Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое УТС по КАСКО и как получить возмещение в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Существуют полисы КАСКО, которые покрывают риск УТС и страховки, в которых четко прописано, что ухудшение товарной цены не компенсируется. Если страховщик готов возмещать УТС, то он включает ее в состав другого риска “Ущерб”. Просматривая текст страхового договора, поинтересуйтесь: покрывает ли он УТС при наступлении страхового события или нет.
Взыскание возможно:
- по страховке КАСКО, ОСАГО либо через суд, путем подачи иска к виновнику ущерба;
- только в случаях, когда виновником повреждений было другое лицо (не страхователь);
- если калькуляция восстановительного ремонта не менее 5% стоимости машины;
- если автомобиль не старше 3-7 лет (по подержанным авто УТС не считается).
Как возместить утрату товарной стоимости автомобиля
Если страховщик признал событие страховым случаем, то он выписывает направление на ремонт на СТО. Машина ремонтируется и уже после окончания работ можно получить УТС в денежном эквиваленте. До этого еще придется получить заключение оценщика о размере УТС (делается обычно в течение недели). Для расчета используются формулы Минюста РФ либо формулу Хальбгевакса.
УТС обычно требуют, если:
- при ремонте на СТО кузова, его деталей;
- замене несъемных элементов;
- перекраске автомобиля или изменения дизайна салона.
После страхового события очень важно соблюсти все требования страхового договора. В течение недели нужно будет подготовить письменное заявление и сообщить о факте ДТП или другого случая. Необходимо также предоставить автомобиль для осмотра (в течение 5 дней). Это необходимо для того, чтобы страховщик смог убедиться в том, что события действительно имело место и смог оценить размер ущерба.
Пошаговый алгоритм действий для получения УТС:
- Составление заявления о страховом событии и подача документов в страховую компанию.
- Получение от страховщика направления на ремонт.
- Оценка УТС у независимого оценщика.
- Подача еще одного заявления о возмещении УТС (заключение оценщика прилагается).
- Получение возмещения и оплаты ремонта.
Обычно заявление об УТС подается уже после восстановительного ремонта. Сроки подачи этого документа не предусмотрены договором (в отличие от сроков подачи заявления о выплате).
Принятие решения о выплате или об отказе обычно производится в течение 30 дней с момента подачи заявления и пакета документов (в зависимости от условий программы КАСКО, в некоторых компаниях этот срок может равняться 15-20 дней). УТС возмещается уже после того как страховщик согласился с отчетом оценщика. Вместе с суммой УТС оплачивается и стоимость услуг оценщика.
Заявление о возмещении УТС нужно подать сразу после того, как будет сделано заключение эксперта о ее размере. Страховщик обязан отреагировать на это обращение в те же сроки, что и на заявление о выплате (15-30 дней).
Получение компенсации от страховой компании предусматривает выполнение нескольких обязательных условий. В их число входят:
- признание автовладельца пострадавшей стороной;
- максимальная величина выплаты – 400 тыс. руб.;
- эксплуатация авто в рамках нормативного срока службы;
- отсутствие повреждений машины до попадания в ДТП.
Если автостраховщик отказывает в выплате, взыскание УТС по ОСАГО осуществляется в рамках судебного производства. Такой вариант развития событий требует документального обоснования позиции истца.
Утрата товарной стоимости по ОСАГО в 2021 году
Получение страховой выплаты предполагает формирование комплекта документов. В его состав входят:
- заявление в страховую компанию;
- паспорт страхователя;
- его водительское удостоверение;
- ПТС и регистрационные документы на машину;
- экспертное заключение о утере товарной стоимости и сумме полученного авто ущерба;
- протокол о ДТП.
Важное значение для успеха описываемого мероприятия имеет правильная последовательной выполняемых действий. Она выглядит следующим образом:
- расчет УТС по ОСАГО. Выполняется независимым экспертом, имеющим необходимую квалификацию, членство в СРО и допуск к подобным работам;
- оформление заявления, образец которого приводится выше;
- формирование комплекта документов с последующим предоставлением в страховую компанию;
- ожидание в течение 20 рабочих дней перечисления денежных средств страховщиком;
- при отсутствии нужного результата – обжалование действий страховой компании, для чего предоставляется еще 5 дней;
- при повторном отказе в выплате – обращение в суд с исковым заявлением.
Немаловажную роль для получения компенсации УТС в рамках ОСАГО играет грамотный расчет размера ущерба, нанесенного транспортному средству. Вычисления проводятся по разным методикам, наиболее популярными из которых выступают три, заслуживающие более внимательного рассмотрения. Важно понимать, что автовладельцу совсем необязательно досконально разбираться в них. Но общее представление иметь все-таки стоит.
Используется в работе судебными экспертами. Предусматривает отдельный учет потери стоимости каждым элементом автомобиля, который требует восстановление. Для него определяется коэффициент, который суммируется с аналогичными показателями для других узлов машины. Итоговое значение умножается на стоимость авто до аварии.
Особенно популярен в Европе. Базовым параметром для расчета становится пробег автомобиля. Вспомогательным показателями выступают цена ремонта и рыночная стоимость машины с учетом износа. Итоговая УТС определяется с помощью специальной таблицы, достаточно сложной для восприятия.
Что делать в случае отказа в выплате?
В подобной ситуации автовладельцу остается либо обжаловать действия страховой компании у регулятора – Центробанка России, либо обращаться в суд с иском. Допускается одновременное выполнение обоих мероприятий.
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО
Утрата товарной стоимости автомобиля и последующая компенсация – это сложный в законодательном плане вопрос. Чтобы получить нужные выплаты, сам водитель и рассматриваемая авария должны соответствовать параметрам:
- владелец машины, попавший в дорожно-транспортное происшествие, не должен находиться в статусе виновника аварийной ситуации;
- машина используется по назначению в рамках законодательно установленного периода (иномарки – 5 лет, российские автомобили – 3 года);
- максимальный размер денежной компенсации не может превышать сумму, равную 400 000т.р.;
- элементы кузова и конструкции машины, рассматриваемые по компенсационному обращению, не должны обладать повреждениями, полученными в результате прошлых аварий.
При соблюдении всех условий владелец машины может рассчитывать на компенсацию.
По законам России, каждый владелец машины обязательно оформляет страховой полис. Свидетельство, помимо покрытия основных рисков, также дает право на компенсацию по УТС. Чтобы реализовать возможность, связанную с выплатами, водитель должен организовать и пройти ряд процессуальных мероприятий. При этом величина компенсации будет зависеть не только от модели автомобиля, но и от текущей рыночной цены.
Процедуры, связанные с получением выплат на потерю товарной стоимости автомобиля после ДТП, сопряжены с множеством мероприятий, в том числе и по подбору нужных бумаг.
В качестве основных документов, требующихся для реализации права на выплаты, выступают:
- паспорт гражданина России;
- водительские права;
- страховое свидетельство;
- свидетельство о регистрации машины;
- протокол дорожно-транспортного происшествия;
- чек за оплату экспертизы;
- нормативный акт, регламентирующий величину УТС;
- заявление, написанное по установленному образцу.
Загрузить образец заявления на получение компенсации по УТС можно ниже.
По современному законодательству, страховые компании, получившие запрос от водителя на возмещение УТС по ОСАГО, должны реализовать соответствующие выплаты в течение 20 суток с момента поступления обращения. Аналогичные временные рамки даются таким организациям на проведение выплат, связанных с классической страховой компенсацией.
Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.
Несмотря на то, что в российской судебной практике присутствует небольшое количество обращений, связанных с необходимостью выплат по УТС, подобные прецеденты все-таки случаются. В том случае если водитель и автомобиль соответствуют установленным в законодательстве регламентам, получение соответствующих компенсаций – достаточно простая и легко реализуемая задача.
Как сообщили «Известиям» в Центробанке, новый проект Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО впервые предполагает введение коэффициентов по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.
«Действующая в настоящее время единая методика не содержит порядка определения УТС, поэтому при необходимости применяются иные существующие методики и рекомендации. Проект Банка России предусматривает нормы определения величины утраты товарной стоимости», — сообщили в пресс-службе ЦБ.
Еще одно не менее важное нововведение нового проекта Единой методики расчета ущерба — это появление отдельных справочников по ценам запчастей для каждого региона. Причем обновляться справочники будут не раз в полгода, как сейчас, а раз в квартал. Ранее страховщики рассчитывали стоимость запчастей исходя из примерных показателей, очень часто случалось, что для одного региона брались цены другого, в то время как стоимость деталей могла сильно отличаться в этих субъектах федерации.
Собственно, существенные занижения выплат по справочникам ОСАГО (с 2016 по 2018 год) в Татарстане привели к тому, что местный УФАС обязал страховщиков компенсировать автомобилистам недоплаченную разницу. Справочник составлял всё тот же РСА, который, по мнению антимонопольщиков, нарушил закон «О защите конкуренции». При расследовании выяснилось, что РСА «злоупотреблял своим доминирующим положением при составлении справочников и не учитывал факт экономического положения региона». Комментируя подобные недоработки прошлого, в Центробанке отметили, что персональные справочники для каждого региона снимут все вопросы по справедливым ценам запчастей.
У страховщиков есть ряд претензий из-за нового порядка формирования цен в справочниках. В частности, их не устраивает, что из проекта Единой методики исключено проведение регионального мониторинга цен, который страховщики делали, правда только по определенным магазинам запчастей в этих регионах. Также страховщиков не устраивают цены в интернет-магазинах, которые, по их мнению, чрезмерно завышены.
Наведение порядка с выплатами улучшит компенсации по ОСАГО автомобилистам и снимет некоторую напряженность с этим довольно проблемным видом страхования, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Несмотря на несколько определений Верховного суда, страховщики практически никогда не платили УТС. Теперь они обязаны будут учитывать этот ущерб, поскольку расчет стоимости возмещения делает эксперт-техник, работающий по аттестату межведомственной комиссии при Минюсте. Если оценщик не будет учитывать требования Единой методики оценки, то у него можно будет аннулировать аттестат», — сообщил Радько.
Как я получила выплату за утрату машиной товарной стоимости после аварии
КАСКО не спасет вас от штрафа, суда и тем более не вытащит из тюрьмы. Полис — это не код, активирующий режим Бога. За последствия действий на дороге вам придется отвечать как обычному человеку. В очередной раз спровоцировали ДТП и лишились прав? Да, страховая оплатит ремонт, но в ближайшие три года любоваться ровным слоем краски сможете только с пассажирского сидения. Полис не гарантирует вам доступ к бездонной пропасти с деньгами — максимальная сумма возмещения будет сразу прописана в договоре.
Давайте сперва разберемся с видами КАСКО. Есть полное страхование автомобиля, по которому вы получите компенсацию в любом из страховых случаев: от повреждения кузова до полного уничтожения машины упавшим метеоритом. А есть частичное — здесь вы сами выбираете от чего застрахуют вашу машину. Боитесь, что новенькую “Митсубиси” украдут прямо со стоянки у дома? Оформите частичный КАСКО со страхованием только от угона. Будьте очень внимательны при оформлении такого договора. Страховщики часто добавляют пункт о том, что ночью машина должна стоять строго на охраняемой стоянке. Если вы оставите машину до утра на улице и ее украдут — не видать вам компенсации.
Получите компенсацию |
Не получите ничего |
Машина врезалась в бампер впереди стоящей легковушки |
Вы были немного пьяным, поэтому случайно врезались в чужой бампер |
Вашу машину угнали |
Вы попросили приятеля “угнать” с пустынной улицы ваш “Джип”, чтобы обмануть страховую |
Во время наводнения автомобиль унесло на другой конец улицы, где на него свалилось дерево |
Решили отвезти Мурзика к ветеринару без переноски, а он напрудил прямо на сидение |
По дороге на работу вы попали в ДТП |
Вы знали, что в машине что-то сломалось, но все равно поехали на ней на работу и попали в ДТП |
Вы не вписались в поворот и врезались в столб |
Вы врезались в столб, пытаясь выполнить сложный дрифт на соревнованиях “Лучший гонщик Южного Бутово” |
Сосед взорвал вашу машину, чтобы освободить парковочное место |
Началась третья мировая война и машину уничтожило ядерным взрывом |
Любая страховая компания проводит тщательный осмотр автомобиля и фиксирует в акте любые повреждения. Скол на капоте обязательно попадет в список. Если вы не перекрасите машину, а через некоторое время повредите капот в ДТП, то страховая компания, скорее всего, лишь частично оплатит его ремонт. Это мотивируется тем, что на детали уже был дефект, устранять который страховая не обязана. Например, по КАСКО вам купят новый капот, а вот уже за покраску извольте платить сами. Можно обратиться в суд и даже выиграть: в судебной практике такие случаи встречались.
Поднимать цену на полис для тех, кто не очень хорошо водит и часто по своей вине попадает в ДТП — обычная практика для всех страховых компаний. Так они стараются покрыть затраты на постоянные выплаты. А вот если виновником аварии был другой человек, то ваша страховая наоборот получит деньги и компенсирует свои убытки. В таком случае цена на следующий год останется для вас такой же. Нередко ДТП и вовсе остается без виновника — он может скрыться или не заметить, что задел вашу машину. В таком случае страховая не получит от него ни гроша. На следующий год страховая повысит вам стоимость полиса и вернет часть потерянных денег.
Деньги по КАСКО вместо ремонта: когда это возможно
-
КАСКО, в отличие от ОСАГО, полностью добровольно и защищает только вашу машину.
-
Для экономии на полисе можно оформить франшизу. Весь ремонт дешевле цены франшизы будет на вас. Если франшиза безусловная, то сумма вычитается из любого вида компенсации — её придется оплатить вам.
-
Перед оформлением договора уточните несколько важных пунктов: возможность получения некоторых видов компенсации без справок, страхование стеклянных элементов, количество обращений и наличие возмещения УТС.
-
КАСКО не защищает вас от штрафов, административной и уголовной ответственности.
-
КАСКО бывает полным и частичным. Например, вы можете застраховать машину от любых неприятностей или только от угона.
-
Если до оформления КАСКО какая-то деталь машины была немного повреждена, то при аварии вам могут лишь частично компенсировать её ремонт.
-
Аудио-ситемы, декоративные колпаки на колеса и неоновая подсветка страхуются как дополнительные материалы.
УТС КАСКО это преждевременное снижение качественных характеристик автомобиля после дорожного происшествия. Оно выражается в виде:
- ухудшения внешнего вида;
- снижения работоспособности и прочности механизмов (узлов, деталей), сочленений поверхностей;
- нарушения состояния лакокрасочных покрытий.
Столкнуться с такими последствиями можно при ремонте, а также применении запасных частей вторичного рынка или прошедших реставрацию.
До 2015 года получить у страховых компаний выплату по утрате товарной стоимости автомобиля не представлялось возможным. До этого времени УТС прямым ущербом ими не признавалась.
Но 29 января этого же года Пленум Верховного Суда РФ Постановлением № 2 (утратил силу, сегодня действует № 58 – 26.12.2017) определил, что, наряду с затратами на восстановление автотранспорта после ДТП, приобретение деталей, проведение работ, уменьшение фактической стоимости после ремонта необходимо считать реальным ущербом. Потеря товарного вида должна оплачиваться страховыми компаниями при получении заявления от страхователя и согласования стоимости ТС.
При необоснованном отказе компенсации, страхователь имеет право подготовить мотивированное, подкрепленное расчётами экспертов и доказательствами, заявление в судебные органы. Он может потребовать причитающуюся ему сумму ущерба за потерю товарной стоимости автомобиля.
Страховые компании могут рассмотреть вопрос о компенсации по факту утери товарной стоимости автомобиля по КАСКО после восстановительного ремонта в следующих случаях:
- транспортное средство получило повреждения при дорожном происшествии;
- кузов, узлы и агрегаты не имели ранее полученных повреждений, восстановительный ремонт их не производился;
- автомобиль пострадал при природных явлениях (падение дерева, пожар, град и подобное;
- возраст не превышает пяти лет для авто иностранных производителей и трёх – отечественных;
- эксплуатационный износ не превышает 40% для иностранных машин, 35% в отношении отечественных автомобилей;
- автомобилю нанесен ущерб в результате некачественных работ (несоответствие колера окрашиваемых деталей, нарушение технологических процессов, просчёты при восстановлении геометрических форм и т.д.);
- пробег автотранспорта не превышает 50 тысяч километров для автомобилей отечественных производителей и 100 тысяч километров машин иностранных марок;
- возмещения по автострахованию соотносится с размером УТС;
- цена восстановительных работ не превышает рыночной стоимости автомобиля на момент экспертной оценки.
Важно! Потребовать компенсацию утраченной стоимости застрахованного автомобиля можно лишь в случаях, когда виновником дорожного происшествия признан водитель другого транспортного средства.
Если договор страхования предусматривает восстановление автотранспорта после дорожного происшествия на станции технического обслуживания страховщика, то компенсировать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО можно в следующих случаях.
- Восстановлена прежняя форма кузова с соблюдением геометрических параметров после повреждений, близких к фатальным.
- В процессе ремонта произведено снятие прикреплённых деталей транспортного средства для восстановления их формы, а равно как их полная замена.
- Съёмные и несъёмные детали кузова подвергались восстановительному ремонту.
- Применялось полное или частичное окрашивание деталей кузовной части автотранспорта.
- Работы по ремонту сопровождались нарушением заводской сборки автомобиля для капитального восстановления, в том числе окрашивания отдельных деталей.
Такого рода работы существенно снижают стоимость автомобиля после ремонта. Их выполнение даже высококлассными специалистами не защищает от негативных последствий и проявления недостатков во время последующей эксплуатации. При продаже автомобиля покупатель несложной проверкой выявит факт проведённого ремонта.
Вопросы дорогой редакции: КАСКО
Ответственность страховщика по утрате товарной стоимости автомобиля определяется одной из трёх существующих методик:
- Министерства Юстиции (официальная и сложная, применяемая в судебной экспертной практике);
- руководящего документа (необходимы глубокие знания материальной части и математики);
- таблица Хальбгевакса (наиболее простой способ предварительной оценки).
Состоятельность последней методики определения размера выплаты УТС при страховании многими экспертами подвергается справедливой критике. Она учитывает лишь общие финансовые показатели, поэтому точность конечной суммы вызывает определённые сомнения. Суды к такой оценке относятся сдержано.
При решении вопроса как мирным, так и судебным путём, предпочтительнее обратиться к официальным независимым экспертным организациям. Они должны иметь опыт проведения товарно-транспортных исследований и работать на рынке услуг значительное время.
Внимание! Не имеет смысла проводить любую оценку потери товарного вида, если значение износа превысило отметку 40% или автомобиль эксплуатировался на протяжении более пяти лет.
Для эффективного использования страховой защиты важно знать, как вести себя при ДТП. Специалисты Ингосстрах собрали пошаговую инструкцию действий при происшествии на дороге:
- Прекратить движение и активировать аварийную световую сигнализацию.
- Установить аварийный знак на дороге за 15м (в городе) и за 30м (вне города) от места аварии.
- Сообщить работникам экстренной службы (112) или полиции (102) о ДТП в течение двух часов.
- Документально запечатлеть обстоятельства дорожного происшествия при помощи аудиовизуальных приборов передачи данных в АИС ОСАГО.
- о положении ТС по отношению к другим участникам происшествия, дороге и окружающим объектам;
- о следах и предметах, причастных к ДТП;
- о нанесенном ущербе, а также необходимую информацию о ТС.
- После проведения действий, описанных в пункте 4, освободить дорогу, если для этого нет препятствующих обстоятельств (например, человеческие жертвы), а если нужно, то дождаться сотрудников автоинспекции.
- Вписать информацию в бланк об Извещении совместно с другим(и) участником(ами) ДТП по инструкции.
- Сделать звонок в службу поддержки «Ингосстрах» для консультации.
Клиент должен чётко следовать вышеописанной инструкции до получения последующих указаний от сотрудников ГИБДД и специалистов Ингосстрах.
Оформление ДТП может осуществляться путем обращения в органы ГИБДД, а также без обращения в соответствующие органы. Условия, при которых данное обращение не является обязательным, прописывается отдельно в договоре и согласовывается между сторонами на этапе его подписания. Это может быть оговоренная сумма ущерба или процент от страховой суммы и иные обстоятельства.
Если нет уверенности в том, как правильно поступить, обратитесь в информационный центр Ингосстраха, который работает круглосуточно, и получите консультацию менеджеров.
Клиент обязан в семидневный срок заявить в страховую компанию о наступлении страхового события письменным заявлением с подробным описанием происшествия и предъявить страховщику ТС для осмотра. Последнее не касается хищения и угона авто. Также Страхователь должен позаботиться о предоставлении необходимых документов, подробно описанных в Правилах страхования для урегулирования события и проведения по нему выплаты.
Список документов включает:
- Договор со Страховщиком.
- Гражданский документ заявителя, а именно паспорт.
- Водительские права лица, находившегося за рулем в момент наступления ДТП, либо иной документ, заменяющий их.
- Документы ТС: свидетельство о регистрации, паспорт или другой документ, заменяющий их.
- Документы из уполномоченных органов, подтверждающие факт наступления того или иного страхового случая, либо извещение о ДТП;
- Справка, выданная уполномоченным лицом госавтоинспекции установленного образца по Форме №154 с перечнем деталей, которые были повреждены при случившемся происшествии.
- Протокол сотрудника ГИБДД об административном правонарушении.
- Постановление по делу об указанном нарушении/формулировка отказа в возбуждении дела, в случае условия обязательного их составления – оригинал/копия.
- Необходимо заполнить непосредственно в Страховой компании – извещение о повреждении ТС.
Также Страховщик может потребовать вспомогательные документы, которые помогут установить факт наступления страхового случая. Все они перечислены в Правилах страхования, список может корректироваться по усмотрению Страховщика.
Справка о ДТП обязательна при возмещении в денежной форме, то есть в случаях полной фактической или конструктивной гибели авто, а также при натуральной форме возмещения, за исключением случаев описанных в правилах страхования ст. 59 п.1 § 18. Среди них:
- порча лакокрасочного покрытия 1-й детали;
- повреждение зеркал, фар и светоотражателей, антенны;
- нарушение целостности остекления кузова, кроме крыши.
Существует несколько систем возмещения, которые предусматривают проведение выплат с учетом разной степени износа:
- «Новое за старое»/«старое за старое» — выплата производится без учета/с учетом износа заменяемых деталей соответственно;
- Если предусмотрено договором «С коэффициентом выплат». Коэффициент в данном случае определяется согласно Методическому руководству по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015–98 и применяется ко всей сумме ущерба.
При полной гибели авто выплата производится одним из двух вариантов:
- Условия «Стандартные». Возмещение производится в пределах страховой суммы за минусом остаточной стоимости ТС, при этом объект остается у клиента. Процент износа рассчитывается с учетом производимой замены деталей и возраста авто, если данные виды работ были согласованы со Страховщиком.
- «Особые». Выплата в пределах страховой суммы с передачей объекта страховой компании.
Важно! В случаях, когда авто требует восстановительного ремонта по риску «Ущерб», на момент расчета стоимости работ узлы и детали в автомобиле должны быть те же, что на момент последнего осмотра Страховщиком. Если Страхователь производил замену деталей, не уведомил об этом Страховщика и не предоставил ТС на осмотр после проведения работ, то стоимость ремонтных работ будет рассчитываться с учетом стоимости деталей на момент заключения договора.
На выплату страхового возмещения также влияет наличие франшизы. Этот пункт договора страхования на этапе заключения помогает снизить стоимость полиса, а в процессе действия договора перекладывает определенную часть убытков на плечи Страхователя. Как правило, это незначительная сумма, покрывающая мелкие убытки, устранить которые можно самостоятельно и не тратить время на сбор документов для страховой компании. В Ингосстрахе применяется:
- франшиза с первого страхового случая (данный вид применяется к каждому происходящему событию),
- со второго страхового случая (франшизу учитывают, начиная со второго и следующего за ним страховых случаев).
Специалисты в области автострахования советуют не бездействовать в случаях, если ваш автомобиль уже не подходит под требования взысканий УТС. Вам никогда не принесут страховые выплаты просто так, до того момента пока вы самостоятельно не захотите это сделать.
Для подготовки всех необходимых документов, необходимо помнить, что со страховой компанией нужно быть достаточно решительным, а также подготовить определенные документы.
Возмещение УТС по каско
По этому методу расчета УТС в 2021 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Если страховая компания отказывается возмещать УТС по ОСАГО, в 2021 году автовладельцу необходимо обращаться с исковым заявлением в судебную инстанцию по месту расположения СК. Обращение должно содержать следующие данные:
- наименование органа, куда подается иск, с указанием фамилии и инициалов руководителя;
- персональные сведения ходатайствующего;
- описание обстоятельств дела с учетом попытки досудебного решения вопроса;
- нормативные ссылки, подтверждающие правомерность обращения;
- требования, предъявляемые заявителем;
- перечень приложенных документов.
Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать
Как видим из представленного материала, в 2021 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2021 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Когда транспорт получает урон вследствие происшествия, его восстановление сопровождается грубыми работами, в результате которых остаются следы ремонта. На восстановление машины после сильных повреждений указывают два вида факторов:
- Визуальные признаки. К ним относятся все ремонтные работы, которые остаются следы. Примером может служить шов после сварки, отличие внешнего вида аналога от оригинальной детали и т.д.
- Технические признаки. Таковыми квалифицируют все изменения с машиной, которые отмечаются в ПТС. В качестве примера служит тот же шов на кузове, о наличии которого в ПОТС вносится особая отметка. Также если была замена двигателя или кузова, в паспорт автомобиля заносятся сведения о новых аналогах.
Эти признаки начинают отталкивать потенциальных покупателей от автомобиля, т.к. за такую же цену можно приобрести транспорт без аварийной истории. Для реализации машины собственнику потребуется снизить стоимость машины. Разница, на которую потребуется снизить цену, называется утратой рыночной стоимости.
Верховный Суд РФ постановил, что выплата УТС по КАСКО обязательна, однако не выделил его как отдельный страховой случай. Следовательно, компенсацию можно получить далеко не всегда. Основные критерии для удовлетворения требований клиента по получению компенсации за УТС:
- с года выпуска ТС прошло не более 3-х лет;
- пробег до 50 тыс. км;
- износ не превышает 35%;
- отсутствуют значимые повреждения на автомобиле.
Все требования сводятся к тому, что высок шанс получения УТС, если машина почти новая и ранее не имела серьезных повреждений и дефектов. Эти ограничения объясняются тем, что если до происшествия автомобиль был сильно изношен или поврежден, сложно установить его изначальную стоимость. Для транспорта иностранного производства ограничения для получения компенсации по УТС более лояльные:
- возраст до 5 лет;
- пробег менее 100 тыс. км;
- износ ТС до 40%.
Также страховая компания может предусмотреть в договоре индивидуальные условия для компенсации по УТС для автомобилей специального назначения. Например, для грузовых машин, зарегистрированных на частное лицо, срок эксплуатации для выплаты может состоять не более 2-х лет, на организацию – до 1.5 года.
Общий размер компенсации за УТС не может превышать 20% от размера основной выплаты. Страховщик также вправе отказать в возмещении данного ущерба, если размер основной компенсации составил более 10% от фактических расходов на восстановление автомобиля.
Любая страховая компания действует в собственных интересах. Это касается и выплат любой компенсации. Для расчета актуальной суммы, которая предусмотрена за компенсацию по УТС, она проводит собственную оценку машины или доверяет ее третьей стороной. Чтобы результаты оценки сторонним экспертом были признаны страховой компании, требуется изначальное согласование с ней.
Для получения компенсации необходимо обращаться в страховую компанию с заявлением, т.к. УТС возмещается отдельно от основной суммы по восстановлению автомобиля. Заявление подается в свободной форме с приложением следующих документов:
- административный протокол с места происшествия;
- действующий полис КАСКО;
- результаты оценки автомобиля (если она проведена независимой стороной по согласованию со страховщиком);
- документы, удостоверяющие личность собственника и подтверждающие текущие характеристики автомобиля.
В заявлении также следует указать реквизиты, на которые перечисляется компенсация по УТС.