Завершение обгона через сплошную линию разметки в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завершение обгона через сплошную линию разметки в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для удобства все рассмотренные выше штрафы представлены в виде таблицы:

Нарушение Наказание
Обгон Первое нарушение: 5 000 рублей или лишение на 4 — 6 месяцев.
Повторное нарушение: лишение на 1 год (или 5 000 рублей при использовании камер).
Объезд препятствия 1 000 — 1 500 рублей
Поворот или разворот 1 000 — 1 500 рублей
Выезд на выделенную 3 000 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге.
1 500 рублей — в остальных регионах.
В остальных случаях предупреждение или 500 рублей

Удачи на дорогах!

Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, однако при нахождении на встречной полосе заметил впереди сплошную разметку, то самым правильным решением будет притормозить, прекратить обгон и вернуться на попутную полосу за обгоняемым автомобилем.

Давайте разберемся, в какой момент нужно прекратить обгон и вернуться на попутную полосу.

Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:

  1. Водитель совершает правонарушение, выполняя запрещённый ПДД манёвр в виде завершения обгона по сплошной линии.
  2. Нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД.
  3. Транспортное средство водителя останавливается сотрудником ГИБДД.
  4. Сотрудник выписывает протокол о совершении административного нарушения и вручает его лицу.
  5. Водитель подписывает протокол. Если он не согласен с нарушением, то указывает данный момент при подписании.
  6. В ГИБДД формируется дело и передаётся для рассмотрения в суд.
  7. Суд вызывает нарушителя в судебное заседание.
  8. В заседании рассматривается процесс, стороны предоставляют доказательства своих позиций и выражают мнения на счёт вынесения нарушения.
  9. Суд выносит решение о применении санкции за завершение обгона по сплошной линии.

Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.

Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.

Если водитель не согласен с предъявляемым нарушением, то может попытаться доказать свою позицию. Свидетельские показания, а лучше – записи с камер помогут защитить свои права. Если запись отсутствует и у водителя, и у ГИБДД, суд примет решение в пользу водителя, так как неустранимые нарушения, в административном праве, трактуются в пользу обвиняемого (по аналогии с правом уголовным).

Если штраф за завершение обгона по сплошной линии фиксируется в помощью камеры видеофиксации, судебное заседание не назначается. Лицо получит постановление по почте, но может попытаться обжаловать его в судебном порядке. Для отмены протокола потребуются существенные доказательства.

Чтобы полностью ориентироваться в ситуации, водителю необходимо четко знать все нормативы и правила, на которые опираются инспекторы дорожного движения. Поэтому следует рассмотреть, что говорится о данной ситуации в правилах дорожного движения:

  • Встречная полоса может быть одинарной и двойной. Одинарная используется для разделения встречного потока и идущих параллельно друг другу.
  • Двойная же предназначена лишь для отделения встречных машин. Чаще всего используются на шоссе, имеющем четыре и более полосы. Однако применяется и на узких дорогах.

Под обгоном понимается маневр, который состоит из двух перестроений транспортного средства и обязательного движения автомобиля по встречной полосе.

Следует отличать обгон от опережения. Если выезда на встречную полосу не произошло, то это не считается обгоном.

Таким образом встречная сплошная полоса может быть одинарной либо двойной, что в любом случае запрещает обгон, но при нарушении правил наказание разнится.

Завершение обгона через сплошную разметку

Ситуация, когда водитель начинает маневр с разрешенного места, а заканчивает его в запрещенном, является довольно типичной. Обычно происходит все следующим образом:

  • водитель следует за транспортным средством, скорость которого позволяет его обогнать, а встречная линия при этом прерывистая;
  • автомобилист выглядывает чуть вперед, видит отсутствие запрещающих знаков и сплошной линии, а также свободную трассу;
  • водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной, потому что не предполагал ее дальнейшее наличие.

Многие автомобилисты при этом считают, что ничего не нарушают. Казалось бы, первоначальный выезд осуществлялся в положенном месте, однако инспекторы считают, что не все так просто.

Завершение обгона через сплошную по состоянию на 2019 год категорически запрещено. Причем нарушением признается даже факт того, что маневр был произведен в положенном месте, а закончен на запрещенном.

Судя по стандартной судебной практике водителей за подобное нарушение всегда привлекали по статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При этом предусматривается наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей. Водителя также могут лишить права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода за выезд на встречку.

Однако как быть в данной ситуации, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной? В данном случае местные суды будут ориентироваться на решение Верховного суда, который огласил, что главным фактором служит расположение автомобиля слева от сплошной линии, что в результате образует состав нарушения по указанной выше статье.

Даже если принять во внимание, что решение Верховного суда уже является устаревшим, с 2017 года действует пункт в правилах дорожного движения, который также запрещает любое нахождение транспортного средства слева от сплошной линии.

Согласно ему на любых дорогах, где действует двустороннее движение, запрещается двигаться автомобилю по полосе, которая предназначена для встречных машин, если:

  • присутствует разделительная полоса;
  • имеются трамвайные пути.

Таким образом, если водитель пересек сплошную при завершении обгона, то это считается нарушением правил дорожного движения. В них четко указано, что обгон через запрещающую линию, равно как и нахождение автомобиля слева на встречке от сплошной, карается наказанием, включающим лишение прав.

Двухполосная дорога может иметь прерывистую и сплошную разметку. При этом их чередование зависит от сложности трассы и наличия вблизи социально-значимых объектов. Иногда водитель совершает маневр обгона через прерывистую линию, проезжает мимо сплошной и возвращается на место также через прерывистую. Что делать в данном случае и какое наказание последует, описано ниже:

  • Специалисты отмечают, что в данной ситуации запрещается именно движение транспортного средства по встречной полосе, если она отделена сплошной одинарной или двойной линией.
  • Это означает, что подобное деяние подразумевает нахождение на встречной линии при наличии запрещающих знаков.
  • Таким образом, даже если водитель пошел на обгон в разрешенном месте и также вернулся на свое место через прерывистую линию, проехав полностью сплошную по встречной, то в данном случае нарушение все равно фиксируется.

Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:

  • там, где достаточно интенсивное движение;
  • перед пешеходными переходами;
  • другими сложными участками шоссе.

При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».

Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:

  • знак пешеходного перехода;
  • поворот дороги;
  • сложное преломление рельефа.

Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.

Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками. По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место. В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.

Завершение обгона через сплошную линию разметки

Пересечение сплошной при завершении обгона может быть не расценено как нарушение. В результате вождения транспортного средства каждый водитель хоть раз, но нарушил правила, связанные с маневром на сплошной линии. Нарушением такой обгон не будет считаться:

  • на узкой дороге;
  • там, где не видна разметка и дорожное полотно занесено снегом или грязью.

К тому же, когда водитель видит, что сплошная и прерывистая линия расположены вместе и возможен разворот, то такой маневр также не является нарушением. Завершение обгона через сплошную в данном случае разрешено.

Когда водитель выезжает со двора и поворачивает налево через сплошную, то данное нарушение считается другим и карается штрафом. Специалисты объясняют, что водитель не двигался по встречке, поэтому состав нарушения несколько иной.

Иногда водитель пересекает сплошную в результате объезда препятствия. В данном случае обычно руководствуются разъяснениями Верховного суда, где сказано, что движение по встречной полосе для объезда препятствия разрешено. Однако подобный маневр допускается только в том случае, когда невозможно движение по обочине, либо при ее полном отсутствии. Важно перед выездом убедиться в безопасности и пропустить встречный поток автомобилей.

Согласно ПДД, прерывистая линия (1.5) не может внезапно перейти в сплошную. О въезде в зону с запретом обгона автомобилистов предупреждает разметка 1.6. Она представляет собой длинные линии с небольшими промежутками. Протяженность таких «штрихов» составляет не менее 50 метров. Поэтому соблюдающие скоростной режим водители смогут сориентироваться и рассчитать свои дальнейшие действия.

Поскольку законодатели позаботились о предупреждении автомобилистов, то при завершении обгона через сплошную линию водитель не может рассчитывать на какие-либо поблажки. Штрафные санкции за данное правонарушение указаны в части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

В 2020 году за завершение обгона через сплошную линию предусмотрено следующее наказание:

  • штраф в размере 5000 рублей;
  • лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода.

В первую очередь, водитель должен как можно быстрее вернуться на свою сторону дороги, чтобы не спровоцировать аварию. Если подобный маневр заметит инспектор ГИБДД, то отрицать факт правонарушения не следует. Единственное, что может сделать в данном случае водитель – это немного схитрить, сказав, что он не смог рассчитать расстояние для завершения маневра. Такое оправдание не сработает, если проезд через сплошную произошел на пустой дороге. Если же перед автомобилистом ехало другое авто, то можно сказать, что его водитель начал прибавлять скорость в самый последний момент, тем самым воспрепятствовав своевременному завершению маневра. При этом следует настаивать на том, что изначально расстояние было рассчитано верно, но внезапно возникшая помеха не позволила быстро выполнить обгон.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает штрафа за воспрепятствование обгону, то у инспектора не возникнет вопросов к водителю другого ТС. Однако в данной ситуации действия нарушителя являются неумышленными. Если же сзади ехала еще одна машина, то аргументы водителя становятся еще более весомыми, ведь он просто не мог прервать маневр во избежание аварии. Настаивая на том, что завершение обгона через сплошную было единственным выходом из ситуации, автомобилист может избежать наказания.

Став свидетелем серьезного правонарушения, инспектор ГИБДД может наказать водителя двумя способами:

  • направить запрос руководству;
  • обратиться в суд.

Первый вариант предпочтительнее, поэтому нарушителю лучше настаивать именно на нем. Если постановление вынесет суд, то оспорить его будет крайне сложно. Решение органов внутренних дел отменяются чаще.

Дискуссии с инспектором излишни. Все, что должен сделать нарушитель, это занести в протокол вышеописанные аргументы. Скорее всего, у сотрудника ГИБДД будет иной взгляд на ситуацию. Поэтому в конце записи пишем фразу «С протоколом категорически не согласен».

Поскольку руководитель ГИБДД не имеет права лишать автомобилиста водительского удостоверения, то при рассмотрении заявки он ограничится штрафом. Не следует говорить инспектору о намерении обжаловать решения. Иначе он может направить дело на рассмотрение суда.

Если же материалы были переданы в судебную инстанцию, то автомобилиста скорее всего лишат прав. В этом случае он может попытаться оспорить иск. Даже если наказание не отменят, есть шанс, что его заменят штрафом.

Иногда автомобилистам приходится разбираться с сотрудниками ГИБДД после обгона тихоходов. Таковыми считаются не просто медленно едущие автомобили, а такие транспортные средства, которые по задумке производителя не могут передвигаться быстрее 30 км/час. Их обгонять можно даже в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Поэтому если все в порядке, смело можно заявлять инспектору ГИБДД, что никакого нарушения не было. При необходимости можно даже потребовать догнать тихоход и проверить, что он просто не способен двигаться быстрее.

«Если же водитель пересек сплошную линию разметки для обгона тихоходного транспортного средства, например, трактора, то это обстоятельство не поможет избежать административной ответственности», — предупредил юрист Демченко.

Но есть исключения. Например, если водителю пришлось так действовать в состоянии крайней необходимости. Это может быть ситуация, когда автомобилист срочно везет пассажира в больницу. Инспектор ГИБДД обязан внять такому объяснению, потому что оно предусмотрено ст. 2.7 КоАП.

Также Демченко советует обратить внимание на разметку на дороге. Водитель, пересекая сплошную разметку на дорогу может и не догадываться о ее наличии, если она стерта или покрыта наледью. Об этом сразу же нужно сообщить инспектору ГИБДД и при необходимости даже вернуть его в место совершения неоднозначного маневра.

Медленно следующий по единственной полосе или долго высаживающий пассажиров общественный транспорт нельзя считать тихоходом или препятствием и оснований объезжать его через сплошную по встречной полосе нет. Водитель за такой маневр может легко остаться без прав, если его увидит инспектора.

«Законных оснований отпускать водителя нет, если автобус не сломался, — рассуждает Дугин. — Посадка сейчас происходит быстро. Сомневаюсь, что инспектор тут будет внимать жалобам. И советую просто сразу требовать направление на группу разбора — если все сложится удачно и там водитель спокойно объяснит, что действительно очень долго ехал за автобусом, может быть в ГИБДД ограничатся штрафом».

В некоторых случаях водитель не соблюдает правила дорожного движения, однако это не должно повлечь за собой штраф. К таким ситуациям относятся:

  1. Крайняя необходимость совершения маневра для избегания опасности, согласно КоАП, статье 2.7.
  2. Наезд на линию только одним колесом.
  3. Ненадлежащее состояние дороги, из-за которого обзор водителя ограничен.
  4. Большая часть разметки стерта и не просматривается.
  5. Обход стоящего сломанного или припаркованного автомобиля: полоса проезжей части недостаточно широка для объезда с правой стороны.

Когда самостоятельно обжаловать протокол не удается, лучше обратиться за помощью к адвокатам. Предварительно можно ознакомиться с мнением опытных предстателей закона:

Юрий Тимкин: «В отличие от штрафа, наложение которого можно оспорить, лишение прав – более серьезное для водителя наказание. В свою защиту есть возможность ссылаться только на одно обстоятельство: ошибка дорожных или коммунальных служб в нанесении разметки или расстановки знаков, которые помогают ориентироваться на дороге. Поэтому если сплошная разметка начинается сразу после окончания пунктирной, закон будет на стороне того, кто был за рулем в момент совершения обгона».

Сергей Фесенко: «Бывают ситуации, когда при обгоне фуры сплошной разметки и расположенного дальше моста не видно, и обход транспорта приходится на мост. Это фиксируется работниками ГИБДД, а в протоколе указывается обгон с выходом на встречную полосу. Обжаловать это будет очень сложно. Можно попробовать сделать фото местности и обратиться в суд с доказательствами. Лишение водительских прав вероятно, так как правила не соблюдаются не вследствие предотвращения ДТП, а только по вине водителя».

Если необходимость выполнения рассматриваемого маневра обусловлена ситуацией, а не желанием проехать быстрее, поставив под угрозу безопасность нескольких участников движения, штраф и лишение ВУ незаконно и подлежит оспариванию, особенно при наличии доказательств.

Что грозит за завершение обгона через сплошную, если начал обгон на прерывистой

В случае, когда водитель решается совершить обгон, он может оценить сложившуюся ситуацию в течение нескольких секунд. За это время он должен обратить внимание на:

  • наличие или отсутствие запрещающих знаков, разметки;
  • сигнал светофора;
  • зоны, в которых запрещено совершать обгон. Это касается ж/д, перекрестков, мостов и пр.;
  • видимость «встречки»;

Внимание!

Если этот трюк планируют провести в условиях тумана, то лучше отказаться от этой идеи.

  • ширину дороги. Если она узкая, то совершить маневр не удастся;
  • примерную дистанцию и скорость ТС, движущегося по встречной полосе, чтобы избежать ДТП;
  • техническое состояние своей машины. Необходимо быть уверенным в том, что получится разогнаться до нужной скорости, чтобы совершить обгон;
  • поворотники ТС, которые движутся спереди и сзади авто, чтобы не столкнуться с ним.

После всего этого стоит еще раз оценить расстояние до машины, которая движется по встречной полосе, и после этого можно обгонять.

Но важно помнить и о том, что как начать следует правильно маневр, так и его завершить.

Подобная ситуация, когда обгон начинался на прерывистой линии, а завершился на сплошной – не редкость и является спорной. Это неудивительно, потому что на нее смотрят все участники ПДД по-разному:

  • водитель;
  • сотрудник патрульной службы;
  • суд.

В 2019 году обгон через сплошную линию – одно из строгих нарушений, поэтому инспектора ДПС выписывают штраф в крупных размерах. При этом у водителя свое мнение на произошедшее, в Верховный суд может вообще все решить по-своему.

Автовладелец должен вести себя в соответствии с ситуацией и нарушением. В случае, когда обгон был необходим, чтобы избежать наезда на пешехода, столкновения или другой аварийной ситуации, выписывать штраф органы автоинспекции не должны.

Если закон был нарушен не чтобы избежать ДТП, то водитель может ответить инспектору ДПС, что разметка не была видна, поскольку не отвечает требованиям: она стерта, испачкана грязью, снегом и пр. Но при таких условиях будут сделаны снимки разметки для предоставления их в суд.

Но в случае, когда владелец автомобиля понимает, что его хотят обвинить в нарушении, которого он не совершал, ему стоит сделать фото, где будут запечатлены:

  • место нарушения;
  • как расположено ТС представители власти;
  • разметку и ее вид;
  • все аспекты, способные доказать невиновность человека, находящегося за рулем.

Но все равно этот способ нельзя назвать надежным, поскольку невиновного в суде могут заставить оплатить не только штрафные санкции, но и издержки на судебные разбирательства.

Водителям предоставляется право оспорить решение сотрудника ГИБДД о лишении ВУ или назначении штрафных санкций за неправильный обгон. Помимо этого, он может прийти на заседание и защищать себя. Но необходимо написать жалобу с указанием, почему рассматриваемое нарушение неправомерно.

В суд нужно идти с конкретными фактами, доказывающими невиновность, поэтому с собой должны быть:

  • запись с видеорегистратора;
  • фотографии с места происшествия. На одной из них должен быть виден переход прерывистой разметки в сплошную;
  • схема совершенного маневра, составленного органами автоинспекции, протокол, в котором автовладелец указал, что он не согласен с заключением.

Случай обгона через сплошную линию рассматривается индивидуально, но все равно такое нарушение ПДД карается штрафом и более жесткими мерами наказания. Например:

Нарушение Штраф, тыс. руб
Обгон через сплошную без создания аварийной ситуации 1-1,5
ДТП произошло 5 или лишение ВУ на 6 месяцев
Фиксация повторного нарушения инспектором ДПС Лишение прав на год
Повторное нарушение записали камеры дорожного наблюдения 5

Помимо этого, стоит принять к сведению, что снятие номеров с авто, эвакуация его на штрафстоянку или административный арест не могут быть применены к виновнику.

Завершение обгона через сплошную — лишат прав или нет

Если после обгона ТС останавливает сотрудник ДПС, объясняя свои действие нарушением правил дорожного движения, то доказать невиновность можно несколькими способами:

  • ошибки в разметке ее может не быть вовсе или нанесена она неправильно (нет предупредительной линии). Помимо этого, часто разметка испачкана грязью или стерта, поэтому ее не видно и предугадать появление сплошной невозможно;
  • нарушение не было зафиксировано на камеру в суде устное свидетельство запрещенного приема не пройдет. Помимо этого, если инспектор ГИБДД утверждает, что он заснял пересечение сплошной линии, но не показывает материал, то водитель имеет право подписать протокол и указать в нем, что он не согласен с выдвинутым обвинением.

На обжалование постановления есть 10 дней. Основания для этого следующие:

  • постановление ошибочно. На фото другое авто или не видно факта нарушения ПДД;
  • за рулем не владелец ТС;
  • водитель не согласен с вынесенным решением.

Для этого стоит обратиться в районный суд или отделение ГИБДД, выписавшее постановление. Если жалоба будет отклонена, то придется уплатить штраф.

Чтобы не лишится ВУ или своих денег, необходимо правильно совершать обгон. Но иногда, по независящим от водителя причинам, нарушить правила все же приходится. В таких случаях нужно знать свои права и отстаивать их.

Комикс
Обзор ответственности обналичивания денежных средств
Кому нельзя применять УСН и какие основания для снятия с УСН
Обзор практики о взыскании неустойки за просрочку поставки товара в случае приостановки поставок
Обзор судебной практики о снятии с учета несовершеннолетнего из жилого помещения

Все статьи

  • УСЛУГИ ПОРТАЛА
  • Бизнес-юрист
  • Открытые реестры юри.лиц всех стран
  • Реестры недвижимости др. стран
  • Объявления Вакансий
  • Жалоба в Конституционный суд РФ
  • Дислокации судов
  • Пользователи
  • Общественная приемная
  • Юрист на ютубе
  • Комикс

Рассмотрим организацию дорожного движения на проезжей части данного участка:

  1. Дорожная разметка 1.5
  2. Дорожная разметка 1.6
  3. Дорожная разметка 1.1

1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

1.6 — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линии 1.2.2, 1.5-1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Таким образом прямого запрета совершать обгон на данном участке нет, есть только запрет пересечения сплошной линии разметки, а пересечение не обязательно связанно с обгоном (это может быть объезд препятствия, поворот, разворот, то есть маневры никак не связанные с обгоном). И функция сплошной линии в данном случае никак не запрет обгона, а разделение транспортных потоков противоположных направлений.

Завершение обгона через сплошную: можно ли избежать штрафа


ПДД четко формулирует определение всех маневров, в том числе обгона. В нескольких пунктах подробно расписаны:

  • что такое обгон;
  • в каких условиях разрешен и запрещен;
  • какими знаками и разметкой регулируется;
  • на что должен обратить внимание водитель при совершении обгона.

Помимо общих положений, знание которых, конечно же, необходимо и обаятельно водителю, существенными оказываются пункты про запрет обгона и исключения.

Каждый водитель должен хорошо знать знаки, разметку и условия, когда обгон запрещен:

  • знаками 3.20, 3.22 до тех пор, пока их действие не снимется должны образом (знаками, окончанием населенного пункта, перекрестком);
  • разметкой 1.1 (сплошная) до тех пор, пока разметка не изменится;
  • условиями:
  1. на расстоянии, ближе, чем 100 м до железнодорожного переезда;
  2. на мостах, эстакадах, путепроводах (соответственно, под ними тоже), в тоннелях, если не запрещено разметкой;
  3. на пешеходных переходах;
  4. на перекрестах с работающим светофором или регулировщиком, а также на нерегулируемом перекрестке, если машина движется по второстепенной;
  5. при ограниченной видимости (подъем, поворот).

Водителям полезно знать несколько исключений из Правил, когда обгон не является правонарушением, даже если есть запрещающие знаки и разметка:

  • обгон разрешен при проезде нерегулируемых перекрестков по главной дороге, главное, не пересекать разметку 1.1 (ее наносят на оживленные нерегулируемые перекрестки для обозначения границ);
  • обгон разрешен в зоне действия знака 3.20, но только тихоходных ТС (они должны быть обозначены специальным знаком), гужевых повозок, мотоциклов без прицепа, мопедов и велосипедов.

Все остальные случаи, когда не видно разметки из-за снега, знаков из-за фуры, деревьев или по другим объективным причинам, ГИБДД трактуются как нарушение правил обгона, но наказание может быть мягче.

Изменения в ПДД от 12 июля 2017 года сняли все размышления и фантазии на тему, можно ли считать выездом на встречную, если шло завершение обгона через сплошную, либо был только наезд одним колесом на разметку.

Теперь любое нахождение на полосе встречного движения, когда она отделена разметкой 1.11 (сплошная) расценивается как выезд на встречку и карается штрафом в 5000 р. или лишением водительского удостоверения до полугода.

Таким образом, для ГИБДД и суда с 2017 года нет особого значения, почему водителю пришлось пересекать сплошную: выехал ли он нарочно на встречку, либо заканчивал обгон, который начал в разрешенном месте, согласно ПДД – это нарушение.


Инспектор может наказать водителя за неудачный обгон несколькими способами:

  1. Вынести устное предупреждение, пожурить, пояснить серьезность ситуации, прочесть лекцию о безопасности дорожного движения и важности ПДД.
  2. Выписать штраф до 5000 р.
  3. Предложить судье изъять ВУ на 4–6 месяцев.

При повторном подобном случае водителю грозит лишение прав на год или штраф в 5000 р., если завершение маневра через сплошную было зафиксировано фотокамерами.

К слову, штраф или лишение – не самые тяжелые по последствиям варианты наказания, куда страшнее и печальнее ДТП по этой причине, особенно со смертельным исходом.

Завершал обгон через сплошную. Все совсем плохо? — ответ ГИБДД

Начиная обгон на прерывистой линии, необходимо правильно оценивать дорожную ситуацию и возможности автомобиля. При наличии вероятности окончания маневра после завершения разрешающей разметки, от обгона нужно отказаться.

В ПДД установлено, что перед появлением на трассе сплошной полосы, дополнительно наносятся предупреждающие обозначения в виде прерывистой линии (узкие белые прямоугольники). Чем ближе к изменению вида дорожной полосы, расстояние между прямоугольниками становится меньше, они удлиняются. Такая специальная разметка появляется за 100 метров до сплошной линии вне населенных пунктов и за 50 метров в пределах городов, поселков. Зная нормы ГОСТ, вы всегда сможете правильно оценить расстояние и время для завершения маневра без нарушения Правил.

На наших дорогах множество участков, где прерывистая разметка недостаточной длины. Потому водители часто не успевают закончить задуманное перестроение на дороге до начала сплошной разметки. В результате они вынуждены пересекать сплошную, что расценивается как строгое несоблюдение ПДД. Даже когда автовладелец завершает обгонный маневр, переезд сплошной не перестает быть нарушением.

Но что собой представляет обгон – это маневр, предполагающий два перестроения и непродолжительную езду по встречке. Если выезда на полосу встречного направления нет, то и обгона, как такового, тоже нет. Подобный маневр является уже опережением. Так вот, ПДД четко регламентирует, что закончить обгон через сплошную, даже если он начался на прерывистой разметке, категорически нельзя. П. 9.1 действующих на 2021 Правил запрещает водителям находиться по левую сторону от любой сплошной.

Основной статьей, регламентирующей наказание за выезд на встречку при завершении обгона, выступает ст. 12.15 ч. 4. Она предполагает штрафное взыскание в 5 тыс. рублей. Это наименьшая мера, которую могут назначить водителю за данное правонарушение. В этой же статье указано, что водитель может получить лишение прав на 4-6-месячный срок. Эти меры наказания – единственные, которые применяют в 2021.

Никаких иных санкций за завершение обгона через сплошную не предусмотрено. Поэтому водителю стоит запомнить, что госавтоинспектор не имеет права в подобной ситуации:

  • снимать номера;
  • эвакуировать ТС на спецстоянку;
  • что-либо конфисковать или арестовывать водителя и пр.

В рамках данного проступка автовладельца могут наказать только штрафом, либо лишением прав. Последний вариант считается наиболее суровой мерой и применяется только при наличии отягчающих факторов вроде:

  • большого числа штрафов, особенно за неправильный обгон;
  • наличие ДТП вследствие обгона;
  • если ранее водитель понес наказание за обгон в нетрезвом состоянии и пр.

Если водитель начал обгонять впереди идущий транспорт, но заметил появление сплошной разметки, лучше затормозить и вернуться на свою полосу. Водителям нужно учесть, что сплошная разметка не начинается сразу. Сначала после обычной прерывистой следует длинная прерывающаяся разметка, длина которой по ГОСТу должна составлять не меньше 50 м. Только потом начинается сплошная.

Если при попытке обгона водитель увидел разметку с длинными штрихами, то у него есть шанс отказаться от завершения маневра, чтобы не нарушить ПДД.

У водителей всегда имеется выбор:

  • завершить маневр вразрез требований ПДД;
  • отказаться от обгона, притормозить и вернуться на свою полосу.

Но и тут возможны сложные ситуации, требующие нарушения правил. К примеру, водитель пересек прерывистую линию для обгона, но увидел, что не успевает завершить маневр. Но вместе с ним на обгон пошла еще одна машина, идущая следом.

В подобной ситуации торможение чревато столкновением, ведь водитель вол втором авто не ожидает торможения. Первому водителю лучше завершить маневр, нарушая правила. Даже если в итоге все закончится штрафом, либо лишением прав, этот исход лучше, чем ДТП.

Есть несколько тонкостей, которые могут помочь сохранить права, отделавшись штрафными санкциями.

  1. Длина разметки с удлиненными штрихами. По ГОСТу она должна длиться не меньше 50 м. Если она короче, то это может стать причиной, почему водитель не успел обогнать до начала сплошной. Это уже вина дорожников, а не водителя.
  2. Переквалификация на штраф. Нужно использовать все возможные смягчающие обстоятельства, чтобы получить наказание в виде штрафа.
  3. Сплошная не видна из-за сильной грязи или снега. При таком раскладе у водителя есть все шансы избежать лишения, поскольку сплошная скрыта от глаз. Водитель ее не видит, значит, не виноват. Но для использования данного аргумента нужно позаботиться о доказательствах в виде фото и видеосъемки дорожного полотна и скрытой сплошной. При этом на материалах должно стоять время и дата, совпадающие с фактическим временем правонарушения и привлечения.

Эти ситуации дают автовладельцу шанс избежать сурового наказания и сохранить водительское удостоверение.

Водителям стоит запомнить, что завершение обгона через сплошную при любых обстоятельствах является нарушением ПДД. Подобное правонарушение может караться:

  • штрафным взысканием в 5 тыс. руб.;
  • лишением прав на 4-6-месячный срок, а при повторном нарушении в течение года – на 12 месяцев.

Если при рассмотрении обстоятельств правонарушения обнаружатся смягчающие обстоятельства, то судья может назначить штраф вместо лишения. Такими обстоятельствами выступает беременность автоледи, наличие малолетних детей у водителя, искреннее раскаяние или несовершеннолетний возраст правонарушителя и пр.

С необходимостью обгона сталкивается рано или поздно каждый водитель. Часто, маневр начинается на прерывистой линии разметки и водитель не успел завершить обгон и приходится пересекать сплошную линию. Это является нарушением правил – пересечение сплошной линии в процессе завершения маневра.

Это указано в ПДД: линию под номером 1.1 (сплошная) запрещено пересекать, в отличии от линии 1.5 (прерывистая), которую пересекать можно в любом направлении. Для информирования водителя о предстоящих изменений разметки (сплошной) предусмотрена линия 1.6 (прерывистая с длинными штрихами), ее также можно пересекать с обеих сторон.

Без учета некоторых нюансов ситуации (описанных ниже), если водитель завершил маневр на сплошной линии разметки, то это запрещено. За это предусмотрено наказание в виде штрафа или лишения водительского удостоверения.

Исключением (отсутствием нарушения) являются следующие случаи пересечения сплошной разметки:

  • отсутствие или плохая видимость разметки на узкой дороге. При этом, знак запрета обгона – отсутствует;
  • помеха на полосе движения. Этот пункт спорен, в нём масса нюансов и поправок;
  • разметка выполнена с нарушением ГОСТа.

Одним из главных спорных момент в завершении обгона на сплошной, является неправильное нанесении разметки. Встречаются участки дороги, где непрерывная линия начинается внезапно, без предупреждающей разметки и знаков. В данной ситуации, водитель не может правильно оценить ситуации и принять верное решение. Разметка нанесена не по ГОСТу, а значит, вины водителя – нет.

К другим случаям, не предусматривающим ответственность, относятся:

Сумма штрафа за пересечение сплошной линии разметки, при завершении обгона, составляет 5 000 рублей. За повторное нарушение или зафиксированное камерой придется заплатить в бюджет ту же сумму. Исключением является объезд препятствия по встречное полосе – от 1 000 до 1 500 рублей.

Согласно Постановлению Верховного суда, завершение обгона на сплошной разметке, регулируется ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Каждый случай индивидуален и рассматривается отдельно.

Можно ли завершить обгон через сплошную без штрафа

Любой протокол, составленный сотрудником ГИБДД на дороге или по результатам фиксации в автоматическом режиме, можно оспорить в судебном порядке. Водителю придется самостоятельно собрать все доказательства своей невиновности.

Наиболее частый случай признания невиновности водителя – нарушение правил нанесения разметки дорожными службами. В таком случае, наказание будет полностью отменено. В других случаях, обстоятельства, представленные в суде, помогут смягчить наказание.

В данном случае любое лицо, которое обвиняется в нарушении ПДД, может воспользоваться частями 2 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Часть 2 ст. 1.5 КоАП РФ

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Часть 3 ст. 1.5 КоАП РФ

То есть, если говорить обычным языком, то с вашей стороны ничего не требуется. Вы будете невиновным, пока не будет принято решение об обратном.

Что касается фиксации нарушения, то в данном случае инспектор снимет вас на обычную бытовую видеокамеру или на камеру мобильного телефона. Конечно, с одной стороны, на основании Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», съемка должна производиться только специальными техническими средствами, которые прошли метрологическую поверку.

76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Пункт 76 Административного регламента МВД РФ

Но с другой стороны, данная видеозапись будет рассмотрена в суде как доказательство, если на это будет ссылаться постановление об административном правонарушении. Поэтому изначально, для того чтобы остаться с правами на руках, необходимо продумать и подготовить свою защиту в суде.

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. (часть 3 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

Ст. 26.2 КоАП РФ

С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Выделяют несколько видов непрерывной разметки. Каждая черта имеет определенные функции. В ПДД линии разделяют по номерам.

  • Сплошная разметка 1.1. Ее используют, чтобы разделить стороны проезжей части противоположного потока автомобилей. Другое назначение черты – запрет езды по определенному участку, выделение обочины дороги, по которому нельзя двигаться, разделение мест на парковке.
  • Непрерывная линия 1.2. Обозначает край пути, обочину.
  • Двойная черта 1.3. Разделяет потоки встречного транспорта. Используют на проезжей части с 4 зонами, с 2,3 участками, если ширина полос превышает 3,75 м.
  • Линия, нанесенная краской желтого оттенка, 1.4. Наносится на край проезжей части. Выделяет зоны, где запрещена стоянка.
  • Сплошная черта в сочетании с прерывистой 1.11. Разделяет направление встречного, попутного транспорта, где разрешается перестроение только с одной стороны. Такую разметку используют и для выделения зон, где допускается обгон только со стороны прерывистой черты.
  • Линия 1.12. Указывает на то, что перед ней нужно совершить остановку при наличии знака 2.5, соответствующем сигнале регулировщика, красном цвете светофора.

Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:

  • Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
  • Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
  • Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.

В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *