Виды и формы соучастия в преступлении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды и формы соучастия в преступлении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, являющиеся общественно опасными, государство внедряет ответственность для всех граждан, тем или иным образом задействованных в совершении преступления. Рассмотрим, какие существуют формы соучастия в уголовном праве.

Актуальность исследуемой темы подтверждается тем, что соучастие в преступлении являет собой сложный уголовно-правовой институт, проблемы которого не в полной мере нашли решение в теории и практике уголовного права.

Наиболее распространенные и сложные формы пособничества

Так, по одному из дел было исключено из приговора указание на совер­шение убийства группой лиц по предварительному сговору (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ), поскольку было установлено, что из двух соучастников один являлся исполнителем, а другой — пособ­ником (см.: БВС РФ. 2002. №2.С. 16-17).

Когда лица договариваются о выполнении объективной стороны преступления в процессе его совершения, то такая договоренность не является предварительной. Указанная договоренность обычно встречается на практике, когда один совершает преступление, а к нему по сговору присоединяется другой. Такая совместная деятельность соисполнителей образует группу лиц.

Значение видов соучастия состоит в том, что они позволяют правильно определить характер участия лица в совершении преступления для решения вопроса об его уголовной ответственности. При соисполнительстве деяния соисполнителей квалифицируются только по статье Особенной части УК.

Другая форма представляла соучастие по предварительному соглашению — сговор. « Если все сговорившиеся совместно выполнили задуманное, то этот вид соучастия совершенно сходен со скопом; но в тех случаях, где такого условия нет, сговор может иметь и некоторые своеобразные черты.

Многие ученые считают, что для квалификации содеянного как преступления, совершенного группой лиц, необязательно, чтобы все участники были субъектами преступления. Достаточно установить совместность действий нескольких лиц при совершении конкретного преступления, независимо от того обстоятельства, что к уголовной ответственности может быть привлечен только один из них.

Институт соучастия в преступлении обоснованно признается одним из наиболее сложных в уголовном праве. На протяжении многих лет ему уделялось большое внимание в науке уголовного права, однако до настоящего времени вопрос о понятии соучастия нельзя назвать окончательно решенным. Еще в 1902 году видный русский ученный профессор Н.С.

При этом роли соучастников в преступлении могут не совпадать. Например, при совершении кражи из квартиры, один из соучастников, находясь возле подъезда, наблюдает за хозяином квартиры, а второй непосредственно совершает хищение вещей.

Для соучастия не требуется полной осведомленности всех преступников обо всем объеме запланированных действий и обо всех соучастниках. Достаточно, чтобы каждый был осведомлен о действиях исполнителя, а исполнитель знал о наличии хотя бы одного соучастника. Простая помощь преступнику со стороны лица, которое не предполагало о целях деятельности виновного, не образует соучастия.

Виды и формы соучастия в преступлении

Об устойчивости могут свиде­тельствовать такие признаки, как стабильность группы, тесная взаи­мосвязь между ее членами, согласованность действий и их планиро­вание, наличие признанного руководства, постоянство форм и методов преступной деятельности, техническая оснащенность, длительность существования группы, количество совершенных ею преступлений и т.п.

При этом необходимо учитывать, что действия соисполнителей происходят одновременно и находятся в прямой зависимости друг от друга.

Закон выделяет следующие признаки соучастия в преступлении:

  • объективные признаки – участие нескольких человек;
  • субъективные признаки – вина в форме умысла, причинно-следственная связь, которую четко можно отследить анализируя действия и последствия.

Качественные критерии устойчивости, к сожалению, не нашли своего отражения в уголовно-правовых нормах, что зачастую служит камнем преткновения при определении организованной группы, так как неопределенность позволяет различным правоприменителям толковать данный термин по своему усмотрению.

Физическая ликвидация препятствий

Правоприменительная практика показывает, что в соучастии совершается очень большое количество преступлений (примерно одна треть), причем наиболее тяжких и опасных. Естественно поэтому, что в законодательстве соучастию отводится большое место. Не обойдена эта проблема и теорией уголовного права.

Особенностью эксцесса является отсутствие причинной связи между умыслом сообщников и незаконными действиями.

Наибольшее внимание будет уделено пользователю, которого признали организатором. Его степень ответственности станет более строгой, чем у исполнителя и прочих соучастников.

Эксцесс исполнителя – совершение деяния, которые входят только в умысел исполнителя. В любом виде объединённой преступности возможен эксцесс. То есть исполнитель превышает рамки, в которых он должен действовать при реализации незаконных действий. Это влечёт реализацию более тяжкого злодеяния.

Впрочем, на практике проявляется совершенно иная ситуация. Многие специалисты в уголовном праве акцентируют внимание на ответственности исполнителя, считая его ключевой фигурой в совершенном преступлении, тем самым, дополняя понятие соучастия соответствующими характеристиками.

Данная форма соучастия предусмотрена в ч. 2 ст. 35 УК РФ. Эта форма соучастия является наиболее распространенной и опасной. В результате сговора соучастникам становятся известными не только общие сведения о готовящемся преступлении, но и некоторые обстоятельства их будущей преступной деятельности. Сговор может быть в словесной и письменной форме.

Способ взаимодействия соисполнителей ограничивается либо их спонтанными деяниями, либо присоединением другого соисполнителя к начавшейся преступной деятельности первого соисполнителя.

Особая общественная опасность преступного сообщества (преступной организации) обусловила уголовную наказуемость самого по себе факта создания такого сообщества (организации) (ст. 210, 2821УКРФ).

Когда в преступлении участвовали только соисполнители, то оно выполнено в соисполнительстве. Этот вид соучастия распространен при совершении бытовых насильственных преступлений, хулиганств, некоторых хищений, незаконного завладения автомобилем.

Длительное время вопрос о формах соучастия не был решен в отечественном уголовном законодательстве. Он изучался наукой уголовного права. При этом предлагались различные критерии классификации форм соучастия. Большинство авторов придерживалось той точки зрения, что формы соучастия отражают характер связи между совместно действующими лицами.

Понятие и признаки соучастия в преступлении

Представляется, что первая и вторая ситуации не сложны для квалификации. В первой ситуации содеянное должно быть квалифицировано при наличии всех иных необходимых признаков как совершенное группой лиц. Во второй ситуации нет состава преступления, поскольку нет субъектов уголовной ответственности. Поэтому более подробно рассмотрим третью и четвертую ситуации.

Субъективная сторона – только умысел. Виновный наказуем, только если осознаёт, что совершает неправомерный поступок и осуществляемые действия для него желанны.

Сложное соучастие возможно как по предварительному сговору, так и по сговору, возникшему в процессе совершения преступления, но до его завершения.

Виды и формы соучастия Вопрос о видах и формах соучастия еще в дореволюционном праве являлся одним из самых сложных и неоднозначно решаемых.

Соучастие в преступлении (С. А. Шатов, 2012)

Добровольный отказ от соучастия в преступлении Добровольный отказ соучастников преступления имеет свои особенности.

Исследованы разъяснения высшей судебной инстанции о назначении наказания по делам о соучастии. Проанализировано значение авторской классификации для уголовно-правовой оценки преступления, в том числе для квалификации преступлений, совершенных в соучастии, и для назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии.

Более чем через 80 лет профессор Ф.Г.Бурчак констатирует, что вопрос о понятии соучастия, несмотря на многочисленную литературу, относится к числу спорных .

The author suggests some changes into the Criminal Code of the Russian Federation which aim at clarifying the classification of group crimes.

В случае количественного эксцесса сообщники отвечают либо по факту незаконченного (например, покушение) преступления либо законченного, но входящего в их планы.

В работе рассмотрены основные точки зрения в науке уголовного права на проблему классификации соучастия. Выявлены критерии, используемые в доктрине и судебной практике для классификации соучастия по формам. Сформулировано определение понятия «форма соучастия».

Договоренность о преступлении может заключаться как на словах, так и с помощью жестов (знаков), через посредников, переписку и т.д. Время между заключением сговора и совершением преступления значения не имеет. Сговор может конкретизироваться, изменяться или прекращаться соучастниками по ходу осуществления преступления.
Преступному сообществу свойственна высшая форма сплоченности, согласованности между соучастниками и внутренней организационной иерархией, которая отличает сообщество от других форм соучастия.

The author considers the main standpoints on the issues of conspiracy classification developed in the science of criminal law. The paper elicits criteria used within the doctrine and in the judicial practice for classifying conspiracy according to its forms. It also formulates the definitions of «forms of conspiracy «.

Деление соучастия на виды и формы не является взаимоисключающим, и ряд случаев совместного совершения преступления может быть отнесен и к одному из видов соучастия, и к одной из его форм.

Однако в законе речь идет о лицах. Поэтому можно констатировать, что определение соучастия, содержащееся в законе, не разрешает обозначенную выше проблему.

Не обязательно, чтобы каждый соучастник являлся исполнителем преступления. Некоторые составы преступлений устанавливают ответственность лица за вступление в преступную группировку, участие в ней независимо от того, совершены ли лицом какие-либо действия совместно с членами этой группировки (ст. ст. 285, 286, 287 УК).

Организованность выражается, прежде всего, наличием распределения ролей соучастников на протяжении всей преступной деятельности, а не только для совершения одного или нескольких преступлений.

При качественном эксцессе для исполнителя наказание будет по совокупности действий (и задуманное и исполненное).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *