Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое право законодательной инициативы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Annotation. In the article is discussed the legislative initiative, as a specific form of legal initiatives, analyzed the signs, proving the specificity inherent in the legislative initiative, proposed the system of recommendations to improve the right of legislative initiative in relation to the contemporary Russian legislative process.
Изначально возникает необходимость в регулировании определенной социальной проблемы, появившейся в обществе.
Документ подчеркивает — далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Право законодательной инициативы
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Компромисса тогда найти не удалось. В настоящее время функции, задачи и полномочия прокуратуры в целом определены в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» 1995 г.
Те проекты закона, которые были занесены в Основной закон РФ, подвергаются обязательному согласованию представителями власти Российской Федерации. Их отсылает Совет Государственной Думы Правительству для дальнейшего заключения.
Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с их принятием.
Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!
Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.
Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.
В преддверии первой пленарной недели осенней сессии Государственной Думы решили напомнить, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение ГД, сколько чтений проходит документ и чем они отличаются друг от друга, кто подписывает финальный вариант текста.
Законопроект направляется Советом ГД в депутатские объединения и соответствующий комитет палаты, назначенный ответственным по законопроекту. Так начинается законодательный процесс в Государственной Думе.(С.
ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами (т.е. носителями) этого права, Государственная Дума обязана рассматривать, хотя, разумеется, не обязана принимать.
ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Одной из основных функций ГД является законодательная деятельность. Проекты законов вносятся именно в Государственную Думу. Важно помнить, что не каждая инициатива становится законом.
Рыбаков В.А., Рыбаков В.В., Лошакова С.А. Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция // Юридическая наука. 2016. № 5. С. 93-97.
Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД.
Жигайлова, А. В. Некоторые особенности законодательной инициативы Президента Российской Федерации / А. В.
Предложить проект закона парламенту может любое лицо или организация, но это не значит, что парламент обязан его изучить и принять то или иное решение. Парламент обязан рассмотреть лишь такой проект закона, который исходит от субъектов, обладающих правом З.и. Конституция РФ предоставляет право З.и.
В современных условиях реформирования российского общества все большую роль играет социальная инициатива, которая выступает в качестве своеобразного «энергетического ресурса» проведения данных преобразований.
Предложить проект закона парламенту может любое лицо или организация, но это не значит, что парламент обязан его изучить и принять то или иное решение. Парламент обязан рассмотреть лишь такой проект закона, который исходит от субъектов, обладающих правом З.и. Конституция РФ предоставляет право З.и.
Инициатива (от лат. тШиш — начало) -почин, побуждение к началу какого-нибудь дела; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.
Можно также лишь сожалеть, что в России конституционно не предусмотрена народная инициатива, т.е. в число субъектов права законодательной инициативы не вошли группы избирателей, что предусмотрено конституциями многих демократических государств мира.
Право, субъекты и формы законодательной инициативы
В настоящее время достаточно активно высказывается мнение о том, чтобы генеральному прокурору было возвращено право законодательной инициативы (по предмету своего ведения).
Можно попутно отметить, что в некоторых зарубежных странах (например, во Франции) законопроекты вносятся только правительством, а документы, вносимые депутатами, независимо от их внешнего оформления именуются законопредложениями. Но это особенности терминологии.
Вторая группа состоит из лиц, которые применяют право правотворческой инициативы только относительно вопросов их управления.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 104) говорит о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
В практике прежнего Верховного Совета РФ имели место два вида актов — собственно закон и постановление Верховного Совета о порядке его введения в действие. ГД решила от этого отказаться.
Субъект, который имеет право на подачу законопроекта, обязан представить следующие документы:
- пояснительную записку, в которой необходимо изложить суть вносимого законопроекта
- текст законопроекта, а на его титульном листе должно быть указано, кем данный законопроект вносится
- список актов законодательства, утрачивающих силу, либо подвергающихся изменению вследствие принятия представленного законопроекта
- финансово-экономическое обоснование, если оно необходимо
- решение Правительства, необходимое в определенных ситуациях
В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.
В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы позволяет некоторым субъектам начинать процесс законотворчества. Им наделены определенные органы власти Российской Федерации.
При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет «для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки».
Третья стадия. На этом этапе происходит третье чтение, на котором определяется конечный текст законопроекта. Избавляются от различных недочетов в законопроекте, правильным образом устанавливают связь между изменениями, которые были внесены на второй стадии. На этом этапе запрещается внесение каких-либо исправлений в законопроект, либо возвращение к его обсуждению.
Найдено схем по теме — 2
Это право принадлежит также трем высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду РФ, Верховному суду РФ, Высшему арбитражному Суду РФ (только по вопросам их ведения).
Этот процесс – определенная процедура, которая разбивается на несколько этапов, последовательно следующих друг за другом в обязательном порядке. Законодательная инициатива – это начальный этап в процессе законотворчества, так называемое право подачи законопроекта в законодательный орган, которым обладают определенные субъекты, представляющие государственную власть.
Только они обладают правом внесения проектов законов на рассмотрение власти. Причина в том, что они прямую связь с решением главных федеральных вопросов.
Эти нормы несколько отличаются друг от друга в зависимости от государства, а специфичность этого процесса везде разная. Общими моментами является только то, что создание законов регулируется конституцией и законодательством страны, а также то, что оно выполняется высшими инстанциями государственной власти.
Осуществление права законодательной инициативы
Данная потребность возникает самопроизвольно, а действительно важной характеристикой в ее значении считается острота проблемы и ее актуальность.
Первая стадия. На этом этапе субъект, наделенный правом законодательной инициативы, подает законопроект на дальнейшее его изучение Государственной Думой. Совет этого органа, а также специальный комитет, занимаются подготовкой законопроекта к последующему рассмотрению. На этой стадии также происходит первое чтение, на которой определяется суть законопроекта.
В СССР П. з. и. принадлежит обеим палатам Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат (законодательных предположений, бюджетной и по иностранным делам), депутатам Верховного Совета СССР, Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР.
Законопроект направляется Советом ГД в депутатские объединения и соответствующий комитет палаты, назначенный ответственным по законопроекту.
Кто имеет право законодательной инициативы? Этим правом в стране наделены конкретные институты власти. Смысл этого права заключается в том, что создается возможность подачи законопроектов на обсуждение, то есть начала процесса нормотворчества.
Порядок осуществления законодательной инициативы регулируется в деталях пока что только в гл. 12 Регламента Государственной Думы, который был утвержден 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.).
Предложить проект закона парламенту может любое лицо или организация, но это не значит, что парламент обязан его рассмотреть. Парламент обязан рассмотреть лишь такой проект закона, который исходит от субъектов, обладающих правом З.и. Конституция РФ предоставляет право З.и.