Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая должна быть пенсия в 2022 году РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В Беларуси, как и в других странах лица, достигшие определенного возраста могут рассчитывать на помощь со стороны государства: пенсию. Другими условиями для пенсионных выплат являются: потеря трудоспособности, наличие инвалидности, потеря члена семьи, который являлся кормильцем. В принципе, пенсия РБ по определению ничем не отличается от пенсионных выплат РФ и бывших стран СНГ.
Каким будет повышение пенсии в Беларуси в 2022 году?
В Беларуси пенсии разделяются на 2 вида: трудовые и социальные. В течение года указанные выплаты пересчитываются 4 раза. Это связано с изменением прожиточного минимума, к которому привязаны все государственные выплаты.
Трудовые пенсии назначаются при наличии трудового стажа по возрасту, за особые трудовые достижения перед Республикой, за выслугу лет. Их размер зависит от средних выплат по РБ и возможностей ВСЗН.
Социальные назначаются при условиях, определенных требованиями законодательных актах, как правило их получателями являются лица с ограниченными возможностями и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Первые социальные пенсии в РБ выплачивались белорусам, которые по тем или иным причинам не могли вести трудовую деятельность. К таким категориям относились: дети-инвалиды, инвалиды детства, несовершеннолетние, растущие в семье, потерявшей кормильца.
лет назад законодательство изменилось, Лукашенко подписал Указ согласно которому социальные пенсионные выплаты могут получать люди пенсионного возраста у которых не накопилось достаточного количества стажа. В итоге, категориями, которые могут сегодня и в 2022 году рассчитывать на социальные пенсии являются следующие:
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Совсем недавно ситуация в РБ была благоприятной в сравнении с другими бывшими республиками СССР. Связи с неблагоприятной политической обстановкой жизнь белорусов ухудшилась, в том числе и государственные выплаты вместе с зарплатами. Повышение пенсий в РБ ожидают многие. К сожалению, печальная статистика показывает о ее снижении.
В чем причина, не ужели Лукашенко не замечает настроение народа и сознательно игнорирует его? Вопрос, который на сегодняшний день считается самым актуальным.
Недавно последние новости о выплате пенсий в 2022 году в Беларуси сообщили общественности о первых позитивных изменениях. Речь идет об изменении выплат в августе 2021 года. Ни для кого не секрет, что размер пенсионных выплат напрямую зависит от ПМ, который со следующего месяца должен измениться. Если такое произойдет, вырастут и денежные начисления пенсионерам.
Сегодня можно предположить, что график выплаты пенсий будет выглядеть следующим образом:
социальные пенсии лицам с ограниченным возможностями, имеющими 1 группу инвалидности или являющимися инвалидами детства вырастут приблизительно на 88 рублей и составят 311,81;
инвалиды с присвоенной 2 группой станут получать на 10 руб. больше или 269,29;
инвалиды с присвоенной 2 группой, в семье которых отсутствует кормилец в августе 2021 года также получат на 10 руб. больше, пенсионные выплаты составят 290,94;
белорусы с 3 группой инвалидности могут рассчитывать на повышенные выплаты в размере 212,6 руб.;
при достижении пенсионного возраста представителями мужского пола 65-летнего возраста, женского- 60-летнего пенсия в РБ в августе 2021 составит 141,73 руб.;
минималка по возрасту увеличится также и уже в августе этого года белорусы смогут довольствоваться повышенными выплатами в размере 70,87 руб.;
доплаты неработающим пенсионерам, лицам свыше 75-летнего возраста составят 53,15 и 70,87 руб. соответственно.
80-летние пенсионеры и старше могут получить прибавку в размере 70,87 руб. Начисление пенсии по-новому будет проводиться начиная с августа 2020 года. Дальше правительство планирует снова пересмотреть выплаты и увеличить их. Сумма роста будет зависеть от благосостояния Республики и наличия денег в государственной казне.
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
2016 год – 60 лет и 55 лет:
2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
2018 год – 61 год и 56 лет;
2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
2020 год – 62 года и 57 лет;
2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
2022 год – 63 года и 58 лет.
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021
2021 (август-октябрь)
2021 (май-июль)
2021 (февраль-апрель)
ноябрь 2020 – январь 2021
Средняя пенсия по возрасту
545
с августа: 512,78 с сентября: 545
512,78
512,78
с ноября: 457,93 с декабря: 482,62
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)
280,04 (72+208,04)
278,91(70,87+208,04)
276,36 (68,32+208,04)
273,76 (65,72+208,04)
260,82 (64,53+196,29)
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж
Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
Средняя пенсия по возрасту в 2021 году – 545 рублей.
Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2021 года – 72 рублей. К ней полагается доплата размером в 208,04 рублей. Итоговая сумма – 280,04 рубль.
Повышение пенсионного возраста в Беларуси началось в 2017 году. Ежегодно планка поднимается на 6 месяцев. С 2022 года мужчины смогут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58 лет.
После этого планируется завершить реформирование пенсионной системы. Несмотря на это, власти страны продолжают обсуждать повышение пенсионного возраста в будущем, но только для женщин. В Международном валютном фонде советуют не прекращать реформы в этой сфере.
В Минсоцзащиты Беларуси поясняют, что перерасчёт пенсионных выплат проводится в двух случаях:
по результатам увеличения средней заработной платы (минимум один раз ежегодно согласно указов главы государства и при наличии доступных средств внебюджетного фонда соцзащиты);
при изменении среднего бюджета прожиточного минимума на душу населения, что влияет на минимальный размер трудовой и социальной пенсии, доплаты лицам, достигшим 75-летнего возраста и надбавки.
Граждане Белоруси имеют право на получение трудовой пенсии по достижению пенсионного возраста. Они объединяют не только выплаты по возрасту на общих основаниях, социальные и досрочные пенсии, выплаты за выслугу лет, в случае потери кормильца и за особые заслуги перед страной.
Трудовые пенсии полагаются гражданам, которые в период своей трудовой деятельности, в том числе творческой и предпринимательской, делал обязательные страховые отчисления.
Возможность оформить трудовую пенсию по возрасту могут пенсионеры с трудовым стажем от 25 лет для мужчин и от 20 лет для женщин.
Трудовой стаж является обязательным условием начисления пенсионных выплат за выслугу лет и по возрасту с отчислением средств во внебюджетный фонд соцзащиты. Этот период также называется страховым стажем.
Продолжительность страхового стажа изменилась за последние 5 лет на 3 года и достигнет к 2025 году 20 лет.
Год
Страховой стаж
2016
15,5 лет
2021
18 лет
2022
18,5 лет
2023
19 лет
2024
19,5 лет
с 2025
20 лет
Современная пенсионная система пенсионного обеспечения в Беларуси включает ряд пенсионных выплат для определённых категорий граждан:
пенсии по возрасту;
пенсии по инвалидности;
пенсии по случаю потери кормильца;
пенсии за выслугу лет;
социальные пенсии;
пенсия за особые заслуги перед РБ;
повышения пенсий.
В 2022 году новшеством для системы пенсионного обеспечения Беларуси станет правительственное постановление № 505. Согласно этому документу, некоторые категории граждан будут лишаться пенсионных выплат за особые заслуги.
Эта мера предусмотрена в отношении лиц, совершивших преступления против интересов государство и нацбезопасности, при лишении государственных наград или начислении пенсий на основе недостоверной информации.
Стоит отметить, что в случае восстановления гражданина в правах решение о возобновлении выплат пенсии за особые заслуги может быть приянто специальной комиссией.
В Беларуси снова повысят пенсионный возраст и страховой стаж
Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.
Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.
В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.
Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.
Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.
Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.
Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 27 лет (324 месяца) работы подряд (или меньше, если проработали меньше 27 лет). С 1 января 2022 года его поднимут на один год — до 28 лет (336 месяцев). Ежегодно этот период повышается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы, следует из информации на сайте Минтруда.
Пенсионный возраст и страховой стаж повысят в Беларуси в 2022 году
С 1 января 2022 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение.
Так, в 2022 году пенсионный возраст для мужчин составит 63 года, а для женщин — 58.
На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.
В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.
Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.
— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.
Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.
Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.
Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.
В Беларуси повышают пенсионный возраст: когда и на сколько
И страховая, и социальная пенсии (с учетом других причитающихся неработающему пенсионеру доплат) не могут быть ниже одной и той же минимальной величины, которая устанавливается законом отдельно в каждом субъекте РФ.
Нижняя планка величины пенсионного обеспечения определяется размером Прожиточного Минимума Пенсионера (ПМП) в регионе. Он утверждается один раз на весь год.
Минимальная пенсия в Нижегородской области в 2021-2022 году: размер и льготы
Число пенсионеров в России 2021: статистика по годам и регионам
Пенсии 2022: какой размер индексации ждать пенсионерам в будущем году
Россельхозбанк ввел новый пенсионный вклад «Мое время» со ставкой до 8,3%
Борщевой набор — состав и динамика стоимости в 2021 году. Почему подорожал, а сегодня дешевеет
› накопительные счета
› с пополнением
› с частичным снятием
› с капитализацией
› с ежемесячной выплатой процентов
› для пенсионеров
Главное условие для получения трудовой пенсии в Беларуси – наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН в течение 18 лет. Но это пока: в 2022 году этот показатель вырастет до 18 лет и 6 месяцев. Простыми словами, если у вас есть зеленая пластиковая карточка соцстраха, и вы официально отработали более 18 лет, пенсию вы непременно получите.
Важно: ежегодно страховой стаж повышается, также на полгода. Так, в 2023-м он составит 19 лет, тогда как в 2024-м – 19,5 лет. Завершится реформа по стажу в 2025 году – к тому моменту отработать придется как минимум 20 лет.
18 ноября на совещании по социальным вопросам с Правительством В.В. Путиным было дано поручение о подготовке предложений по индексации пенсий выше уровня инфляции.
По с словам экспертов изначально, при подготовке бюджета Пенсионного фонда России на 2022-2024 годы, было заложено, что повышение пенсий неработающих пенсионеров в 2022 году составит 5,9%. В 2023-м предполагается, что пенсии должны вырасти на 5,6%, в 2024-м — на 5,5%. При этом среднегодовой размер страховой пенсии в следующем году должен составить более 17 тысяч рублей, в 2023-м — около 18 тысяч, в 2024-м — более 18,7 тысячи.
Минфин готовит индексацию: на сколько повысятся пенсии в 2022 году и для кого
В 2022 году размер страховых пенсий для неработающих пенсионеров будет проиндексирован и увеличится на 5,9%. Размер индексации меняется ежегодно:
-в 2022 году – 5,9%;
-в 2021 году – 6,3%
-в 2020 году – 6,6%;
-в 2019 году – 7,05%.
Для того, чтобы самостоятельно рассчитать величину своей пенсии после индексации, следует текущий ее размер умножить на 1,059.
Стоимость одного пенсионного балла с января 2022 года составит 104,69 рублей.
Размер фиксированной части будет равен 6401,10 рублей.
Также с января на 5,9 % повысят доплаты пенсионерам за иждивенцев, за северный стаж, за сельский стаж и возраст старше 80 лет.
По словам Татьяны Голиковой средний размер пенсии в 2022 году составит 18521 рубль, в 2021 году средний размер страховых пенсий составляет – 15744 рубля. Эти суммы рассчитываются на основе всех выплат, положенных пенсионеру.
В 2023 и 2024 годах страховые пенсии по старости проиндексируют не менее чем на 5,6 и 5,5 процентов соответственно. Данное увеличение не коснется работающих пенсионеров.
В случае отсутствия минимальной продолжительности страхового стажа, гражданам положена социальная пенсия. Получателями социальных пенсий могут быть:
-мужчины, достигшие 70 лет, и женщины, достигшие 65 лет, не получающие страховой пенсии;
-иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);
-инвалиды, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
-дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на период очного обучения но не дольше достижения возраста 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей либо оба родителей которых неизвестны;
-граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, постоянно проживающие в районах проживания таких народов.
С 1 апреля 2022 года размер социальных пенсий вырастет на 7,7%. Таким образом, процент индексации социальных пенсий впервые больше процента индексации страховых пенсий.
Более точная информация появится чуть позже, после издания соответствующего Постановления Правительства РФ.
Индексация социальной пенсии привязана к изменению размера прожиточного минимума пенсионера. В 2023-м их планируется увеличить только на 0,3%. Но уже в 2024-м индексация должна составить 9%.
Для трудоустроенных граждан индексация заморожена с 2016 года. Конечно, наилучшей новостью для работающих пенсионеров была бы новость об индексации и их пенсий. Но, увы, индексация пенсий в 2022 году их не коснется. Все законопроекты об индексации пенсий работающим пенсионерам были отклонены.
Ежегодно выплаты работающим пенсионерам увеличивают максимум на 3 балла ПФР. Соответственно, работающие пенсионеры могут рассчитывать лишь на увеличение пенсий в среднем на 300 рублей с 1 августа 2022 года
По предварительным данным пенсии военным пенсионерам в 2022 году должны увеличиться не менее чем на 7,9%:
-5,9% — прогноз уровня инфляции на 2021 год, который был дан на последнем заседании правительства;
-2% — это “президентские” два процента сверх уровня инфляции по указу №604.
Российские пенсионеры получат по 5 000 рублей от правительства в 2022 году. Для этого власти уже выделили 134 миллиарда рублей. Выплаты получат пенсионеры, пенсии которых меньше обязательного минимума, в среднем по России он составляет 10 022 рублей, но в каждом регионе его размер отличается.
Согласно заявлений Пенсионного фонда России, подобные выплаты получат около 6 миллионов российских пенсионеров.
Точное решение о размере индексации пенсий будет принято после 23 ноября, так как на этот день запланировано второе чтение проекта бюджета. Это подтвердил и глава Пенсионного фонда Андрей Кигим, отметив, что до первого квартала 2022 года еще есть время.
«Установить с 1 января 2022 года: 1) МЗП – Т42 500; 2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – Т19 450; 3) минимальный размер пенсии – Т46 302; 4) МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – Т3 063 тенге; 5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – Т36 018», — говорится в проекте бюджета.
Также планируют установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2022 года на 7%.
Напомним, ранее уже назывались основные параметры по доходам и затратам проекта бюджета на 2022 год. Также агентство информировало, что почти Т3 трлн планируют изъять в 2022 году из Нацфонда Казахстана в виде трансфертов.
По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.
«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.
По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.
«На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.
Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.
«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.
Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.
«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.
В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.
Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.
По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).
«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.
Ежегодно региональные власти пересматривают величину прожиточного минимума для пенсионеров и устанавливают с 1 января новый норматив. Абсолютно все субъекты России уже установили значения ПМП, которые будут применяться с 1 января 2022 года. Напомним, что фактически эти суммы представляют собой минимальную пенсию в регионах.
Далее в таблице приведены значения прожиточного минимума, установленные на 2022 год в отношении пенсионеров. Для сравнения также указана величина ПМП, которая действует в регионе в 2021 году.
Отметим, что региональный прожиточный минимум пенсионеров с 2022 года также определяется по новой методике. Правила расчета перечислены в Постановлении Правительства №1022 от 26 июня 2021 года.
В конкретном регионе, прожиточный минимум пенсионера определяется по следующей формуле: прожиточный минимум трудоспособного населения * фиксированный коэффициент в 0,86.
Стоит подчеркнуть, что региональный прожиточный минимум трудоспособного населения определяется по формуле: федеральный прожиточный минимум * коэффициент дифференциации в регионе. Такие коэффициенты перечислены в Приложении один к Правилам, утвержденным в Постановлении Правительства №1022.
Минимальная пенсия в Башкирии 2021-2022: размер и доплаты
Минтруд России утвердил новые правила выплаты пенсий (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2021 г. № 545н), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления пенсии за текущий месяц в случае назначения пенсии другого вида либо назначения другой пенсии, определения излишне выплаченных сумм пенсии. Они вступят в силу 1 января 2022 года. С этой же даты утратит силу нынешний порядок.
Бюджет Пензенской области на 2022 год запланирован с дефицитом
«Новикомбанк» нарастил кредитование высокотехнологичных предприятий
«Дамате» запустила полностью автоматизированный выпуск фарша
От 1 500 рублей: утверждены размеры пособия потерявшим работу
Банк «Кузнецкий» подвел итоги деятельности за 10 месяцев
Прибыль «Новикомбанка» за 9 месяцев составила 8,6 млрд рублей
Обозначены доходы и расходы Пензенской области в 2022 году
«Новикомбанк» повысил ставки по вкладам
Пензенцы набрали кредитов почти на 160 млрд рублей
Банк «Кузнецкий» начал выдавать кредиты для бизнеса под 3%
График повышения пенсий, по которым они индексируются еще с 2019 года, был утвержден в 2018 году – в одном законе вместе с повышением пенсионного возраста. Тогда авторы просчитали все так, чтобы пенсии росли примерно на тысячу рублей каждый год – аж до 2024 года включительно.
Так, в 2019-м пенсии выросли на 7,05%, в 2020-м – на 6,6%, в 2021-м – на 6,3%. Каждая индексация проводилась с 1 января, и до 2024 года график индексации выглядит так:
с 1 января 2022 года – на 5,9%. Стоимость пенсионного балла поднимается с 98,86 до 104,69 рублей, фиксированная выплата – с 6044,48 до 6401,1 рубля, средняя пенсия составит 18 447 рублей (это страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров);
с 1 января 2023 года – на 5,6%. Пенсионный балл будет стоить 110,55 рублей, фиксированная выплата составит 6759,56 рублей. Средняя пенсия вырастет до 19 399 рублей;
с 1 января 2024 года – на 5,5%. Пенсионный балл «подорожает» до 116,63 рублей, фиксированная выплата – до 7131,34 рублей. В среднем пенсионеры будут получать 20 388 рублей.
Все эти цифры были утверждены заранее, а сейчас от них рассчитывается федеральный бюджет на ближайшие три года. Как можно заметить из утвержденного документа, все три года средняя страховая пенсия неработающих пенсионеров будет выше, чем средняя пенсия в целом всех пенсионеров. Это, к сожалению, говорит о том, что индексацию пенсий работающим пенсионерам не вернут.
Еще когда в России повышался пенсионный возраст для мужчин и женщин – в 2018 году – в том же законе прописали, что с 2019 по 2024 годы индексация пенсий должна идти быстрее, чем растут цены. А так как целевой показатель по инфляции Центробанк заложил на уровне 4% в год, то индексацию запланировали с запасом.
И до 2021 года все получалось:
за 2018 год инфляция составила 4,3%, а пенсии с 2019-го подняли на 7,05%;
за 2019 год инфляция упала до 3,04%, а индексация пенсий с 2020-го составила 6,6%;
за 2020 год инфляция выросла до 4,9%, но пенсии с 1 января 2021 года повысили на 6,3%.
Но дальше могут возникнуть проблемы – на 1 января 2022 года запланирована индексация страховых пенсий на 5,9%, однако инфляция может оказаться выше.
Пенсии примерно 3 миллионов пенсионеров в России не дотягивают до прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Таким пенсионерам выплачивается социальная доплата до прожиточного минимума – федеральная (если региональный ПМ меньше или равен общероссийскому) или региональная (если он выше общероссийского). И такие пенсии повышаются по своим правилам.
Прежде всего, с 1 января каждого года в каждом регионе пересчитывается прожиточный минимум в целях определения социальной доплаты. Со следующего года прожиточный минимум пенсионера в регионах должны будут считать так:
посчитать прожиточный минимум на душу населения в целом по России. Это 44,2% от медианных доходов населения за позапрошлый год (то есть, для расчета минимума на 2022 год берутся доходы за 2020-й);
умножить его на коэффициент региональной дифференциации. Эти коэффициенты утверждает правительство (последний документ – от июня 2021 года), они зависят от уровня цен и в целом от условий жизни в регионе. Например, коэффициент для Москвы равен 1,2, для Чукотского АО – 2,61, а для Белгородской области – 0,84;
умножить полученное значение на коэффициент, соответствующий прожиточному минимуму пенсионера – он всегда равен 0,86.
Медианные доходы населения в 2020 году, по данным Росстата, составили 27 036 рублей. Соответственно, отсюда можно посчитать минимальную величину прожиточного минимума пенсионера для любого региона. Так, для Москвы (1,2) он составит 12 332,30 рублей, для Кировской области (0,89) – 9 146,46 рублей.
А если в 2021 году соотношение фактического прожиточного минимума в регионе к общероссийскому было больше, чем коэффициент, то регион должен умножить прожиточный минимум 2021 года на ожидаемый уровень инфляции за год, и эту цифру считать прожиточным минимумом. К тому же, каждый регион при наличии финансовых возможностей может повышать прожиточный минимум по своему усмотрению.
Однако это еще не все. Прожиточный минимум, скорее всего, вырастет на величину инфляции или даже меньше, но пенсии для получателей социальной доплаты вырастут иначе. С середины 2019 года действует особый порядок для их индексации:
сначала расчетная пенсия (то есть, рассчитанная по общим правилам) повышается до прожиточного минимума;
затем сумма расчетной пенсии умножается на процент индексации (в 2022 году – 5,9%);
полученная сумма прибавляется к пенсии, увеличенной до прожиточного минимума.
Другими словами, пенсионер будет получать прожиточный минимум в своем регионе плюс 5,9% от своей расчетной пенсии. А как именно вырастет общая сумма выплаты – сказать сложно, так как каждый регион может поднять прожиточный минимум по своему усмотрению. К тому же на сумму доплаты влияют другие выплаты вроде ЕДВ или компенсаций стоимости жилищно-коммунальных услуг.