Закон о борьбе с коррупцией республики Беларусь в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о борьбе с коррупцией республики Беларусь в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

22.11.2021Базы проведения второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам 27.11.2021 и 28.11.2021

22.11.2021На базе ГУО «Гимназия № 146 г. Минска» продолжаются Республиканские олимпиады по учебным предметам «Английский язык» и «Беларуская мова i лiтаратура».

18.11.2021В ГУО «Лицей №1 г. Минска» прошла лицейская акция «Лицеисты выбирают ЗОЖ. Мы НЕ курим – присоединяйтесь!»

15.11.2021«Шаг в профессию»

15.11.202113 ноября в ГУО «Гимназии 10 г. Минска» прошел фестиваль «Танцы народов мира»

09.11.2021Проведение семинара «Использование информационно-коммуникационных технологий на факультативных занятиях эстетической направленности»

08.11.2021Проект «Умные каникулы» в ГУО «Лицей №1 г. Минска»

Архив новостей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

  • вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
  • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
  • участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
  • нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.

Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Коррупционными правонарушениями являются:

  • вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
  • предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
  • действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
  • незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом;
  • принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
  • использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
  • использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
  • мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.
Должность Сотрудник Адрес Телефон
Начальник управления собственной безопасности Ридецкий Александр Михайлович г.Минск, ул. Кальварийская, 43-323 8 (017) 308-63-23
Главные инспекторы управления собственной безопасности по Брестской области г. Брест, ул. Гоголя, 75-312 8 (0162) 20-72-50
по Витебской области г. Витебск, ул. Гагарина, 12-121 8 (0212) 43-24-15
по Гомельской области г. Гомель, ул. Кожара, 5А-33 8 (0232) 58-11-51
по Гродненской области г. Гродно, ул. Космонавтов, 60-17 8 (0152) 75-58-98
по Могилевской области г. Могилев, ул. Лазаренко, 58а-24 8 (0222) 72-20-79
по г. Минску г. Минск, ул. Фабрициуса, 12-315 8 (017) 239-40-46
по Минской области г. Минск, ул. Кижеватова, 60-7-19 8 (017) 372-02-48

Перечень документов для скачивания

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

Конвенция Cовета Европы об уголовной ответственности за коррупцию

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

Приказом начальника главного управления юстиции от 19.12.2017 № 110 утвержден состав комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета.

Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планом работы на календарный год.

В 2018 году комиссией по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета рассмотрены вопросы:
14.02.2018

О соблюдении антикоррупционного законодательства в территориальных органах принудительного исполнения Минской области в 2017 году.

О выполнении мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве юстиции Республики Беларусь, органах, организациях системы Министерства юстиции Республики Беларусь на 2017 год, утвержденным Министром юстиции Республики Беларусь О.Л.Слижевским 29.12.2016 № 16.

29.06.2018

О практике применения норм законодательства по реализации имущества и возвращению исполнительных документов в связи с отсутствием у должника денежных средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание.

О результатах мониторинга соблюдения судебными исполнителями правил профессиональной этики судебного исполнителя, а также обязательств о неразглашении сведений банков данных, содержащих персональные данные граждан.

О результатах проверки деклараций о доходах и имуществе государственных служащих главного управления юстиции и их супругов, а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.

О проводимых мероприятиях по противодействию коррупции в территориальных органах принудительного исполнения Минской области.

Повестка заседания Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Миноблисполкома, назначенного на 02.01.2019 г.

2 января 2019 года состоялось заседание Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета, на котором были рассмотрены вопросы:

  • о проводимой работе и предпринимаемых мерах в главном управлении юстиции по противодействию коррупции;
  • о результатах проведения мониторинга работы в 2018 году комиссии для организации и проведения процедур государственных закупок, закупок за счет собственных средств и комиссии по проведению подрядных торгов и переговоров на строительство объектов.

Утвержден План работы Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции на 2019 год.

4 сентября 2019 года в 8.30 по адресу г. Минск, ул. К.Либкнехта, 68, каб. 511 состоялось заседание Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета.

Повестка заседания Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского облисполкома, назначенного на 10 февраля 2020 года.

10 февраля 2020 года состоялось заседание Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета, на котором были рассмотрены вопросы:

  • о результатах проверки деклараций о доходах и имуществе в 2019 году;
  • об утверждении Плана работы комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета.

Утвержден План работы Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции на 2020 год.

Повестка заседания Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского облисполкома, назначенного на 11 июня 2020 года.

11 июня 2020 года состоялось заседание Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета, на котором были рассмотрены вопросы:

  • о выполнении требований приказа Министерства юстиции Республики Беларусь от 21 марта 2017 г. № 52 «О порядке представления в Министерство юстиции Республики Беларусь информации о фактах чрезвычайных происшествий, событий»;
  • о мерах по профилактике коррупционных правонарушений, принимаемых в системе органов принудительного исполнения;
  • о состоянии дебиторской задолженности в главном управлении юстиции Минского облисполкома.

Справочно: Информация о дате, времени и месте проведения следующего заседания комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета будет размещена в этом разделе не позднее 5 рабочих дней до дня проведения такого заседания.

Повестка заседания Комиссии по противодействию коррупции главного управления юстиции Минского облисполкома, назначенного на 28 декабря 2020 года.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Заполнить анкету


Заполнить анкету по табакокурению

2 марта 2021 418

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23.02.2021

Дело №281-30/9/К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу гражданина Д. на решение экономического суда города Минска от 19.11.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 28.12.2020 по делу №281-30/2020/9 по иску прокурора города Гомеля в интересах государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь к гражданину Д. о взыскании 1 750 рублей в доход государства,

с участием гражданина Д. и его представителя,

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда города Минска от 19.11.2020 по делу №281-30/2020/9 удовлетворены исковые требования прокурора города Гомеля, взыскано с гражданина Д. в доход государства 1 750 рублей.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 28.12.2020 решение экономического суда города Минска от 19.11.2020 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба гражданина Д. — без удовлетворения.

Гражданин Д. обратился в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные постановления отменить, и принять новое постановление, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает, что судом не было учтено, что при заключении трудового контракта он не был ознакомлен с должностной инструкцией, и в период с 25.08.2015 по 03.11.2015 не выполнял организационно-распорядительные функции, ему не было предоставлено для ознакомления и подписания обязательство государственного должностного лица о соблюдении требований Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 №165-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закона «О борьбе с коррупцией»). Суд не принял во внимание, что с должностной инструкцией он был ознакомлен только 04.11.2015, а обязательство государственного должностного лица по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона «О борьбе с коррупцией», было предоставлено ему работниками кадровой службы ОАО «Г» и подписано им только 31.03.2016. Судом не учтено, что сразу же после подписания обязательства им было принято решение о прекращении предпринимательской деятельности как индивидуальным предпринимателем, а с 27.06.2016 он был исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд безосновательно не учел, что договоры субподряда на выполнение проектных работ от 28.09.2015 №5, от 16.11.2015 №6, от 29.12.2015 №7, от 11.01.2016 №8 с ООО «А» были заключены и исполнены им до ознакомления и подписания обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона «О борьбе с коррупцией», в связи с чем денежная сумма в размере 1 750 рублей, полученная за выполненные работы по вышеуказанным договорам, не является суммой, полученной в нарушение требований антикоррупционного законодательства, соответственно, выводы суда о взыскании денежной суммы в размере 1 750 рублей в доход государства являются незаконными.

Кроме того, заявитель кассационной жалобы указал на наличие иных последствий недействительности сделок в виде штрафа и дисциплинарной ответственности, исключающих ничтожность сделок.

Гражданин Д. и его представитель кассационную жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

В судебное заседание кассационной инстанции представители прокуратуры города Гомеля и Министерства финансов Республики Беларусь не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав гражданина Д. и его представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на кассационную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к следующему выводу.

Согласно статье 297 ХПК основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом иска являлись требования прокурора города Гомеля в интересах государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь к гражданину Д. о взыскании 1 750 рублей в доход государства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы, утвержденным настоящим Указом (далее — Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 октября 2021 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти.

3. Рекомендовать:

а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в свои планы противодействия коррупции;

б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Доклады о результатах исполнения пунктов 2 и 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в планы противодействия коррупции, региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2021 г.

1. Правительству Российской Федерации:

а) проанализировать практику, связанную с совмещением должности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, с должностью в органе местного самоуправления этого муниципального образования и (или) должностью руководителя учреждения либо предприятия этого муниципального образования, на предмет выявления коррупционных рисков, по итогам проведенного анализа до 10 июля 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере;

б) до 15 октября 2021 г. представить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

в) рассмотреть вопрос о целесообразности возложения обязанности соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее — антикоррупционные стандарты), на лицо, временно исполняющее обязанности по должности, замещение которой предполагает соблюдение этих стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2022 г.;

г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10;

д) проанализировать практику применения федеральными органами исполнительной власти мер по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения либо о фактах совершения коррупционных правонарушений, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 15 марта 2024 г.;

е) проанализировать практику использования государственными органами и органами местного самоуправления различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях, а также практику рассмотрения и проверки полученной информации и принимаемых мер реагирования, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 апреля 2024 г.;

ж) проанализировать коррупционные риски, связанные с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний, и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2023 г.;

з) до 10 ноября 2021 г. представить предложения:

по установлению обязанности кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при внесении представления о его назначении на эту должность Президенту Российской Федерации;

по правовому регулированию вопросов, касающихся размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и атаманом Всероссийского казачьего общества, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования;

и) подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 10 июня 2022 г. представить предложения:

по возложению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на иных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанности уведомлять органы прокуратуры или иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

по распространению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Антикоррупционная политика Беларуси

11. Правительству Российской Федерации:

а) рассмотреть вопрос о порядке осуществления проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее — антикоррупционные проверки), в случае изменения лицом, в отношении которого проводятся такие проверки, места прохождения государственной (муниципальной) службы (работы) или избрания (переизбрания) его на государственную (муниципальную) должность (назначения на иную государственную (муниципальную) должность);

б) рассмотреть вопрос о наделении высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации правом направлять запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении антикоррупционных проверок в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности (за исключением депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов муниципальных образований);

в) с участием Центрального банка Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности наделения руководителей органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, специально уполномоченных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и непосредственно подчиненных им, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами государственных корпораций, правом при проведении антикоррупционных проверок направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Доклад об исполнении настоящего пункта представить до 15 ноября 2022 г.

12. Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования вопросов, касающихся получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну, при реализации их полномочий в сфере противодействия коррупции.

Доклад об исполнении настоящего пункта представить до 1 ноября 2021 г.

13. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

а) с участием Федеральной налоговой службы Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении обязанности органов записи актов гражданского состояния предоставлять (в том числе в электронной форме) по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию об актах гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния и касающиеся лиц, в отношении которых направлен запрос;

б) с участием Министерства финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос об установлении обязанности налоговых органов Российской Федерации предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию о наличии у лиц, в отношении которых направлен запрос, счетов (вкладов) в банках, расположенных на территории Российской Федерации;

в) с участием Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

обязанность лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, имеющуюся у них информацию о ценных бумагах, принадлежащих лицам, в отношении которых направлен запрос;

предоставление Центральным банком Российской Федерации по запросам, направляемым ему в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информации, содержащейся в Центральном каталоге кредитных историй, о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится (хранятся) кредитная история (кредитные истории) субъекта кредитной истории, в отношении которого направлен запрос;

обязанность бюро кредитных историй предоставлять имеющуюся у них информацию по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок.

Доклад о результатах исполнения подпунктов «а» — «в» настоящего пункта представить до 10 октября 2022 г.;

г) подготовить с участием Министерства юстиции Российской Федерации и до 15 ноября 2022 г. представить предложения, касающиеся проведения по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, антикоррупционных проверок в полном объеме в отношении лиц, замещающих муниципальные должности;

д) разработать методические рекомендации по вопросам проведения антикоррупционных проверок. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 30 января 2024 г.

14. Правительству Российской Федерации подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 1 августа 2022 г. представить предложения:

по порядку привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

по установлению временного ограничения права лица, полномочия которого были досрочно прекращены и которое было уволено с государственной (муниципальной) службы или с работы в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов, назначаться на государственные (муниципальные) должности, поступать на государственную (муниципальную) службу, занимать отдельные должности в организациях, учредителями или контролирующими лицами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а также в российских организациях, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями.

15. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

а) подготовить с участием Министерства юстиции Российской Федерации и до 20 апреля 2023 г. представить предложения по определению случаев, условий и порядка применения мер ответственности (кроме досрочного прекращения полномочий) за несоблюдение антикоррупционных стандартов к лицам, которые замещают государственные (муниципальные) должности;

б) актуализировать обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение антикоррупционных стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 30 марта 2022 г.;

в) проанализировать правоприменительную практику, связанную с реализацией Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», по итогам проведенного анализа подготовить методические рекомендации, определяющие порядок осуществления контроля за соответствием расходов лиц, представивших сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их доходам. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 20 апреля 2023 г.

16. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренных главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 30 декабря 2021 г.

17. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов продолжить реализацию мер по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и необоснованного проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также по недопущению применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 30 сентября 2024 г.;

б) ежегодно, до 15 марта, представлять в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах осуществляемой правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;

в) совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов принять дополнительные меры, направленные на обеспечение взыскания ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 августа 2022 г.;

г) подготавливать с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу и ежегодно, до 1 мая, представлять доклад о выявлении, раскрытии и расследовании фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций при осуществлении международных коммерческих сделок, а также до 1 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Итоговый доклад представить до 10 декабря 2024 г.;

д) проанализировать с участием Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и заинтересованных федеральных государственных органов следственную и судебную практику в части, касающейся возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, и до 25 августа 2023 г. представить предложения о целесообразности выделения из основного уголовного дела в отдельное производство уголовного дела о розыске и аресте доходов, полученных преступным путем, в том числе в случае направления основного уголовного дела в суд, а также в случае приостановления или прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям.

18. Министерству юстиции Российской Федерации подготовить с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации и до 10 октября 2022 г. представить предложения:

о внесении в статью 289 Уголовного кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающего установление квалифицирующего признака незаконного участия в предпринимательской деятельности лица, занимающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, или главы органа местного самоуправления;

о внесении в части первую и четвертую статьи 2041 и часть пятую статьи 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации изменений, направленных на устранение диспропорции в применении уголовных наказаний, заключающейся в том, что за посредничество во взяточничестве или в коммерческом подкупе в значительном размере назначается менее строгое наказание, чем за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

19. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным казначейством, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принять меры по недопущению нецелевого использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также на реализацию национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», обратив особое внимание на выявление и пресечение фактов взяточничества, предоставления аффилированным коммерческим структурам неправомерных преимуществ и оказания им содействия в иной форме должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять ежегодно, до 15 марта. Итоговый доклад представить до 10 декабря 2024 г.

20. Правительству Российской Федерации:

а) до 10 ноября 2023 г. представить предложения об обеспечении согласованности норм законодательства, регулирующего вопросы защиты информации ограниченного доступа, и норм законодательства о противодействии коррупции в целях повышения эффективности реализации мер по противодействию коррупции;

б) до 20 мая 2024 г. представить предложения:

о порядке и сроках хранения полученных или созданных при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и документов, содержащих информацию ограниченного доступа;

о порядке предоставления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями копий справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера иным государственным органам при проведении доследственной проверки, расследовании уголовного дела, а также в иных случаях.

21. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовить с участием Федеральной службы охраны Российской Федерации и до 20 октября 2021 г. представить предложения о разработке и внедрении инженерно-технических решений, обеспечивающих проведение в защищенном режиме с использованием видео-конференц-связи мероприятий по противодействию коррупции, в ходе которых может обсуждаться информация, содержащая персональные данные, а также иная информация ограниченного доступа.

Слово « коррупция» давно стало привычным, но смысл этого преступления не так ясен как кража или разбой.

1 статья Закона «О борьбе с коррупцией» сообщает, что коррупцией должно считаться использование должностным лицом государства своего положения и полномочий для получения материальной или нематериальной выгоды сверх официального дохода.

Проще говоря:

  • законное по всем прочим признакам решение должностного лица, принятое за взятку – признается коррупцией;
  • незаконное решение должностного лица, принятое за взятку – также является коррупцией;
  • это же решение без вознаграждения за него коррупцией не является.

Следовательно – не все действия госслужащих, нарушающие закон могут быть признаны коррупционными, но только те, что связаны с получением вознаграждения. Кроме факта незаконного получения какого-то блага, коррупцией будут считаться и действия связанные с обещанием этого.

Законным вознаграждением за деятельность должностного лица государства может быть только его официальный доход.

Из этого следует, что сгнивший по вине руководителя урожай государственного сельхозпредприятия не может считаться коррупцией, а проданный в обход закона – это коррупция.

Нужно особо отметить, что коррупционное преступление обязательно связано с деятельностью в качестве должностного лица государства. Т.е. продажа яблок из собственного сада не содержит в себе коррупции, а продажа решения – содержит.

Для определения коррупции необходимо выяснить, кто может быть участником коррупционных отношений. Это государственные должностные лица, служащие и лица к ним приравненные, попадающие под действие «Закона о государственной службе» А именно:

  • Сотрудники аппарата исполнительной власти;
  • Депутаты разного уровня;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники МВД, МЧС, КГК и других государственных военизированных организаций;
  • Судьи и прокурорские работники;
  • Должностные лица предприятий, в собственности которых доля государства составляет более 50%.

Другой стороной коррупции является дача взяток, подкуп и прочие варианты вовлечения должностных лиц в коррупционные отношения. В этом случае виновным оказывается любое лицо, в том числе не состоящее на госслужбе.

Также участниками коррупционных правонарушений могут быть должностные лица иностранных государств.

Please wait while your request is being verified…

Все мероприятия направленные на борьбу с коррупцией можно разделить на две категории:

  • Предупреждающие, заранее вводящие некоторые ограничения прав и возможностей работников государственного аппарата.
  • Пресекающие, сюда относится любое выявление, расследование и наказание уже совершенных преступлений.

Первыми предупредительными мерами становится запрет для госслужащих на занятие коммерческой деятельностью. Для того чтобы устранить возможность решений в собственную пользу, и потому, что в коммерческом обороте слишком трудно разглядеть завуалированную взятку.

Значительная часть Закона посвящена контролю за имущественным положением должностных лиц. Это декларации доходов, оценка расходов и др. Способом удержать представителей государства в рамках закона становятся более строгие и тщательные проверки имущества принадлежащего им и их близким.

Не станем перечислять их все, но оценить строгость подхода позволяет следующая норма, приведенная в 36 статье Закона:

При обнаружении у государственного служащего имущества или расходов явно (не менее чем на 25%) превышающих сумму его доходов за период нахождения в должности такое имущество может быть конфисковано и обращено в доход государства без проведения дополнительного расследования и доказательств вины должностного лица в каких-либо правонарушениях.

Параллельно с этим особому контролю подлежат действия с потенциально возможной коррупционной составляющей.

Началом и необходимым условием для борьбы с коррупцией всегда становится сбор информации о возможных и уже происходящих правонарушениях. Обязанность сообщать такую информацию лежит не только на правоохранительных, но и на других государственных и негосударственных организациях.

Пресечение коррупционных правонарушений это уже профессиональная деятельность, ею занимаются специальные органы и службы:

  • Прокуратура;
  • Министерство внутренних дел;
  • Комитет государственной безопасности;
  • Специальные подразделения внутри перечисленных и других ведомств;
  • Прочие контролирующие государственные органы в рамках своих полномочий, начиная от Пограничного комитета и Налоговых органов, до Национального и коммерческих банков.

Роль общественных организаций в этой борьбе заключается в информировании, пропаганде и создании нетерпимого отношения к коррупции в обществе.

В планах — также исключить оценочное понятие «сувенир» с одновременным установлением предельной стоимости вручаемого должностному лицу подарка в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей в размере, который не превышает 5 базовых величин (до 145 рублей на сегодня). «Соответствующее изменение потребуется внести в статью 546 ГК, которой регламентированы случаи запрещения дарения», — уточняется в обосновании к плану подготовки законопроектов на нынешний год.

Напомним, еще в 2019 году говорилось о том, что Генпрокуратура предложила внести изменения в законодательство и четко определить: может ли чиновник брать подарок и какой. Чтобы избежать дискуссии, что такое «сувенир» и чем он отличается от «подарка», прокуратура предлагала во всех документах оставить только термин «подарок».

Также намерены внести ряд изменений, «направленных на ликвидацию избыточных требований к процедуре декларирования, а также на повышение эффективности данного профилактического механизма». Один из примеров — отказ от необходимости декларирования дохода, полученного от участия в «бонусных» программах, предлагаемых банками, субъектами торговли и сервиса.

Чиновники также хотят ввести новые ограничения по совместной работе супругов и близких родственников на одном предприятии. Сейчас совместная работа супругов и близких родственников запрещена в государственных организациях (в уставном фонде которых 100% акций принадлежит государству), если они оба занимают одну из позиций — руководителя или главбуха (их заместителей), кассира. Если только один из супругов или близких родственников оформлен на одну из этих позиций, а второй — нет (трудится, к примеру, обычным рабочим), то в таком случае не запрещена совместная работа. То есть не должно быть прямого подчинения.

Сейчас чиновники хотят ввести такие ограничения и на организации, в уставном фонде которых от 50% акций и больше приходится на государство. Это ограничение также хотят внести и в Трудовой кодекс.

Также планируется установить требование о подписании нового обязательства о соблюдении ограничений при изменении должностного положения лица, повлиявшего на объем возложенных на него антикоррупционных ограничений.

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Как минимум часть изменений, которыми намерены заняться в этом году, рассматривали еще в 2019-м. Тогда также намеревались предлагалось:

  • установить запрет на совместную работу близких родственников или свойственников в организациях, в уставном фонде которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно территориальных единиц;
  • установить перечень доходов, не подлежащих декларированию (например, доход, полученный от участия в «бонусных» программах, предлагаемых банками, субъектами торговли и сервиса);
  • дать определение терминам «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности», «сувенир», «протокольное мероприятие», «иное официальное мероприятие» и другое.

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией»

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 112-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З
Примечание: «При наличии признаков коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для коррупции (статьи 25 и 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»), к административным правонарушениям, связанным с коррупцией, могут быть отнесены правонарушения, предусмотренные статьями 9.6, 9.13, 9.26, 10.5, 11.16, 11.77, 23.81, 23.82, 23.83, 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З
Примечание: «Трудовым кодексом Республики Беларусь установлены: в статье 27 — ограничения совместной работы в государственных организациях (их обособленных подразделениях) супругов, близких родственников и свойственников; в пункте 5 статьи 47 – право нанимателя на прекращение трудового договора с государственным должностным лицом за неподписание обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений; в пункте 5-1 статьи 47 – право нанимателя на прекращение трудового договора с государственным должностным лицом за нарушение обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, а также за совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения; в статье 255 – ограничения работы по совместительству для руководителей государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в государственной собственности, а также запрет для руководителей организаций любых форм собственности входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в соответствующих организациях».

Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. №1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2015 г. № 326 «О внесении дополнений и изменений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2016 г. № 45 «Об утверждении Положения о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2016 г. № 101 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции»

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2008 г. №1 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе»

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного Кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2009 г. № Р-384/2009 «О необходимости разрешения коллизии между нормами законодательных актов, предусматривающих дополнительное основание прекращения трудового договора по пункту 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2011 г. № Р-655/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 8 июля 2015 г. № Р-999/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Закон от 15 июля 2015 «О борьбе с коррупцией» года является целостным документом, определяющим механизмы предупреждения коррупции, в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц, закрепляет системные меры по противодействию коррупции.

Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов.

В дополнение к действующим антикоррупционным механизмам Законом, в частности, устанавливается запрет на назначение на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам (до истечения пяти лет после такого увольнения), а также запрет на прием на государственную службу лиц, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (бессрочно).

Предусматривается лишение государственных должностных лиц, совершивших в период прохождения службы указанные преступления, права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством о государственной службе и предоставление только пенсии по возрасту.

Кроме того, совершенствуется порядок декларирования доходов и имущества отдельных категорий государственных должностных лиц в целях максимально полного установления их реального имущественного положения.

Вводится механизм изъятия у государственного должностного лица, занимающего ответственное положение, а также поступившего на государственную службу путем избрания, имущества, стоимость которого на 25% и более превышает доход, полученный этим должностным лицом за отчетный период из законных источников.

Вносятся изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и некоторые иные законодательные акты с учетом практики применения законодательства в сфере борьбы с коррупцией, а также в связи с необходимостью согласования с нормами Закона «О борьбе с коррупцией».

Законом не только закрепляются дополнительные меры борьбы с коррупцией, но и реализуются отдельные инициативы граждан, поступившие во время общественного обсуждения проекта Закона, направленные на разумную либерализацию отношений в данной сфере.

В частности, вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).

Отменяется запрет на работу по внешнему совместительству для лиц, совершающих юридически значимые действия, которые не влекут существенных последствий (начальников подразделений, служб, отделов, цехов, лабораторий на различных предприятиях). Законом предусматривается распространение данного запрета исключительно на должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями (государственных служащих, военнослужащих, руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций и негосударственных организаций с долей государственной собственности не менее 50%).

Для недопущения формального подхода к применению мер взыскания исключается ответственность за малозначительные неточности при декларировании доходов и имущества.

2. Профилактика коррупционных правонарушений в организациях.

2.1. Общие положения

  • правовая основа и краткая характеристика антикоррупционной работы в организации;
  • понятие государственных должностных лиц (ГДЛ) и лиц, приравненных к ГДЛ, критерии отнесения к должностным лицам.

2.2. Антикоррупционные мероприятия в области кадровой и идеологической работы:

  • план антикоррупционных мероприятий, антикоррупционная составляющая положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;
  • оценка коррупционных рисков в организации, методы их минимизации (правовой, организационный и профилактический);
  • антикоррупционные ограничения и запреты, финансовый контроль в отношении отдельных категорий должностных лиц, управление конфликтом интересов;
  • особенности подготовки перечня должностей ГДЛ, письменного обязательства ГДЛ по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20 Закона «О борьбе с коррупцией».

2.3. Проблемные аспекты, типичные ошибки и нарушения в работе по противодействию коррупции

Об уголовной ответственности за экономические правонарушения и коррупцию

  • Председатель Белгоспищепрома и гендиректор «Минск Кристалл» уволены за провалы в борьбе с коррупцией
  • В первом полугодии 2019 года осуждено 5 должностных лиц БЖД — Генпрокуратура
  • Лукашенко об аресте Втюрина: у меня были определенные подозрения, когда он работал еще в службе безопасности
  • Лукашенко подписал антикоррупционный декрет
  • Лукашенко: я не тот президент, который будет кланяться вам потому, что вы врачи
  • Методические объединения
  • Методические ресурсы
  • Педсовет
  • Расписание для учителей
  • Список классных руководителей
  • Вакансии
  • Профсоюзная жизнь
  • Расписание звонков
  • Расписание уроков
  • Информационные часы
  • Графики контрольных работ
  • Кружки и секции, внеклассные мероприятия
  • Азбука безопасности
  • Выпускникам
  • Библиотека
  • Социально-педагогическая и психологическая служба
  • Школа Активного Гражданина
  • Шестой школьный день
  • Законным представителям несовершеннолетних
  • Некоторые правовые аспекты
  • Платные образовательные услуги
  • Питание
    • Здоровое питание: вопросы и ответы
  • Условия приема в 1 класс
  • Индивидуальное обучение

Обзор антикоррупционного законодательства Республики Беларусь

ОАО «Гродненский стеклозавод» — единственный завод в Республике Беларусь, который производит тару из зеленого и бесцветного стекла, а также выпускает эксклюзивную тару.

  • Экскурсионная поездка в город Минск
  • Сплав 2021
  • С Днем строителя!
  • Вакцинация от COVID-19 на ОАО «Гродненский стеклозавод»!

Указом президента от 26 июня 2020 года, которым было образовано Агентство по противодействию коррупции, Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции была преобразована в Национальный совет по противодействию коррупции. Его возглавляет председатель Сената Танзила Нарбаева. Рабочий орган совета — Агентство по противодействию коррупции.

Согласно положению, которое изучила «Газета.uz», региональные советы Каракалпакстана, областей и города Ташкента являются органами, координирующими деятельность территориальных органов и организаций, занимающихся противодействием коррупции. Они разрабатывают меры по повышению правового сознания и культуры населения, формированию нетерпимого отношения к коррупции в обществе.

На пресс-конференции 19 октября директор Агентства по противодействию коррупции Акмал Бурханов подчеркнул, что региональный совет — это не антикоррупционный орган.

«Антикоррупционные органы определены в законе о борьбе с коррупцией. В первую очередь, это обозначенные правоохранительные органы, в том числе Антикоррупционное агентство. Эта организация (советы — ред.) — коллегиальный орган», — заявил он.

Глава агентства напомнил, что поскольку Национальный совет по противодействию коррупции возглавляет председатель Сената, то было решено, что руководителями региональных советов будут председатели местных кенгашей, а не главы правоохранительных органов, сказал Акмал Бурханов.

Он подчеркнул, что решения регионального совета принимаются коллегиально, а их состав утверждается Национальным советом.

«Если мы посмотрим на типовые структуры, то 44% членов — представители общественных организаций, то есть ННО и СМИ, только 17% — представители исполнительной власти и остальные — представители правоохранительных органов. То есть здесь соблюдается принцип сдержек и противовесов», — сказал Акмал Бурханов.

Сегодня председателями местных кенгашей народных депутатов являются хокимы, но если произойдут изменения в законодательстве и хокимы перестанут возглавлять кенгаши, то вопрос руководства региональными советами может быть пересмотрен, добавил он.

Директор агентства отметил, что блогеры считают всех чиновников, госслужащих и особенно хокимов коррупционерами. «Если брать статистику коррупционных преступлений — я не пытаюсь защитить хокимов — в хокимиятах совершаются коррупционные преступления, но это не значит, что все коррупционные преступления совершаются хокимиятами», — сказал Акмал Бурханов.

Депутат Законодательной палаты Расул Кушербаев в тот же день написал в своём Telegram-канале, что практику определения хокимов руководителями региональных советов необходимо пересмотреть.

«Я думаю, что такое руководство не соответствует принципу сдержек и противовесов, который является одним из важных требований демократии. И поэтому эту практику необходимо поскорее пересмотреть», — отметил он.

Президент Шавкат Мирзиёев в апреле 2021 года заявил, что в последний раз предупреждает руководителей, которые «слишком предались коррупции». Он также раскритиковал ответственных лиц за слабую борьбу с коррупцией.

«Горячая телефонная линия»
Тел.:+375(222)243851
Пн.-Пт.с 8.00-16.00
«Прямая телефонная линия»
Тел.:+375(222)243858
1 раз в квартал во второй вторник первого месяца квартала с 17.00-18.00

Электронное обращение

Отдел по образованию

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

коррупция– умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей;

государственные должностные лица– Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие,лица, занимающие должности в государственных организациях,Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;

лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица),– члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов;лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;

иностранные должностные лицадолжностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов;

имущество– недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством Республики Беларусь;

близкие родственники– родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;

члены семьи– супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом;

свойственники– близкие родственники супруга (супруги).

Статья 2. Законодательство о борьбе с коррупцией

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 3. Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам;

иностранные должностные лица;

лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Статья 4. Принципы борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией основывается на принципах:

законности;

справедливости;

равенства перед законом;

гласности;

неотвратимости ответственности;

личной виновной ответственности;

гуманизма.

Статья 5. Система мер борьбы с коррупцией

Годы

Зарегистрировано
преступлений

Преступления,
завершенные
расследованием

Направлены
в суд

Выявлено лиц,
совершивших
преступления

Привлечено лиц
к уголовной
ответственности

Доля от
выявленных
лиц, %

2005

73

28

22

21

16

76,2

2006

139

80

34

66

26

39,4

2007

134

115

31

91

18

19,8

Годы

Зарегистрировано
преступлений

Преступления,
завершенные
расследованием

Направлены
в суд

Выявлено лиц,
совершивших
преступления

Привлечено лиц
к уголовной
ответственности

Доля от
выявленных
лиц, %

2005

25

6

3

6

3

50,0

2006

24

23

2

17

1

5,9

2007

75

66

7

63

8

12,7

Годы

Зарегистрировано
преступлений

Преступления,
завершенные
расследованием

Направлены
в суд

Выявлено лиц,
совершивших
преступления

Привлечено лиц
к уголовной
ответственности

Доля от
выявленных
лиц, %

2005

158

98

90

20

16

80,0

2006

183

169

110

79

45

57,0

2007

226

178

119

51

23

45,1

Годы

Зарегистрировано
преступлений

Преступления,
завершенные
расследованием

Направлены
в суд

Выявлено лиц,
совершивших
преступления

Привлечено лиц
к уголовной
ответственности

Доля от
выявленных
лиц, %

2005

4200

3715

3446

1153

1050

91,1

2006

4784

4275

4018

1321

1200

90,8

2007

5140

4592

4293

1431

1287

89,9

Годы

Зарегистрировано
преступлений

Преступления,
завершенные
расследованием

Направлены
в суд

Выявлено лиц,
совершивших
преступления

Привлечено лиц
к уголовной
ответственности

Доля от
выявленных
лиц, %

2005

3204

2945

2392

2127

1765

83,0

2006

3843

3574

3059

2822

2404

85,2

2007

3941

3760

3312

3171

2796

88,2

Годы

Зарегистрировано
преступлений

Преступления,
завершенные
расследованием

Направлены
в суд

Выявлено лиц,
совершивших
преступления

Привлечено лиц
к уголовной
ответственности

Доля от
выявленных
лиц, %

2005

230

167

121

45

27

60,0

2006

231

183

129

104

70

67,3

2007

143

131

97

63

44

69,8

Годы

Зарегистрировано
преступлений

Преступления,
завершенные
расследованием

Направлены
в суд

Выявлено лиц,
совершивших
преступления

Привлечено лиц
к уголовной
ответственности

Доля от
выявленных
лиц, %

2005

20 498

18 717

14 939

5641

4343

77,0

2006

23 851

21 611

16 176

6888

5019

72,9

2007

25 850

23 711

17 518

7919

5478

69,2

Утверждена Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020–2022 гг.

Труды БГТУ, 2018, серия 6, № 1, с. 129-132

129

УДК 328.185-043.865(476)

Е. М. Сергеева

Белорусский государственный технологический университет

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности в современных международных реалиях.

Современные действия общественных и государственных институтов Республики Беларусь направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям.

В статье проанализированы основные законодательные акты Республики Беларусь, направленные на борьбу с проявлениями коррупции во всех сферах общественной жизни.

Ключевые слова: государственный служащий, правовое регулирование, Беларусь, статус.

Ye. M. Sergeeva

Belarusian State Technological University

THE LEGAL FRAMEWORK OF STRUGGLE AGAINST CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The fight against corruption in the Republic of Belarus is an important state task in strengthening the independence and sovereignty of our state, ensuring public security in today’s international realities.

Modern actions of public and state institutions of the Republic of Belarus are aimed at ensuring and protecting the rights and freedoms of citizens, creating conditions for the inevitability of legal responsibility and comprehensive application of all necessary means to prevent harm to public relations.

The article analyzes the main legislative acts of the Republic of Belarus aimed at combating manifestations of corruption in all spheres of public life.

Key words: civil servant, legal regulation, Belarus, status.

Введение. Так как коррупция стала масштабной проблемой современности, ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного к ней иммунитета.

Современные действия общественных и государственных институтов Республики Беларусь направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям.

В 2016 г. Беларусь набрала 40 баллов и заняла 79-е место в рейтинге (по итогам 2015 г. Беларусь занимала 107-е место) по Индексу восприятия коррупции (ИВК) — показателю, отражающему оценку восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по стабильной шкале. Он составляется ежегодно начиная с 1995 г. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции). Опросы показывают, что ни одна из стран не может похвастаться полным отсутствием коррупции. Индекс восприятия коррупции за 2016 г. пока-

зывает, что 69% из 176 стран имеют значение менее 50%, что говорит о довольно высоком уровне коррупции во всем мире.

Основная часть. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности в современных международных реалиях.

Подписание в 2003 г. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и реализация идеи создания Международной ассоциации антикоррупционных учреждений — результат глубокого осознания мировым сообществом серьезной опасности последствий коррупции. Поддерживая и развивая инициативы по борьбе с коррупцией на национальном, региональном и международном уровнях, Республика Беларусь одной из первых государств-участников ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции [1].

В 1997 г. принят Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», который на протяжении девяти лет служил основополагающим актом, определяющим антикоррупционную политику государства.

В 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой борьба с коррупцией определена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государства.

В 2002 г. принята первая специализированная Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 гг.

С конца XX века коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира. Республикой Беларусь ратифицированы и неукоснительно выполняются такие основные международные акты, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (подписана в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (подписана в г. Палермо 14 декабря 2000 г.), Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 году).

В республике создана законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства. В ней определено понятие «коррупция», дан перечень коррупционных правонарушений и преступлений, указаны конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с этим опаснейшим проявлением, а также предусмотрена жесточайшая уголовная ответственность за данные преступления.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 г. (это четвертый по счету подобный закон в республике – первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г., третий- 20 июля 2006г.).

Государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией в стране, являются: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией.

Важным документом по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией, утверждаемая Указом Президента Республики Беларусь.

Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Весомую роль в борьбе с коррупционными проявлениями играют также государственные СМИ, работа с обращениями граждан, «горячие линии», «телефоны доверия», «телефоны обратной связи», проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту жительства, реализация заявительного принципа «одно окно».

Вместе с тем острота этой проблемы не ослабевает.

Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные правонарушения составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%.

Понятие, формы, виды коррупции и ее влияние на развитие общества

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В научной, учебной, общественно-публицистической литературе, в некоторых нормативно-правовых и политических документах существуют различные определения коррупции.

Данное понятие нашло свое отражение в разных словарях и энциклопедиях. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В «Политическом словаре»: коррупция – это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».

Учебное пособие по уголовному праву трактует, что «в широком смысле слова коррупция – социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».

Закон о борьбе с коррупцией, принятый на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.), определяет коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:

  • государственные должностные лица;
  • лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

  • государственные должностные лица;
  • лица, приравненные к государственным должностным лицам;
  • иностранные должностные лица;
  • лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

  • планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;
  • установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;
  • обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля, а также надзора за этой деятельностью;
  • совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
  • проведения мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);
  • обеспечения гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не предусмотрено актами законодательства;
  • восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
  • установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;
  • предоставления в установленном законодательными актами порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией;
  • применения процедур приема на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости;
  • принятия кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих и иных государственных должностных лиц;
  • недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных актами законодательства;
  • проведения в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов, ранее принятых (изданных) правовых актов, а также криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;
  • сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции;
  • упрощения административных процедур и сокращения их числа;
  • вынесения на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;
  • организации антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 6. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с другими государственными органами и иными организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *