Чем характерна система платон в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем характерна система платон в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

«Платон» — государственная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами (массой свыше 12 тонн) федеральным автодорогам, введена на территории России с 15 ноября 2015 года. Помимо дополнительного финансирования строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений государственная система «Платон» обеспечивает сбор фактической статистики и рост «прозрачности» рынка грузоперевозок.

Тариф «Платона» с февраля 2022 года может увеличиться

Как стало известно из перечня данных, который получили для ознакомления автоконцерны, в систему «Автодата» будут передаваться:

  • навигационные данные (координаты, направление движения);
  • информация о динамике движения (ускорении, нагрузке на ось, срабатывании систем помощи водителю (ADAS)), антиблокировочной и антипробуксовочной систем, сигнализации, экстренного торможения и других);
  • данные о признаках усталости водителя;
  • информация о дорожной ситуации: препятствиях, дорожных работах, медленно движущихся автомобилях.

Оборудование должно собирать эти данные один раз в минуту и каждые 15 минут передавать в систему.

Также каждые полчаса оборудование будет фиксировать информацию о состоянии фар и габаритных огней, срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозов.

В сообщении, которое оборудование будет направлять в «Автодату», также будет информация о самом автомобиле: VIN-номер машины, её категория и экологический класс, грузоподъёмность и идентификатор сообщения.

Отмечу: в проекте закона об «Автодате» прописано, что точный перечень передаваемых в систему данных пропишут в подзаконных актах. Так что пока это лишь предварительные сведения.

Проект закона определяет и тех, кто обязан предоставлять данные. Это:

  • производители автомобилей и их представители;
  • владельцы автодорог и их пользователи — юрлица и ИП, оказывающие транспортные услуги;
  • администраторы систем электронных паспортов транспортных средств (ПТС);
  • операторы государственных и муниципальных информационных систем, которые обрабатывают информацию об эксплуатации дорог и транспорта.

Физлица будут раскрывать данные добровольно и обезличенно. И, возможно, в обмен на бонусы (скидка на ОСАГО или на бензин).

В документе указано, что доступ к части информации для пользователей системы будет платным. Только что это за часть — не указано.

Если данные можно будет использовать для коммерческих целей, то, например, для транспортных компаний потенциальный интерес может представлять информация о потоках грузового транспорта — даже в обезличенном виде.

Эти сведения позволили бы эффективнее выстраивать логистику и сокращать порожние пробеги.

Ещё один позитивный момент для коммерческого сегмента — «обеление» рынка. Если данные через телематику будут прямо с борта автомобиля передаваться в информационную систему, это лишит работы серых перевозчиков с автомобилями без страховки, техосмотра или других документов — регуляторы смогут получать необходимые данные из одного достоверного источника.

Росавтодор обещал с 2022 года публиковать прогнозы по индексации «Платона»

Бизнес пока настороженно смотрит на новый цифровой проект правительства. Впрочем, «Автодата» может быть интересна автоперевозчикам, если они смогут использовать собранные в системе данные. Поэтому важно, чтобы не повторилась история с «Платоном», когда бизнес и общество получают только внешнюю статистику (о собранных средствах и объектах, на строительство и модернизацию которых они направлены), в то время как внутренняя статистика, которая представляет интерес, недоступна.

  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012

ДорИнфо — это информационный портал, целиком и полностью посвященный российским дорогам, тем, кто по ним ездит, и тем, кто их строит.

Здесь вы можете найти актуальную и исчерпывающую информацию о прошлом, настоящем и будущем автодорожной сети, связывающей ключевые города и регионы страны.

На сайте ДорИнфо представлены эксклюзивные отчеты с пошаговым описанием текущего состояния крупнейших автотранспортных магистралей и придорожной инфраструктуры, а также оперативная информация о ремонтных и строительных работах.

Интерактивная информационно-справочная система позволяет получить исчерпывающую информацию по любому интересующему маршруту и заранее спланировать поездку на основе самых свежих и достоверных данных о дорогах России.

Мы знаем все о дорогах, дорожном строительстве и о том, как доехать из Москвы до Магадана, не убив подвеску.

*По итогам конкурса «Дорожный навигатор». Победитель в номинации «Дороги для людей: лучший информационный интернет-проект/портал в дорожной сфере»

Платон предназначен для сохранения и обслуживания федеральных дорог. Поэтому, есть и дороги-исключения:

  • узкоколейные;
  • гравийные;
  • проселочные;
  • второстепенные дороги населенных пунктов;
  • платные трассы – по той причине, что оплата берется уже при использовании такой трассы и используется потом для ее обслуживания. Следовательно, брать дополнительную плату нельзя.

«Платон»: результаты работы и будущее системы

Концессионное соглашение Росавтодора с РТИТС было заключено на 13 лет. Согласно договору, государство выплачивает РТИТС фиксированную сумму в 10,6 млрд руб. в год за эксплуатацию системы. Предполагается, что эти деньги будут составлять лишь часть от собранных «Платоном» средств и не станут нагрузкой для государственного бюджета.

По утверждению генерального директора РТИТС Александра Советникова, в разработку системы было вложено более 29 млрд руб., из которых 27 млрд руб.— кредит Газпромбанка, а остальное — собственные средства акционеров. Перед запуском системы планировалось, что «Платон» позволит пополнить дорожные фонды на 50–60 млрд руб. в год. Однако снижение первоначально установленных тарифов (с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр) значительно снижает потенциальные доходы от системы.

Кроме того, в феврале Минтранс и Минфин предложили законопроект, разрешающий засчитывать плату, внесенную в систему «Платон», в счет транспортного налога, что также может снизить совокупное количество средств, получаемых бюджетом (напомним, что региональные дорожные фонды формируются в том числе за счет транспортного налога).


14 декабря 2015 года Минтранс на своем сайте ответил на рекомендации Совета по правам человека при президенте России относительно «Платона». По мнению ведомства, «плата с грузовиков массой более 12 тонн является адресной и взимается только с тех, кто, во-первых, пользуется дорогами как средством получения прибыли, во-вторых, наносит максимальный вред, и, в-третьих, фактически выезжает на федеральные трассы в коммерческих целях».

Президент Владимир Путин, отвечая 17 декабря 2015 года на ежегодной пресс-конференции на вопрос про систему, отметил, что «все сборы, которые поступают от так называемой системы “Платон”, все 100% идут не кому-то в карман, они идут 100% в дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки. И оттуда все эти сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации».

В тот же день до пресс-конференции его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что «компания-оператор не принадлежит сыну Аркадия Ротенберга. Это совместное предприятие. Собственно, ставя свою подпись под документом, который вы упомянули, конечно, президент детально разобрался в этой теме».

10 марта 2016 года бизнес-омбудсмен Борис Титов на заседании совета по предпринимательству при президенте Татарстана выразил свою точку зрения. «Сейчас никто не говорит об отмене “Платона”, вероятность отмены “Платона” — одна миллионная. Система пошла, она внедрена, затрачены очень серьезные деньги. Когда мы начали этим заниматься, мы поняли, что обратной дороги не будет»,— отметил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей.

Системы, аналогичные «Платону», функционируют и в других странах. В Германии оператором программы является частная компания Toll Collect: плата взимается с грузовиков массой более 7,5 тонны и зависит от количества осей транспортного средства и уровня выбросов: тарифы составляют от 8 до 22 евроцентов за километр (от 6 руб. до 16 руб.). Как и в России, оплата производится с помощью бортовых устройств или через оплату заранее выбранного маршрута.

В Австрии сбором платежей занимается компания ASFiNAG, принадлежащая государству. За каждый километр пути австрийские дальнобойщики должны платить от 15 до 44 евроцентов (от 11 руб. до 33 руб.). В 2015 году ASFiNAG инвестировала около €500 млн в постройку новых дорог и около €485 млн в ремонт уже существующих трасс и поддержание инфраструктуры для сбора средств с грузовиков. В 2010 году ASFiNAG и Toll Collect запустили сервис TOLL2GO, предназначенный для тех, кто использует грузовой транспорт в обеих странах.

В Словакии аналог «Платона» управляется частной компанией SkyToll: сбор взимается с грузовиков массой более 3,5 тонны, однако действует лишь на некоторых дорогах. Тарифы составляют от 9 до 24 евроцентов за километр пути (от 7 руб. до 18 руб.) в зависимости от массы грузовика и соответствия экологическим стандартам.

На пятый год работы «Платон» прошёл через очередную волну информационных вбросов — в частности, сообщений о распространении покилометровой платы на легковые машины, которые стали повторением точно такого же мифа, запущенного на старте госсистемы в 2015 году.

— Госсистема «Платон» создана для соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы только для транспортных средств разрешённой максимальной массой свыше 12 т, — подчеркнули в пресс-службе «Платона» в ответ на сообщения анонимного Telegram-канала «Незыгарь» о появлении на сайте системы раздела для регистрации легковых автомобилей, что якобы свидетельствует о планах по взиманию платы не только с большегрузов.

Эксперты назвали произошедшее вбросом с политической целью — для расширения сферы действия системы нужно в первую очередь изменение законодательства, а не разделов сайта.

— Смотрел сам — нет такого раздела на сайте, — заявил партнёр аналитического агентства «Автостат» и автоэксперт Игорь Моржаретто, взявшийся проверить опубликованную анонимами информацию.

Большинство экспертов сошлись в том, что цель этого вброса — создание горячей темы перед выборами в Госдуму и привлечение внимания 45-миллионной аудитории владельцев частных автомобилей.

Введение платы для легковых автомобилей, по мнению гендиректора аналитического центра «Политген» Ярослава Игнатовского, и сейчас, и в среднесрочной перспективе — несвоевременный шаг.

— Несмотря на то что количество автомобилей увеличивается, а вместе с этим растут и затраты на поддержание автодорожной инфраструктуры, установление платы за проезд для легковых автомобилей грозит социальным напряжением. За передвижение большегрузов платят компании-перевозчики, поэтому расход на «Платон» не бьёт по кошельку самих водителей, — рассуждает он.

Приняв «Платон», Россия пошла по пути мировых тенденций, отметил автоэксперт. Он напомнил о существовании подобной системы в Германии, на опыт которой часто ссылаются в нашей стране.

Так, немецкий Toll Collect только через десять лет работы снизил порог охвата автомобилей грузоподъёмностью с 12 до 7,5 т. Запуск такой системы в Германии обоснован справедливым принципом, обеспечивающим взимание платы за пользование дорожной инфраструктурой с тех видов транспортных средств, которые оказывают бòльшую нагрузку на автомагистрали и используют их в коммерческих целях в отличие от легковых авто, а также стимулированием к повышению экологического класса грузовиков.

Трассы, которые за счёт средств от «Платона» планируется восстановить в течение ближайших двух лет (а это 44 участка федеральных автодорог), станут вдвое шире: двухполосными, более комфортными и безопасными. За этот же период дорожники капитально отремонтируют 100 «платоновских» мостов.

За минувший месяц дорожники завершили ремонт 17-километрового участка трассы М7 «Волга» в Чувашии, где расширили проезжую часть до четырёх полос, а встречные потоки на одном из самых загруженных отрезков магистрали разделили барьерным ограждением. Также Росавтодор расширил до четырёх полос шестикилометровый подъезд к Черкесску на федеральной трассе А165. На оползнеопасном отрезке дороги возвели железобетонную подпорную стену длиной 325 м. Ещё 5 км этой магистрали будет расширено в следующем году. Ежедневно по трассе А165 проезжает более 10 тыс. автомобилей.

До конца следующего года четырёхполосным станет другой участок подъездной дороги к Черкесску длиной 14 км на трассе Р217 «Кавказ». Первые четыре километра отремонтировано уже в этом году.

В середине сентября с месячным опережением на «платоновские» деньги капитально отремонтировали мост на 532-м км федеральной трассы Р228 в Волгоградской области. В нормативное состояние приведены опоры и пролётные строения, а для устройства дорожного полотна применили усовершенствованный асфальтобетон, улучшающий сцепление колёс с проезжей частью, что снизит риски образования колеи летом и разрушения зимой.

В дальнейшем действие «Платона» может распространиться на региональные дороги, полагает автоэксперт Игорь Моржаретто.

— Региональные трассы не менее федеральных нуждаются в ремонте. Часть автомобилей, которые раньше ходили по федеральным трассам, перешли на маршруты по региональным и достаточно сильно их разбили, — посетовал он.

По словам председателя МОЭС Бориса Рыбака, «Платон» расширится в первую очередь на те дороги, статус которых правительство планирует сменить на федеральные, где необходимо обеспечить равный контроль для всех грузоперевозчиков и построить инфраструктуру системы.

— Если примерно 80% федеральных трасс сейчас соответствует стандарту, то из региональных до него не дотягивает и половина. Если дороги сменят статус, то есть надежда, что их качество улучшится, — считает эксперт.

В ближайшие годы, по данным Минтранса России, назначение сменят почти 20 тыс. км региональных дорог — в этом случае протяжённость федеральных трасс превысит 70 тыс. км.

К октябрю объём грузоперевозок восстановился после апрельского падения из-за пандемии коронавируса, отметили в пресс-службе компании-оператора госсистемы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), опираясь на данные индекса «Платона», который публикуется еженедельно и показывает разницу общего пробега грузовиков по федеральным трассам между 2020 и 2019 годами.

— Более того, грузоперевозчики из ритейла, сельскохозяйственной и строительной отраслей, а также логистические компании (сборные грузы) с июля демонстрируют положительные показатели экономической активности по сравнению с прошлым годом, — рассказали «Известиям» в пресс-службе.

Эту статистику использует для контроля ситуации Минэкономразвития, отмечал ранее глава ведомства Максим Решетников. Сейчас плата с большегрузов практически не влияет на стоимость перевозки и не отражается на конечных ценах перевозимой продукции, отметил Борис Рыбак.

— Самые главные расходы в грузовых перевозках — это стоимость топлива и зарплата водителей, а доля расходов от «Платона» незначительна. Кроме того, система взимания платы действует только на федеральных трассах, протяжённость которых составляет пять процентов от всех дорог в стране. Если это переложить на продукты и товары, которые перевозятся, то это меньше, чем одна десятая процента, — пояснил председатель МОЭС.

Влияние платы за федеральные дороги по системе «Платон» на конечную стоимость основных видов промышленной и продовольственной продукции выражается в сотых долях процента (максимально 0,03–0,05%), а для дорогостоящих товаров — тысячные доли процента, подтверждают расчёты завотделом управления перевозками грузов автомобильным транспортом НИИ автомобильного транспорта Ивана Батищева.

Борис Рыбак добавил, что своевременный ремонт автотрасс позволяет повысить скорость доставки и, соответственно, снизить расходы предпринимателей на топливо и ремонт грузовиков.

Министр транспорта России Евгений Дитрих также отмечал, что взимание платы по «Платону» критическим образом не влияет на объём грузовых автомобильных перевозок в период пандемии нового коронавируса.

— Сегодня грузовые автоперевозки сбалансированы. Видим, что объём перевозок на грузовом автотранспорте стабилен, не очень сильно упал по сравнению с прошлым годом, — сказал министр. — Нужно четко понимать, что платоновский платёж для потенциала перевозок решающего значения не имеет.

Система «Платон» достигла важной цели и привела к «обелению» и прозрачности рынка автомобильных грузоперевозок, полагает исполнительный директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. С ней соглашается Борис Рыбак.

— Самое главное, что введение «Платона» изменило рынок автомобильных грузовых перевозок. Он стал менять свою конфигурацию и из абсолютно нерегулируемого, сложившегося таким к 2005 году, превращается в более контролируемый и цивилизованный. Этот рынок важен для России, — подчеркнул собеседник «Известий».

По его оценке, годовой оборот грузовых автомобильных перевозок исчисляется колоссальными суммами: от пяти до шести триллионов рублей. Борис Рыбак добавил, что запуск государственной системы «Платон» стал внешней силой для оздоровления отрасли автомобильных грузоперевозок.

— Именно с этого момента начался абсолютно новый и более высокий уровень конструктивного диалога между рынком и регулятором. «Платон» стал не только способом мониторинга транспортных потоков и сбора средств на строительство дорог, но и стимулом к долгожданному наведению порядка на рынке грузоперевозок. И на сегодняшний день у перевозчиков ожидание в развитии «Платона» как источника данных для корпоративных платформ и дополнительных цифровых сервисов, — заключил эксперт.

Сокращение количества «серых» перевозчиков и как следствие снижение уровня недобросовестной конкуренции –положительный эффект в работе «Платона», отмечают в автотранспортном предприятии розничной сети «Магнит» — компании «Сельта».

— Уменьшение аварийности, улучшение экологической обстановки, отчётность по собранным средствам и их распределению, — перечислил очевидные плюсы «Платона» представитель компании.

Розничная сеть «Магнит» в этом месяце стала победителем IV Национальной премии «Грузовики и дороги» в категории крупнотоннажных перевозок на внутрироссийских маршрутах, сообщается на сайте премии. В тройке лидеров этой номинации и логистическая компания «Деловые линии», в которой также ценят госсистему за результат её работы — улучшение дорожной инфраструктуры.

Статистика госсистемы «Платон» стала одним из критериев отбора лучших грузоперевозчиков.

— Представители госсистемы «Платон» традиционно входят в состав жюри ежегодного конкурса. Ключевым критерием наших оценок являются данные государственной системы «Платон». Мы анализировали сразу несколько параметров: объём парка и его прирост за год, экономическую активность на основе интенсивности движения. Совокупный «флот» отмеченных компаний вырос за год почти на 700 грузовиков, рост пробега по федеральным трассам достигал 10% и более в отдельные месяцы весной в период коронавирусного спада, — пояснил представитель пресс-службы РТИТС.

Данные о количестве передвигающихся 12-тонников по федеральным трассам, полученные от «Платона», используют государственные ведомства и надзорные службы, отметил гендиректор РТИТС, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антон Замков.

— Изначально система «Платон» была интегрирована с налоговой службой, дальше подключились таможенники, МВД, ГИБДД, и в результате сейчас мы получили довольно серьёзный каркас, основанный на сотрудничестве с органами власти, — пояснил «Известиям» Антон Замков.

Однако перевозчики настаивают на продолжении усиления контроля за нарушителями, которые не вносят плату за федеральные дороги.

— Большим цивилизованным перевозчикам, которые отчисляют средства, не нравится, что некоторые ловкачи научились объезжать по региональной трассе или пытаются обойти систему. Те, кто не платит в «Платон», естественно, имеют конкурентные преимущества, они могут установить более низкие тарифы на перевозки, и это портит рынок, — убеждён Борис Рыбак.

По его словам, претензии перевозчиков заключаются в том, чтобы контроль оплаты усиливался.

— Платить должны все, а тех, кто увиливает, нужно наказывать, — подчеркнул председатель МОЭС.

В ближайшие несколько лет контроль за проездом большегрузов будет усиливаться. Соответствующая инфраструктура «Платона» при увеличении протяжённости федеральных трасспополнится 30 автомобилями и 155 дополнительными рамными конструкциями, фиксирующими с помощью специальных сканеров и камер проезд грузовиков круглосуточно, рассказал ранее в интервью «Известиям» гендиректор РТИТС Антон Замков.

Сегодня тариф «Платона» – 2,20 рубля за километр. По законодательству он должен индексироваться раз в год в зависимости от размера инфляции. В июле Федеральное дорожное агентство сообщило, что с 1 февраля 2021 года плата может составить 2,31 рубля за километр.

По поручению Минтранса Росавтодор информирует перевозчиков об изменении стоимости за полгода до индексации. По мнению исполнительного директора СЭЛ Ольги Федоткиной, такое заблаговременное предупреждение важно для бизнеса.

Этот подход обеспечивает спокойное планирование деятельности, прозрачность и предсказуемость инфраструктурного тарифа, пояснила эксперт.

Тариф системы «Платон» могут поднять в 2022 году

Нарушением, зафиксированным системой контроля, является:

  • движение с отключенным или неисправным бортовым устройством;
  • отсутствие денежных средств на расчетной записи;
  • движение без бортового устройства и маршрутной карты;
  • отклонение от маршрута или нарушение сроков начала и окончания движения при оформлении карты;
  • просроченная маршрутная карта.

При выявлении нарушения на владельца транспортного средства налагается штраф 5000 рублей, при повторном допущении – 10000 рублей.

14435

30974

53824

53508

20683

Фото 7927

Фото 6717

В соответствии с законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в законодательство РФ», в редакции закона от 23.06.2014 № 68-ФЗ, с 15.11.2015 запрещен проезд по федеральным трассам авто с допустимой массой более 12 тонн без соответствующей оплаты.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам» расчеты и сбор оплаты возлагаются на специального оператора. Таким оператором на сегодняшний день является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», которое внедрило и использует для этого систему «платы за тонны» — «Платон».

Чтобы определить, попадает ли машина в категорию транспорта, который подлежит регистрации в системе «Платон» и за который нужно вносить оплату за проезд по федеральным дорогам, необходимо определить показатель ее допустимой максимальной массы. В этом помогут технические и регистрационные документы на машину и предложенный выше порядок расчета.

На данный момент система взимания платы предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.

Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.

Плата за пользование дорогами не взимается:

  • пассажирских автотранспортных средств;
  • военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
  • транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.

На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:

  • отсутствия бортового устройства в автомобилей;
  • езды с неисправным или отключённым БУ;
  • когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
  • езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
  • продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.

Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:

  • для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
  • для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.

При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.

«Платон» расшифровывается как «плата за тонны». Это российская система взимания платы, которую собирают с автотранспорта массой свыше 12 т в счет возмещения ущерба, причиняемого дорожному полотну.

С 01.02.2021 по 31.01.2022 размер оплаты с учетом действующего коэффициента и индексации составляет 2,34 руб. за 1 км (3,73 × 5,1 × 125,18 %).

Росавтодор сообщил о возможной индексации тарифа системы «Платон»

Жить нам в таких условиях как минимум до 29 сентября 2027 года, когда закончится срок концессионного соглашения с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» и система «Платон» будет передана в собственность РФ.

Снова вспомним историю. Древнего философа Платона выкупили из рабства друзья-ученики. По концессионному договору размер «базового награждения» РТИТС составляет 10,6 млрд рублей в год, без НДС. Первый гонорар уже, можно сказать, выплатили. Осталось еще двенадцать выплат и стоимость самόй системы (кстати, недостроенной). Итого «Платон» теоретически можно было бы выкупить у его создателей где-то за 180 миллиардов. Но для этого каждый житель нашей страны должен отдать 1230 рублей. Нереально.

Так что будем ездить и платить: собственно за строительство дорог и еще столько же — за то, чтобы была техническая возможность снять с нас эти деньги.

11 сентября 2013 года Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Система взимания платы — СВП).

По условиям конкурса, концессионер должен профинансировать создание и запуск системы взимания платы. Капитальные затраты, по расчетам Росавтодора, должны составить 21,3 млрд рублей. Затраты инвестора за весь срок действия соглашения (13 лет) — 64,3 млрд рублей. Государство намерено компенсировать вклад инвестора, выплачивая ему ежегодно по 11,6 млрд рублей до конца срока действия соглашения.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 278 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 336 и 337 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил, что плата с большегрузов будет взиматься, начиная с 1 ноября 2014 года.

В 2011 году принят федеральный закон № 68-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения — введена статья 31.1.

В соответствии с данной статьей движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

За два месяца до запуска системы «Платон» 20 крупных транспортных компаний направили в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Госдумы Сергея Нарышкина, в котором попросили не взимать штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года. Они пояснили, что на раннем этапе система неизбежно будет сбоить и штрафы будут необоснованными. Авторы письма предупредили, что если просьба не будет выполнена, некоторые компании будут вынуждены приостановить работу, что приведет к транспортному коллапсу и перебоям в снабжении. Оператор «Платона», компания РТИТС, в ответ заявила, что опасения бизнесменов необоснованны — система работает нормально и никаких сбоев не ожидается.

По состоянию на 15 ноября 2015 года было выпущено около 300 тыс. счетчиков для установки на транспортных средствах, тогда как на российских дорогах насчитывается около 2 млн автомобилей весом более 12 т, включая зарубежные.

«Провайдеры говорят о сбоях, 16 ноября сайт системы не работал полдня, – сказали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). – Система дает постоянные сбои. Оформить маршрутные карты даже на несколько машин – задача, требующая терпения. У 50% перевозчиков по Москве и Московской области оплата списывается по тарифу 3,73 рубля вместо названных 1,53 рубля. Деньги списываются несколько раз. Нет возможности добавления в маршрутную карту более трех адресов. Не работает сервис личного кабинета. Нет понимания, сколько и за что взимаются сборы».

Руслан Шанкин, гендиректор автотранспортной компании «Навигатор-М» отмечал, что система не учитывает некоторые тонкости дороги[18].

«Например, один перевозчик столкнулся с тем, что система проложила маршрут по дороге, где высота моста 3,5 метра, а высота автопоездов 4 метра. Если кто-то такой маршрут оформит, ему, возможно, придется объезжать там, где маршрут не прописан. Камера его там сфотографирует, и он будет оштрафован на 450 тысяч рублей. У нас в компании за два дня работы было 20 случаев, когда система «Платон» списывала деньги по 5–7 раз за автомобиль. За день было 20 случаев, когда автомобиль по нашему спутнику проходил 600–700 км, а система списывала, будто он прошел 3–5 тыс. км. И если нам не удастся доказать «Платону», что они неправомерно списали деньги, нам придется идти в суд. А это дополнительные издержки».

В Германии система сбора Toll Collect была введена в 2005 году. Сначала платить за пройденные километры обязали грузовики массой более 12 т, сейчас платить необходимо за автомобили массой более 7,5 т. На сайте Toll Collect можно ознакомиться с картой дорог, проезд по которым подлежит оплате. Контроль над грузовиками осуществляется с помощью специальных приборов OBU.

В Австрии собирать деньги с грузовиков начали в 2004 году. В 2011 году системы сбора средств в Австрии и Германии объединили в транснациональную систему TOLL2GO.

В 2010 году сбор с грузовиков массой более 3,5 т был введен в Словакии. Их передвижения также контролируются бортовым прибором OBU. Система, получившая название Sky Toll, действует только на некоторых участках дорог. Впоследствии оператор Sky Toll начал работу также на дорогах Венгрии. По данным газеты «Коммерсантъ», гендиректор оператора российской системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников в прошлом возглавлял компанию «Оптима Плюс», связанную со словацким оператором Sky Toll. «Оптима Плюс» участвовала в конкурсе на создание «Платона», который в 2014 году был отменен правительством.

Вводится плата за проезд грузовиков и в постсоветских странах. В Белоруссии система оплаты проезда BelToll заработала в 2013 году. За проезд по некоторым дорогам обязаны платить водители грузовиков массой более 3,5 т, а также водители всех машин, зарегистрированных за пределами Таможенного союза. За передвижением автомобилей следят с помощью бортовых устройств[19].

  • Центр управления и мониторинга, включая Центр обработки данных (Единственный дата-центр в собственности государства, который обладает сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III);
  • 138 Центров обслуживания пользователей;
  • Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов;
  • Система мобильного контроля (100 автомобилей);
  • Рамки системы стационарного контроля с установленным оборудованием (в количестве 481 единицы);
  • Интернет-сайт;
  • Колл-центр;
  • Терминалы самообслуживания — около 500 шт.
  • Партнерская терминальная сеть QIWI — 149 тыс. шт.;
  • Бортовые устройства;
  • Маршрутные карты[20].

Изначально планировалось установить тариф системы «Платон» на уровне 3,73 рубля за километр пути, но из-за массовых акций протеста дальнобойщиков его снизили до 1,53 рубля.

Льготный период прошел быстро. В 2019 году тариф повысили уже до 2,04 рубля, в 2020-м — до 2,20 рубля, в 2021-м его увеличат до 2,35 рубля. Дальше стоимость за километр будут индексировать в пределах прогнозируемого уровня инфляции — примерно на 4%.

«Они специально ведут плавную индексацию, чтобы не сильно ощущалось повышение стоимости. Но если задуматься, то тариф с начала действия системы „Платон“ увеличился более чем на 50%», — констатирует Фокин.

В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, перевозчики просят снизить для них налоговую нагрузку. Они отмечают, что работать стало гораздо сложнее из-за ограничений по COVID-19, но важность перевозок в сложившихся обстоятельствах возросла. Поэтому Ассоциация международных автоперевозчиков призывает премьер-министра Михаила Мишустина на 2021 год освободить перевозчиков от уплаты транспортного налога и от взносов в систему «Платон», которые они между собой называют «дорожным оброком».

Среди других требований — обеспечить субсидирование лизинговых платежей и освободить от утилизационного сбора большегрузы определенного класса.

Версия Навального: как зарабатывает оператор системы «Платон»

Владельцам доступно два способа внесения денег на расчетный счет для оплаты через систему «Платон».

Это документ, который оформляется на основании сведений о будущей поездке, которые владелец автомобиля вводит в систему. Это делается разово для каждого конкретного выезда на маршрут. Владелец должен внести в документ следующую информацию:

  • регистрационный знак автомобиля;
  • дату и время формирования документа;
  • срок актуальности карты (с точностью до часа);
  • протяженность маршрута по федеральным дорогам.

Маршрутную карту допускается оформлять любым удобным способом, там же, где и производилась регистрация (на сайте, в терминале самообслуживания, в Центре поддержки, у агента).

Чтобы на маршрутной карте появились внесенные денежные средства, можно воспользоваться такими способами:

  • списать с расчетной записи в системе на сайте «Платона»;
  • путем использования банковской или топливной карты (с помощью электронных платежей через Сбербанк, Киви или самой системы «Платон»);
  • наличными средствами (в Центрах инфоподдержки и в «живых» терминалах, где работают информационные агенты).

По желанию владельца на его большегруз может быть бесплатно установлено специальное устройство БУ-1201 для расчета платы по системе «Платон», производимого автоматически.

Для этого нужно заключить с оператором системы договор, предоставив требующиеся для этого документы. Установить БУ владелец должен сам. Пользование устройством также безвозмездное.

Принцип действия устройства – определение положения авто на трассе посредством навигационной системы ГЛОНАСС/GPS и отправка данных в Центр обработки с определенной периодичностью. Оплата рассчитывается по итогам суток. Когда машина долго стоит, БУ выключается (функционирует в режиме «сна»). Когда авто движется по магистралям, не предусматривающим оплату по «Платону» (участки трассы нефедерального значения, платный автобан), система не включает эти километры в счет.

Пополнение расчетной записи по данным бортового устройства возможно безналичным способом (по предоставленным Оператором реквизитам), с помощью банковских карт, топливной карточки либо наличными. Если на расчетном счете есть достаточное количество средств, они спишутся автоматически.

С 1 марта 2016 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).

Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.

За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:

  • езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
  • ноль средств, внесенных на расчетный счет;
  • съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
  • отклонение по времени или дате (без БУ);
  • продолжение поездки при истечении средств на счету.

За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:

  • 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
  • 10 тыс. руб. – за рецидив.

Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *