Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «144 часа на высшую категорию учителя в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
На пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент высказал мнение, что ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. Многие чиновники и блогеры высказываются о проблеме низких учительских зарплат, ее решить в настоящее время не получается.
В 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.
Из проекта Минпросвещения пока не ясно, какие надбавки будут получать методисты и наставники. При этом уточняется, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист») надбавки будут назначены за обе.
В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
По словам депутата, параллельно идёт работа над национальной системой квалификации. Это — добровольная система аттестации, которую может пройти любой учитель. Проводится она независимо от работодателя по единым для всей страны критериям. По итогам оценки педагогу будут выдавать сертификат, отражающий уровень профессионального мастерства. Автором такой системы выступает Совет по профессиональным квалификациям в образовании.
Независимая оценка, напоминает Духанина, уже успешно применяется в медицине, сфере финансов и информационных технологий, индустрии гостеприимства, сварочном деле и других отраслях. По её данным, 40 процентов учителей готовы пройти национальную квалификацию, если её приравняют к аттестации. «Для системы образования это новый инструмент, позволяющий учителю реально повышать профессиональный уровень, видеть траекторию роста», — считает зампред профильного комитета Госдумы.
Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.
Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.
В новой системе аттестации учителей будут оценивать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), которые включают в себя оценку предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной квалификации. Но самое главное – ЕФОМ будут едиными по всей России . В оценочные материалы будут включаться:
Новую систему аттестации учителей в режиме пилотного проекта уже испытывали в 2018 году на базе 104 школ в 19 регионах России. Но тогда выяснилось, что система все еще «сырая» – учителям не понравилось, что нужно отчитываться фрагментом видеозаписи урока, что все это отвлекает их от учебного процесса и снова направлено на контроль соблюдения ФГОС, а не на реальные достижения.
Понятно, что всему помешала пандемия – поэтому Минпросвещения не просто отложило запуск новой системы, но и разрешило учителям вообще не проходить аттестацию какое-то время:
А запуск новой системы аттестации как раз был запланирован на 1 сентября 2021 года. Но найти хотя бы какое-то подтверждение этому не удалось – ведь сроки действия квалификационных категорий учителям и так продлили до конца года.
Одной из целей запуска НСУР и новой системы аттестации было установление действительно понятной и справедливой системы оплаты труда. Однако до сих пор не появилось никакой ясности касательно того, как именно это будет работать.
Сейчас учитель может претендовать на надбавку к зарплате, если имеет определенную категорию:
Так как порядок расчета зарплаты устанавливается на уровне региона, города и даже отдельной школы, коэффициенты могут плавать от случая к случаю.
И эта проблема должна будет уже скоро решиться. В 2020 году Госдума приняла закон, разрешающий Правительству устанавливать отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы. Суть таких систем в том, что они будут едиными для всех таких учреждений в масштабах всей страны .
Первая такая отраслевая система оплаты труда появилась как раз для педагогических работников. В отличие от «Майских указов» (которые устанавливают зарплату учителя в размере 100% от средней по региону), в новой системе все детализировано чуть лучше. Если она будет принята в таком виде, зарплата учителей будет складываться из:
Зарплата учителя по новой системе не сможет быть ниже, чем была на дату, когда эта система вводилась (то есть, зарабатывать меньше учителя точно не станут). Идеи ввести базовый оклад на уровне МРОТ или двух МРОТ в итоге в окончательный проект системы не вошла.
Юридические услуги
Документы
База знаний
Новости
О компании
Видео и СМИ
Полина Габай на ЭХО
Во-первых, пока известно, что особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году в редакции нового приказа № 746н, в том числе требуемые 144 часа (вместо 250) для прохождения периодической аккредитации, действуют только в 2021 году.
Во-вторых, как будет развиваться история с часами НМО в 2022 году – неизвестно. Мы считаем, что опасения медработников о возврате к рекомендациям о необходимости набора 250 часов НМО для прохождения периодической аттестации являются юридически необоснованными. Данный вывод следует из того, что положение о необходимом количестве 250 часов НМО, подтверждающем квалификацию медработника, не закреплено до сих пор ни в одном нормативном правовом акте и носит не более чем рекомендательный характер.
В новом приказе № 746н Минздрав России хоть как-то обозначил часы непрерывного медобразования в качестве частичной альтернативы программам повышения квалификации, и это является первым шагом с 2013 года по закреплению данной инициативы в правовом поле.
На наш взгляд, в 2022 году регулятор вряд ли пойдет на увеличение количества часов до 250, поскольку это влечет за собой ощутимую финансовую нагрузку, в том числе и на государственные структуры.
Более того, само понятие «непрерывное медицинское образование» до сих пор не закреплено законодательно. И в приказе № 746н оно упоминается лишь в контексте интернет-портала НМО. Понятие «баллы НМО» также отсутствует в правовом поле. Новый приказ оперирует часами, что не удивительно, так как именно это соответствует законодательству об образовании.
Что ждет медицинских работников в рамках данного вопроса в 2022 и последующие годы – время покажет. Однако вопрос о правовом регулировании непрерывного медицинского образования остается открытым.
Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.
Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц . Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.
И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».
Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.
Правда, до 1 ноября правительство будет только собирать отзывы о предложении, так что внедрение новой системы может тоже затянуться до следующего учебного года.
В рамках выполнения поручения Владимира Путина, данного 23.12.15 на заседании Горсовета, действующий сегодня национальный стандарт «Педагог» будет реформирован. Разработка НСУР практически завершена, и проект находится на пороге практической апробации.
Цель реформы – повышение качества работы учителя, а также уровня ответственности педагогического работника за результаты труда.
Как будет проходить Периодическая аккредитация в 2022 году?
Нововведениями учителей уже не испугать, ведь образовательные программы и методики меняются довольно часто и с опытом приходит навык быстро адоптироваться к любым новым стандартам и требованиям. Тем не менее, предстоящая новая аттестация учителей вызывает беспокойство в кругах педагогов, которым предстоит подтверждать или повышать категорию в 2022 году.
Ранее стандарт устанавливал только 2 вида аттестации:
обязательная – на соответствие занимаемой должности (подтверждение категории присвоенной ранее),
по желанию – на повышение квалификационной категории.
Для прохождения аттестации педагогам необходимо было собирать внушительное портфолио с отчетами, достижениями учеников, наградами, благодарностями и иными поощрениями.
С 2022 года согласно НСУР аттестация учителей будет проходить иначе. Первый свой профессиональный экзамен «вход в профессию» молодому педагогу предстоит сдавать не через 2 года как ранее, а сразу по приходу на рабочее место. Такое же испытание ждет и опытных коллег после более чем 5-летнего перерыва в стаже или претендентов на должность без педагогического образования (например, желающих преподавать экономистов, юристов, программистов и т.д.)
Первая полномасштабная аттестация ждет учителя через 3 года после начала профессиональной деятельности. Оценивать эффективность и динамику развития будут по 4 критериям, за которые можно набрать максимум 100 баллов:
№
Критерий
Максимальный балл
1
Квалификация педагога
60
2
Успешность учащихся
20
3
Индивидуальные достижения
15
4
Условия профессиональной деятельности
5
Квалификацию педагогов будут оценивать по трем блокам:
Письменная работа, которая будет объединять в себе вопросы по предмету, методике и практической педагогике.
Оценка профессиональной деятельности на основе ЕФОМ.
Решение педагогического кейса (на ПК) – моделирование сложных ситуаций, возникающих в реальной школьной практике.
По новым нормам аттестационная комиссия будет учитывать не только мнение выпускников, но и отзывы учащихся, с которыми педагог работает в данный момент.
Общая схема, согласно которой будет организована новая аттестация педагогических работников в 2022 году, будет следующей.
Аттестация педагогических работников в первую очередь подразумевает проведение проверки уровня знаний каждого учителя.
Данный вид проверки проводится сразу в нескольких направлениях:
спецподготовка;
качество осуществляемой образовательной деятельности;
правоспособного трудового характера.
Данная проверка позволяет учителю увеличить уровень профессиональных знаний.
Причины проведения аттестации связаны с постоянным введением новых стандартов образования, которые требуют, чтобы каждый учитель имел широкий круг знаний и мог поделиться ими с учениками.
Сама аттестация бывает двух видов:
обязательная
проводится для подтверждения соответствия уровня знаний занимаемой должности. Обязательна для всех педагогов
добровольная
необходимо для получения первой или высшей квалификационной категории. Проводится при желании работника повысить собственный уровень знаний. Для этого педагог обязан предоставить соответствующее заявление руководителю, который не имеет право отказать
Перед прохождением аттестации каждый педагог обязан ознакомиться со всеми тонкостями ее проведения. Стоит учесть, что в зависимости от занимаемой должности, процедура может незначительно отличаться.
VIDEO
Министерство Образования с каждым годом увеличивает надзор за деятельностью образовательных учреждений.
Процедура аттестации осуществляется с целью:
стимулирования граждан на прохождение процедуры повышение квалификации;
определения необходимости повышения уровня квалификации каждого преподавателя;
повышения качества образования на территории всей страны;
деления уровня заработной платы каждого работника в соответствии с присвоенным уровнем квалификации;
определения перспектив использования личностных и профессиональных качеств каждого работка;
выявления уровня реализации нововведенных образовательных программ;
определения уровня образования во всей стране, определенном субъекте федерации или образовательном учреждении.
Стоит учесть, что в образовательные учреждения, в которых после проведения аттестации будет выявлен высокий показатель несоответствия работников, могут быть полностью ликвидированы.
Сама аттестация представляет собой собрание членов комиссии во главе с председателем и заместителем. Комиссия состоит в основном из лиц, которые были назначены региональным органом, регулирующих работу образовательных организаций.
Фактически вся комиссия является работниками регионального управления образования. В редких случаях присутствует непосредственный начальник педагога.
Проведение аттестации и переаттестации занимаются именно региональные контролирующие органы. Они назначают дату и составляют список преподавателей для каждого учреждения. После этого собирается комиссия, которая будет аттестовать педагога.
Есть несколько нюансов для субъектов. Если в больших и крупных городах комиссия имеет городское управление, то для сельской местности он является районным.
Согласно ФЗ №273 обязательная аттестация должна проводиться через каждые 5 лет. Однако, существуют категории граждан, которые законодательство освобождает от данной процедуры.
К ним относятся граждане:
уже получившие квалификационную категорию;
осуществляющие деятельность в учебном учреждении, в котором проводится процедура, менее 2 лет;
находящиеся в отпуске в связи с беременностью или родами;
находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
не работающие более 4 месяцев в связи с затяжной болезнью.
Остальные сотрудники, которые намерены продолжить преподавательскую деятельность, обязаны своевременно проходить процедуру проверки уровня квалификации.
Правила аттестации учителей в 2021 2022 учебном году в р. к.
Статья 21 ТК России обязывает каждого работника соблюдать трудовую дисциплину. Отказ от обязательного прохождения аттестации на выявление уровня соответствия занимаемой должности является ее нарушением, в связи с чем к преподавателю может быть применены меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или увольнения.
Проведение аттестации для повышения уровня квалификации осуществляется в добровольном порядке, что позволяет сотруднику от нее отказаться.
Стоит учесть, что квалификационная категория присваивается на 5 лет. Если не было осуществлено своевременное подтверждение, то данные аннулируются.
Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.
Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.
Как будет выглядеть зарплата педагогам по новым правилам в процентах:
Оклад будет составлять 70% от общего начисления, это минимальная цифра. Максимально оклад может достигнуть 140%.
Премия — не меньше 5%.
Непрерывный стаж – 10%-30%.
Материальная помощь – 30% от размера оклада.
Итог: общая доплата, включающая надбавки за ученую степень и звание, за вредность, сверхурочные может варьироваться от 60 до 120%.
Уже в настоящее время принято несколько поправок по отношению к действующему Трудовому Кодексу. Теперь расчёт будет проводиться согласно единым правилам и нормативам, федерального уровня. Нужно ещё некоторое время, чтобы подготовить отдельные изменения, в том числе по конкретным актам законодательства. После этого индексация заработных плат учителей в 2022 году в России пройдёт окончательно.
Новая система вознаграждений за труд разработана до конца 2021 года. Сообщается о том, что вернутся тарифные сетки, действовавшие до этого. Значит, введут до 18 разрядов в профессии. При этом на территории каждого из регионов будут действовать не только единые ставки, но и дифференцированные оклады.
Результат работы будут оценивать в зависимости от нескольких показателей:
Образование.
Квалификационный уровень.
Определённые обязанности и их сложность.
В единый перечень с максимально чёткими формулировками объединят выплаты стимулирующего, компенсационного характера. От этого тоже зависит, что будет с зарплатой учителя.
И снова об НМО: 144 vs 250 часа
В 2022 году планируют, что зарплаты повысятся минимум на 6,5%. Будет ли сокращение учителей в 2022 году? Пока ответ однозначно отрицательный.
Описанные изменения будут распространяться не только на учителей, но и на других представителей бюджетной сферы.
По новым подсчётам педагоги должны будут получать не меньше 200% от средней оплаты по региону. Именно такие результаты позволят в целом увеличить размер вознаграждений.
Отдельного внимания заслуживают представители следующих категорий сотрудников:
Педагоги учреждений дошкольного типа.
Учителя общего образования.
Преподаватели, связанные с дополнительным образованием.
Связанные с профессиональным образованием среднего, начального уровня.
ВУЗы.
Около 33 миллионов человек в России связано именно с бюджетной сферой деятельности. Поэтому увеличение зарплаты учителям тоже затрагивает многих.
Сейчас больше всего проблем у учителей и преподавателей в небольших регионах, тем более, если они проводят свою работу в деревнях и сёлах. Самые большие вознаграждения за труд получают в нескольких регионах:
Ямало-Ненецкий автономный округ.
Чукотский.
Ханты-Мансийский.
Сахалинская область.
Москва.
Санкт-Петербург.
На территории Москвы примерная заработная плата учителя составит 90 тысяч рублей, для культурных направлений цифра снижается до 55 тысяч. Оклад не превышает 44 тысячи рублей, если речь идёт об остальных крупных городах с административным значением. Там немного по-другому устанавливается и ставка учителя на 2022 год в РФ.
В маленьких населённых пунктах специалисты получают 24-30 тысяч рублей. Около 20 тысяч рублей выдают педагогам областных центров. В сельской местности размер оплаты находится в пределах 8-10 тысяч рублей.
В каждой организации могут применять разные формы оплаты. Приведём описание самых распространённых.
Специалисты считают оптимальной ситуацию, когда уровень заработной платы составит столько же, сколько два минимальных оклада. Подобный шаг сможет привлечь в сферу молодых специалистов, не только для крупных городов, но и для других регионов. Подобные реформы способствуют повышению самого престижа профессии.
Продолжают уделять внимание и проектам вроде “Земского учителя”. Согласно этому проекту, каждому новому учителю в год устройства на работу выплачивают дополнительную компенсацию – в 1 или 2 миллиона рублей. Главное – чтобы был оформлен договор минимум на 5 лет, с нагрузкой от 18 часов в неделю.
Эта программа продолжит действовать и в ближайшем будущем. Благодаря этому произойдёт и прибавка к зарплате учителям в 2022 году в России.
Президент поручил Правительству следить за тем, чтобы оклады преподавателей по разным предметам как минимум не уменьшались. А как максимум – продолжали увеличиваться. С января текущего года перечисления будут проходить согласно новой схеме. В большинстве случаев она способствует значительному повышению окладов. Продолжит действовать земский проект для молодых специалистов. Особенно это актуально для тех, кто устраивается в сёлах и деревнях.
В 2021-2022 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:
Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).
Аттестация учителей 2021-2022: какие изменения, что будет нового?
Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:
Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.
Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.
Планируется внедрение в российских школах так называемой должностной системы. Всем сотрудникам будут присваиваться «звания», то есть разные категории:
Учитель. Он является начинающим сотрудником, занятым в образовательной сфере. Такой работник не имеет дополнительного образования, не повышал свою квалификацию, поэтому может исключительно учить школьников.
Старший учитель не только преподаёт, но и создаёт, а также внедряет новые программы и методики обучения. Такому сотруднику разрешено заниматься коррекционной работой.
Ведущий учитель занимается организацией непрерывного и эффективного образовательного процесса, а также координацией работы подчинённых.
Точные размеры заработков для каждой ступени не определены, но предварительно известно, что младшие сотрудники будут получать не менее 15-16 тысяч. При этом зарплата руководителя не может превышать доход рядовых педагогов более чем в четыре раза.
На данный момент в сфере образования и в системе оплаты труда педагогов существует несколько актуальных проблем:
Неверные расчёты средних заработков. В официальных заявлениях правительства неоднократно звучала сумма, составляющая средние 40 тысяч по стране. Но по факту этот показатель заработка неверный, ведь при расчётах учитывались доходы педагогов, работающих в центральных, северных и отдалённых регионах, а также в частных школах (а их заработки могут превышать 90-100 тыс. рублей).
Так называемые «подушные» доходы, предполагающие выделение и распределение бюджетных средств в зависимости от количества учащихся. То есть в недостаточно укомплектованных школах учителя получают на порядок меньше, чем в общеобразовательных учреждениях с большим числом учеников.
Неэффективное распределение фонда заработка педагога. Трёхсторонней комиссией, занимающейся урегулированием социально-трудовых отношений, в регионы неоднократно направлялись рекомендации о том, что 70% выделяемого на зарплаты бюджета должно идти на основную часть дохода – оклады. А по факту в более чем 50% российских субъектов гарантированная составляющая в структуре заработка (ставка) не превышает треть. То есть большую часть составляют периодические и необязательные премии и прочие надбавки.
Большие нагрузки. Норма рабочего времени для одной ставки – 18 часов. Но для такого нормативного показателя в почти 80% регионов РФ устанавливаются оклады ниже среднего федерально МРОТ по стране. В итоге педагоги вынуждены возлагать на себя дополнительные нагрузки. Средняя ставка педагога по России зачастую превышает 1,6-1,7. И так как рабочие часы распределяются между имеющимися школьными сотрудниками, вакансии для новых кадров закрываются.
Как изменится средний заработок российских учителей с 2022-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости , далеко не все они соответствуют действительности.
Рассмотрим несколько вероятных изменений:
Увеличение зарплат бюджетников в 2021-2022 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь . Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2022 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2022-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2022-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2022-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2022-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2021-го года.
Новая система аттестации: миф или реальность?
При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.
Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.
Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.
Профессиональный педагогический экзамен
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
Оценка динамики образовательных результатов педагога
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя
Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.
Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.
В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:
ответы на профессиональные вопросы;
прохождение тестов на компьютере,
подготовка конспекта проведения урока;
решение нестандартных ситуации;
собеседование.
При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.
История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.
Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.
Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.
Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.
И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы
(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.
Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).
Льготы при аттестации учителей на высшую категорию
Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться
, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.
Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:
на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.
Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России
, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.
Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе
все равно еще много.
В частности, приводятся такие аргументы:
процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.
График заседаний Городской аттестационной комиссии (ГАК) на каждый учебный год утверждается приказом Департамента образования города Москвы ежегодно.
Обращаем внимание, что в соответствии с Порядком аттестации и Разъяснениями по применению порядка:
заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней;
продолжительность аттестации исчисляется 60 днями до даты заседания аттестационной комиссии, на которую распределен педагог.
Пример определения сроков аттестации:
– аттестация педагога на высшую квалификационную категорию заканчивается 26 октября 2015 года; – заявление на аттестацию получено ГАК 26 ноября 2014 года; – рассмотрение заявления и распределение в график работы ГАК: в соответствии со сроком окончания высшей КК поставлен на комиссию 27 октября 2015 года – информация доводится до сведения аттестуемого педагога в течение 30 дней с момента получения заявления, т.е. до 25 декабря 2014 г.; – начало аттестации считается дата 29 августа 2015 года – за 60 дней до принятия решения ГАК.
Таким образом, подачу заявления на очередную аттестацию целесообразно осуществлять не ранее, чем за 3-4 месяца до окончания срока аттестации.
График заседаний Городской аттестационной комиссии:
№ п/п
месяц
2020-2021 уч. г. утв. приказом ДОНМ от 01.09.2020 № 287
Примерный график заседаний Городской аттестационной комиссии в соответствии со сроками ранее проводимых заседаний аттестационных комиссий в Москве на 2021-2022 уч. г.
1.
сентябрь
30.09.2020
29.09.2021
2.
октябрь
28.10.2020
27.10.2021
3.
ноябрь
25.11.2020
24.11.2021
4.
декабрь
30.12.2020
29.12.2021
5.
январь
27.01.2021
26.01.2022
6.
февраль
24.02.2021
16.02.2022
7.
март
31.03.2021
30.03.2022
8.
апрель
28.04.2021
27.04.2022
9.
май
26.05.2021
25.05.2022
Прежде всего, это предстоящий запуск Национальной системы учительского роста (НСУР). Для учителей это значило, в первую очередь, внедрение новых должностей и изменение правил осуществления периодической аттестации.
Например, в систему включались Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). По замыслу авторов данной концепции, педагоги по всей стране имели бы возможность проходить аттестацию по единым правилам, что должно было создать для всех учителей равные условия.
Здесь наиболее важно, что вводить новую систему планировалось уже в нынешнем, 2020 году. Скажем, до июня должны была продолжать апробировать новую модель аттестации учителей, после этого, до ноября планировалось анализировать уровень квалификации российских педагогов и делать единую базу данных о них.
По новой модели тестирование педагогов должно осуществляться в несколько этапов:
тестирование знаний по своему предмету. В нем, как планируется, окажется несколько блоков — таких как тесты по предмету, поиск ошибки в речи ученика, составление плана урока и прочих;
решение кейса по педагогике. Оно представляет собой разбор реальной сложной ситуации в школьном обучении;
анализ работы педагога на практике. По задумке авторов проекта, это должен был быть наиболее сложный блок — педагогов планировали оценивать по видеозаписи урока (либо его части), а также плану урока и образцам проверочных работ школьников. Однако еще в начале года прошла информация по поводу того, что видеозапись урока производить не понадобится;
оценка успешности учителя в качестве специалиста. В данном блоке планировалось оценивать успешность выпускников (позднее от данной части отказались), индивидуальные достижения педагога, условия его профессиональной деятельности
Все эти тесты педагоги должны были сдавать в первый же год работы (так называемый «вход в профессию»), затем через 3 года, после этого через 5 лет и так далее.
Однако это не просто плановые экзамены, после каждого этапа педагогов должны повышать в должности – от младшего специалиста до учителя-наставника, что также планировалось в качестве составного элемента новой системы тестирования учителей.
По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года.
Аттестация педагогических работников бывает двух видов:
аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.
По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.
Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе . Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.
Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:
уже имеют квалификационную категорию;
работают на своей должности менее 2 лет;
беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.
Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).
Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.
Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.
В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).
Отличия в требованиях такие:
для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.
По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.
Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.
Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).
Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться , так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.
Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:
на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.
Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России , всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.
Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.
В частности, приводятся такие аргументы:
процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.
Новость. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, Минпросвещения издало приказ №193 от 28.04.2020. По этому приказу срок действия квалификационных категорий продлен до 31 декабря 2020 года — в случае, если действие категории должно было закончиться с 1 апреля по 1 сентября 2020 года.
По этой причине аттестация для педагогов стала обязательной с 2020 года, но полноценно проводиться будет только с начала 2021 года. Теперь учителям нужно проходить курсы повышения квалификации с последующей аттестацией раз в 5 лет.
Согласно приказу введен новый формат оценки квалификации, имеющий 2 уровня:
Обязательный.
Добровольный.
Первый уровень — введен для специалистов недавно окончивших вуз и впервые приступивших к работе. Результат аттестации определяет возможность работы по специальности. При первичной сдаче экзамена специалист может работать 2 года, после этого следует подтвердить компетенции снова.
Второй уровень — необходим для расширения должностных обязанностей. Экзамен добровольный, а по результатам аттестации педагогу присваивают первую или высшую квалификационную категорию.
В течение 5 лет система будет тестироваться, поэтому форма аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности выбирается специалистом самостоятельно. Переход на новый метод проверки знаний постепенно закончится в 2024 году. Поэтому ближайшее время ждать новостей об окончательном переходе на новую систему не стоит.
Появится выбор карьерного роста:
Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.
Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.
При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.
Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории.
Основная часть аттестации по ЕФОМ состоит из письменного тестирования по дисциплине, которую преподает учитель, видеоурока с разбором работы учеников в классе и педагогического кейса.
Двухчасовой тест проверяет уровень владения учителя предметом и умение создавать методические материалы. Например, учителю химии предлагают решить химические уравнения, найти и исправить ошибки в решении ученика, поставить оценку за работу и составить план урока.
На этом этапе педагог предоставляет видеозапись занятия, а комиссия оценивает его умение работать с детьми, личностный подход и способность передавать знания по предмету. К видео аттестуемый прикладывает два-три выполненных задания учеников с оценкой и самоанализ урока.
Задания блока выполняются на компьютере. Учитель получает индивидуальный кейс, с которым ему предстоит разобраться. Предугадать педагогические случаи сложно, но суть напоминает государственный экзамен в педагогическом ВУЗе, поэтому полной неожиданностью не станет. Например, учителю предлагают порассуждать, как работать с классом, в котором происходит травля ученика.
Представление работодателя включает в себя данные об успехах учеников, условиях профессиональной деятельности и личных достижениях.
Высшая оценка за аттестацию — 100 баллов. До 60 баллов — за прохождение ЕФОМ, в 20 баллов оцениваются успехи учеников, и 15 дают за личные достижения.
Зарплата учителей в 2022 году в России
Согласно указу президента РФ Владимира Путина, реформа, направленная на повышение зарплат людям, работающим в бюджетном секторе страны, продолжается и в 2021 году.
Согласно плану повышение зарплат будет постепенным.
В 2020 году зарплата учителей в России повысилась от 2,7% до 7,6%. Но стоит также заметить, что в 2020 году государство практически не осуществляло индексацию бюджетникам. Индексация – это выплата денежных средств людям, работающим в бюджетном секторе.
Поэтому в 2021 году вполне вероятно, что повышения зарплат ожидать не придётся из-за того, что будет выплачиваться часть задолженностей по зарплатам. Но согласно утвержденному плану в 2021 году в России оклады учителей должны повыситься еще на 5,5%.
В 2021 году заработная плата воспитателей детских дошкольных учреждений выросла на 6%. Оклады воспитателей в детском саду планируется поднять на 10%, а зарплата работников учреждений культуры в 2021 году должна стать больше на 30%.
Согласно введенной Правительством программе, зарплата учителей в 2022 году будет постепенно расти. По информации из последних новостей, Государственная Дума вместе с Министерством просвещения ввели список изменений, касающихся педагогов, работающих в бюджетной сфере. Какие нововведения ждут эту группу бюджетников, насколько вырастет их заработная плата и как она будет начисляться – все эти важные вопросы очень актуальны и волнуют многих преподавателей на территории всей России.
После проведенной индексации в 2021-м средняя зарплата учителя в Москве и регионах страны изменилась. Усредненные показатели после корректировки отображены в таблице ниже.
Тип образовательного учреждения
Средняя заработная плата в рублях
Дошкольное
34681
Общеобразовательное
44760
Дополнительное образование
42079
Профессиональное образование
43615
Организация для обучения детей без родителей
40493
Вузы
92957
И вместе с тем нужно понимать, что размер оклада школьного специалиста зависит от целого ряда показателей, к которым относятся:
отработанные часы;
квалификация сотрудника;
количество проработанных лет;
имеет ли специалист особые заслуги;
наличие сверхурочных нагрузок (работа с ребятами из малообеспеченных семей, выполнение обязанностей классного руководителя).
Самый небольшой оклад получают региональные специалисты, работающие в селах и деревнях. А наиболее крупных выплат удостаиваются педагоги Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалинской области, а также Ханты-Мансийского, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Несомненно, что учителям прибавят зарплату. Рассмотрим, из каких частей она состоит. Ее складывают из оклада, стимулирующих доплат и компенсаций. Все перечисленные позиции отражены в трудовом договоре. Конкретная сумма определяется по итогу учета квалификационного уровня, условий выполнения работы, качества должностных обязанностей, а также от их количества и сложности.
В итоге конечную ставку рассчитывают, складывая нижеописанные позиции:
основная часть – деньги за отработанные часы, качество и объем работы;
премии – начисляют с прибыли организации по итогам проведенной работы;
дополнительная часть – оплата неотработанного времени, предусмотренного ТК (отпуск, льготные часы, перерывы, увольнительное пособие и прочее);
вознаграждения – выдаются фондом оплаты труда за конкретные заслуги в преподавательской деятельности.
Повышение зарплаты учителям в 2022-м не зависит от формы оплаты, которая бывает повременной, сдельной и аккордной. Рассмотрим каждую из них более подробно:
Повременная форма бывает простой и премиальной. Простая зависит от отработанных часов, а премиальная складывается из заработка по тарифу плюс премия.
Сдельная разделяется напрямую, сдельно-премиальную и сдельно-прогрессивную. Прямая оплачивает труд за выполненные работы, в соответствии с квалификационными расценками. Сдельно-премиальная включает сумму сдельного заработка и премии за качество производительной деятельности. Третий вид – фиксированная ставка плюс прибавка за сверхурочные по повышенным расценкам.
Аккордная – определяет совокупность заработанных средств за выполнение конкретных стадий работы или за создание определенного количества продукции.
Премиальные являются дополнительной формой вознаграждения человека наряду с заработной платой, которую выдают, если учебное заведение выполняет установленный план. Индивидуальной премии удостаивают отдельных личностей, а коллективные вручают для мотивации социальной группы граждан.
Президент России дал задание властям в регионах и Правительству проверить ежемесячные доходы граждан на соответствие с майскими распоряжениями. Доход сотрудника будет составлять:
у педагогов и воспитателей – не ниже среднемесячного заработка, который действует в конкретном населенном пункте;
для преподавателей вузов – не ниже двухсот процентов от среднего дохода по региону.
Елена Строкова, являющаяся депутатом Госдумы, предлагает увеличение зарплаты учителям в 2022-м. Сделать это возможно с помощью введения единого федерального тарифа для трудящихся до достижения 35-летнего возраста. Согласно ее мнению, Российское государство должно дать молодым сотрудникам возможность зарабатывать больше.
Уровень заработной платы (ЗП) в идеале должен приравниваться к двум минимальным ЗП. По убеждению чиновника, подобный шаг привлечет квалифицированных кадров в учебные заведения не только крупных городов, но и регионов. Также немаловажен тот факт, что подобная реформа повысит престиж профессии, который был утрачен за последние десятилетия.
Похожие записи: