Совершенствование страхования автогражданской ответственности транспортных средств в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совершенствование страхования автогражданской ответственности транспортных средств в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Все изменения ОСАГО в 2022 году: что ждет водителей — хорошего и плохого

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему: «Актуальные вопросы совершенствования регулирования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (24 сентября 2018 года, Совет Федерации)

Участники парламентских слушаний, обсудив вопросы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), отмечают следующее.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон).

За последнее время законодательной ветвью власти и Банком России была проделана значительная работа, направленная на совершенствование обязательного страхования.

Вместе с тем необходимо отметить, что тарифообразование в системе обязательного страхования, действующее в настоящее время, не в полной мере является сбалансированным и не всегда соответствует требованию справедливой стоимости страховой услуги для каждого потребителя, не позволяет устанавливать цену полиса, учитывающую индивидуальные особенности каждого страхователя.

Это приводит к возникновению целого ряда негативных моментов, в частности, проблемы доступности страховой услуги в ряде регионов страны. Так, во втором квартале 2018 года в Банк России поступило 2 555 жалоб на отсутствие возможности заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, 1 050 жалоб на отказ в заключении договора, в том числе по причине отсутствия полисов, 621 жалоба на навязывание дополнительных услуг при заключении договора.

Несовершенство системы тарификации оставляет страховщикам мало возможностей для оперативного реагирования на изменяющиеся внешние условия осуществления обязательного страхования. Так, убыточность по обязательному страхованию, сложившаяся в конце 2016 года – начале 2017 года, показала крайне негативную динамику, превысив отметку в 100%. Следствием этого стал значительный отрицательный финансовый результат страховщиков по обязательному страхованию в 2017 году, составивший −14,7 млрд. руб.

С учетом сложившейся ситуации Банком России был подготовлен проект указания Банка России «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — проект указания).

Данный проект предусматривает следующие основные изменения:

— расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны;

— увеличение количества страховых сегментов для коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, с 4 до 50;

— изменение подходов к порядку определения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ), предусматривающее переход на годовой период.

Вместе с тем участники парламентских слушаний обращают внимание на то, что результаты второй половины 2017 года – начала 2018 года показали заметное снижение убыточности, что ставит вопрос о необходимости повторного проведения Банком России расчетов страховых тарифов, который бы учитывал изменение ситуации с убыточностью по обязательному страхованию.

Также необходимо отметить, что если базовые ставки страхового тарифа отвечают за общий уровень убыточности, то отражение особенностей каждого конкретного страхователя, учет его индивидуального риска, установление для него справедливой цены страхования осуществляется путем применения коэффициентов страховых тарифов.

Анализ убыточности показывает, что используемая система коэффициентов страховых тарифов в настоящее время отражает риски, присущие отдельным категориям страхователей, не в полной мере. Так, в частности, есть отдельные категории страхователей, для которых справедливая цена полиса значительно ниже минимально возможной цены по действующей тарификации, и есть категории страхователей, значительно недоплачивающих за свой риск.

Перечень коэффициентов страховых тарифов определен в Федеральном законе. При этом некоторые из этих коэффициентов потеряли свою актуальность, другие же факторы риска не нашли отражения в тарификации. Анализ показывает отсутствие прямой и однозначной зависимости коэффициентов страховых тарифов от мощности двигателя легкового автомобиля.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что для адекватного отражения страхового риска необходимо использовать значительное количество факторов. Например, автостраховщики Германии для тарификации используют около 30 факторов.

По мнению участников парламентских слушаний, назрела необходимость изменения подходов к системе тарификации. Только постепенный отказ от централизованного регулирования тарифов с одновременным установлением системы гибкого ценообразования в зависимости от различных факторов риска позволит достичь цели индивидуализации страхового тарифа, установления справедливой цены полиса для каждого страхователя.

Важно отметить, что простое расширение тарифного коридора и передача страховым компаниям полномочий по установлению коэффициентов страховых тарифов не гарантирует справедливую и адекватную цену для потребителей.

Для повышения в целом цены ОСАГО в 2022 году Банк России пока оснований не находит, но возможно ее увеличение для некоторых категорий автовладельцев. Прежде всего, речь идет о такси. Со стороны страховщиков поступило предложение увеличить базовую ставку для таксистов на 60%, но даже такое повышение несколько ниже, чем диктует количество происшествий с участием водителей такси, которое достигает трети от всех аварий. Пока этот вопрос не решен и обсуждается с участием всех заинтересованных сторон: Минфина, страхового сообщества, Центробанка.

В 2022 году страховщики, вероятно, отдадут предпочтение дополнительным коэффициентам:

  • за управление ТС в состоянии токсического, наркотического или алкогольного опьянения;
  • за грубое нарушение правил ДД;
  • за превышение скорости больше чем на 60 км/час;
  • за проезд на красный;
  • за оставление места аварии;
  • за намеренную организацию ДТП;
  • за выезд на «встречку».

Дискутируется также вопрос, нужно ли внести изменения в ОСАГО, касающиеся отмены коэффициента мощности, который повышает результат расчета уже при мощности свыше 100 л.с., так как для современных автомобилей средняя мощность значительно выше этого показателя. Вместо коэффициента мощности страховщики смогут применять коэффициент, отражающий манеру вождения. Он может быть и повышающим, и понижающим в зависимости от результатов, зафиксированных телематическим оборудованием, установленным на ТС. Устройство будет запоминать данные:

  • о резкости торможения;
  • особенностях езды;
  • о скорости разгона;
  • частоте эксплуатации машины.

Такое оборудование уже используют некоторые страховщики для расчета более индивидуального тарифа по КАСКО. Когда ожидать подобные изменения, пока не известно.

Все, что нужно знать о страховании транспорта

ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.

Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.

Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:

С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.

Базовая ставка в 2022-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.

Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2021-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.

Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.

Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.

В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.

Какие изменения в ОСАГО произошли в 2021, и будут в 2022

Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2021-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.

Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2022-ом году, так и в нынешнем 2021-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.

Закупки корпоративных заказчиков

Номер извещения

32110035884

Уникальный номер закупки

65.12

Услуги по страхованию, кроме страхования жизни

65.12

Страхование, кроме страхования жизни

Документация лота

Нет прикрепленных документов

Чтобы застраховать гражданскую ответственность, владелец транспортного средства должен подготовить документы для обращения в страховую компанию. Базовый перечень документов для физических и юридических лиц одинаковый, но есть нюансы в зависимости от способа страхования, юридического статуса клиента.

Для оформления электронного полиса ОСАГО вам потребуется на сайте страховой компании составить заявку и отправить ее страховщику. Для ее заполнения нужны только данные документов.

Какие нужны данные:

  • Серия, номер и дата выдачи паспорта и водительского удостоверения страхователя, а также всех лиц, которые будут допущены к управлению ТС. Когда страховка оформляется без ограничения, нужны только данные на страхователя;
  • Свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт;
  • Номер диагностической карты и срок ее действия;
  • Если вы продлеваете договор страхования, нужны данные предыдущего полиса ОСАГО.

С конца августа начал действовать временный мораторий на прохождение техосмотра и предоставление диагностических карт, т. е. оформить страховку можно будет без них.

В отдельных страховых компаниях требуется к заявлению прикрепить копии всех документов.

При продлении полиса заявление можно подавать из личного кабинета на сайте страховщика. В этом случае часть необходимой информации будет введена автоматически и вам потребуется только ее проверить.

Что изменится в страховании ОСАГО

Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:

  • Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
  • Водительские удостоверения;
  • СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
  • Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
  • Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.

При оформлении страхования гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или предпринимателям, дополнительно к общему перечню документов нужно будет представить:

  • Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ИП);
  • Доверенность на имя заявителя, если это не директор компании;
  • Паспорт страхователя.

Для подписания договора страхования потребуется печать юридического лица.

Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:

  • Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
  • Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.

Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.

Правила прохождения техосмотра в 2021 году менялись уже не однократно. По состоянию на март, должен был быть введен штраф за его отсутствие. Без осмотра автомобиля сделать техосмотр было бы невозможно. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

Согласно новому порядку страхования ОСАГО автомобиля с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без прохождения техосмотра.

Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

Применение штрафных санкций за отсутствие техосмотра грозит автовладельцам с марта 2022 г.

Чтобы оформить полис ОСАГО на сайте СК, нужно сделать следующее:

  • Проверьте подлинность вашей диагностической карты. Это можно сделать онлайн на сайте ЕАИСТО;
  • Рассчитайте стоимость полиса, изучите условия разных страховых компаний и выберите наиболее приемлемые;
  • Подайте заявление на сайте страховщика с приложением необходимых документов;
  • Дождитесь окончания проверки;
  • Оплатите полис;
  • Получите документ на электронную почту.

ОСАГО 2021: как оформляют полисы с 2021 года

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Цена ОСАГО в 2022 году: базовая ставка и коэффициенты

№ п/п Технические характеристики, конструктивные особенности, собственник, назначение и (или) цели использования транспортного средства Базовая ставка страхового тарифа (рублей)
минимальное значение ТБ максимальное значение ТБ
1 2 3 4
1 Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категорий «А», «М»)1 юридических и физических лиц 625 1 548
2 Транспортные средства категорий «В», «ВЕ»1
2.1 юридических лиц (в том числе транспортные средства специального назначения, транспортные средства оперативных служб) 1 646 3 493
2.2 физических лиц (в том числе транспортные средства, используемые для бытовых и семейных нужд), индивидуальных предпринимателей 2 471 5 436
2.3 используемые в качестве такси 2 877 9 619
3 Транспортные средства категорий «С» и «СЕ»1 юридических и физических лиц
3.1 с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее 2 246 6 064
3.2 с разрешенной максимальной массой более 16 тонн 3 382 9 131
4 Транспортные средства категорий «D» и «DE»1 юридических и физических лиц
4.1 с числом пассажирских мест до 16 включительно 2 134 4 165
4.2 с числом пассажирских мест более 16 2 667 5 205
4.3 используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок 3 905 7 399
5 Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)1 2 134 4 044
6 Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)1 1 331 2 521
7 Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, имеющие паспорт самоходной машины и других видов техники или свидетельство о регистрации машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации 872 1 952

Примечание. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства), имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базовой ставки страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.

№ п/п Элемент структуры страхового тарифа (процентов)
1 2 3
1 Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) 100
2 Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам обязательного страхования) 77
3 Резервы компенсационных выплат — всего в том числе: 3
4 резерв гарантий 2
5 резерв текущих компенсационных выплат 1
6 Расходы на осуществление обязательного страхования 20

Приложение 4
к Указанию Банка России
от 28 июля 2020 г. № 5515-У
«О страховых тарифах по обязательному
страхованию гражданской ответственности
владельцев транспортных средств»

1. В границах максимальных и минимальных значений базовых ставок страховых тарифов, установленных в приложении 1 к настоящему Указанию, страховщик устанавливает значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, указанных им в методике расчета страховых тарифов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 2018, № 31, ст. 4840).

2. В случае наличия нескольких владельцев транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, не предусматривающий ограничения количества лиц, допущенных к его управлению, применяются базовая ставка страхового тарифа, коэффициенты КО и КБМ, установленные в отношении владельца — собственника транспортного средства.

3. Для городов и населенных пунктов, находящихся в административном подчинении города (района), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), в административном подчинении которого они находятся.

4. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения о договорах обязательного страхования, осуществленных страховых возмещениях и компенсационных выплатах, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2020, № 22, ст. 3382) (далее — АИС ОСАГО).

При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были включены в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.

Для определения коэффициента КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.

В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.

5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и включенных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.

Коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения коэффициента КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период.

7. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

8. В случае если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, в качестве коэффициента КБМ по договору обязательного страхования в отношении указанного транспортного средства применяется коэффициент КБМ владельца транспортного средства — юридического лица (далее — коэффициент КБМ юридического лица).

Коэффициент КБМ юридического лица определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.

Коэффициент КБМ юридического лица определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период КБМ в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо и по которым отсутствуют действующие на следующий день после периода КБМ договоры обязательного страхования.


Банк России обновил тарифы по ОСАГО и порядок их применения. Это связано с законодательными поправками по индивидуализации тарифов. Базовая ставка тарифа перестанет быть одинаковой для всех водителей на одной территории, а будет определяться страховщиком для каждого автовладельца индивидуально, в т. ч. по наличию нарушений ПДД.

Определяются факторы, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов.

Прежние тарифы утратили силу.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования.

В 2022 году повысят штраф за отсутствие ОСАГО и пьяное вождение

Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Приказ.pdfOpenCompetition13855131.pdfПротокол НМЦК.pdfНМЦК КП таблица.xlsxПриложение к критериям оценки заявок участников закупки.docxПорядок оценки заявок по критериям_15070137-1.pdfТехническое_задание_15070137-1.pdfПроект_контракта_15070137-1.pdf!! В_помощь_участникам_закупок.pdf

Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 18 ноября 2021Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 18 ноября 2021Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 19 ноября 2021

Добровольная расширенная страховка оформляется по той же схеме, что и классический полис ОСАГО. Гражданину предстоит:

  1. Выбрать страховую компанию. Необходимо ознакомиться с перечнем учреждений, предоставляющих услугу, и изучить список действующих тарифных планов. Это позволит выбрать наиболее выгодные условия сотрудничества.
  2. Подготовить пакет документов. В обязательном порядке потребуется удостоверение личности, бумаги на транспортное средство и действующий полис автогражданки.
  3. Обратиться к страховщику. Допустим личный визит в офис организации, подача заявки в режиме онлайн или оформление ДСАГО у представителя страховщика за пределами офиса. Личный визит отнимает время. Однако самостоятельное посещение страховщика позволит в комфортных условиях подписать договор и убедиться в добропорядочности организации.
  4. Заполнить заявку. Если гражданин посетил офис учреждения лично, оформление полиса расширенной страховки ОСАГО будет производиться в присутствии представителя страховщика. Сведения о заявителе и автомобиле внесут в полис. Затем документ будет заверен подписями. Далее страховой агент скрепляет документ мокрой печатью. Если обращение выполнялось в режиме онлайн, гражданин должен будет указать данные самостоятельно. Система сформирует документ и вышлет его на электронную почту.

Страховой полис не всегда начинает действовать со дня оформления. Можно оформить документ заранее. Так, заключение договора может быть выполнено 10 числа, а страховка начинает действовать с 1 числа следующего месяца.

При оформлении добровольной страховки может возникнуть путаница. Дело в том, что некоторые лица считают, что получение ДСАГО может быть выполнено без базового полиса ОСАГО. Однако осуществить процедуру нельзя. ДСАГО – расширенный вариант документа, поэтому он может действовать только совместно с классическим вариантом полиса.

Типовой бланк для оформления расширенного полиса ДСАГО отсутствует. Это позволяет страховым компаниям разрабатывать форму документа самостоятельно. Если приобретение расширенного пакета услуг выполняется совместно с покупкой классического ОСАГО, допустимо использование единого бланка. В договоре будет присутствовать пункт, содержащий информацию, касающуюся расширения. В документе отражается сумма лимита и перечень дополнительных услуг. Если покупка ДСАГО выполняется после приобретения ОСАГО, используется отдельный полис. Обычно в документе присутствует следующая информация:

  • сведения о страховщике;
  • срок действия полиса;
  • ФИО страхователя;
  • информация о транспортном средстве;
  • перечень лиц, допущенных к управлению авто;
  • размер страховой премии;
  • дата составления договора;
  • подписи сторон.

Тарифы ДСАГО устанавливают сами страховые компании. Во время осуществления процесса используются те же коэффициенты, что и для расчёта стоимости ОСАГО. Основными факторами, оказывающими влияние на цену, выступают:

  • разновидность транспортного средства и его мощность;
  • год производства автомобиля;
  • количество лиц, допущенных к управлению машиной;
  • стаж и возраст автомобилиста.

В некоторых компаниях действуют отдельные тарифы для женщин и мужчин. Причём первые обязаны платить больше. Цена расширенного полиса ОСАГО составляет порядка 0,2-0,3% от суммы страхования. Если произошла авария, изначально пострадавшему водителю выплачивают компенсацию по классическому полису. Если размер ущерба превосходит допустимый лимит, остатки предоставляются в рамках договора ДСАГО.

В таблице приведены примерные тарифы расширенного ОСАГО страховых компаний.

Страховщик Цена услуги Лимит возмещения
Ренессанс 900 руб. 1 млн. руб.
Ингосстрах 950-1950 руб. До 3 млн. руб.
ВКС Страхование Минимум 750 руб. До 15 млн. руб.
Ресо 1450-3600 руб. До 30 млн. руб.
Росгосстрах 5000 руб. До 1,5 млн. руб. Если клиент из СПБ, Москвы или области, максимальный размер выплаты повышается до 3 млн. руб.

Использование расширенной страховки ОСАГО влечет за собой возникновение ряда преимуществ и недостатков. В список входят:

  • цена полиса относительно небольшая;
  • размер возмещения повышается;
  • действует дополнительная система скидок.

Предложение считается выгодным для лиц, которые могут с большой вероятностью попасть в аварию. Обычно это темпераментные или неаккуратные водители. Покупка полиса в городах с чрезмерно интенсивным движением и дорогими транспортными средствами также делает услугу выгодной. Она подойдёт и начинающим водителям.

А вот опытным автовладельцам, которые имеют большой безаварийных стаж и проявляют аккуратность на дорогах, услуга не подойдёт. Она просто повысит цену стандартной страховки. Присутствуют и другие недостатки:

  1. Менеджеры страховщиков могут пытаться навязать услугу в момент продления ОСАГО. Сам водитель не может здраво оценить, насколько ему необходимо расширенное предложение.
  2. Ситуация, произошедшая на дороге, может быть признана не страховой. В этом случае возмещения выполняются самостоятельно.
  3. Нередко страховщики пытаются сэкономить, уменьшая размер выплаты или уклоняясь от обязательств. В результате можно столкнуться с длительными судебными разбирательствами.

Присутствует ряд ограничений на оформление добровольного расширенного страхования ОСАГО. Отказать в предоставлении услуги могут на следующих основаниях:

  1. Пакет документов не соответствует требованиям. Недочеты могут касаться бумаг, предоставленных на автомобиль или водителя.
  2. Возраст. Иногда устанавливается возрастной ценз. Он составляет 21 год для мужчин и 22 для женщин.
  3. Эксплуатация машины. Страховщик может отказать в предоставлении услуги на прокатные, лизинговые, курьерские автомобили или машины, использующиеся в качестве такси.
  4. Категория машины. Услуга не распространяется на автопоезда и автобусы.

Присутствует и ряд других особенностей. Тип выплат может быть агрегатным или не агрегатным. Если выбран первый вариант, возмещение предоставляется по каждому страховому случаю вне зависимости от срока действия договора. Обычно подобный принцип используется по умолчанию.

Когда применяется агрегатная выплата, сумма компенсации зависит от количества страховых случаев и размера возмещения. Это значит, что максимальная величина суммы уменьшается при каждом новом ДТП. Допустим, транспортное средство было застраховано на 1 млн руб. При первом страховом случае выплата по ДСАГО составила 900000 руб. Это значит, что в следующий раз компенсация составит лишь 100000 руб.. В третий раз страховая компания денег вообще не предоставит за исключением выплаты по классическому ОСАГО.

    • Зачем нужна ОСАГО
    • Как рассчитывается цена полиса ОСАГО
      • Неопытные платят больше
      • Москвичи платят больше всех
      • Много водителей — выше цена
    • Зеленая карта
    • 2021
      • Дагестан — главный центр по мошенничеству с ОСАГО
      • Премьер Мишустин открыл маркетплейсам доступ к ИТ-системе ОСАГО

      Несмотря на то, что законом установлен базовый тариф ОСАГО, на стоимость полиса влияет множество факторов. Дороже всего ОСАГО обойдется молодым водителям и водителям со стажем вождения до трех лет. И тот и другой фактор увеличивает стоимость ОСАГО (применяются повышающие коэффициенты от 1,3 до 1,7), поэтому при расчете тарифа необходимо учитывать возраст водителя (до 22 лет) и число лет практики за рулем.

      Страховые тарифы по ОСАГО имеют различную стоимость при аварийной и безаварийной езде. Опытным водителям, не создававшим ДТП в течение нескольких лет, предоставляются значительные скидки; чем больше стаж безаварийной езды, тем выше сумма поощрения. Так как к управлению автомобилем часто допускается несколько водителей, считается допустимым применять этот понижающий коэффициент для ОСАГО только с учетом истории вождения каждого из них.

      Стоимость ОСАГО увеличивается, если число водителей, допущенных к управлению ТС, не ограничено (к тарифу добавляется коэффициент 1.7).

      На то, как рассчитывается ОСАГО, влияет регион, в котором «прописан» автомобиль: страховые тарифы существенно увеличиваются для москвичей и петербуржцев (применяются повышающие коэффициенты 2 и 1,8 соответственно); в московской, ленинградской областях и в крупных городах Российской Федерации повышающий коэффициент составляет 1,3-1,7 , зато в убыточных регионах применяется понижающий коэффициент.

      И, разумеется, стоимость автогражданки зависит от самого автомобиля, вернее, от мощности двигателя. Так как количество лошадиных сил влияет на стоимость страховки в обоих направлениях, владельцы маломощных авто могут считать ОСАГО дешевым, а сильных автомобилей – дорогим.

      Как стало известно в августе 2021 г, Дагестан остается главным центром по мошенничеству с ОСАГО, сообщил Банк России. Скользящий коэффициент выплат составил 171% (в 2,7 раза выше общероссийского). Средняя страховая выплата осталась на уровне 77,1 тысяча рублей (на 13% выше общероссийского показателя).

      Выплаты в Дагестане превысили сборы страховых премий на 1,2 млрд рублей – наибольший по абсолютному значению отрицательный финансовый баланс по ОСАГО среди всех субъектов России.

      К высокорисковой зоне отнесены 10 субъектов России, среди которых шесть субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Суммарная доля сборов страховых премий, отнесенных к высокорискованной зоне, составила 5,5% российского рынка ОСАГО, при этом вклад этих субъектов России в страховые выплаты достигает 10,3%.

      1. паспорт (оригинал или копия) собственника автотранспорта;
      2. свидетельство о государственной регистрации автотранспорта;
      3. технический паспорт автотранспорта;
      4. документ о техническом осмотре автотранспорта (если автомобилю больше 3-х лет);
      5. водительское удостоверение (копии) всех, кто будут управлять данным автомобилем;
      6. предыдущий полис ОСАГО (если был оформлен).

      При заключении договора страхования нужно постараться сделать приобретение полиса максимально выгодным для себя, в связи с чем необходимо учесть следующие аспекты.

      Во-первых, необходимо обратить внимание на страховую компанию. В настоящее время на рынке предоставления страховых услуг действует огромное количество не только собственно самих страховых компаний, но также фирм-брокеров, которые заключают договоры от имени нескольких страховых компаний, а также страховых агентов. И брокеры и страховые агенты часто заманивают потенциальных клиентов выгодными предложениями в виде скидок и бонусов. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев, либо такие скидки являются незначительными, либо страховщик занимается мошенничеством. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев, когда были зафиксированы случаи мошенничества, договор заключался именно с брокерами и агентами. Не стоит забывать и о выплатах. Чем надежнее, известнее и престижнее компания, тем больше шансов получить полный объем выплат за установленный законом срок.

      Во-вторых, важен стаж сотрудничества со страховой компанией. Практически все страховые компании делают приятные скидки на оформление полиса ОСАГО клиентам, которые регулярно работают с ними. При этом, чем дольше Вы продолжаете сотрудничество, тем на больший бонус можете рассчитывать.

      Третьим аспектом являются коэффициенты и базовая стоимость полиса. Если на бонусы Вы еще «не заработали», то не стоит тратить время на поиск дешевой страховки. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование, поэтому все тарифы, коэффициенты и ставки по данному виду страхованию, а также способ расчета коэффициента, определяются Правительством РФ [3, с. 60].

      Ещё одним важным показателем, при определении стоимости страховки, является безаварийный стаж. За каждый год безаварийной езды автолюбитель получает скидку при оформлении полиса в размере 5%. При этом, максимальный размер скидки не может быть более 50%. А вот если Вы вдруг станете виновником дорожно-транспортного происшествия, то с половиной заслуженной скидки при оформлении полиса в следующем году можете распрощаться.

      Выбрав страховую компанию и собрав весь перечень документов, автовладелец предъявляется их страховому агенту, который на их основании выдаёт бланк заявления на страхование для заполнения. После подписания двумя сторонами заявления, агент должен выдать квитанцию для оплаты установленного законодательством взноса. Оплатив установленную сумму, страховая компания выдаёт полис об обязательном страховании автогражданской ответственности, который застрахованное лицо по закону обязано возить с собой.

      На рынке автострахования страховые организации постоянно появляются и исчезают, последнее связанно с лишением лицензий, банкротством, исключением из системы и другими негативными факторами [4, с. 91]. Именно поэтому начали составляться ежегодные рейтинги, чтобы помочь автомобилистам не прогадать и выбрать страховщика с самыми высокими гарантиями выплат [5, с. 72]. Кроме рейтинговых данных можно получить информацию и точнее, например, в Российском Союзе Автостраховщиков в открытом доступе на официальном сайте находится список страховых компаний, являющихся действительными членами РСА, для которых ограничена, отозвана или остановлена лицензия, вышедших или исключенных из союза [6, с. 222; 7, с. 173].

      Наиболее надёжными компаниями, занимающимися автострахование, в частности ОСАГО, по версии рейтингового агентства «Эксперт РА» являются: АльфаСтрахование; Альянс; ВСК; ВТБ Страхование; Ингосстрах; МАКС; СОГАЗ; Росгосстрах; Согласие; Ренессанс Страхование; РЕСО-Гарантия; УралСиб [8, с. 40].

      Все представители данного списка являются рекомендуемыми к сотрудничеству и получили стабильный прогноз от экспертов.

      По итогам 2015 г. можно сделать следующие выводы:

      • · средняя выплата по ОСАГО составила 42 тыс. руб.;
      • · более 90% страхователей выбрали только 25 самых надежных компаний, хотя оформить ОСАГО предлагалось более чем в ста организациях;
      • · более 20 млн. автомобилистов выбирают компанию «Росгосстрах», которая имеет максимальный уставный капитал – 122,8 млрд. руб.;
      • · более полумиллиона владельцев ТС в 2015 г. отказались от оформления полиса ОСАГО из-за резкого подорожания услуги более чем на 40% [9].

      Обязательное страхование автогражданской ответственности не является уникальной особенностью отечественного законодательства. Европейские страны также готовы гарантировать своим гражданам и гостям финансовую защиту в случае непредвиденных ситуаций на дороге. Так с 1 января 2009 г. Россия присоединилась к международной системе «Зеленая карта». Теперь, собираясь в путешествие на своем автомобиле за пределы страны, Вы должны приобрести полис международной системы «Зеленая карта». Полис действует на территории всех европейских государств, а также позволяет въехать в Израиль, Марокко, Тунис и Иран. Государства-участники этой системы взаимно признают договоры страхования гражданской ответственности владельцев ТС, заключенные одной из стран, и гарантируют, что в случае ДТП за границей пострадавшей стороне будет возмещен ущерб [10].

      Рисунок 1. Средние базовые тарифы в европейских странах в 2015 г.

      • 1 443 075,81Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в 2019 году
      • 84 601,83Страхование ОСАГО
      • 106 637,80Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
      • 58 776,21Оказание услуг Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд ГБУЗРА «Кошехабльская ЦРБ»
      • 163 590,75Оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2019-2020 год

      В связи с важной ролью страховых тарифов в страховании, деятельности страховых организаций в целом последние разрабатывают и проводят определенную тарифную политику. Тарифная политика включает в себя комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций страховщика [62, с.104]. При обязательной форме страхования тариф устанавливается федеральным законодательством (ОСАГО), а при добровольной — страховой компанией.

      Страхование как институт финансовой защиты предполагает передачу страховщику ответственности страхователя по несению риска. Признаком передачи такой ответственности является уплата страхового взноса (брутто-премии, страховой премии). Страховая премия (страховой взнос) — плата за страхование, которую страхователь вносит (уплачивает) страховщику за принятое им на себя обязательство осуществить страховую выплату страхователю при наступлении страхового случая, предусмотренного в договоре страхования. Один из структурных элементов страховой премии (нетто-премия) предназначен для осуществления будущих страховых выплат и нагрузки, в которую входят обязательные отчисления (предусмотренные действующим законодательством) и расходы на ведение дела [58, с.]. Соотношение нетто-премии и нагрузки может быть различным и зависит от вида и объема страхования, а также от уровня затрат на ведение дела, в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств нетто-ставка составляет 77% от страхового тарифа. Структура страхового тарифа имеет особо важное значение в страховании и деятельности страховых организаций в целом. Рассмотрим структуру страхового тарифа по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (табл.2.1.1.).


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *