Внешний государственный долг России на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний государственный долг России на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственный долг Россия возник после 1991 года (когда распался СССР). В тот момент Российская Федерация приняла на себя все долговые обязательства, хотя все союзные республики отказались от долгов СССР. Эти обязательства составляли 104 млрд. долларов.

В 90-е годы в результате тяжелого экономического положения страны, РФ фактически не погашала старые займы, а наоборот набрала новые.

НА конец прошлого столетия внешний долг Росси рос и достиг почти 200 млрд. долларов.

Благодаря росту цен на нефть в начале 2000-х позиции страны стали укрепляться.

В летник месяцы 2017 года был закрыт последний долг Советского Союза странам Босния и Герцеговина, который составлял 125 млн. долларов США.

Как считает Банк России, внешний долг нашей страны на 1 апреля 2021 года составляет 459, 3 млрд. долларов США. С начала текущего года задолженность перед иностранными государствами сократился на 8,6 млрд. долларов по причине выплаты обязательств по внешним кредитам, а также уменьшения выпуска ценных бумаг для нерезидентов РФ.

В чем опасность государственного, в частности, внешнего долга?

Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты.

А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением.

На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. долларов и затем он неуклонно повышался год от года. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. долларов. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. долларов.

Внешний дог России не внушает финансистам опасений, поскольку держится на соотношении 20% от ВВП.

Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной – Южной Корее в сумме 594 млн. рублей, и этот долг должен быть погашен до 2025 года.

Источниками гос. долга являются:

  • Обязательства перед владельцами ценных бумаг, выпущенных государством;
  • Кредиты у международных организаций, банков и фондов;
  • Задолженность по внешнеторговому обороту: товар уже ввезен в страну, но деньги за него еще не поступили на счета;
  • Гарантийные обязательства, которые оформляются при получении крупных займов корпоративным секторам у объектов международных корпораций (Газпром, Роснефть и др.)

Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки. Это Исландия, Люксембург, Кипр, Голландия и Великобритания.

Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов.

Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям.

С 2014 по 2019 годы РФ жила под гнетом наложенных санкций, приходилось соблюдать жесткую экономию и финансовую дисциплину, в связи с чем государственный долг снизился.

Но в 2019-2021 годы появилась новая тенденция: хотя и нет дефицита бюджета, но правительство опять стало брать кредиты и выпускать ценные бумаги (облигации). Финансовые аналитики считают, что подобной необходимости у Министерства финансов не было. Считается, что подобными мерами Правительство пополняет государственный бюджет за счет разницы между процентными ставками кредитов внутри страны и за рубежом.

По другим источникам, Правительство желает расшевелить экономику внутри страны, выдавая кредиты под низкую процентную ставку.

Задолженность государственных банков в настоящее время сократилась , это связано с жесткими санкциями против банковской системы, которые позволили перекрыть доступ к быстрым деньгам (краткосрочным кредитам). Конечно, это нельзя рассматривать только как положительное явление, ведь на краткосрочных кредитах банки умудрялись пополнять бюджет страны.

Самым значительным в настоящее время является корпоративный внешний долг, его размер составляет 322 560 млн. долларов США. Сюда входят вложения иностранных инвесторов в крупные кампании, а также кредиты, взятые у зарубежных банков. В течение года сумма внешнего долга колеблется.

Безопасным для экономики считается соотношение внешнего долга к ВВП не более 60%.

Огромный внешний долг имеет Япония, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 223%.

Второй в списке стран с самыми большими долгами идет Греция, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 180%.

Следующими в списке идут Ливан, Йемен, Италия, Португалия, Мозамбик и Кабо-Верде.

Любой внешний долг – это существенный показатель доверия к стране со стороны зарубежных партнеров. Если страна имеет стабильную экономику и возможно для дальнейшего развития, то внешний долг не является огромной проблемой для Правительства.

Конечно, при постоянном росте государственного внешнего долга, авторитет правительства падает, и доверие народа к власти уменьшается.

20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

    • Внешний долг России
      • 2021: Сокращение внешнего долга до $459 млрд
      • 2020: ЦБ: Внешний долг России сократился на 4,3% до $470,1 млрд
      • 2019: Внешний долг около $850 млрд
      • 2017
        • Россия погасила последний внешний долг СССР
        • $513,478 млрд

      Госдолг в 2022-2024 годах ожидается на уровне близком к 20% ВВП

      По оценке Банка России, внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2021 года составил 459,3 млрд долларов США, сократившись с начала года на 8,6 млрд долларов США. Снижение долговых обязательств перед нерезидентами наблюдалось во всех секторах экономики, кроме банковского сектора, при этом наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности по обязательствам прочих секторов по внешним кредитам, а также уменьшение портфелей нерезидентов в суверенных ценных бумагах.

      Внешний долг России в 2020 году сократился на 4,3% (или на $21,3 млрд), составив $470,1 млрд. Об этом свидетельствуют данные Центробанка РФ.

      Регулятор отметил, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано по всем секторам экономики. Наиболее заметным стало уменьшение иностранной задолженности прочих секторов по привлечённым кредитам.

      На апрель 2019 года почти весь внешний долг России – долг корпоративный. А государство предпочитает занимать деньги внутри страны. Внутренний долг по ОФЗ – около 200 млрд.долл., в 4 раза больше внешнего. Но и сложив все долги государства, получим скромные 10-15% от ВВП.

      Совокупный долг корпоративного сектора больше – около 600 млрд.долл., 30-40% от ВВП. Итого всех долгов насчитаем около $850 млрд, или около в 50% от ВВП. Основная часть долга покрыта накоплениями, в частности, международными резервами, размер которых достиг $491 млрд. Таким образом Россия остается незакредитованной и финансово устойчивой экономикой.

      В мае 2021 г Счётная палата РФ сообщила, что государственный долг России за I квартал увеличился на 741,3 млрд рублей и по состоянию на 1 апреля достиг 19 681 692,6 млн рублей (17% ВВП).

      Внутренний долг вырос на 683 млрд рублей, до 15,434 трлн рублей, а внешний снизился на $598,3 млн, до $56,1 млрд.

      Государственный долг России в 2020 году вырос на 5,4 трлн рублей (на 39,9%) и составил около 19 трлн рублей или 17,8% от ВВП. Об этом свидетельствуют данные Счетной палаты.

      Минфин ожидает увеличения госдолга в 2020-2022 годах

      В феврале-марте 2021 года на международных финансовых рынках повышается тревожность, растут доходности по трежерис. Причина связана с растущими инфляционными ожиданиями в США 1 , последующими за пакетом Байдена, а также большим объемом заимствований в отсутствии новых мер по предоставлению ликвидности. Значительно увеличились доходности длинных бумаг, в то время как доходности двухлетних казначейских облигаций сохранились на прежнем уровне.

      На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.

      В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.

      В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.

      Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.

      Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.

      Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.

      Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.

      Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.

      Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.

      На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.

      1 Ссылка на предыдущий доклад

      2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.

      3Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.

      Как сообщалось, документ был внесен правительством в Госдуму в декабре 2018 года. Законопроект предлагает изменить систему оценки долговой устойчивости субъектов РФ и муниципалитетов, пересмотреть установленные пороговые значения применяемых показателей и ввести правила классификации регионов по группам долговой устойчивости. В зависимости от состояния долговой устойчивости субъекты РФ предлагается классифицировать по группам риска: заемщики с высоким (зеленый уровень), средним (желтый уровень) или низким (красным) уровнем долговой устойчивости.

      Регионы с высокой долговой устойчивостью (зеленый уровень) должны будут одновременно соблюсти три показателя: объем долга к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений не более 50%, а для высокодотационных образований не более 25%; отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию долга к налоговым, неналоговым доходам и дотациям — не более 13%; доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций) — не более 5%.

      Регионы могут быть классифицированы как с низкой долговой устойчивостью (красный уровень) если они будут поддерживать не менее двух из трех следующих условий: объем долга к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений более 85%, а для высокодотационных образований более 45%; отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию долга к налоговым, неналоговым доходам и дотациям — более 18%; доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций) — более 8%.

      Для средней долговой устойчивости (желтый уровень) предусмотрены промежуточные значения.

      Регионы с высоким уровнем долговой устойчивости будут освобождены от согласования с Минфином программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий. Регионы, отнесенные к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, будут обязаны согласовывать программы государственных заимствований и гарантий, а также представлять в Минфин проект основных направлений долговой политики.

      Регионы с низким уровнем долговой устойчивости, будут вправе осуществлять рыночные заимствования только в целях рефинансирования долга. Помимо этого, они должны будут утверждать и реализовывать согласованный с Минфином план восстановления платежеспособности.

      Согласно расчетам Минфина к регионам «зеленого» уровня можно отнести 38 регионов, среди них, в частности, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Сахалинская, Тюменская, Липецкая, Брянская, Воронежская и Курская области. В «желтую» группу включены 43 региона, среди них Красноярский край, Калининградская, Тверская, Нижегородская, Смоленская область. К «красному» уровню регионов с низкой долговой устойчивостью отнесены Еврейская автономная область, Орловская область, Псковская область, Республика Мордовия.

      Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

      Пополняется бюджет за счет:

      • налоговых поступлений;
      • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
      • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
      • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

      Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

      Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

      Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

      Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

      Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

      Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

      После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

      Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

      Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

      Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.

      По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет $56 786 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $17 679 млн. В том числе:

      • по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $6 100 млн.;
      • владельцам ценных бумаг – $11 579 млн.

      Внешний долг ЦБ РФ составил $6 890 млн.

      Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.

      Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.

      Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.

      По источникам госдолг подразделяется:

      • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
      • кредиты у международных структур: банков и фондов;
      • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
      • долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

      В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.

      Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:

      • падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
      • уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
      • падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
      • ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
      • не ослабевающее санкционное давление.

      Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.

      Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.

      Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.

      1. Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
      2. Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
      3. Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
      4. В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
      5. При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.

      Внешний долг России с начала года увеличился до 489,2 млрд долларов

      Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.

      План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

      Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

      Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

      С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

      В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

      По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

      Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

      Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

      Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

      На дату Размер внешнего долга, млн долларов

      1 октября 2020

      463 666

      1 октября 2019

      474 913

      1 октября 2018

      470 717

      1 октября 2017

      529 585

      1 октября 2016

      518 330

      1 октября 2015

      536 890

      1 октября 2014

      680 857

      1 октября 2013

      716 260

      1 октября 2012

      598 927

      1 октября 2011

      525 578

      По данным ЦБ

      Внешний долг любой страны всегда состоит из двух больших частей. Это долг государственного сектора и частный долг. Если говорить про госдолг в расширенном определении, то сюда входят долги органов госуправления, Центрального банка, а также банков и предприятий, которые находятся в собственности, под контролем государства.

      Внешний долг России: 1994 – 2021

      Долг Размер

      Органы госуправления

      59 544

      Центральный банк

      13 410

      Банки

      45 770

      Прочие секторы

      91 966

      По данным ЦБ

      Долг органов госуправления представлен в основном еврооблигациями и рублевыми облигациями федерального займа. Инвесторы охотно дают в долг государству, поскольку страна может похвастать репутацией качественного заемщика. Это и низкий уровень госдолга, и сильные золотовалютные резервы. Многим нравится потенциальная доходность от вложений в российский госдолг.

      Что касается частного долга, то он по своим размерам немного опережает долг госсектора. Частники – это банки, компании, предприятия, в которых у государства нет никакой доли, либо она не превышает 50%.

      На дату Показатель

      сентябрь 2020

      30%

      сентябрь 2019

      28%

      сентябрь 2018

      28%

      сентябрь 2017

      35%

      сентябрь 2016

      41%

      сентябрь 2015

      36%

      сентябрь 2014

      31%

      сентябрь 2013

      31%

      сентябрь 2012

      28%

      сентябрь 2011

      27%

      По данным ЦБ

      По состоянию на 1 октября 2020 года, почти половина (49%) внешнего долга представляла собой займы в американских долларах. Еще 26% — это рублевые заимствования. На долю евро приходится 20% внешнего долга страны. Также небольшой кусочек долгового пирога представлен в иных валютах.

      Интересно посмотреть на валютную структуру долга в досанкционный период. Например, по состоянию на 1 апреля 2014 года, доля внешнего долга в американских долларах была гораздо выше, составляя 63%. Доля рублевого долга оценивалась в 23%, долга в евро – на уровне 11%.

      В последние годы регулярно поднимается тема санкций в отношении российского госдолга. Различные законопроекты в этом направлении уже существуют, но пока еще лежат без движения в Конгрессе США.

      В 2019 году уже были введены частичные санкции против госдолга РФ. В частности, США запретили американским банкам принимать участие в первичном размещении валютного госдолга РФ. Но эксперты сразу же назвали такие ограничения символическими, поскольку в отношении покупок на вторичном рынке никаких блокировок не было. Таким образом, инвесторы могли пропустить первый этап размещения долговых бумаг, но без проблем купить их позже на вторичке.

      Специалисты полагают, что серьезные санкции в отношении госдолга РФ невозможны, поскольку в мировой финансовой системе сегодня вся связаны и, например, полный запрет на владение российским госдолгом может отозваться неприятными последствиями для многих стран и инвесторов.

      • на QIWI кошелек
      • на Ю money
      • на банковскую карту
      • на расчетный счет
      • через Unistream
      • через систему Contact
      • Реестр МФО
      • Реестр коллекторов
      • Узнать кредитную историю
      • Вопрос юристу
      • Калькулятор займов
      • Кредитный рейтинг
      • Реестр бюро КИ
      • Юристы по банкротству
      • Вакансии
      • Сравнение МФО
      • Объем международной инвестиционной позиции в России вырос до 471 USD млрд. во втором квартале 2021. Максимальный объем достигал 733 USD млрд., а минимальный 151 USD млрд..
      • Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.

      Данные Период Дата

      471 2 кв./21 17.07.2021
      459 1 кв./21 17.04.2021
      470 4 кв./20 23.01.2021
      461 3 кв./20 17.10.2020
      477 2 кв./20 18.07.2020
      450 1 кв./20 18.04.2020
      482 4 кв./19 25.01.2020
      472 3 кв./19 29.10.2019
      Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
      Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 529.6000 524.9000 537.5000 524.9000 -0.89%

      Госдолг России в 2023 году превысит 21% ВВП

      Данные Период Дата

      15759 2 кв./21 18.09.2021
      15623 2 кв./21 14.08.2021
      15462 2 кв./21 17.07.2021
      15258 1 кв./21 19.06.2021
      15119 1 кв./21 27.05.2021
      2438 1 кв./21 21.05.2021
      16945 4 кв./20 03.04.2021
      14573 3 кв./20 09.01.2021
      Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
      Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 11559.7000 11559.7000 11559.7000 11559.7000 0.00%

      Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:

      • падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
      • уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
      • падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
      • ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
      • не ослабевающее санкционное давление.

      Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.

      Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.

      По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах — самый большой в мире, $28,163 трлн, а соотношение с ВВП ($21,48 трлн по итогам 2020 года) превышает 100%. Подробнее об этом мы писали здесь.

      Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.

      Госдолг России превысил 20 триллионов рублей

      После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:

      • США – более 110% от ВВП.
      • Япония – более 200% от ВВП.
      • Франция – 98% от ВВП.
      • Греция – более 180% от ВВП.
      • Италия – около 135% от ВВП.

      Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:

      • Норвегия – около 30% от ВВП.
      • Саудовская Аравия – 8%.
      • Кувейт – 7,5%.
      • Узбекистан – 7%.

      После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

      Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

      Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

      Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.

      Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.

      Когда союз советских республик распался, то Российская Федерация взял на себя все задолженности СССР, при этом потребовав другие республики отказаться от общесоюзных активов. Сюда относятся долги других стран, зарубежная недвижимость, алмазный фонд, золотовалютные резервы и т.д., в общей сложности на 140 млрд. долларов.

      Предполагалось, что сумма этих активов значительно превысит имеющиеся долги, однако, величина этих активов явно была преувеличена. Ведь по оценке ВЭБ, которую провели в середине 90-ых годов, большую часть долгов можно было отнести к разряду безнадежных.

      Если вам нужны актуальные данные о структуре внешнего долга Российской федерации, то они находятся в открытом доступе на официальном сайте Минфина. Найти документы можно по следующей цепочке:

      • Раздел «Деятельность»,
      • Далее «Государственный долг»,
      • После «Государственный внешний долг Российской Федерации»,
      • И наконец «Структура долга».

      Информация обновляется ежемесячно, вот свежие данные на начало июня текущего 2020 года:

      Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
      по состоянию на 1 июня 2020 года


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *