Минимальная тарифная ставка в 2022 году в Татарстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная тарифная ставка в 2022 году в Татарстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Зарплату бюджетникам Татарстана подняли на 14%. Увеличили зарплаты медикам. Медработники перешли на новую систему оплаты труда. Должностной оклад татарстанского врача теперь соответствует определенной квалификационной группе. Для сравнения можно посмотреть статью “Зарплаты врачей в России”.

За квалификационную категорию медицинским сестрам увеличат зарплату в 1,5 раза, врачам – в два раза (Таблица 3).

Таблица 3

Средняя зарплата медицинских работников в Татарстане.

Регион

Средняя зарплата

медицинских работников с высшим образованием (р. в месяц)

Средняя зарплата

медицинских работников со средним образованием (р. в месяц)

Средняя зарплата

младшего медицинского персонала (р. в месяц)

Аргызский

43 тыс.

21 тыс.

Азнакаевский

45 тыс.

23 тыс.

18 тыс.

Аксубаевский

43 тыс.

21 тыс.

Актанышский

50 тыс.

20 тыс.

14 тыс.

Алексеевский

39 тыс.

23 тыс.

Алькеевский

39 тыс.

24 тыс.

Альметьевский

44 тыс.

25 тыс.

20 тыс.

Апастовский

40 тыс.

21 тыс.

Арский

40 тыс.

21 тыс.

Атнинский

24 тыс.

Бавлинский

42 тыс.

19 тыс.

Балтасинский

37 тыс.

21 тыс.

Бугульминский

46 тыс.

22 тыс.

17 тыс.

Буинский

38 тыс.

20 тыс.

15 тыс.

Верхнеуслонский

37 тыс.

25 тыс.

Высокогорский

41 тыс.

24 тыс.

20 тыс.

Дрожжановский

40 тыс.

20 тыс.

Елабужский

50 тыс.

22 тыс.

18 тыс.

Заинский

44 тыс.

23 тыс.

16 тыс.

Зеленодольский

41 тыс.

23 тыс.

17 тыс.

Кайбицкий

22 тыс.

Камско-Устьинский

37 тыс.

19 тыс.

Спасский

49 тыс.

23 тыс.

Кукморский

42 тыс.

21 тыс.

15 тыс.

Лаишевский

37 тыс.

24 тыс.

Лениногорский

44 тыс.

24 тыс.

20 тыс.

Мамадышский

42 тыс.

20 тыс.

15 тыс.

Менделеевский

47 тыс.

22 тыс.

Мензелинский

43 тыс.

20 тыс.

Муслюмовский

38 тыс.

22 тыс.

Нижнекамский

48 тыс.

25 тыс.

18 тыс.

Новошешминский

45 тыс.

22 тыс.

Нурлатский

40 тыс.

21 тыс.

15 тыс.

Пестречинский

37 тыс.

22 тыс.

Рыбно-Слободский

40 тыс.

21 тыс.

Сабинский

41 тыс.

23 тыс.

Сармановский

45 тыс.

21 тыс.

Ютазинский

21 тыс.

Тетюшский

43 тыс.

21 тыс.

Тюлячинский

20 тыс.

Тукаевский

24 тыс.

Черемшанский

43 тыс.

21 тыс.

Чистопольский

47 тыс.

21 тыс.

18 тыс.

Казань

43 тыс.

27 тыс.

20 тыс.

Набережные Челны

45 тыс.

25 тыс.

20 тыс.

Зарплата учителя Татарстана в среднем составляет около 30 тыс. рублей. Педагоги дополнительного образования получают меньше – около 25 тыс. Среднюю зарплату учителя по России можно посмотреть тут.

Планируется увеличить на 60–70% минимальный оклад учителей, который составляет около 8 тыс. руб. Это может снизить значение неустойчивых надбавок, которые есть не у каждого педагога. Эти надбавки начисляются согласно так называемых листам качества, которые составляются два раза в год для каждого учителя (Таблица 4).

Таблица 4

Средняя зарплата педагогов по регионам РТ.

Регион

Средняя зарплата учителей (р. в месяц)

Средняя зарплата педагогов дошкольного образования (р. в месяц)

Аргызский

30 тыс.

24 тыс.

Азнакаевский

25 тыс.

22 тыс.

Аксубаевский

25 тыс.

27 тыс.

Актанышский

27 тыс.

26 тыс.

Алексеевский

27 тыс.

25 тыс.

Алькеевский

26 тыс.

23 тыс.

Альметьевский

31 тыс.

27 тыс.

Апастовский

27 тыс.

25 тыс.

Арский

26 тыс.

23 тыс.

Атнинский

28 тыс.

28 тыс.

Бавлинский

29 тыс.

23 тыс.

Балтасинский

25 тыс.

26 тыс.

Бугульминский

30 тыс.

25 тыс.

Буинский

27 тыс.

24 тыс.

Верхнеуслонский

35 тыс.

26 тыс.

Высокогорский

28 тыс.

26 тыс.

Дрожжановский

26 тыс.

23 тыс.

Елабужский

28 тыс.

27 тыс.

Заинский

29 тыс.

25 тыс.

Зеленодольский

30 тыс.

28 тыс.

Кайбицкий

28 тыс.

25 тыс.

Камско-Устьинский

26 тыс.

23 тыс.

Спасский

27 тыс.

24 тыс.

Кукморский

27 тыс.

26 тыс.

Лаишевский

30 тыс.

26 тыс.

Лениногорский

29 тыс.

25 тыс.

Мамадышский

26 тыс.

23 тыс.

Менделеевский

28 тыс.

25 тыс.

Мензелинский

26 тыс.

23 тыс.

Муслюмовский

26 тыс.

26 тыс.

Нижнекамский

31 тыс.

26 тыс.

Новошешминский

26 тыс.

27 тыс.

Нурлатский

29 тыс.

26 тыс.

Пестречинский

29 тыс.

26 тыс.

Рыбно-Слободский

26 тыс.

23 тыс.

Сабинский

24 тыс.

26 тыс.

Сармановский

28 тыс.

26 тыс.

Ютазинский

30 тыс.

24 тыс.

Тетюшский

26 тыс.

26 тыс.

Тюлячинский

26 тыс.

27 тыс.

Тукаевский

30 тыс.

27 тыс.

Черемшанский

28 тыс.

25 тыс.

Чистопольский

28 тыс.

27 тыс.

Казань

33 тыс.

28 тыс.

Набережные Челны

32 тыс.

Прожиточный минимум составит 11 950 руб., для работающего населения – 13 026 руб., на ребенка – 11 592 руб., для пенсионеров – 10 277 руб. Минтруд обещает, что новый МРОТ будет 13 617 руб. Но фактически работники получат на 13% меньше после вычета НДФЛ.

МРОТ составит 42% от медианной зарплаты, а ПМ – 44,2% от медианного дохода:

  • МРОТ = 32 422 (медианная зарплата) * 42% = 13 617 руб.
  • ПМ = 27 036 (медианный доход) * 44,2% = 11 950 руб.

Цифры начислений 2022 года кажутся маленькими, наверняка будет много разговоров, что и повышение оказалось не таким уж внушительным, но стоит не забывать славные времена из новейшей истории РФ, когда МРОТ составлял 83 руб. В 2000-х «минималка» была скорее шуткой, а не деньгами, значение не дотягивало ни до чего и было в разы меньше прожиточного минимума. Только в 2018 году в РФ был принят закон, согласно которому «минималка» не может опускаться ниже ПМ. Плюс, появилось обязательство ежегодно ее индексировать на величину инфляции.

Бюджетникам в Татарстане повысят оклады с нового года

Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны:

в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, принимают меры по обеспечению присоединения к настоящему Соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан и не участвующих в заключении настоящего Соглашения, в том числе участвуют в консультациях с представителями работодателя, отказавшегося присоединиться к настоящему Соглашению, и представителями выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя;

принимают меры по установлению размеров оплаты труда на уровне, обеспечивающем величину месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением;

осуществляют мониторинг выполнения настоящего Соглашения и рассматривают его результаты не реже одного раза в год на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее рабочей группы.

1. После заключения настоящего Соглашения Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом настоящего Соглашения в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан».

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан уведомляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об опубликовании настоящего Соглашения и предложения о присоединении к нему.

2. В случае если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Республики Татарстан, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения работодателям о присоединении к настоящему Соглашению не направили в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан мотивированный письменный отказ присоединиться к нему в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, то настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования указанного предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения о сроках повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного пунктом 1 статьи 1 настоящего Соглашения.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке представлять интересы всех работников данного работодателя, к отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с иным представительным органом (представителем) работников, избранным в порядке, определенном статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации, и предложения о сроках повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного пунктом 1 статьи 1 настоящего Соглашения.

3. Работодатели — юридические лица, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Татарстан, созданные и начавшие свою деятельность после дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению, в случае отсутствия возможности присоединиться к настоящему Соглашению вправе направить в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 30 календарных дней со дня их государственной регистрации мотивированный письменный отказ с приложением документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При непредставлении указанного мотивированного письменного отказа настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей и подлежит обязательному исполнению ими.

4. В случае отказа работодателя присоединиться к настоящему Соглашению Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан имеет право пригласить представителей этого работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо иного представительного органа работников данного работодателя для проведения консультаций с участием представителей сторон Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников работодателя и представители Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обязаны принимать участие в этих консультациях.

1. Контроль за выполнением условий настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами в устанавливаемом ими порядке.

2. При осуществлении контроля за выполнением настоящего Соглашения Стороны обязуются представлять друг другу всю необходимую для этого информацию в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Настоящее Соглашение распространяется на организации внебюджетного сектора экономики Республики Татарстан — юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, заключивших настоящее Соглашение или присоединившихся к настоящему Соглашению в порядке, установленном статьей 3 настоящего Соглашения.

В Татарстане повысят зарплаты бюджетникам

Споры, возникающие между Сторонами в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем взаимных консультаций и переговоров.

Статья 8

1. Текст настоящего Соглашения направляется:

Кабинетом Министров Республики Татарстан — исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, а также для официального опубликования в установленном порядке;

Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан — организациям, входящим в состав данных объединений;

Федерацией профсоюзов Республики Татарстан — республиканским отраслевым профсоюзным организациям, координационным советам организаций профсоюзов муниципальных образований Республики Татарстан, отраслевым комитетам (советам) профсоюзов в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан, первичным профсоюзным организациям предприятий, организаций и учреждений Республики Татарстан.

2. Текст настоящего Соглашения размещается на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Регион Размер МРОТ, рублей
Белгородская область 13 617
Брянская область 13 617
Владимирская область 13 617
Воронежская область 13 617
Ивановская область 13 617
Калужская область 13 617
Костромская область 13 617
Курская область 13 617
Липецкая область 13 617
Московская область 15 500
Орловская область 13 617
Рязанская область 13 617
Смоленская область 13 617
Тамбовская область 13 617
Тверская область 13 617
Тульская область 14 200
Ярославская область 13 617
Москва 20 589

Регион Размер МРОТ, рублей
Карелия 13 617
Коми 13 617
Архангельская область 13 617
Вологодская область 13 617
Псковская область 13 617
Калиниградская область 14 000
Ленинградская область 13 617
Мурманская область 13 617
Новгородская область 13 617
Санкт-Петербург 19 190
Ненецкий автономный округ 13 617

Регион Размер МРОТ, рублей
Адыгея 13 617
Калмыкия 13 617
Краснодарский край 13 617
Астраханская область 13 617
Волгоградская область 13 617
Ростовская область 13 617

Регион Размер МРОТ, рублей
Курганская область 13 949
Свердловская область 13 617
Тюменская область 13 617
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 13 617
Челябинская область 13 617
Ямало-Ненецкий автономный округ 16 849

Регион Размер МРОТ, рублей
Бурятия 13 617
Тыва 13 617
Хакасия 19 408
Алтайский край 13 000
Забайкальский край 13 617
Красноярский край 13 617
Иркутская область 13 617
Кемеровская область 21 471
Новосибирская область 13 617
Омская область 14 651
Томская область 15 769

Регион Размер МРОТ, рублей
Республика Саха (Якутия) 13 617
Камчатский край 13 617
Приморский край 13 617
Хабаровский край 13 617
Амурская область 13 617
Магаданская область 19 500
Сахалинская область 23 442
Еврейская область 13 617
Чукотский автономный округ 13 617


Так как поправки в федеральный бюджет уже утверждены в первом чтении, скорее всего ничего не изменится и при дальнейшем рассмотрении. Поэтому с 1 января 2022 года размер федерального МРОТ составит 13 890 рублей. Одновременно принято предложение Путина об увеличении федерального прожиточного минимума. С 1 января 2022 года он составит 12 654 рубля.

Отметим, что первоначально размер федерального МРОТ должен был составить 12 792 рубля. Эта цифра была рассчитана исходя из новых правил определения МРОТ, т.е. по показателям средней медианной зарплаты в стране. Инициатива Путина не соответствует новой методике. Но так как Президент РФ предложил повысить, а не снизить размер МРОТ, никаких проблем при его утверждении не возникнет.

Показатель МРОТ влияет на определение размера заработной платы в стране. Работодатель не имеет право платить зарплату ниже 1 МРОТ для сотрудников, занятых на условиях полного рабочего дня. Это требование прямо прописано в с. 133 Трудового кодекса РФ. Ниже МРОТ можно платить зарплату совместителям или сотрудникам, работающих на условиях неполного дня.

МРОТ в 2022 году с 1 января в России

Органы власти регионов вправе устанавливать свой показатель МРОТ для работодателей на соответствующей территории. Но региональный МРОТ не может быть ниже федерального показателя. После повышения федерального МРОТ, регионы должны также повысить размер, если он ниже федерального. Регионам потребуется время, чтобы опубликовать новые размеры МРОТ.

Текущий размер МРОТ по регионам России указан в таблице ниже.

Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:

  • показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
  • с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
  • основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
  • МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
  • проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
  • МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.

Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.

Прожиточный минимум с 2021 года на основании последних поправок в ФЗ-134 от 24.10.1997 г. также устанавливается ежегодно. Причем, как федеральный прожиточный минимум, так и региональный. Согласно закона Правительству нужно было утвердить ПМ на следующий год до 1 июля текущего года. 6 июля было опубликовано соответствующее постановление за №1070.

18 ноября Президент РФ Владимир Путин поручил повысить прожиточный минимум в 2022 году на тысячу рублей — до 12 654 рублей.

В соответствии с этим устанавливаются следующие показатели ПМ (деление показателя по социально-демографическим группам осталось в силе):

  • на душу населения – 12 654 рубля;
  • для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
  • для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
  • для детей – 12 275 рублей.

Таким образом, повышение прожиточного минимума на 2022 год в РФ довольно значительное. В соответствии с постановлением Правительства РФ №2406 от 31.12.2020 г. соответствующие показатели на 2021 год составили 11 653 рублей, 12 702 рубля, 10 022 рубля и 11 303 рубля.

ПМ в 2022 году повысится:

  • на душу населения – на 1001 рубль;
  • для трудоспособных – на 1092 рубля;
  • для пенсионеров – на 861 рубль;
  • для детей – на 972 рубля.

Показатель прожиточного минимума активно используется при назначении мер социальной поддержки, при определении пособий на детей, социальной доплаты к пенсии.

МРОТ в 2022 году с 1 января увеличится.

Владимир Путин предложил увеличить минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в России в 2022 году на 8,6 процента. Так, МРОТ вырастет до 13 890 рублей, а прожиточный минимум — до 12 654 рублей. «В проекте федерального бюджета на будущий год сейчас заложена индексация прожиточного минимума на 2,5 процента. Конечно, этого недостаточно, потому что такие параметры значительно отстают от уровня текущей инфляции, которая ускорилась за последние месяцы», — пояснил президент на совещании по социальным вопросам. 24 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2022 году до 13 890 рублей в месяц.

В октябре 2021 года на 3,7% проиндексировали заработок военнослужащих, сотрудников правоохранительных, силовых, таможенных организаций, органов соцзащиты, спасателей, гидрометеорологов, работников Роспотребнадзора, центров реабилитации инвалидов.

Врачам, учителям, работникам бюджетной сферы, подпадающих под действие майского указа президента, зарплату повысят с 1 января 2022 года. Размер коэффициента индексации устанавливает субъект РФ, но не ниже среднего показателя. По России он составляет 4%. Изменение можно проводить только в сторону повышения. Например, Магаданская область устанавливает коэффициент в 10% (увеличение пройдет поэтапно), а в Омской области зарплаты вырастут на 5%.

Для улучшения состояния российского здравоохранения 01.11.2021 года в медицинских учреждениях Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской области, Севастополя, Якутии запустили пилотный проект оплаты труда медиков. Продлится он до 31.03.2022 года.

Реформой предполагается учет следующих факторов:

  • на оклад будет влиять сложность выполняемой работы, квалификационная категория, коэффициент, действующий в регионе, но не определенное медучреждение;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты будут представлены списком, единым на всей территории РФ.

Принятие этих мер позволит увеличить доходы медработников, повысить престиж профессии.

Процент индексации окладов работников медицинской сферы в 2022 году составит 6,5%. Различных видов доплат и выплат индексирование не коснется.

В Госдуме поддержали предложение об увеличении зарплат сотрудникам силовых органов. В проект бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 года внесли соответствующие поправки. В результате вместо планируемых ранее 5,8% зарплату повысят на 7,4%.

Закон, согласно внесенным изменениям, предусматривает с 01.10.2022 года ежегодное повышение заработной платы силовикам на 5% сверх инфляционного уровня. Первое повышение они получат 01.10.2023 года.

С целью экономии на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, заработная плата госслужащих была «заморожена», но в 2022 году индексацию возобновят. Запланировано повышение зарплат работников различных федеральных государственных органов на 4% с 01.10.2022 года.

Военным и приравненным к ним лицам зарплату с 01.10.2022 года повысят на 4%.

Повышение МРОТ с 1 января 2022 года по регионам России, таблица

Соответствовать минимальному уровню часовой ставки должны зарплаты работников при выполнении одновременно двух условий:

  • работа в режиме неполного рабочего времени;
  • трудовой договор является срочным и заключен на срок до 3-х месяцев.

Применение показателя в иных ситуациях недопустимо.

Получается, что бухгалтер теперь будет контролировать соответствие зарплат не только месячному МРОТ, но и МРЧС в отношении отдельных сотрудников.

По методике Росстата, величина средней номинальной зарплаты определяется на основе совокупных доходов работников до удержания НДФЛ и прочих обязательных сборов.

На протяжении последнего 10-летия заработки жителей Татарстана поступательно повышались. Так, в частности, в:

  • 2010 году средний показатель составил 17 350;
  • 2011 – 20 000;
  • 2012 – 23 230;
  • 2013 – 26 035;
  • 2014 – 28 294;
  • 2015 – 29 147;
  • 2016 – 30 224;
  • 2017 – 32 324;
  • 2018 – 35 155.

В конце прошлого года региональное Минэкономразвития опубликовало прогноз, где указывается, что доходы будут расти примерно на 4-5 процентов ежегодно и уже на конец 2021 года достигнут отметки 40 000.

На сегодняшний день размер средней номинальной зарплаты соответствует общероссийскому уровню. По Приволжскому ФО показатель уступает только Пермскому краю.

В целом же по уровню средних доходов регион находится на 40-м месте в России. Больше половины граждан зарабатывает не менее 16 000 и не более 35 000. При этом почти 22% жителей получают на руки до 15 000, а доходы сверх 100 000 имеют лишь 1,7 процента.

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Итак, согласно принятому федеральному законопроекту минимальная зарплата с 1 января 2021 года составляет 12 792 рублей. На протяжении нескольких лет сумма минимальных выплат работникам рассчитывалась исходя из величины прожиточного минимума, установленного в стране или регионе. Однако в 2021 году будет действовать другая методика: сумма выплат будет рассчитываться, опираясь на медианную заработную плату, а не на прожиточный минимум.

Система денежного поощрения труда за отработанные часы преимущественно используется, когда нормировать работу сотрудников или сотрудника довольно сложно. Поэтому фиксированная стоимость часа и количества фактически потраченного времени дает возможность наиболее точно рассчитать зарплату. Это позволяет избежать работодателю переплат за отсутствие работника на месте по разным причинам.

В то же время такая система выгодна тем, кто занят на неполном рабочем дне или по совместительству.

У оклада есть много общего со ставкой. Должностной оклад – это величина оплаты за труд, устанавливаемая на выбранный промежуток времени. Нужно научиться различать термины и их значение, чтобы правильно оценивать работу и рассчитывать трудовой доход.

Общей характеристикой является то, что с помощью этих величин определяется минимальный заработок человека, ниже которого выплата невозможна. Несмотря на это, различия между терминами существенные:

  1. Оклад подразумевает точную денежную сумму, устанавливаемую за месяц работы при условии исполнения работником ожидаемых согласно должности видов труда. У тарифной ставки значение определяется как фиксированная выплата за исполнение назначенной нормы определенного уровня сложности за конкретный период времени – час, день, месяц.
  2. На величину оклада влияет квалификация человека, работающего в конкретной должности. Ставка по тарифу предполагает зависимость от разряда, которым владеет сотрудник на данном предприятии.

Таким образом, оклад определяется согласно должности и достигнутой квалификации работника, исходя из полученного образования и стажа. Для ставки более важна сложность выполняемых заданий, интенсивность трудового процесса, условия занятости и важность действий.

Минимальная заработная плата не может быть меньше МРОТ.

Иными словами, региональные власти могут устанавливать в регионе минимальный размер оплаты МЗП выше, чем федеральный МРОТ.

В субъектах РФ, где установлена МЗП, она заменяет федеральный МРОТ.

Некоторые губернаторы устанавливают МЗП, но не все.

Теперь переходим к инструменту, который покажет

Информация таблицы взята из Справочной системы КонсультантПлюс.

Ссылка на информацию, содержащую новый МРОТ на текущую дату найдете под Таблицей.

Субъект РФ Размер минимальной заработной платы, руб. Основание
12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Алтай 12130 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 24.04.2018
Республика Башкортостан 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
в размере, равном МРОТ (12130), увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Региональное соглашение «О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия» от 14.03.2018 N 01.08-010-45/18
Республика Дагестан для работников организаций внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Республики за II квартал истекшего года 12130 Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Республике Дагестан» от 05.10.2017
Республика Ингушетия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Кабардино-Балкарская Республика

МРОТ 2021-2022: в целом по России и по регионам

1) для некоммерческих организаций;

2) для республиканских государственных учреждений и муниципальных учреждений;

3) для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов

12130 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 — 2022 годы (Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 07.07.2020 N 1)
для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики за II квартал предыдущего года 12834
Республика Калмыкия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Карачаево-Черкесская Республика 12130 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Карачаево-Черкесской Республике от 14.10.2019
Республика Карелия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Коми 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Марий Эл 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Мордовия 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Саха (Якутия) в размере не ниже МРОТ (12130) с применением сверх него компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике за III квартал предыдущего года Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2020 — 2022 годы от 30.04.2020
Республика Северная Осетия — Алания 12130 Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
Республика Татарстан (Татарстан) 12130 Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 25.12.2019
для работников Республики, кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики и местных бюджетов 14000
Республика Тыва 12130 без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва с 1 января 2020 года
Удмуртская Республика 12130 (с учетом районного коэффициента 13949,5 руб.) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 19.02.2020

Минтруд разработал новый порядок расчета прожиточного минимума в регионах. Он начнет действовать уже с 2022 года. Теперь прожиточный минимум в субъектах РФ будут определять кратно величине федерального минимума. При расчете будут использовать специальные региональные коэффициенты, размер которых утвердит правительство.

Прожиточный минимум до 2020 года рассчитывался как двойная стоимость потребительской корзины. При этом в корзину входили все продукты, которых, как считалось, достаточно для человека на месяц. Вторая часть – 50% от потребительской корзины – учитывалась на непродовольственные товары, а третья – еще 50% – на оплату услуг.

Однако такой подход вызывал слишком много критики – начиная от состава потребительской корзины (непонятно, почему в нее входили те или иные товары) и заканчивая риском того, что Росстат начнет манипулировать ценами на эти продукты. И с 2021 года вводится новый подход.

Теперь прожиточный минимум составляет 44,2% от медианных доходов в России. А медианные доходы – это такая их сумма, меньше которой и больше которой получает одинаковое количество людей. Как считается, такая схема сделает расчет прожиточного минимума ближе к реальности.

44,2% от средних медианных доходов – это прожиточный минимум на душу населения.

Остальные цифры рассчитываются уже от него:

  • прожиточный минимум для трудоспособного населения – 109%;
  • прожиточный минимум для пенсионеров – 86%;
  • прожиточный минимум для детей – 97%.

Правда, в законе есть одно важное условие – правительство должно установить прожиточный минимум в целом по России до 1 июля. Учитывая, что никто не знает, как вырастет медианный доход до конца года, в расчет идут цифры за прошлый год (что прямо и указано в законе). Соответственно, прожиточный минимум на 2022 год – это 44,2% от медианных доходов населения за 2020 год.

И в Минтруде уже посчитали эти цифры:

  • на душу населения – 11 950 рублей. Это на 297 рублей (2,55%) больше, чем в 2021 году;
  • для трудоспособного населения – 13 026 рублей. Это на 324 рубля больше 2021 года;
  • для детей – 11 592 рубля. Это на 289 рублей больше;
  • для пенсионеров – 10 277 рублей. Это на 255 рублей больше, чем в текущем году.

Это, как утверждает Минтруд, полностью соответствует темпу прироста медианных доходов населения – они составили в 2020 году 27 036 рублей.

Что касается МРОТ, здесь все достаточно просто – меньше этой суммы работники на полную ставку в России получать не могут (хоть и с учетом минус 13% НДФЛ от этой суммы). К тому же, сейчас действует особая шкала страховых взносов для предприятий малого и среднего бизнеса:

  • зарплата в размере МРОТ (из расчета на месяц) облагается взносами по стандартной ставке в 30%;
  • все, что получают работники сверху этой суммы, облагается по льготной ставке 15%.

Повышение МРОТ означает, что малый бизнес в России будет платить больше страховых взносов (с другой стороны, и пенсии в следующем году будут выше).

Однако в случае с прожиточным минимумом все сложнее – для большинства расчетов он применяется с учетом региона. Это означает, что в каждом регионе прожиточный минимум (во всех 4-х вариантах) рассчитывается самостоятельно.

И рассчитывается прожиточный минимум по таким правилам:

  • для каждого региона установлены коэффициенты относительно общероссийского показателя. Например, прожиточный минимум в Москве равен 1,2 от общероссийского, а в Санкт-Петербурге – 1,09. Самый большой показатель в Чукотском АО – 2,61, а самый маленький – в Липецкой и Тамбовской областях – 0,83;
  • для регионов до 2025 года действует переходный период, когда они могут использовать прежнюю методику расчета, основанную на уровне цен;
  • если рассчитанный по новым правилам прожиточный минимум меньше, чем рассчитанный по прежним, регион вправе установить прожиточный минимум по прежним правилам;
  • регион может установить прожиточный минимум выше, чем требуется (то есть, правила оговаривают его минимальную величину).

Соответственно, право на социальные выплаты (буквально все детские пособия привязаны к прожиточному минимуму), право на социальную доплату к пенсии, и многие другие социальные выплаты будут зависеть от величины прожиточного минимума, утверждаемой органами власти регионов, а не правительством России.

Ниже мы представляет таблицу коэффициентов дифференциации для расчета прожиточного минимума в регионах в 2022 году.

В постановлении правительства от 30.06.2021 года указано, что величина прожиточного минимума в следующем году составит 11950 рублей. Соответствующий документ опубликован 01.07.2021 года на официальном Internet-портале правовой информации.

В документе говорится, что с 01.01.2022 года размер прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ составит 11950 рублей. Причем для трудоспособного населения он будет равен 13026 рублям, для пенсионеров – 10277 рублям, для детей – 11592 рублям. Постановление вступит в силу 01.01.2022 года и будет действовать до конца года.

Как известно, сейчас МРОТ и прожиточный минимум устанавливаются в соотношении с медианной заработной платой и медианным среднедушевым доходом. Так, МРОТ равен 42% медианной зарплаты, которую рассчитывает Росстат. А прожиточный минимум составляет 44,2% медианного среднедушевого дохода.

В начале лета Минтруд представил предварительные расчеты, по которым МРОТ в будущем году составит 13617 рублей. Согласно данным Росстата, в 2020 году медианный доход вырос до 27036 рублей (+2,5% по сравнению с 2019 годом), а медианная зарплата достигла 32422 рублей (+6,4% по сравнению с 2019 годом).

Напомним, прожиточный минимум применяется при оценке нуждаемости россиян в получении государственной социальной помощи и других мер поддержки. В свою очередь, МРОТ определяет минимальную зарплату, на которую может рассчитывать работающий на полную ставку сотрудник.

Первоначально Госдума рассматривала проект закона по повышению МРОТ в 2022 году до 13 617 руб. Но Президент РФ заявил, что в ближайшее время будут внесены корректировки о повышении МРОТ и прожиточного минимума, а потому попросил придержать этот законопроект во втором чтении.

По Конституции РФ минималка по оплате труда не должна быть меньше прожиточного минимума. И его, и МРОТ планируется повысить в 2022 году на 8,6%, что составит примерно 1 100 руб. Получается, МРОТ в следующем году — 13 890 руб.

Федеральный МРОТ в 2022 году будет 13 890 руб. Минималка по регионам и отраслям может иметь другие значения, но обязательно должна быть не меньше федерального МРОТ.

Субъекты РФ имеют право устанавливать свою величину минимальной зарплаты — через специальные региональные соглашения. Обычно региональная минималка по оплате труда больше федеральной (ст. 133.1 ТК).

По некоторым сферам экономики региональные власти устанавливают отдельные минимумы по оплате труда, которые указываются в отраслевых соглашениях. Их тексты публикуются на сайте Минтруда, а также в журналах «Социально-трудовые исследования», «Бизнес России» и в газете «Солидарность».

Важно! Региональный МРОТ не может быть меньше федерального. На эту величину начисляется региональный коэффициент и процентная надбавка (Постановление КС от 07.12.2017 г. № 38-П). Также при проверке МРОТ не учитываются доплаты за сверхурочные часы, за работу в праздничные и выходные дни, если работник трудился за пределами обычной продолжительности рабочего времени. Доплаты за совмещение, расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы также не включаются в расчет (Постановление КС от 11.04.2019 г. № 17-п, Письмо Минтруда от 04.09.2018 г. № 14-1/ООГ-7353).

Повышение зарплаты до нового размера МРОТ можно произвести одним из двух способов:

  • Повышение окладов.

Такой способ является весьма трудоемким. Каждый раз, когда МРОТ или минимальная зарплата изменяются, требуется издавать приказ о повышении зарплаты, а также вносить корректировки в трудовые договоры, штатное расписание и другие кадровые документы, в которых указывается размер окладов.

  • Указание доплаты в локальном документе.

К примеру, его можно указать в отдельном приказе или Положении об оплате труда. МРОТ или минимальную оплату сравнивают не с окладом, а с начисленной зарплатой (окладом + надбавками и иными выплатами).

Второй вариант проще и удобнее, т.к. не требуется корректировать кадровые документы каждый раз, как изменяется минималка. При этом можно один раз установить компенсационную доплату до МРОТ, к примеру, в Положении об оплате труда. Не нужно будет издавать каждый раз приказы, когда назначается доплата. Она будет начисляться автоматически при выявлении отрицательной разницы при сравнении с региональным МРОТ (к примеру, если ведется сравнение с минималкой по региону).

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *