Нормативы образования отходов в РБ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы образования отходов в РБ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Норматив образования отходов – предельное количество отработанных веществ, образующихся при производстве единицы энергии или продукции, оказании услуг, переработке единицы сырья, выполнении работ.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Нормативы не подлежат расчету в случае, если отходы это:

  • оргтехника, бытовая техника, мебель, утратившие потребительские свойства;
  • остатки веществ и материалов образующихся при уничтожении:
    – изделий, помещенных под таможенную процедуру ликвидации;
    – товаров, арестованных, изъятых или обращенных в доход страны;
    – орудий, продукции рыболовства (не во всех случаях).

За отсутствие разработанных нормативов или их несоблюдение возможно получение штрафов (как на должностное лицо, так и на организацию / производство) за несоблюдение природоохранного законодательства (в соответствии со ст. 15.63 КоАП).

В целях реализации пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30 ст. 4220) и в соответствии с подпунктом 5.2.59 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр А.А. Козлов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2020 г.

1. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»2, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

3. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации3.

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

4. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:

для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

В лимиты на размещение отходов не включаются:

масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания;

масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.

5. Для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения»4 с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23 июня 2020 г. N 3835.

6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 1436.

7. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.

8. Внесение изменений в установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение осуществляется путем пересмотра комплексного экологического разрешения в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 143.

I.2. Управление опасными отходами


Минприроды обновило порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Прежние правила отменены в рамках механизма «регуляторной гильотины».

Нормативы разрабатывают организации и ИП на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации. При обосновании лимитов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые для размещения на соответствующих объектах, находящихся в собственности, владении, пользовании организации или ИП; для передачи на размещение другим субъектам.

Нормативы и лимиты устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Росприроднадзора.

Особый порядок действует для нормативов и лимитов, разрабатываемых для объектов I категории (до получения указанных разрешений).

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.

Инвентаризация выбросов

Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.

Согласно новой редакции Закона № 271-З у ИП и микроорганизации больше нет обязанности назначать лиц, ответственных за обращение с отходами, разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также нормативы образования отходов. Указанным субъектам не требуется вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

Данные обязанности были исключены для ИП и микроорганизаций еще Декретом № 7, однако в силу различного толкования его положений контролирующие органы в некоторых случаях требовали пред­ставления полного пакета документов. Теперь прежние обязанности исключены и на уровне закона.

Установлены требования по временному хранению отходов производства в случае отсутствия инструкции по обращению с отходами производства. Такое хранение санкционировано в пределах земельных участков, капстроений (зданий, со­оружений), изолированных помещений, предоставленных ИП и микроорганизациям либо принадлежащих им по праву. При этом отходы должны вывозиться не реже одного раза в квартал, а допустимое количество их накопления не устанавливается.

Отменено требование оформлять сопроводительный паспорт при перевозке отходов производства на хранение, захоронение, обезвреживание и (или) использование за пределы Республики Беларусь. Норма исключена ввиду нецелесообразности, поскольку при такой перевозке составляются специальные документы в соответствии с международными требованиями, где указывается, что грузом выступают отходы.

Также без сопроводительного пас­порта может осуществляться перевозка отходов производства при наличии товарно-транспортной накладной, кроме перевозки в соответствии с международными договорами. Этот случай только сейчас предусмотрели в Законе № 271-З, хотя с 2018 г. он уже применяется на практике на основании постановления Минприроды от 09.12.2008 № 112.

Согласно измененному Закону № 271-З только два действия с отходами будут рассматриваться как их обезвреживание. Это уничтожение отходов, в т.ч. сжигание, не связанное с их использованием, а также уменьшение или ликвидация опасных свойств отходов.

Ранее обезвреживание включало и такой результат, как уменьшение объема отходов. Таким образом субъекту хозяйствования, который своими действиями только уменьшает объем отходов, не понадобится лицензия Минприроды на обезвреживание отходов.

Требования, которые ранее касались только территорий населенных пунктов, теперь распространены на потребительские кооперативы и садоводческие товарищества. Нововведение инициировано контролирующими органами, которые все чаще выявляют несанкционированное размещение отходов на территории потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, в расположенных рядом лесах и на дорогах.

Технические требования к обращению с коммунальными отходами будут установлены соответствующим ТКП (техническим кодексом установившейся практики), утверждаемым Минжилкомхозом сов­мест­но с Минприроды.

Постановление № 818 расширило перечень случаев, когда не требуются разрешения на хранение и захоронение отходов производства. В такой перечень включены случаи захоронения отходов производства, образующихся при уничтожении товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, а также имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства. Также в отдельных случаях можно не получать разрешение на захоронение отходов после уничтожения орудий и продукции рыболовства.

Скорректированы правила аннулирования разрешений. Такое решение будет приниматься при ликвидации юрлица, прекращении деятельности ИП, нарушении условий, содержащихся в разрешении, или требований законодательства об обращении с отходами. Также разрешение будет аннулироваться при поступлении письменного заявления об этом или выдаче нового разрешения.

Кроме того, если организация в течение 60 дней после госрегистрации реорганизации в форме слияния, выделения, разделения, преобразования не обратится за выдачей нового разрешения, старое будет аннулировано.

Оригинал аннулированного разрешения должен быть сдан в выдавший его орган в течение 15 дней со дня получения уведомления об аннулировании.

Отметим, что ранее решение об аннулировании разрешения принималось только в двух случаях. Кроме того, его действие могло быть приостановлено или прекращено.

Разрешения, выданные до 09.12.2019, будут действительны до истечения срока их действия.

ИП Амельченя Евгений Иванович

220017, г. Минск, ул. Кунцевщина, 7

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

УНП: 191274971

Регистрационный орган: Борисовский райисполком

Дата регистрации компании: 07.09.2012

Местонахождение книги замечаний и предложений: 222519, г. Борисов, ул. Днепровская, 6-52

Режим работы:

День Время работы
Понедельник 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Вторник 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Среда 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Четверг 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Пятница 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Суббота 09:00 — 18:00
Воскресенье 09:00 — 18:00
  1. Оформление нормативов на основании данных организации.

Основными документами, которые регламентируют разработку нормативов образования отходов производства являются закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007 г. № 271-З в последней редакции. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов производства устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818.

Нормативы разрабатываются и утверждаются производителем отходов производства по форме согласно Приложения к Положению о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства утвержденного все тем же Постановленим Совета Министров Республики Беларусь 28.11.2019 № 818.

  • отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель;
  • отходы производства образуются при уничтожении:
  • товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;
  • товаров, обращенных в доход государства;
  • орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».

Утверждение нормативов оформляется грифом утверждения. Срок действия утвержденных нормативов составляет не более 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе утверждения. В случае изменения режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства, изменения качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменения наименований и (или) количества образования отходов производства, а также в случае изменения наименования юридического лица нормативы подлежат разработке и утверждению в порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818.

  • Экспериментальный метод, основан на использовании данных объемов образования отходов, полученных при проведении инвентаризации.
  • Статистический метод, основан на анализе фактических данных по объемам образования отходов производства за базовый трехлетний период.
  • Метод удельных показателей, на основании удельных показателей образования отходов производства, установленных в организации.
  • Расчетно-аналитический, основанный на учете норм эксплуатации материалов.
  • Расчетно-аналитический, основанный на анализе технических характеристик материалов, используемых в производственном процессе и переходящих после утраты потребительских свойств в отход.

Либерализация добралась до отходов

Санитарные правила 2022 года устанавливают, что при обращении с отходами должны учитываться класс опасности токсичных отходов, их агрегатное состояние и другие физическо-химические свойства, состав компонентов. Также как в старых нормативных актах, новые правила позволяют образователям отходов накапливать на своих площадках те отходы, для которых еще не существуют на данный момент технологии переработки и/или обезвреживания.

Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.

Правила 2022 года детально рассматривают процедуру обезвреживания медицинских отходов класса Б и В.

Выделяют следующие методы и способы обезвреживания и обеззараживания отходов медицинских учреждений:

  • осуществление обеззараживания и обезвреживания отходов Б класса централизованным способом или децентрализовано в пределах медицинского учреждения и/или организации, ведущей фармацевтическую деятельность;
  • осуществление обеззараживания отходов В класса децентрализованным способом;
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б физическим методом с применением специального оборудования (высокие температура и давление, физические методы излучения: электромагнитное и радиационное);
  • обезвреживание и обеззараживание отходов классов В и Б дезинфицирующими растворами и другими химическими методами с применением установок;
  • отходы класса Би В могут уничтожаться термически децентрализованным способом на территории медицинского учреждения, а при их предварительном обеззараживании – централизованным способом (в том числе в заводах по термическому уничтожению мусора);
  • после обеззараживания физическими методами потерявшие эпидемиологическую опасность отходы класса Би В могут быть утилизированы;
  • вакцины могут быть уничтожены и обеззаражены персоналом медицинского учреждения.

Обезвреженные отходы медучреждений класса Б и В также могут захораниваться на полигонах ТКО.

В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.

Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.

Под утилизацией понимается возможность использования отходов для следующих целей:

  • создание нового товара;
  • оказание какого-либо вида услуг;
  • использование повторно после рециклинга.;
  • восстановление прежних свойств и возврат в цикл производства (регенерация);
  • извлечение практически значимых компонентов – рекуперация;
  • использование ТКО для получения энергии.

Санитарные правила допускают использование методов утилизации отходов по СанПиН в 2022 году при обращении с медицинскими отходами с одной оговоркой: из такого сырья запрещено изготовление детских товаров, товаров, применяющихся в медицине и контактирующих с пищей и питьевой водой. Так из сырья, полученного при утилизации медицинских шприцев, могут быть изготовлены мешки для мусора, тара для изделий не пищевого назначения и т.д.

Декларацию о количестве выпущенных на территории России товаров, подлежащих утилизации, и отчеты о выполнении нормативов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны подготовить и сдать не позднее 1 апреля 2022 года. Если по каким-то причинам нормативы не выполнены, то организация должна рассчитать и оплатить экологический сбор не позднее 15 апреля 2022 года. Следует также отметить, что импортеры подают документацию в Федеральную службу по надзору природопользования, а производители – в территориальный орган Росприроднадзора по месту госрегистрации.

Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.

За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.

За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.

Сумма экосбора рассчитывается по формуле С*М*Н, где С – это ставка экосбора за тонну в рублях, М – это масса выпущенного на рынок товара или упаковки в килограммах, а Н – это норматив утилизации в текущем году. Данный расчет можно произвести как в электронном виде, так и на бумаге. Проверкой данных занимается Росприроднадзор. Если плательщик допустил ошибку и не в состоянии обосновать корректность своих расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются также копии платежных документов об оплате и документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от его имени.

Уплата производится в валюте Российской Федерации. Организации, являющиеся производителями товаров, переводят средства в территориальный орган Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика. Компании, являющиеся импортерами, переводят оплату на счет Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе.

4 октября 2021 на сайте РБК появилась информация об экологическом сборе 2022 года. Минприроды выдвинуло предложение о поднятии нормативов по обязательной утилизации на период 2022-2024 годов. Текущий норматив равен 10-45% в зависимости от вида товара или упаковки. В 2022 году норматив хотят поднять до 100%. Данное предложение не оценили Минэкономразвития и Минсельхоз, поскольку резкие изменения вызовут быстрое поднятие цен на товары. Представители Минпромторга также выразили недовольство, полагая, что достичь показателя 100% утилизации невозможно. Из-за того, что перечисленные ведомства не согласны с реформой, проект был отправлен на доработку. Возможно, по этой причине в наступающем году проект не вступит в силу. Правительство также может принять решение о плавном поднятии норматива в период с 2022 по 2025 год.

Благодаря реформе доходы государства увеличатся до 25 раз. На данный момент доходность от экосбора составляет 4 млрд рублей, при условии, что за него платят всего лишь 20 тысяч компаний России из 4 млн существующих. При поднятии нормативов их число возрастет, поскольку будет практически невозможно заниматься утилизацией самостоятельно. Минпромторг заявил, что экосбор вырастет до 100 млрд, а Министерство природы ранее озвучило сумму 136 млрд в год. Все эти средства планируют направить на строительство мусороперерабатывающих предприятий и поддержку отрасли переработки и утилизации отходов.

Целью реализации Концепции является создание сети объектов, обеспечивающих экологически безопасное и экономически эффективное обращение с ТКО с учетом использования не менее 50 % объема их образования к 2035 г.

Предлагается создать 30 полигонов для захоронения ТКО, 8 станций перегрузки ТКО и 27 объектов по сортировке и использованию ТКО (кроме существующих современных производств по сортировке ТКО в городах Бресте и Гродно, а также начатого строительства мусоросортировочного завода в г. Витебске). Причем размещение объектов по сортировке и использованию ТКО должно быть увязано с размещением полигонов для захоронения ТКО. Дополнительно в г. Минске планируется строительство объекта по энергетическому использованию ТКО.

Создание объектов по обращению с ТКО будет осуществляться на основе:

  • перехода системы управления ТКО с районного на региональный уровень с созданием крупных межрайонных объектов;
  • размещения объектов в районе самого крупного населенного пункта в регионе;
  • создания специализированной организации, основным видом деятельности которой будет являться обращение с ТКО и вторичными материальными ресурсами (далее — ВМР).

Создание объектов по обращению с ТКО позволит:

  • использовать до 25–35 % объема образования ТКО за счет извлечения ВМР путем сортировки ТКО, развития системы раздельного сбора ТКО и внедрения депозитной (залоговой) системы обращения потребительской упаковки;
  • использовать до 30 % объема образования ТКО в сырьевых зонах цементных заводов посредством производства RDF-топлива для цементной промышленности;
  • использовать до 500–600 тыс. т ТКО в год в г. Минске за счет создания объекта по энергетическому использованию ТКО;
  • направлять на объекты захоронения отходов только оставшуюся неиспользуемую часть ТКО.

Нормативы образования отходов в РБ в 2021 году

В связи с утверждением Концепции в январе утратили силу в том числе следующие нормативные правовые акты в области обращения с коммунальными отходами:

  • постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.12.2004 № 38/37 «О требованиях в области охраны окружающей среды при размещении и эксплуатации объектов, осуществляющих сортировку и переработку коммунальных отходов»[14];
  • постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.07.2003 № 26 «Об утверждении Инструкции по организации раздельного сбора (сбора), хранения и перевозки коммунальных отходов»[15];
  • постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.06.2003 № 18/27 «Об утверждении Правил определения нормативов образования коммунальных отходов»[16].

[1] В ред. от 10.05.2019.

[2] Вступило в силу 19.10.2020.

[3] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

Подробнее о данном документе см.: ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»: что изменилось? // Экология на предприятии. 2019. № 12. С. 49–53.

[4] См. Разработка и согласование схем обращения с отходами // Экология на предприятии. 2020. № 1. С. 56–59.

[5] Вступило в силу 09.12.2019.

[6] Выделено редакцией.

[7] Была утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 35.

[8] Вступило в силу 09.12.2019. Подробнее о данном постановлении см.: Изменения в законодательстве об обращении с отходами с 09.12.2019: раскладываем по полочкам // Экология на предприятии. 2019. № 12. С. 21–34.

[9] Выделено редакцией.

[10] Было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.

[11] Вступило в силу 22.01.2020.

[12] Утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.2018 № 9.

[13] Подробнее о данном документе см.: Лимож Н.И. Утверждена Концепция создания объектов по сортировке и использованию ТКО // Экология на предприятии. 2019. № 11. С. 28–33.

[14] См. постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 44/30 (вступило в силу 02.01.2020).

[15] См. постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 32 (вступило в силу 19.01.2020).

Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.

Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.

До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.

Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.

Нулевую декларацию предоставлять не нужно.

Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:

  1. Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.

  2. Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.

По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.

Не позднее 1 февраля 2022 года.

Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.

Нормативы образования отходов производства

Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля — ПЭК

ПЭК сдают организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III и разрабатывают программу экологического контроля.

Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.

Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.

За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.

Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.

Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.

Перечень государственных праздников представлен в Трудовом Кодексе, этот список не изменяется. Увы, однако не все из них попали на будни.

  • 1 января (01.01) — Новый год 2022 празднуем в субботу;
  • 7 января (07.01) — Православное Рождество — это пятница;
  • 8 марта (08.03) — День женщин придется на вторник;
  • 1 мая (01.05) — День Труда отмечаем в воскресенье;
  • 3 мая (03.05) — Радуница попала на будний день — вторник;
  • 9 мая (09.05) — День Победы — это понедельник;
  • 3 июля (03.07) — День Республики (или Независимости) придётся на нерабочее воскресенье, поэтому «сгорает»;
  • 7 ноября (07.11) — День Октябрьской революции празднуем в понедельник;
  • 25 декабря (25.12) — Католическое Рождество пришлось на воскресенье — будут стандартные выходные.

Также в этом списке числятся Католическая и Православная Пасха, празднуемые 17 и 24 апреля соответственно. Поскольку они всегда отмечаются в воскресенье, то и дополнительных нерабочих дней для них по понятным причинам не предусматривается.

Как устанавливают нормативы отходов?

Начиная со следующего года мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора.

Устанавливается перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”.

  • предельно допустимые выбросы;
  • предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
  • технологические нормативы выбросов (опр.);
  • технические нормативы выбросов (опр.).

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются в отношении веществ, утверждённых Правительством РФ. Данный список веществ уже действует и содержится в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р. Это подтверждено изменениями в Постановлении № 183 от 2 марта 2000 г. о порядке утверждения нормативов ПДВ, ВСВ. Теперь порядок утверждения нормативов ПДВ устанавливается Правительством РФ, так же как и утверждение технических нормативов выбросов для передвижных источников выбросов.

Теперь статья № 14 ФЗ-96 будет содержать требования по выдаче разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие, а не разрешения на выброс вредных веществ. Указанные разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие выдает уполномоченный орган (Ростехнадзор).

Важное изменение указано в дополнении к статье 15 96-ФЗ:

  1. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, […], осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  3. Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, […] юридические лица и индивидуальные предприниматели, […], представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В этих документах расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов будут проводиться относительно веществ согласно Перечню из Распоряжения № 1316-р юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, строящими объекты I и II категорий, а также эксплуатирующими объекты II категории.

Такой расчет будет входить в состав КЭР и в приложение к декларации о воздействии на окружающую среду.

Для объектов III категории такие расчеты проводиться не будут. За исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Для IV категории расчет нормативов не будет проводиться при любых условиях.

Разрешение на выбросы/сбросы радиоактивных веществ будет выдаваться на 7 лет Ростехнадзором в порядке, установленном Правительством РФ.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения, технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Эти регламенты принимаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

  • снижение суммы платы за размещение отходов в 5 раз;
  • отсутствие штрафов и предписаний со стороны контролирующих органов;
  • Если требуется обосновать какое-либо не стандартное решение, например отсутствие идентификации того или иного кода отходов, обоснованное выделение 5 класса или описание получения из отхода продукции. В таких ситуациях наличие документа утверждённого Государственным органом будет являеться хорошим легитимирующим фактором.
  • Опираясь на утверждённый ПНООЛР можно отстаивать свои позиции в спорах с третьими лицами. Например Управляющая компания и абонент.

1. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

2. Приказ Минприроды от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (с изменениями от 25.07.2014)

3. Приказ Минприроды от 05.08.2014 №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

4. «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.1.7.1322-03).

5. Методические рекомендации по оценке объемов образования отходов производства и потребления, разработанные Государственным учреждением Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами (ГУ НИЦПУРО)», Москва, 2003 г.

6. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 г.

7. «Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации производственных объектов ОАО «АК «Транснефть», РД 153-39.4-115-01, Москва, 2001 г.

8. Методики расчета образования отходов (МРО-2-99, МРО-10-01, МРО-9-04, МРО-8-99, МРО-7-99, МРО-5-99, МРО-3-99, МРО-1-99)

9. Постановление правительства от 15.03.2010 №380 «Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *