Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласие местоположения границы земельного участка бланк в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Конфликты, связанные с межеванием, чаще всего возникают по причине ошибочных данных в документации собственников, которые противоречат действующей кадастровой базе. Сюда относятся:
- постановка объекта на государственный учет без проведения процедуры земельного межевания;
- технические ошибки при закреплении местоположения участка, допущенные по невнимательности специалистов;
- самовольный захват земли без уведомления соседей;
- несогласованный раздел наследуемого имущества без проведения процедуры межевания;
- купля-продажа участка без надлежащего оформления.
Согласование границ земельного участка
Согласование границ надела необходимо в случае возникновения конфликта между соседями, когда кто-то из них хочет расширить свою территорию. Процедура проводится в мирном или судебном порядке и оформляется документально.
Обязательно уведомите собственников прилегающих участков о процедуре, сохраните второй экземпляр уведомления. Он может понадобиться для суда.
Не осуществляйте незаконные действия: не подделывайте подписи соседей и не захватывайте землю самовольно. Эти действия оспорят через суд.
Обязанность по контролю за крайними точками участков земли возложена на кадастровых инженеров. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и имеющие соответствующие государственные свидетельства.
В перечень полномочий кадастровых инженеров включены:
- право на ознакомление с документами, удостоверяющими личность собственников земли;
- право на проверку правоустанавливающих бумаг;
- возможность предоставлять собственникам земли межевой план и давать по нему необходимые разъяснения;
- устанавливать границы земельных участков, подлежащих согласованию;
- проводить собственно согласовывающие мероприятия.
К участникам согласования причисляются все заинтересованные лица:
- владельцы земельных территорий;
- граждане обладающие правом наследования земли;
- люди, имеющие законную возможность бессрочного пользования землей;
- те, у кого земельные участки находятся в официально оформленной временной аренде.
В отношении каких земель согласование проводится не должно
В законодательстве однозначно указаны зоны, границы которые не подлежат разграничению. К ним относятся:
- сельскохозяйственные угодья некоторых отдаленных районов РФ;
- леса и особо охраняемые территории;
- участки, границы которых уже обозначены размещенными на них линейными и иными искусственными или природными объектами.
Акт согласования границ земельного участка
Ситуации, когда один из владельцев земли не согласен с крайними точками своего участка встречаются не так уж и редко.
Закон предусматривает право на оспаривание в суде определения границ.
Правда для этого необходимо заручиться надежными подтверждающими документами. В результате судебных разбирательств возможно последующее дополнительное уточняющее межевание земель.
- Сначала посередине документа пишется его наименование и ставится номер (по необходимости).
- Далее указывается кадастровый номер участка, границы которого согласовываются, его площадь, а также даются сведения о собственнике.
- После этого в специальную табличку вносится информация о согласовании:
- указывается знак, обозначающий размежевание;
- вписывается номер смежного участка и данные о его владельце;
- вносится отметка, если согласование происходило с лицом, действующим по доверенности;
- подпись собственника соседнего участка.
По мере надобности в таблицу можно внести и любые другие дополнительные сведения.
- Далее в акте обязательно следует зафиксировать информацию о том, что разногласий по согласованию между владельцами соседних участков нет. Если же таковые были, это нужно также обозначить и одновременно написать, какое в связи с этим было принято решение (разбирательство в судебной инстанции, добровольное дополнительное межевание и т.п.).
- В завершение документ подписывается всеми участниками процедуры согласования.
В каких случаях проводится процедура согласования местоположения границ земельных участков?
Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.
Установление границ на местности не разрешается в случае, если:
— земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
— подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в ЕГРН, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
— подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
Какие заинтересованные лица вправе участвовать в процедуре согласования?
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
— собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, или казенным предприятиям – в постоянное (бессрочное) пользование);
— пожизненного наследуемого владения;
— постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
17. В наименовании документа «Карта-план территории _______________» указывается кадастровый номер кадастрового квартала или перечень кадастровых номеров смежных кадастровых кварталов, являющегося или являющихся территорией, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, а также дата подготовки кадастровым инженером (кадастровыми инженерами) окончательной редакции карты-плана территории, представленной для утверждения заказчику комплексных кадастровых работ.
18. В реквизите «1» пояснительной записки приводятся сведения о заказчике кадастровых работ — полное наименование органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, сведения об утверждении карты-плана территории — реквизиты (дата, номер, наименование) акта органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя об утверждении карты-плана территории.
Копия акта об утверждении карты-плана территории включается в состав Приложения.
19. В реквизите «2» пояснительной записки указываются следующие сведения о кадастровом инженере:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии отчества);
2) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (СНИЛС);
3) контактный телефон;
4) адрес электронной почты и почтовый адрес, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером;
5) наименование саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер;
6) номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность;
7) сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, которое заключило договор подряда на выполнение кадастровых работ, адрес местонахождения юридического лица.
20. В случае если комплексные кадастровые работы выполнялись несколькими кадастровыми инженерами, в реквизите «2» пояснительной записки последовательно приводятся сведения обо всех кадастровых инженерах, выполнявших комплексные кадастровые работы.
В этом случае карта-план территории в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью каждого кадастрового инженера, выполнявшего комплексные кадастровые работы.
21. В реквизит «4» пояснительной записки включаются сведения о документах, на основании которых подготовлена карта-план территории, а также о документах, использованных при подготовке карты-плана территории (наименование и реквизиты таких документов). Первыми включаются сведения о документах, на основании которых подготовлена карта-план территории.
В отношении использованных при подготовке карты-плана территории картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов указываются масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления.
В отношении использованных при подготовке карты-плана территории сведений о геодезической основе указываются:
для пунктов государственной геодезической сети — наименование и реквизиты документа о предоставлении пространственных данных и материалов, находящихся в федеральном фонде пространственных данных, либо реквизиты кадастрового плана территории, содержащего сведения о соответствующих пунктах;
для пунктов опорной межевой сети — реквизиты кадастрового плана территории, содержащего сведения о соответствующих пунктах.
22. В реквизите «5» пояснительной записки указываются сведения о геодезической основе Единого государственного реестра недвижимости (государственной геодезической сети или опорной межевой сети), которые применялись при выполнении комплексных кадастровых работ:
1) система координат;
2) название пункта и тип знака геодезической сети;
3) класс геодезической сети;
4) координаты пунктов;
5) сведения о состоянии наружного знака пункта, центра пункта и марки.
В реквизите «5» пояснительной записки должны быть указаны сведения не менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети, использованных при выполнении кадастровых работ.
В графах «6» — «8» реквизита «5» пояснительной записки указываются дата выполненного при проведении комплексных кадастровых работ обследования состояния наружного знака пункта, центра пункта и марки, слова «сохранился», «не обнаружен» или «утрачен» в зависимости от состояния такого пункта.
23. В реквизите «6» пояснительной записки указываются следующие сведения о средствах измерений:
1) наименование прибора (инструмента, аппаратуры);
2) сведения об утверждении типа средств измерений (номер в Государственном реестре средств измерений, срок действия свидетельства);
3) реквизиты свидетельства о поверке прибора (инструмента, аппаратуры).
24. В реквизите «7» пояснительной записки по усмотрению лица, выполняющего комплексные кадастровые работы, указывается информация о выполнении комплексных кадастровых работ (например, если необходимо дополнительно обосновать результаты комплексных кадастровых работ). Пояснения вносятся по каждому разделу, включенному в карту-план территории (в последовательности включения сведений об объектах недвижим��сти в соответствующий раздел карты-плана территории).
Росреестра от 03.09.2020 N 14-11440/20
АКТ СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ
_____________________________________________________________________________________________________________
(номер кадастрового квартала (номера смежных кадастровых кварталов), являющегося (являющихся) территорией, на
которой выполняются комплексные кадастровые работы)
Всего листов ____ | Лист № ____ | ||||
---|---|---|---|---|---|
№ п/п | Обозначение характерной точки или части границы | Отметка о согласовании (согласовано/спорное) | Кадастровые номера или обозначения смежных земельных участков | Сведения о лице, представившем возражения | Реквизиты вступившего в законную силу судебного акта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Требования к подготовке акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ (далее — Акт согласования) устанавливают правила оформления Акта согласования.
2. Акт (акты) согласования местоположения границ земельных участков, являющихся объектами комплексных кадастровых работ и расположенных в границах территории выполнения этих работ, оформляется (оформляются) согласительной комиссией в форме документа на бумажном носителе.
Акт (акты) согласования заверяется (заверяются) подписью председателя согласительной комиссии и оттиском печати органа местного самоуправления городского округа или поселения, которым сформирована согласительная комиссия (при наличии такой печати). Акт согласования, оформленный на нескольких листах, прошивается и скрепляется подписью председателя согласительной комиссии и оттиском печати органа местного самоуправления городского округа или поселения, которым сформирована согласительная комиссия (при наличии такой печати), на обороте последнего листа Акта согласования.
3. В графе «2» Акта согласования приводится обозначение характерной точки или части границы земельного участка в соответствии с обозначением в графической части карты-плана территории (например, 1, н1У, 1-2, н1У-2), местоположение которых уточнено и подлежит согласованию согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»*.
4. В графе «3» Акта согласования указываются слова:
«согласовано» — если:
возражения относительно местоположения характерной точки или части границы земельного участка не представлены заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
возражения относительно местоположения характерной точки или части границы земельного участка представлены, но в соответствии с заключением согласительной комиссии о необходимости изменения карты-плана территории карта-план территории доработана с учетом таких возражений (возражения сняты);
местоположение такой характерной точки или части границы установлено на основании вступившего в законную силу судебного акта в связи с рассмотрением земельного спора о местоположении границ земельного участка;
«спорное» — если:
заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», представлены возражения относительно местоположения характерной точки или части границы земельного участка, и такие возражения не были сняты при комплексных кадастровых работах;
возражения относительно местоположения характерной точки или части границы земельного участка представлены, но в соответствии с заключением согласительной комиссии изменение проекта карты-плана территории признано нецелесообразным в связи с необоснованностью таких возражений, за исключением случаев, если земельный спор о местоположении границ земельного участка был разрешен в судебном порядке.
5. В случае если представлены возражения относительно местоположения хотя бы одной характерной точки границы земельного участка и такие возражения не были сняты при комплексных кадастровых работах, местоположение всех частей границ, для которых такая характерная точка является общей, считается спорным.
6. В графе «4» Акта согласования указываются кадастровые номера или обозначения земельных участков (включая обозначение контура многоконтурного земельного участка), номер земельного участка, входящего в состав единого землепользования, с указанием кадастрового номера такого единого землепользования, для которых указанная в графе «2» Акта согласования характерная точка или часть границы является общей (например, 19:01:010203:123,19:01:010203:124:ЗУ1).
7. Графа «5» Акта согласования заполняется в случае, если местоположение характерной точки или части границы земельного участка является спорным.
В графе «5» Акта согласования указываются следующие сведения о лице, представившем возражения:
в отношении физического лица — фамилия, имя и отчество (при наличии отчества);
в отношении российского юридического лица — сокращенное наименование;
в отношении иностранного юридического лица — сокращенное наименование, страна регистрации (инкорпорации);
в отношении субъекта Российской Федерации — полное наименование субъекта Российской Федерации и наименование органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, уполномоченного представлять интересы субъекта Российской Федерации при согласовании местоположения границ земельных участков;
в отношении муниципального образования — полное наименование муниципального образования (согласно уставу муниципального образования) и наименование органа местного самоуправления, уполномоченного представлять интересы муниципального образования при согласовании местоположения границ земельных участков;
в отношении иностранного государства — полное наименование иностранного государства и наименование лица, уполномоченного представлять интересы иностранного государства при согласовании местоположения границ земельных участков; вид права;
реквизиты всех документов, приложенных к письменным возражениям заинтересованного лица;
адрес правообладателя и (или) адрес электронной почты правообладателя.
8. Графа «6» Акта согласования заполняется в случае, если местоположение характерной точки или части границы установлено на основании вступившего в законную силу судебного акта в связи с рассмотрением земельного спора о местоположении границ земельного участка.
При выполнении комплексных кадастровых работ готовится карта-план территории с необходимыми для учета сведениями об объектах недвижимости, расположенных в границах работ, а также оформляется акт согласования местоположения границ земельных участков.
Утверждены новые формы данных документов, а также требования к их подготовке.
Закреплено, в частности, что если земельный участок, здание, сооружение или объект незавершенного строительства расположен в нескольких зонах картографической проекции, то в реквизитах соответствующих разделов карты-плана указываются координаты характерных точек границ указанных объектов недвижимости в соответствующей зоне. Количество реквизитов должно соответствовать количеству зон.
В акте согласования среди сведений о представившем возражения лице не нужно указывать реквизиты удостоверяющего личность документа (в отношении физлица), ИНН и ОГРН (в отношении юрлица).
До 1 июля 2017 г. для государственного кадастрового учета можно будет представлять карты-планы, подготовленные в окончательной редакции согласно прежним требованиям к их подготовке и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 г.
Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.
Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.
Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.
Компания обратилась за правовой помощью.
Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Следует помнить, что если ответчик не согласен с заключением кадастрового инженера, то суд, скорее всего, назначит строительно-техническую экспертизу (ее еще называют «землеустроительной»). Поэтому, прежде всего, необходимо выбрать соответствующего эксперта, который имеет право на проведение такой экспертизы (обладает аттестатом кадастрового инженера).
Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:
- Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
- Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
- Накладываются ли границы земельных участков друг на друга? Если да, то какова площадь наложения?
- По координатам каких характерных точек необходимо установить местоположение смежной границы между земельными участками?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров» была создана и работает для объединения и поддержания кадастровых инженеров по всей России. Ждем вас в нашей дружной и эффективной команде! СРО кадастровых инженеров России.
Согласование местоположения границ земельных участков
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 362-ФЗ
«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 364-ФЗ
«Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 12.11.2021)
«О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
-
Указ Президента РФ от 12.11.2021 N 650
«О внесении изменений в состав Совета по общественному телевидению, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 617»
-
Указ Президента РФ от 11.11.2021 N 641
«О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»
-
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2021 N 3168-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.03.2021 N 540-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3151-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3150-р
«О проведении 8-го заседания Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству в режиме видеоконференции»
Как сделать межевание земельного участка
Акт согласования границ земельного участка представляет собой документ, регулирующий точные контуры и размер площади надела. Он считается промежуточным документом между осуществлением геодезических работ и разработкой межевого плана (признается его частью).
Акт согласования необходим в следующих ситуациях:
- при образовании нового земельного участка;
- если между соседями возник спор о границах (а межевание ранее произведено не было);
- если лицо регистрирует право собственности на участок, ранее не зарегистрированный в Росреестре должным образом (например, при «дачной амнистии»).
Данный документ:
- помогает избежать споров между соседями по поводу границы участка;
- помогает безошибочно начислить налог на право собственности на участок.
Согласование не производится в отношении:
- лесных массивов;
- ООПТ;
- земель сельхозназначения;
- участков, на границе которых имеется линейный объект.
Во время оформления документа присутствуют не только будущий или действующий собственник, но и соседи, чьи участки являются пограничными, а в некоторых случаях представитель местного самоуправления. Но именно подпись пограничных собственников, точнее, их согласие с установленными границами, является точкой в любом споре.
Важно! В тех случаях, когда производится согласование границ участка садоводческого товарищества, должен присутствовать его председатель.
Согласованию границ посвящены пять основных нормативных актов:
- ст. 39-40 ФЗ № 221 «О кадастровой деятельности»;
- ч. 4 ст. 10 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости»;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 21.11.2016 № 735;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 № 582.
Первый ФЗ является основным регламентом, в котором регулируется, кто проводит межевание, чьи подписи необходимы, каким образом и в какой срок необходимо известить соседей о процедуре и в каких случаях допустимо провести согласование границ без их участия.
Приказ Минэкономразвития № 921 является дополнением к ст. 40 ФЗ № 221, так как утверждает форму межевого плана и сведения, которые в него необходимо включить.
Приказ № 735 устанавливает порядок извещения соседей и иных заинтересованных лиц о проведении установления границ земельного участка.
Статья 10 ФЗ № 218 содержит сведения о ведении Реестра границ, в том числе об утвержденном проекте согласования границ участка.
Приказ № 582 регулирует порядок установления межевых знаков на границах земельного участка.
Межевание территории и согласование границ производится по утвержденным Росземкадастром 17.02.2003 г. Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства.
Процедура согласования проходит несколько этапов:
- Заключение договора с заказчиком о проведении кадастровых работ.
Прежде, чем договор будет заключен, заказчик подает вместе с заявлением следующие сведения:
- копию документа, удостоверяющего личность;
- выписку из ЕГРН, как подтверждение права собственности (или сертификат права собственности, если участок приобретен до 2016 года);
- правоустанавливающие документы на участок (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о получении наследства и т.д.);
- технический паспорт на строения, если они имеются на территории участка;
- кадастровый план, в котором имеются сведения о граничащих участках.
- Информирование соседей.
О форме, по которой происходит извещение, говорилось ранее.
- Проведение собрания и составление акта.
Прежде, чем приступить к составлению акта, кадастровый инженер проверяет документы у заинтересованных лиц, явившихся на собрание, или их представителей. Только после этого он указывает границы и, если отсутствуют возражения, приступает к оформлению документа.
Акт согласования границ составляется на обороте графической части межевого плана.
- Подписи соседей или подача возражений.
В том случае, если лица, участвующие в согласовании, имеют возражения, не согласны с разделением, они должны обосновать свою позицию и оспорить ее либо при повторном проведении межевания, либо в судебном порядке.
Межевые знаки представляют собой указатели, обозначающие границы территории. Они могут быть из металла или дерева, в зависимости от цели их установления.
Типы межевых знаков установлены Приказом Минэкономразвития № 582 и представляет собой:
- тип I – металлическая труба (приблизительно 105 см в высоту), предназначенная для долговременного обозначения границ;
- тип II – деревянный столб (высотой до 115 см), предназначенный для временного обозначения границ;
- тип III – небольшая металлическая марка с табличкой для обозначения, предназначена для кратковременного установления, как правило, у основания сооружений.
В первом и во втором случае необходимо закопать знаки на глубину не менее 80 см.
Лицевая сторона знака должна быть обращена к следующему знаку при движении по часовой стрелке, а надпись должна содержать следующие сведения:
- год закладки;
- номер знака (в соответствии с номером землеустроительного дела);
- иная информация, если она установлена планом.
Также обратите внимание на то, что краска, которой наносятся сведения, должна быть устойчива к воздействию окружающей среды.
Судебные споры о границах земельных участков
После того, как акт будет подписан всеми лицами, он помещается в межевое дело и передается на хранение в Кадастровую службу (Росреестр).
Акт подписывается всеми участвующими в согласовании лицами, а именно:
- приглашенными для участия в процедуре соседями или их представителями;
- кадастровым инженером, составившим данный акт.
Факт возражения указывается не только в акте о согласовании, но и составляется возражающим лицом в письменной форме с обоснованием своего несогласия. Лицу, имеющему возражения, не следует ставить подпись в акте.
Несогласие составляется в простой письменной форме и должно содержать следующие сведения:
- ФИО заявителя;
- кадастровый номер участка, прилегающего к объекту согласования границ;
- суть возражения и обоснования к нему (желательно, документарные доказательства);
- подпись.
Возражение может быть составлено как самим соседом, так и его представителем. Как правило, на основании такого заявления производится повторное межевание территории. Если сосед-заказчик согласования не согласен с этим, необходимо подать исковое заявление в суд по месту нахождения земельного участка (в соотв. со ст. 30 ГПК РФ).
Акт согласования границ составляется кадастровым инженером при участии заказчика данной процедуры и владельцев (или арендаторов) смежных земельных участков. Подпись участвующих лиц важна для предотвращения будущих территориальных споров.
Акт согласования хранится в Росреестре вместе с межевым делом.
К владельцам смежных участков, которые имеют право подписывать акт согласования местоположения границ относятся:
- официальные собственники участка;
- граждане, имеющие право на пожизненное наследуемое владение;
- лица, обладающие правом бессрочного пользования;
- действующие по праву аренды (для участков гос. собственности на период не менее, чем 5 лет);
- представители вышеуказанных лиц, действующие по доверенности.
Не потребуется согласование границ, если к участку прилегает территория государственной границы, водный массив, обрыв, то контуры с этой стороны не устанавливаются.
Ознакомиться с образцом акта согласования границ можно по ссылке ниже.
Оформление акта согласования границ описывается в Приказе Министерства экономического развития РФ от 08 декабря 2015 г. № 921.
Рассмотри структуру данного документа:
- В первой графе указывается кадастровый или условный номер уточняемого земельного участка.
- Площадь земельного участка. Указываются данные уточненного участка после геодезической съёмки объекта.
- Обозначение части границы это характерные (поворотные) точки надела. Как правило, обозначаются как н1, н2, н3 и т.д.
- Горизонтальное положение (S) — техническая информация.
- В данной графе записываем кадастровый номер смежного земельного участка.
- Сведения о лице, участвующем в согласовании.
- В отдельной графе ставится подпись и дата.
- Как проводилось согласование:
- согласовано в индивидуальном порядке;
- извещение вручено под расписку с датой вручения;
- извещение направлено почтовым отправлением с уведомлением с датой вручения;
- извещение опубликовано в газете с источником и датой публикации.
- Если соседи высказали возражения это заносится в графу «Наличие разногласий».
- Сведения о снятии возражений. Возражения решаются путем изменения местоположения границ или в судебном порядке.
- Подпись и печать кадастрового инженера, выполнившего межевание земельного участка.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О кадастровой деятельности», порядок согласования местоположения границ земельных участков данный метод возможен если:
- в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
После того как все заинтересованные лица были оповещены о времени и дне проведения собрания, но не пришли для подписания акта согласования местоположения границ, документ будет считаться согласованным (при отсутствии с их стороны письменного возражения).
Таким образом, кадастровый инженер прикладывает ксерокопию страницы из газеты, подтверждающую надлежащее извещение всех лиц, к межевому плану, записывает его на CD-диск и передает Вам для постановки на кадастровый учёт.
К сожалению, зачастую встречаются ситуации, когда соседи имеют определенные возражения против установленных границ надела. Если они оформили причины несогласия в письменном виде, то данную конфликтную ситуацию решить можно только в судебном порядке.
Примерные формы искового заявления при обращении в суд представлены ниже.
Решение суда об установлении границ земельного участка будет дополнительным документом, который в итоге подается вместе с межевым планом в МФЦ для отправки в Росреестр и постановки на кадастровый учёт и регистрации прав.
В Подольский городской суд Московской области
Адрес: ___________________________Истец: ___________________________
Адрес: ___________________________Ответчик: ___________________________
Адрес: ___________________________ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании результатов межевания недействительнымиДокумент должен быть составлен в официальной форме, который будет отражать нормы оформления актов. Возможно составление в свободном формате заполнения, но непременно следует указать:
- Расположение земельного участка, адрес.
- Информация о владельце.
- Информация о владельцах соприкасающихся участков.
- Повод для составления документа.
- Факт того, что соседние владельцы ознакомлены с расположением земельных границ.
- Информация о том, что соседние владельцы полностью согласны с представленными сведениями.
- ФИО соседей и адреса их участков.
В конце нужно в документе проставить:
- Подписи от всех владельцев смежных земель;
- Подпись от кадастрового специалиста;
- Число.
Многих может интересовать, почему говорится по «новому закону» — это, безусловно, громкое заявление, но таким образом, его называют практически все граждане, включая и сотрудников государственных организаций. По этой причине в данном случае речь будет идти именно «новом законе».
Новшества касаются Федерального закона о Государственном кадастре. В статье №39 указывается, что определение межи между соседскими владениями должны проводиться в обязательном порядке с составлением должного акта и постановки подписей от всех участников данного процесса.
В 2007 году произошло принятие законопроект о ГКН. Теперь владельцы наделов, которые являются инициаторами проведения межевания границ, ответственны за процесс организации и подготовки документа об этом. Еще до 2007 года такое проводить не нужно было и подписание данной бумаги тоже не требовалось.
Однако, такое положение было принято по влиянию главы 17 от Гражданского Кодекса о придерживании имущественных интересов владельцев земли. Поскольку каждая граница относится к обоим хозяевам, то необходимо придерживаться земельных интересов от двух сторон, которые должны соблюдаться составлением документа согласования расположения межи между земельными наделами.
Поскольку такой принцип распространяется лишь на вещные права владельцев наделов, он не предустановлен для соседей, которые владеют своими наделами на другом законном основании. К примеру, люди, которые являются арендаторами земли не обладают правами для подписания документа согласования границ земельных наделов с соседними владельцами, удостоверение обязано проходить только под действием законного владельца, в качестве которого будет выступать муниципалитет.
Определенные варианты рассчитывают дополнение определенных актов вместо подписи владельца земли. Это может быть допущено в том случае, если владелец утратил свою правоспособность, а его правопреемник не обрел эту правоспособность. К примеру:
- Тяжелая болезнь.
- Утраченная дееспособность.
- Пребывание в тюрьме.
- Смерть собственника.
- Исчезновение собственника и невозможность определения его местонахождения.
В подобных ситуациях взамен персональной росписи собственника будет приложен соответствующий документ (выписка из судебного решения), справка из отдела миграционного учета либо выписки из клиники.
Если собственник пребывает за пределами города или страны, то согласие можно отправить по интернету через электронную почту. Однако, когда владелец приедет, соседу понадобится оставить подпись на заполненном бланке согласования земельных границ.
При оформлении заявления необходимо преподнести:
- Правоустанавливающий документ.
- Свидетельство о собственности на земельный участок.
В процессе собрания владельцы соседних участков обязаны подойти с паспортом и свидетельством о праве собственности, из которых кадастровый инженер произведет выписку реквизитов и добавит их в документ согласования.
Разрешено нахождение представителей, которые проводят доверительное управление на основе нотариально удостоверенной доверенности.
Как правило, геодезические фирмы не снимают оплату за согласование, а применяют традиционный ценовой диапазон, выражаемый в определенной фиксированной сумме 5-7 тысяч рублей. Цена межевания находится в зависимости от:
- Населенного пункта, где проводится вся процедура;
- Статус фирмы;
- Категории земельных участков;
- Площадь участков.
Указанная цена распространяется на участки с прямоугольной формой, размером 6-8 соток, которые предоставлены под дачные владения либо земли населенных пунктов.
При сложной форме участка расчет будет проводиться по числу поворотных точек. В таком варианте цены на услуги могут определяться суммировано.
Учитывая нормы, которые предусматривают извещение соседей за 30 дней до подписания акта, порядок согласования местоположения границ земли не осуществляется меньше 30-ти суток, а в преимуществе может достичь 1,5 месяца. Если у фирмы в очереди много клиентов, то исполнение услуги может задержаться.
Особенности согласования с администрацией
Бывают ситуации, когда смежные земли принадлежат муниципалитету. В таком случае необходимо проводить согласование межи земли с администрацией. Этот момент нуждается в соблюдении таких нормативов, как:
- Ответственный за составление акта кадастровый специалист (инженер).
- Он должен персонально донести информацию уполномоченному лицу о принципах и нормах осуществленных расчетов при межевании границ.
- Администрация в лице представителя не может отказать в участии согласования границ участка.
- Если есть отказ от исполнительного комитета, то они должны это предоставить в письменной форме, где объяснят по какой причине отказываются.
Согласование границ земельного участка с административным органом не рекомендовано осуществлять самостоятельно. Это должен проводить кадастровый инженер. Все спорные вопросы и нюансы должны решаться с юристом либо кадастровым специалистом.
Акт согласования границ земельного участка позволяет:
- поставить участок на кадастровый учет;
- оформить его в частную собственность в полном соответствии с российским законодательством (включая ситуации, когда владелец угодья становится его собственником по так называемой «дачной амнистии»);
- пользоваться и распоряжаться землевладением любым не запрещенным законом способом, в том числе совершать сделки по его отчуждению;
- упростить разрешение спорных ситуаций, возникающих с соседями из-за разногласий по границам угодий;
- произвести корректный расчет суммы, взыскиваемой с владельца в качестве налога на землю.
Похожие записи:
-