Как получить в аренду земельный участок без проведения торгов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить в аренду земельный участок без проведения торгов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проверьте количество оснований для аренды земли в статье 39.6 Земельного кодекса.

В пункте 2 статьи перечислены тридцать с лишним оснований.

Каждое основание позволяет взять землю в аренду без аукциона.

Однако большинство из этих оснований абсолютно не подходят для простых граждан.

Основная цель материала, показать:

какими способами обычный гражданин может взять землю в аренду для своих нужд.

Поэтому не интересные для простых людей способы арендовать землю, я буду только упоминать.

При этом востребованные основания будут рассмотрены более детально.

И так, начнем с самого интересного.

В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов

Это основание допускает 4 цели.

  • аренда земли для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС).

Земельные участки под гостиницу, автомастерскую, магазин и другие объекты арендовать без торгов по данному основанию не получится.

Если вы хотите получить землю для строительства домика или коттеджа, то этот способ для вас.

Полезный совет: Многие люди, ищущие землю под строительство индивидуального дома, хотят получить участок именно в собственность.

Это связано с тем, что, по их мнению, право собственности более надежно, чем аренда.

Однако это иллюзия, которая вытягивает лишние деньги из кошелька заблуждающегося.

Нужно понимать, что государство может изъять для своих нужд практически любой участок, даже тот, которым вы владеете на праве собственности.

Поэтому собственность на землю не является 100-процентной гарантией от изъятия участка.

При этом, покупка пустого участка земли (то есть приобретение в собственность) под ИЖС, чаще всего обходиться дороже, чем аренда этого же участка и последующий выкуп земли под уже построенным домом.

Иными словами, в большинстве случаев гораздо выгоднее не сразу покупать земельный участок под ИЖС, а брать его в аренду, строить дом, и только после этого выкупать участок под завершенным строительством.

В таком случае, выкупная стоимость, как правило, будет значительно ниже, чем цена покупки пустого участка.

В чем заключается 1 (одно) важное отличие земельных участков под ЛПХ от участков под ИЖС?

Участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.

Вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС за пределами города, поселка или другого поселения.

А участки, предназначенные для ЛПХ, могут находиться как внутри населенного пункта, так и за его пределами.

Однако арендовать под ЛПХ без торгов можно только те участки, которые находятся на территории населенного пункта.

Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то арендовать такой участок без торгов по данному основанию не получится.

Начинающие фермеры, которым не перепало земельных паев, как правило, арендуют землю без торгов.

И делают это весьма успешно.

Кто может арендовать земельный участок без торгов?

Взять землю в аренду у государства без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или КФХ.

Юридические лица (организации) не имеют права арендовать землю для этих целей без торгов.

Как получить земельный участок без торгов

Такое заявление подается, если земельный участок имеет границы и кадастровый номер.

К примеру, на публичной кадастровой карте вы нашли свободный участок, который не сдан в аренду.

Таких земельных участков в стране много.

Чтобы арендовать этот участок без торгов, вам нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.

Через 30 дней должен быть результат:

  • либо вы получите в аренду участок без торгов,
  • либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.

Пошаговый алгоритм действий по получению земли детально описан в инструкции:

Льготное приобретение земли для многих является интересным способом арендовать землю.

Однако оно же очень часто становится причиной разочарований.

Случаи, когда льготные категории граждан, то есть тех людей, кто имеет право на первоочередное и внеочередное получение участка, устанавливаются федеральными и региональными законами.

Пока обнаружил только один закон, дающий возможность льготникам арендовать земельный участок без торгов.

Это закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 N 443-84 «О некоторых вопросах предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».

По данному закону граждане РФ, которые проживают в Санкт-Петербурге, и являются:

  • инвалидами I и II групп,
  • детьми-инвалидами, имеющими ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов в виде кресел-колясок в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида),

имеют право на первоочередное получение в аренду для хранения личного автотранспорта (без права возведения объектов недвижимости) земельных участков.

Как видите, на земельном участке, арендованном по данному закону, дом не построишь.

Если знаете иные законы, которые дают право арендовать землю на основании пункта 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, то поделитесь ими в комментариях, потому что, помогая другим, мы в первую очередь помогаем себе.

Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).

Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).

ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.

Орган местного самоуправления может выставить на торги только земельный участок, который сформирован из невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Сами земельные доли на торги не выставляйте (п. 10 Обзора).

ПРИМЕР 7. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия местной администрации, которая не проводила торги по продаже земельной доли. Истец указал, что он наряду с другой компанией использует земельный участок, находящийся в долевой собственности. Поскольку имеется несколько заинтересованных лиц, которые вправе претендовать на приобретение земельной доли у муниципалитета, то местные власти должны выставить эту долю на торги.

Суды отказали истцу. На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли.

Дата изменения 30.10.2020 11:58:21
Категория Услуги в сфере имущественных и земельных отношений
Наименование муниципальной услуги Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов
Уникальный реестровый номер муниципальной услуги и дата размещения сведений о ней в муниципальном реестре 2600000000167523143
Наименование функционального органа администрации города, предоставляющего муниципальную услугу Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя;

Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе»;

Федеральная налоговой служба России;

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю;

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю.

Информация о продаже земельных участков и заключении договоров аренды земельных участков размещается в соответствии с требованиями статей 39.11-39.13 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Информация о проведении публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения размещается в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Получить землю без проведения торгов может практически любой человек. Если заявку на участие в аукционе подает только один претендент, он и станет арендатором.

Аукцион признается несостоявшимся, а участник получает землю по минимальной стоимости. Но закон предусматривает случаи, когда заявитель имеет преимущественное право аренды.

Для физических и юридических лиц действуют разные условия.

“Льгот” для организаций намного больше, чем для частных лиц. Хотя количество пунктов меньше, под их влияние попадает огромное количество больших и малых фирм.

Без торгов можно обойтись, если земля будет использована для:

  • аграрной промышленности;
  • сельскохозяйственных работ некоммерческой организации;
  • строительства объектов энергетики, обороны, связи, ТВ и других важных отраслей, включая железнодорожное полотно и федеральные трассы.

Последний пункт является самым обширным. Преимущественное право получают как российские компании, так и зарубежные. При условии, что объект нужен для международного представительства России в этой сфере.

Также без торгов получить землю в аренду можно при наличии на территории участка капитального строения, которое принадлежит организации.

После оформления участка на карте, гражданину необходимо обратиться в муниципалитет. Подавать документы нужно в ту администрацию, которая отвечает за район, где находится земельный надел.

Потребуется направить на имя главы муниципалитета:

  • заявление о согласовании выделения участка;
  • схему участка от кадастрового инженера;
  • копию паспорта, включая страницу с регистрацией.

В самой заявке обязательно нужно указать цель аренды земельного участка. Например, под ИЖС или садоводство. Это повлияет на установление арендной платы.

Так как свободные территории не имеют кадастрового номера, для удобства проверки местности указывается кадастровый квартал, в который они входят.

Решение о выделении земельного надела выносится в течение месяца. После этого можно приступать к оформлению кадастрового паспорта.

Проект договора аренды присылается заявителю по почте в 3 экземплярах. В течение месяца со дня подачи заявления гражданин должен подписать все 3 договора.

Один комплект он оставляет себе, второй — отправляет назад в администрацию, а третий нужен для регистрации сделки.

В договоре указывается размер арендной платы, который не обсуждается на предыдущих шагах. А также прописаны способы внесения платежей. Обычно арендатор сразу же должен оплатить пользование землей на полгода вперед.

Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.

Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:

  • для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
  • для использования надела под ИЖС — 20 лет;
  • для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
  • земля под фермерское хозяйство — три года.

Закон устанавливает требования к использованию арендованной земли. На арендатора, в частности, может быть возложена функция охраны вверенного участка, его также могут обязать соблюдать специфические правила эксплуатации. «Например, участок с лесом запретят расчищать, а участок в прибрежных зонах нельзя застраивать вовсе. Сельскохозяйственную землю не разрешат использовать для возведения капитального жилья, если таковое займет больше места, чем необходимо для сохранения функционала земли», — говорит Никита Тарновский.

Надо ли платить налоги

Если земельный участок получен на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, земельный налог пользователю платить не нужно, отмечает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. «Арендатор не платит налог на землю и НДС за арендные платежи. Но обслуживание, как и в случае с муниципальными квартирами, лежит на том, кто использует участок. Оплата воды, газа, электроэнергии и иных ресурсов, потребляемых на участке, — это обязанность пользователя», — подтвердил Никита Тарновский.

Арендовать земельный участок можно и без аукциона. Как рассказывает Софья Волкова, закон предусматривает случаи, когда торги не нужны. Так могут предоставить участок:

  • собственнику объекта незавершенного строительства, чтобы достроить его (однократно);
  • собственнику здания на земельном участке, который принадлежит государству;
  • лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории;
  • гражданину или юрлицу взамен участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд.

Без торгов определяется арендатор участка и в случае, когда границы участка не определены. Процедура такова: заявитель обращается к кадастровому инженеру, который готовит схему кадастрового плана территории, и вместе с документами сдает ее в местную администрацию. «Если администрация принимает положительное решение, она обязана сделать публикацию о выделении участка в аренду. Если после публикации пройдет месяц и никто более не изъявит желание на участок, администрацией выдается распоряжение о предоставлении аренды», — разъясняет Никита Тарновский. Если же за месяц найдутся другие претенденты — потребуется аукцион.

Краткая инструкция для получения участка от государства в аренду без торгов:

1. Определить, к кому обращаться по поводу аренды (обычно это муниципалитет, на территории которого расположен участок).

2. Выбрать участок.

3. Подготовить и подать документы.

4. Заключить и зарегистрировать договор в Росреестре.

1.1. Редакция Земельного кодекса РФ, действующая до 01.03.2015, предусматривала достаточно широкий перечень оснований, при которых земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов. По существу, исключительно на торгах подлежали предоставлению земельные участки для целей жилищного строительства. Иные виды разрешенного использования оставляли возможность предоставления участков в аренду без проведения торгов при соблюдении ряда условий (в частности, при условии заблаговременной публикации о планируемом предоставлении земельного участка).

После 01.03.2015 данный порядок претерпел существенные изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительно в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Кодекса (см. п.3 настоящей Справки).

Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.

1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

ВС запретил продать право аренды с торгов

Порядок заключения договора аренды без проведения торгов зависит от того, по каким основаниям потенциальный арендатор имеет право на заключение такого договора.

В целях определения порядка заключения договора аренды без проведения торгов все основания для заключения договоров могут быть условно разделены на три группы:

1) заключение договора аренды с лицом, имеющим право на заключение нового договора аренды без проведения торгов (основания, указанные в подп. 31 и 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

2) заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства (основание, предусмотренное п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

3) заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.

Ниже приведен детальный анализ порядка заключения договоров аренды без проведения торгов по каждому из приведенных выше оснований.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет юридическое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

2.1. Заключение без торгов договора аренды на новый срок.

В соответствии с ч. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, из данного правила имеется ряд исключений.

На заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов имеют право следующие лица:

2.1.1. Арендаторы земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, которые надлежащим образом использовали земельный участок в течение срока действия предыдущего договора аренды (подп. 31 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п. 5 ст. 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). В этом случае основанием для заключения договора аренды на новый срок является заявление арендатора, поданное арендодателю до заключения срока действия предыдущего договора аренды. Иных документов закон не требует.

2.1.2. Арендаторы земельных участков, если:

— земельный участок был предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подп. 1 ч. 3 ст.39.6 Земельного кодекса РФ). Данное основание не распространяется на случаи, когда заключение договора без проведения торгов было осуществлено в связи с тем, что первоначальное предоставление земельного участка планировалось на основании торгов, но данные торги были признаны несостоявшимися в связи с наличием одной заявки (пп. 13, 14, 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ). В этом случае первичное предоставление земельного участка в аренду признается предоставлением с торгов и право на заключение нового договора аренды без проведения торгов у такого арендатора не возникает;

— земельный участок был предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (подп. 2 ч. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данной нормы следует, что даже если первичное предоставление участка гражданам для ведения садоводства или дачного хозяйства было осуществлено на аукционе, последующее предоставление такого участка в аренду на новый срок возможно и без проведения аукциона.

Сотрудники Правового центра ДВА М проведут правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов.

Рассмотренный в п. 2.3. настоящей Справки порядок предоставления земельных участков в аренду без торгов имеет свою специфику, применимую при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина либо крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления указанных выше земельных участков уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в средстве массовой информации, используемом для официальной публикации муниципальных нормативных правовых актов, и на сайте уполномоченного органа в сети «Интернет».

2) отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в п. 6 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (см. пп. 2.3.2 и 2.3.3 настоящей Справки)

В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, в течение тридцати дней соответственно со дня публикации заявить о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе и сроках их направления;

4) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

5) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

6) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

7) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;

8) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Решение о заключении договора аренды земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается уполномоченным органом без проведения аукциона только в том случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) о намерении участвовать в аукционе не поступили.

В этом случае уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок не сформирован) либо о заключении договора аренды. В первом случае договор аренды заключается после постановки участка на кадастровый учет и поступления заявления от лица, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления участка. Договор заключается без проведения аукциона.

Если в течение тридцати дней с момента публикации извещения поступили иные заявления граждан и/или крестьянских (фермерских) хозяйств о готовности участия в аукционе, предоставление земельного участка осуществляется исключительно на аукционе.

При этом, согласно ч. 7 ст. 39.18 Земельном кодексе РФ в этом случае проведение аукциона является обязанностью, а не правом уполномоченного органа.

Порядок предоставления земельных участков на аукционе рассмотрен детально в отдельной аналитической справке.

  • Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
  • Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
  • Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
  • Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
  • Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:

Заявление о предоставление земли без торгов, составляется в простой письменной форме. Заявителю не требуется нотариальное удостоверение заявление.

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  • Наименование получателя заявления. Таковым является орган по распоряжению земельными участками.
  • Данные о заявители. Дополнительно необходимо указать все возможные каналы связи. Так для целей ускорения обменом информации, госорганы зачастую предварительно направляют решения по поданным заявлениям на электронную почту.
  • Сведения о земельном участки. Здесь необходимо указать адрес, а также кадастровый номер земельного участка, предполагаемого для передачи в аренду;
  • Основания предоставления земельного участка. Земельное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления земли без торгов.

Заявление о предоставлении земли без торгов, может быть подано как на личном приеме, так и с использованием услуг почтовой связи. Последний вариант сэкономит Вам время простоя в очереди государственного учреждения.

ВНИМАНИЕ: адвокат по земельным спорам в суде с соседями и третьими лицами дает советы в видео. Подпишитесь на наш канал YouTube и юридическая консультация по земельным вопросам в комментариях ролика станет для Вас бесплатной.

Опять же в зависимости от оснований предоставления земельного участка без торгов, пакет необходимых документов, будет отличаться. Рассмотрим каждое основание и необходимый под него комплект документов в отдельности:

Предоставление аренды участка, на котором расположены Ваши здание и сооружения:

  1. Заявление о предоставлении земельного участка
  2. Выписка из ЕГРН в отношении участка, на котором расположено строение
  3. Правоудостоверяющий документ на объект недвижимости. Таковым документом является свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН

При предоставлении земли без проведения торгов для стройки:

  1. Заявление
  2. Выписка из ЕГРН на земельный участок

Но что делать, если земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете? А предполагаемое место строительства, Вы выбрали произвольно, исходя из понравившейся Вам местности? В таком случае перед подачей заявления на предоставление земельного участка, Вам необходимо представить орган:

  1. Заявление о предварительном согласовании земельного участка
  2. Схему расположения земельного участка. Указанная схема оформляется кадастровым инженером

Фактически в случае если Вы претендуете на земельный участок, на котором у Вас уже имеются зарегистрированные объекты недвижимости, единственным основанием для отказа в предоставлении аренды земли без торгов, может служить предоставление неполного и ненадлежащего комплекта документов. Или же неверно оформленного заявления.

В условиях же, когда, вы намерены приобрести свободный участок в аренду, перечень оснований для отказа увеличивается:

  • Со дня публикации извещения о намерении передать земельный участок в аренду, в уполномоченный орган поступили такие же заявления. В данном случае приобретение участка возможно не иначе как посредством проведения торгов
  • Вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует целям его предоставления
  • В отношении земельного участка, уже ведутся работы по его передачи третьим лицам по ранее поданным заявлениям

Если участок еще не одобрен и его только предстоит сформировать, то заявитель может столкнуться со следующими проблемами:

  • В период предварительного согласования границ земельного участка, также поступило заявление лица, намеренного приобрести указанный земельный участок
  • Предполагаемый к образованию земельный участок, расположен в зоне, в которой не допускает возведение ИЖС
  • На участке расположены не зарегистрированные строения и/или сооружения

В зависимости от оснований предоставления земельного участка, вид судопроизводства будет отличаться.

Так, если спор идет в отношении земельного участка, на котором у Вас имеется зарегистрированный объект недвижимости, необходимо будет подготовить исковое заявление. Так как это именно спор о праве.

Если же Вы намерены получить свободный от прав третьих лиц земельный участок, и получили отказ, то, скорее всего его необходимо будет оспаривать в рамках административного судопроизводства. То есть необходимо готовить административное исковое заявление.

Вне зависимости от этого обращаем Ваше внимание на следующие важные нюансы:

  1. Спор подлежит рассмотрению только в суде
  2. Спор в отношении незаконного отказа в предоставлении земли без торгов подведомственен в районном суде
  3. Указанный спор требует подготовки искового заявление
  4. Доказательства. Очень важны те документы и сведения, которыми Вы будете обосновывать свои требования.

Сэкономить деньги, а самое главное время, при решение вопроса или спора о предоставлении земли без торгов, Вам позволит обращение к нашему земельному адвокату Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

До 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

  1. земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
  2. по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
  3. земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии:

  • утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или проекта организации и застройки территории либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
  • выписки из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  • учредительных документов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Чтобы претендовать на участок, необходимо официально стать членом СНТ. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в правление и на общем собрании вас должны включить в список членов. Днем приема в члены товарищества является день принятия соответствующего решения общим собранием членов товарищества. Каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе.

В заявлении на вступление в члены указываются:

  1. фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя;
  2. адрес места жительства заявителя;
  3. почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;
  4. адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);
  5. согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества.

К заявлению прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества.

Общее собрание правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей. Оно может быть очередным (не реже одного раза в год) или внеочередным (статья 17 пункт 5 и 6 ФЗ № 217).

Если до ежегодного собрания ждать недолго, то вопрос о предоставлении участка поднимается на нем. В ином случае необходимо собрать внеочередное собрание.

В соответствии с 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» статьей 17 пунктом 7 неочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:

  1. правления товарищества;
  2. ревизионной комиссии (ревизора);
  3. членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества (PS: Члены товарищества имеют право в течение тридцати дней с момента подачи заявления о предоставлении выписки из реестра членов товарищества в правление товарищества получать указанные выписки).

Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть проведено также по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

  1. направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
  2. размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
  3. размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них.

Требование вручается лично председателю товарищества либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.

Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества. В случае нарушения срока ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления вправе самостоятельно обеспечить проведение собрания.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

  1. направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
  2. размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
  3. размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации.

Должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.

Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества.

Проведение заочного голосования не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В 2020 году возможно заочное голосование вне зависимости от наличия в уставе такого голосования в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.

Принятие решения общего собрания членов товарищества путем заочного голосования не предполагает очного обсуждения вопросов повестки такого собрания и осуществляется путем подведения итогов голосования членов товарищества, направивших до дня проведения такого общего собрания свои решения в письменной форме по вопросам повестки общего собрания членов товарищества в его правление.

Как получить земельный участок в аренду без проведения торгов?

Получить участок, собственником которого является администрация города, можно даже без торгов. Самый простой способ инициации процедуры – это обращение на сайт государственных услуг. Получить этот вид сервиса можно лично, посредством участия законного представителя, по почте или через МФЦ. Услуга предоставляется бесплатно. Если вы это делаете через сайт, то сроки рассмотрения документов не превышают 30 календарных дней. Само заявление регистрируется в течение 1 дня.

Заявление может подать физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Предоставление земли может осуществляться без предварительного согласования или с предварительным согласованием места размещения строительного объекта. Процедура аренды земли у государства достаточно сложна и поэтому гражданину или предпринимателю достаточно часто приходится записываться на консультацию с юристом. В этом случае проблема решается намного быстрее.

Сроки зависят от цели, на которую выделяется земля. Если необходимо завершить крупный строительный объект, то государство может предоставить землю на десятки лет. В некоторых случаях временной промежуток определяется сроком действия соглашения.

Временной промежуток бывает двух типов:

  • Краткосрочный — от 1 до 5 лет.
  • Долгосрочный – от 5 до 49 лет.

Особенности формирования временного промежутка описаны в законодательстве (земельном кодексе). Срок зависит от цели, которую перед собой поставил арендатор. Если речь идёт о строительстве или реконструкции объекта, то обычно для девелопера требуется от 3 до 10 лет. Для жилого комплекса выделяется временной период до 20 лет. Для комплексного освоения территории назначается 3-5 лет.

Срок определяется в процессе переговоров и составления договора на предоставление услуг со стороны администрации города. Если это соглашение было заключено до 1 марта 2015 года, то арендатор имеет право на автоматическое продление на 3 года. Аренда земли у государства возможна сроком на 49 лет.

Существует 4 основные возможности для получения участка. Выбор конкретного способа зависит от статуса гражданина и его цели. Обратите внимание на тот факт, что весь процесс имеет множество подводных камней. Поэтому если вы решили сделать это самостоятельно, то грамотным решением будет сотрудничество с опытным юристом.

Для проведения аукциона необходимо сделать схему расположения земельного участка, на котором будет выполняться строительство объекта. Составлением документа занимается потенциальный арендатор или администрация населенного пункта. После рассмотрения всех необходимых бумаг, в назначенную дату начинается аукцион. По итогам этого процесса услугой аренды будет пользоваться тот участник, который готов дать наибольшую годовую оплату.

Если правление населённого пункта заинтересовано в получении прибыли от аренды земли у государства под бизнес или строительство, то она может организовать данное мероприятие. В данном случае все задачи для проведения аукциона решает администрация – также она самостоятельно определяет сроки сдачи в аренду. Работник правления города обязан уведомить о начале мероприятия за 30 дней.

Правила проведения аукциона также устанавливаются государственной организацией, предоставляющей услуги аренды. Она оглашает данные о дате, месте и особенностях осуществления мероприятия – обычно эту информацию можно увидеть в СМИ или на специальных государственных сайтах. В аукционе может принять участие любой предприниматель или застройщик. Перед регистрацией следует прочитать описание, где оглашается предмет торгов, его кадастровый номер и другие параметры.

Для одного лота выделяется 1 участок земли. Обычно стоимость земли в аренду у государства под строительство относительно небольшая, что делает возможность участия для людей с небольшим уровнем дохода.

Если гражданин относится к льготной категории, то можно составить соответствующее заявление. Это сделать могут ветераны ВОВ, обладатели ордена Герой Труда, родители с большим количеством детей, по удостоверению инвалидности, нуждающиеся, репрессированные и религиозные организации. Также с таким заявлением может обратиться семья, которая потеряла кормильца. В этом случае возможна долгосрочная аренда земли у государства.

Льготники могут оформить договор аренды без торгов – стоимость будет минимальной. Важно помнить, что для каждого региона страны существуют свои правила оформления соглашения. Поэтому следует уточнять особенности получения документа о подтверждении передачи участка во временное пользование. Эту информацию следует уточнять в местной администрации.

Несформированный участок – это земля без кадастрового номера. Поэтому такую землю придётся искать вручную или посредством беседы с сотрудников кадастрового отдела. Так как для временного пользования может быть предоставлена только земля с точными параметрами, ее необходимо классифицировать и указать характеристики.

Сначала на карте выделяется участок, который по предварительным оценкам подходит для выполнения строительных работ. Далее потенциальный арендатор осматривает территорию визуально и начинает заниматься разработкой схемы ее расположения. После этого следует нанести визит в кадастровую палату и получить ответ о возможности присвоения номера для выбранного участка.

Если поиски свободной земли завершились успешно, то можно отправляться в администрацию населенного пункта, которая отвечает за конкретную территорию и приступать к процедуре согласования и подготовки документов.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется по результатам торгов за исключением определенных случаев (подробнее см. здесь).

Лица, заинтересованные в получении земельных участков, расположенных на территории Санкт‑Петербурга, в аренду без проведения торгов, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования, должны обратиться в Комитет имущественных отношений Санкт‑Петербурга (Комитет) посредством представления заявления в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт‑Петербурга» (ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»). Лица, указанные в приказе Комитета от 19.07.2017 №71‑п «О перечне организаций», обращаются непосредственно в Управление по работе с крупными контрагентами (УРКК) Комитета.

По результатам рассмотрения заявлений Комитет подпишет договор аренды земельного участка с заявителем.

Полное наименование:

Порядок и правила эксплуатации земельных участков, в том числе и находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены в Земельном кодексе РФ. В частности, вопросам выделения таких участков посвящена отдельная глава V.1.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ, под арендой земельного участка понимается такой вид отношений, при которых собственник предоставляет его во временное пользование другому лицу на условиях внесения за это определенной платы. При этом отношения могут носить как срочный, так и бессрочный характер. Максимальная продолжительность аренды именно земельного надела может составлять 49 лет.

По общим правилам, передавать участок в аренду без торгов нельзя — данное требование установлено п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ.

При этом торги на предоставление земельного участка в аренду осуществляются без проведения конкурса, в форме аукциона. Однако из этого правила есть некоторые исключения. Они определны в п. 2 этой же статьи 39.6 ЗК РФ.

Аренда земельного участка без торгов

Данное основание касается земель сельскохозяйственного назначения.

Оно закреплено в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Воспользоваться правом на продажу без торгов земельного участка могут:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • сельскохозяйственные организации.

Важно, чтобы КФХ или сельхоз организации ранее использовали данный участок. Подать заявление на выкуп следует не позже 6-ти месяцев с регистрации муниципальной собственности на участок

Подать заявление на выкуп следует не позже 6-ти месяцев с регистрации муниципальной собственности на участок.

Стоимость выкупа такого земельного участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.

Затраты при получении прав на ЗУ – прежде всего цена данного участка (при его покупке) или арендная плата.

Арендная плата для участка, не проходящего этапа торгов, устанавливается местными властями. В первую очередь она зависит от кадастровой и рыночной стоимости участка. Например, такая плата в Подмосковье рассчитывается по специальной формуле, включающей базовую ставку и коэффициенты, зависящие от расположения и использования участка. Арендная плата указывается в договоре об аренде. При этом обычно указывается возможная корректировка этой платы. И она, как правило, корректируется в большую сторону.

Действующее законодательство подразумевает возможные варианты отказа в возможности заключения договора аренды. Такое возможно в следующих случаях:

  • Участок уже выделен в пользование или собственность другому лицу или организации;
  • На него наложено обременение, так как он может находиться в зоне отчуждения при реализации крупных инфраструктурных проектов;
  • Участок зарезервирован для иных целей и уже выставлен на соответствующий аукцион;
  • Цели использования, которые указал в первичном заявлении потенциальный арендатор, не соответствуют принадлежности к определенной категории этого участка;
  • Неиспользование земли в своих целях.

В том случае, если одно из этих оснований было выявлено, в праве заключения договора аренды может быть отказано. Но в таком случае возможно оспаривание решения.

Обжаловать решение соответствующих органов можно в вышестоящие инстанции или суд.

Однако, при обжаловании для признания за потенциальным арендатором права на заключение договора, придётся доказать свою правоту, в том числе, предоставлением всех необходимых документов, даже

Получение земельного участка в аренду — процесс достаточно трудоемкий, так как требует тщательной подготовки всех необходимых документов. Действующее законодательство накладывает определенные ограничения для возможности заключения договора аренды для иностранных граждан и организаций, что обусловлено интересами и безопасностью государства.

У граждан и юрлиц есть возможность не только арендовать землю у государства, но и выкупить ее в собственность без торгов (приватизировать). Преимущество такого варианта в том, что желающий купить землю у государства может не волноваться, что в ходе аукциона цена участка взлетит до небес.

Земля из государственной и муниципальной собственности реализуется по кадастровой стоимости (если оценка проведена не более 5 лет назад).

Гражданин должен знать основные моменты, касающиеся выдачи земельного участка. Порядок регулируется законодательными нормами. В них же отмечается и список документов, которые придется собрать для оформления аренды.

Основные моменты, согласно которым предоставляется право на получение надела без торгов, отражены в Земельном кодексе РФ. Нормы содержит статья 39.6. Она прописывает варианты предоставления надела по упрощенной схеме.

Государственные и муниципальные земли могут быть переданы в использование частному лицу или организации только по результатам конкурса. Но во втором пункте документа отмечаются ситуации, когда аукцион не проводится.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

Список случав предоставления аренды на таких условиях весьма обширен. В пункте содержится 37 ситуаций с различными вариантами.

Также некоторые особенности отмечаются для граждан и организаций, которые уже арендуют государственные и муниципальные земли. Они могут заключить новые договоры без торгов при раннем получении надела на тех же условиях или предоставлении садового и дачного участка в ходе аукциона.

Выделяют некоторые ситуации, при которых арендаторы могут заключить новый договор. Важно, чтобы соблюдались некоторые условия.

Если на территории располагается объект незавершенного строительства, возможно предоставление надела. В этом случае получатель должен достроить жильё, если он получил право на землю в результате торгов.

Также выделяют полугодовалый срок на заявление прав на надел с имуществом, строительство которого не завершено. Если претендентов на них не найдется, они могут быть переданы другому лицу без проведения конкурса. Последние обязаны осуществить работы по приведению недвижимости в полноценный вид.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *