Обеспечение заявки в электронном аукционе по 44 ФЗ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение заявки в электронном аукционе по 44 ФЗ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Ряд поправок, которые вошли в новеллу:

  • изменится количество способов закупок: их станет меньше;
  • будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
  • полностью исчезнет закупочная документация;
  • появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
  • начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
  • обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
  • заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
  • и многое другое.

Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

  • обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
  • сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.

Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

  • закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

  • будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.

В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.

С 1 января 2022 года исполнители контрактов будут получать оплату за выполненные обязательства быстрее, чем было до этой даты. Сокращение сроков оплаты коснулось не только представителей малого бизнеса, но и остальных поставщиков (277-ФЗ от 01.07.2021 г.).

  1. Для оплаты работ исполнителей-представителей СМП с 1 января 2022 года – до 10 дней, а на перспективу с 1 января 2023 срок оплаты будет уменьшен еще до 7 дней (сравним: в 2021 году у заказчиков на оплату контрактов было 15 дней).
  2. Для всех остальных с 1 января 2022 года заказчикам нужно будет оплатить контракт в 15-дневный срок, а с начала 2023 года максимальное время оплаты – 10 дней (сравним: в 2021 году оплатить исполненные обязательства необходимо было максимум за 30 дней).

Глобальные изменения коснутся порядка проведения закупочных мероприятий. Можно сказать, что останутся только знакомые названия, а все остальное подвергнется радикальной «перекройке».

Например, быстрее будет проходить электронный аукцион, так как упростится порядок его осуществления:

  1. Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
  2. Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
  3. Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
  4. Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
  5. Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
  6. Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2022 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
  7. Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).

Заполнение заявок на участие в электронном аукционе и в запросе котировок в электронной форме будет аналогичным, разница только в сроках и способах подачи предложения о цене.

Некоторые документы будут полностью исключены для процедур. Конкурентные электронные закупки будут проводиться без документации. Требования к заявке и правила по ее подготовке войдут в форму извещения о проведении мероприятия.

Для большинства закупок извещение об их проведении станет главным документом, в котором будут даваться все необходимые сведения. На сегодняшний день алгоритм пока такой: в извещении указана только общая информация, а для конкретизации некоторых моментов нужно будет открыть документацию о закупке, которая идет вместе с извещением.

Закупочная документация никуда не исчезнет для закрытых конкурентных мероприятий – конкурсов и аукционов закрытого формата.

Что касается обеспечений заявок, то изменения по их части произойдут для запроса котировок: обязанностью заказчика станет выставление требования о предоставлении обеспечения заявки для контрактов, чья начальная цена находится в диапазоне 1 – 3 млн. руб. А обеспечение исполнения контракта (ОИК) будет для закупок до 3-х миллионов.

На данный момент при запросе котировок заказчики запрашивают обеспечение заявки на свое усмотрение, это не является их обязанностью, а только правом.

Банковским гарантиям посвящена статья 45 44-ФЗ, в которой с 1 января 2022 года также произойдут изменения. Во-первых, само название статьи изменится на «независимые гарантии», но не это главное. А, во-вторых, расширится перечень организаций, уполномоченных на выдачу таких гарантий.

Нужно понимать, что банки никуда не денутся, и участники, как и раньше, смогут обращаться в них за выдачей БГ для предоставления обеспечения контракта. Дополнительно появится государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», куда смогут обращаться поставщики. Также начнут свою деятельность по выдаче независимых гарантий региональные гарантийные организации – они будут предоставлять финансовую услугу малому бизнесу.

А если участник закупки зарегистрирован в одной из стран ЕАЭС, то таким компаниям-участникам будет выдавать независимые гарантии Евразийский банк развития.

Вместо заключения: мы рассмотрели далеко не все изменения, которые произойдут в сфере госзаказа с начала 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.

Более подробно про изменения мы будем говорить на предстоящей онлайн-конференции PRO GOSZAKAZ, которая пройдет 8-10 ноября 2021 года. Узнать подробнее о конференции и забронировать себе место вы можете по этой ссылке.

Главное, что следует понять — закупки станут проще и понятнее для обеих сторон госзаказа (заказчиков и исполнителей).

Пишите в комментариях, о каких изменениях вы уже слышали, и о каких новшествах мы не рассказали в статье. Будем рады обратной связи!

Если хотите быть в курсе актуальных новостей из мира госзакупок, посещать онлайн-эфиры от экспертов, стать частью клуба тендерных специалистов, то подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Включает:
☑ пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
☑ сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
☑ нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
☑ введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

  • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
  • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
  • Запрос котировок в электронной форме.

В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Как изменятся закупки в 2022 году: что об этом должны знать поставщики?

Контрактное законодательство разъясняет, что значит обеспечение заявки в тендере: это гарантия добросовестности участника, которую он предоставляет заказчику в виде денежных средств на спецсчете или банковской гарантии.

Заказчик обязан требовать от участника предоставление обеспечения заявок по электронным процедурам в 2021 году при сумме тендера более 1 млн рублей (ч. 1 ст. 44 закона № 44, п. 1 постановления № 439). Законом не установлен запрет на требование заказчиком обеспечения при проведении тендера с ценой не выше 1 млн рублей. Заказчик не обязан, но вправе его установить, если считает это обоснованным решением.

Положения контрактного законодательства указывают, что размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ в 2021 году составляет определенный процент от суммы закупки, который зависит от нескольких факторов — стоимости тендера и особенностей заказа (ч. 16, ч. 17 ст. 44 закона № 44):

  • при цене договора до 20 000 000 рублей размер обеспечения заявки на электронный аукцион по 44-ФЗ составит от 0,5 до 1% от цены заказа;
  • при цене контракта более 20 000 000 рублей — от 0,5 до 1% от цены закупки;
  • если в аукционной документации установлено преимущество для организаций инвалидов и УИС, а цена контракта превышает 2 000 000 рублей, — не выше 2% от стоимости контракта.

ВАЖНО! С 01.01.2022 максимальное значение финансового поручительства при проведении тендеров для УИС и организаций инвалидов составит 0,5% вместо 2%. Сумма закупки на величину процента не влияет.

Заказчик разъясняет, каков порядок предоставления обеспечения заявок по электронным процедурам участниками закупок в 2021 году, — в тендерной документации, и размещает эти сведения в ЕИС.

Спецсчет нужен для предоставления участником тендера финансового поручительства в денежной форме. Денежные средства для участия в электронных аукционах вносятся на этот счет. После подачи участником документов на участие в тендере их блокирует банк. Затем деньги возвращаются поставщику в срок не более одного рабочего дня после факта (ч. 8 ст. 44 закона № 44):

  • подведения результатов тендера;
  • отмены закупки;
  • отклонения, отзыва заявки или в случае, когда она поступила после окончания срока подачи;
  • отстранения участника;
  • отказа контрольным ведомством в согласовании договора.

Финансы, которые зарезервированы на спецсчете, переводят заказчику, если участник заказа внесен в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 15 ст. 44 закона № 44).

Перечень банков, которые ведут работу со спецсчетами, утвержден распоряжением правительства № 1451-р.

Участники тендера предоставляют обеспечение заявки по 44-ФЗ в 2021 году не только в денежной форме, но и в виде гарантии, которую для поставщика оформляет банк. Заказчик потребует уплату денежных средств на основании этого документа, если участника заказа внесут в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 15 ст. 44 закона № 44).

Перечень банковских организаций, которые наделены полномочиями на оформление банковских гарантий, опубликован на сайте Министерства финансов: когда обеспечение заявки на аукционе в виде денежных средств затруднительно, обратитесь в банк, который присутствует в этом списке.

Основные изменения в правилах участия в закупках 2021 – 2022 годах

При проведении электронного аукциона заявка, как это происходит и сейчас, будет поступать на электронную площадку. Если участник уже аккредитован на площадке, то большинство документов и сведений ему подавать не нужно — они уже есть у оператора ЭП.

Оператор ЭП может отклонить заявку. Основания по большей части прежние, но к ним добавилась возможность отклонения заявки:

  • при получении оператором ЭП информации об отсутствии необходимого количества денежных средств на специальном счете;

  • отсутствия данных о независимой гарантии в специальном реестре, несоответствия идентификационных кодов в гарантии и извещении и недостаточности суммы гарантии.

Более подробно расписана в новой редакции закона и процедура отзыва заявки — это можно сделать в любом случае до окончания срока подачи заявок. С момента размещения итогового протокола и до момента размещения проекта контракта для открытых электронных процедур отозвать заявку могут все участники, кроме первых трех. Заявку можно считать отозванной уже с момента подписания ее ЭЦП участника закупки, информацию об этом оператор ЭП направляет заказчику в течение часа.

Подавать ценовые предложения смогут участники, ранее подавшие заявки. Снижать текущее минимальное ценовое предложение при подаче своего можно будет на величину от 0,5% до 5% от НМЦК контракта либо от начальной суммы цен ТРУ. Также регламентированы правила подачи ценового предложения — оно не должно быть равно 0, быть выше или равно предыдущему, оно не должно быть меньше, чем текущее предложение, сниженное на предельную величину «шага аукциона». Неправильно поданные ценовые предложения отклоняются оператором ЭП автоматически. Установлено время обработки ценовых предложений — не более 4 минут. Каждый раз время обработки увеличивается для каждого последующего поданного предложения. Общее время сессии не может превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

Оператор ЭП указывает сведения о поданных ценовых предложениях без информации об участниках. Если участник ценовое предложение не подает, то его минимальным ценовым предложением будет считаться НМЦК.

Сохранилась в новой редакции и возможность переторжки — подать ценовое предложение с меньшей ценой и увеличить свои шансы на победу можно не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений. Цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, поданного во время сессии.

Так же, как в настоящей редакции, если цена контракта снижается до половины процента НМЦК, то процедура проводится уже на право заключения контракта.

Оператор электронной площадки в течение часа с момента окончания подачи ценовых предложений присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены (или суммы цен ТРУ) контракта согласно указанным в предложениях участников и формирует протокол подачи ценовых предложений, размещает его в ЕИС и на ЭП.

Участник, принявший участие в закупке, сможет не позднее даты заключения контракта запросить разъяснения по порядку проведения процедуры подачи ценовых предложений. Ответ ему должны предоставить через ЭП в течение 2-х рабочих дней.

Заявки должны быть рассмотрены членами закупочной комиссии не позднее 2-х рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика согласно извещению.

Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям извещения и, исходя из данных протокола подачи ценовых предложений, присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, порядковые номера в порядке возрастания ценового предложения.

Протокол подведения итогов определения поставщика формируется с помощью средств электронной площадки и подписывается усиленными ЭЦП членов закупочной комиссии.

После определения победителя у заказчика есть по 2 рабочих дня на размещение проекта контракта и подписание контракта, подписанного победителем. Поставщику (исполнителю) на подписание дается 5 рабочих дней.

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

от 4 406 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

от 7 031 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

от 4 593 руб Подробнее

Повышение квалификации

Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ

от 4 593 руб Подробнее

Что изменится в госзакупках с 2022

НМЦК Ограничения и условия закупки Размер обеспечения заявки
До 20 млн руб. (ч.16 статьи 44) Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 №439 пороговое значение НМЦК, при котором необходимо устанавливать обеспечение заявки — от одного миллиона рублей и выше от 0.5 до 1% НМЦК
Более 20 млн руб. (ч.16 и ч.17 статьи 44) Не установлены Закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов
от 0.5 до 5% НМЦК Не может превышать 2% НМЦК

Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.

  1. Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс или аукцион с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
  2. Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
  3. Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
  4. В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в документацию о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
  5. Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
  • внесение денег на специальный счет;
  • предоставление банковской гарантии.

Смешанный вид обеспечения (банковская гарантия+деньги) вносить нельзя.

Правомерно ли со стороны заказчика установить обеспечение заявки для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей?

Согласно Постановлению Минфина, заказчик вправе установить обеспечительные меры и для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей.

Заказчик проводит по результатам несостоявшейся закупки запрос/предложение. Этот запрос/предложение осуществляется в полном соответствии, на тех же условиях, на которых проводился аукцион. Обеспечение заявки в этом случае будет перетекать в запрос/предложение или нет?

Существует разъяснение Министерства финансов по данному вопросу. Если запрос/предложение проводится по результатам несостоявшегося конкурса/аукциона, то в этом случае может быть установлено обеспечение в том же размере, на тех же условиях, которые были предусмотрены в извещении, документации о несостоявшейся закупке. Но это исключение из правил.

Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.

Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.

Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счете.

Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:

  1. Требования к самому договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета.
  2. Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.
  3. Правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае, когда участником закупки предоставляется банковская гарантия в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме.

В случае если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счет может быть наделен статусом спецсчета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального, утвержденных Постановлением № 626.

Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счет, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счет для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?

При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счета участник закупки может использовать свой текущий счет. Но зачастую участники закупки открывают новый счет, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств.

В отношении особенностей ведения спецсчета были даны разъяснения Минфина РФ. В своем письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счет имеет иммунитет на блокирование средств списания на иные цели. Например, если есть задолженность по налогам или какие-то другие основания для списания, то у этого счета будет иммунитет. Специальный счет может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участниками закупки в кредит. Если идет расторжение банковского счета, то блокировка денежных средств на специальном счете участника закупки не осуществляется.

Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счет и пользоваться им без каких-либо ограничений.

Когда вносятся деньги на специальный счет, происходит их блокировка. Оператор электронной площадки передает соответствующую информацию в банк, и банк блокирует денежные средства до того момента, пока не пройдет процедура закупки, либо закупка будет отменена, либо отклонена заявка участника.

Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.

  1. Если закупка осуществилась, то денежные средства возвращаются всем участникам закупки, за исключением победителя, после подписания итогового протокола закупки. Победителю внесенные денежные средства в качестве обеспечения заявки вернутся позже — после того, как он внесет обеспечение исполнения контракта.
  2. Если закупка была отменена: отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Если заявка участника закупки отклонена.
  4. Если участник закупки отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  5. Если заявка опоздала (была получена после установленного срока).
  6. Если заявка была отстранена.
  7. Если заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Все семь случаев касаются разблокировки денежных средств на спецсчете.

Без такого важного гарантийного взноса любая неблагонадежная фирма могла бы сорвать закупки серьезных компаний и учреждений. Она может, например, назначить низкую цену, выиграть тендер, но затем отказаться подписывать контракт, так как не может его выполнить. В результате, конкурс приходится проводить снова, а важные закупки парализованы.

Процесс организации новых торгов особенно сложен для государственных организаций, которые не могут распоряжаться бюджетными средствами без специальных процедур. Соответственно, стоит сорвать контракт школам, муниципальным учреждениям, больницам и т. п., и они не смогут вовремя закупить медикаменты, книги, продукты питания и пр.

Максимальный размер обеспечения заявки по 44-ФЗ определяет организатор тендера, но в рамках законодательных норм. Он рассчитывает сумму в российских рублях и указывает в документах к закупке.

Размер гарантийного взноса — 0,5–5% от цены планируемого контракта. Например, организатор тендера собирается закупить медикаменты на 5 млн. рублей и установил сумму обеспечения в 5%, тогда заявители должны вносить по 250 тыс. рублей.

Обратите внимание, если начальная цена планируемого контракта не больше 3 млн. руб., размер обеспечения будет до 1%.

При закупках до 1 млн. рублей и запросах котировок организатор может вовсе не устанавливать гарантийный взнос. Так делают для упрощения условий участия и организации. Такие заказы обычно касаются типовых товаров или несложных услуг, часто такие контракты больше подходят молодым компаниям, которые только начинают работать по тендерам. Это отличный шанс попробовать свои силы без ощутимых затрат.

Обеспечение заявки в конкурсе по 44-ФЗ можно предоставить двумя способами:

  • деньгами;
  • банковской гарантией.

Деньги принимаются на любых тендерах, а вот банковские гарантии доступны до 1 июля 2019 года только на конкурсах и электронных аукционах закрытого типа, что связано со спецификой работы ЭТП.

Деньги поступают на счет вашей компании на ЭТП. Их нужно внести до подачи заявки и пакета документов.

Начальные цены контрактов бывают разные, поэтому и размеры нужного взноса могут быть большими. Средства не обязательно брать из собственных активов компании. Их можно взять в банке или микрокредитной организации. Они выдают тендерный кредит или заем, соответственно. Взять их можно самостоятельно или через профессионального тендерного брокера.

Когда заявка рассматривается, нужная сумма блокируется на лицевом счете ЭТП, и снять ее нельзя. После торгов она возвращается всем участникам, которые соблюдали обязательства и правила оформления документов.

Прежде чем выбрать среди способов обеспечения заявки по 44-ФЗ оформление банковской гарантии, примите во внимание, что банк дает такой документ за деньги. Обычно приходится отдать около 3-5% от размера гарантийного взноса, запрошенного заказчиком.

Эти деньги не возвращаются вне зависимости от того, выиграли вы или проиграли. Компенсировать затраты вы можете только при победе в тендере.

Поэтому желательно предварительно сделать расчет и узнать, какой вариант все-таки выгоднее в вашем случае.

Стоит также учитывать, что банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

  • выдается только под определенный тендер;
  • должна быть безотзывной;
  • действует не меньше 2 месяцев после окончания приема заявок.

Такой документ могут выдавать только банки с соответствующими полномочиями от Минфина РФ. В нем должна быть следующая информация:

  • срок действия;
  • обязанности гаранта;
  • обязательства организации, которая получила гарантию;
  • условия, при которых обязанности гаранта считаются исполненными;
  • перечень документов, которые организатор тендера должен предъявить в банк, чтобы ему выдали возмещение по гарантии.

Только при таком правильном оформлении можно рассчитывать, что организатор торгов одобрит документ и допустит заявку к участию.

Как изменятся электронные аукционы с принятием поправок в 44-ФЗ

Каждому участнику тендера (не выигравшему), сумма обеспечения в полном объеме возвращается после торгов в течение одного дня (при электронном аукционе) или за 5 дней (при конкурсе или аукционе закрытого типа).

Средства также возвращают в следующих ситуациях:

  • отмена тендера;
  • подача заявки уже после завершения приема;
  • отказ заказчику от ФАС в праве заключения сделки;
  • отклонение/отзыв заявки в течение срока приема.

Победителю тендера гарантийный взнос возвращается после подписания контракта. Но закон не предусматривает обязательные для этого сроки. Их определяет сам заказчик. Поэтому еще перед внесением обеспечения заявки по 44-ФЗ желательно выяснить сроки, чтобы не оказаться в неприятной ситуации, когда деньги долго не возвращают.

Если вы принимали участие в конкурсе или аукционе закрытого типа, деньги возвращают на ваш лицевой счет или кредитной финансовой организации (то есть тому, кто выдал нужную сумму), а если в электронном аукционе — гарантийный взнос разблокируется на счете портала, и вы сможете использовать его для следующих торгов. Деньги также можно вывести со счета по запросу в трехдневный срок.

Законодательство предусматривает ситуации, когда средства гарантийного взноса не возвращаются совсем:

  • участник выиграл конкурс, но не заключил сделку с заказчиком;
  • участник победил в тендере, но не прислал в нужные сроки гарантийное обеспечение исполнения договора;
  • участнику в течение квартала 3 раза отклонили заявку на одном и том же портале, так как она не соответствует второй части.

А если среди видов обеспечения заявки по 44-ФЗ вы выбрали банковскую гарантию, она вообще не возвращается вашей организации и выплаты по этому документу не осуществляются.

В нашей компании вы можете заказать профессиональное тендерное сопровождение по всем этапам: начиная от получения электронной подписи и заканчивая подписанием контракта по выигранному тендеру.

Наша работа включает: (это можно исправить или сеошные дела?)

  • консультация по правилам обеспечения заявки по 44-ФЗ;
  • проверка документации на соответствие требованиям;
  • помощь с оформлением документов;
  • тендерное сопровождение в торгах до подписания контракта.

Обращаясь к профессионалам, вы застрахованы от ошибок и напрасных трат. Это верная гарантия того, что все документы будут заполнены правильно, приняты к рассмотрению и одобрены с первого раза.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ или закрытом аукционе предусматривается как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии — ч.2, ст. 44 ФЗ-44.

Финансовые средства переводятся на специальный счет, а банковская гарантия предоставляется непосредственно заказчику. Какой из способов выбрать — определяет сам подрядчик.

Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия

Рассмотрим случаи, при которых возвращается обеспечение заявки.

Событий, при которых будет осуществляться возврат обеспечения участия, несколько:

  1. подрядчик отозвал заявку до окончания срока их приема;

  2. подрядчика отклонили после рассмотрения заявок. Это может быть после оценки первой, второй части или заявки на конкурс;

  3. закупка была отменена;

  4. заявка была подана после окончания срока приема, указанного в извещении;

  5. поставщик не выиграл закупку;

  6. если контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в праве заключения контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения заявки на тендер победителю закупки производится только после того, как выигравший подрядчик и заказчик заключат контракт.

Если подрядчик предоставлял банковскую гарантию на обеспечение заявки, она не возвращается принципалу — по ней не производятся выплаты.

Т.к. обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в закупке гарантия того, что подрядчик является благонадежным партнером и выполнит все условия участия в установленные сроки, то в ФЗ-44 определены случаи, при наступлении которых заказчик не осуществляет возврат, оставляя обеспечение участия в закупке себе.


1. Согласно ч. 14 ст. 44, ФЗ-44 возврат не производится, если победитель закупки уклонился от подписания контракта с заказчиком, а также если он не предоставил обеспечение исполнения контракта до его подписания.
2. Если подрядчик в течение одного квартала отклоняется на одной и той же ЭТП третий раз, то средства уходят заказчику (по закупке которого было третье отклонение). Оно перечисляется на счет через 30 дней после третьего отклонения.

    Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

    Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

    Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

    Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

    • Участник отказался заключить контракт с заказчиком или уклонился от заключения контракта
    • Участник до заключения контракта не предоставил обеспечение контракта или предоставил с нарушением условий
    • Участника электронного аукциона 3 раза отклонили по вторым частям заявок в течение 1 квартала на 1 электронной площадке

    Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

    Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *