Предъявление страховки сотруднику ДПС в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предъявление страховки сотруднику ДПС в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если Вы оформили страховку через Интернет, то распечатайте финальный документ, заверьте его печатью компании и положите ко всем прочим бумагам на машину. При этом помните, что регистрация ОСАГО онлайн должна включать следующие этапы:

  • Заключение контракта через официальный сайт.
  • Указание корректной информации о транспортном средстве и его владельце.
  • Фиксация данных в электронной базе страховщика.

По завершении процедуры регистрации шофёру на почту высылается файл, который является заменителем полиса ОСАГО. С начала 2021 года на документ наносится индивидуальный QR-код, гарантирующий его подлинность.

Таким образом, оформленная через Интернет страховка является полностью аналогичной той, которая была куплена у реального агента. В случае ДТП или плановой проверки шофер может просто показать инспектору распечатанный файл. После проверки через общую базу вопрос о наличии ОСАГО будет исчерпан.

Все изменения ОСАГО в 2022 году: что ждет водителей — хорошего и плохого

В каких случаях нужно показывать страховку гаишнику, мы сейчас ответим. Ст.21.2 ЗУ по обязательному страхованию ГО гласит о том, что только в трех конкретных моментах:

  1. во время оформления материалов по делу о ДТП (если вы являетесь участником аварии);
  2. во время составления протокола по вашему делу об административном нарушении;
  3. во время запланированного рейда по проверке водительских удостоверений, полисов ГО, свидетельств о регистрации транспортных средств.

Выходит так, что не всегда правоохранительные органы уполномочены проверять документацию. Осведомленные в данном деле владельцы авто, не желающие предъявлять страховку, могут приводить такие аргументы в свою пользу. Но, следуя выше изложенной информации, основанной на правилах дорожного движения, передавать полис на проверку все-таки надо. Другими словами говоря, находящийся за рулем водитель, обязан всегда иметь пакет документов. А работники дорожно-патрульной службы в целях безопасного движения на дорогах в любой момент могут остановить движущийся транспорт и проверить соблюдение водителем ПДД и соответствующие для этого документы. Если кто-то переживает за безопасность своих бланков, тогда вполне приемлема их копия, заверенная печатью и подписью, свидетельствующая об их достоверности. Надеемся, что данная статья помогла вам разобраться в тонкостях законодательства, относительно прав водителей и представителей ГАИ, а также ответила на вопрос:- Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять страховку.

С 10.07.2017 ОСАГО официально исключен из списка обязательных документов при постановке авто на учет (Приказ МВД № 139 от 20.03.2017). Информацию о страховке при регистрации ТС инспекторы проверяют путем межведомственного запроса в РСА.

В каких случаях водитель предоставляет страховой полис сотруднику ДПС:

  • при остановке машины патрульными ГИБДД;
  • при оформлении аварии.

Ст. 106 Приказа МВД № 664 от 23.08.2017 уточняет, в каких случаях передается страховой полис инспектору ДПС:

  • если есть основания предполагать, что автомобилист нарушил ПДД;
  • при наличии ориентировки на похожего водителя или автомобиль;
  • при проведении мероприятий по снижению количества ДТП;
  • по требованию при остановке по любым других поводам, например для проверки комплектации (аптечки, аварийного знака, огнетушителя).

Внимание! Страховка входит в обязательный комплект документов автомобилиста. Перед тем, как предъявлять ГИБДД электронное ОСАГО, водитель распечатывает на бумаге формата A4 письмо-подтверждение из СК.

С 1 января 2021 года автовладельцы получили возможность купить электронный полис ОСАГО. Для этого необходимо зайти на официальный сайт страховой компании, заполнить соответствующую форму, оплатить полис и отправить заявку. Но в таком случае, страховщик не обязан передавать клиенту бумажную версию полиса. По сути, при движении на транспортном средстве водитель остается без полиса ОСАГО, за что предусмотрена ответственность по пункту 2 статьи 12.3 КоАП РФ (штраф 500 рублей или предупреждение). Однако 124 пункт Административного регламента ГИБДД определил, что водитель может передавать инспектору ГИБДД распечатанную версию электронного полиса ОСАГО. То есть, водителю необходимо скачать приобретенный им электронный полис (страховая присылает его на указанную почту) и распечатать его на обычном принтере.

С введением в действие новых правил оформления электронного автострахования, появились различные трактовки относительно необходимости хранения е-ОСАГО в распечатанном виде. Водители предлагали проверить полис с планшета или фото на телефоне, либо пробить информацию по базе. Между тем, стороны обязаны руководствоваться положениями федерального закона, предписывающего для проверки предъявлять документацию на бумажном носителе. В отношении электронного полиса это означает необходимость хранения распечатки файла, полученного от автостраховщика после завершения оформления ОСАГО.

Оформление полиса не означает, что его не следует с собой возить. Всякий раз перед выездом на дорогу, водители обязаны проверять наличие основного пакета документации на авто, водителя и страховку. Невыполнение данного требования влечет за собой привлечение к административной ответственности с оформлением протокола о правонарушении, согласно п. 2 ст. 12.3 КоАП. В настоящее время к автомобилисту не применяются такие меры наказания, как изъятие авто на штрафстоянку или снятие госномеров, без которых невозможна дальнейшая эксплуатация ТС.

Единственная мера, применяемая в отношении нарушителя – выписка штрафа, установленного в размере 500 рублей. Однако на первый раз автоинспектор может ограничиться устным предупреждением и устными обязательствами автомобилиста немедленно оформить страховку.

Иногда при проверке документов выясняется, что машиной управляет лицо, не вписанное в действующую страховку. В таком случае госавтоинспектор вправе выписать штраф и водителю, и автовладельцу:

  1. За предоставление авто постороннему лицу без надлежащей передачи права управления и переоформления ОСАГО – для собственника ТС.
  2. За отсутствие обязательного документа об автостраховании – для водителя.

Бланк ОСАГО давно превратился в неотъемлемую часть обязательного пакета документов, которые обязан иметь автомобилист. Даже наличие электронного варианта страховки в 2021 году не избавляет от необходимости распечатывания и хранения копии на бумажном носителе.

Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.

На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Хотя, по некоторым слухам, внедрение состоится в 2021 году. Но достоверных подтверждений нет, а начало работы системы, по словам представителей Госавтоинспекции, будет заблаговременно анонсировано в СМИ.

В законе об ОСАГО описано, в каких случаях предъявляется страховка, однако на практике ситуация не так однозначна. По закону инспектор ГИБДД имеет право потребовать полис в двух случаях:

  • Если он составляет протокол об административном нарушении;
  • Оформляя ДТП.

Выходит, сотрудники ДПС не должны проверять страховку, если вы ничего не нарушили? К сожалению, это не так. Помимо закона об ОСАГО, стоит заглянуть в ПДД: пункт 2.1.1 гласит, что водитель обязан иметь полис ОСАГО при себе и показывать его по требованию сотрудников полиции. Поэтому бессмысленно вести спор о том, нужно ли предъявлять страховку в конкретном случае: если вас попросили, вы обязаны передать полис для проверки.

Несмотря на то, что регламент проверки полиса ОСАГО онлайн принят уже давно, некоторые сотрудники ДПС могут настаивать на своем: нет бумажки — нет страховки. Как быть в этой ситуации?

  • Большинство страховых компаний рекомендуют всё же распечатать полис е-ОСАГО и возить его с собой. В таком случае у вас будет, что показывать при проверке. Возможно, уже этот факт его удовлетворит, хотя распечатанную версию и нельзя считать полноценным документом (на нем нет печати). И, тем не менее, можно ездить с копией полиса для собственного спокойствия.
  • Некоторые водители спрашивают, можно ли показать полис ОСАГО на телефоне? Да, можно. В соответствии с последней поправкой со 2 января 2020 года бумажный вариант уже не требуется.

Несмотря на то, что у ГИБДД есть возможность проверить подлинность страховки двумя способами (в базе МВД или на сайте РАС), некоторые инспекторы могут быть недостаточно квалифицированными и отказаться это делать. Но это не повод для паники: по закону можно ездить с электронным полисом ОСАГО. Тем не менее, мы рекомендуем иметь при себе распечатанную версию полиса е-ОСАГО, которую страховые компании присылают по почте. В некоторых ситуациях бумажная страховка может помочь убедить сотрудника в вашей добросовестности.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. № 1747 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» Правила дорожного движения приведены в соответствие с Законом об ОСАГО.

В пункте Правил 2.1.1.1 прописано, что в случае если был заключен электронный договор, то предъявляется полис в виде электронного документа или его копия на бумажном носителе.

Новая редакция пункта 2.1.11 Правил гласит:

В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

Таким образом:

  • Страховой полис со 2 января не требуется передавать, а лишь «представить».
  • Электронный полис ОСАГО можно предоставить в электронном виде (на телефоне или планшете).

Страховой полис можно предоставить в одном из видов:

  • Оригинальный бланк полиса — выдается при заключении договора об ОСАГО.
  • Электронный документ — пересылается по электронной почте при оформлении страховки онлайн.
  • Распечатанная копия электронного документа.

Предъявлять электронный документ возможно только при оформлении электронного полиса ОСАГО.

Представление копии оригинального бланка Правилами не предусмотрено. Все остальные документы необходимо возить с собой.

Со 2 января 2020 г. Правила дорожного движения соответствуют Закону, и споров по данному вопросу на дороге возникать не должно.

Спасибо за внимание!

По окончании покупки е-ОСАГО на почту приходит бланк, страховщики рекомендуют распечатать его и предъявлять по требованию работников ДПС. Как будет проверять ГИБДД электронный полис ОСАГО, если у водителя распечатка не имеется?

Присутствует возможность предъявить договор ОСАГО в виде электронного документа на телефоне или планшете. После этого сотрудник ДПС может изъявить инициативу и осуществить проверку по базе РСА или в сети ИМТС МВД России.

Существует и другой вариант событий, собственник ТС предъявил бланк е-ОСАГО, но инспектор отказывается признавать бумагу в качестве подтверждения наличия автогражданки. Проверить по базам у него нет технической возможности, и тогда он попросту начинает выписывать постановление об административном правонарушении.

Покупка электронной страховки взамен обычной, позволяет автовладельцу:

  • Осуществить процедуру самому, не прибегая к услугам посредников (страховых агентов).
  • Оформить документ без личного присутствия в офисе страховой компании или страхового агента.
  • Избежать проблем, связанных с отсутствием специальных бланков полисов у страховщика, очередей и тд.

По сути, страхователю для совершения всех необходимых действий нужен лишь доступ в сеть Интернет.

В отличии от бумажной версии, при которой водитель обязан возить оригинал документа, у оформившего е-ОСАГО лица отсутствует вероятность порчи или потери экземпляра с прохождением последующей процедуры его восстановления.

Иметь при себе необходимо только распечатанную копию электронного ОСАГО, которая является достаточным подтверждением надлежащего исполнения обязанности владельца ТС застраховать гражданскую ответственность.

У лиц, покупающих автостраховку онлайн, существует возможность одновременно получить и бумажный полис, оформленный на бланке строгой отчетности. В офисе страховой компании это можно сделать бесплатно. В случае же необходимости почтовой пересылки такого полиса, услуги по доставке должны быть оплачены заявителем отдельно.

Водитель должен иметь при себе полис страхования при эксплуатации транспортного средства. Сотрудник ГИББД имеет право потребовать ОСАГО для предъявления на законном основании. Проверить регистрацию обязательного страхования инспектор может с помощью ИМТС МВД РФ, а также в базе российского союза автостраховщиков, но согласно правилам дорожного движения наличие бланка автострахования при себе является обязательным условием.

  • при регистрационных действиях в отношении ТС;
  • при реализации возложенных на них полномочий в области соблюдения безопасности дорожного движения.

Статьей 32 так же установлено, что у гражданина, эксплуатирующего автотранспортное средство, обязательно должен быть в наличии для предъявления сотруднику полиции:

  • полис ОСАГО (при оформлении обычной страховки);
  • распечатка сведений о заключении договора обязательного страхования (при наличии договора в электронной форме).

Таким образом, законодательство четко регламентирует данный вопрос – документ, подтверждающий наличие страховки, является обязательным. В какой форме его представлять?

Буквальное прочтение статьи 32 позволяет сделать вывод о том, что:

  • В первом случае, при оформлении бумажного ОСАГО, должен быть предъявлен оригинал документа. Копия страхового полиса не может быть принята инспектором.
  • При наличии же полиса ОСАГО, полученного в электронной форме, само собой, речи об оригинале документа не идет. Водителям необходимо распечатывать электронный документ и возить с собой его копию для предъявления по требованию инспекторов.

Порядок проверки страховки также регулируется внутренним письмом ГИБДД от 03.07.2015 №13/12-у-4440, которые после его издания было направлено во все подразделения ведомства. Данный документ предписывал должностным лицам осуществлять процедуру проверки наличия автостраховки посредством специального ресурса ИМТС МВД России или официального портала РСА.

В рассматриваемом письме также было специально отмечено, что привлекать к ответственности за отсутствие полиса по п.2 ст. 12.3 Кодекса об административных правонарушениях при наличии в системе данных о е-ОСАГО неправомерно.

С момента введения норм об онлайн страховке случалось немало казусных ситуаций, связанных с проверкой таких полисов дорожной инспекцией. Бывали случаи, когда распечатку электронного ОСАГО не принимали или требовали заверить ее синей печатью страховой компании, ряд инспекторов неверно толковал понятие усиленной цифровой подписи. Все это связано со слабым нормативным регулированием и поздним внесением соответствующих изменений в ПДД, КоАП РФ и другие акты.

  • Регистрация автомобилей с 1 января 2020: 6 важных изменений — 25/12/2019
  • Новые правила экзамена на права вступят в силу с 1 января 2020 — 25/12/2019
  • Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
  • Минтранс утвердил режимы труда и отдыха водителей с 1 января 2020 — 24/12/2019
  • Изменения ПДД с января 2020 года — 23/12/2019
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
  • Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
  • Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
  • Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020

Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Нужно ли водителю предоставлять страховой полис сотруднику ГИБДД

Даже при наличии распечатки сотрудник ГИБДД может оформить протокол об административном правонарушении. Такая ситуация может случиться из-за банальной ошибки. Несмотря на то, что при покупке цифрового ОСАГО страховщик подписывает документ своей электронной подписью и передаёт информацию в базу РСА, сбой в системе идентификации электронных документов может произойти как по халатности работников, так и по не зависящим от человеческого фактора причинам. Информация о купленных страховках хранится на сервере, который может выйти из строя или на стороне интернет-провайдера могут произойти аварии. Также причиной получения недостоверной информации может быть сам инспектор ДПС, который ввёл неправильные данные для проверки.

Однако на практике некоторые сотрудники ГИБДД либо не знакомы с упомянутым разъяснительным письмом, либо делают вид, что не знают о нем. Периодически даже появляются сведения о том, что водителей по-прежнему штрафуют за отсутствие распечатанной копии электронного полиса ОСАГО.

Естественно, незаконный штраф можно аннулировать через суд, но для этого водителю придется тратить личное время.

Нужно указать сотруднику ГИБДД на разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года, запрещающее штрафовать водителей, оформивших полис е-ОСАГО, за отсутствие обязательной автостраховки.

Если по какой-либо причине у инспектора нет возможности проверить информацию в базе данных, нужно попробовать договориться о том, что он воспользуется для этого смартфоном водителя, посетив официальный сайт Российского Союза Автостраховщиков.

В особо тяжелых случаях недопонимания водителю остается только молча подписать протокол об административном правонарушении, чтобы не провоцировать сотрудника ГИБДД к развитию конфликтной ситуации, а затем обжаловать его решение в судебном порядке.

В дополнение можно оформить жалобу на неправомерные действия инспектора через официальный сайт местной прокуратуры. Высока вероятность, что нерадивый сотрудник дорожной полиции как минимум получит служебное взыскание.

И все же сегодня оптимальным вариантом является наличие в автомобиле распечатанной копии электронного полиса ОСАГО. Тем более, что для этого не обязательно иметь дома принтер. Например, автовладелец может скопировать файл с изображением обязательной автостраховки на карту памяти смартфона, а затем обратиться в ближайший фотосалон.

За распечатку одностраничного документа с него вряд ли возьмут больше десяти рублей, зато точно не возникнет проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД, которые не знакомы с разъяснительными письмами собственного ведомства.

Для ГИБДД, как и для любых других государственных организаций, е-ОСАГО имеет полную законную силу. То есть ни одно официальное лицо, в том числе и сотрудник ГИБДД, не может отказать в принятии электронного полиса ОСАГО, сославшись на то, что отсутствует обычная версия. По словам представителей РСА был лишь один прецедент, когда инспектор выписал штраф за электронную страховку. Данное решение было оспорено в суде.

В настоящее время по требованию сотрудника ГИБДД нужно показать распечатку электронного полиса или ОСАГО в электронном виде (с экрана телефона, планшета или любого другого устройства). Ее вряд ли можно назвать полноценным документом, но она используется точно так же, как и обычный полис. Подробнее о механизмах и способах проверки электронного полиса ОСАГО будет рассказано далее.

Процедура проверки электронного полиса ОСАГО схожа с обычным полисом. Если после осмотра е-ОСАГО у инспектора возникнут какие-то вопросы, он может обратиться к ИМТС или базе РСА (последняя доступна и для водителей). Здесь ему потребуется VIN и номерной знак автомобиля. Также возможна проверка по номеру на распечатке.

Раньше проверка страховки полицейскими осуществлялась при остановке ТС и обращении к водителю с соответствующей просьбой. В настоящее время также не обойтись без предъявления бумажной версии ОСАГО, но для этой цели достаточно использовать обычную принтерную распечатку. Сотрудник ГИБДД обязан принять распечатанный полис ОСАГО, поэтому даже в случае оформления штрафа за отсутствие выданного в офисе страховой компании бумажного экземпляра, можно будет легко оспорить такой протокол в суде.

После того, как были внесены изменения в действующее законодательство, касающееся правил оформления автогражданской ответственности, произошли изменения и в схеме работы полицейских. Данные об оформленных полисах ОСАГО теперь хранятся в базе РСА, поэтому для проверки документов инспектору не обойтись без современных устройств, позволяющих оперативно подключиться к списку застрахованных водителей. Для этой цели сотрудник ГИБДД может использовать ноутбук, планшет или смартфон, но в любом случае после предъявления водителем распечатки ОСАГО, проверка информации полностью ложится на плечи полицейского. Скорость проверки будет зависеть, прежде всего, от качества интернет-связи на участке, патрулируемом экипажем ДПС.

Распечатку электронного полиса ОСАГО можно не возить с собой

Разобрать все возможные ситуации, которые могут касаться неправомерных действия со стороны полицейского в отношении правильного определения законодательных норм касающихся использования электронной страховки ОСАГО практически невозможно. Наиболее частые способы «развода» со стороны дорожных полицейских, а также некоторые нюансы использования полиса, о которых водитель может не догадываться, будут подробно рассмотрены далее.

На вопрос: «Необходимо ли возить с собой распечатку электронного полиса?», — отвечает закон ПДД: пункт 2.1.1. Он обязывает каждого гражданина, находящегося за рулём, иметь в машине весь комплект документов, включающий в себя и полис ОСАГО. Не исключено, в скором времени российские шофёры обретут долгожданную свободу от требования предъявлять автоинспекторам страховку: уже сегодня проходит тестирование сервиса автоматической информационной проверки.

Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.

Обязан ли я показывать страховку сотруднику ГИБДД?

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.

Кроме этого, к иску следует приложить:

  • схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;
  • документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);
  • отчет эксперта об оценке ущерба;
  • досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

  • Марина Кеньшева

Даже если полис зарегистрирован — это не гарантия защиты от штрафа. Документ обязательно должен быть на руках, и в случае проверки его необходимо продемонстрировать. Если ОСАГО оформлено в электронном виде, его нужно показать сотруднику ГИБДД на телефоне или другом носителе (планшете, ноутбуке). Если этого не сделать, можно получить штраф в размере 500 рублей.

Обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору дпс с 2021 года

До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.

Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.

В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).

В 2021-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.

В текст правил дорожного движения добавлен новый пункт 2.1.11, а из пункта 2.1.1 исключен один из абзацей:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

2.1.11. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.

Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД. Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу. На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.

Таким образом, для безответственных водителей стоимость ОСАГО будет выше.

В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

  • 4 и менее – 1,0;
  • 5-9 – 1,86;
  • 10 и более – 3,0.

Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

Штрафные санкции за отсутствие техосмотра будут применяться с марта 2022 г.

Предъявление электронного полиса ОСАГО сотруднику ГИБДД

В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

  • Виновник находился в алкогольном опьянении;
  • Он скрылся с места происшествия;
  • Не вписан в полис;
  • У него не было водительских прав.

Все они незаконные и оспариваются в суде.

Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

Пока официальная информация о том, когда эта схема заработает по всей стране отсутствует.

Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

Начиная с 2021 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.

Спорные ситуации не раз становились предметом разбирательства Верховного суда.

В итоге Верховным судом было вынесено постановление Пленума № 20 от 25 июня 2021 г., где было четко прописано, что возить с собой бумажную копию электронного полиса водителю необязательно.

Верховный суд напомнил: закон имеет большую силу, чем постановление Правительства. Так как Правила дорожного движения утверждаются постановлением Правительства, в ситуации, когда у водителя нет распечатки полиса, требуется руководствоваться Законом об ОСАГО, а не Правилами дорожного движения.

Однако конфликты на дорогах продолжались, ведь не все сотрудники дорожно-патрульной службы читают постановление Пленума Верховного суда. И наконец, принятые в Правила дорожного движения поправки внесли единообразие в данном вопросе.

В России разрешили показывать при проверке электронный полис ОСАГО

Ст. 4 ФЗ № 40 от 25.04.2002 закрепляет обязанность собственников и водителей машин страховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами (ОСАГО). Это обеспечивает потерпевшим компенсацию ущерба жизни, здоровью и имуществу, нанесенного с использованием источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). Возмещение оплачивает страховщик, а не непосредственный причинитель вреда.

Если сложилась ситуация, когда один гражданин владеет имуществом, другой – использует, то возникает вопрос по поводу страхования машины. Изначально нужно понять, кем является страхователь в соответствующем полисе. В качестве такого лица рассматривается тот, кто оплачивает услуги страховой компании во время заключения соглашения. У такого гражданина есть возможность внести денежные средства и в дальнейшем, при возникновении необходимости, менять данные в полисе.

Страхователь может менять срок действия страхового соглашения, а также указывать сведения о новых лицах или то, что использовать авто можно без ограничений. Это предусматривает возможность управления средством передвижения любым лицом, имеющим ВУ. Кроме того, такое лицо наделено правом получать дубликат полиса, если это потребовалось.

ВАЖНО !!! В 2021 году действуют новые правила ОСАГО. Коррективы касаются того, кто наделяется правомочием относительно заключения страховых соглашений. В настоящее время владелец средства передвижения и страхователь могут выступать разными лицами.

Даже при страховании автомобиля по ОСАГО, при заполнении документации можно увидеть то, что в бланке отражаются две разные строки, куда вносятся сведения о данных гражданах. Это положение указывает на возможность заключения соглашения лицом, не имеющим прав собственности на машину.

Несмотря на то, что регламент проверки полиса ОСАГО онлайн принят уже давно, некоторые сотрудники ДПС могут настаивать на своем: нет бумажки — нет страховки. Как быть в этой ситуации?

Даже при наличии распечатки сотрудник ГИБДД может оформить протокол об административном правонарушении. Такая ситуация может случиться из-за банальной ошибки. Несмотря на то, что при покупке цифрового ОСАГО страховщик подписывает документ своей электронной подписью и передаёт информацию в базу РСА, сбой в системе идентификации электронных документов может произойти как по халатности работников, так и по не зависящим от человеческого фактора причинам.

Если полицейский не принимает е-ОСАГО, то водителю придётся согласиться на оформление протокола об административном правонарушении. Впоследствии его можно будет легко оспорить в суде, а при наличии со стороны сотрудника неправомерных действий, потребовать компенсацию морального ущерба.

Итак, если вам попался особо упрямый инспектор, который не признает полис е-ОСАГО и не хочет проверять его онлайн – штрафа не избежать. Здесь не помогут никакие знания о том, как показывать и «пробивать по базе» полис.

  • Прежде всего, попробуйте напомнить сотруднику ДПС о федеральном законе и специальном письме МВД, которые мы упоминали в начале статьи. Поясните, что показывать инспектору распечатанную версию полиса вы формально не обязаны, ведь у него есть доступ ко всей необходимой информации.
  • Если и это не сработало, не вступайте в полемику. Сведения о договоре со страховой есть в системе, поэтому привлекать вас к ответственности нельзя. Так что выписанный штраф можно будет обжаловать (на это дается 10 дней).

ПДД приведены в соответствие с нормами закона об ОСАГО

Несмотря на то, что у ГИБДД есть возможность проверить подлинность страховки двумя способами (в базе МВД или на сайте РАС), некоторые инспекторы могут быть недостаточно квалифицированными и отказаться это делать. Но это не повод для паники: по закону можно ездить с электронным полисом ОСАГО. Тем не менее, мы рекомендуем иметь при себе распечатанную версию полиса е-ОСАГО, которую страховые компании присылают по почте. В некоторых ситуациях бумажная страховка может помочь убедить сотрудника в вашей добросовестности.

  • Все вклады
  • Накопительные счета
  • Вклады онлайн
  • Дебетовые карты
  • Страхование вкладов
  • Полезные статьи
  • Кредиты наличными
  • Кредитные карты
  • Ипотека
  • Автокредиты
  • Микрозаймы
  • Полезные статьи

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО регулируется статьей 12.37 КоАП РФ. В первой части данной статьи сказано, что водителя оштрафуют на пятьсот рублей, если он управляет машиной вне периода использования, предусмотренного страховкой, или не вписан в перечень водителей.

Управление транспортом, когда его собственник вовсе не купил автогражданку, наказывается штрафом в восемьсот рублей.

Но в случае с предъявлением копии электронного полиса данная статья применяться не может, так как фактически автовладелец исполнил требование закона. Следовательно, если водитель машины вписан в полис и использует ее в предусмотренный договором период, то нет оснований для применения статьи 12.37 КоАП РФ.

Кроме того, в данной статье нет ни слова про обязанность водителя предъявлять инспектору ГИБДД копию электронной обязательной автостраховки.

Однако в Правилах дорожного движения сказано: «Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки страховой полис ОСАГО в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена федеральным законом».

Выходит, что предъявлять электронный полис вроде нужно, но никакой ответственности за отсутствие его распечатанной копии не предусмотрено.

Полную ясность в этот вопрос вносит разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года. Согласно пункту 6 данного документа, руководству региональных подразделений ГИБДД следует обеспечить проведение нарядами ДПС проверок наличия либо отсутствия полисов ОСАГО у владельцев транспорта, купивших полис в виде электронного документа, с использованием ресурса, расположенного в сети ИМТС МВД России, или официального сайта Российского Союза Автостраховщиков.

Там же дословно написано следующее: «При наличии в информационной системе сведений о заключении договора ОСАГО исключить привлечение водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ».

Проще говоря, письмо №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года обязывает сотрудников дорожной полиции проверять факт наличия электронного полиса ОСАГО через базу данных МВД или РСА.

Соответственно, оштрафовать водителя они вправе только при нарушении периода использования транспорта или в случае управления транспортным средством лицом, которое не вписано в электронный полис обязательного автострахования в качестве водителя.

Однако на практике некоторые сотрудники ГИБДД либо не знакомы с упомянутым разъяснительным письмом, либо делают вид, что не знают о нем. Периодически даже появляются сведения о том, что водителей по-прежнему штрафуют за отсутствие распечатанной копии электронного полиса ОСАГО.

Естественно, незаконный штраф можно аннулировать через суд, но для этого водителю придется тратить личное время.

Нужно указать сотруднику ГИБДД на разъяснительное письмо МВД России №13/12-у-4440 от 3 июля 2015 года, запрещающее штрафовать водителей, оформивших полис е-ОСАГО, за отсутствие обязательной автостраховки.

Если по какой-либо причине у инспектора нет возможности проверить информацию в базе данных, нужно попробовать договориться о том, что он воспользуется для этого смартфоном водителя, посетив официальный сайт Российского Союза Автостраховщиков.

В особо тяжелых случаях недопонимания водителю остается только молча подписать протокол об административном правонарушении, чтобы не провоцировать сотрудника ГИБДД к развитию конфликтной ситуации, а затем обжаловать его решение в судебном порядке.

В дополнение можно оформить жалобу на неправомерные действия инспектора через официальный сайт местной прокуратуры. Высока вероятность, что нерадивый сотрудник дорожной полиции как минимум получит служебное взыскание.

И все же сегодня оптимальным вариантом является наличие в автомобиле распечатанной копии электронного полиса ОСАГО. Тем более, что для этого не обязательно иметь дома принтер. Например, автовладелец может скопировать файл с изображением обязательной автостраховки на карту памяти смартфона, а затем обратиться в ближайший фотосалон.

За распечатку одностраничного документа с него вряд ли возьмут больше десяти рублей, зато точно не возникнет проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД, которые не знакомы с разъяснительными письмами собственного ведомства.

Согласно действующему законодательству, при покупке автомобиля его собственник обязан оформить страховку не позднее 10 дней со дня подписания договора купли-продажи. Именно с этого момента он превращается во владельца ТС. Факт приобретения авто дает право его собственнику использовать машину по прямому назначению, но обязывает в 10-дневный срок застраховать автогражданскую ответственность.

Уже давно инспекторы ГИБДД не проверяют у водителей талоны технического осмотра (диагностические карты). Но как быть с полисом страхования ОСАГО? Нужно ли его предъявлять сотруднику ДПС? Существуют ли какие-либо ситуации, когда инспектор ГИБДД не проверяет полис ОСАГО? Как быть, если сотрудник просит передать ему полис для проверки? Что делать тем, кто застраховал гражданскую ответственность с помощью электронного полиса?

Согласно 1 пункту статьи 4 Федерального закона №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» все автовладельцы обязаны заключать договор страхования ОСАГО. В ином случае автомобиль не допускается к движению на дорогах общего пользования. В то же время пункт 2.1.1 статьи 2 Правил дорожного движения установил, что при движении на транспортном средстве водитель обязан иметь при себе и передавать инспекторам ГИБДД по первому требованию, в том числе и страховой полис ОСАГО. Однако у сотрудника ГИБДД должны быть достаточные основания для того, чтобы иметь возможность проверить документы водителя. Пункт 106 Административного регламента ГИБДД определил, что в число таких оснований входит:

  • Зафиксированное нарушение правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок по транспортному средству;
  • Проведение акций и специальных операций, направленных на предупреждение аварийности на дорогах и снижение тяжести последствий ДТП;
  • Нарушение водителем требований обеспечения должного уровня безопасности на дороге (излишняя тонировка стекол, «игра в шашки» и т.д.).

Кроме того, пунктом 84.13 Административного регламента отдельно оговорено, что инспектор ГИБДД имеет полное право остановить транспортное средство с целью проверки документов водителя на право управления ТС и документов на сам автомобиль. На практике это означает, что при желании инспектор ГИБДД всегда может найти причину для проверки документов водителя и тот не вправе будет ему отказать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *