Система антимонопольного законодательства российской федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система антимонопольного законодательства российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важность изучения судебной практики объясняется еще и тем обстоятельством, что зачастую формулируемые в антимонопольном законодательстве запреты и предписания носят ситуационный характер. При этом приводимые перечни действий (бездействия) имеют открытый и неисчерпывающий характер.

В каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке.

Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, который позволяет существенно снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве, в частности, этому способу уделяется наибольшее внимание.

Антимонопольная деятельность и антимонопольное законодательство в России сегодня

Деятельностью, прямо противоположной конкуренции является монополистическая деятельность. Она предполагает отсутствие возможности продвижения на рынок иных субъектов и полностью нивелируют конкурентную среду. Как следствие — отсутствие прогресса, установление произвольно цен и тарифов на предлагаемые товары, работы или услуги, стагнация рыночной экономики.
Такое же разрушительное воздействие на экономическую сферу оказывает недобросовестная конкуренция. Общественные отношения в области конкуренции необходимо регламентировать законодательно для утверждения определённых норм, нарушение которых может повлечь юридическую ответственность. С этой целью создана система антимонопольного законодательства.

Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев.

В Уголовном кодексе РФ, как и ряде других кодифицированных нормативно-правовых актов, предусмотрена уголовная ответственность в связи с нарушением антимонопольного законодательства. Так, предусмотрена ответственность за заключения хозяйствующими субъектами (конкурентами) соглашения, направленного на ограничение конкуренции.
Ранее хозяйствующий субъект с долей рынка менее 35 процентов не являлся монополистом. Закон предусматривает возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта и с меньшей долей рынка.

Ю. Развитие системы антимонопольного законодательства в России // Таврический научный обозреватель. 2016.

Антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Необходимо заблаговременное создание системы мер противодействия монополиям (то есть создание четкого антимонопольного законодательства).

Антимонопольное законодательство способствует поддержанию конкурентной среды между субъектами, снижает влияние монополий, создаёт оптимальные условия для развития рыночных отношений и повышения благосостояния граждан.

Изменен подход к определению случаев, когда хозяйствующие субъекты обязаны уведомлять антимонопольный орган. Законодатель отказался от антимонопольного контроля в отношении создания, слияния, присоединения некоммерческих организаций, а также изменения состава участников таких организаций.

Антимонопольное законодательство

Целью этого закона является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Являясь основным инструментом регулирования экономических отношений, антимонопольный закон в Российской Федерации выделен в отдельную отрасль законодательства, использует административные, конституционные, гражданские и уголовные нормы права. Применяется закон на разных уровнях общественных формирований: федеральном, муниципальном или в отношении к отдельным субъектам.
Арбитражные суды, рассматривающие споры, не связаны положениями такого рода писем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 АПК подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Все услуги доступны по Москве, Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Казани, Краснодару, Красноярску, Перми, Екатеринбургу, Новосибирску, Ростову-на-Дону, Челябинску, Уфе, Самаре и другим городам России.

Антимонопольное законодательство за рубежом

Разграничиваются виды действий и сделок, на осуществление которых требуется разрешение антимонопольного органа, и об осуществлении которых необходимо уведомить антимонопольный орган. Расширен перечень случаев, когда требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта.

Письма ФАС России с разъяснениями, рекомендациями, обобщениями и аналитическими материалами по практике применения законодательства, адресованные неопределенному кругу лиц, не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Информация о принятии (применении) внутреннего акта (внутренних актов), указанного в части 2 настоящей статьи, размещается хозяйствующим субъектом на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Письма ФАС России с разъяснениями, рекомендациями, обобщениями и аналитическими материалами по практике применения законодательства, адресованные неопределенному кругу лиц, не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

И хотя конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности, средством регулирования основных экономических процессов, удовлетворения интересов потребителей, следует признать правомерным положение о том, что конкуренция не способна к саморегуляции в должной мере.

Принят закон об антимонопольном комплаенсе

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Экономика конкуренцией признает соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности, то есть цивилизованную легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Гражданский Кодекс устанавливает, что никто не может получать преимущества из собственного недобросовестного или незаконного поведения. Кроме того, определено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории страны.

Согласно п. 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельно­сти или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Эти законы содержат нормы, непосред­ственно направленные на защиту конкуренции (например, Федераль­ный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на защиту прав потребителей.

Кроме анализа рыночных отношений и отслеживания изменений, происходящих в экономике, антимонопольный закон РФ активно применяет ряд запретительных мер.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния.

Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.

Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Антимонопольное законодательство — это совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность хозяйствующих субъектов и направлены на создание, развитие, поддержание конкурентной рыночной среды, а также пресечение и предупреждение антиконкурентной практики.

К таким соглашениям относятся соглашения об ограничении торговых надбавок на продукты питания первой необходимости с ведущими сетевыми компаниями, соглашения об установлении предельной отпускной цены на продукты питания первой необходимости и т.п.

Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: что это

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.

Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России уполномочена издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

В основе антимонопольного законодательства, как и других отраслей права, заложены нормы Конституции РФ, которые определяют сущность конкуренции, единое экономическое пространство и единый рынок. Конституция также устанавливает тот факт, что любой антимонопольный закон относится по своей сущности к числу федеральных.

Предписание о таком согласовании выдается хозяйствующему субъекту по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *