Закон о занятости населения в российской федерации в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о занятости населения в российской федерации в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В основном изменения касаются постановки на учет гражданина в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ вступил в силу с 01.07.2021, за исключением отдельных положений.

Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.

Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР):

12.07.2021 Обычная важность


Подписан Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ, которым внесены изменения в Закон РФ «О занятости населения в РФ» и статью 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Абзацы пятый и шестой подпункта «б» пункта 5, абзацы шестнадцатый и семнадцатый подпункта «а» пункта 7, подпункт «ж» пункта 13, пункт 14, подпункт «б» пункта 19, пункт 20, подпункт «г» пункта 21 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

3. Пункт 12 статьи 1 и статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2022 года.

4. Абзац четырнадцатый пункта 16 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 16 ноября 2021 года.

5. Абзац шестнадцатый пункта 16 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.

6. Положения пункта 3.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части оказания государственных услуг в целях содействия гражданам в поиске подходящей работы и содействия работодателям в подборе необходимых работников применяются с 1 июля 2021 года, в части оказания иных государственных услуг в области содействия занятости населения применяются с 1 января 2022 года.

7. Положения подпункта 6 пункта 3 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления Правительством Российской Федерации порядка использования единой цифровой платформы органами службы занятости в целях содействия гражданам в поиске подходящей работы и содействия работодателям в подборе необходимых работников применяются с 1 июля 2021 года, в части установления Правительством Российской Федерации порядка использования единой цифровой платформы органами службы занятости в целях оказания иных государственных услуг в области содействия занятости применяются с 1 января 2023 года.

8. С 1 января 2023 года использование региональных порталов государственных и муниципальных услуг для предоставления гражданам и работодателям государственных услуг в области содействия занятости осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с субъектами Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

28 июня 2021 года

N 219-ФЗ

29.11.2021 Обычная важность


Правительство Российской Федерации постановляет:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

  • —Черным по белому
  • —Белым по черному
  • —Темно-синим по голубому
  • —Коричневым по бежевому
  • —Зеленым по темно-коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Республики Башкортостан

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Граждане, оставшиеся по каким-либо причинам без работы, имеют право на получение пособия по безработице. Для граждан в предпенсионном возрасте эти выплаты назначаются по особым правилам, предусматривающим увеличенный срок и размер выплат.


При этом предпенсионерам, имеющим длительный трудовой стаж, период выплаты пособия дополнительно продлевается.


Чтобы оформить пособие по безработице, предпенсионеру нужно обратиться в центр занятости населения по месту его регистрации. Сначала ему окажут содействие в поиске работы, а при отсутствии подходящей вакансии в установленные сроки присвоят статус безработного и назначат ежемесячное пособие по безработице.

Право на пособие по безработице как лицу предпенсионного возраста предоставляется за 5 лет до его выхода на пенсию, в том числе по льготным основаниям, предполагающим досрочное назначение. При этом обязательно нужно учитывать график постепенного увеличения сроков выхода на пенсию с 2019 г. — с 55 до 60 для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин.

Значение предпенсионного возраста определяется по таблице в зависимости от даты рождения женщин и мужчин:

Для предпенсионеров утвержден особый порядок выплаты пособия по безработице в 2022 году в связи с присвоением статуса безработного. Эти правила установили одновременно с принятием закона о повышении пенсионного возраста в России (его увеличили с 55 до 60 для женщин и с 60 до 65 — для мужчин).

Порядок назначения пособия для граждан в предпенсионном возрасте предусматривает:

  • увеличенный срок выплаты пособия как безработному;
  • повышенную максимальную планку размера выплаты.

Размеры и продолжительность выплат устанавливаются в зависимости от причины и даты увольнения предпенсионера, а также длительности его трудового стажа. При этом продолжительный трудовой стаж (20 лет у женщин и 25 — мужчин) дополнительно увеличивает срок, в течение которого выплачивается пособие.

Нужно отметить, что измененный порядок выплаты по сути является компенсацией для граждан, оставшихся по тем или иным причинам без работы в том возрасте, в котором они по «старому» закону должны были быть уже на пенсии.

Портал «Работа в России» – новое в размещении сведений работодателями

Для предпенсионеров, имеющих продолжительный стаж работы, предусмотрено дополнительное увеличение периода выплаты пособия по безработице, согласно части 2 ст. 34.2 закона № 1032-1.

Однако такое право предоставляется только предпенсионерам, обратившимся в службу занятости в течение года после увольнения.

Право на продление срока предоставляется женщинам со стажем не менее 20 лет и мужчинам со стажем не менее 25 лет. Такое же право есть и у граждан, претендующих на досрочное назначение пенсии (например, по вредности).

  • За каждый год работы сверх нормативов 20/25 лет период выплаты увеличивается на две недели. Например, для женщины со стажем 25 лет к стандартному сроку назначения пособия 12 месяцев добавляется еще 10 недель.
  • Суммарно период выплаты предпенсионеру не может быть больше 24 месяцев в течение 36 месяцев.

Чтобы оформить ежемесячное пособие по безработице, предпенсионеру необходимо обратиться в центр занятости населения для поиска подходящей работы и установления статуса безработного. При этом обращаться нужно в ЦЗН по месту регистрации. При обращении на биржу по месту жительства могут только оказать содействие в поиске работы, но пособие по безработице назначить не смогут.


Предпенсионеру необходимо предоставить следующие документы:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовую книжку или трудовой договор (если гражданин когда-либо работал);
  • Документы об образовании, квалификации, обучении, ученой степени и звании;
  • Справку о величине среднего заработка за последние три месяца работы, если предпенсионер уволен менее, чем год назад;
  • Документ, подтверждающий статус предпенсионера (его можно получить в ПФР или в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда).

Нужно отметить, что этот документ ЦЗН может запросить в Пенсионном фонде самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия.

В течение 10 дней с даты подачи документов сотрудники ЦЗН подберут подходящие вакансии. Если вариантов трудоустройства нет, не позднее одиннадцатого дня с даты подачи документов будет принято решение о признании предпенсионера безработным.

Пособие назначается с того дня, когда предпенсионера признали безработным. Если же его уволили в связи с сокращением штата, ликвидацией предприятия или прекращением деятельности ИП, при этом он не был трудоустроен в период, в течение которого за ним сохранялась средняя зарплата по последнему месту работы, выплаты назначат с первого дня после истечения этого периода.

Выплачивать пособие будут ежемесячно при условии, что предпенсионер будет в установленные сроки проходить перерегистрацию (не более 2 раз в месяц).

  • Также при постановке на учет безработному предпенсионеру могут предложить обучение: пройти курсы повышения квалификации или обучиться новой профессии. В течение такого обучения выплачивается стипендия в размере 12 792 руб. в 2022 году.
  • Если предпенсионеру осталось менее двух лет до пенсионного возраста, ЦЗН может выдать направление на досрочный выход на пенсию как безработному.

Государство перестанет гарантировать выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (в том числе в период временной нетрудоспособности) – соответствующий абзац статьи 28 и статья 29 закона о занятости упраздняются. Также служба занятости не сможет выплачивать обучающимся материальную помощь. Вместо всего этого будет продолжаться выплата пособия по безработице – обучение перестанет быть поводом для приостановки выплаты пособия (изменения в статью 35 закона). Это не очень хорошо – ведь сроки выплаты пособий ограничены, и теперь обучение будет «съедать» их часть.

Базой для расчета размера пособия по безработице сейчас служит средний заработок за последние три месяца. Это заменяется на средний заработок, исчисленный в порядке, установленном кабмином. Как он это сделает – пока непонятно, возможно, заработок будет браться не за три месяца, а за какой-то другой период.

Список тех, кому пособие по безработице положено минимальное, пополнят граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность (то есть, бывшие ИП) или вышедшие из КФХ. По-видимому, сказанное не касается тех, кто был самозанятым и прекратил им быть. Хотя они могут относиться к «иным случаям», и тогда пособие им тоже назначат только минимальное.

В законе о занятости населения появится новая статья 13.2, посвященная квотированию приема инвалидов на работу. Сейчас общие правила прописаны законом о соцзащите инвалидов, и в целом остается все, как и было – квоты устанавливает субъект РФ в определенных пределах. Для работодателей с численностью от 100 человек – 2-4%, от 35 до 100 – не более 3%. Первая квота устанавливается обязательно, вторая – по усмотрению региональных властей.

Новой статьей прописываются подробности – например, что при подсчете среднесписочной не учитываются филиалы в других регионах. Такие отделения будут подчиняться законам региона, в котором находятся, и учитываться будет численность самого филиала.

Для ряда работодателей – органов власти, компаний с госучастием, частных фирм с численностью от 25 человек – вводится обязанность размещать на портале «Работа в России» информацию:

  • о потребностях в работниках и об условиях их привлечения
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей
  • о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Все работодатели по-прежнему будут обязаны подавать сведения о вакансиях в службы занятости – это в общих чертах не поменяется, однако новый закон устанавливает, что порядок такой отчетности должно будет утвердить правительство.

При работе с соискателями, направленными службой занятости, работодатель сможет передавать ей инфоормацию о результатах (о провальных переговорах или о приеме на работу) через портал «Работа в России».

Есть и более реальные инициативы, уже разработанные законопроекты. Законопроектом №1059864-7 предусмотрены весомые изменения в законе о занятости населения в 2021 году. Последние новости — он внесен в Госдуму РФ и рассматривается.

Этот документ предусматривает гарантии для работников, которые стали «вынужденно безработными» из-за наложенного запрета на деятельность их работодателей. Такой запрет возможен вследствие возникновения чрезвычайной ситуации или установления режима повышенной готовности.

С инициативой выступили представители партии КПФР, они предложили начислять вынужденно безработным пособие установленного законом МРОТ и не менее среднемесячной заработной платы. Авторы законопроекта в пояснительной записке описали ситуацию. В период пандемии работодатели должны были выдавать заработную плату без осуществления деятельности. Заработок выплачивается в случае продолжения трудовых взаимоотношений. Если контракт расторгается, статус вынужденно безработного утрачивается.

Некоторые гарантии уже прописаны в законодательстве. Так, ст.25 закона о занятости населения» обязывает работодателей содействовать государству, взаимодействовать с центрами занятости, сообщать о ликвидации и т.д.

Статья 36 закона о занятости населения определяет формы помощи безработным, которые утратили право на получение пособия.

Закон 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями на 2021 год (какими бы они не были) станет доступен в официальных источниках с момента вступления поправок в силу. Все изменения печатаются на портале нормативных актах, в официальных СМИ.

ФЗ №350 внес изменения в статью 4 ФЗ №1032-1, которая содержит в себе списки подходящей или неподходящей работы для соискателей.

Так, любая работа, которая отвечает требованиям трудового законодательства, в том числе общественные работы и временная занятость, подходит для таких групп соискателей, как:

  • неквалифицированные граждане, впервые устраивающиеся на работу;
  • уволенные от двух раз и более за один год («по статье»);
  • бывшие ИП и члены фермерских хозяйств;
  • отчисленные с обучения, предоставляемого службой занятости;
  • отказавшиеся от переобучения, предоставляемого службой занятости;
  • граждане, которые стоят на учете в службе занятости более года;
  • не работающие три года и более.
  • трудовая деятельность, для которой соискатель должен переменить место жительства без своего согласия;
  • рабочее место не соответствует нормам охраны труда;
  • оплата труда на месте ниже среднего трехмесячного заработка соискателя на предыдущей работе (если прошлый заработок превышает размер прожиточного минимума по региону, то оплата труда на новом месте должна быть не ниже прожиточного минимума).
  1. Государство обязано осуществлять содействие инвалидам, которые в этом нуждаются, по трудоустройству и адаптации на рабочем месте.
  2. Содействие или сопровождение – это оказание помощи в индивидуальном порядке при трудоустройстве, адаптации инвалида на рабочем месте, формирование доступной среды для передвижения инвалида до рабочего места и на нем.
  3. Программы по профессиональному сопровождению инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
  4. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которые ответственны за программу по сопровождению инвалидов в профессиональной деятельности, должны разрабатывать программу мероприятий для сопровождения, информировать работодателей о программе, работать с медико-социальными экспертами, осуществлять профориентацию, обучение, переобучение граждан с инвалидностью.
  5. Служба занятости должна индивидуально разрабатывать программу сопровождения для каждого инвалида, основываясь на программах реабилитации и абилитации.
  6. Организацию доступной среды для того, чтобы инвалиды могли добираться до рабочего места, могут осуществлять негосударственные организации (например, фонды) по договору со службой занятости.
  7. Работодатели, участвующие в программе, могут назначать наставников для сотрудника-инвалида (по желанию работников) из более опытных сотрудников, которые смогут помочь инвалиду освоиться и вовремя внести предложения по условиям для работы инвалида руководству.

Согласно ФЗ №350, изменились правила и порядок начисления пособий по безработице (статья 31 ФЗ №1032-1). Так, пособия теперь должны назначаться всем гражданам, которые признаны безработными, с первого дня признания.

Пособие безработным (в том числе военным-срочникам в течение года после увольнения со службы, если до призыва гражданин работал не менее шести с половиной месяцев и уволился в связи с призывом) может выплачиваться в течение не более, чем шесть месяцев (суммарно за год). Безработные, которые впервые ищут работу, не работавшие более года, уволенные по статье, уволенные в течение года и работавшие в этот год менее шести с половиной месяцев, отчисленные с обучения, предоставленного службой занятости, могут получать пособие только в течение трех месяцев в год (суммарно за год).

Пособие не назначается повторно, если с предыдущего обращения гражданина не прошел год в таких случаях, как:

  • гражданин был снят с учета в предыдущий раз в связи с неявкой в службу занятости без уважительной причины;
  • гражданин пытался получить пособие обманным путем;
  • гражданин письменно отказался от услуг службы занятости.

Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ

В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».

В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе.

По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).

Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.

В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».

С выходом в свет Федерального закона N 235-ФЗ «О внесении изменений…», пункт первый статьи 29 о выплате стипендии на время прохождения профессионального обучения по направлению службы занятости населения настоящего закона о занятости населения пополнился третьим абзацем: лица, которые поступили на обучение в течение 12 месяцев после прохождения военной службы, имеют право на стипендию, если до увольнения, связанного с призывом, они были трудоустроены не менее 26 недель. Если график был неполный, делается соответственный перерасчет.

  • эффективную защиту рынка труда.
  • обеспечение равноправие при трудоустройстве, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности.
  • право выбора места работы, где большое место отводится вопросам создания комфортных условий для сотрудников.
  • предотвращение незаконных сокращений.
  • помощь сокращенным или уволенным работникам.

О социальных гарантиях, правилах выплаты пособий и стипендий сказано подробней в статье 12 закона о занятости населения. Большое внимание законодатели уделили вопросу защиты людей, отнесенных в категорию социально незащищенных.

В случае отсутствия возможности осуществлять трудовую деятельность на общих основаниях, государственные органы обязуются обеспечить нуждающихся пособиями и другими выплатами. Дополнительными гарантиями, согласно закону, обеспечены дети, оставшиеся без попечения старших.

Внимания заслуживает, в частности, дополнительные гарантии детям-сиротам, которые устраиваются на работу впервые.

На протяжении 6 месяцев после регистрации в ФСЗ, они могут рассчитывать на материальную поддержку в сумме, равной средней зарплате в регионе проживания. По истечении этого срока детям, оставшимся без попечения взрослых, до момента их трудоустройства или достижения 23-летнего возраста, выплачивается пособие по безработице по МРОТ.

Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:

  • не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
  • состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
  • быть трудоспособным.

Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ

Согласно данным Росстата в 2020 году было зарегистрировано 80 000 000 граждан трудоспособного возраста, 77 000 000 из которых являются официально трудоустроенными. Безработными зарегистрированы порядка 3 000 000 резидентов РФ.

Незанятость равна 5,9%.

В 1 квартале 2018 года зарегистрировано 75 901 000 человек в критерии рабочей силы в возрасте от 15 лет. Из них трудоустроенными были 72 056 000 граждан. Безработных в 1 квартале 2018 года было 3 845 000 граждан РФ.

В феврале 2018 года численность трудоспособного населения составила 75 770 000 человек, 71 963 000 из которых официально работали и исправно вносили налоговые платежи в бюджет. В этом месяце согласно статистическим данным количество безработных уменьшилось по сравнению с январём на 37 человек.

В марте количество трудоспособного населения составило 76 085 000 человек, 72 277 000 из которых зарегистрированы как экономически активные лица. В марте 2018 года количество безработных равнялось 3 808 000 человек.

Уровень участия в рабочей силе в 2018 году был равен 62.6%. В 2017 году данный показатель равнялся 59.1%, а это означает, что рабочая сила к количеству населения в возрасте от 15 лет и старше увеличилась на 0.3%.

Занятость населения России составила 59.4%. В 2017 году уровень занятости населения России был на отметке в 59.1%. Данный показатель за календарный год вырос на 0.5%.

В 2019 количество экономически активного населения составило 83 700 миллионов человек, а в 2020 – 80 600 000. Минэкономразвития России спрогнозировало увеличение количества трудоспособного населения в 2021 году до 82,6 млн человек.

Если сравнивать динамику численности трудоспособного населения в 2020 году и 2021 году, то можно сделать вывод, что в 2021 году экономически активного населения стало меньше почти на 3 миллиона, а численность безработных увеличилась до 4 321 000.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФСС в 2022 году составит 988,156 млрд руб., общий объем расходов — 944,117 млрд руб., профицит — 44,038 млрд руб. В 2023 году доходы ФСС составят 1,054 трлн руб., расходы — 1,011 трлн руб., профицит — 42,709 млрд руб. В 2024 году уровень прогнозируемых доходов составит 1,125 трлн руб., уровень расходов — 1,076 трлн руб., профицит — 49,265 млрд руб. Принятым законом установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет ФСС из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В 2022 году они составят 5 млрд 882,5 млн руб., в 2023 году — 6 млрд 176,6 млн руб., в 2024 году — 6 млрд 485,4 млн руб.

В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет ФСС в 2022 году формируется с профицитом в сумме 1,850 млрд руб., в 2023 году — с дефицитом в размере 7,133 млрд руб., в 2024 году — с дефицитом в сумме 8,661 млрд руб. При этом планируется, что в 2023 году бюджет ФСС будет сбалансирован за счет использования остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В бюджете ФСС в 2022 году предусматривается поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 668,626 млрд руб., в 2023 году — 715,164 млрд руб., в 2024 году — 764,324 млрд руб.

Общий объем доходов бюджета ФОМС на 2022 год предусмотрен в сумме 2,779 трлн руб., на 2023 год — 2,925 трлн руб., на 2024 год — 3,086 трлн руб. Объем расходов на 2022 год ожидается в размере 2,801 трлн руб., на 2023 год — 2,951 трлн руб., на 2024 год — 3,12 трлн руб.

В части доходов бюджета ФОМС отмечается положительная динамика по страховым взносам на ОМС и налоговым доходам. В 2022 году их размер увеличится по сравнению с предыдущим годом на 212,5 млрд руб. (на 9,5%), в 2023 году — на 145,8 млрд руб. (на 5,9%), в 2024 году — на 152,2 млрд руб. (на 5,9%).

Основным источником доходов бюджета ФОМС являются страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2022 году 88%, в 2023 году — 88,6%, в 2024 году — 89%. Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2022 год в сумме 2,447 трлн руб., на 2023 год — 2,593 трлн руб., на 2024 год — 2,745 трлн руб. Соответствующий объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения.

В бюджете ФОМС предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2022 году в размере 326 млрд руб., в 2023 году — 326,8 млрд руб., в 2024 году — 335,1 млрд руб. В бюджет ФОМС предоставляются традиционные виды межбюджетных трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю «Онкология», на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.

По сравнению с предыдущим годом прирост расходов на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2022 году составит 159,4 млрд руб. (6,9%), в 2023 году — 134,8 млрд руб. (5,5%), в 2024 году — 153,6 млрд руб. (5,9%). В структуре расходов бюджета ФОМС на долю субвенций приходится около 88%.

Мурманской области

Чтобы оформить ежемесячное пособие по безработице, предпенсионеру необходимо обратиться в центр занятости населения для поиска подходящей работы и установления статуса безработного. При этом обращаться нужно в ЦЗН по месту регистрации. При обращении на биржу по месту жительства могут только оказать содействие в поиске работы, но пособие по безработице назначить не смогут.

Предпенсионеру необходимо предоставить следующие документы:

  1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  2. Трудовую книжку или трудовой договор (если гражданин когда-либо работал);
  3. Документы об образовании, квалификации, обучении, ученой степени и звании;
  4. Справку о величине среднего заработка за последние три месяца работы, если предпенсионер уволен менее, чем год назад;
  5. Документ, подтверждающий статус предпенсионера (его можно получить в ПФР или в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда).
    Нужно отметить, что этот документ ЦЗН может запросить в Пенсионном фонде самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия.

В течение 10 дней с даты подачи документов сотрудники ЦЗН подберут подходящие вакансии. Если вариантов трудоустройства нет, не позднее одиннадцатого дня с даты подачи документов будет принято решение о признании предпенсионера безработным.

Практика показывает, что работодатели неохотно нанимают на работу предпенсионеров в 2022 году. Поэтому нередко гражданин не может найти работу и вынужден длительный промежуток времени стоять на учете в центре занятости. Если у человека присутствуют соответствующие права, его могут отправить на досрочную пенсию.

Процедура производится с учетом положений статьи 32 ФЗ №1032-1. В частности, обращают внимание на страховой стаж и основания, ставшие поводом для увольнения.

Право на досрочную пенсию имеют лица, которые были уволены в связи с ликвидацией организации, сокращением штата, прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако назначить досрочную пенсию могут только с согласия гражданина.

Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» был принят в апреле 1991 года Верховным Советом РФ. Была создана Федеральная служба занятости населения и соответствующий Государственный фонд. После внесения некоторых поправок, закон в полном объеме вступил в силу в июле 1992 года.

Закон о занятости населения регулирует правовые, экономические и организационные аспекты деятельности государства. Целью акта является создание механизма обеспечения и гарантии исполнения конституционного права гражданина на труд и защиту от безработицы, содействие занятости населения.

Рассмотрим подробнее структуру закона. Акт содержит в себе шесть глав (седьмая утратила силу еще в 2007 году), включающих 37 статей. Ключевые аспекты закона о занятости населения:

  • Основные положения: понятие занятости, безработицы, признание гражданина безработным, политика государства в области содействия занятости населения, законодательные основы, полномочные органы, роль органов местного самоуправления;
  • Права граждан: на выбор места, консультацию, профориентацию, содействие в переезде и переселении для трудоустройства, в том числе на труд за пределами территории страны. Право на психологическую поддержку, основное и дополнительное профессиональное образование по линии службы занятости населения. Право на получение информации. Обжалование действий полномочных органов и должностных лиц;
  • Гарантии государства, в том числе для отдельных категорий граждан;
  • Регулирование и организация:
    • Государственная служба занятости населения: стандарты предоставления госуслуг;
    • Отчетность и информация: регистры, база вакансий, иные ресурсы;
    • Привлечение к труду иностранных граждан;
    • Координационные структуры, профсоюзные организации;
    • Источники финансирования для различных нужд, связанных с обеспечением занятости населения (мероприятия, содействие);
    • Профессиональное обучение;
    • Организация общественных работ;
  • Работодатели: содействие в занятости населения, права;
  • Социальные гарантии и компенсации: социальная поддержка, стипендии, пособие по безработице, материальная помощь. Порядок получения, размеры, сроки, условия продления.

За прошедший год закон о занятости населения подвергался внесению дополнений трижды: в декабре 2016, в мае и июле 2017 года.

В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».

В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе. По истечении шести месяцев, а также после достижения ими 23 лет, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (МРОТ).

Рассмотрим подробнее последние изменения в законе о занятости населения, которые датируются 29 июля 2017 года.

В 12 пункте статьи 18.1, пункте 1 статьи 30, а также первом пункте 33 статьи понятие «неполное рабочее время» было расширено до «неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели».

Правительство установило размеры пособия по безработице на 2022 г.
Минимальная величина, как и в 2021 г., составит 1 500 руб.

Максимальные величины составят 12 792 руб.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

По 12 792 рублей можно будет получать только три первых месяца после постановки на учет в центре занятости.

  • На следующие три месяца максимальная сумма составит 5000 рублей.
  • Она может быть больше с учетом районного коэффициента.

При этом размер выплаты будет зависеть от среднего заработка:

  • Первые три месяца можно получать 75%,
  • потом еще три — 60%, но не более установленной максимальной суммы.

С 2020 года на учет по безработице можно встать без личного визита в центр занятости — через интернет. Если потеряли работу, подайте заявление на госуслугах.

Будьте внимательны, если регистрировались в приложении «Мой налог» для оформления самозанятости. Вам могут по ошибке назначить пособие, а потом потребуют его вернуть. Это условие действовало и раньше, но теперь его еще подробнее прописали в правилах.

Если безработный два раза откажется от предложенной работы или от собеседования, его не поставят на учет, пособие ему не положено. При первом поиске работы тоже действует такое условие: если два раза отказаться от работы или профподготовки, пособие не назначат. При этом предложения могут поступать в личный кабинет на госуслугах или через сайт «Работа в России». Это приравнивается к выдаче направления на оплачиваемую работу.

Для перерегистрации безработных может понадобиться выйти на связь с центром занятости — по видеосвязи или другим способом. Если этого не сделать без уважительных причин, тоже снимут с учета.

В регионах действуют свои особенности, связанные со статусом безработного. Сама процедура постановки на учет ничем не отличается и регулируется федеральными правилами. Тогда как выплаты могут варьироваться от региона:

  1. Власти Москвы установили минимальный размер пособия для всех потерявших работу из-за коронавируса в 19500 р.
  2. В Московской области лимит составляет 15 000 р. (если гражданин отработал 60 дней).
  3. В Тульской области максимум по выплатам 12130 р.
  4. В ХМАО выплаты производят с коэффициентом 1,7: минимум составляет 2550 р., максимум 20621 р.
  5. В Оренбургской области применяют коэффициент 1,6: пособие платится в сумме от 2400 до 19408 р.

Помимо федерального пособия безработные в Москве могут получать выплат от города:

  • доплату к пособию по безработице — 850 рублей;
  • компенсацию расходов за пользование услугами городского общественного транспорта — 1 450 рублей.

Безработные также могут получать матпомощь во время болезни, обучения, общественных работ или временного трудоустройства.

Чтобы получать пособия по безработице, нужно встать на учет в центр занятости населения (ЦЗН) и зарегистрироваться в качестве безработного. В 2022 году для этого требуется только заполнить заявление на портале Госуслуг или на сайте «Работа в России». Следить за статусом заявления можно также онлайн. В течение 10 дней специалисты службы занятости будут подбирать и направлять в личный кабинет заявителя варианты трудоустройства. Если подходящих вакансий нет или по результатам собеседования устроиться не удались, то на 11 день после обращения соискателя признают официально безработным и назначат ему пособие.

Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».

Критерий доступности рассчитывается службой занятости конкретного субъекта на основании решения муниципального органа. Так, для Ивановской области это полтора часа в одну сторону, а если прямого маршрута общественного транспорта нет – 5 км. В Тюмени подходящей считается работа, если она в двух часах езды от места жительства. Таким образом, чтобы сказать, является ли работа неподходящей из-за ее удаленности, необходимо анализировать акты, регулирующие этот вопрос в вашем регионе.

Что касается требований по зарплате, то согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 заработная плата не может быть меньше среднего вознаграждения, которое получал работник. Однако эта же норма гласит, что данное правило не применяется, если человеку платили больше прожиточного минимума.

Конституционный Суд в 2015 г. признал положения ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 законными. А в 2021 г. МРОТ превысил размер прожиточного минимума – с января МРОТ составляет 12 792 руб. (утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). При этом ни один работодатель не вправе выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, ЦЗН вправе предлагать любую вакансию по специальности, независимо от зарплаты на прежнем месте работы.

Изменения в закон «О занятости населения» с 01 августа 2021 года.

Если у человека нет образования или ему не могут найти работу, он вправе пройти обучение по направлению ЦЗН. Специальность он выбирает с учетом приоритетных направлений. То есть центр занятости определяет, какие профессии наиболее востребованы, и заключает договор с соответствующим образовательным учреждением. После этого работник выбирает из предложенного списка подходящую программу обучения.

Скидки по акциям, накопительные скидки, скидки по промокодам

  • Контроль

    Проверяем состояние книг перед отправкой

  • Возможна оплата наличными, банковскими картами, сертификатами, безналичным банковским переводом

  • 05.04.2020

    Статья 2. Занятые граждане

    Занятыми считаются граждане:
    работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
    зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
    занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
    выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
    избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
    проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
    обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
    временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
    являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
    являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

    Закон о занятости населения в Российской Федерации составляет основу российского законодательства о труде наряду с Трудовым Кодексом РФ и другими федеральными законами. Целью данного закона является регулирование правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения, а также создание правового механизма государственных гарантий гражданам Российской Федерации по реализации их конституционных прав на труд и защиту от безработицы.
    На нашем сайте вы сможете найти полный текст Федерального Закона о занятости населения в РФ, а также получить консультацию опытного юриста по трудовым спорам. Если вы столкнулись с несправедливостью, и ваши права безнаказанно нарушаются, обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, заполнив заявку на нашем сайте.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *