Штрафы за нарушение пожарной безопасности в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение пожарной безопасности в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

20 марта 2021 года вступили в силу поправки, предусматривающие новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 09.03.2021 № 36-ФЗ.

Теперь будут штрафовать за повторное нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), если оно совершено на объекте защиты, который отнесен к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска. Основанием для штрафа является необеспечение работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты. Также поводом для наказания стало несоответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности. Штраф за эти нарушения составит (ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ):

  • от 3 000 до 4 000 руб. – для граждан;
  • от 15 000 до 20 000 руб. – для должностных лиц;
  • от 30 000 до 40 000 руб. – для предпринимателей;
  • от 200 000 до 400 000 руб. – для организаций.

К предпринимателям и организациям вместо штрафа может быть применено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 30 суток.

За нарушение требований пожарной безопасности, в результате чего возник пожар, в котором было уничтожено или повреждено чужое имущество или причинен легкий или средней тяжести вред здоровью людей, добавили штраф для предпринимателей. Ранее ИП штрафовали как должностных лиц – на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, теперь штраф для них составит от 50 000 до 60 000 рублей. Вместо штрафа деятельность организации или ИП могут приостановить на срок до 30 суток.

Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.

Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.

Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.

Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.

Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.

Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.

Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:

— засовы и замки на дверях,

— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,

— перепады высот без пандуса и пороги,

— двери, которые открываются вовнутрь,

— вращающиеся двери и турникеты.

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор

Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».

Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.

Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.

Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.

В преддверии пожароопасного сезона напоминаем, что в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, допускается разведение костров только в специально оборудованных для этого местах.

Запрещено бросать горящие спички, окурки, употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов, оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в непредусмотренных специально для этого местах, заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим, выполнять работы с отрытым огнем на торфяниках.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям, в том числе вблизи железной дороги.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (статья 20. 4 КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8. 32 КоАП РФ), а также за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11. 16 КоАП РФ)

Так, часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и влечет назначение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте предусмотрена статьей 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Санкция ч. 1 ст. 219 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 261 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений как в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, так и путем умышленного поджога, санкцией статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, либо в виде обязательных работ, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Проверки МЧС: как избежать штрафа в 2021 году

Административное наказание в виде штрафа может быть наложено в двух случаях:

1. При разведении костров в лесу (статья 8.32 КоАП).

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

21. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. При разведении костров в прочих местах (статья 20.4 КоАП).

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Примечание. Выше перечислены штрафы за разведение костров при условии, что это не привело к пожару. В случае пожара наказания могут быть более серьезными.

Размер наказания за разведение костра варьируется от предупреждения до штрафа в размере 5 000 рублей.

Причем более суровые штрафы накладываются в трех случаях:

  • в условиях особого противопожарного режима;
  • в условиях режима чрезвычайной ситуации, возникшей из-за пожара;
  • в лесопарковом зеленом поясе.

Разберем эти понятия поподробнее.

Это понятие расшифровывается в статье 30 федерального закона «О пожарной безопасности»:

Статья 30. Особый противопожарный режим

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Таким образом, противопожарный режим может устанавливаться на определенных территориях (на территориях субъектов Российской Федерации) в том числе и решениями органов местного самоуправления.

Например, особый противопожарный режим может быть установлен на срок с 15 мая по 15 сентября на территории Владимирской области.

То есть такой режим действует на всей территории региона в течение определенного промежутка времени.

При этом административные штрафы за нарушение правил пожарной безопасности возрастают весьма значительно. Кроме того, исчезает возможность получения предупреждения вместо штрафа.

Что касается режима чрезвычайно ситуации, то правила его введения регламентированы специальным нормативным документом — Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров».

Если говорить кратко, то режим чрезвычайной ситуации вводится на основании решения специальной комиссии. Причем порядок введения зависит от того, в какую группу попадает ситуация: муниципального, регионального, межрегионального или федерального характера.

Статья 621 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

1. В целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса — зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

То есть лесопарковый зеленый пояс — это выделенная территория, которая действует круглогодично. Границы подобных зон также устанавливаются региональными властями и должны публиковаться на официальных сайтах органов государственной власти.

Например, все парки города Ярославля могут быть включены в лесопарковый зеленый пояс.

Основываясь на всем сказанном выше, можно сделать вывод, что приготовление еды на костре лучше не осуществлять в лесопарковом зеленом поясе и во время особого противопожарного режима.

Однако до сих пор не были рассмотрены сами нарушения, за которые может быть наложен административный штраф.

Обратимся к Постановлению Правительства от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», в котором утверждены правила противопожарного режима в РФ.

Требования о разведении костров встречаются в различных местах данного документа. Костры запрещается разводить:

  • Между зданиями, сооружениями и строениями, где предусмотрены противопожарные расстояния (пункт 74).
  • На землях общего пользования населенных пунктов (пункт 74).
  • Ближе 50 метров от зданий, сооружений и других объектов (пункт 77).
  • На полях (пункт 218).
  • На полосах отвода, придорожных полосах, охранных зонах автодорог, железных дорог, путепроводов, продуктопроводов (пункт 283).

Например, получается, что на территории населенного пункта костер можно развести только на собственном участке при условии, что костер будет располагаться на расстоянии 50 метров или больше от ближайшего здания, сооружения или строения.

Если Вам известны дополнительные документы, регламентирующие правила разведения костров на различных территориях, то обязательно напишите об этом в комментариях ниже.

На этом рассмотрение штрафов за разведение костров на природе закончено. Единственным местом, где костры можно разводить без опасности для собственного кошелька, оказались специализированные площадки в лесах, поэтому рекомендую пользоваться именно ими.

Удачи на дорогах!

Согласно проекту, все действия теперь сводятся к риск-ориентированному подходу, в том числе и обучение. До вступления данного порядка в силу необходимо сделать запрос в МЧС — к какому критерию риска опасности относится ваша организация.

Вот что еще заработает с 1 марта 2022 года:

  • Внутри организации можно будет проводить только инструктажи (понятие пожарно-технического минимума, ПТМ, отменяется);
  • Прежние удостоверения будут действовать до окончания их сроков, переобучать не придется;
  • Обучение мерам пожарной безопасности будет теперь осуществляться по программам противопожарного инструктажа или программам ДПО (дополнительным профессиональным программам);
  • Вводный и первичный противопожарный инструктаж (ППИ) можно будет совмещать, но только на объектах защиты низкого и умеренного риска;
  • Вводный и первичный ППИ необходимо будет проходить всем. В том числе он должен проводиться с лицами, выполняющими подрядные и субподрядные работы на подконтрольной территории, и со службой охраны!
  • Обязательным будет проведение инструктажей с практической тренировкой. Это значит, что после вступления нововведений в силу необходимо будет указывать в ведомостях и теоретическую, и практическую части. Также для тренировок будут нужны комплекты (самоспасатели);
  • Для каждого инструктажа понадобится отдельная программа, в том числе и для целевого, и для внепланового.

Частота проведения повторных инструктажей:

  • 1 раз в год проводится в организациях с умеренным и низким риском;
  • 2 раза в год во всех остальных (с чрезвычайно высоким, высоким, значительным и средним риском).

По новым правилам нужно будет выделять 2 журнала по пожарной безопасности:

  1. Журнал учета вводного ППИ по ПБ (для вводного инструктажа);
  2. Журнал учета инструктажей по ПБ (для первичного, повторного, внепланового и целевого).

Но п. 35 допускает ведение всех инструктажей в одном журнале, так что заранее переживать не стоит. Еще одно нововведение — ФИО в журналах нужно будет указывать полностью.

Обучение пожарной безопасности будет проходить по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки. С МЧС программу согласовывать не нужно, можно будет обучать в обычных учебных центрах.

Теоретическая подготовка может проходить в форме дистанционного обучения, а практическая подготовка предусматривает закрепление навыков на учебных полигонах.

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке.

Обучение обязаны проходить:

  • Руководители организации, ответственные за ПБ, за инструктажи и др.;
  • Главные специалисты технического и производственного характера;
  • Лица, временно исполняющие обязанности вышеуказанных сотрудников.

Необходимость обучения иных лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, определяется работодателем.

Частота обучения в зависимости от уровня риска:

  • Чрезвычайно высокий риск — не реже 1 раза в год;
  • Высокий, значительный и средний риск — не реже 1 раза в 3 года;
  • Умеренный и низкий риск — не реже 1 раза в 5 лет.

  • 5 сфер деятельности, которые не работают без аутстаффинга и аренды персонала

    1,1 тыс. 0

    Изменения законодательства: обзор поправок за март — 2021

    Многие предприниматели думают, что если они взяли помещение в аренду, то вопросы ПБ их не должны касаться.

    Однако, за арендованное помещение с точки зрения закона ответственность будет нести как собственник имущества, так и тот, кто его арендует [статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 No69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»]. В этом случае требования выполнять необходимо как и в любом другом, но зона ответственности у собственника и арендатора будет различной.

    Например, за наличие необходимой у организации документации и первичных средств пожаротушения отвечать будет арендатор, а вот за отсутствие или неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения, эвакуационных выходов, отвечать будет собственник помещения.

    • за нарушение требований пожарной безопасности на должностное лицо примерно в 6 раз, а на юридическое лицо — в 10 раз;
    • за возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека на должностное лицо более чем в 10 раз, и на юридическое — более чем в 10 раз.

    Кроме того, существенно изменилась ответственность в зависимости от тяжести вреда от последствий пожаров, здесь размер штрафа достиг 1000000 рублей.

    • для граждан составит от 3 000 до 4 000 рублей;
    • для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
    • для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей;
    • для организаций – от 200 000 до 400 000 рублей.

    Для ИП и юрлиц замена штрафа может быть заменена на административное приостановление деятельности сроком до 30 суток.

    Кроме того, закон вводит новую штрафную санкцию для ИП и юрлиц в случае пожара и уничтожения или повреждения чужого имущества либо причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью человека ввиду нарушения требований пожарной безопасности:

    • штраф от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

    13526

    30223

    За нарушение требований пожарной безопасности

    51757

    53309

    20622

    Фото 7893

    • отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;

    • отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;

    • отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;

    • отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;

    • отсутствие или неисправность системы дымоудаления;

    • заужение ширины эвакуационных коридоров; проходов;

    • заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;

    • заужение ширины лестничных маршей и площадок;

    • отсутствие второго эвакуационного выхода;

    • отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;

    • наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;

    • эвакуационные выходы не рассредоточены;

    • загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;

    • отделка путей эвакуации горючими материалами;

    • нарушения противопожарного режима.

    По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах; в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте.

    В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке; установленном законодательством; как в отношении юридического; так и физического лица; допустившего нарушения.

    С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Теперь ресурсоснабжающие компании вновь вправе начислять исполнителям коммунальных услуг пени за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов.

    Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в свою очередь, также вновь получили право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги потребителю при неполной оплате. Рассчитывать на новые отсрочки должникам не стоит, по крайней мере, в ближайшее время.

    Прекращение действия моратория на начисление пени отнюдь не означает, что исполнители коммунальных услуг вправе взыскать с потребителей неустойку за прошлый год: с 6 апреля по 31 декабря 2020 года.

    Управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям следует учитывать, что неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв.

    Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.

    С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424, на признание нерасчётными неповеренных ИПУ. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку.

    Показания такого счётчика более приниматься не будут. Первые три месяца управляющая компания обязана будет считать по среднему за прошедшие полгода, а последующие месяцы – по нормативу.

    Возобновляется возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения норматива потребления коммунальных услуг при расчёте платы за ЖКУ является истечение срока поверки прибора учёта. Поэтому, если уже истекли сроки поверки счётчиков, лучше провести повторную процедуру в ближайшее время.

    Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) законодатели уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры.

    Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей. Во избежание недоразумений при расчётах за коммунальные услуги, исполнителям не рекомендуется игнорировать заявки граждан о совместном составлении актов по допуску ПУ в эксплуатацию.

    Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней.

    В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи. Это не значит, что проверки будут проходить только в дистанционном формате – решение о целесообразности подобной формы принимают соответствующие контрольно-надзорные органы.

    Вступили в силу изменения в приказ Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ». Лицензирование переводится в электронную форму. Бумажный документ заменит запись о предоставлении лицензии в реестр.

    Днём предоставления лицензии, прекращения её действия будет считаться день, когда ГЖИ внесла запись об этом в реестр. Заявление на предоставление лицензии с необходимыми документами можно будет подать напрямую в лицензирующий орган или через МФЦ. Для подтверждения факта наличия лицензии достаточно получить выписку из реестра в электронной форме или на бумажном носителе.

    Несоответствие документов установленным требованиям может привести к отказу ГЖИ во внесении изменений в реестр лицензий, поэтому управляющим организациям, товариществам и кооперативам важно знать, что поменялось. Основные требования к порядку внесения изменений в реестр лицензий изложены в приказе Минстроя РФ от 30.10.2020 № 658/пр.

    Общие и специальные требования пожарной безопасности (ПБ) — условия социального и технического характера, обеспечивающие ПБ, — установлены десятками нормативных актов федеральных, региональных органов и ведомств (МЧС, Минстроя и т. д.).

    Такие условия определены практически для каждого объекта: здания, помещения и т. п. — и хозяйственной отрасли в целом. И в каждом случае имеется ответственное за ПБ лицо.

    Согласно ст. 38 закона «О пожарной…» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение пожарных требований несут:

    • собственники имущества либо те, кто уполномочен им распоряжаться;
    • руководители госорганов / частных организаций;
    • лица, ответственные за ПБ.

    Согласно той же норме перечисленные лица и граждане, не указанные в данном перечне, могут привлекаться к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

    Гражданскую ответственность, в том числе в части возмещения ущерба, нанесенного пожаром вследствие несоблюдения правил ПБ, несут те же лица (см. решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 13.12.2017 по делу № 2-2718/2017).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При составлении протокола об административном правонарушении должен присутствовать официальный представитель организации-правонарушителя.

    Если представитель действует по доверенности, в ней должно быть предусмотрено такое полномочие, как «представление интересов организации как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении».

    Государственные органы, наделенные надзорными и контрольными функциями, вправе осуществлять плановые и внеочередные проверки. К компетенции МЧС отнесены инспекции по пож. безопасности. Инспекторы МЧС будут анализировать документы, соответствие систем защиты, планировочные и инженерные решения, обеспечение мер пожбезопасности в здании или в организации. Все обнаруженные и неустраненные замечания попадут сначала в акт, а затем и в предписание МЧС.

    Только в редких случаях проверка закончится идеально и без выявления нарушений. Обычно этому предшествует комплексный аудит пож. безопасности, который руководство организации заказывает по своей инициативе. Некоторые нарушения можно устранить непосредственно в ходе инспекции. Они фиксируются в акте, но не попадут в предписание. Например, можно устранить препятствия на путях эвакуации или заменить неработающие датчики, чтобы эти недостатки не были отражены в предписании.

    Вот основные виды замечаний, по которым может выноситься предписание пожарников:

    • отсутствие документации, либо ее несоответствие законодательству (например, ненадлежащее ведение журналов первичных и последующих инструктажей, отсутствие планов эвакуации);
    • несоответствие расчетов пожарных рисков и мер безопасности, действующих на объекте;
    • отсутствие систем пожарной защиты, либо ее неработоспособность, либо несоответствие степени пожароопасности объекта;
    • наличие конструктивных, планировочных и инженерных решений, влекущих угрозы возгорания, взрывов, задымлений;
    • несоответствие по противопожарным расстояниям между строениями, зелеными насаждениями, другими объектами;
    • несоответствие мер защиты классы пожароопасности, категории помещений и зданий;
    • отсутствие средств индивидуальной защиты и первичного пожаротушения, закрытие доступа к ним со стороны персонала;
    • захламление или возведение препятствий на путях проезда спецтехники МЧС для тушения и эвакуации.

    Сроки устранения будут определяться по характеру и видам нарушений. Например, проектирование и монтаж систем пожарной защиты невозможно выполнить за 1 день. В некоторых случаях, если нарушение носит несущественный характер, допускается его устранения до момента следующей плановой проверки.

    Комментарий специалиста. При выявлении наиболее серьезных нарушений, влекущих непосредственную угрозу безопасности людей или имуществу, одновременно с вынесением предписания может принимать решение о приостановлении работы объекта, организации. Максимальный срок приостановления деятельности может достигать 90 или 180 дней (в зависимости от вида нарушения). Если за этот срок не устранить нарушения, объект могут вообще запретить к эксплуатации.

    Штраф за костер в лесу в 2021 году

    Получив предписание МЧС, нужно определить лиц, ответственных за устранение нарушений. В большинстве случаев придется привлекать сторонних специалистов и независимые организации. Например, допускается своими силами составить проект на системы пожарной сигнализации, однако для ее монтажа нужно заключить договор с компанией, имеющей лицензию МЧС. Кроме того, самостоятельно составленный проект вряд ли будет полностью отвечать требованиям пож. безопасности, особенности если у организации нет своих специалистов в указанной сфере. По этой причине, сразу после получения предписания МЧС, рекомендуем обращаться в компанию Смарт Вэй. Наши специалисты разработают план мероприятий по устранению недостатков, помогут быстро выполнить все мероприятия.

    Без систем пожарной защиты невозможно эксплуатировать ни один объект. В их перечень входят системы первичного пожаротушения, сигнализации, управления эвакуацией, оповещения. Для жилых, общественных и социально значимых объектов требуется разработка и установка всех систем, так как для них предусмотрены максимально строгие меры безопасности. Для устранения предписаний МЧС может потребоваться:

    • проектирование полностью новых систем защиты, если отсутствовали на объекте, либо не обеспечивали должный уровень безопасности;
    • проектирование изменений в существующие системы (например, обеспечения защиты в пристроенных помещениях и частях здания);
    • перевод системы на полностью автоматический режим управления и передачи данных;
    • замена и модернизация существующего оборудования, если оно может повысить уровень защиты, обеспечить должную безопасность.

    Проект не нужно согласовывать с МЧС. Поэтому проверка всех решений и требований к оборудованию будет проверена после повторной инспекции, которая пройдет после устранения предписания. Монтажом и обслуживанием систем защиты могут заниматься только организации, прошедшие лицензирование МЧС. Заказать проект любой сложности можно в компании Смарт Вэй.

    Устранение отдельных видов нарушений по предписанию МЧС будет невозможно без проектирования и проведения строительных работ. Например, на объекте могут потребоваться дополнительные эвакуационные пути, пожарные лестницы, иные элементы инфраструктуры. Строительные работы могут выполняться в виде перепланировки, текущего или капитального ремонта. Под все эти виды работ организация заказывает проект.

    Специальных согласований для перепланировки в жилых зданиях, а также при проведении текущего или капитального ремонта, не требуется. Но после завершения работ нужно уведомить о выполнении МЧС, пригласить инспектора для повторных обследований.

    Соблюсти противопожарные расстояния между строениями, зелеными насаждениями и иными объектами нужно при первоначальном проектировании. Уменьшить нормативные значения по разрывам можно за счет установки автоматических систем тушения, возведения противопожарных преград, монтажа специальных водяных завес или других средств защиты. Если в ходе эксплуатации здания расстояния и разрывы оказались меньше нормативных показателей, это будет указано в предписании.

    Так как передвинуть или разобрать здание невозможно, придется использовать дополнительные способы защиты. Например, можно сделать противопожарную стену с огнезащитными свойствами, установить специальные экраны и шторы. Помощь в выборе и обосновании правильных средств защиты окажут специалисты Смарт Вэй.

    Сроки по новому порядку обучения мерам пожарной безопасности перенесли

    Как мы уже сказали выше, штраф за нарушение пожарной безопасности могут нести любые субъекты. Это и организации, и физические лица, и должностные лица. Отдельно отметим штрафы на должностное лицо. За пожарную безопасность уполномоченный орган может привлечь к административной ответственности как руководителя организации, так и работника, ответственного за пожарную безопасность. Именно эти лица, во-первых, являются должностными. А во-вторых, они обязаны организовать и обеспечить выполнение организацией правил пожарной безопасности. Правила противопожарного режима законодатель нередко формулирует через обязанность руководителя. Именно руководитель, к примеру, обязан обеспечить исправное состояние знаков пожарной безопасности. Руководитель при расстановке в помещениях оборудования обеспечивает наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам. Поэтому в данном случае штраф за нарушение пожарной безопасности правильно возложить на него.

    И, как правило, в случае привлечения к ответственность должностного лица, штраф применяют и к организации.

    КоАП РФ содержит несколько статей, посвященных нарушениям в сфере пожарной безопасности. Основная и широко применяемая – статья 20.4 КоАП РФ. Отдельно установлена ответственность за нарушения в лесах (8.32) и на транспорте (11.6).

    В первую очередь, обратите внимание на постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 “О противопожарном режиме”. Оно крайне содержательно для организаций и должностных лиц. В плане обязанностей по обеспечению пожарных требований. Также полезным будет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (о пожарной безопасности). И Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (технический регламент).

    По ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ штраф за нарушение пожарной безопасности назначат, когда:

    • нарушение совершено впервые
    • не причинен имущественный ущерб
    • нет вреда (жизни и здоровью) и не было угрозы причинения такого вреда
    • угроза ЧС отсутствует.

    Остальные действия, в т.ч. нарушение особого противопожарного режима, образуют состав нарушения по иным частям ст. 20.4. КоАП РФ. Особый пожарный режим вводят органы местного самоуправления. В России это совсем не редкость, особенно в жаркие месяцы. Нарушили запрет? Ответственность устанавливает ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. И размер административного штрафа будет выше, чем по части 1.

    Поскольку речь идет об административном нарушении, порядок привлечения к административной ответственности – общий. Часто нарушения требований пожарной безопасности выявляют при проведении проверок сотрудники МЧС. Поэтому в таких случаях пригодится и Закон № 294-ФЗ на предмет законности такой проверки.

    Основания освобождения от административной ответственности, прекращения административного производства также общие. В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников, есть возможность замены административного штрафа на предупреждение. При соблюдении ряда условий.

    Штраф за нарушение пожарной безопасности могут назначить:

    • суд
    • МЧС
    • Ростехнадзор
    • орган, осуществляющий государственный строительный надзор
    • Росатом

    Есть ряд нарушений, протокол об административном правонарушении по которым инспектор должен направить в суд. Речь идет о нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека. За это предусмотрено наказание вплоть до административного приостановления деятельности. Назначить такое административное наказание может только суд.

    • собственники, владельцы имущества (пользователи, распорядители, арендаторы);
    • руководители федеральных органов исполнительной власти;
    • руководители органов местного самоуправления;
    • ответственные за пожарную безопасность на предприятии;
    • должностные лица в пределах их компетенции;
    • граждане.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *