Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление о возврате налога 2022 срок рассмотрения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично.
Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат.
Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ
Налоговый агент или банк могут представить уточненные сведения, приводящие к уменьшению суммы налога, возвращенной физлицу в связи с предоставлением вычета. Тогда ИФНС в течение 5 дней принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении вычета полностью или частично.
В течение 3-х дней такое решение с суммой подлежащих возврату физлицом налога и/или процентов размещают в личном кабинете.
Возместить бюджету излишне полученное в рамках вычета нужно в течение 30 календарных дней со дня направления указанного решения через личный кабинет.
Упрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены.
Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично.
Ст. 78 НК РФ имеет отношение и к налогоплательщикам (плательщикам взносов), и к налоговым агентам. Она применима как к излишне уплаченным налогам, авансовым платежам по ним, пеням, штрафам, так и к подлежащим возмещению налогам.
Зачет (возврат) налога возможен:
- фирме;
- ИП;
- физическому лицу.
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ — пример».
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
- переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
- решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
- решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
- суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
- суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
- отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
- недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
- факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);
От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.
Срок подачи заявления, согласно п. 7 ст. 78 НК РФ, равен 3 годам с даты уплаты соответствующей суммы. Вместе с тем для ряда случаев такой подход неприменим. Например, когда:
- Налог уплачивается авансовыми платежами, и его итоговая сумма за налоговый период определяется только по данным декларации, срок надо отсчитывать с даты сдачи декларации за налоговый (не отчетный) период (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, информация ФНС России от 07.09.2015).
- Переплата стала результатом перечисления сумм налога несколькими платежными документами. В этом случае срок может быть определен двумя путями: по каждому платежу отдельно (постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04, ФАС Московского округа от 01.11.2008 № КА-А40/10257-08) или по дате последнего платежа (постановление ФАС Поволжского округа от 06.10.2009 № А55-16617/2008).
- По сумме, заявленной к возмещению, заявление по которой до вынесения решения ИФНС о возврате денег налогоплательщиком не подано (п. 14 ст. 78 и п. 11.1 ст. 176 НК РФ), срок отсчитывается с даты решения ИФНС.
Об оформлении заявления на возмещение НДС читайте в материале «Как составить заявление на возврат НДС (образец, бланк)».
Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:
- зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
- возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Кроме того срок принятия решения о возврате излишне уплаченного налога зависят от того, подтвержден ли факт излишней уплаты по итогам камеральной налоговой проверки. Соответствующие положения предусмотрены п. 8.1 ст. 78 НК РФ.
В случае проведения камеральной налоговой проверки срок принятия решения на возврат налога исчисляется не со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, а в следующем порядке:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации, в которой отражена сумма налога, подлежащая возврату, или со дня, когда такая проверка должна была быть завершена в силу сроков, указанных в п. 2 ст. 88 НК РФ. Эти положения применяются, если в ходе камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по результатам камеральной налоговой проверки. Эти положения применяются, если в ходе проверки налоговым органом был составлен акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение.
В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).
Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.
Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).
Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).
Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.
В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:
- фирма-работодатель прекратила существование;
- не заявлялся вычет на детей по месту работы;
- намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;
Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.
- есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
- налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.
Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Подробнее о возврате НДФЛ читайте в этой статье.
Ст. 78 НК РФ (2021 — 2022): вопросы и ответы
Для каждого вида налогового вычета законом установлены отдельные правила, но общие условия получения денег такие:
- заявитель на возврат вычета должен иметь официальный доход, с которого в бюджет страны перечисляется НДФЛ;
- заявитель должен быть резидентом РФ. Резидент — это тот, кто проживает на территории РФ не меньше, чем 183 дней в календарном году. В отдельных случаях, чтобы считаться резидентом страны, можно проживать меньшее количество дней. Например, в 2020 году можно было стать резидентом, находясь на территории РФ всего 90 дней. Но для этого налогоплательщики направляли заявление в ФНС.
Налогоплательщики часто путают сроки подачи деклараций о доходах и деклараций для получения налогового вычета. Срок подачи декларации о доходах — до 30 апреля года, следующего за отчетным. Но это правило касается именно декларирования доходов. Если налогоплательщик хочет получить налоговый вычет, он может обратиться в течение 3 лет после несения расходов.
В общих случаях налоговый вычет можно получить:
- На указанный счет после одобрения заявления специалистами отделения ФНС. В ФНС заявитель обращается лично или оформляет заявку через личный кабинет. Перечень документов и способ обращения в налоговую определяют в зависимости от типа вычета, который заявитель хочет получить.
- Через работодателя. Для этого предоставляют уведомление на вычет, полученное в налоговой, непосредственному работодателю. На основании уведомления работодатель перестает удерживать НДФЛ. Кроме этого, заявитель имеет право вернуть весь НДФЛ, который был перечислен в бюджет с начала года. НДФЛ не будут удерживать до тех пор, пока вся сумма, указанная в полученном от ФНС уведомлении, не будет исчерпана.
В общих случаях деньги перечисляют в течение 4 месяцев со дня подачи декларации и документов, подтверждающих право на получение налогового вычета. Такой срок состоит из:
- 3 месяцев, в течение которых сотрудники ФНС проводят камеральную проверку декларации;
- 1 месяца, отведенного на возврат налогового вычета. Его считают со дня окончания срока камеральной проверки при условии, что заявление подавали одновременно с декларацией. Если заявление подано позже, срок отсчитывают со дня направления заявления.
Датой подачи декларации считают:
- при направлении документа почтой — день, когда в отделение ФНС направили письмо;
- при подаче через личный кабинет на сайте налоговой — дату направления заявки;
- при личном визите — дату приема декларации инспектором отделения ФНС.
- Требование. Его направляют при условии, что у проверяющего инспектора возникают претензии к заполнению декларации или предоставленным документам. В требовании будет указано, какие пояснения нужно предоставить или что уточнить.
- Акт камеральной проверки. Его оформляют, если выявляют налоговое нарушение. Акт составляют и передают не позднее 10 дней с момента окончания проверки.
- Сообщение о принятом решении. Это может быть отказ в возврате налогового вычета или решение о его предоставлении. Сообщение направляют в течение 10 дней после того, как завершат камеральную проверку.
Заявление о возврате переплаты по налогу (страховым взносам, пеням, штрафу) подают по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 17.08.2021 № ЕД-7-8/757@.
Если компания состоит на учете в нескольких инспекциях (например, по месту нахождения обособленных подразделений или недвижимости), заявление подается в ту инспекцию, в которой возникла переплата.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога заполняют следующим образом.
1. В поле «ИНН» указывают присвоенный компании ИНН.
2. В поле «КПП» указывают код, той налоговой, в которую подается заявление.
3. В поле «Номер заявления» указывают порядковый номер заявления, нумерация ведется в пределах года.
4. В поле «Статус плательщика» нужно проставляют цифру:
- 1 – налогоплательщик;
- 2 – плательщик сбора;
- 3 – плательщик страховых взносов;
- 4 – налоговый агент
5. В поле «На основании статьи» указывают статью НК РФ, по которой осуществляется возврат:
- 78 — возврат излишне уплаченного налога (пеней, штрафа);
- 176 — возврат НДС;
- 203 — возврат акциза.
Далее выбирают и вписывают цифру, которая соответствует причине переплаты:
- 1 — излишне уплаченная,
- 2 — излишне взысканная,
- 3 — подлежащая возмещению: НДС, акциз.
Далее указывается, что именно переплатили:
- 1 — налог;
- 2 — сбор;
- 3 — страховые взносы;
- 4 — пени;
- 5 — штраф.
6. В поле «В размере» нужно указать цифрами сумму возврата в рублях и копейках.
7. В поле «Код по ОКТМО» указывается код по месту постановки компании на учет.
8. В поле «Код бюджетной классификации» указывают КБП платежа. Здесь будьте особенно внимательны.
9. На второй странице размещены «Сведения о счете».
Здесь нужно внести все банковские реквизиты, по которым ИФНС вернуть переплату.
10. В поле «Вид счета (код)» проставляется одно из предложенных ниже в форме значений:
- 01 — расчетный счет;
- 07 — счет по вкладам (депозитам);
- 09 — корреспондентский счет;
- 13 — корреспондентский субсчет.
11. Далее проставляется БИК счета в поле «Банковский идентификационный код». Затем номер счета и перед ним идентификатор номера счета из предложенных в примечаниях к форме:
- 1 – налогоплательщик,
- 2 – плательщика сбора,
- 3 – плательщика страховых взносов,
- 4 – налогового агента).
12. В поле «Получать» нужно вписать данные о компании, предварительно проставив идентификатор:
- 1 – организация (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков);
- 2 – физическое лицо;
- 3 – орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
13. Поля «КБК получателя» и «Номер лицевого счета получателя» заполняют бюджетники.
14. Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, компании не заполняют.
Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.
Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.
Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).
Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Зачёт в счет недоимки
При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.
Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.
Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:
- с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
- со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
- со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
- с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
- со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
- если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.
Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.
Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.
Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).
Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.
Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).
Заявление о возврате переплаты по налогам и сборам на 2022 год
-
Налог на роскошь: как считать транспортный налог по дорогостоящим автомобилям
2,4 тыс. 0
Помимо существенного сокращения списка необходимых документов, упрощенная камеральная проверка сократит сроки получения налогового вычета. Сейчас только проверка предоставленных документов в ФНС занимает три месяца, еще 30 дней потребуется для перевода средств на счет.
По новым правилам, камеральная проверка займет 30 дней с момента оформления заявления на налоговый вычет, а деньги на счет будут перечислять в течение 15 дней после ее окончания. Срок камеральной проверки смогут продлить до тех же трех месяцев, если у налоговой появятся подозрения, что вы нарушаете законодательство о налогах и сборах.
— На мой взгляд, это существенно облегчит жизнь налогоплательщикам, поскольку теперь им просто нужно сформировать электронное заявление и не придется заполнять налоговую декларацию. Как правило, именно из-за неверного заполнения декларации большинство налогоплательщиков получают отказ в предоставлении вычета. Кроме того, не нужно собирать и сканировать подтверждающие документы.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это прямой налог, который платят граждане. Он рассчитывается на основе совокупного дохода физических лиц за вычетом утвержденных документально расходов в соответствии с действующим законодательством.
В социальный налоговый вычет допустимо включать затраты на учебу, пенсионное обеспечение и лечение.
Налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет после реализации отдельных видов недвижимости, при покупке жилья (комнаты, дома, квартиры), индивидуальном строительстве.
Те, кто стал владельцем недвижимого имущества с 2014 года, имеют право произвести возврат по нескольким сделкам до исчерпания максимально возможной суммы компенсации по НДФЛ
Она составляет 2 млн. руб. для строительства либо приобретения жилплощади, 3 млн. руб. — для погашения ипотечных займов на покупку жилого помещения, а также занимаемой земли.
Новые правила возврата излишне уплаченного налога
В перечень документов входят:
- ИНН;
- справка о доходах за текущий календарный год с места трудоустройства (по форме 2-НДФЛ);
- бумаги, удостоверяющие оплату ранее указанных услуг либо приобретения с вашей стороны каких-то вещей (покупка лекарств, квартиры и т.д.);
- документы, являющиеся основанием для осуществления оплаты, отмеченной выше (соглашение о приобретении недвижимого имущества, договор обучения и др.);
- налоговая декларация на возврат (по форме 3-НДФЛ);
- реквизиты вашего счета для перевода средств.
Чтобы подать пакет документации для получения вычета, можно воспользоваться следующими способами:
- личное предоставление в налоговую службу;
- направление бумаг по почте;
- на сайте ИФНС;
- через веб-портал госуслуг.
Помимо бумаг, перечисленных выше, требуется оформить заявление в налоговую инспекцию на возврат НДФЛ. В нем нужно указать способ возврата средств, который удобен для вас.
Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182 утвержден новый бланк, он состоит из трех листов. В этом документе нужно указать год, когда произошла переплата, а также размер сбора, который вы хотите возвратить на основании декларации 3-НДФЛ. Требуется заполнить паспортные данные физического лица, а также реквизиты счета в банке, куда при положительном решении налоговой будет перечислена выплата.
Сроки возмещения НДФЛ определены законодателем. Процесс предусматривает несколько стадий. Возврат излишне уплаченного сбора инспекция должна осуществить в течение месяца с момента получения письменного заявления от гражданина (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Сдав декларацию со всеми прилагаемыми приложениями и заявлением, не стоит сразу ожидать возмещения расходов — процесс может затянуться на четыре месяца
После направления документации в инспекцию на протяжении 3-х месяцев сотрудники ФНС проводят камеральную проверку бумаг. После рассмотрения документов принимается решение о начислении выплат, о чем заявителя уведомляют в письменной форме.
При положительном ответе обратившийся оформляет документ о возврате суммы на сберегательный или банковский счет. Начисление осуществляют в течение месяца.
Существуют определенные ограничения по срокам подачи бланка заявления на возврат НДФЛ. Заявка может быть подана в течение трех лет со дня уплаты соответствующей суммы.
Представим наиболее часто возникающие сложные ситуации, из-за которых возврат НДФЛ существенно затягивается по времени:
- декларация 3-НДФЛ заполнена неправильно. В этой ситуации инспекция делает запрос на исправление сведений, что занимает определенный период времени;
- пакет документации представлен не полностью. Помимо основных бумаг, налоговики иногда требуют и дополнительные справки;
- отсутствует документация, подтверждающая факт расходов заявителя, либо в ней есть недочеты;
- имеются ошибки в заявлении на налоговый вычет;
- бумаги затерялись в налоговой;
- реквизиты счета указаны неправильно.
Самые разные обстоятельства могут привести к переплате налога. Чаще всего это банальные ошибки при оформлении документов, которые допускают как бухгалтеры компаний, так и сами инспекторы налоговых служб. Например, неправильно указываются действующие налоговые ставки, не применяются льготы, не учитываются все необходимые значения при расчете налогооблагаемой базы и т.д.
Россиянам упростили получение налогового вычета: как будет работать схема
Существует четко ограниченный период подачи заявления на возврат излишне уплаченного налога: три года.
Если факт переплаты вскрылся позднее или налогоплательщик по каким-то причинам не смог обратиться за возвратом денежных средств за этот срок, в дальнейшем сделать что-либо будет уже вряд ли возможно.
Если заявление подано вовремя и по всем правилам, при этом никаких вопросов у налоговой не возникло и она согласилась с требованием налогоплательщика, возврат должен быть осуществлен не позднее, чем через месяц после подачи заявления.
В случае отсутствия требования по возврату излишне оплаченного налога, специалисты налоговой инспекции имеют полное право зачесть эту сумму в счет будущих налоговых платежей налогоплательщика или же покрыть ею какие-либо его недоимки, пени и штрафы.
Встречаются ситуации, когда заявлении поступает после того, как налоговики уже распорядились переплаченными деньгами – в таких случаях на счет плательщика налога вернется только разница между покрытыми недоимками (пенями, штрафами) и излишне оплаченной суммой.
Налогоплательщик имеет право передать заявление налоговикам любым удобным для себя способом:
- лично,
- через представителя (при наличии соответствующей доверенности),
- по электронным средствам связи,
- через Почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
Правила по оформлению заявления
Заявление следует оформлять по специальному образцу, разработанному и утвержденному Федеральной налоговой службой. При заполнении бланка необходимо придерживаться определенных норм.
Лучше всего в документе писать печатными буквами, чтобы вся информация была максимально разборчива, при этом надо стараться избегать неточностей и ошибок, а если они все же случились, лучше не исправлять их, а написать новое заявление.
Составляется документ в двух экземплярах, один из которых, после визирования у инспектора остается на руках у налогоплательщика, второй – передается в налоговую.
Сначала в верхней правой части документа указываются сведения об адресате заявления и его авторе. Здесь указывается название и номер конкретной налоговой службы, а также информация о налогоплательщике:
- Если речь идет об ИП или любом другом гражданине РФ, то достаточно указать его персональные данные:
- фамилию-имя-отчество,
- ИНН,
- адрес местожительства (в соответствии паспортом)
- и контактный телефон (на случай, если налоговику понадобятся каике-то разъяснения).
- Если заявление составляется от лица организации, то нужно написать:
- ее полное наименование,
- ИНН,
- КПП (в соответствии с учредительными документами),
- юридический адрес
- и также телефон для связи.
- приобрели жилье;
- потратились на дорогостоящее лечение;
- платили за обучение детей;
- понесли другие расходы, перечисленные в ст. 218 — 220 Налогового кодекса РФ.
- по имущественным налогам физлица декларации не подают, поэтому для них действует правило возврата переплаты в течение 1 месяца с момента подачи заявления;
- для возврата НДФЛ предусмотрена возможность подачи заявления одновременно с декларацией, т.к. с 01.01.2021 оно включено в состав формы 3-НДФЛ. В таком случае действует правило о завершении камеральной проверки, т.е. фактически средства вернут в течение 4 месяцев с момента подачи 3-НДФЛ (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат).
-
со дня, когда были фактически перечислены авансовые платежи (19.04.2019 и 17.07.2019);
-
со дня, когда фактически была сдана налоговая декларация (11.03.2020);
-
со дня, который установлен ст. 346.23 НК РФ для сдачи декларации (31.03.2020).
Все плательщики НДФЛ вправе вернуть налог с дохода, уплаченный за предыдущие 3 года, если они:
Такой возврат — и есть налоговый вычет (имущественный, социальный, стандартный). Для получения уплаченного налога обратно потребуется задекларировать доходы и расходы, подав форму 3-НДФЛ в ИФНС по месту учета. Порядок и срок возврата денег по декларации 3-НДФЛ закреплены в ст. 78 НК РФ.
Рекомендации от КонсультантПлюс (бесплатный доступ)
Типовая ситуация: Как вернуть излишне удержанный НДФЛ работнику
Сперва налоговики в течение 3 месяцев проводят камеральную проверку декларации, а потом у них есть еще 1 месяц для перечисления суммы излишне уплаченного налога на счет налогоплательщика, указанный в заявлении. Максимум 4 месяца, минимум — 30 дней (но так бывает редко).
ВАЖНО! Обратите внимание, что речь идет о возврате деньгами. Если налогоплательщик хочет уменьшать налог к уплате, срок принятия решения меньше — до 3 месяцев.
Течение срока начинается с момента передачи декларации в ИФНС или на почту (по штампу на документе или почтовой квитанции). Например, если она сдана 10 мая, то камеральную проверку закончат не позднее 10 июля. Решение о вычете (или отказе в нем) принимается не позднее чем через 10 дней после этой даты.
Как только ИФНС примет решение о предоставлении вычета, она направит документы в Федеральное казначейство. Сроки перечисления налогового вычета после подачи декларации не могут превышать 1 месяц. О сути принятого решения налогоплательщика информируют. Чтобы перечисление состоялось, налогоплательщик пишет заявление о перечислении с реквизитами. Обычно его подают вместе с 3-НДФЛ.
Все зависит от налоговиков — они проверяют поданные сведения и документы. Но им лучше заранее помочь, собрав весь пакет сразу и заполнив документы без ошибок. Кроме того, важно держать ситуацию под контролем, и когда подходит срок возврата подоходного налога после подачи декларации, напомнить налоговикам о себе. Если реакции нет, не тянуть с подачей жалобы и заявления о возмещении процентов за просрочку.
Вопрос:
О предоставлении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке
Ответ:
Федеральная налоговая служба информирует, что 20.04.2020 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 20.04.2021 N 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 20.04.2021 N 100-ФЗ), предусматривающий установление нового упрощенного порядка предоставления имущественных и инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 2191 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Упрощенный порядок предусматривает сокращенные сроки предоставления таких вычетов (камеральная проверка заявления о предоставлении вычета в упущенном порядке — месяц, на возврат налога — до 15 дней) налогоплательщикам, имеющим личный кабинет на сайте ФНС России, и отсутствие необходимости представления в налоговые органы налоговой декларации формы 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов.
Вся информация, необходимая для подтверждения права налогоплательщиков на вычет, будет поступать (с их согласия) напрямую от банков/налоговых агентов — участников информационного обмена с ФНС России. Участие в таком информационном обмене является добровольным.
Таким образом, вычетом в упрощенном порядке смогут воспользоваться только граждане, заключившие договоры на ведение индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) / договоры на приобретение недвижимости с налоговыми агентами/банками, присоединившимися к такому обмену.
Положения Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ в части упрощенного порядка предоставления налоговых вычетов вступают в силу с 21 мая 2021 года и применяются к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло у налогоплательщика с 1 января 2020 года.
Необходимо отметить, что новый упрощенный порядок не отменяет возможности получения имущественных и инвестиционных налоговых вычетов в действующем порядке — посредством представления налоговой декларации формы 3-НДФЛ.
Кроме того, положениями Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ также упрощается порядок получения имущественных и социальных налоговых вычетов у работодателя.
Так, заявителю больше не придется посещать налоговый орган в целях получения уведомления о подтверждении права на получение таких налоговых вычетов.
Налоговый орган по итогам рассмотрения заявления налогоплательщика самостоятельно направит соответствующее уведомление работодателю, указанному в заявлении, для предоставления налогового вычета.
Указанные изменения вступают в силу с 01.01.2022.
Информация о процедуре обмена с банками (налоговыми агентами) в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке, а также предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке, для использования при подготовке ответов на запросы заявителей, прилагается.
Приложение: на 3 л.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
А.С. Петрушин |
С 21 мая 2021 г. вступает в силу упрощенный порядок получения инвестиционных и имущественных вычетов по НДФЛ на приобретение жилья и уплату процентов по ипотеке. Существенно сокращены сроки на проведение камеральной налоговой проверки и на возврат средств.
С 2022 г. упрощается порядок получения имущественных и социальных вычетов у работодателя.
Срок рассмотрения заявления о возврате налога
Порядок возврата излишне уплаченных налогов гражданами осуществляется в аналогичном организациям порядке. Но некоторые особенности можно выделить:
По итогам 2018 и 2019 года Кузнецов А.А. заплатил 10 000 руб. налога на имущество (по 5 000 руб. в год). В 2021 году гражданин добился пересмотра кадастровой стоимости своей недвижимости, в результате чего налог уменьшился до 3 000 руб. по каждому налоговому периоду. Образовалась переплата за 2018 и 2019 годы в сумме 4 000 руб. (10 000 – 3 000 х 2).
15.06.2021 Кузнецов А.А. подал заявление о возврате переплаты в сумме 4 000 руб. Средства ИФНС обязана вернуть не позднее 15.07.2021.
Излишняя уплата налога обычно имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую внесению в бюджет сумму налога и по какой-либо причине допускает ошибку (при расчете налоговой базы, применении неверной ставки налога, заполнении платежного поручения и т. д.). Обычно это происходит вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения (п. 2.5 Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503-О). Другой объективной причиной возникновения переплаты может стать превышение перечисленных в течение года авансовых платежей над суммой налога, исчисленного по итогам налогового периода.
Вопросы возврата излишне уплаченной суммы налога урегулированы ст. 78 НК РФ, положения которой применяются в том числе в отношении авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. В пункте 7 данной статьи сказано, что заявление (заявление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика)о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты налога (по общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ)), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ.
Таким образом, в общем случае налоговики могут вернуть переплату по налогу, если со дня ее возникновения прошло не более трех лет (Письмо Минфина РФ от 05.03.2020 № 03-04-06/16605).
Обратите внимание: возврат переплаты должен быть произведен в течение месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Нарушение ИФНС чревато уплатой процентов, которые начисляются за каждый день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Но Налоговым кодексом не урегулирован вопрос о том, может ли налогоплательщик взыскать с ИФНС проценты за несвоевременный возврат налога при подаче иска в суд, если во внесудебном порядке он обратился в инспекцию только по истечении трех лет с момента образования переплаты. В Определении ВС РФ от 01.11.2019 № 301-ЭС19-10633 по делу № А28-4206/2018 сказано, что если налогоплательщик обращается в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты по истечении трех лет с момента ее образования, то он утрачивает право на взыскание процентов за несвоевременный возврат этой суммы, поскольку налоговый орган не обязан ее возвращать.
Вместе с тем налоговая переплата может быть возвращена и после того, как истек трехлетний срок. Но об этом мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок возврата переплаты, возникшей из-за излишне уплаченных в бюджет авансовых платежей по налогу (например, по УСНО или налогу на прибыль).
Порядок исчисления «упрощенного» налога установлен ст. 346.21 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение (п. 2) налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода «упрощенцы» (независимо от применяемого объекта налогообложения) исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 3, 4 ст. 346.21 НК РФ). Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются в сроки, которые определены п. 7 ст. 346.21 НК РФ, – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Согласно п. 5 названной статьи авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, указанные положения ст. 346.21 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога по УСНО, исчисленного по итогам налогового периода методом нарастающего итога.
Предположим, организация уплатила авансовые платежи по УСНО за I квартал и полугодие 2019 года 19.04.2019 и 17.07.2019 соответственно. По итогам девяти месяцев и года организация получила убыток. Декларация по УСНО за 2019 год была представлена 11.03.2020. Возникает вопрос о том, с какого момента организации нужно исчислять трехлетний срок для подачи в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного «упрощенного» налога:
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Если «упрощенец» не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа (в нашем примере – за I квартал и полугодие 2019 года), данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периодов. Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года. Президиум ВАС еще в Постановлении от 28.06.2011 № 17750/10 указал, что основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.
Таким образом, сумма «упрощенного» налога может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за налоговый период. Дата внесения авансовых платежей не может рассматриваться в качестве даты возникновения излишней уплаты налога по УСНО. А это значит, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного «упрощенного» налога организация может подать в течение трех лет с даты представления декларации по УСНО (то есть начиная с 11.03.2020).
В завершение добавим, что такой порядок определения даты возникновения переплаты из-за излишне внесенного аванса касается любых налогов, предполагающих уплату авансовых платежей в течение налогового периода.
Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (см. письма Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022, от 04.11.2019 № 03-02-07/2/87318).
Налоговые вычеты выходят в онлайн
Прежде чем обратиться с заявлением о возврате налоговой переплаты в суд, организация должна сначала подать такое заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это следует из п. 2 ст. 138 НК РФ и п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57).
К сведению: в Определении КС РФ от 21.06.2001 № 173-О указано: в случае пропуска срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – три года исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Итак, суды исчисляют трехгодичный срок не с момента уплаты налога, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (см. определения КС РФ от 26.03.2019 № 815-О, от 29.05.2019 № 1436-О, Письмо Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022). То есть суды сдвигают дату, с которой начинается отсчет трехлетнего срока (определенного п. 7 ст. 78 НК РФ).
При этом именно налогоплательщик должен обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не может узнать о возникшей переплате по налогу раньше (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).
Обратите внимание: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и, следовательно, день представления уточненной налоговой декларации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56). Поскольку налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, он должен знать об излишне уплаченной сумме в момент подачи первичной декларации. По этой причине суды, как правило, отказывают организациям в возврате налоговой переплаты в связи с пропуском срока (см., например, Постановление АС МО от 13.12.2019 № Ф05-17713/2019 по делу № А41-9238/2019).
Если же в суде будет доказано, что налогоплательщик был осведомлен об имеющейся у него переплате по налогу, то пропущенный срок для подачи заявления о ее возврате ему не восстановят (см. постановления АС ЗСО 20.02.2020 № Ф04-7773/2020 по делу № А45-15810/2019, АС МО от 13.11.2019 № Ф05-19502/2019 по делу № А40-15012/2019, АС УО от 19.12.2019 № Ф09-8054/19 по делу № А07-3550/2019).
Обобщим сказанное. Само по себе обращение в суд с требованием восстановить трехлетний срок для возврата налоговой переплаты не является гарантией того, что этот срок в конечном итоге будет восстановлен. В статье 205 ГК РФ сказано, что срок исковой давности может быть восстановлен в исключительных случаях и при наличии уважительных причин его пропуска (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016).
Приведем несколько примеров из практики.
В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.
На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.
Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).
Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).
Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.
Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.
В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.
Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.
Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.
ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.
Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.
ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)
Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.
Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).
* * *
Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.
Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.