Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о личном подсобном хозяйстве 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застроиваться фермерскими домами
Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Россиянам запретят держать скот в личных подворьях
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 302-ФЗ, от 21.06.2011 N 147-ФЗ, от 01.05.2016 N 119-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 28.06.2021 N 226-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
21 июня 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
26 июня 2003 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.
2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
3.-4. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ)
5. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 21.06.2011 N 147-ФЗ, от 01.05.2016 N 119-ФЗ, от 28.06.2021 N 226-ФЗ)
6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.
Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
16329
С 2021 года в России вступили в силу новые правила по содержанию КРС и свиней
60753
54004
20813
Фото 7997
Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года
Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства
Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства
Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств
Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств
Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства
Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Одним из видов разрешенного использования земли, которую граждане могут получить в собственность или пользование, является ЛПХ. Расшифровывается, как личное подсобное хозяйство. Это может быть участок в пределах населенного пункта либо за его пределами (полевой надел). В зависимости от этого устанавливаются следующие условия использования.
На приусадебном участке в границах населенного пункта можно:
- выращивать с/х продукцию, выращивать скот и птицу;
- возводить жилой дом, производственные и бытовые постройки.
Закон «О личном подсобном хозяйстве»
Различия наглядно отразим в сравнительной таблице:
Показатель | ЛПХ | ИЖС |
Расположение | В границах населенного пункта (приусадебный участок), за его пределами (полевой участок) | Земли населенных пунктов |
Цель использования | Производство с/х продукции, животноводство. Допустимо возведение некапитальных бытовых строений. Частный капитальный дом можно выстроить только на приусадебном наделе | Строительство частного домовладения и необходимых дополнительных построек |
Коммуникации и инфраструктура | Не всегда организованы | Имеются |
Необходимость получения разрешения на строительство | В рамках «дачной амнистии» можно зарегистрировать дом в упрощенном порядке | Местную администрацию необходимо уведомить о начале строительства и об окончании |
Можно ли оформить постоянную регистрацию в доме? | Да | Да |
Налог на землю | Устанавливается местными властями и не превышает 0,3% | Устанавливается местными властями и не превышает 1,5% |
Кадастровая стоимость | Ниже, чем у ИЖС | Выше за счет наличия инфраструктуры и коммуникаций |
Максимальная площадь надела | Устанавливается местными властями, чаще всего 0,5 га | Не превышает 0,3 га |
Необходимость застраивать | Не устанавливается | Если в течение трех лет строительство дома не ведется, участок может быть изъят, как используемый не по назначению |
Каждый землевладелец участка сельскохозяйственного назначения может перевести его в другую категорию. Эта процедура регулируется ФЗ № 172 от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Ниже представлен алгоритм действий.
Прежде чем подавать соответствующее заявление, потребуется собрать определенный пакет документов:
- общегражданский паспорт – оригинал и копии страниц с фото и регистрацией;
- подтверждение права пользования земельным участком – свидетельство о праве собственности, договор аренды, выписка из ЕГРН и т.д.;
- согласие собственника надела на перевод земли в другую категорию, если заявитель пользуется участком на праве аренды, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения и т.д.;
- кадастровый паспорт (оригинал и копия) или выписка из ЕГРН, где будет указан кадастровый номер участка;
- справку о точных координатах участка – можно получить в геодезической компании;
- справку о нахождении или не нахождении участка в черте населенного пункта.
Как видно из перечня документов, для возможности перевода участка в другую категорию необходима его постановка на кадастровый учет. Если кадастровый номер наделу не присваивался, а границы не были точно определены, потребуется провести межевание.
Это длительная процедура, расходы на проведение которой понесет заявитель. Для проведения межевания необходимо обратиться в Росреестр, МФЦ или геодезическую компанию.
Для подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий отдел муниципалитета или МФЦ. Заявление не имеет установленной формы, но должно включать в себя следующую информацию:
- данные заявителя и собственника;
- кадастровый номер земельного участка;
- категорию земель и целевое назначение, которое зарегистрировано в момент написания заявления (ЛПХ);
- желаемую категорию и вид разрешенного использования (ИЖС);
- причина перевода (строительство жилого дома с последующим постоянным проживанием в нем);
- обоснование права на недвижимость (документ-основание, дающий право действовать).
Контроль и охрана правомерного использования земель находятся под пристальным вниманием государства. Поэтому, причина перевода должна быть уважительной и логически обоснованной.
Пакет документов принимается сотрудником учреждения под расписку. В этой бумаге будет написана дата вынесения решения по делу.
По закону рассмотрение заявления не может затянуться дольше, чем на два месяца. Как правило, именно на этот срок и стоит рассчитывать. Если вопрос решается положительно, заявителю выдается акт о переводе земель в другую категорию. На основании этого документа происходит внесение изменений в Росреестр, а заявителю выдается новая выписка из ЕГРН.
У каждой из категорий земли есть свои положительные и отрицательные стороны.
Категория | Преимущества | Недостатки |
ИЖС |
|
|
ЛПХ |
|
|
Статус личных подсобных хозяйств изменится по новому закону 2020 года.
Номер | 112 |
Дата | 07.07.2003 |
Тип документа | Федеральный закон |
Орган издания | Правительство РФ |
Файлы | Скачать [ Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» ] (размер 0.06 Mb) |
Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
(с изменениями от 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г.) О личном подсобном хозяйстве Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства
Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства
Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
Федеральный закон о личном подсобном хозяйстве действует с 2003 года после принятия его Государственной Думой и все его 11 глав регулируют аспекты деятельности ЛПХ. Земли ЛПХ используются владельцами и членами их семей для ведения хозяйства, ориентированного на удовлетворение собственных потребностей. При этом излишки продукции, произведенные на личном подсобном участке, могут реализовываться собственниками. Коммерческой деятельностью такая реализация по ФЗ № 112 не считается. Наемную рабочую силу владелец ЛПХ по закону неправомочен. Право на ведение ЛПХ у гражданина появляется с момента регистрации собственного земельного участка. Дополнительно ЛПХ регистрировать не нужно. Следует отметить, что законодатель запрещает структурам государственного порядка и органам муниципального самоуправления вмешиваться в деятельность ЛПХ. При этом контроль за ведением ЛПХ на федеральном и муниципальном уровнях все-таки осуществляется, но в рамках оговоренных положениями ФЗ № 112. Кроме того государство оказывает поддержку гражданам, ведущим собственное хозяйство, в том числе и в виде финансовой помощи (статья 6 ФЗ № 112). Подобная деятельность регулируется законом. А именно — 112 ФЗ РФ под названием «О личном подсобном хозяйстве», вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ — это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской. Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели. Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, — это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию). Таковых существует только две категории. Первая из них — земельные участки для личного подсобного хозяйства в черте поселения, то есть приусадебные. Вторая — земельные участки за чертой поселения (полевые). На приусадебных участках производится сельхозпродукция, а также возводятся жилые дома, здания и сооружения бытового, производственного и т. п. назначения. Земельный участок со статусом полевого может быть использован лишь под производство сельхозпродукции без права строительства на нем каких-либо зданий. Госдума приравняла ЛПХ к индивидуальному предпринимательству: покупайте патентыПредельный размер такого участка в случае, когда он предоставляется гражданину в собственность из числа муниципальных или государственных земель, регулируется правовыми нормативными актами местной администрации. Максимальная совокупная площадь всех земельных участков, которую имеет право одновременно иметь в собственности либо другом праве каждый гражданин, установлена согласно закону субъекта РФ. Если совокупная площадь превысила максимально допустимый размер, то в течение одного года с даты возникновения права на «лишний» земельный участок эта территория обязана быть отчуждена гражданином. Другой вариант — в тот же срок следует зарегистрироваться указанному лицу как ИП либо произвести государственную регистрацию фермерского (крестьянского) хозяйства. Все ЛПХ учитываются администрациями поселений и городских округов в своих похозяйственных книгах. Ведутся эти книги согласно информации, которую на добровольной основе предоставляет ведущий ЛПХ гражданин:
Законодательством определено, что покупатель не имеет права удержать с вас НДФЛ и не должен подавать соответствующую справку на вас в налоговую инспекцию. Но порой из-за слабого знания юридических тонкостей приобретающий продукцию может все же подать на вас информацию в налоговые органы о полученном доходе. В этом случае в начале следующего календарного года вам придет извещение о полученном по результатам истекшего года доходе и неоплаченном налоге. Тогда вам предстоит нанести визит в налоговую инспекцию с дачей устных либо письменных пояснений о характере произведенной сделки. Никакие декларации при этом не требуются и сам налог уплачивать, как было уже упомянуто, не предстоит. В случае реализации на рынке выращенной вами продукции применение контрольно-кассовой техники не требуется — она обязательно должна быть лишь у организации или у ИП, которым вы в данный момент не являетесь. Отсюда вывод — если вся совокупность земельных участков в вашей собственности либо аренде не превышает размера, установленного согласно закону субъекта РФ, то данная форма самозанятости — в виде организации ЛПХ — может стать оптимальным вариантом, так как одно из несомненных преимуществ ее — отсутствие регистрации и налогообложения. При этом государственным органам и местной администрации запрещено вмешиваться в деятельность ведущего ЛПХ гражданина, кроме случаев, предусмотренных по закону. В их полномочиях — контролировать соблюдение такими гражданами юридических норм. В шестой статье ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» говорится о том, что использовать в нем возможно приобретенный либо предоставленный с данной целью участок земли, дом жилого назначения, а также прочие здания, сооружения бытового либо производственного характера, включая теплицы. К числу такого имущества относится также все поголовье сельскохозяйственных животных, птицы и пчелы, совокупность сельскохозяйственной техники и инвентаря, оборудования, транспортных средств и т. п. Госдума разрешила фермерам строить дома на сельхозземлях
По данным Бюро национальной статистики, в Казахстане насчитывается 1 636 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые по итогам 2020 года произвели сельскохозяйственную продукцию на общую сумму 2,6 триллиона тенге, внося весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. На долю личных подсобных хозяйств приходится свыше 40% объема валовой продукции сельского хозяйства. То есть, сельчане кормят практически половину страны. Вместе с тем, в ЛПХ занято 3,5 миллиона сельских жителей, которые относятся к категории людей с низким уровнем доходности. При этом, ЛПХ не имеют доступа к современным методам производства, их огромный биологический актив не вовлечен в технологические процессы и их потенциальные возможности не раскрыты. Не имея доступа к мерам государственной поддержки, они вынуждены вести неравную конкуренцию с организованными хозяйствами на внутреннем рынке продовольственных товаров. На данное время в стране сложилась неблагоприятная экологическая, эпизоотическая и санитарная ситуация, причем не только в селах, но и вокруг них. Причина этому – нет четкой регламентации ведения хозяйственной деятельности ЛПХ. В то же время, низкая степень достоверности результатов деятельности ЛПХ в значительной мере влияет на адекватность разработки государственной политики по развитию аграрного сектора экономики и сельских территорий. Сельские жители не имеют возможности для накопления пенсии, не пользуются Государственным фондом социального страхования и Обязательного социального медицинского страхования, а это значит, что уровень их социальной защищенности стоит на низкой ступени. Все это — выдержки из Проекта концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О личных подсобных хозяйствах». Из чего именно состоит Закон и чего ждать от его введения сельчанам, рассказал советник Министра сельского хозяйства, эксперт с большим опытом Толеутай Рахимбеков. По его словам, главные цели разработки Закона две:
«Социальная цель законопроекта заключается в обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан. Она будет достигаться через требования по соблюдению санитарной гигиены внутри населенных пунктов и экологии пастбищ для выпаса скота вокруг населенных пунктов на базе ветеринарно-санитарных и зоотехнических нормативов. Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – это форма деятельности по производству и реализации продукции сельского хозяйства. Она не относится к предпринимательству и не требует регистрации в качестве ИП. Вести его может любой гражданин, совместно проживающие с ним члены семьи и другие граждане. В частной собственности хозяина могут находится:
Продукция, произведённая при ведении ЛПХ, является собственностью хозяев. Они могут распоряжаться ей по своему усмотрению: использовать для личного потребления или на продажу. При реализации сельскохозяйственной продукции хозяину ЛПХ не нужно официально регистрировать свою деятельность и отчитываться перед государством. Так как хозяйство ведётся с целью личного потребления, а не получения прибыли, хозяин ЛПХ не должен уплачивать налог на реализацию продукции. Подоходный налог также не высчитывается. Чтобы освободиться от налогообложения, необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган. Он выдаст справку о том, что продукция была произведена физическим лицом с целью потребления, а не ведения бизнеса. Законодательство допускает несколько вариантов реализации продукции ЛПХ:
Главное условие – постоянное наличие справки от исполкома на то, что продукты были произведены физическим лицом. Правовые отношения и нормы ведения ЛПХ регулируются Гражданским кодексом РБ, Кодексом РБ о земле, а также Законом Республики Беларусь «О ведении личных подсобных хозяйств». Граждане Беларуси, которые желают заниматься хозяйственно-трудовой деятельность, могут получить земельный участок в пользование. Для этого необходимо обратиться в сельский исполнительный комитет по месту регистрации и предоставить заявление. Также требуется указать следующую информацию:
В течение 5 дней государственный орган рассматривает прошение и выносит решение. Если ответ положительный, гражданин получает соответствующее уведомление. Решение об отказе должно быть оформлено в срок не более 10 дней с даты подачи ходатайства. В нём обязательно указываются причины для отказа. В течение 3 дней гражданину высылается копия решения или выписка из него. Существует несколько правил, которые следует учитывать при прошении:
В 2020 году по закону «о личном подсобном хозяйстве», строить на земле, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, можно только хозяйственные сооружения. К ним относятся сараи, загоны для скота и птиц, сооружения для хранения кормов, инвентаря и т.п. Возведение жилого дома на земельном участке автоматически изменяет его целевое назначение. Если гражданин всё же займётся постройкой дома, то официально зарегистрировать его не получится. Объект будет признан самовольным строительством. Кроме того, здание могут снести, а земельный участок изъять из-за использования не по назначению. Строительство дома разрешено только на участках, предусмотренных для соответствующих целей. Чтобы обзавестись жильём недалеко от личного подсобного хозяйства, можно купить участок с целевым назначением под строительство по соседству и размещать капитальное строение уже там. Также при подаче заявления о получении участка под ЛПХ разрешается запросить у исполкома дополнительный участок площадью до 3 гектаров. При покупке земли следует быть предельно внимательными. Если вы приобретаете участок с целью обзавестись загородным домом, то помните, что на земле под ведение личного подсобного хозяйства строить жилой дом запрещено. Изменить назначение земли тоже не получится. В 2009 году Президент издал соответствующий Указ. Поэтому не поленитесь проверить документацию и уточнить целевое назначение участка.
Похожие записи: |