Механизм правового регулирования понятие стадии и структура

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Механизм правового регулирования понятие стадии и структура». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

А. В. Малько называет пять основных стадий, или элементов, механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Структура и стадии механизма правового регулирования

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.
Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Правовые средства — это правовые инструменты и явления, с помощью удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, оказывается воздействие на юридически обусловленное и значимое поведение, гарантируется достижение социально полезных целей.

Она обладает всеми признаками, которые свойственны любой социальной норме: является общим правилом, которое действует непрерывно во времени, в отношении неопределенного круга лиц, рассчитана на бесчисленное количество случаев. Однако в то же время юридическая норма имеет ряд особенностей. Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 19061917 гг Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1995. 168 с.

78. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация

Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой — все же взаимосвязанных общей целью в единую систему.

Конституция (Основной закон) РСФСР: (утв. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система.

Однако если этот результат не достигнут, то в качестве элемента механизма правового регулирования могут быть использованы акты правоприменения, которые гарантируют осуществление прав и обязанностей.

Механизм правового регулирования – система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии.

Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Существуют следующие виды механизма правового регулирования: 1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта; 2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

85. Социологическая школа права

Ключевые слова: механизм правового регулирования; психологический аспект механизма правового регулирования; социальный аспект механизма правового регулирования; инструментальный аспект механизма правового регулирования; правовые нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и обязанностей.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного).

Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.

Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С. С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Правоспособность – это закрепленная в законодательстве возможность субъекта обладать юридическими правами и нести юридическую ответственность.

Правовая норма предоставляет свободу действий, направ­ленных на удовлетворение законных прав и интересов субъектов.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности.

Пути повышения эффективности правового регулирования: -совершенствование правотворчества; -совершенствование правоприменения; -повышение уровня правовой культуры субъектов права.

Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).

Реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений. Реализуется в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования прав.

Понятие правовые воздействие шире – это не только специально-юридическое влияние права на общественную жизнь, но и информационно-психологическое, воспитательное, социальное и иное воздействие правовой действительности на жизнь общества.

Первая стадия – формирование нормативной основы, она включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа – это не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.

О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: проект федерального закона.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов.

Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Человек ответствен перед теми правовыми нормами, с помощью которых реализуется управление и контроль над всеми происходящими процессами в государстве.

Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Правовые средства: понятие и виды

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных.

Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Механизм правового регулирования и его элементы

Сложное регулирование — процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является НПА, а другим — акт применения права.

Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *