Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о платежах и переводах денег в РК 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В настоящее время оплаты по карточке хоть через POS-терминал, хоть переводом налоговики считают денежным расчётом. И поэтому при любом таком платеже необходимо выбивать фискальный чек. Так что если вы – индивидуальный предприниматель и получаете деньги через перевод, то обязательно пробивайте чек. Так как в 2021 году уже действует требование статьи 24 Налогового кодекса, в соответствии с которой ваш банк по запросу налогового органа должен предоставить сумму всех платежей за календарный год.
Вся правда о мобильных переводах. Чеки, переводы и платежи
С 2022 года налоговые органы хотят взять на контроль все суммы денег, которые приходят на карту даже не предпринимателей.
Статья 24 Налогового кодекса, подпункт 23: представлять в уполномоченный орган сведения по физическим лицам неиндивидуальным предпринимателям, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям.
То есть пропадёт само понятие «банковская тайна».
И будут непонятны критерии, по которым о ваших поступлениях теперь будут знать в банке, где вы храните деньги, а также в Национальном банке и Комитете госдоходов.
С 2022 года в статью 24 Налогового кодекса РК вводится пункт 21, согласно которому банки обязаны представлять в уполномоченный орган сведения по итоговым суммам платежей, поступивших на счёт индивидуального предпринимателя для осуществления предпринимательской деятельности за календарный месяц.
Такие поправки одобрены сенатом и находятся на подписи у президента. Все эти пункты – очередная попытка борьбы с теневой экономикой. Теперь это выглядит как борьба с удобными мобильными переводами.
В связи с нововведениями в законодательство РК в банковских мобильных приложениях должна появиться новая функция.
Сейчас в мобильных приложениях есть только одна строка – «перевод». Дополнительно появится строка «платёж». Переводы будут выбираться для осуществления перевода денег родственниками, на благотворительность и другие личные цели, а платёж – при оплате за товары, работу и услуги. Платёж будет означать то же самое, если бы была оплата наличными или карточкой за товары, работу или услуги.
В Kaspi Bank ответили на вопросы казахстанцев о мобильных переводах
Напомним, 25 ноября 2021 года сенат Казахстана во втором чтении принял поправки в Налоговый кодекс, которые на законодательном уровне регулируют мобильные переводы. Эти поправки призваны вывести из тени доходы, которые получают казахстанские предприниматели через мобильные переводы при оплате своих товаров и услуг.
Согласно новым поправкам, предприниматели должны будут использовать отдельные счета для ведения бизнеса. Для этого бизнесмены будут обязаны разделять свои мобильные переводы на личные и предпринимательские. Поправки также обяжут банки передавать в налоговую соответствующие сведения.
Ранее призывы отказаться от мобильных переводов и перейти на наличный расчет прокомментировали в Минфине. В ведомстве отметили, что целью законодательных инициатив является дальнейшее развитие бизнеса в цифровом пространстве и никоим образом не преследует цели перехода на наличный расчет.
Мобильные онлайн-переводы все же будут облагать налогом. Казахстанские депутаты сегодня одобрили законопроект в первом чтении. И теперь те граждане, которые получали денежные переводы на карту по номеру своего телефона за оплату товаров и услуг, не останутся в тени. Специально для этого в Министерстве финансов введут понятие «мобильный платеж».
28. При осуществлении безналичных платежей и (или) переводов денег между клиентом и его банком, а также обслуживании банковского счета клиента используется платежный ордер по форме, согласно приложению 6 к Правилам.
29. Допускается использование банком иной формы платежного ордера, при наличии в ней обязательных реквизитов, предусмотренных Правилами.
В платежном ордере наименование банка (банка отправителя денег и банка бенефициара) указывается один раз.
Допускается в платежном ордере проставление банком дополнительных сведений о клиенте и иных сведений, необходимых банку для обработки данного платежного ордера.
30. Допускается оформление и предъявление платежного ордера в электронной форме при условии соблюдения порядка защитных действий от несанкционированных платежей, предусмотренного договором между клиентом и обслуживающим его банком.
31. Платежный ордер предъявляется инициатором в течение десяти календарных дней со дня его выписки, указанной в нем.
Инициатором предъявления платежного ордера является клиент либо его обслуживающий банк.
32. Количество уполномоченных лиц, обладающих правом подписи на платежном ордере, составленном на бумажном носителе, инициатором которого является банк, а также необходимость проставления штампа или оттиска печати на таком платежном ордере определяется банком.
33. В платежном ордере указывается дата валютирования, если это предусмотрено в договоре между клиентом и обслуживающим его банком.
112. Прием наличных денег от отправителя денег через электронные терминалы осуществляется банком на основании распоряжения отправителя денег, представляющего собой приказ банку на осуществление безналичного платежа и (или) перевода денег в пользу указанного бенефициара.
Безналичный платеж и (или) перевод денег в пользу бенефициара осуществляется банком в соответствии с условиями распоряжения отправителя денег путем формирования платежного поручения.
113. При осуществлении безналичных платежей и (или) переводов денег через электронные терминалы банков отправителю денег выдается чек, который содержит следующие обязательные реквизиты:
1) номер документа, число, месяц, год выписки;
2) наименование банка отправителя денег и бенефициара;
3) сумму платежа;
4) сумму комиссионного вознаграждения банка;
5) валюту платежа;
6) назначение платежа;
7) код назначения платежа.
114. При осуществлении обязательных платежей в бюджет через электронные терминалы банков чек, помимо реквизитов, предусмотренных пунктом 113 Правил, содержит следующие реквизиты:
1) ИИН или БИН клиента;
2) наименование платежей в бюджет с указанием цифрового значения кода бюджетной классификации;
3) код органа государственных доходов (цифровое значение).
Чек содержит дополнительные реквизиты, установленные банком.
115. Чек, выдаваемый электронным терминалом отправителю денег, имеет статус первичного документа и служит подтверждением факта осуществления безналичного платежа и (или) перевода денег в пользу бенефициара через электронный терминал путем взноса наличных денег в банк.
116. После приема наличных денег через электронные терминалы и выдачи чека, составленного в соответствии с требованиями пунктов 113 и (или) 114 Правил, банк осуществляет перевод денег в пользу бенефициара не позднее операционного дня, следующего за днем принятия наличных денег.
117. Осуществление платежной организацией, прошедшей учетную регистрацию в Национальном Банке (далее – платежная организация), приема наличных денег для проведения платежа через электронные терминалы производится на основании договора, заключенного между платежной организацией и поставщиком услуги. При осуществлении платежа выдается чек, содержащий следующие реквизиты:
1) номер документа, число, месяц, год его выписки;
2) наименование (код) платежной организации;
3) сумма платежа;
4) валюта платежа;
5) время проведения платежа;
6) код, идентифицирующий проведение платежа.
Допускается включение в чек дополнительных реквизитов.
Платежная организация осуществляет прием платежей в бюджет без открытия банковского счета при наличии агентского договора по оказанию такой услуги с банком. При осуществлении платежей в бюджет чек, помимо реквизитов, указанных в части первой настоящего пункта Правил, содержит наименование и БИК банка, ИИН или БИН клиента, наименование платежей в бюджет с указанием цифрового значения кода бюджетной классификации и код органа государственных доходов (цифровое значение).
В договорах предусматривается порядок зачисления денег с банковского счета платежной организации на банковский счет поставщика услуги, права и обязанности сторон, а также порядок вознаграждения платежной организации за оказание платежной услуги и условия привлечения к оказанию платежной услуги.
118. При оказании платежным агентом или платежным субагентом платежной услуги по приему наличных денег через электронные терминалы для осуществления платежа выдается чек, содержащий помимо реквизитов, указанных в пунктах 113 — 114 Правил, наименование платежного агента (субагента).
Налог на мобильные платежи с 2022 года повысит ясность доходов населения и МСБ
162. Для осуществления регулярных безналичных платежей и (или) переводов денег отправитель денег представляет в обслуживающий его банк постоянное распоряжение отправителя денег по форме, согласно приложению 18 к Правилам, за исключением платежных поручений, направляемых посредством систем удаленного доступа.
163. Постоянное распоряжение отправителя денег содержит следующие обязательные реквизиты:
1) реквизиты бенефициара и банка бенефициара (наименование, ИИК, БИК, ИИН (БИН));
2) сумму платежа или условия, ее определяющие;
3) дату осуществления платежа и их периодичность или условия, их определяющие.
164. Допускается указание в постоянном распоряжении отправителя денег наименования документов бенефициара, подтверждающих поставку товара, выполнение работы или оказание услуги (далее – подтверждающие документы), оплату которых отправитель денег поручает банку отправителя денег.
Порядок и сроки предъявления подтверждающих документов бенефициаром в банк отправителя денег либо банк бенефициара устанавливаются в договоре между отправителем денег и бенефициаром.
165. Для отзыва постоянного распоряжения отправителя денег отправитель денег направляет в банк соответствующее уведомление, оформленное в порядке, определенном банком.
166. Банк отправителя денег согласно условиям постоянного распоряжения отправителя денег или при получении банком отправителя денег подтверждающих документов формирует платежное поручение или платежный ордер (если бенефициар является клиентом данного банка) в пользу бенефициара, указанного в постоянном распоряжении отправителя денег.
167. В платежном поручении, платежном ордере, сформированном банком отправителя денег, в качестве отправителя денег указываются реквизиты отправителя денег. В графе «назначение платежа» платежного поручения (платежного ордера) помимо назначения платежа указываются реквизиты постоянного распоряжения отправителя денег, в соответствии с которым осуществляется перевод денег в пользу бенефициара.
168. В случае отсутствия либо недостаточности денег на банковском счете отправителя денег для очередного безналичного платежа и (или) перевода денег, банк уведомляет отправителя денег об отсутствии или недостаточности денег на его банковском счете способами, установленными договором между ними, и не формирует платежное поручение, платежный ордер.
169. Если бенефициар и банк отправителя денег являются одним лицом, банк отправителя денег при недостаточности либо отсутствии денег на банковском счете отправителя денег помещает платежный ордер в картотеку, если иное не установлено договором, заключенном между отправителем денег и его банком.
170. Постоянное распоряжение отправителя денег оформляется на бумажном носителе либо в электронной форме в порядке, определенном банком отправителя денег.
194. К платежным документам отправителя, предъявленным до введения в действие Правил, применяется очередность исполнения платежного документа, предусмотренная пунктом 70 Правил.
195. Платежное требование для взыскания просроченной задолженности по договору займа, предъявленное в банк до 31 декабря 2016 года (включительно) и помещенное в картотеку в связи с недостаточностью либо отсутствием денег на банковском счете отправителя денег, с 1 января 2017 года подлежит исполнению по мере поступления денег на банковский счет отправителя денег.
196. Платежные требования для взыскания просроченной задолженности по договору займа с текущего счета физического лица, предъявленные до введения в действие Правил, исполняются в соответствии с частью второй пункта 124, пунктами 137, 138, 139 Правил.
197. Инкассовое распоряжение судебных исполнителей, решения уполномоченных государственных органов, должностных лиц или судебных исполнителей о наложении ареста на деньги, находящиеся на банковском счете, распоряжения уполномоченных государственных органов о приостановлении расходных операций по банковским счетам, предъявленные к банковскому счету, открытому физическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность в виде личного предпринимательства, до введения в действие Правил исполняются с учетом пунктов 150, 151 и части третьей пункта 173 Правил.
Приложение 1 к Правилам осуществления безналичных платежей и (или) переводов денег на территории Республики Казахстан |
|
Форма |
Поступило в банк, филиал банка- нерезидента Республики Казахстан |
Сноска. Приложение 1 — в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 30.11.2020 № 139 (вводится в действие с 16.12.2020).
Отправитель денег |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Назначение платежа |
|
||||||||||||||
(с указанием наименования товара, выполненных работ, оказанных услуг, номеров и даты товарных документов, номера и даты договора и иных реквизитов) |
Проведено банком, филиалом банка-нерезидента Республики Казахстан |
||||||||||||||
Фамилия, имя и отчество (при его наличии) руководителя (уполномоченного лица) __________________________________________________________ |
Подпись _______________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
главного бухгалтера (уполномоченного лица) _____________________
Подпись _______________________________
подписи ответственных исполнителей банка,
филиала банка-нерезидента Республики Казахстан
место штампа |
Приложение 2 к Правилам осуществления безналичных платежей и (или) переводов денег на территории Республики Казахстан |
|
Форма |
Поступило в банк, филиал банка-нерезидента Республики Казахстан |
Сноска. Приложение 2 — в редакции постановления Правления Национального Банка РК от 30.11.2020 № 139 (вводится в действие с 16.12.2020).
Отправитель денег | |
Сумма (всего) |
____________________________________________ (наименование) |
|
ИИК бенефициара KZ24070105KSN0000000
__________________________________________________ КБе 11
Банк, филиал банка-нерезидента Республики Казахстан бенефициара Республиканское государственное учреждение «Комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан»
БИК KKMFKZ2A
Всего (сумма прописью): ________________________________
Наименование бенефициара (органа государственных доходов) |
БИН органа государственных доходов |
Назначение платежа |
КБК |
КНП |
Сумма |
Проведено банком, филиалом банка-нерезидента
Республики Казахстан отправителя денег
«___» ____________ года
Фамилия, имя и отчество (при его наличии) |
(подписи ответственных Исполнителей банка, филиала банка-нерезидента Республики Казахстан)
|
Приложение 3 к Правилам осуществления безналичных платежей и (или) переводов денег на территории Республики Казахстан |
|
Форма |
Так как мобильные переводы станут проверяться на предмет ведения предпринимательской деятельности, то возникает вероятность перехода продавцов в магазинах и на рынках обратно к наличным платежам.
Соответственно, покупатели могут столкнуться с тем, что им будут отказывать в приеме оплаты через банковские приложения.
Напомним, что за отказ принимать платеж банковской картой некоторые предприниматели могут получить штраф, согласно 194 статье Административного кодекса.
В первый раз будет вынесено предупреждение. А повторное нарушение в течение года влечет:
- для малого бизнеса – штраф в размере 40 МРП, или 116 680 тенге (здесь и далее на 2021 год);
- для среднего бизнеса – 60 МРП, или 175 020 тенге;
- для крупного бизнеса – 80 МРП штрафа, или 233 360 тенге.
При этом за сообщение о нарушении покупатели получают вознаграждение.
Будут ли наказывать предпринимателей за отказ приема через мобильные платежи на данный момент официально не сообщалось.
- сегодня
- неделя
- месяц
- 03.12.2021, 08:23В большинстве регионов Казахстана ожидаются осадки 48439В большинстве регионов Казахстана ожидаются осадки
- 03.12.2021, 09:01В Казахстане за ноябрь цены производителей промпродукции повысились на 5,5% 42931В Казахстане за ноябрь цены производителей промпродукции повысились на 5,5%
- 03.12.2021, 10:22Новый аким Алматинской области раскритиковал подчиненных за дефицит угла 29215Новый аким Алматинской области раскритиковал подчиненных за дефицит угла
- 03.12.2021, 10:08В Алматы девушка выбросилась с двенадцатого этажа 25651В Алматы девушка выбросилась с двенадцатого этажа
- 03.12.2021, 08:30Сводка эпидситуации в РК: за сутки выявлено 724 новых случая заболевания COVID-19 22087Сводка эпидситуации в РК: за сутки выявлено 724 новых случая заболевания COVID-19
Одна из важных поправок – создание национального перечня публичных должностных лиц. Сейчас субъекты финансового мониторинга в Казахстане осуществляют дополнительный контроль над операциями только иностранных публичных лиц.
Какие именно категории чиновников и представителей квазигосударственного сектора попадут под контроль, должна определить администрация президента РК. После этого глава государства утвердит перечень.
«У каждого госоргана или предприятия квазигоссектора своя структура управления, потому и уровни могут быть разными. В этот перечень могут быть включены даже акимы сел, а также судьи и военные. Список не будет являться константой – в него могут дополнительно включить и исключить служащих всех уровней. При этом стоит понимать, что список будет формироваться исключительно из публичных – административных и политических – должностей, не затрагивая должности рядовых служащих», – объяснил мажилисмен Сергей Симонов.
Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) по утвержденному перечню создаст персонифицированный список публичных лиц, членов их семей и близких родственников. В этом списке будут отражаться только ФИО и индивидуальные идентификационные номера без должностей. Когда человек покинет высокий пост, данные о нем и членах его семьи будут еще год сохраняться в списке публичных лиц.
Этой базой данных будут пользоваться казахстанские субъекты финмониторинга, в число которых входят банки, МФО, ломбарды и биржи. Сейчас финансовые организации, чтобы выявить подозрительные операции, сверяются с международными базами лиц, потенциально связанных с отмыванием доходов или финансированием терроризма. После ввода поправок в действие субъекты финмониторинга будут сверяться еще и с казахстанским перечнем публичных лиц. Операции клиентов из этого списка пройдут дополнительные проверки: кто совершает, куда, какова цель перевода. Также проверяется источник операции.
Отмечается, что в период пандемии субъекты малого и среднего бизнеса в области торговли начали повсеместно использовать мгновенные мобильные переводы.
В кулуарах Сената вице-министра финасов Марата Султангазиева спросили, как будут контролировать продавцов, которые, несмотря на запрет, продолжат принимать оплату через личные переводы.
«Если на одно и то же лицо перечислялись в день несколько платежей от разных людей, то начнет работать система управления рисками, будем выявлять таких продавцов», — сказал Марат Султангазиев
Он отметил, что ставка налога останется прежней, дополнительных налоговых нагрузок не будет. Речь идет лишь о том, чтобы показать легальный оборот предпринимателей.
«У нас на сегодня есть административные штрафы за несвоевременную постановку на учет, есть административная ответственность за то, что продавец не отразил обороты в учете, то есть не пробил чек. В первый раз идет предупреждение, но уже со второго раза начнут штрафовать. Информационные системы у нас развиты, система управления рисками работает. Кроме того, у нас уже внедрены элементы искусственного интеллекта, поэтому вычислять такие операции несложно», — отметил вице-министр финансов РК
Журналисты также поинтересовались, не получится ли так, что под удар этого регулирования попадут обычные граждане. Допустим, когда получают денежные переводы на праздниках.
«Если вы эпизодически получаете деньги на свой день рождения от родственников, то в эту систему управления рисков вы никак не попадаете. Если у вас день рождения будет каждый день и по пять раз, тогда это будет подозрительно», — сказал Марат Султангазиев
Напомним, теперь мобильные переводы казахстанцев начнут регулировать. Парламент принял в двух чтениях поправки в Налоговый кодекс. Документ отправили на подпись главе государства.
Скоро введут мобильные платежи, что является абсолютно правильным решением с точки зрения их фискализации. Другими словами, если через систему мобильных переводов осуществляется физически платеж, то в гражданско-правовых отношениях он будет трактоваться как платеж в рамках договорных отношений, а не безвозмездный перевод третьему лицу. Для потребителей, в первую очередь, это защита через закон о защите прав потребителей: в случае, если необходимо, вернуть товар или если услуга не была оказана.
- Процесс
- Общество
- Бизнесс
- Экология
- Кодекс РК об административных правонарушениях
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Уголовный кодекс Республики Казахстан
- Бюджетный кодекс Республики Казахстан
- Налоговый кодекс Республики Казахстан
- О таможенном регулировании в республике Казахстан
- Предпринимательский кодекс
- Трудовой кодекс Республики Казахстан
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Гражданский кодекс РК (общая часть)
- Гражданский кодекс РК (особенная часть)
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- О браке (супружестве) и семье
- О здоровье народа и системе здравоохранения
- Водный кодекс Республики Казахстан
- Земельный кодекс Республики Казахстан
- Лесной кодекс Республики Казахстан
- Экологический кодекс Республики Казахстан
Налог на переводы Kaspi в Казахстане: что ждет пользователей и бизнес
Нормативное регулирование обеспечивается Законом РК «О платежах и платежных системах» (далее — Закон) и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан.
Платежи наличными деньгами заключаются в физической передаче плательщиком получателю наличных денег в виде банкнот и (или) монет, являющихся законным платежным средством. Платежи осуществляются непосредственно лицу, перед которым исполняется денежное обязательство, либо через посредника.
Безналичные платежи и (или) переводы денег осуществляются на основании платежных инструментов с использованием или без использования банковских счетов в тенге и иностранной валюте в порядке, определенном законодательством. Виды платежных инструментов определены в ст. 30 Закона. Наиболее часто употребляемыми среди населения являются средства электронного платежа — платежные карточки, мобильные приложения.
В последние годы как гражданами, так и юридическими лицами, все чаще практикуются безналичные переводы. Полагаем, что в определенной степени это связано с удобством и возможностью контроля платежей.
При совершении платежных операций финансистам и предпринимателям следует иметь ввиду, что при оплате наличными деньгами предусмотрены определенные ограничения.
Согласно п. 9 ст. 25 Закона РК «О платежах и платежных системах», платежи по сделке, сумма которой превышает 1000 — кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются индивидуальными предпринимателями (ИП), состоящими на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (НДС), или юридическими лицами в пользу другого ИП, состоящего на регистрационном учете в качестве плательщика НДС, или юридического лица только в безналичном порядке.
В практике бывают случаи, когда предприниматели делят одну сделку на несколько небольших. Что будет в этом случае?
Такие случаи не имеют прямого нормативного регулирования.
Разберем на примере: ТОО «Ромашка Лайф» продает ТОО «Ромашка Профи» товар, например, медицинское оборудование и расходные материалы к нему. В целях произведения расчетов договор поставки разделили на несколько договоров по видам товара и сопутствующих услуг (например, отдельно на каждый вид оборудования, отдельно на монтажные и пуско-наладочные работы, отдельно на расходные материалы). Будет ли это нарушением?
Как повлияют на покупателей поправки о мобильных переводах в Казахстане
Отношения, регулируемые настоящим Законом, возникают при осуществлении:
платежей и (или) переводов денег в соответствии с условиями оплаты по гражданско — правовым сделкам;
переводов денег по поручению клиента банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций (далее — банки), когда такие поручения не связаны с выполнением условий оплаты по гражданско — правовым сделкам;
обязательных платежей и (или) переводов денег, производимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
1. Деньги являются средством платежа и накопления и служат мерой стоимости.
2. Деньги существуют в форме денежных знаков (наличных денег) либо в форме денежных обязательств банков, выраженных в виде записи по банковским счетам их клиентов.
3. Денежные знаки выпускаются в виде банкнот и монет, имеющих номинальную стоимость (номинал).
Права и обязанности между отправителем и банком — получателем, связанные с использованием платежного поручения, устанавливаются в договоре между ними, а их фактическая реализация возникает с момента предъявления в банк — получатель платежного поручения. Банк — получатель после получения такого указания должен его акцептовать либо мотивированно отказать в его акцепте. В случае акцепта платежного поручения банком — получателем у отправителя возникает право требования по исполнению акцептованного платежного поручения.
1. Выдача чека — способ осуществления платежа, при котором платеж производится путем выдачи чекодателем одноименного платежного документа чекодержателю.
2. Выдача чека не является исполнением денежного обязательства чекодателя, во исполнение которого такой чек был выписан. Исполнение указанного обязательства происходит в момент получения денег по чеку.
3. Чеки подразделяются на покрытые и непокрытые. Покрытыми являются чеки, которые обеспечены депозитом, предварительно внесенным чекодателем в банк. Непокрытыми являются чеки, которые не были предварительно обеспечены депозитом. Чеки могут содержать гарантию банка по их оплате, в том числе по непокрытым чекам.
4. Права и обязанности чекодателя и банка, связанные с использованием чека, возникают на основании договора об использовании чеков между чекодателем и банком. Права чекодержателя возникают с момента получения чека от чекодателя.
Реализация указанных прав и обязанностей производится с момента выдачи чека чекодателем.
У чекодержателя возникает право денежного требования к банку чекодателя в сумме, указанной в чеке. Банк чекодателя оплачивает чек, предъявленный чекодержателем, либо мотивированно отказывает в его оплате в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан и по основаниям, установленным в статье 18 настоящего Закона.
1. До акцепта поручения банком — получателем его отправитель обязан обеспечить сумму денег, необходимую для исполнения поручения после его акцепта банком — получателем. При осуществлении перевода денег по результатам клиринга отправитель обязан обеспечить сумму денег, необходимую для исполнения его поручения, только в случае, если у него образовалось отрицательное сальдо.
2. При акцепте указания возникают следующие права и обязанности:
1) при акцепте поручения банком — получателем у него возникает обязательство перед отправителем по исполнению акцептованного поручения;
2) при акцепте поручения банком бенефициара у него возникает обязательство по приему в пользу бенефициара суммы денег, указанной в поручении;
3) при акцепте требования отправителем денег у бенефициара возникает право требования по акцептованному требованию, у отправителя денег возникает обязательство по его исполнению в пользу бенефициара;
4) при акцепте требования банком — получателем от отправителя возникает право требования по акцептованному требованию, у банка — получателя возникает обязательство по его исполнению.
3. Банк бенефициара вправе произвести зачет в пользу третьего лица или в свою пользу суммы денег, обозначенной в акцептованном им указании, против суммы обязательства бенефициара перед третьим лицом или данным банком, срок исполнения которого наступил к моменту поступления такого указания в банк бенефициара, с учетом соблюдения очередности изъятия денег из банка, установленной законодательными актами Республики Казахстан.
Номер документа: | 237-I |
Дата принятия: | 29/06/1998 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 13/07/1998 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Утратил силу с: | 11/09/2016 |
Документ утратил силу с 11 сентября 2016 года в соответствии со статьей 60 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2016 года №11-VІ ЗРК |
Текущая редакция принята: 29/10/2015 документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам… № 376-V ЗРК от 29/10/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016
Редакция от 07/11/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего… № 248-V ЗРК от 07/11/2014
Вступила в силу с: 19/11/2014
Редакция от 29/09/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения… № 239-V ЗРК от 29/09/2014
Вступила в силу с: 13/10/2014
Редакция от 10/06/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия… № 206-V ЗРК от 10/06/2014
Вступила в силу с: 14/07/2014
Редакция от 15/01/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования… № 164-V ЗРК от 15/01/2014
Вступила в силу с: 29/01/2014
Редакция от 21/06/2013, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного… № 106-V ЗРК от 21/06/2013
Вступила в силу с: 02/07/2013
Редакция от 05/07/2012, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации… № 30-V ЗРК от 05/07/2012
Вступила в силу с: 31/07/2012
Редакция от 21/06/2012, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия… № 19-V ЗРК от 21/06/2012
Вступила в силу с: 04/07/2012
Редакция от 12/01/2012, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития… № 538-IV ЗРК от 12/01/2012
Вступила в силу с: 01/01/2012
Редакция от 21/07/2011, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных… № 466-IV ЗРК от 21/07/2011
Вступила в силу с: 06/09/2011
Редакция от 02/04/2010
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов…»
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил установления корреспондентских отношений между…»
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил обмена электронными документами при осуществлении платежей…»
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по оформлению, использованию и исполнению платежных…»
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения операций с документарными аккредитивами…»
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по осуществлению безналичных платежей и переводов…»
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил осуществления межбанковского клиринга в Республике…»
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил представления сведений по платежам и переводам денег, …»
- Контрабандист пытался провезти в Казахстан 185 тонн табака
- Первый случай заражения штаммом «Омикрон» зарегистрировали в Малайзии
- Хищение в особо крупном размере: госслужащих осудили в Туркестанской области
- Молодые специалисты продемонстрировали свои навыки в Актобе
- Рекордное количество наркотиков уничтожили в Перу
(0) |
Мобильные платежи и переводы в Казахстане возьмут под контроль
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 917 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9 % |
МЗП | 42 500 тг |
МРП | 2 778 тг |
КПН | 20 % |
ИПН | 10 % |
ОПВ | 10 % |
ОППВ | 5 % |
Соц. налог | 9,5 % |
Соц. отчисления | 3,5 % |
НДС | 12 % |
Ставка рефинансирования | 9,25 % |
ОСМС | 2 % |
С точки зрения потребительского опыта — только позитивные. Это та самая реальная цифровизация, о которой битые годы говорит правительство. Причем цифровизация в таком сложном секторе, как деньги. У розничного банка получилось сделать это за полтора года — пересадить всю страну на безналичные оплаты без дополнительных терминалов и танцев с бубнами. Почему так получилось? Во-первых, понятность, простота и удобство продукта: переводы осуществляются по номеру телефона, а не только по номеру карты. Во-вторых, критическая масса пользования продуктом, когда ты почти гарантированно уверен, что у твоего контрагента он тоже есть. В-третьих, отсутствие какой-либо вменяемой конкуренции. Никто такого не делал и не пытался делать. В итоге, за полтора года платить переводом стало само собой разумеющимся везде — в такси, на ярмарке или базаре, в магазине у дома. То есть там, где ставить терминалы для безналичной оплаты или нереально, или дорого и накладно.
Это самая большая загадка. Потому что каспизация всей страны была успешно закончена еще весной и тогда уже можно было легко пойти на региональную ярмарку без наличных денег и купить все, что ты хочешь. Абсолютно у каждого продавца на прилавке был указан номер телефона, либо продавец его диктовал. Самое интересное, что государство ничего не проигрывает. В переводы ушли наличные деньги. Государство как раньше их не видело, так и сейчас после запрета переводов (которого еще нет, кстати) не увидит. Например, два магазина у дома уже перестали принимать переводы, но и терминалов у них еще нет.
Добро пожаловать на портал Ирис!
Самое страшное, что может произойти, — признание переводов платежами и выставление налога на них задним числом, плюс многочисленные проверки, таскание людей по налоговым и требование доказать, от кого и почему осуществлялись эти переводы. В лучшем случае — ничего. Банк просто сделает надстройку в своем приложении, которая позволит превращать физический счет в счет юридического лица, как это сделано в крупнейших мировых платежных приложениях. Для стороннего пользователя ничего не изменится — он как платил на Kaspi, так и будет, только средства вместо счета физического лица будут попадать на счет юридического лица.
Очень хочется верить, что Минфин одумается и сменит агрессивно-негативную риторику на примирительно-доброжелательную и перестанет пугать население. Подобные действия не добавляют ни любви, ни доверия ни банковской системе, ни правительству.
В данном случае от банков потребуется разработка нового продукта, который станет составной частью текущего и позволит делать те же переводы, но не на счет физических лиц, а юридических. Так это реализовано в мировых платежных приложениях. Клиент не почувствует разницу — просто теперь он будет платить не некоему Серику, а ИП «Серикбай». ИП получит такой же удобный и законный способ получать платежи от своих клиентов. Все довольны и счастливы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Поправки в Налоговый кодекс с 1 января 2022 года
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Идентификатор применяется для определения контрактов и расчетов по ним. Это особый 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется в течение всего срока действия договора. Идентификационный код формируется в порядке, определенном в Приказе Казначейства РФ от 09.01.2018 г. № 5н. Предприятия, занимающиеся реализацией товаров в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ, должны указывать этот код в счетах-фактурах.
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.