Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Максимальная сумма расходов на лечение в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
На оплату лечения:
- договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг;
- справка об оплате медицинских услуг с кодом 1, выданная медицинским учреждением, оказавшим услугу;
- лицензия медицинской организации или ИП, если в договоре или справке отсутствуют ее реквизиты
На оплату дорогостоящих видов лечения:
- договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг;
- справка об оплате медицинских услуг с кодом 2, выданная медицинским учреждением, оказавшим услугу;
- лицензия медицинской организации или ИП, если в договоре или справке отсутствуют ее реквизиты
На приобретение медикаментов:
- рецептурный бланк по установленной форме;
- платёжные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на покупку медикаментов (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т.п.)
На страховые взносы по договору ДМС:
- — договор добровольного медицинского страхования или страховой медицинский полис добровольного страхования;
- — копия лицензии страховой компании, если в договоре отсутствует информация о ее реквизитах;
- — платёжные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на уплату страховых взносов (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т.п.).
При оплате лечения или взносов, приобретение медикаментов за членов своей семьи необходимо также представлять документы, подтверждающие родство, опеку или попечительство, заключение брака (например, свидетельство о рождении, свидетельство о браке).
По окончании календарного года, в котором были произведены расходы на лечение и (или) приобретение медикаментов, социальный вычет может быть предоставлен налоговой инспекцией по месту вашего жительства.
Для этого налогоплательщику необходимо:
1
Заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
Для ее заполнения может понадобиться справка о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ, которую можно получить у работодателя.
2
Подготовить комплект документов, подтверждающих право на получение социального вычета по произведенным расходам.
3
Представить заполненную налоговую декларацию и подтверждающие документы в налоговый орган по месту жительства.
Досье на проект
Пояснительная записка
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
до 1 июля 2022 г. — доклад о реализации в 2021 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
до 1 октября 2022 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;
б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по следующим вопросам:
формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;
финансового обеспечения оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования — территориальных программ обязательного медицинского страхования;
г) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Установить, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2021 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Председатель Правительства Российской Федерации | М.Мишустин |
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.
Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.
При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Налоговый вычет на лечение в 2022 году: какие документы нужны
Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях:
инфекционные и паразитарные болезни;
новообразования;
болезни эндокринной системы;
расстройства питания и нарушения обмена веществ;
болезни нервной системы;
болезни крови, кроветворных органов;
отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
болезни глаза и его придаточного аппарата;
болезни уха и сосцевидного отростка;
болезни системы кровообращения;
болезни органов дыхания;
болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
болезни мочеполовой системы;
болезни кожи и подкожной клетчатки;
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
врожденные аномалии (пороки развития);
деформации и хромосомные нарушения;
беременность, роды, послеродовой период и аборты;
отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период;
психические расстройства и расстройства поведения;
симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.
Гражданин имеет право не реже одного раза в год на бесплатный профилактический медицинский осмотр, в том числе в рамках диспансеризации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право:
на обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы);
на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию — определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), включающие работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;
на медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом — несовершеннолетние граждане;
на диспансеризацию — пребывающие в стационарных организациях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;
на диспансерное наблюдение — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями;
на пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка — беременные женщины;
на аудиологический скрининг — новорожденные дети и дети первого года жизни;
на неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний (расширенный неонатальный скрининг (с 2023 года) — новорожденные дети;
на дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий — пациенты трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.
Дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.
Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционное наблюдение с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
Граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, который приведен в приложении № 4 (далее — углубленная диспансеризация).
Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинские организации, в том числе подведомственные федеральным органам исполнительной власти и имеющие прикрепленный контингент, в соответствии с порядком направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, формируют перечень граждан, подлежащих углубленной диспансеризации, и направляют его в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования доводят указанные перечни до страховых медицинских организаций, в которых застрахованы граждане, подлежащие углубленной диспансеризации.
Информирование граждан о возможности пройти углубленную диспансеризацию осуществляется с привлечением страховых медицинских организаций с использованием единого портала, сети радиотелефонной связи (смс-сообщения) и иных доступных средств связи.
Запись граждан на углубленную диспансеризацию осуществляется в установленном порядке, в том числе с использованием единого портала.
Медицинские организации организуют прохождение углубленной диспансеризации гражданином из расчета выполнения всех исследований и иных медицинских вмешательств первого этапа углубленной диспансеризации в соответствии с пунктом 1 приложения № 4 к Программе в течение одного дня.
По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), гражданин в установленном порядке ставится на диспансерное наблюдение, при наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицинская реабилитация в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также предоставляются лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам осуществления мониторинга прохождения углубленной диспансеризации и ее результатов.
При необходимости для проведения медицинских исследований в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной, могут привлекаться медицинские работники медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь.
В случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в 2022 году будет осуществляться с учетом таких особенностей.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, дистанционному наблюдению с использованием персональных цифровых медицинских изделий пациентов трудоспособного возраста с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений (с 2023 года).
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение:
оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);
проведения углубленной диспансеризации;
проведения медицинской реабилитации.
Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
В средние нормативы объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, включаются объемы медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.
В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет соответствующих бюджетов, с учетом более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Программы.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в том числе в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицинских технологий и передвижных форм оказания медицинской помощи.
При формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации учитывает объем специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в соответствии с установленными Программой нормативами.
Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, следовательно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой.
Установленные в территориальной программе нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных территориальной программой.
Субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы объема и нормативы финансовых затрат на единицу объема проведения отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала и молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) и вправе корректировать их размеры с учетом применения в регионе различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека, обусловленного заболеваемостью населения.
Нормативы объема патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала включают отдельные исследования, которые могут быть проведены в иных медицинских организациях и оплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и настоящим разделом Программы.
Подушевые нормативы финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета Фонда устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страх��вания бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».
Люди, получающие официальную зарплату или другой доход, с которого платят НДФЛ, вправе получить вычет. На вычет нельзя претендовать неработающим пенсионерам, студентам и женщинам в декрете, получателям пособия по безработице, так как таких доходов у них нет и НДФЛ не платят.
Заявить о праве на вычет разрешено, если вы оплачивали не только свое лечение, но и медицинские расходы родителей и несовершеннолетних детей, если подтвердите родство. Убедитесь, что чек, приходный ордер или другой документ об оплате оформлен на ваше имя. К договору такого требования нет.
Получателями социальных вычетов являются налоговые резиденты РФ, которые уплачивают налог с доходов в размере:
- 13% (Исключение: доходы с дивидендов);
- 15% — эта ставка применяется с 2021 года к основным доходам физлица свыше 5 млн рублей (Исключение: доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), выплаты по договорам страхования и пенсионному обеспечению. Эти доходы облагаются по ставке 13% независимо от их размера).
Напоминаем, что в 2021 году налоговые агенты будут суммировать доходы физлиц отдельно по каждой базе. Например: зарплата, доходы от операций с ценными бумагами и т. д. А затем сравнивать полученные суммы с лимитом в 5 млн руб. После удержания налога отдельно с каждой базы, налоговые агенты направят сведения в налоговую инспекцию.
Дальше налоговики сами посчитают совокупный годовой доход физлица, и в случае необходимости пересчитают налог по прогрессивной шкале. Если в результате подсчетов гражданин останется должен бюджету — ему направят уведомление. Доплатить налог нужно будет до 1 декабря следующего года.
Вы можете воспользоваться одним или одновременно несколькими вычетами из пяти возможных:
- По расходам на благотворительность (п. 1 ст. 219 НК РФ).
- По расходам на обучение (п. 2 ст. 219 НК РФ).
- По расходам на лечение и приобретение медикаментов (п. 3 ст. 219 НК РФ).
- По расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни (п. 4 ст. 219 НК РФ).
- По расходам на накопительную часть трудовой пенсии (п. 5 ст. 219 НК РФ).
С 2022 года к этой пятерке прибавится вычет за физкультурно-оздоровительные услуги. Но он будет относиться только к расходам, понесенным в 2022 году.
-
07.12.2021 Последние изменения в налоговом учете и отчетности: 2021-2022 и среднесрочная перспектива
-
Заверение об обстоятельствах: как взыскать с контрагента налоговые убытки
492 0
На финансирование здравоохранения направят свыше 3,3 трлн руб. в 2021-2023 годах
Финансирование национального проекта «Здравоохранение» в период 2021-2023 годов составит около 706 млрд рублей, при этом объем ассигнований на следующие три года сократится на 27,506 млрд в сравнении с запланированными ранее бюджетными ассигнованиями.
«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Здравоохранение» запланированы в 2021 году в объеме 243 204,4 млн рублей, в 2022 году — 251 076,9 млн рублей, в 2023 году — 212 132,4 млн рублей», — говорится в материалах.
При этом отмечается, что в ближайшие три года финансирование будет сокращено примерно на 27,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 9 561,7 млн рублей, в 2022 году — на 11 508,1 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 6 436,6 млн рублей», — говорится в документе.
В НК используется такое понятие, как дорогостоящее лечение. Но это не то лечение, за которое вы просто заплатили много денег. А то, которое поименовано в перечне видов лечения, утвержденном Правительством РФ (Постановление Правительства от 19.03.2001 N 201). И если вы получили лечение, поименованное в перечне, то медицинская организация, составляя для вас справку для вычета, укажет в ней код «2» (в противном случае – код «1»).
Если лечение не является дорогостоящим, то максимальный вычет, который можно по нему получить, составляет 120 тыс. руб. (п.2 ст.219 НК РФ). То есть если на такое лечение вы потратили, к примеру, 160 тыс. руб., то вернут вам 15 600 руб. (120 тыс. руб. х 13%, т.к. 160 тыс. руб. > 120 тыс. руб.).
В отношении же дорогостоящего лечения указанный лимит не применяется и вычет предоставляется в размере общей суммы медицинских расходов. В этом случае максимальная сумма вычета ограничена только доходами физлица (пп.3 п.1 ст.219 НК РФ). Поясним на примере.
Петров А.С. в 2018 году отработал несколько месяцев и, достигнув определенного возраста, ушел на пенсию. Его доход от трудовой деятельности (т.е. облагаемый НДФЛ) в общей сложности составил 140 тыс. руб. При этом на дорогостоящее лечение в течение 2018 года он потратил 195 тыс. руб. Если бы его доход, облагаемый НДФЛ, за 2018 год был равен 195 тыс. руб. или превышал его, то Петрову А.С. предоставили бы вычет в размере 195 тыс. руб. и вернули бы 25 350 руб. (195 тыс. руб. х 13%). Но поскольку его доход – 140 тыс. руб., то в такой сумме вычет ему и дадут. А значит, сумма налога к возврату составит 18 200 руб. (140 тыс. руб. х 13%).
Если в течение одного календарного года вам пришлось потратиться и на дорогостоящее, и на недорогостоящее лечение, то есть у вас есть справка из медучреждения и с кодом «1», и с кодом «2», то по обоим видам лечения вы вправе получить вычет (но опять же в пределах полученного вами за тот же год дохода). То есть если, например, за 2018 год вы заработали 400 тыс. руб., при этом на «обычное» лечение у вас ушло 130 тыс. руб., а на дорогостоящее – еще 200 тыс. руб., то вычет вам дадут в сумме 320 тыс. руб. (120 тыс. руб. + 200 тыс. руб., т.к. 130 тыс. руб. > 120 тыс. руб.).
Кстати, в Приложении 5 декларации 3-НДФЛ суммы по дорогостоящему и недорогостоящему лечению также отражаются по разным строкам.
Законом № 305-ФЗ внесены изменения еще в одну статью НК РФ. Согласно новой редакции п. 4 ст. 229 НК РФ в декларации 3-НДФЛ можно будет не указывать доходы от продажи недвижимости сроком владения менее 3 или 5 лет, если стоимость этой недвижимости ниже суммы имущественного вычета.
Это касается как одного проданного объекта, так и совокупности доходов от продажи нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету.
Напомним размеры лимитов:
- 1 000 000 руб. — для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ);
- 250 000 руб. — для иной недвижимости (абз. 3 и 4 подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).
На практике это означает, что если владелец продал дом, квартиру, комнату или участок на сумму, например, 900 000 руб., то подавать в ИФНС налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ ему не потребуется. Если реализовано иное имущество (гараж, авто), то сдавать декларацию не нужно, если сумма дохода до 250 000 руб.
Такая мера позволит упростить администрирование НДФЛ, избавив налоговую службу от обработки фактически «нулевых» отчетов. Но владельцам имущества следует помнить, что воспользоваться правом на вычет (а соответственно, и на несдачу декларации) они могут в том случае, если имеют официальный доход, с которого удерживается НДФЛ. Если у лица доходы неофициальные, НДФЛ к возврату нет, то и права на вычет он также не имеет. А значит, при продаже недорогого имущества все равно придется сдавать форму 3-НДФЛ.
С 2022 года у россиян появится возможность получить дополнительный налоговый вычет по расходам на фитнес (свой и несовершеннолетних детей) в размере 120 000 руб. Также при использовании имущественного вычета при продаже недвижимости сроком владения до 3 или 5 лет можно будет не сдавать 3-НДФЛ, если сумма дохода ниже суммы вычета и налог к уплате равен нулю.
Подробнее о нюансах обложения доходов физических лиц узнайте в нашей рубрике «НДФЛ».
С 2022 года у россиян появится новый шанс вернуть часть своих расходов
\n\n
В 2021 году используются как бумажные, так и электронные листки нетрудоспособности.
\n\n
С января 2022 года по общему правилу будут применяться только электронные. Медики будут подписывать их усиленной квалифицированной электронной подписью и размещать в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врача выписку из бюллетеня.
В 2021 году используются как бумажные, так и электронные листки нетрудоспособности.
С января 2022 года по общему правилу будут применяться только электронные. Медики будут подписывать их усиленной квалифицированной электронной подписью и размещать в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врача выписку из бюллетеня.
Статья 219 Налогового кодекса РФ предусматривает возврат части стоимости имплантации и протезирования зубов в виде вычета из ранее уплаченного пациентом НДФЛ (налог на доход физического лица). То есть налоговый вычет уменьшает сумму дохода физического лица, облагаемого налогом.
Получить социальный налоговый вычет за стоматологическое лечение имеют право только лица, получающие зарплату или доход, с которого они уплачивают подоходный налог.
Законом предусмотрен возврат части денег за оплату протезирования зубов близкому родственнику (родителю, супруге). Их можно включить в свой вычет. Для этого в справке нужно указать в качестве пациента вашего члена семьи, прошедшего лечение, а в качестве налогоплательщика — вас (того, кто оплатил лечение и получит налоговый вычет).
Вся сумма вычета будет перечислена на банковский счет, указанный в декларации 3-НДФЛ (в срок до трех месяцев после подачи документов).
Необходимо прийти в отделение налоговой инспекции или онлайн через личный кабинет на официальном сайте ФНС подать следующие документы:
- справка 2-НДФЛ, в которой указывается уплаченная годовая сумма подоходного налога (нужно получить от работодателя);
- договор на услуги имплантации и протезирования (запрашивается в клинике);
- копия лицензии стоматологической клиники;
- оригинал чека, подтверждающего сумма оплаченных услуг;
- свидетельство о рождении или брака (при желании оформить вычет на оплату лечения родителя или супруга).
Комитет по охране здоровья поддержал проект бюджета на 2021–2023 годы
1
Я пенсионер, официально не работаю. Могу ли я вернуть часть денег, потраченных на имплантацию зубов?
Официально нетрудоустроенные граждане не могут лично получить вычет за имплантацию и протезирование зубов. Но закон позволяет оформить вычет на работающего близкого родственника. Для этого в договоре со стоматологической клиникой нужно указать, что расходы на установку имплантов и протезов оплатил ваш работающий супруг или ребенок. Нужно собрать пакет документов для налоговой инспекции (перечислен выше) и доказать родство с тем, на кого будет оформляться вычет.
2
Правда ли, что заявление на налоговый вычет можно подать в течение трех лет после даты операции по установке имплантов?
Да, верно. Но важно понимать, что налоговый вычет можно получить в году, следующем за тем, когда была проведена операция. Например, вам установили дентальные импланты в 2021 году. Получить вычет можно только в 2022 году.
3
Какой код услуги указать в справке об оплате, выдаваемой стоматологической клиникой?
Терапевтическое лечение, хирургия, пародонтология, ортодонтия, протезирование — код «1» (максимальный размер социального налогового вычета 120 000 руб). Дентальная имплантация — код услуги «2» (максимальный размер вычета не установлен).
4
Можно ли распределить сумму вычета между близкими членами семьи?
Да, можно. Рассмотрим на примере. Анна Михайловна заплатила 450 000 ₽ за установку дентальных имплантов. Так как имплантация относится к дорогостоящим видам лечения, она может вернуть 58 500 ₽ (450 000 * 13%). Однако Анна Михайловна уплатила в бюджет 39 000 ₽ подоходного налога (ее официальная зарплата за год составила 300 000 ₽), а значит может получить вычет только на эту сумму. Ее работающий муж или ребенок может оформить оставшуюся сумму вычета на себя.
Налоговый вычет предоставляется физическим лицам, оплатившим лечение, лекарства или взносы в рамках ДМС:
- самому себе;
- супругу (супруге);
- родителям и детям (в том числе усыновленным и подопечным в возрасте до 18 лет).
При этом оплаченные услуги должны входить в перечень дорогостоящего лечения для налогового вычета, а медорганизация — иметь российскую лицензию. Этот перечень находится в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. В нем, в том числе, находятся медицинские услуги, предоставляемые в санаторно-курортных учреждениях. Но при покупке путевки возмещение производится только от непосредственной стоимости медицинских услуг, которая указывается в справке об оплате этих услуг.
Получить возмещение за покупку лекарств возможно, только если они были назначены врачом, что подтверждается наличием рецепта. Что касается возврата суммы расходов на ДМС, то страховая организация обязана иметь лицензию на осуществление медицинского страхования.
Сколько возмещает государство
Максимальная возмещаемая сумма — 120 000 рублей, а воспользоваться этим правом разрешается не чаще 1 раза в календарный год (в случае оформления через ФНС). Эта сумма является общей для всех социальных вычетов, за исключением расходов на обучение детей и дорогостоящее лечение. Подчеркнем, что для дорогостоящего лечения нет ограничений по максимальному размеру возврата. То есть он предоставляется в размере полной суммы расходов.
В первую очередь необходимо понимать, что все расходы гражданин вначале оплачивает самостоятельно. Сохраняйте все платежные документы, подтверждающие расходы. А оформляются они на физическое лицо, претендующее на получение компенсации. Разберемся, как оформить налоговый вычет за медицинские услуги и какие документы для этого нужны.
Существуют два способа получения средств: через работодателя или ФНС.
Рассмотрим, как вернуть налоговый вычет за медицинские услуги через налоговый орган.
Перед обращением в ФНС необходимо собрать тот же пакет документов плюс справку о доходах от работодателя по форме 2-НДФЛ.
Затем заполняется налоговая декларация по форме 3-НДФЛ и заявление о возврате излишне уплаченной суммы налогов (КНД 1150058).
Как получить налоговый вычет за лечение ребенка: простая инструкция
- Налоговая декларация 3-НДФЛ
- Заявление о возврате налога
- Справка 2-НДФЛ
- Паспорт
- Копии платежных документов, подтверждающие расходы на лечение (чеки, квитанции и так далее, оформленные на Вас)
- Копия договора на оказание медуслуг (если такой договор заключался)
- Копия лицензии медучреждения, подтверждающая право на оказание медицинских услуг
- Оригинал справки об оплате медицинских услуг
- При оплате за родителей: копия документа, подтверждающая родство; при оплате за детей: копия свидетельства о рождении; при оплате за супруга(и): копия свидетельства о браке; при оплате за подопечного: копия документа, подтверждающая опеку или попечительство
- При оплате лекарств: оригинал рецептурного бланка со штампом «Для налоговых органов РФ, ИНН плательщика»
- При оплате взносов по договорам добровольного медстрахования: копия договора страхования или страхового полиса; копия лицензии страховой компании; копии документов, подтверждающие родство, опеку, попечительство, заключение брака при оплате не за себя
Перечень допдокументов можно также уточнить в налоговой инспекции по своему месту жительства.
В налоговую инспекцию необходимо взять с собой также оригиналы документов. Налоговую декларацию 3-НДФЛ и Заявление о возврате налога нужно подготовить в двух экземплярах. Один экземпляр Вам вернет налоговый инспектор с отметкой о приеме документов.
Остаётся ли на 2022 г. пониженный процент по страховым взносам для компаний малого и среднего бизнеса?
Ответ:
Субъекты малого и среднего предпринимательства на выплаты работникам сверх МРОТ начисляют взносы по пониженным тарифам (ст. 427 НК РФ). Данные тарифы можно применять и в 2021 г., и в последующих периодах. Они применяются в отношении выплат в пользу физического лица по итогам каждого календарного месяца, которые превышают МРОТ на начало расчётного периода.
Сначала страхователь определяет лимиты финансового обеспечения (ФО) в текущем году в соответствии с п. 2 проекта Правил.
1.Расчетный объем ФО — максимальная сумма, которую страхователь может возместить в текущем году за счет средств ФСС.
РОФО = (Страховые взносы на страхование от НС и профзаболеваний прошлого года — расходы прошлого года на выплаты по больничным листам в связи с несчастными случаями, профзаболеваниями, оплату допотпусков на период лечения) / 100% × 20%
2. Расчетный объем финансового обеспечения может быть увеличен до 30% вместо 20, если страхователь направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение предпенсионеров.
3. Новые Правила уменьшают РОФО для страхователей со штатом до 100 человек, которые не обращались в ФСС за финансовым обеспечением предупредительных мер два предыдущих года, по сравнению с приказом 580н. Максимальная сумма для них составит годовой объем текущих страховых взносов, из которого вычтут расходы на больничные листы по НС и профессиональным заболеваниям, оплату дополнительных отпусков.
Организация подает заявление в Фонд социального страхования о согласовании размера финансирования предупредительных мер на профилактику травматизма и профзаболеваний, прикладывает копии документов по перечню согласно пп. 5, 6, 8 Правил. ФСС принимает решение о сумме расчетного объема средств либо об отказе (п. 12). Фонд при этом учитывает объемы бюджетных ассигнований на текущий год.
Обратите внимание. Страхователь имеет право подать заявку на увеличение согласованной с ФСС суммы до РОФО, в пределах срока приема заявлений (п. 13), либо на изменение плана предупредительных мер (п. 14).
Возмещение расходов происходит после выполнения всех мероприятий из плана. Страхователь подает заявку в ФСС не позднее 15 декабря текущего года и прикладывает к ней копии документов, которые подтверждают затраты.
Сроки процедур по Правилам финансирования на профилактику травматизма и профзаболеваний смотрите в таблице.
Процедура
Пункт Правил
Сроки в текущем году, не позднее
Подача заявления в ФСС о согласовании размера финансирования плана предупредительных мер
4
1 августа
Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября
Приказ ФСС о согласовании суммы либо отказ
10
Для организаций со страховыми взносами до 25 млн. руб. — 10 раб. дней
При страховых взносах больше 25 млн. руб. — 15 раб. дней
Подача заявления в ФСС о дополнительном финансировании на сумму не более разницы между согласованным объемом и РОФО
13
1 августа
Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября
Подача заявления на согласование изменения плана предупредительных мер в пределах утвержденной суммы
14
20 ноября
Сообщение в ФСС о неполном расходовании согласованных средств
18
10 октября
Подача заявления в ФСС о возмещении расходов на предупредительные меры
17
15 декабря
Перечисление средств от ФСС
17
5 рабочих дней
Проект Правил предусматривает такое же ограничение, как и приказ 580н: если на момент подачи заявления о согласовании финансирования средства фонда будут распределены, страхователь получит отказ.
Сколько составит вычет при оплате и дорогостоящего лечения, и «обычного»
Первоначальный проект Правил в редакции октября 2020 года не включал расходы на предотвращение распространения коронавируса. Но пандемия продолжается, а темпы вакцинации пока уступают заболеваемости.
Проект Правил в редакции апреля 2021 года предусматривает возмещение в 2021 году затрат страхователя на мероприятия:
-
приобретение средств защиты от COVID-19
-
расходы на дезсредства и дозаторы
-
приобретение рециркуляторов воздуха или оборудования для обработки помещений, транспорта
-
покупка бесконтактных термометров или других приборов контроля температуры тела
-
лабораторные обследования работников (ПЦР, антитела).
Эксперты предлагали при публичном обсуждении проекта не ограничивать финансирование затрат на коронавирус только 2021 годом. Однако специалисты Минтруда посчитали такие меры излишними — видимо, в 2022 году они COVID-19 уже победят.
Правила, согласно проекту приказа Минтруда, вступят в силу с 1 сентября 2021 года и будут действовать до 1 сентября 2027 года. Авторы продлевают срок подачи заявления в ФСС в этом году до 1 октября, чтобы страхователи успели представить документы по-новому.
Некоторые авторы статей в интернете рекомендуют страхователям не торопиться, а дождаться отмены приказа 580н, чтобы включить в план предупредительных мер расходы на COVID-19 и мониторинг здоровья работников.
Мы считаем такие советы «вредными», и вот почему.
-
Новые Правила не увеличивают объем финансового обеспечения, а только дополняют перечень предупредительных мер. А небольшие предприятия, которые предыдущие два года не обращались в ФСС, и вовсе получат меньше, чем по приказу № 580н. Сейчас они могут рассчитывать на 20% от среднегодового объема страховых взносов, а по новым Правилам из него вычтут расходы на больничные листы и допотпуска.
-
Минтруд меняет порядок финансирования предупредительных мер. Страхователь по приказу 580н направляет на согласование в ФСС план расходов и, при положительном решении фонда, проводит их в счет уплаты страховых взносов. Предприятие, по новым Правилам, финансирует предупредительные меры за свой счет. Также оно заплатит страховые взносы в полном объеме и только потом сможет обратиться в ФСС за возмещением 20-30% от них. При условии, что план предупредительных мер ранее был согласован с фондом, а бюджет фонда еще не выбран другими страхователями.
Новые Правила позволяют увеличивать первоначальную заявку до РОФО, поэтому предприятие может сначала подать заявление до 1 августа по-старому, а до 1 октября — представить дополнительные документы.
Также никто не запрещает дождаться отмены приказа 580н и обратиться в ФСС один раз. Надеясь, что к 1 октября в бюджете фонда будут нераспределенные средства, и карета не превратится в тыкву.
- Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
- Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
- Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
- Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
- НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
- Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
- НДС: кто получил льготы с 2022 года
- Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
- ККТ и маркировка товаров
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.
В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.
Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.
Налоговый вычет за лечение в 2021: как оформить и какие документы нужны
С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Информация Минэкономразвития от 17.06.2021
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
По проекту постановления Правительства об установлении с 1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:
- на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
- на ОПС – в 1,069 раза.
Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.
Напомним, что в 2021 году предельная база по взносам на ВНиМ составляет 966 000 рублей, а на на ОПС – 1 465 000 рублей (постановление Правительства от 26.11.2020 № 1935).
Максимальная сумма, которую вы сможете получить благодаря вычету, равна 13% от потраченных денег. Но у возврата есть верхний предел — он ограничен лимитом в 120 000 руб в год, то есть максимальная сумма, которую вы можете получить, равна 15 600 руб. в год. (13% * 120 000 руб).
При этом есть отдельный перечень дорогостоящего лечения, по которому лимита вычета нет. Значит, и нет предела возврата. Перечень дорогостоящего лечения утверждает Правительство отдельным документом. Если за дорогостоящее лечение вы заплатили, к примеру, 600 000 руб, то вернуть сможете 13% от этой суммы, то есть 78 000 руб.
Но помните, что вернуть вы можете ровно ту сумму, которую заплатили в виде налога со своего дохода. Если вы не платите налог с дохода, то получить вычет вы не сможете. Даже если вы соберете все документы и отправите их в инспекцию, вам откажут в получении вычета.
Одним из документов, необходимых для оформления налогового вычета, является справка об оплате медуслуг, выданная медицинским учреждением. Без этой справки вычет вам не одобрят.
В справке всегда указан специальный код, по которому можно легко определить вид оплаченного лечения:
-
код 01 — лечение обычное (не относится к дорогостоящему)
-
код 02 — лечение дорогостоящее
Ограничения в виде медицинских услуг нет. За любое лечение можно получить вычет. Анализы, обследования, процедуры, операции, лекарства и медицинские препараты — вычет можно заявить по любым подобным расходам.
Но если вы планируете покупать лекарства и потом получать по ним возврат, то обязательно возьмите рецепт от врача. Он нужен даже в том случае, когда сами лекарства отпускаются в аптечной сети без рецепта.
Оформить вычет за лечение можно:
-
через налоговую инспекцию. Подавать документы вы должны только в следующем календарном году после года, в котором вы оплачивали лечение.
-
через работодателя. Подавать документы можно сразу же после оплаты лечения.
Приведем перечень необходимых документов для получения вычета через налоговую инспекцию:
-
Декларация 3-НДФЛ
-
Справка 2-НДФЛ о доходах
-
Договор с медицинским учреждением
-
Документы, подтверждающие оплату (кассовые чеки, квитанции, платежные поручения и подобные документы)
-
Справка об оплате медицинских услуг
-
Рецепт на лекарства (если получаете вычет за медикаменты)
-
Документы, подтверждающие родство (если получаете вычет за супруга, детей или родителей)
-
Лицензия медицинского учреждения.
На проверку документов и перечисление денег уйдет не меньше 4 месяцев.
Для получения вычета через работодателя перечень документов будет такой же (но декларация и справка 2-НДФЛ не понадобится). Сначала передайте их в налоговую инспекцию, затем через 30 дней получите от инспектора уведомление о праве на вычет. Этот документ нужно будет отнести работодателю. После этого вычет вы будете получать в составе зарплаты (с вашей зарплаты бухгалтер не будет удерживать НДФЛ).
Начиная с 2022 года повторно приходить в налоговую, чтобы забрать уведомление о праве на вычет, не понадобится. После того, как инспекция рассмотрит ваши документы, она сообщит вам о возможности получения вычета и направит вашему налоговому агенту подтверждение о том, что вам одобрен вычет.
Похожие записи: