с 01 марта 2022 года это будет закреплено на законодательном уровне.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Статья 210 Трудового кодекса РФ раскрывает основные направления государственной политики в области охраны труда и добавляет в перечень некоторые из них:

  1. Предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.
  2. Формирование основ для оценки управления профессиональными рисками. Обратите внимание, что оценка рисков и управление оценкой рисков вводятся уже как основное направление государственной политики в области охраны труда, что является очень ключевым изменением.
  3. Разработка мероприятий по улучшению условий труда и создание условий для формирования здорового образа трудовых отношений.
  4. Обеспечение социальной защиты персонала путем обязательного страхования от НС и профзаболеваний.

Радует то, что государство взяло на себя обязанность по формированию основ для оценки и управления профессиональными рисками (статья 210).

В статье 214 Трудового кодекса также появились корректировки, как прочем во всех статьях, ни одна не осталась без внимания. Так вот, новый документ расширил обязанности работодателя по охране труда. Теперь в законе закрепили обязанность руководства организации систематически выявлять опасности и профессиональные риски, а также их регулярно анализировать и проводить оценку.

Теперь перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и вновь организованных рабочих мест руководство организации должно:

  1. Провести оценку предполагаемых профрисков.
  2. Разработать меры, которые будут направлены на обеспечение безопасных условий труда и охраны труда.

То есть подтверждение того, что хоть процедура проведения оценки профессиональных рисков и не носит определенной периодичности, но работать она должна постоянно, а не просто однократно произведена и лежать на полке.

Это процесс, который постоянно и систематически должен проводиться в организации, тем самым регулярно будут выявляться новые опасности, снижаться существующие. Причем в идеале, необходимо проводить управление профессиональными рисками с регулярным улучшением условий труда на предприятии, с постоянной готовностью к локализации и минимизации возможных последствий профрисков.

В идеале, потому что все как обычно, элементарно на все не хватает денег в бюджете. Но не будем о грустном 😊

Еще одно изменение, на основании которого работодатель обязан отдельно обучать работников правилам применения СИЗ и не допускать к работе персонал, который не прошел обучение. Чуть более развернуто на данном изменении остановлюсь чуть ниже.

Далее в этой же статье Трудового кодекса с 01 марта 2022 года появится обязанность работодателя – обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности и доступ работников к актуальным редакциям.

Ранее на эту тему возникали споры с инспекторами. Некоторые считают, что данный комплект должен быть на бумажном носителе, были даже случаи привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, так как согласно Проверочного листа Роструда № 35, в организации вообще должен быть не только сам комплект НПА, а еще и утвержденный перечень этих нормативно-правовых актов.

Данную обязанность с 01 марта 2022 года разрешается выполнять с использованием электронных вычислительных машин и баз данных, думаю разногласий в будущем возникать не будет.

В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты[2], применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[3] (далее — Перечень).

В обновленном Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определенных работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[4], где ограничивается женский труд.

Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещен во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах.

Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберем, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.

Новая редакция раздела содержит большое количество новшеств. Ряд требований был включен впервые, а некоторые скорректированы или вовсе исключены. Одни изменения мелкие, носят технический характер и не повлияют на работу специалиста по охране труда (далее — СОТ, ОТ) и кадровика, а другие потребуют внесения изменений в локальные нормативные акты (ЛНА).

Самые серьезные изменения ждут нас:

• после 1 марта 2022 года — когда новая редакция вступит в законную силу, и

• во второй половине 2024 года — когда нам придется разрабатывать новые нормы выдачи СИЗ.

А сейчас обо всем по порядку.

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

  • выявление профессиональных рисков,
  • принципы обеспечения безопасности труда,
  • расследование микротравм,
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
  • обучение по охране труда,
  • запрет на работу в опасных условиях труда,
  • самообследование,
  • дистанционное видеонаблюдение,
  • электронный документооборот.

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями групповых тяжелых со смертельным исходом
1 Падение с высоты 8 316 63
2 Падение на ровной поверхности одного уровня 0 172 8
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. 9 146 57
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. 6 316 77
5 Попадание инородного предмета в тело человека 0 29 3
6 Воздействие электрического тока 0 15 13
7 Воздействие дыма, огня и пламени 10 23 11
8 Воздействие вредных веществ 2 11 5
9 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 55 6

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ

С 01.01.2022 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»2 будет дополнен ст. 15.2 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Новая норма касается ответственности работодателя за непредставление или несвоевременное представление сведений в ФСС РФ. В частности:

  • штраф за непредставление или несвоевременное представление документов в фонд будет составлять 200 рублей за каждый документ;
  • за непредставление / несвоевременное представление информации, необходимой для назначения и выплаты пособия, штраф существенно выше – ​5000 рублей за каждый выявленный случай;
  • еще один штраф установлен за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, если это повлекло несение дополнительных расходов ФСС РФ, – ​штраф в размере 20% от суммы расходов, но не менее 1000 и не более 5000 рублей.

Сейчас Законом № 255‑ФЗ установлена ответственность ст. 15.1 только за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. В ч. 2 статьи говорится о том, что если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, то виновные лица должны возместить страховщику причиненный ущерб.

Напомним, что в настоящее время действует еще и ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»3 , устанавливающая ответственность работодателей в части нарушения правил представления расчета по страховым взносам. Согласно ей, за нарушение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов грозит штраф 200 рублей. За нарушение срока его представления – ​в размере 5% суммы страховых взносов за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый месяц с даты, когда он должен был быть представлен, но не более 30% от этой суммы и не менее 1000 рублей.

С 01.01.2022 немного изменятся правила оплаты дополнительного отпуска при производственной травме или профессиональном заболевании10 .

Связанный материал Суды о предоставлении дополнительных отпусков № 08 / 2021

См. статью «Суды о предоставлении дополнительных отпусков» в № 8’ 2021

Согласно подп. 10 п. 2 ст. 17 Закона № 125‑ФЗ работодатель обязан предоставлять сотруднику, который нуждается в санаторно-курортном лечении из-за производственной травмы, профессионального заболевания, дополнительный оплачиваемый отпуск на весь период лечения, включая проезд к месту лечения и обратно.

По новым правилам за 2 недели до даты начала допотпуска работодатель должен направить в ФСС РФ сведения о застрахованном лице, сведения из приказа о предоставлении отпуска, расчет размера оплаты отпуска, сведения о способе получения оплаты отпуска работником. Форма предоставления этих сведений будет утверждена дополнительно ФСС РФ.

Сам отпуск оплачивается фондом в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об оплате в размере среднего заработка работника.

С 01.03.2022 женщины смогут работать в авиационной отрасли (авиационным механиком, инженером по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов и др.)11.

Также уточнены конкретные профессии, по которым не могут работать женщины при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования. К ним относятся: котельщик; токарь на ручных токарно-давильных станках; чеканщик на работах ручным пневматическим инструментом; слесарь по монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад; слесарь-ремонтник, занятый монтажом и обслуживанием технологического оборудования и ремонтом нефтепромыслового оборудования; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый обслуживанием и ремонтом технологического оборудования.

Кроме этого, исключено положение о необходимости подтверждения безопасности условий труда заключением государственной экспертизы (при желании женщин работать в запрещенных профессиях). Теперь будет достаточно результатов специальной оценки условий труда.

В целом срок действия перечня работ, на которых ограничен труд женщин, установлен до 01.03.2028.

Связанный материал Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция № 11 / 2018

См. статью «Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция» в № 11’ 2018

С 01.03.2022 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен ст. 13.2. Согласно ей работодатели обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов в соответствии с установленной квотой12 :

Связанный материал Квотирование рабочих мест для инвалидов № 08 / 2014

См. статью с образцами документов «Квотирование рабочих мест для инвалидов» в № 8’ 2014

  • если работников более 100 человек, то квота составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
  • если число работников от 35 до 100, то квота – ​до 3%.
  • Конкретный размер будет устанавливаться законом субъекта РФ.

    При определении среднесписочной численности работников не учитываются:

    • работники, занятые в филиалах и представительствах, расположенных в других регионах;
    • работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным.

    При этом филиалы и представительства должны соблюдать квоту отдельно по своей численности работников.

    Обязанность работодателя по соблюдению квоты будет считаться выполненной только при заключении трудового договора с инвалидом. Если до вступления в силу данных законодательных изменений изменений можно организовать рабочие места для инвалидов только в штатном расписании формально, то с марта следующего года нужно будет реально оборудовать рабочие места и трудоустраивать таких граждан. Обращаем внимание, что за несоблюдение квоты приема на работу инвалидов к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ могут привлечь должностное лицо работодателя. Штраф составит от 5000 до 10 000 рублей.

Новая редакция раздела Х ТК РФ, который касается охраны труда, вступает в силу с 01.03.2022. Большинство изменений направлены на обеспечение безопасности рабочих мест и привлечение работников к реализации положений об охране труда. Выделим наиболее интересные новшества.

1. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда 4-го класса (новая статья 214.1 ТК РФ). Если по результатам спецоценки условия труда отнесены к 4-му классу опасности, руководитель работодателя обязан выполнить следующие действия, показанные в схеме.

НДС: коды видов операций в книге покупок и книге продаж

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории.

Вводится запрет на работу в опасных условиях труда – если такой класс выявлен при специальной оценке условий труда, работодатель должен будет приостановить работу на соответствующих рабочих местах до устранения опасности. За работником при этом должно будет сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата. Приостановление работы не будет касаться того, что связано с чрезвычайными ситуациями, а также отдельных видов работ, перечень которых утверждается правительством.
Также закон устанавливает новые обязанности для работников – соблюдать требования охраны труда, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее.

Оплатить уведомления за 2020 год нужно до 1 декабря. Смотрите, что будет при просрочке и как заплатить налоги без уведомления. Про новый способ оплатить налоги несовершеннолетних детей, читайте здесь.

  • проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком ​ (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​
  • проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную ​(вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.​

Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ​

Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке​

Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).

Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)​

В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков​.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.

Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ

Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц​.

Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).

Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона ​ от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения: ​

  • сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:​
  • Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории; ​
  • Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.​

В действующей редакции данных сведений нет.

Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона ​от 28.12.2013 № 426-ФЗ)

​Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

  • Сертификат эксперта будет электронным. ​
  • Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.​

На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.

Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ​

Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов​.

В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда​, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:

​1. Подается заявления ​о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП)​;

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации​;

3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре​;

4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения​;

5. Производится регистрация организации в реестре ​осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.​

  • привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
  • приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации; ​
  • выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;​
  • выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.​

Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.​

  • прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
  • прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда; ​
  • прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации; ​
  • прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;​
  • неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;​
  • по решению суда.​

Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.

Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Для сравнения: ​в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”. ​

Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).​


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *